Литературная гостиная
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Изучение жизни и творчества И.А Бунина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект

                           Литературная гостиная.

Отечества достойные сыны. Иван Алексеевич Бунин .(1870 – 1953 )

Иван Алексеевич Бунин – одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм – лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Готовясь дома к уроку, читая стихи Бунина вы обратили внимание на музыкальность его произведений.  Мне кажется, стихи Бунина  созвучны музыке Л. Бетховена. Поэтому давайте начнем экскурсию с прослушивания отрывка из “Лунной сонаты”.

(Звучит музыка Бетховена).

Теперь переходим к прослушиванию рассказов учащихся о жизненном и творческом пути писателя. У вас на столах карточки-задания, которые вы должны выполнить в конце урока, поэтому слушайте внимательно, ведите записи в тетрадях.

 Сообщения учащихся

1 учащийся. На русском кладбище Сент-Женевьев- де - Буа под Парижем есть скромная могила с белым крестом из камня.  На надгробии начертано имя-Иван Алексеевич Бунин. “Вещи и дела, аще не написании бывают, тьмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написании же яко одушевленные…”. Духовная жизнь возвысила писателя над хаосом проходящей жизни и обессмертила имя его.

Да, печалью отмечен трудный путь писателя. “Трудный путь” – удел многих великих творцов. Обратимся же и мы к истокам творчества И. А. Бунина  

22 октября 1870 года на Дворянской улице в Воронеже родился мальчик, которого нарекли хорошим русским именем Иван. Его мама, Людмила Александровна Бунина, в девичестве Чубарова, позже рассказывала, что “Ваня с самого рождения отличался от остальных детей”. Уже в его младенчестве она знала, что он будет особенным, ибо “ни у кого нет такой тонкой души, как у него”. Деды и прадеды будущего писателя были родовитыми и богатыми помещиками. Но к тому времени, когда родился Иван, материальное состояние семьи сильно пошатнулось. Его отец, Алексей Николаевич, участник Крымской войны, человек порывистый и беспечный, вёл бурную жизнь кутилы и игрока. Мать была беззаветно предана семье, детям, которых у неё было 9. Тёплую атмосферу в доме создавала она, женщина нежная и душевно тонкая. Из её уст слышал он сказки и стихи русских поэтов, она играла для сына на фортепьяно. Мальчик читал скопленные десятилетиями, с пушкинских ещё времён, книги из богатой домашней библиотеки. “Мать и дворовые любили рассказывать, – от них я много наслушался и песен, и рассказов… Им же я обязан первыми познаниями в нашем богатейшем языке…” Свои детские и юношеские годы будущий писатель и поэт провёл на хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии. “Тут, – писал он, в глубочайшей полевой тишине, среди богатейшей по чернозему и беднейшей по виду природы, летом среди хлебов, подступавших к самым нашим порогам, а зимой среди сугробов, и прошло все мое детство, полное поэзии печальной и своеобразной”.

2 учащийся. Бунин родился поздней осенью, и это время года навсегда осталось его самой любимой темой.

(Учащийся читает стихотворение “Не видно птиц, Покорно чахнет…”).

* * *

Не видно птиц. Покорно чахнет

Лес, опустевший и больной.

Грибы сошли, но крепко пахнет

В оврагах сыростью грибной.

Глушь стала ниже и светлее,

В кустах свалялася трава,

И, под дождем осенним тлея,

Чернеет тёмная листва.

А в поле ветер. День холодный

Угрюм и свеж — и целый день

Скитаюсь я в степи свободной,

Вдали от сел и деревень.

И, убаюкан шагом конным,

С отрадной грустью внемлю я,

Как ветер звоном однотонным,

Гудит-поет в стволы ружья.

1889

 Уже тогда с редкой силой восприятия он чувствовал божественное великолепие мира. «Я всегда мир воспринимал через запахи, краски, свет, ветер, вино, еду – и как остро, Боже мой, до чего остро, даже больно».

На одиннадцатом году Бунина определяют в Елецкую гимназию. “Гимназия и жизнь в Ельце оставили мне впечатления далеко не радостные…” – вспоминал он. После 4 класса он занимался дома под руководством старшего брата Юлия. Единственное, что вынес из гимназии Ваня Бунин, – это собственные стихи о природе, о поэтическом состоянии души, о вере во все светлое и прекрасное:

Позабыв про горе и страданья,

 Верю я, что, кроме суеты,

 На земле есть мир очарованья,

 Чудный мир любви и красоты.

“Ни лицейских садов, ни царскосельских озер и лебедей, ничего этого мне, потомку “промотавшихся отцов”, в удел уже не досталось”,- сознавался  Бунин. Бедность заставила  девятнадцатилетнего юношу покинуть родовое гнездо “с одним крестом на груди”. Из имения Озерки Елецкого уезда Бунин вышел в мир уже с жизненным багажом – знанием народного и мелкопоместного быта, деревенской интеллигенции, с очень тонким чувством природы, с сердцем, открытым для любви. С 1889 года Бунин начинает сотрудничать в газете “Орловский вестник”. Вскоре выходит небольшой сборник стихов, по его оценке, “чисто юношеских, не в меру интимных”. Началом серьезной литературной работы Бунин считал 1893 год, когда в журнале “Русское богатство” появляется его рассказ из сельской жизни – “Танька”. Он приносит Бунину известность в литературных кругах Петербурга. “То, что я стал писателем, вышло как-то само собой, определилось так рано и незаметно, как это бывает только у тех, кому что-то на роду написано”, – вспоминал он в 1927 году.

3 учащийся. В 20 лет к нему пришла любовь. Глубоко, без остатка захватило его чувство к Варваре Пащенко. Эту загадочную страсть трудно объяснить житейской неопытностью. Натура молодой женщины была черствой и расчетливой, и кажется, она не была привлекательна даже внешне. Любовь слепа. Отец девушки весьма состоятельный и практичный человек, врач, был против брака с Иваном Алексеевичем, считая его “не парой дочери”. Варвару, как и ее родителей, отпугивала бедность Бунина. Она отвергла предложение Бунина обвенчаться тайно, но жила с ним как жена почти 5 лет. А в это время тайно встречалась с молодым и богатым помещиком Арсением Бибиковым, за которого потом и вышла замуж. Но стремление к любви нашло свое  воплощение в его поэзии.

(Учащийся читает стихотворение “Мы рядом шли, но на меня…”).

Мы рядом шли, но на меня

Уже взглянуть ты не решалась,

И в ветре мартовского дня

Пустая наша речь терялась.

Белели стужей облака

Сквозь сад, где падали капели,

Бледна была твоя щека

И, как цветы, глаза синели.

Уже полураскрытых уст

Я избегал касаться взглядом,

И был еще блаженно пуст

Тот дивный мир, где шли мы рядом

В 1898 году Бунин отправляется в Одессу, где сближается с кружком южнорусских художников, заводит  много знакомств, внезапно и быстро, всего после нескольких дней знакомства, женится на Анне Николаевне Цакни, дочери издателя и редактора газеты “Южное обозрение”. Брак оказался недолговечным. Разрыв произошел по настоянию жены. По всей видимости, эта вторая печальная история не менее потрясла Бунина. “Ты не поверишь, – писал он Юлию в конце 1899 года, – если бы не слабая надежда на что-то, рука бы не дрогнула убить себя.… Как я люблю ее, тебе не представить…”

Уже после разрыва, в 1900 году, у Бунина родился сын, которого назвали Николаем. К сыну Бунин был очень привязан, но видеть его мог не часто. Этот очаровательный ребенок в пятилетнем возрасте умер от менингита. Больше детей у Бунина не было. Он чувствовал, что не создан для семейного очага и что должен идти своим путем, который не принесет денег и славы, но даст возможность “оставить по себе чекан души своей и обозреть красоту мира”.

4 учащийся. Классическая проза Бунина - прозаика началась с “Антоновских яблок», хотя известно, что Бунин начал свой путь в литературе как поэт. Многочисленные отзывы вызвал  сборник стихов «Листопад», вышедший   в начале 1901 года, Так  А.  И. Куприн писал о “редкой художественной тонкости” в передаче настроения. А. А. Блок признал за Буниным право на “одно из главных мест” среди современной русской поэзии. “Листопад” и перевод “Песни о Гайавате” Г. Лонгфелло были отмечены Пушкинской премией Российской Академии наук (19 октября 1903 года). Он трижды удостаивался высшей литературной награды, а в 1909 году был избран почетным членом Академии наук “Когда я буду писать отзыв о Вашей книге стихов, я…буду сравнивать Вас с Левитаном, которого тоже горячо люблю, которым наслаждаюсь всегда… Чего желал бы я…Вашему перу – твердости! Т.е. – бодрого духа, радости душевной. Засиять бы Вам однажды, в стихах, улыбнуться бы весело людям”, – писал М. Горький о “Листопаде”.

Прикосновение к богатствам природы воодушевляет героя лирических произведений И.А.Бунина.  Природа становится источником его вдохновения

 (Учащийся читает стихотворение “Еще и холоден и сыр…”).

Еще и холоден и сыр

Февральский воздух, но над садом

Уж смотрит небо ясным взглядом,

И молодеет божий мир.

Прозрачно-бледный, как весной,

Слезится снег недавней стужи,

А с неба на кусты и лужи

Ложится отблеск голубой.

Не налюбуюсь, как сквозят

Деревья в лоне небосклона,

И сладко слушать у балкона,

Как снегири в кустах звенят.

Нет, не пейзаж влечет меня,

 Не краски жадный взор подметит,

А то, что в этих красках светит:

Любовь и радость бытия.

5 учащийся. С необычайной остротой воспринимает Бунин и торжество жизни, ее красоту и краткость человеческого существования. “Свет незакатный”- так он озаглавит одно из самых проникновенных своих стихотворений.

(Учащийся читает стихотворение “Свет незакатный”).

Там, в полях, на погосте,

     В роще старых берёз,

Не могила, не кости -

     Царство радостных грёз.

Летний ветер мотает

     Зелень длинных ветвей -

И ко мне долетает

     Свет улыбки твоей.

Не плита, не распятье -

     Предо мной до сих пор

Институтское платье

     И сияющий взор.

Разве ты одинока?

     Разве ты не со мной?

В нашем прошлом, далёком,

     Где и я был иной?

В мире круга земного,

     Настоящего дня,

Молодого, былого

     Нет давно и меня!

И. А. Бунин был натурой страстной, любил жизнь, тех, кто творил добро и красоту, ненавидел смерть, тлен, войны, болезни, социальную несправедливость, насилие, жестокость – все, что мешало человеку жить, что нарушало гармонию человека и мира:

20-летним юношей о голодной, нищей и любимой стране он мужественно сказал:

(Учащийся читает стихотворение «Родине»)

Они глумятся над тобою,

Они, о родина, корят

Тебя твоею простотою,

Убогим видом черных хат...

Так сын, спокойный и нахальный,

Стыдится матери своей -

Усталой, робкой и печальной

Средь городских его друзей,

Глядит с улыбкой состраданья

На ту, кто сотни верст брела

И для него, ко дню свиданья,

Последний грошик берегла.

Все входило в душу поэта, все отзывалось в ней.  Чувство родины, языка, истории у него было огромно.

6 учащийся. Размышляя о современном языке, литературе, И. А. Бунин в 1913 году писал: “...испорчен русский язык..., утеряно чувство к ритму и органическим особенностям русской прозаической речи, опошлен или доведен до полнейшей легкости … стих”.

Один из своих заветов Бунин выразил в январе1915 года в простых и благородных строках.

(Учащийся читает стихотворение “Слово”).

Молчат гробницы, мумии и кости,—

   Лишь слову жизнь дана:

Из древней тьмы, на мировом погосте,

   Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!

   Умейте же беречь

Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

   Наш дар бессмертный — речь.

Москва, 1915

Важным событием в жизни И.А.Бунина была встреча в 1907 году с “тихой барышней» – Верой Николаевной Муромцевой. Она окончила естественное отделение Высших женских курсов, владела иностранными языками, увлекалась литературой, искусством. Вера Николаевна сумела создать атмосферу любви, заботы, внимания, скромного самоотвержения, в которой так хорошо жилось и спокойно работалось Бунину. Тридцатисемилетний И.А. Бунин, наконец, обрел семейное счастье.

Писатель тяготел к старой дворянской культуре. Он видел Россию любящими глазами, страдал от потрясений, которые изнутри и извне осложняли ее пути

Войну 1914 года он считал “беспримерной катастрофой”, болезненно воспринимал человеческие страдания, бесчисленные и бессмысленные смерти. Октябрьской революции 1917 года Бунин не принял. « Воцарилось какое-то недоуменное существование», Писатель скорбит о России, “погибшей на наших глазах в такой волшебно краткий срок…”.

           (Учащийся читает отрывок из стихотворения «Темень. Холод. Предрассветный…»)

Темень. Холод. Предрассветный

Ранний час.

Храм невзрачный, неприметный

В узких окнах россыпь красных глаз.

Нищие в лохмотья руки прячут,

С паперти глядят в стекло дверей,

В храме стены потом плачут

Тусклы ризы алтарей.

Обеднела, оскудела паперть.

Но и в храме скорбь и пустота.

Черная престол покрыла скатерть

За завесой царские врата.

Вот подрясник странника-расстриги.

Он в скуфейке, длинный и прямой.

Рыжий ранец, палку и вериги

В храм приносит нагло, как домой.

Вот в углу, где княжий гроб, под красной

Трепетной лампадой, на полу

Молится старушка, в муке страстной

Всю щепоть прижав к челу.

Матушка! Убогая, простая,

Бедная душа! Молись! Молись!

Чуть светает эта ночь глухая,

С теплой верой в сумрачную высь.

Темень. Холод. Буйных галок

Ранний крик.

Древний город темен, мрачен, жалок...

И велик!

1919

7 учащийся. Весной 1918 года вместе с женой Бунин уехал из Москвы на юг России. “Подумать только, – возмущался он в Одессе, – надо еще объяснять то одному, то другому, почему именно не пойду служить в какой-нибудь Пролеткульт! Надо еще доказывать, что нельзя сидеть рядом с «чрезвычайкой», где чуть не каждый час кому-нибудь проламывают голову, и просвещать насчет “последних достижений в инструментовке стиха…”.

В январе 1918 года еще в Москве Бунин начинает вести дневник, продолжает его в Одессе; из дневниковых записей и родилась книга “Окаянные дни”, опубликованная в 20-е годы уже в эмиграции.

Разруха в стране, смена власти на местах, кровопролитие, налеты анархических банд, неопределенность будущего и массовый отъезд интеллигенции за пределы России болью легли на сердце писателя. Неудивительно, что Бунин, как писала Вера Николаевна, был “раздавлен событиями”.

“ Я не хочу стать эмигрантом. Для меня в этом много унизительного. Я слишком  русский, чтобы бежать со своей земли”.

 Решение покинуть Россию приходило нелегко. Иван Алексеевич  все медлил и медлил. Но “ ...убедившись, что наше дальнейшее сопротивление грозит нам лишь бесплодной, бессмысленной гибелью, ушли на чужбину”.

В начале февраля 1920 года на французском пароходе “Спарта” вместе с женой он покинул красную Одессу. Итак, Бунин – добровольный изгнанник: Константинополь, София, Белград. С марта 1920 года – Париж. Несмотря на то, что Бунина во Франции почитали, хвалили, у него однажды вырвались горькие слова: “Как обидно умирать, когда все, что душа несла, выполняла, никем не понято и не оценено по-настоящему!”

8 учащийся. Память о Родине всю жизнь питала его творчество. В Грассе, небольшом городке под Парижем, где жили Бунины долгие годы, были написаны его наиболее значительные произведения. Среди них роман “Жизнь Арсеньева”, за который ему была присуждена Нобелевская премия. В официальном сообщении говорилось: “ Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер ”.

“Талант талантом, а все-таки “всякая сосна своему бору шумит”. А где мой бор? С кем и кому мне шуметь?” – с горечью говорил он. Как вспоминает его жена, больше всего Ивану Алексеевичу хотелось увидеть Родину, чудом вернуть прежнюю, православную Россию. (Учащийся читает стихотворение “В лесу, в горе, родник, живой и звонкий…”).

“Все мы Россию, наше русское естество унесли с собою, и где бы мы ни были, она в нас, в наших мыслях и чувствах”, – писал Бунин.

Чувство Родины особенно сильно проявилось во время войны с гитлеровской Германией. Он не отходил от радио, желал знать правду о продвижении советских войск, делал записи в дневнике.

 Когда немцы оккупировали Францию, материальное благополучие Буниных, и без того относительное, рухнуло. Скромные накопления обесценились, превратились в прах. Почти невероятно, что в этих условиях создавалась одна из лучших книг о Любви! “Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена”, – вот главное, что хотел донести до читателей автор “Темных аллей”. Передавая “Темные аллеи” для публикации в США, И.А. Бунин сказал: “Это книга о любви с некоторыми смелыми местами... она  о трагическом, о многом нежном и прекрасном. Думаю, что это самое лучшее и самое оригинальное из того, что я написал в жизни!”…В полном объеме книга Бунина “Темные аллеи” вышла в Париже в 1946 году.

9 учащийся. С 1947 года  И. А. Бунина не оставляли болезни, и вместе с болезнями и полной невозможностью работать материальные его дела пришли в окончательный упадок. Семья впала в большую нужду. “Все проходит, все не вечно!” – за этими словами – попытка Бунина сохранить мужество. Но ничто не могло заставить его отказаться от мысли о России. Она была в его сердце. “Разве можем мы забыть Родину? Может человек забыть Родину? Она – в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает”.

В письмах и дневниках Бунин говорит о своем желании возвратиться в Москву. Но в старости и болезнях решиться на такой шаг непросто. Не было уверенности, сбудутся ли надежды на спокойную жизнь, на издание  книг.

Учащийся читает стихотворение “Ту звезду, что качалася в темной воде…”).

Ту звезду, что качалася в темной воде

Под кривою ракитой в заглохшем саду,-

Огонек, до рассвета мерцавшей в пруде,-

Я теперь в небесах никогда не найду.

В то селенье, где шли молодые года,

В старый дом, где я первые песни слагал,

Где я счастья и радости в юности ждал,

Я теперь не вернусь никогда, никогда.

В два часа ночи с седьмого на восьмое ноября 1953 года Иван Алексеевич Бунин тихо скончался. От его  жизни осталось высокое, доброе и прекрасное искусство, которое влилось в великую русскую литературу. Оно останется с нами навсегда!

(Учащийся читает стихотворение “И цветы, и шмели, и трава, и колосья…”).

И цветы, и шмели, и трава, и колосья,

И лазурь, и полуденный зной...

Срок настанет - господь сына блудного спросит:

"Был ли счастлив ты в жизни земной?"

И забуду я все - вспомню только вот эти

Полевые пути меж колосьев и трав -

И от сладостных слез не успею ответить,

К милосердным коленям припав.

 

Слово учителя

Определяя свое творческое кредо,  И.А. Бунин писал: “Я не касался в своих произведениях политической и общественной злободневности, я не принадлежал ни к одной литературной школе, не называл себя ни декадентом, ни романтиком… Меня занимали вопросы психологические, религиозные, исторические”.

Совершив прекрасное путешествие по жизненному пути И. А. Бунина, насладившись прекрасными стихами, хотелось бы узнать, кто из вас уже хорошо знаком  с жизнью и творчеством И. А. Бунина.  С этой целью предлагается следующая викторина:

1.В городах есть различные магистрали:  проспекты, переулки… Скажите, какую магистраль назвали в Москве в честь И. А. Бунина? (Аллею)

2.О каком произведении И. Бунин писал: «…какая чудесная удаль, какая меткость, точность во всем и какой  необыкновенный народный язык – ни сучка , ни задоринки, ни единого фальшивого слова» ? ( Поэма « Василий  Теркин»)

3. В. Шаламов в1943году назвал Бунина русским классиком. За это  его наказали. Что получил за это  Шаламов? (Третий срок)

4. Это слово впервые появилось на Руси в 11 веке. Слово прижилось и дошло  до наших дней. Назовите  произведение И. Бунина, в название которого  входит это слово во множественном числе? (  « Окаянные дни»).

5. И. Бунин писал : « Чего только  не проделывали мы за последние годы с нашей литературой…каким богам не поклялись? И дошли до самого плоского хулиганства, называемого нелепым словом..»( футуризмом )

6. «  Был праздник в честь мою и был увенчан я венком лавровым, изумрудным…» - вспоминал Бунин событие 1933года. Что это за « праздник» для И. А. Бунина?   (Нобелевская премия за роман « Жизнь Арсеньева»)

7. С  какой « тихой барышней »   тридцатисемилетний  Бунин  обрел семейное счастье? (В. Н. Муромцевой.)

8. Где  провел свои  детские  и  юношеские годы жизни И. Бунин ?  (На хуторе Бутырки Елецкого уезда Орловской губернии).

9. О какой своей книге Бунин сказал: « Эта книга о любви с некоторыми смелыми местами… она говорит о трагическом, многом нежном и прекрасном». («Темные аллеи»).

10. Что общего между А. И. Куприным, А. Н. Толстым, М. Горьким и что их отличает , допустим, от И. Бунина ? (Все вернулись в Россию)

                   1вариант

2 вариант

1. В каком городе родился И. А. Бунин?

 2. Какое время года навсегда осталось самой любимой порой И. Бунина?

 3. Какой рассказ из сельской жизни, созданный в 1893 году, Бунин считал началом серьезной литературной работы?

 4. Какой сборник стихов Бунина, опубликованный в 1901 году, вызвал многочисленные отзывы критики, а А.А. Блок признал за автором право на “одно из главных мест” среди современной русской поэзии?

 5. С какой “тихой барышней»  дворянской семьи” тридцатисемилетний Бунин обрел семейное счастье?

 6. За какое произведение И. А. Бунин получил в 1933 году Нобелевскую премию?

 7. О какой своей книге И. Бунин сказал: “Это книга о любви с некоторыми смелыми местами… она говорит о трагическом. о многом нежном и прекрасном…”?

1. Назовите годы жизни И. А. Бунина.

 2. Где провел детские и юношеские годы будущий писатель?

 3. В какой газете начал работать Бунин с 1889 года?

 4. Как звали молодую женщину, которую глубоко и страстно полюбил Бунин в 20 лет?

 5. Какой высшей литературной награды трижды удостаивался И .А .Бунин?

 6. Во время каких трагических событий И .Бунин выразил один из своих заветов в простых и благородных строках:

И нет у нас иного достоянья!

 Умейте же беречь

 Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,

 Наш дар бессмертный – речь.

7. В какой стране с 1920 года находился И. Бунин в эмиграции?

Домашнее задание. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения И. А. Бунина (по выбору).

Подведение итогов урока.

- Чем вас заинтересовало творчество И.А. Бунина и о чем хотелось бы узнать?

- Появилось ли у вас  желание серьезного подхода к изучению наследия Бунина?

Список литературы:

1. Акимов В. М. Сто лет Русской литературы. От серебряного века до наших дней. Пособие для старшеклассников и поступающих в вузы. Санкт – Петербург,1995г.;

2. Безелянский Ю. 99 имен Серебряного века. М., изд. «Эксмо», 2008г.;

3. Бунин И. А. « Жизнь Арсеньева». РОМАН, РАССКАЗЫ. Библиотека юношества. М., изд. «Молодая гвардия», 1987г.;

4. Егорова Н. В. Поурочные разработки по русской литературе. 4-ое издание, переработанное и дополненное.11 класс. М., изд. «Вако»,2005г.;

5. Мусский С. А. 100 великих нобелевских лауреатов. М., изд. «Вече», 2006г.;

6. Новикова А. А.  Ж. « Литература в школе».  Нравственно – эстетические уроки творчества И. А. Бунина. 2005г., №11.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Осенний кавардак или литературные хулиганы". (Литературная гостиная)

    Сознание писателя   определяется его духовным отношением к быту. Отношение это может быть трагическим, лирическим, сатирическим. Такова природа искусства. Ис...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Литературная гостиная "Образ няни в лирике А.С.пушкина и музыке" (интеграция литературное чтение+ музыка) 3класс

Урок построен в форме литературной гостиной.Предполагается расстановка стульев по периметру стен, для оформления возможен стол со свечами, томиком Пушкина и живыми цветами.На доске: "замороженное окно...

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГОСТИНЫЕ КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ГУМАНИТАРНОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ УЧАЩИХСЯ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ «ЛИТЕРАТУРНЫХ ГОСТИНЫХ» В ННОУ «ШКОЛА ПИОНЕР» Г. МУРМАНСКА)

данная статья посвящена вопросам организации литературных гостиных как одной из эффективных форм внеурочной деятельности, способствующих формированию гуманитарной образованности учащихся в современной...

Методическая разработка литературной гостиной "В стране литературной"

Методическая разработка  литературной гостиной "В стране литературной" представляет собой сценарий, который знакомит учащихся 8-11 классов с яркими произведениями писателей и поэтов разных ...

Сценарий литературной зарисовки "Плат узорный" в рамках творческого проекта "Литературная гостиная"

Данная литературная зарисовка "Плат узорный" была подготовлена в рамках творческого проекта объединения "Школьный Театр" МБОУ "СОШ с. Горнозаводска Невельского района Сахалинс...