Мой Пушкин
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Глебова Наталья Николаевна

Заключительный урок в 9 классе по творчеству А.С.Пушкина

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_pushkin.doc67 КБ
Office presentation icon moy_pushkin.ppt1.48 МБ

Предварительный просмотр:

МОЙ ПУШКИН

Цель: 1) вызвать желание читать и перечитывать Пушкина;

           2) способствовать выработке желания "найти" своего Пушкина;

           3) воспитывать чувство гордости за творчество великого русского поэта.  

Задачи:

  1. создание ситуации, при которой ученики могут проявить свои индивидуальные способности;
  2. расширение кругозора учащихся;
  3. приобретение навыка интегрировать полученную информацию
  4. развитие навыков выразительного чтения, публичного выступления
  5. развитие межпредметных связей (литература, история,  изобразительное искусство, музыка)

Наглядность:

           1) портреты Пушкина;

           2) аудиозаписи с музыкой на стихи поэта;

           3)аудиозаписи с музыкой, под которую читаются стихи;

           4) эпиграф:

                 "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет" (Тютчев)

  1. учебники литературы  с 5 по 9 класс;
  2. презентация.

I. Вступительное слово.  Слайд 1

         В наступившем десятилетии Пушкину исполняется 212 лет. Известен поэт Пушкин стал ещё будучи лицеистом,  и с тех пор нет на земле человека, который с детства не знал бы  "весёлого имени Пушкина".

          Сколько создано о Пушкине монографий, статей, стихов, повестей и романов, рисунков и картин, музеев и выставок, бюстов и памятников;  сколько улиц,  площадей  названо его именем,  скольких авторов вдохновлял  на творческий путь А .С .Пушкин , и каждый    из этих тысяч людей  открывал в Пушкине  своё,    только ему  ведомое и понятное.  И  мое глубокое убеждение  - это  открытие делает  счастливым, потому что Пушкин становится близким человеком, другом, а иметь  такого друга - редкое счастье!  Послушайте  стихотворение  Н. Доризо,  и вы поймете, почему.    "Все в нем Россия обрела”:

                                         Все в нем Россия обрела –

                                         Свой древний гений человечий,

                                         Живую прелесть русской речи,

                                        Что с детских лет нам так мила, -

                                                           Все в нем Россия обрела.                                

                                                          Мороз и солнце…

                                                         Строчка – ода

                                                         Как ярко белый снег горит!

                                                         Доныне русская природа

                                                        Его стихами говорит.

                                         Все в нем Россия обрела –

                                         Своей красы любую малость.

                                         И в нем увидела себя,

                                         И в нем собой залюбовалась.

                                         И вечность, и короткий миг,

                                         И радость жизни, и страданье…

                                         Гармония – суть мирозданья,

                                        Лишь он один ее постиг!

                                                        Все в нем Россия обрела –

                                                        Не только лишь его бессмертье, -

                                                       Есенина через столетье,

                                                      Чья грусть по-пушкински светла.

                                         Все в нем Россия обрела –

                                         Свою и молодость, и зрелость,

                                        Бунтарскую лихую смелость,

                                        Ту, что веками в ней жила, -

                                                                Все в нем Россия обрела.

                                                                И никогда ей так не пелось!

   Величие Пушкина как поэта признано всем миром. Он поистине национальный поэт: «В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер… Сама его жизнь совершенно русская» Так о нем сказал другой великий русский писатель Н. В. Гоголь. Поэзия Пушкина явилась воплощением свободолюбия, патриотизма, мудрости и гуманных чувств русского народа, его могучих творческих сил. Гений Пушкина стоит у истоков русской литературы, он – создатель русского литературного языка. Плодотворное влияние Пушкина сказалось во всех областях русской культуры.        Слайд 2                                                           

        Литературный критик Андрей Краевский назвал славного поэта России Солнцем русской поэзии, а поэт Антон Дельвиг  - Соловьем.  Марина Цветаева писала, что Пушкин –«неисчерпаемый источник творчества для всех поколений русских поэтов».

Прав поэт Тютчев, сказав:  "Тебя ж, как первую любовь, России сердце не забудет"

“Мой Пушкин" – так назвала я наш заключительный урок по твор честву А.С.Пушкина .

II. Пушкин  глазами великих людей.      Слайд   3,4

"Мой Пушкин" - так могли бы сказать многие. Вам было дано задание    найти высказывание о поэте. Давайте послушаем, каким был Пушкин для некоторых великих  людей  прош лого и настоящего:

 Для И,Д.Якушина Пушкин был прежде всего поэтом - революционером.  " В то время не было сколько-нибудь    грамотного npanopщика  в  армии, который не  знал бы революционных стихов Пушкина . "

В.Г.Белинский считал Пушкина  "необыкновенно любящей и гуманной натурой":

К особенным свойствам его поэзии принадлежит её способность развить в людях чувство изящного и чувство   гуманности."

Л.Н.Толстой особенно ценил высокую художественную отделку стихов поэта: "Мы  читаем у Пушкина стихи такие гладкие, и нам кажется, что у него так вылилось в такую форму. А нам не видно, сколько он употребил труда для этого, чтобы вышло так просто и гладко."'

М.Цветаева называет трех Пушкиных: "Есть три Пушкина :

1.Пушкин — очами любящих (друзей, женщин , стихолюбов ) ,

2.Пушкин - очами любопытствующих (всех тех, кто последнюю сплетню любивших едва ли не жаднее, чем его последний стих)

3.Пушкин — очами судящих (государь, полиция), и, наконец, Пушкин – очами  будущего - нас . "

 111.Наш Пушкин в школе.   Слайд 5

А  какой ваш Пушкин? Естъ ли у вас свой  Пушкин; и если вы раньше не задумывалисъ об этом,  я бы хотела, чтобы  это произошло сегодня  и  в будущем — это цель нашего урока.

А.Т.Твардовский сказал о поэте: "Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца". Вряд ли кто-нибудь из вас помнит, когда услышал имя Пушкина. Вы учили его стихи и в начальной школе. Но сейчас я хочу предложить вам вспомнить то, что изучали, начиная с 5 класса по 9 класс.

У вас на столах учебники  литературы. Откроем  первый. Страница 49 - читаем:  "В сказках Пушкина отразился богатый опыт и красочный мир народной фантазии, зазвучал во всей красоте народный язык."

Итак, в 5 классе вы знакомились с Пушкиным - сказочником. Я прошу нас прочесть наизусть ''Вступление к поэме “Руслан и Людмила” -

Лучше  наизусть ,а я включу  вальс Д.Шостаковича. Будем читать под музыку, чтобы еще paз   услышать музыкальность стихов.

В 6 классе вы познакомились с Пушкиным – историографом.  Слайд 6,7

 Читаем: "В своих произведениях он рассказал о прошлом своего народа, о своих современниках и о себе так выразительно и так верно..."

Посмотрим, что изучали: "Песнь о вещем Олеге," "Дубровский", "Москва"

И дальше читаем: " Читая Пушкина, мы становимся лучше. Под вли янием его поэзии в нас пробуждаются светлые, добрые, благородные чувства." Слушая "Серенаду" Танеева, прошу вас прочесть " Зимнее утро"(наизусть)

7 класс. Стр. 6  "Пушкина мы узнаем и любим как певца свободы..." "Узник"(наизусть) под музыку Глинки (увертюра к опере "Иван Сусанин")

8 класс. Стр. 9. "Пушкин - провозвестник светлого будущего для своего народа..."

Стихотворения "В Сибирь", "Анчар" (наизусть),   Слайд 8

«Капитанская дочка»

9 класс.  Слайд 9. В  этом году мы обстоятельнее всего знакомились с жизнью и творчеством поэта. Мы узнали его ближе. Познакомились с мыслями, чувствами, желаниями. Узнали его в дружбе, любви. Я знаю, многие из вас очень серьезно и вдумчиво читали его поэтические строки. И ду маю, что стихи Пушкина будут с вами, как плечо бескорыстного друга, в самых разных жизненных ситуациях. Слайд 10

1Y. Поделитесь своими мыслями. Расскажите о вашем Пушкине.

                                         (идут рассказы ребят, подготовленные дома)

Y. Пушкин глазами учителя

Для меня лично самыми главными пушкинскими строчками, являющимися ключом ко всему его громадному творчеству, являются вot эти строки:

"И долго буду я любезен тем народу, Что чувства добрые я лирой пробудил..."

  Чувства добрые...

Пушкин полон любви - открытой, светлой – и к жизни, и к каждому отдельному человеку. Вспоминая созданное Пушкиным, мы вдруг видим: ни одного 100%  негодяя!  Давайте попробуем это доказать. 

- Скажите, капитан Миронов -  патриот?

- Да, патриот.

-А  Пугачев?

- Патриот!

- Почему один патриот повесил другого патриота? ("Капитанская дочка"  )

Этот вопрос риторический для нашего урока, сейчас мы не будем на него отвечать, т.к. отвечать можно не один час. А задала я его для того, чтобы через этот маленький пример вы вышли бы в мир других пушкинских образов.

- Я предлагаю ученикам первого варианта назвать "отрицательных героев" Пушкина и напомнить есем, чем же они плохи. А ребята  второго ва рианта попробуют опровергнуть это мнение.

("Дубровский", "Евгений Онегин", "Пиковая Дама", "Моцарт и Сальери,” "Скупой рыцарь").

А.С.Пушкин - величайший гуманист нашей эпохи. Всё его громадное творчество - неиссякаемый источник любви к человеку – человеку земному, грешному, а не выдуманному высшим разумом или прихот ливым воображением поэта. Ни одного своего героя он не оскорбил безоговорочным осуждением:

Скупой - и только; самодур - и ничего человеческого;  убийца ( какие ещё нужны комментарии). Но  нет!

Если бы в творчестве Пушкина все было бы так ясно, то не читали бы люди его произведения  столько лет подряд! А человечество находится под каким-то гипнозом пушкинских творений, читая и перечитывая их! Почему? Не потому ли, что человек от природы добр - он скорее пожале ет и оправдает, чем велит казнить. И Пушкин  именно такой: "скупой рыцарь"над златом чахнет, но он "несчастный старик", старый отец, ко торого со страстью ждет на поединок сын;

Самодур  Троекуров - причина несчастья всей жизни своей дочери, но разве дочери,  не горячо любимой?

Сальери - убийца Моцарта! Но разве не принес сам Сальери в жерт ву на алтарь искусство!

Почему все так сложно и запутано? Почему столько полутонов и совсем нет чистой краски - черной и белой?

Потому что Пушкин - человек, а у людей иначе не бывает! И все-таки Пушкин- сверхчеловек, человек, будто пришедший .из дале кого прекрасного будущего, где никто никогда не может быть постав лен в такие условия , когда надо лгать, воровать, убивать... Всем своим творчеством гений Пушкина зовет нас в эту прекрасную даль. За это любил  Пушкина и Ф.Достоевский.

"Это гений, опередивший русское сознание надолго". Значит, надо жить так, чтобы только "добрые чувства" пробуждались в душе человека!

Бойтесь обидеть, оскорбить человека, унизить, посмеяться.  Помните Пушкина.

Y1. Пушкин глазами художника. Слайд 11,12,13,14

Что это был за человек удивительный, опередивший русское сознание надолго? Можно только завидовать тем, кто видел его, кто его знал.

                    (рассказы учеников о портретах, созданных разными художниками)

Y1. Заключительное слово

Хочу, чтобы вы тоже задумались: Есть ли у нас свой Пушкин? Какой он?

Послушайте сочинение в  стихах моей ученицы: "Мой Пушкин"

Помню: вечер, лампа и перо упрямо

 Вырывается, скользит из рук.

 "Буковки ровней пиши, спокойней,"- шепчет мама.

 Я спокойна, я стараюсь, только сердца стук

 Выдает. Трепещет, словно птица,

 Пойманная в тяжелый плен

 Как ему, бедному, не торопиться,

Если вот ещё чуть- чуть - и спрыгну я с колен мамы,

 что чита ет пушкинские сказки по одной и то не каждый день.

 Научусь сама читать, и, как с горы в салазках, брошусь к Пушкину

 Не будет лень мне читать тома большие,

 Сотни перелистывать страниц

Повестей, рассказов, сказок-небылиц.

 Так я с пушкинскою книжкой

Стала узнавать огромный этот свет,

 А потом и лучшую подружку мне помог найти поэт

 Годы шли, но все росло к нему стремленье.

 Пушкин волшебством любви пленил:

 "Я к вам пишу...", "Я помню чудное мгновенье...",

 "На холмах Грузии...", "Я вас любил...".

"Мой Пушкин", ты мой друг, поверь мне. И так же повторяю я:

 Я утром должен быть уверен,

Что с нами днем увижусь я."

 Это школярское, но искреннее сочинение девочки, вашей сверстницы. У нее   есть ''СВОЙ  ПУШКИН'', а   как это   здорово, когда                                  Слайд 15

Устав  от   суеты мирской,

 Мой Пушкин, каждою строкой

Я говорю с тобой, как с Богом.

И  повторяю вновь и вновь:

Твой пламень время не остудит

Тебя, как первую любовь,

 России сердце не забудет! (Н.Доризо)

Не забудем и мы. Уверена, великий Пушкин пройдет с вами по жизни и подарит еще ни одну минуту радости.    

Д.З. Написать сочинение МОЙ Пушкин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...