Рабочая программа по литературе 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Зубарева Ольга Викторовна

Рабочая программа составлена для работы по учебнику под редакцией В.П. Журавлева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_11_klass_102_ch.docx51 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 11 КЛАССЕ

Составила учитель

русского языка и литературы

МОБУ СОШ с. Поляковка

Зубарева Ольга Викторовна


Раздел I. Пояснительная записка.        

Пояснительная записка

        Рабочая программа по литературе предназначена для использования в 11 универсальном классе общеобразовательной школы (базовый уровень).

        Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета - важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры. Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе предоставляет огромные возможности для формирования духовно богатой, разносторонне развитой личности, в жизни которой особое значение имеют культурные традиции, подлинные нравственные и эстетические ценности, нашедшие отражение, в частности, в лучших произведениях отечественной и мировой литературы. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимые условия становления человека эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру.

        В  11 классе обобщаются сведения об основных тенденциях в развитии русской литературы, доминантах литературного процесса (реализме, модернизме), о роли традиций и новаторства в литературе, особое внимание уделяется интертекстуальным связям литературного произведения. На завершающем этапе литературного образования изучается русская литература XX века, анализируются художественные открытия самых значительных ее представителей: А. А. Блока, И. А. Бунина, М. Горького, А. А. Ахматовой, В. В. Маяковского, С. А. Есенина, М. И. Цветаевой, Б. Л. Пастернака, М. А. Булгакова, А. П. Платонова, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского, В. М. Шукшина, И. А. Бродского. Кроме того, учащиеся знакомятся (преимущественно обзорно) с произведениями других писателей, в том числе и с современной литературой. Особое значение при этом приобретает повторение и обобщение изученного, установление преемственных связей в развитии литературы, анализ «вечных» тем и «вечных» образов, обращение к гуманистической традиции русской литературы, а также индивидуализация учебных заданий, содержания и форм текущего контроля с учетом профиля обучения и избранной будущим выпускником сферы деятельности. Основные виды деятельности — сочинения литературоведческого и публицистического характера, посвященные разным аспектам анализа идейно-эмоционального содержания и художественной формы, актуальности литературного произведения, с использованием литературно-критических статей, рефераты и исследовательские проекты, рецензии на литературные произведения, их научные и художественные интерпретации, а также на литературно-критические статьи.

Помимо традиционных (монографических) тем, составляющих ядро программы и реализующих задачи изучения литературы на базовом и профильном уровнях, для каждого класса выделены специальные уроки-обзоры. Эти уроки предоставляют учителю и учащимся свободу выбора произведений для чтения и анализа, предполагают знакомство школьников с произведениями определенного жанра, сходными по тематике, проблематике, образной системе, времени создания и т. д. Особенно важна роль таких уроков в старших классах. Если в основной школе уроки-обзоры направлены прежде всего на расширение круга чтения школьников, их знакомство с памятниками мировой и отечественной литературы, то в старших классах цель этих уроков — систематизировать представления учащихся о литературном процессе. Для уроков-обзоров отбирались, как правило, небольшие по объему произведения, способные вызвать у школьников интерес близкой им тематикой, острыми проблемами, динамичным сюжетом, необычной художественной формой. Обращение к таким произведениям поможет осуществлять углубленный филологический анализ помещенных в программе художественных текстов, в том числе исследовать интертекстуальные связи произведения, проводить сопоставительный анализ произведений на завершающем этапе литературного образования.

Особое место в учебном курсе отводится урокам-практикумам, включенным в программу в системной последовательности и посвященным освоению и закреплению наиболее важных читательских умений и навыков: выразительного чтения как способа интерпретации художественного текста, филологического анализа литературного произведения (целостного и в заданном аспекте), построения самостоятельных устных и письменных высказываний, работы со справочной и критической литературой, применения полученных знаний и умений в различных сферах деятельности и ситуациях общения. Указанные уроки обладают относительной самостоятельностью, не связаны жестко с изучением конкретных литературных произведений, поэтому привлекаемый для них материал может варьироваться.

 Предлагаемая программа создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы по литературе  для V-XI  классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Коровина В.Я.) 

В программе реализуется деятельностный подход, предполагающий овладение конкретными умениями и навыками, связанными с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, а также практическое их использование в процессе создания собственных устных и письменных речевых высказываний, исследовательских и творческих работ, в учебной деятельности и в различных сферах коммуникации и ситуациях общения. При этом сохраняется достаточно традиционный перечень литературных произведений, без изучения которых невозможно приобщение школьников к подлинным ценностям отечественной и зарубежной литературы, духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью.

Основная цель предлагаемого курса литературы — постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, т. е. их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма; поэтапное, последовательное формирование у учащихся комплекса читательских умений и навыков филологического анализа, учитывающего уровень развития современного отечественного и зарубежного литературоведения, но при этом соответствующего возрастным особенностям школьников и задачам средней общеобразовательной школы.

На каждом этапе школьного курса литературы, помимо круга детально и разносторонне изучаемых литературных произведений, определяется также перечень основных видов деятельности, связанных с чтением, анализом и интерпретацией художественного текста, развитием устной и письменной речи учащихся, и необходимых теоретико-литературных и эстетических категорий и понятий. В центре внимания при этом оказывается не столько овладение учащимися современным филологическим метаязыком (что, безусловно, может быть полезным для старшеклассников, уже избравших для себя гуманитарную сферу деятельности), сколько выработка умений и навыков практического анализа литературного произведения и их использование в разных сферах деятельности.

Отбор литературного материала и определение приемов работы с ним осуществлялись в соответствии с требованиями нормативных документов, направляющих и регламентирующих деятельность учителя, а также с учетом возрастных особенностей и читательских предпочтений учащихся. Особо важной задачей изучения литературы авторы программы считают формирование у учащихся устойчивого интереса и мотивации не только к чтению и непосредственному восприятию литературных произведений (задача сама по себе весьма актуальная в настоящее время), но и к постижению их художественной специфики на основе филологического анализа (целостного или в заданном аспекте), а также к высказыванию собственных оценок и суждений по поводу прочитанного, представлению интерпретации литературного произведения. Одним из непременных условий успешного осуществления самых разнообразных видов учебной деятельности является осознание учащимися осваиваемых ими на уроках литературы знаний и умений как личностно и общественно значимых и практически применимых в повседневной жизни.

Структура курса литературы определяется его целями и задачами, а также логикой освоения литературного материала и последовательностью формирования читательских умений и навыков анализа литературного произведения.

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;

• основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;

• определять род и жанр произведения;

• сопоставлять литературные произведения;

• выявлять авторскую позицию;

• выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

• писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

Программа рассчитана на 102 часа.

Раздел II. Структура изучаемого курса

Содержание

Кол-во часов

Введение. Русская литература  в  контексте мировой литературы.

1

Творчество И.А.Бунина

4

Творчество А.И.Куприна

4

Обзор русской поэзии к.19-н.20вв. Основные течения и представители модернизма.

10

Творчество М.Горького

6+2

Творчество А.А.Блока

4

Творчество С.А.Есенина

4

Литература 20-х годов

4

Творчество В.В.Маяковского

5+2

Творчество А.А.Ахматовой

2

Творчество М.И.Цветаевой

2

Творчество Б.Л.Пастернака

2

Творчество Н.А.Заболоцкого

2

Творчество М.А.Булгакова

5

Творчество А.П.Платонова

3

Творчество М.А.Шолохова

5+2

Литература 40-50-х годов

3

Обзор литературы 60-70 годов

4

Творчество А.И.Солженицына

4

Творчество А.Т.Твардовского

3

Литература последних десятилетий 20 века

12+2

Уроков развития речи

12

Уроков повторения и систематизации знаний

4

Всего

102

 


Раздел 3. Учебно– тематическое планирование по литературе

Классы 11

Учитель : Зубарева О.В.

Количество часов: всего 102 часа; в неделю 3 часа.

Плановых уроков развития речи 10 ч., зачетов  2, тестов 12 ч.;

Административных контрольных уроков ___ч.

Планирование составлено на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования  и авторской программы по литературе  для V-XI  классов общеобразовательных учреждений (автор-составитель: Коровина В.Я.) 

Учебник   Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под ред.В.П.Журавлева/. В 2-х частях. М., Просвещение, 2009

Дополнительная литература: Н.В.Егорова  Поурочные разработки по литературе  11 класс (1,2 полугодие) Москва ВАКО 2007                                

№п/п

Содержание

Кол-во часов

Тип урока

Формы контроля

Примечания, домашнее задание

                 ДАТА

1-е полугодие

1

Введение. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп.

1

Лекция

Устный опрос

.

И.А.Бунин

4

2

И.А. Бунин: судьба и творчество. Лирика И.А. Бунина.

Лекция

3

Рассказы и повести И. Бунина о деревне.

Беседа

Тест

4

Обучение комплексному анализу рассказа И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско».

Практикум

Тест

5

Рассказы И.А. Бунина периода эмиграции. Сборник «Темные аллеи».

Беседа

Устный опрос

А.И.Куприн

4

6

А. И. Куприн: судьба и творчество.

Лекция

7

Трагизм любовной темы в повестях «Поединок» и «Олеся».

Урок внеклассного чтения

Письменная работа

8-9

Проблематика и поэтика рассказа «Гранатовый браслет». Домашнее сочинение по творчеству И.А. Бунина и А.И. Куприна.

Практикум

Письменная работа

Обзор русской поэзии к.19-н.20вв.

10

10

Русский символизм и его истоки.

Лекция

Презентация

.

11

В.Я. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова.

Лекция с элементами беседы

Письменная работа

.

12-13

Лирика поэтов серебряного века (К.Д. Бальмонт, А. Белый, И.Ф. Анненский и др.).

Урок внеклассного чтения

Защита проекта

14

Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

Лекция

Устный опрос

15-16

Н.С. Гумилев и акмеизм. Проблематика и поэтика лирики Н.С. Гумилева.

Лекция. Практикум.

Тест

17

Футуризм как литературное направление. Русские футуристы.

Лекция

Устный опрос

18-19

Русская проза и поэзия серебряного века: темы, проблемы, поэтика. Домашнее сочинение по литературе серебряного века.

Семинар

Защита проекта

М.Горький

8

20-21

М. Горький: жизнь, творчество, личность. Ранние романтические рассказы.

Лекция

Тест

22-23

Роман «Фома Гордеев»: герой и время.

Беседа

Тест

24-25

«На дне» как социально-философская драма.

Практикум

Письменная работа

26-27

Классное сочинение по творчеству М. Горького.

Урок контроля ЗУН

Письменная работа

А.А.Блок

4

28

А.А. Блок: судьба и творчество. Блок и символизм. «Стихи о Прекрасной Даме».

Лекция

Презентация

29

Тема страшного мира в лирике А. Блока. Развитие понятия об образе-символе.

Практикум

Устный опрос

30

Тема России в лирике А. Блока. Обучение анализу лирического текста.

Практикум

Устный опрос

31

«Двенадцать»: проблематика и поэтика.

Беседа

Тест

С.А.Есенин

4

32

С.А. Есенин: личность и судьба. Раннее творчество.

Лекция

Устный опрос

33-34

Лирика С.А. Есенина после революции. Обучение анализу лирического текста.

Практикум

Письменная работа

35

«Анна Снегина»: лирическое и эпическое в поэме.

Лекция с элементами беседы

Устный опрос

Литература 20-х годов

4

36

Литература 20-х годов. Обзор.

Лекция

Устный опрос

37-38

Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов. Жанр антиутопии. Е.Замятин «Мы».

Семинар

Защита проекта

39

Сатира в произведениях  М.Зощенко, А. Аверченко, Н.Тэффи. 

Обзорная беседа

Устный опрос

В.В.Маяковский

5+2

40

В.В. Маяковский: судьба и творчество. Дооктябрьская лирика.

Лекция

Устный опрос

41

«Облако в штанах»: проблематика и поэтика.

Практикум

Письменная работа

Отв.на вопр.; сатира

42

Пафос революции в стихах В. В. Маяковского. Сатирические стихи.

Беседа

Анализ, тропы

43

Любовная лирика В. В. Маяковского. Обучение анализу лирического текста.

Практикум

Письменная работа

Анализ; новаторство

44

Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского. Развитие понятия о тоническом стихосложении. Домашнее сочинение по лирике А.А. Блока, С.А. Есенина, В.В. Маяковского.

Беседа

Письменная работа

45-46

Зачетная работа за первое полугодие.

Урок-зачёт

Тест

2-е полугодие

А.А.Ахматова

2

47-48

А. А. Ахматова: личность и судьба. Художественное своеобразие и поэтическое мастерство лирики А. А. Ахматовой.

Лекция. Практикум

Защита проекта

»

М.И.Цветаева

2

49-50

М. И. Цветаева: личность и судьба. Темы и проблемы творчества. Своеобразие поэтического стиля.

Лекция. Практикум

Б.Л.Пастернак

2

51-52

Б. Л. Пастернак: судьба и творчество. Философский характер лирики Б. Пастернака. Обучение анализу лирического текста.

Лекция. Практикум

Н.А.Заболоцкий

2

53-54

Н.А. Заболоцкий: судьба и творчество. Домашнее сочинение по лирике А.А. Ахматовой, М.И. Цветаевой или Н.А. Заболоцкого.

Лекция. Практикум

М.А.Булгаков

5

55

М.А. Булгаков: судьба и творчество.

Лекция

Устный опрос

56

Своеобразие сатиры Булгакова в повести «Собачье сердце»

Беседа

57

Сочетание реальности и фантастики. Москва и Ершалаим. Образы Воланда и его свиты

Беседа

Устный опрос

58

Фигура Понтия Пилата и тема совести. Проблема нравственного выбора в романе. Изображение любви как высшей духовной ценности.

Беседа

Письменная работа

»

59

Проблема творчества и судьбы художника. Смысл финальной главы романа. Домашнее сочинение по творчеству М. Булгакова.

Беседа. Практикум

Письменная работа

А.П.Платонов

3

60

А. П. Платонов: страницы жизни и творчества.

Лекция

61

Рассказы А. П. Платонова: проблематика и поэтика.

Беседа. Практикум

Устный опрос

62

Повесть А. П. Платонова «Котлован»: обзор.

Урок внеклассного чтения

Письменная работа

М.А.Шолохов

5+2

63

М.А. Шолохов: судьба и творчество. «Донские рассказы».

Лекция

.

64-65

Картины гражданской войны в романе «Тихий Дон».

Беседа

Письменная работа

66

Трагедия Григория Мелехова.

Беседа

Устный опрос

67

Женские образы в романе.

Беседа

Устный опрос

68-69

Классное сочинение по творчеству М. А. Шолохова.

Урок контроля ЗУН

Письменная работа

Литература 40-50-х годов

3

70

Великая Отечественная война в литературе 40-х - 50-х годов: обзор.

Лекция

Устный опрос

71-72

Правда о войне в современной литературе. Домашнее сочинение по произведениям современной литературы о войне.

Семинар

Письменная работа

Обзор литературы 60-70 годов

4

73

«Городская» проза в современной литературе (одно произведение по выбору).

Урок внеклассного чтения

74

«Деревенская» проза в современной литературе (одно произведение по выбору).

Урок внеклассного чтения

75

Темы и проблемы современной драматургии А.В.Вампилов. «Утиная охота». Зилов –художественное открытие автора. Смысл финала.

Урок внеклассного чтения

Устный опрос

76

Авторская песня. Домашнее сочинение. Рецензия на сборник стихов любимого поэта.

Практикум

Письменная работа

А.И.Солженицын

4

77

Жизнь и творчество.  «Архипелаг ГУЛАГ» (обзор). Гражданское мужество автора.

Лекция

Устный опрос

78

«Один день Ивана Денисовича». Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Беседа

Письменная работа

79

«Матрёнин двор». Образ «праведника» в творчестве А.И.Солженицына.

Беседа

Письменная работа

80

«Крохотки». Философия жизни в художественных миниатюрах.

Практикум

Устный опрос

А.Т.Твардовский

3

81

А.Т. Твардовский: судьба и творчество. Лирика А.Т. Твардовского.

Лекция

Устный опрос

82-83

Поэмы «За далью – даль» и «По праву памяти» как художественное осмысление сложного пути Родины.

Литература последних десятилетий 20 века

12+2

84-86

В.М.Шукшин. Изображение народного характера и картин народной жизни  в рассказах.

87-88

Нравственно-философские проблемы романа Ч. Айтматова «И дольше века длится день».

Беседа

89-90

Нравственные проблемы произведений В. Астафьева «Печальный детектив».

Беседа

Письменная работа

91

В.Г.Распутин. «Прощание с Матёрой». Тема памяти и преемственности поколений.

Беседа

Письменная работа

92-93

Основные направления развития современной литературы: проза реализма и «неореализма», поэзия, литература Русского зарубежья последних лет.

Лекция с элементами беседы

Письменная работа

94-95

Классное сочинение по литературе последних десятилетий.

Урок контроля ЗУН

Письменная работа

96-97

Проблемы и уроки русской литературы XX века.

Семинар

Зачёт

98

Резервный урок

99-102

Итоговое повторение. Консультации по подготовке к экзаменам.

4

Консультации

Раздел 1V. Перечень учебно-методического обеспечения.

-методические и учебные пособия

УМК для обучающихся

Литература. 11 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений /под ред.В.П.Журавлева/. В 2-х частях.

Баранников А.В. и др. Русская литература ХХ века. Хрестоматия 11 кл.

Под ред. В.П.Журавлева. Русская литература ХХ века. Практикум 11 кл.

УМК для учителя

Еремина О.А. Литература. 11 класс. Поурочные разработки. Книга для учителя.

Фадеева Т.М. Учебно-методический комплект. Литература. Тематическое и поурочное планирование. 11 класс.

Уроки литературы в 11 классе (под ред. В.П.Журавлева)

Русская литература. 11 класс. Универсальное издание. 1-е и 2-е полугодие. Поурочные разработки

                                            Раздел V. Список литературы

1.Литература, использованная при разработке программы

Программа: Программы ОУ «Литература» 5-11 классы (базовый уровень) под  редакцией В.Я.Коровиной – М.: Просвещение, 2009

Сборник нормативных документов ЛИТЕРАТУРА: федеральный компонент государственного стандарта, федеральный базисный учебный план. – М.: Дрофа, 2006

2.Литература, рекомендованная для обучающихся

Шайтанов И.О. и др. Зарубежная литература 10-11 кл., элективный курс.

Тодоров Л.В. и др. Литература: всероссийские олимпиады.

Сборники  произведений русских и зарубежных писателей 20 в.



Зубарева О.В. МОБУ СОШ с. ПоляковкаСтраница


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....