Поэзия природы.
методическая разработка (литература, 5 класс) по теме

Цели урока:

          1. Учиться выразительно читать и анализировать стихотворение;

          2. уметь находить изобразительно-выразительные средства языка;

          3. отметить мастерство русских поэтов 19 в. в создании картин природы, образа Родины. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

А.И.Куприн советовал начинающим писа- телям: «В описаниях помни,что так назы- ваемые «картины природы» видит действующее лицо: ребёнок, старик, солдат, сапожник. Каждый из них видит по-своему»

Слайд 2

А.И.Куприн «Белый пудель»

Слайд 5

Какую роль «картины природы» играют в повествовании? Пейзаж – описание природы, помогающее не только представить место и время происходящих событий, но и почувствовать настроение героя, чувства и мысли автора.

Слайд 6

ПОЗИЯ ПРИРОДЫ Я ближнего люблю, но ты, природа-мать, Для сердца ты всего дороже! К.Н.Батюшков

Слайд 7

Пейзажная лирика – это стихотворения, в которых автор описывает природу, говорит о чувствах, вызванных этими картинами природы.

Слайд 8

ЦЕЛИ УРОКА Уметь выразительно читать и анализировать стихотворное произведение; Уметь находить изобразительно-выразительные средства языка; Отметить мастерство русских поэтов 19 века в создании картин природы, образа Родины.

Слайд 10

Александр Сергеевич Пушкин

Слайд 11

Отрывок из очерка «Путешествие в Арзрум». Стихотворение «Обвал» Что сближает стихотворение и прозаический отрывок?

Слайд 12

Изобразительно-выразительные средства языка Эпитет – художественное определение, помогающее ярче представить особенности изображаемого предмета или явления и воспринять чувства автора по отношению к нему. Олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого

Слайд 13

1 группа: Составить предложения о Тереке, употребив свои сравнения. Терек, словно змея, скользит по горному ущелью. Воды Терека, подобно разъярённому зверю, прыгающему с камня на камень, стремительно несутся вниз к подножью гор. Издалека доносится страшный грохот, как будто табун лошадей мчится по равнине.

Слайд 14

2 группа: Подобрать пушкинские строки к иллюстрациям. «…От толь сорвался раз обвал» П.Верещагин «На Кавказе»

Слайд 15

«Дробясь о мрачные скалы, Шумят и пенятся валы…» А.Мещерский «Кавказ»

Слайд 16

«… И блещут средь волнистой мглы Вершины гор» А.Киселёв «Горный пейзаж»

Слайд 17

Пейзажная лирика – это стихотворения, в которых автор описывает природу, говорит о чувствах, вызванных этими картинами природы.



Предварительный просмотр:

-1-

1. Проверка домашнего задания.

        Мы начинаем наш урок с проверки домашнего задания.

Слайд 1.

        А.И.Куприн советовал начинающим писателям: «В описаниях помни, что так называемые «картины природы» видит действующее лицо: ребёнок, старик, солдат, сапожник. Каждый видит по-своему».

        Такие «картины природы» мы рассматриваем в его рассказе «Белый пудель».

        И вот, заканчивая работу с этим произведением, мы должны ответить на вопрос: « Какую роль играет описание природы в художественном произведении?»

Слайд 2,3.

Гл.2 – стр.120  -  сообщение Завьяловой С.

        Эту «картину природы» мы видим глазами Серёжи. Это описание природы о многом нам говорит. Мы узнаём, куда попали герои; понимаем, что именно здесь, в Крыму, развернутся события, о которых автор будет говорить дальше.  

        Серёжа впервые в этих местах, поэтому «роскошь южной природы» вызывает в нём чувство восторга. И мальчик этого не скрывает. Он искренне восхищается увиденным. Эта пейзажная зарисовка позволяет увидеть в мальчике «наивную душу», как говорит сам автор; он умеет радоваться самым обыкновенным вещам, в то время как старик Лодыжкин на эту роскошь реагирует спокойно. В жизни Серёжи слишком мало было того, что могло бы порадовать. Его открытость, доброта позволяют просто радоваться жизни, всему тому, что его окружает. Он умеет ценить прекрасное в мире, который полон тягот, лишений, несправедливости.

Слайд 4.

        

Гл.6 – стр.144-145   -  сообщение Заречневой Е.

        Нашему взору предстаёт уже совсем другая картина: ночной спящий город. Здесь уже нет буйства красок, а только «толпа тёмных кипарисов», «тёмный курчавый кустарник», «тёмные кусты и синеватые шапки дальних гор». Та роскошь природы, которая так восхищала мальчика, ушла на второй план.

        Читая эту пейзажную зарисовку, мы догадываемся о намерениях Серёжи: он хочет спасти своего друга, пуделя Артемона. Мы понимаем, что ему страшно передвигаться по «тёмным кривым улочкам», что его пугают звуки, раздающиеся в ночной тишине; но мы чувствуем, что Сергей настроен решительно и не собирается отказываться от задуманного. Спокойствие огромного моря, которое показалось за поворотом, передаётся и Сергею. Он уверен в хорошем исходе дела, и его сердце наполняется отвагой.

        

-2-

Слайд 5.

Вопрос к классу:

        - Так какую же роль  описание природы играет в художественном повествовании?

(Описание природы помогает представить место, где будут разворачиваться события; помогает понять характер героев, их чувтсва, настроение, отношение к происходящему)

Запись в тетрадь:

        Пейзаж – в произведении художественной литературы помогает нам не только представить место и время происходящих событий, но и почувтствовать настроение героя, чувства и мысли автора.

-3-

Новая тема

Слайд 6.

                Я предлагаю вам задуматься над словами К.Батюшкова, которые я взяла эпиграфом ко второй части нашего урока.

Я ближнего люблю, но ты, природа-мать,

Для сердца ты всего дороже.

К.Н.Батюшков

Вопросы к классу:

        - Как вы понимаете эти слова?

(Каждому человеку дороги близкие люди: родители, братья, сёстры, друзья. Природа-мать дороже всего, потому  что является неотъемлемой частью родного края, Родины. Где бы ни находился человек, он всегда вспоминает родной край, родную природу)

        - Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке дальше?

(О природе; о произведениях, предметом изображения которых будет природа)

        - Действительно, мы продолжим говорить о природе, о пейзаже, но только в другом типе художественных произведений, в лирике, в стихотворных произведениях.

         Есть стихотворения, в которых автор и герой размышляют о смысле жизни. Это философская лирика.

        Есть стихотворения, которые автор посвящает своим друзьям. Это дружеская лирика.

        А есть стихотворения, в которых автор описывает природу, говорит о чувствах, которые он испытывает, глядя на эти картины природы.

         - Как будет называться такая лирика?    (Пейзажная)  

        - А теперь попытаемся сформулировать тему урока.

(Пейзажная лирика)

        -Я лишь перефразирую: «Поэзия природы». Именно так называется раздел в учебнике литературы, с которым мы начинаем работу на сегодняшнем уроке.

Запись в тетрадь:

        1. Тема урока:  Поэзия природы.

        2. Эпиграф.

Слайд 7

          3. Определение термина «Пейзажная лирика»

 Слайд 8 

        - Итак, тему урока сформулировали, а теперь давайте подумаем, какие цели мы поставим перед собой на уроке?

-4-

Цели урока:

        1. Учиться выразительно читать и анализировать стихотворение;

        2. уметь находить изобразительно-выразительные средства языка (можно перечислить);

        3. отметить мастерство русских поэтов 19 в. в создании картин природы, образа Родины.

Слайд 9.

Работа с учебником: стр.153 – выразительное чтение вступительной статьи.

                                Читает Пономарёва Н.

Слайд 10.

        Природа вдохновляла поэтов и прозаиков на создание художественных произведений. А.С.Пушкин не стал исключением. И сегодня на уроке мы познакомимся с его прозаическим и стихотворным произведениями о природе.

Слайд 11.

1. Отрывок из очерка «Путешествие в Арзрум» - читает Каширин Т.

2. Стихотворение «Обвал»  -  читает Комарова В.

 

Вопросы к классу:

        - Что сближает стихотворение и прозаический отрывок?

(И в стихотворении, и в прозаическом отрывке изображается Терек. Это грозная стихия! Терек обрушивает свои воды на всё, что преграждает путь, обтачивает подошвы гор. Но во время обвала река может быстро превратиться в небольшой ручей, а то и вовсе обмелеть)

Слайд 12.

        - Найдите в стихотворении эпитеты и олицетворения, предварительно напомнив, что такое эпитет, олицетворение?

Эпитет – художественное определение, помогающее ярче представить особенности изображаемого предмета или явления и воспринять чувтсва автора по отношению к нему.

Олицетворение – изображение неодушевлённого предмета как одушевлённого.

        

Эпитеты

Олицетворения

Терек злой

Упорный гнев

Могучий вал

О Терек, ты прервал свой рев

Гнев прошиб снега

-5-

        - С какой целью автор употребляет эти эпитеты и олицетворения?

(Чтобы показать нрав Терека, его силу и мощь)

        - С кем или с чем можно сравнить Терек, изображённый поэтом?

(Свирепый, разъярённый зверь, прыгающий с камня на камень; табун лошадей, несущийся по степи; ураган, сметающий всё на своём пути)

        - Почему привели такие сравнения?

(Автор передаёт не только силу и мощь горной реки,но и звук, который она издаёт)

Слайд 13.

Задание по группам:

1 группа  составляет предложения о Тереке, употребив свои сравнения;

2 группа подбирает пушкинские строки, к иллюстрациям в учебнике

Проверка заданий.

1 группа:

1) Терек, словно змея, скользит по горному ущелью.

2) Воды Терека, подобно разъярённому зверю, прыгающему с камня на камень, стремительно несутся вниз к подножию гор.

3) Издалека доносится страшный грохот, как будто табун лошадей несётся по равнине.

Слайд 14,15,16.

2 группа:

1) Верещагин: «От толь сорвался вдруг обвал»;

2) Мещерский: «Дробясь о мрачные скалы, / Шумят и пенятся валы»;

3) Киселёв: «… и блещут средьволнистой мглы / Вершины гор.»

Слайд 17.

        - Вернёмся к определению «Пейзажная лирика». Так какие же чувства испытывает автор, глядя на такие картины природы?

(Восторг, восхищение, захватывает дух; природа Кавказа не оставляет равнодушным никого; склоны гор покрыты густыми зарослями; вершины гор то сткрыты густой пеленой, сквозь которую едва пробиваются солнечные лучи, то ослепительно сверкают на солнце)

А теперь подведём итоги.

        - Что запомнилось?

        - Что показалось наиболее интересным?

        - Какие вопросы хотите задать друг другу?

        - Как вы думаете, те знания, которые вы приобрели на уроке, где можно использовать в дальнейшем?

(Беря в руки худ.произведение, мы должны вдумчиво читать, внимательнее относиться к описаниям, т.к. они являются важной частью любого произведения)

        - И заканчивая урок, я бы хотела отметить, что природа , по словам Ф.Тютчева, «не бездушный лик», в ней «есть душа», есть любовь, есть язык. И я надеюсь, что вы эту душу тоже сумеете увидеть

-6-

Оценки за урок.

Домашнее задание: Стихи Тютчева, Майкова – читать, учить наизусть (по 1 стих. каждого автора), отвечать на вопросы

ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 (5 класс 2010-2011 учебный год)

«Поэзия природы»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК (МУЗЫКА И ЛИТЕРАТУРА) В 7 КЛАССЕ"ОБРАЗ ПРИРОДЫ В ПОЭЗИИ И МУЗЫКЕ"

НА ДАННОМ УРОКЕ УЧАЩИЕСЯ ЗНАКОМЯТСЯ С ТВОРЧЕСТВОМ ВЕЛИКИХ ГЕНИЕВ  РОССИИ: С.В.РАХМАНИНОВЫМ И И.М.БУНИНЫМ, ОТОБРАЖЕНИЕМ КРАСОТЫ ПРИРОДЫ В ИХ ЗНАМЕНИТЫХ ТВОРЕНИЯХ....

Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»

Литературно-музыкальная композиция «В свой час своя поэзия в природе….»( по лирике поэтов ХХ века С.Есенина и Н.Рубцова)....

"Природа России в музыке и поэзии 19-го века"

Интегрированный урок музыки и литературы...

Внеклассное чтение. Урок-концерт Поэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова

Внеклассное чтение. Урок-концертПоэзия природы в творчестве А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Фета, Ф.И. Тютчева, А.Н. Майкова разработка урока-концерта для 8 класса...

Проект на тему"Поэзия природы"

Проект на тему : «Поэзия природы».Подготовил уч-ся 5 а классаМБОУ СОШ № 8Комков Георгий....