Величие духа русского солдата. По рассказу Е.Носова "Красное вино победы".
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Урок литературы в 11 классе по теме "лейтенантская проза" - вся правда о Великой Отечественной войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok....docx23.91 КБ

Предварительный просмотр:

                      Тема: Величие духа русского солдата.

Цель урока: создание условий содействия изучению понятиям  нравственности, памяти  в рассказе Е.Носова.

Задачи  урока: 

1)понять смысл произведения через выдвижение проблемы и поиск её решения через характеристику персонажей, оценку их действий, формулировку авторской идеи, лежащей в основе рассказа;

2)способствовать развитию умения работать с текстом,  с эпизодом;

3) способствовать развитию коммуникативных навыков, расширению читательского кругозора,    воспитанию патриотизма, формированию таких нравственных качеств как: честь, достоинство, уважение, любовь.

Ход урока:

                                               Война ж совсем не фейерверк,

                                                  А просто трудная работа,

                                                         Когда – черна от пота - вверх

                                                      Скользит по пахоте пехота.

                                                                            М.Кульчицкий.

Слово учителя:

1 СЛАЙД

65 лет отделяет нас от того дня, когда отгремели последние залпы Великой Отечественной войны и взвился над рейхстагом красный стяг - знамя Победы. Война ушла в историю, но не ушла из истории. Тема Великой Отечественной войны – животрепещущая тема. Память о ней поднимает и очищает человеческую душу. И мы, читатели, благодаря прекрасным произведениям  Бориса Васильева, Василя Быкова, Вячеслава Кондратьева, Евгения Носова, Виктора Астафьева и многих других писателей имеем возможность приобщаться к этой истории, пережить ее в своих сердцах.   Самые пронзительные, самые правдивые книги о войне написали солдаты и офицеры переднего края, «окопники». Настоящая правда писалась в 60-80-е гг., когда  литературу пришли те, кто сам воевал, сидел в окопах, командовал батареей, бился за «пядь земли», побывал в плену. Литературу этого периода назвали «литературой лейтенантов».

Разбор эпиграфа: как вы понимаете смысл высказывания? (запись темы урока, эпиграфа в тетрадь).

2 СЛАЙД

Так написал о Е.Носове его друг, писатель-фронтовик, Виктор  Астафьев: «Доподлинный окопник, рядовой боец, он не любит говорить о войне… Раны бойца больше и сильнее скажут о войне. Нельзя всуе трепать святые слова. Как впрочем, нельзя  и врать о войне. А плохо писать о страданиях народа – стыдно. Мастер и труженик прозы, он знает, что память погибших друзей можно оскорбить неловким словом, корявыми мыслями…»

3 СЛАЙД

Давайте представим себе огромный храм, темный и мрачный. И вот в этом храме зажгли свечу – она тоненькая, маленькая, но ее живой огонек трепещет, не сдается. Он живой. Кто же зажег свечу нашей памяти? Конечно  писатели, которых мы читаем и любим. Один из них – Евгений Иванович Носов, подаривший нам прекрасный рассказ «Красное вино Победы». Многие из вас хотели бы узнать об авторе побольше.

4 -5 СЛАЙД

Слово учителя: Что за человек Евгений Носов? Расскажите о нем, о его творчестве  (проверка домашнего  задания).

Слайд 6-8

Слово учителя: Что  вы скажете о фронтовой жизни писателя? (проверка домашнего задания).

Слово учителя: Какое впечатление произвел на вас рассказ?

О каких событиях рассказывает автор? Чем отличается рассказ Носова от других произведений о войне?  

Слайд  9 (слова А.И.Солженицына записать в тетрадь)

Итак, жизнь писателя  Носова навечно  связана с памятью войны. Давайте мысленно перенесемся  далеко-далеко и во времени и в пространстве. Попробуем почувствовать те события, которые происходят в рассказе, и ощутить при этом волнение памяти…

Слайды 10-11

  Анализ рассказа (работа с текстом):

  1. Где происходит действие?
  2. Кто рассказывает о происходящих событиях?
  3. Что мы узнаем о войне из небольших отступлений в рассказе?

 Анализ эпизодов рассказа по группам:

1. «Раненые госпитальной палаты»    Слайд  12-14

Вопросы для анализа:

1)  Какие это лица?

2) Назовите ранбольных

3)Чем отличался раненый Копёшкин от остальных солдат в палате?

4) Диалог Копешкина с Самоходкой      (зачитываем по ролям)

5) Весна 1945 года – когда    мы читаем эти слова, сразу в памяти возникает Победа, праздник, народное ликование после страшной войны. Но ничего этого нет. А что есть?

6) в чём чувствовалась близость конца войны? (на освободившиеся места не клали новеньких, но страшная мясорубка крутилась на предельных оборотах.)

7) Это была самая томительная военная весна. Почему томительная? –

2. «Последние дни Копешкина»  Слайд 15

Вопросы для анализа:

1)Как вы понимаете выражение «последние дни»?

2)Как бы он их прожил? Какая она – Родина Копешкина в представлении рассказчика?

3)Как помогают ему их прожить рядовые солдаты, которых судьба забросила в эту палату?

4)В чем она, русская доброта, душевность?

5) Как относится Копешкин к письму из дома?  О чем он думал?  

7)Что произошло в палате в его последние дни?

 

3. «Приход фотографа»  Слайд  16

Вопросы для анализа:

1)Как входит в повествование известие о Победе?

2)С какой целью автор включил слова женщины с улицы: «Да как же теперь буду я. Что наделала война распроклятая, что натворила?»

3)Как воспринимает песню «Встает страна огромная»?

4) Как вы относитесь к фотографу?

5)Прочитайте слова Бородухова о фотографе (трупоед). Почему он так его назвал?

6)Рассказ ведется от имени прикованного к постели солдата. Но автору удалось создать широкую картину ликования людей. Как это ему удалось?

7)Красота весенней погоды за окном, выпитое красное вино, разбередили души ранбольных. Каждый вспоминает о своей малой родине. Какая она у каждого ?

4 эпизод: Незаметная смерть Копешкина. Слайд  17

Вопросы для анализа:

1)Какими же словами можно описать эту тишину? (страшная, мрачная, гробовая, грустная, раздумчивая, суровая, печальная).

2)Почему рассказчик не может примириться со смертью Копешкина?

3)Для чего человек рождается?

4)Как вы понимаете выражение «Вот и пожар затушили, а видно - чадить он долго будет. Уж больно раскочегарено…»

5)Что же будет чадить?

6)Не кажется ли вам значительным имя солдата – Копешкин Иван? В чем его значение?

7)Как вы понимаете слова: «В сущности человек всегда умирает один?»

Слово учителя:

Слайд  18

Какие мысли выражены в последнем абзаце?

Интерпретация названия.

И вот таинственно-темное красное вино окрасило белую накрахмаленную наволочку…

Вечная  тебе память, русский солдат!

О войне написано много, и писатель Носов бесконечно углубляет эту тему. Он показывает нравственные корни солдатского подвига, глубину русского национального характера.

Ребята, на цвет вино Победы красное, как кровь, а на вкус?

Наверно, горькое, горькое…от горечи невосполнимых человеческих утрат. Пригубляют красное вино Победы, словно причащаются…

Сама наша жизнь без капли памяти невозможна, без совести, правды, труда… Не об этом ли заставляет нас задуматься прекрасный этот рассказ?

 

Домашнее задание: Сочинение – миниатюра «Тема Великой Отечественной войны в творчестве писателей-лейтенантов»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 7 классе. "Величие духа русских женщин" (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»

Конспект урока по литературе для убучающихся 7 класса знакомит с историей создания поэмы “Русские женщины”, с ее героинями - женами декабристов. Занятие развивает умение размышлять на заданную тему, о...

«Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины»

Пленительные образы! Едва ли в истории какой-нибудь страныВы что-нибудь прекраснее встречали.Их имена забыться не должны.Высок и свят их подвиг незабвенный. Н.А. НекрасовОткрыв первую страни...

"Величие духа русских женщин". Презентация.

Данная презентация подготовлена для урока литературы в 7 классах "Величие духа оусских женщин". Презентация содержит богатый иллюстративный материал и необходимую информацию для знакомства обучающихся...

Величие духа русских женщин (по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)

Величие духа русских женщин(по поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины»)...

Николай Алексеевич Некрасов. Поэма «Русские женщины». Подвиг и величие духа русских женщин.

Созданию условий для понимания образа главной героини поэмы, её поступка; определению нравственных понятий: «подвиг», «величие духа», духовные возможности человека; развитию ан...

Поэма Н.А. Некрасова «Русские женщины»: «Княгиня Трубецкая». Величие духа русской женщины.7 класс

Урок проведен в Историческом парке "Россия - моя история" г. Тюмени....