Абрамов "О чем плачут лошади?"
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

Сергеенко Елена Геннадьевна

Конспект урока по Абрамову и тест по этому же произведению

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit-ra_abramov_7kl.doc74.5 КБ
Microsoft Office document icon prilozhenie_k_abramovutest.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.А. Абрамов «О чем плачут лошади».

Нравственные проблемы рассказа.

Знания на уроке: рассказ,антитеза

Словарная работа:

Бараки – здания легкой постройки,предназначенные для временного жилья.

Дернина – дерн – Густо заросший травой,сплетенный корнями многолетних растений верхний слой почвы.

Иван – чай – крупное травянистое растение с пурпурно – розовыми цветами.

Лесопункт – пункт лесозаготовки

Стати(стать) – (здесь) телосложение,общий склад фигуры

Угор – (диалект.)-пригорок

Ход урока

1.Знакомство с писателем

Ученики читают статью в учебнике, составляют план.

Учитель дает дополнительные сведения о писателе.

В 40- 50 годы существовала точка зрения на русскую деревню,в которой колхозно – совхозный строй показан как край благополучия.Этот взгляд был выгоден власти, но не соответствовал действительности.Целый ряд писателей(С.Бабаевский, Ю.Лаптев,Г.Николаева и др.) создавали прозведения приукрашивающие действительность.Они признавались критикой как образцовые.

Федор Абрамов в 1954 году написал статью «Люди колхозной деревни в послевоенной литературе»,где критиковал подобные произведения.Кроме этого он писал и художественные прозведения,которые говорили правду о русской деревне, и впоследствии стали классикой советской литературы.Однако официальная критика была очень влиятельной.Например, за очерк «Вокруг да около», который не соответствовал официльной идеологии, редактора журнала «Нева», где он был напечатан, сняли с работы.Соотвествено множество препятствий чинилось автору в виде запрета на публикации своих произведений, ущемления свободы научной работы и т.д.

2.Чтение рассказа

Ученики читают его вслух. Учитель дает необходимые комментарии.

Комментарий

«Ни Громов,ни Идей...» - в период коллективизации клички животным давались идеологизированные.Таким образом стремились запечатлеть образ новой, небывалой жизни.Также , в первые годы после революции нередко детям давали «революционные» имена:Вилор – Владимр Ильич Ленин Организатор Революции; Октябрина – в честь октября – месяца, в котром совершилась революция;Сталина – в честь Сталина.

«Чертом выгибались» - молодцевато выглядели

3.Беседа по тексту

Прочитайте описание луга в начале рассказа и ответьте на вопрос:

  1. Какими мыслями и чувствами рассказчика проникнуто описание природы?

Учащиеся обращают внимание на то, что родная природа в восприятии рассказчика ассоциируется с самым чудесным временем жизни человека – детством.

  1. Как ощущает себя рассказчик в мире природы? О чем говорит воспоминание о детстве,стоящее в одном ряду с воспоминанием о «мире пахучих трав, стрекоз..и лошадей?»

Уважительное отношение к природе, единство существования с нею утверждается как норма жизни людей.

  1. Какими «разноречивыми чувствами» проникнуто описание пасущихся на лугу лошадей? Как и скакой целью «разноречивость чувств» подчеркнута антитезой повествования в этом эпизоде?

«Особо – лошадиная красота луга» дается в резком контрасте с тем, как лошади «постоянно томились, умирали от жажды...», что вызывает у читателя соответствующую реакцию на отношение людей к животным.

  1. Какое нарождающееся в сознании людей отношение к миру отражает их повсеместное увлечение небывалыми кличками – Идея, Звезда,Победа и т.д.? Как автором подчеркивается через описание  внешнего вида Рыжухи и истории лошадиной жизни в русской деревне несостоятельность новых убеждений?

Новые клички выражали устремления народа  в короткий срок достичь результатов («побед») ценой разрушения векового уклада русской жизни в деревне,естественного течения жизни человека в окружающем его мире.Разрушая этот мир, человек приносил страдание и самому себе,всему живому вокруг себя.

  1. Какое нравственное содержание имеет история гибели Карька «на лесном фронте»?

Подчеркивается единство судьбы человека и окружающей его природы, которая продолжаетпомощь  помощь и поддержку.

  1. Почему «лошадиная жизнь» Карька и Рыжухи вызывает у рассказчика чувство глубокой тоски?каким смыслом автор наполняет слова рассказчика «...я вдруг стал понимать, что я совершил чт – то непопрвимое,страшное...»

Вспомним, что произведение написано в жанре рассказа.В основе сюжета рассказа – одно или несколько событий из жизни человека, как правило, определяющих его судьбу.Рассказчик тоже определился в своей судьбе: «И вскоре я уже сам казался себе каким- то нелепым, отжившим существом.Существом из той же лошадиной проды..»

  1. Как истолковать эти слова?

Вывод: Насилие над природой приводит к озверению одних (конюха Миколки) и к прозрению других (рассказчика). Очеловечивая страдающих животных, автор по контрасту показывает утерявщих человеческое в себе людей.

Домашнее задание.

1.Подготовить выразительное чтение рассказа.

2.Подготовить краткий и художественный пересказ эпизодов из рассказа.

3.(Дополнительно)6 Прочитайте другие рассказы Ф.Абрамова, напишите краткий отзыв на один из них.

Литература к уроку.

Золотусский И.Федор Абрамов.М. ,1986.

Крутикова-АбрамоваЛ. Дом в Верколе:Документальная повесть.Биографические материалы,дневники Ф.Абрамова. Л. ,1988.

Дополнительная литература для учащихся:Ф.Абрамов.»Трава-мурава»,»Мамониха», «Самая счастливая».Ф.Абрамов.Собр.Соч.в 3т.Л. ,1980.



Предварительный просмотр:

Ф.А. Абрамов

«О чем плачут лошади»

  1. Какова главная тема произведений Ф.А. Абрамова?

а) индустриализация

б) описание жизни города

в) экология

г)жизнь советской деревни

2. Почему лошади вызывали у автора «чувство какой – то непонятной вины перед ними»?

а) герой рассказа не всегда мог угостить лошадей хлебом

б) видел, что за лошадьми плохо ухаживают, но не мог им помочь

в)раньше, задолго до войны, к лошадям относились намного лучше

3. Чем Рыжуха отличалась от всех остальных сородичей?

а) ростом и силой

б) неприхотливостью и выносливостью

в веселым нравом,молодым задором

4. Почему для Рыжухи было так важно, чтобы рассказ старой кобылицы оказался правдой?

а) Рыжуха надеялась, что те времена, о которых рассказывала старая кобылица, еще вернутся.

б) приятно было думать, что когда-то к лошадям относились с почтением

в) Рыжуха поверила в то, что в жизни человека лошадь играла важнейшую роль

5. В чем смысл введения в рассказ «пушкинского вещего Олега»?

а) подчеркивается любовь человека к коню, память о нем и после его смерти

б) связь с историей, упоминание о роли лошади в древности

в) в обоих произведениях говорится о конях

6. Как автор добивается достоверности в изображении духовного мира животного?

а) подробным описанием того, как выглядят лошади

б) выделением Рыжухи из всех сородичей

в) введением прямой речи лошади(Рыжуха говорит о своих чувствах человеческим языком)

7. В чем смысл названия рассказа? О чем плачут лошади ?

а) о своей горькой ,незавидной судьбе

б)бо утрате тех времен, когда лошадью «дышали и жили»

в)об утрате человеческой любви

8. Почему рассказчик считает, что у него с Рыжухой уже не будет той искренности и того доверия, которые были до сих пор?

а) он не понял душевных переживаний лошади и бманул ее

б)он считает себя виноватым в том, что прошли «счастливые времена» для лошадей

в) он не накормил Рыжуху


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-размышление по рассказу Ф.А. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек"

Конспект урока по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лощади"...

Презентация к уроку по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади" ( 1-я часть)

Презентация к уроку литературы по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади". "Лошадь тоже человек" (1-я часть)...

Презентация к рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади" (2-я часть)

Презентация по литературе в 5 классе. Тема "Урок - размышление по рассказу Ф. Абрамова "О чем плачут лошади." "Лошадь тоже человек" (2-я часть)...

Интегрированный урок литературы и биологии "Едины божие созданья" (на материале рассказа Ф.Абрамова "О чём плачут лошади"

интегрированный урок позволяет учащимся с разных точек зрения рассмотреть один объект - познакомиться с важными характеристиками лошади как животного класса Млекопитающие, затронуть проблему нравстенн...

Урок-размышление "Лошадь тоже человек" (по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади..."")

Познакомить учащихся с биографическими данными Ф.Абрамова; продолжить формирование умений анализировать, проследить, как решается автором проблема нравственного выбора;В процессе анализа и сопоставлен...

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.А.Абрамова "О чем плачут лошади. Нравственные и этические проблемы рассказа."

план-конспект урока литературы по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" и применением КОЗ....

Самоанализ урока по рассказу Ф.Абрамова "О чем плачут лошади" с применением КОЗ.

Самоанализ урока с применением компетентностно-ориентированного задания....