Урок литературы в старших классах "Самый непрочитанный поэт"
план-конспект по литературе по теме

"Самый непрочитанный поэт" - это урок о творчестве Николая Гимилева.
 Цель урока: Познакомить с биографией и творчеством поэта. Раскрыть основные принципы акмеизма, создателем которого он является, углубляя и совершенствуя навыки анализа поэтики. Пробудить интерес к личности Гумилёва, дать понятие о её многогранности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon samyy_neprochitannyy_poet.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мухина Галина Николаевна,

учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3 п.Советский» Республики Марий Эл,

 Заслуженный работник образования

 Республики Марий Эл

«Самый непрочитанный поэт»

(творческий путь Николая Степановича Гумилёва)

 Цель урока. Познакомить с биографией и творчеством поэта. Раскрыть основные принципы акмеизма, создателем которого он является, углубляя и совершенствуя навыки анализа поэтики. Пробудить интерес к личности Гумилёва, дать понятие о её многогранности.

 

Оформление урока:

  1. портрет Н.С.Гумилёва,
  2. карта мира,
  3. на доске - эпиграф к уроку:

На всём, что сделал мастер мой, печать Любви земной и простоты смиренной.

Да, он не всё умеет рисовать,

Но то, что он рисует,- совершенно.

 Форма урока. По материалу предлагаемый урок - лекция- монтаж (круглый стол) о жизни и творчестве Н.С.Гумилёва. В сообщении материала ведущая роль принадлежит учителю, но в нём принимают участие ранее подготовленные ученики.

Подготовка к уроку. Предварительно назвать учащимся стихотворения, с которыми им желательно познакомиться к данному уроку; распределить задания: путешественник, современник, офицер; подготовить выразительное чтение определённых стихов; выписать из поэтических сборников Гумилёва названия аномалистических стихотворений, а также географически конкретные стихотворные названия.

Ход урока.

Учитель. «Не беспокойся обо мне, я чувствую себя прекрасно, читаю Гомера и пишу стихи». Лаконичная записка, написанная ровным безмятежным почерком. В ней нет ни тени тревоги, ни намёка на какую-нибудь опасность. А между тем писавший её знал, что жить ему осталось считанные дни.

Я закрыл «Илиаду» и сел у окна.

На губах трепетало последнее слово.

Что-то ярко светило- фонарь иль луна,

И медлительно двигалась тень часового.

«Современник», 1911

Автор записки и этих поэтических строк - Николай Гумилёв.

Предчувствие ранней смерти не покидало поэта на протяжении ряда лет. Он даже видел того, «кто занят отливанием пули», которая оборвёт его жизнь.

Из заметок о Н.С.Гумилёве, которые вела в последние годы жизни А.Ахматова, читаем: «Гумилёв - поэт ещё не прочитанный. Визионер и пророк. Он предсказал свою смерть с подробностями вплоть до осенней травы..»

Николай Гумилёв думал, что умрёт в 53 года, но судьба, с которой он любил играть, тоже сыграла с ним шутку, поменяв цифры местами - 35

Н.Гумилёв был расстрелян 24 августа 1921г., как утверждалось долгие годы - за участие в контрреволюционном, так называемом Таганцевском, заговоре. Но вот в журнале «Новый мир», №12, 1987г., появилось сообщение юриста Г.А.Терехова, который изучал по долгу службы все материалы по делу Гумилёва, находящиеся в архиве. По делу установлено, пишет Терехов, что преступление Гумилёва заключалось в том, что он «не донёс органам советской власти, что ему предлагали вступить в заговорщицкую офицерскую организацию, от чего он категорически отказался. Никаких обвинительных материалов в том деле не было.

Поэзия «серебряного века» немыслима без Николая Гумилёва, создателя яркого и самобытного литературного течения акмеизма. А.Ахматова назвала его «самым непрочитанным поэтом». Цель нашего урока- знакомство с Гумилёвым - поэтом. В этом нам сегодня помогут путешественник, современник Гумилёва- Николай Чуковский, офицер, искусствовед.

 Путешественник. ( Карта мира. Подготовленный ученик рассказывает о путешествиях Н.Гумилёва).

Примерный ответ. Ещё мальчишкой он увлекался зоологией и географией; дома завёл разных животных: белку, морских свинок, белых мышей, птиц. А когда дома читали описание какого-нибудь путешествия, всегда следил по карте за маршрутом путешественников. Он бредил «Музой Дальних Странствий».

В 1906 году он совершает своё первое путешествие, по тем временам довольно обыкновенное, – в Париж, где учится в Сорбонне. Часто бывает в Лувре, зачарован гостиной собора Нотр-Дам.. Затем Италия, древние, гордые города – государства, самые названия которых звучат как музыка: Болонья, Падул, Флоренция, родина гениев, в том числе – великого Данте, Равенна; наконец легендарный Рим: Капитолий, волчица – символ Вечного города ( это она, по преданию, выкормила основателей Рима – близнецов Ромула и Рема.

Потом последовали Греция, Константинополь, Швеция, Норвегия и, наконец, его любимая Африка. 

 Учитель. Но не только поиском приключений занят он в своих путешествиях: он собирает для музея антропологии и этнографии в Петербурге предметы культа, произведения искусства африканских племён, записывает песни,  легенды, сказания.

Он любил искушать судьбу. Это проявлялось во всём - от мелочей (например, он любил ездить верхом на необъезженных лошадях), до вещей более серьёзных: известна, например, история о том, как он вызвал на дуэль Волошина. Правда, «классической» кровавой дуэли не получилось..

Современник Николай Чуковский. (Подготовленный ученик рассказывает о дуэли).

Примерный ответ. Местом дуэли выбрана была, конечно, Чёрная речка, потому что там дрался Пушкин с Дантесом. Гумилёв прибыл к Чёрной речке с секундантами и врачом точно в назначенное время. С Максимом Волошиным случилась беда, - пробираясь к Чёрной речке пешком, он потерял в глубоком снегу калошу. Без калоши Макс ни за что не соглашался двигаться дальше и упорно, но безуспешно искал её вместе со своими секундантами. Тогда Гумилёв, озябший, уставший ждать, пошёл навстречу и тоже принял участие в поисках калоши…

Гумилёв рассказывал о дуэли насмешливо, снисходительно, с сознанием собственного превосходства. Макс же – добродушно смеясь над собой.

Учитель.  Да, он любил искушать судьбу и играть в прятки со смертью.

        Как всегда, был дерзок и спокоен

        И не знал ни ужаса, ни злости.

        Смерть пришла, и предложил ей воин

        Поиграть в изломанные кости.

Офицер. (Подготовленный ученик рассказывает о службе Гумилёва в армии).

Примерный ответ. На жизнь Гумилёва выпала Первая мировая война. Он сразу решил идти на фронт.

        И в рёве человеческой толпы,

        В гуденье проезжающих орудий,

        В немолчном зове боевой трубы

        Я вдруг услышал песнь моей судьбы.

        Гумилёв начал хлопотать, чтобы его приняли на военную службу, от которой был ранее освобождён по зрению. Надо было получить разрешение стрелять с левого плеча. Это было нелегко, но он своего добился: был принят добровольцем (их тогда называло «охотники») с предоставлением выбора войск: выбрал кавалерию, хотя совершенно не умел драться шашкой и учился этому частным образом.

        В конце сентября 1914 года был назначен в маршевый эскадрон лейб-гвардии уланского полка и 17 октября в Восточной Пруссии принял свой первый бой.

        О храбрости его ходили легенды. Но удивительнее храбрости было, пожалуй, другое: он, человек, привыкший к комфорту в мирной жизни, поражавший своей внешней чопорностью, аккуратностью костюма и белизной крахмальных воротничков,  не только «безропотно сносил» все тяготы похода, но и вёл себя так, будто всю жизнь ему приходилось не слезать с седла и не есть по нескольку дней, стаскивать сапоги с распухших ног, разрезая голенища; он мог бы сказать о себе словами известного героя известного романа: «от пуль не прятался и шёлкового белья от вшей не носил…»

        24 декабря 1924 года он был награждён Георгиевским крестом IV степени, 15 января 1925 года за отличие в делах против германцев произведён в унтер-офицеры. За бой 6 июля 1925 года – представлен ко второму Гергиевскому кресту и произведён в прапорщики.

 Учитель. Любимый писатель Гумилёва - Оскард Уайльд, любимый герой - Дон Жуан. И, подобно Дон Жуану, он был покорителем женских сердец. Но лишь одна любовь преследует всю его жизнь - великая и безнадежная. Любовь к Анне Горенко, больше известной под псевдонимом - Анна Ахматова.

Ученица читает стихотворение «Она» и делает комментарий к нему. 

Учитель. Ребята, попробуйте отметить основные «гумилёвские» черты поэта (беседа с классом).

 Основные черты:

  1. романтических дух;
  2. отточенность, филигранность формы, изысканность рифм, гармония и благозвучность звуковых повторов, возвышенность и благородство поэтической интонации.

Анализ структуры стихотворения «Мореплаватель Павзаний..» (1906)

Мореплаватель Павзаний

С берегов далёких Нила

В Рим привёз и шкуры ланей,

И египетские ткани,

И большого крокодила.

Это было в дни безумных

Извращений Каракаллы.

Бог весёлых и бездумных

Изукрасил цепью шумных

Толп причудливые скалы.

В золотом невинном горе

Солнце в море уходило,

И в пурпуровом уборе

Император вышел в море,

Чтобы встретить крокодила.

Суетились у галеры

Бородатые скитальцы.

И изящные гетеры

Поднимали в честь Венеры

Точно мраморные пальцы.

И какой-то сказкой чудной,

Нарушителем гармоний,

Крокодил сверкал у судна

Чешуёю изумрудной

На серебряном понтоне.

Примерный ответ. Верный своей избраннице - Музе Дальних Странствий, - посвящает своё стихотворение древнегреческому путешественнику Павзанию (II в.). После опасного плавания его корабль достиг берегов Римской империи. Час заката. Величественно вечно изменяющееся море. Суровы и безмолвны неподвижные скалы. Покачивается на волнах корабль. Император осматривает экзотические подарки, которые привёз из заморской   страны мореплаватель. Такова сюжетная картина стихотворения.

        Для того, чтобы понять, как достигает поэт художественной красоты   изображаемого, как разукрашивает зарисовку яркими, сочными красками, наполняет её пространство многочисленными звуками, проведём лексический и фонетический анализ текста.

        Бросается в глаза обилие прилагательных,, обозначающих золотой, пурпурный, мраморный, изумрудный, серебряный. Присутствие в стихотворении существительных вызывает стойкие цветовые ассоциации: море (синий и зеленоватый цвета) и крокодил (зелёный цвет). Доя более сильного эффекта и то и другое существительное повторяется в тексте трижды. Дополняет эту цветовую гамму звуковой повтор (ассонанс) гласного [у]. Во II b III строфах, где нарисована картина моря, этот гласный повторяется в общей сложности 9 раз, а в V строфе, в которой появляется прекрасный анималистический рисунок (крокодил), гласный звук [у] повторяется 7 раз. По замыслу поэта, звуковой  повтор должен наполнить стихотворение зелёным цветом. Вспомним его перевод стихотворения Артюра Рембо "Гласные»

        К - черно, бело - Е, У - зелено, 0 - сине,

         И - прекрасно... Я хочу открыть

                                        рождение гласных.

         И далее:

        У - дивные круги морей зеленоватых...

        А теперь определим, каким размером написано стихотворение Гумилёва. Перед нами редко встречающийся в русском стихосложении пеон третьего вида. Он наилучшим образом передаёт  ритм, частоту появления и затухания морских волн. Пока чивание корабля удачно передаёт внутренняя рифма (плав - пав) в I строке I строфы. А модулированный звуковой повтор (аллитерация) сонорного звука [л] в I строфе, по-видимому, должен воспроизводить звук ударяющих о борт корабля волн. Модулированный глухими согласными повторяющийся сонорный [р] передаёт скрип мачт и корабельных снастей (I и II строфы). Удары волн о прибрежные скалы озвучены рифмой II строфы (безумных – бездумных – шумных). Такова неполная звуковая инструментовка этого стихотворения.

Учитель. Выстрелами на дуэли убиты Пушкин и Лермонтов, пробитое пулей, перестало клокотать сердце Маяковского, безумная жестокость оборвала жизнь Николая Гумилёва.. Сколько поэтов преждевременно потеряла Россия! Как воскресить их? Как оживить их? Живой водой воистину может стать наше прикосновение к их стихам, наша память о них. Только тогда расцветут «сады души» погибших поэтов и удивят нас своей красотой и благородством.

Сады моей души всегда узорны,

В них ветры так свежи и тиховейны,

В них золотой песок и мрамор чёрный,

Глубокие, прозрачные бассейны.

Растенья в них, как сны, необычайны.

Как воды утром, розовеют птицы.

И — кто поймёт намёк старинной тайны?

В них девушка в венке великой .жрицы..

Я не смотрю на мир бегущих линий,

Мои мечты лишь вечному покорны.

Пускай сирокко бесится в пустыне,

            Сады моей души всегда узорны.

«Сады души»

Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «Самый непрочитанный поэт».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 9 классе " Таков поэт" по творчеству А. С. Пушкина

Урок литературы  в 9 классе по теме " Тема поэта и поэзии в творчестве А. С. Пушкина"...

урок литературы в 5 классе "Русские поэты и поэты Алтая о Родине и о родной природе"

Цели урока: • преподнести учащимся тему Родины в русской поэзии как неподвластную времени и расстоянию, познакомить их со стихотворениями русских поэтов XIX века и поэтов Алтая о Родине и о родной пр...

Урок литературы «Родная природа в стихотворениях поэтов 19 века».

Урок с применение ИКТ. Работа коллективная и вгруппах( проет, защита проекта)....

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"

Урок литературы с мультимедийной презентацией "Тема поэта и поэзии в лирике А.С.Пушкина"...

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина"

Урок литературы в 9 классе "Тема поэта и поэзии в творчестве А.С. Пушкина" позволяет определить роль поэзии в жизни Пушкина, выявить высокое назначение поэта;  способствовует эмоциональному воспр...

Урок литературы в старших классах. "Метареализм как литературное направление. Елена Шварц как поэт-метареалист"

Урок   «Метареализм как литературное направление. Елена Шварц как поэт-метареалист». Класс: 11 Тип урока: урок формирования новых знаний. Цели урока:Обучающая:– знакомство с т...

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...