Урок литературы в старших классах. "Метареализм как литературное направление. Елена Шварц как поэт-метареалист"
план-конспект урока по литературе (9 класс) на тему

Витовщик Надежда Николаевна

Урок   «Метареализм как литературное направление.

Елена Шварц как поэт-метареалист».

 

Класс: 11

 

Тип урока: урок формирования новых знаний.

 

Цели урока:

Обучающая:

– знакомство с течением метареалистов, существовавшим в поэзии конца 20 столетия; рассмотрение его основных принципов на примере творчества Елены Шварц.

Развивающая:

– создание условия для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.

Воспитательная:

– воспитание стремления быть по-настоящему знающим литературу человеком.

 

Оборудование:

1.                                                                                                         Раздаточный материал  (после конспекта).

2.                                                                                                         Сборники стихов Елены Шварц.

 

Подготовка к уроку:

·                  Предварительно одному из учащихся было дано задание подготовить небольшое выступление на тему: «Метареализм как течение в русской литературе».

 

План урока:

1.                                                                                                         Организационный момент.

2.                                                                                                         Вступительное слово учителя.

3.                                                                                                         Проверка индивидуального домашнего задания.

4.                                                                                                         Лекция учителя с элементами беседы.

5.                                                                                                         Подведение итогов урока.

6.                                                                                                         Инструктаж домашнего задания.

 

Ход урока.

 

Этапы урока и отводимое на них время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

1.                Организационный момент.

2-3 мин

Приветствует учащихся, проверяет присутствующих на уроке

Организуют рабочие места, приветствуют учителя.

 

2.                Вступительное слово учителя.

3-4 мин.

Оглашение темы и целей урока.

Записывают в тетради тему урока.

 

3.     Проверка индивидуального домашнего задания.

5-7 мин.

Теперь мы прослушаем сообщение вашего товарища на тему: «Метареализм как литературное направление».

Запишите основные положения доклада к себе в тетради.

Примерное сообщение ученика:

 

Метареализм является одним из проявлений литературного постмодернизма.

В конце 70-х годов 20 столетия образуется школа метаметафористов (термин предложен К.А.Кедровым). В школу под руководством К.А.Кедрова входили И.Жданов, А.Парщиков, А.Еременко. Впоследствии к ним примыкают другие поэты, образуя направление.

В 1982 году возникло второе название поэтов данного направления: метереалисты (М.Н.Эпштейн).

Метареалисты не написали ни одного собственного манифеста. Одним из теоретиков выступает М.Н.Эпштейн.

В метареализме существует множество реальностей, для связи которых служит образ-метабола.

В послдние десятилетия основные участники школы метареализма публикуют свои стихи редко, в основном, ограничиваясь написанием автокомментариев к своим ранним работам.

Один из учащихся у доски рассказывает о метареализме. Остальные пишут опорные конспекты у себя в тетрадях.

4.                Лекция учителя с элементами беседы.

18-20 мин.

Елену  Андреевну Шварц относят к кругу поэтов-метареалистов. За все время своей литературной деятельности ей было выпущено более 20-ти книг стихов и прозы, было получено несколько значимых премий.

Нас интересует творчество Елены Шварц как поэта-метареалиста.

Для начала обозначим основные черты этого литературного направления:

1.              многомирие;

2.              восприятие мира как хаоса;

3.              существование нескольких реальностей;

4.              присутствие лирического «ты» как выразителя иной точки зрения;

5.              типичные мотивы: мотив зрения, мотив памяти, мотив веры;

 

В стихотворениях Е.Шварц миры при помощи метафоры перетекают в друг друга. Метареализм поэта построен на принципе взаимопроникновения многих реальностей. Пример тому мы найдем в стихотворении «Утки в Павловске».

Как поэт-метареалист Елена Шварц использует в своих стихотворениях лирическое «ты» как образец другого сознания. Это свидетельствует о диалогической природе метареализма. Пример тому мы можем найти в стихотворениях «Ваше сердце плачет ночью…», «Ангел-хранитель».

В стихотворениях Елены Шварц нетрудно найти характерные для метареализма мотивы памяти («В трапезной»), веры, зрения («Бабье лето – мертвых весна…»).

 

 

Записывают опорный конспект.

Выразительное чтение стихотворений по требованию учителя.

 

5.                Подведение итогов урока.

5-7 мин.

Итак, наш урок подходит к концу. Хотелось бы услышать от вас, с чем вы познакомились, что узнали новое.

Познакомились с метареализмом как литературным направлением, и его основными принципами на примере творчества Елены Шварц.

 

6.                Инструктаж домашнего задания.

2-3 мин.

Домашнее задание – просмотреть конспект урока в тетрадях. Подготовиться к небольшому тексту по пройденной теме.

 

 

 

 

Раздаточный материал к уроку.

 

«Утки в Павловске».

 

Ветер дохнул, и вдруг
Речка Славянка
Обратилась
В Диану Эфесскую.
Бугорками пошла,
Мелкой грудью заволновалась,
Из каждого сверкающего соска
Утки пьют молоко, как младенцы.
Птицы, вскормленные осенним
Оловянным молоком,
Солдатами когда-то были
Игральным павловским полком.
Всё ждут — вернется повелитель
И, скинув перья свои серые,
Мундиры синие наденут
Как будто горлышки у селезней.
И будет он наш вечный зритель.
Как скучно было в утках жить!

 

«Ваше сердце плачет ночью…»

Ваше сердце плачет ночью,
Отчего - оно не знает,
А мое-то знает точно -
От кого и с кем гуляет.

Потому уж и не плачет,
Но оно стыдится очень -
Что душа моя царица
Спит со львом чернорабочим.

«Ангел-Хранитель».

 

Мук моих зритель,
Ангел-хранитель,
Ты ведь устал.
Сколько смятенья,
Сколько сомненья,
Слез наводненье —
Ты их считал.

Бедный мой, белый,
Весь как в снегу,
Ты мне поможешь.
Тебе — не смогу.

Скоро расстанемся.
Бедный мой, что ж!
Ты среди смертных
За гробом пойдешь.

 

«В трапезной».

 

Тень от графина с морсом. Скатерть
Краснеет веще. Пейте. Ешьте.
Когда уж надобно заплакать,
То и чик-чик скворца зловеще.
И мясо черной виноградинки
Как сонный глаз, как в детстве Жизнь,
А я и ягодки не съела,
И жизнь видением чужим
Смотрела.
Что-то есть не хочется,
А уж тем более под пенье.
Я хлеб крошу и вспоминаю
Свои протекшие рожденья.
Не дай Бог птицей –свист крыла
Как вспомню и ночевку на волне,
Боль в клюве и как кровь текла
Скачками. Птичьего не надо мне!
Была я пастором и магом,
Мундир носила разных армий,
Цыганкой…Больше и не надо!
Сотлела нить на бусах Кармы.

 

«Бабье лето – мертвых весна…»

 

«Бабье лето — мертвых весна», —
Говорят в Тоскане, говорят со сна,
Выглянув в окно, где солнце веет,
И, как чахоточный, молодеет
Городской клен и уже краснеет
При каждом взгляде
В обреченно сползающем вниз
Наряде.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx25.2 КБ

Предварительный просмотр:

Урок   «Метареализм как литературное направление.

Елена Шварц как поэт-метареалист».

Класс: 11

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цели урока:

Обучающая:

– знакомство с течением метареалистов, существовавшим в поэзии конца 20 столетия; рассмотрение его основных принципов на примере творчества Елены Шварц.

Развивающая:

– создание условия для формирования умений и навыков аналитического характера; в монологической форме выражать свою точку зрения, решать проблемную ситуацию.

Воспитательная:

– воспитание стремления быть по-настоящему знающим литературу человеком.

Оборудование:

  1. Раздаточный материал  (после конспекта).
  2. Сборники стихов Елены Шварц.

Подготовка к уроку:

  • Предварительно одному из учащихся было дано задание подготовить небольшое выступление на тему: «Метареализм как течение в русской литературе».

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.
  3. Проверка индивидуального домашнего задания.
  4. Лекция учителя с элементами беседы.
  5. Подведение итогов урока.
  6. Инструктаж домашнего задания.

Ход урока.

Этапы урока и отводимое на них время

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

  1. Организационный момент.

2-3 мин

Приветствует учащихся, проверяет присутствующих на уроке

Организуют рабочие места, приветствуют учителя.

  1. Вступительное слово учителя.

3-4 мин.

Оглашение темы и целей урока.

Записывают в тетради тему урока.

  1. Проверка индивидуального домашнего задания.

5-7 мин.

Теперь мы прослушаем сообщение вашего товарища на тему: «Метареализм как литературное направление».

Запишите основные положения доклада к себе в тетради.

Примерное сообщение ученика:

Метареализм является одним из проявлений литературного постмодернизма.

В конце 70-х годов 20 столетия образуется школа метаметафористов (термин предложен К.А.Кедровым). В школу под руководством К.А.Кедрова входили И.Жданов, А.Парщиков, А.Еременко. Впоследствии к ним примыкают другие поэты, образуя направление.

В 1982 году возникло второе название поэтов данного направления: метереалисты (М.Н.Эпштейн).

Метареалисты не написали ни одного собственного манифеста. Одним из теоретиков выступает М.Н.Эпштейн.

В метареализме существует множество реальностей, для связи которых служит образ-метабола.

В послдние десятилетия основные участники школы метареализма публикуют свои стихи редко, в основном, ограничиваясь написанием автокомментариев к своим ранним работам.

Один из учащихся у доски рассказывает о метареализме. Остальные пишут опорные конспекты у себя в тетрадях.

  1. Лекция учителя с элементами беседы.

18-20 мин.

Елену  Андреевну Шварц относят к кругу поэтов-метареалистов. За все время своей литературной деятельности ей было выпущено более 20-ти книг стихов и прозы, было получено несколько значимых премий.

Нас интересует творчество Елены Шварц как поэта-метареалиста.

Для начала обозначим основные черты этого литературного направления:

  1. многомирие;
  2. восприятие мира как хаоса;
  3. существование нескольких реальностей;
  4. присутствие лирического «ты» как выразителя иной точки зрения;
  5. типичные мотивы: мотив зрения, мотив памяти, мотив веры;

В стихотворениях Е.Шварц миры при помощи метафоры перетекают в друг друга. Метареализм поэта построен на принципе взаимопроникновения многих реальностей. Пример тому мы найдем в стихотворении «Утки в Павловске».

Как поэт-метареалист Елена Шварц использует в своих стихотворениях лирическое «ты» как образец другого сознания. Это свидетельствует о диалогической природе метареализма. Пример тому мы можем найти в стихотворениях «Ваше сердце плачет ночью…», «Ангел-хранитель».

В стихотворениях Елены Шварц нетрудно найти характерные для метареализма мотивы памяти («В трапезной»), веры, зрения («Бабье лето – мертвых весна…»).

Записывают опорный конспект.

Выразительное чтение стихотворений по требованию учителя.

  1. Подведение итогов урока.

5-7 мин.

Итак, наш урок подходит к концу. Хотелось бы услышать от вас, с чем вы познакомились, что узнали новое.

Познакомились с метареализмом как литературным направлением, и его основными принципами на примере творчества Елены Шварц.

  1. Инструктаж домашнего задания.

2-3 мин.

Домашнее задание – просмотреть конспект урока в тетрадях. Подготовиться к небольшому тексту по пройденной теме.

Раздаточный материал к уроку.

«Утки в Павловске».

Ветер дохнул, и вдруг
Речка Славянка
Обратилась
В Диану Эфесскую.
Бугорками пошла,
Мелкой грудью заволновалась,
Из каждого сверкающего соска
Утки пьют молоко, как младенцы.
Птицы, вскормленные осенним
Оловянным молоком,
Солдатами когда-то были
Игральным павловским полком.
Всё ждут — вернется повелитель
И, скинув перья свои серые,
Мундиры синие наденут
Как будто горлышки у селезней.
И будет он наш вечный зритель.
Как скучно было в утках жить!

«Ваше сердце плачет ночью…»

Ваше сердце плачет ночью,
Отчего - оно не знает,
А мое-то знает точно -
От кого и с кем гуляет.

Потому уж и не плачет,
Но оно стыдится очень -
Что душа моя царица
Спит со львом чернорабочим.

«Ангел-Хранитель».

Мук моих зритель,
Ангел-хранитель,
Ты ведь устал.
Сколько смятенья,
Сколько сомненья,
Слез наводненье —
Ты их считал.

Бедный мой, белый,
Весь как в снегу,
Ты мне поможешь.
Тебе — не смогу.

Скоро расстанемся.
Бедный мой, что ж!
Ты среди смертных
За гробом пойдешь.

«В трапезной».

Тень от графина с морсом. Скатерть
Краснеет веще. Пейте. Ешьте.
Когда уж надобно заплакать,
То и чик-чик скворца зловеще.
И мясо черной виноградинки
Как сонный глаз, как в детстве Жизнь,
А я и ягодки не съела,
И жизнь видением чужим
Смотрела.
Что-то есть не хочется,
А уж тем более под пенье.
Я хлеб крошу и вспоминаю
Свои протекшие рожденья.
Не дай Бог птицей –свист крыла
Как вспомню и ночевку на волне,
Боль в клюве и как кровь текла
Скачками. Птичьего не надо мне!
Была я пастором и магом,
Мундир носила разных армий,
Цыганкой…Больше и не надо!
Сотлела нить на бусах Кармы.

«Бабье лето – мертвых весна…»

«Бабье лето — мертвых весна», —
Говорят в Тоскане, говорят со сна,
Выглянув в окно, где солнце веет,
И, как чахоточный, молодеет
Городской клен и уже краснеет
При каждом взгляде
В обреченно сползающем вниз
Наряде.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в старших классах "Самый непрочитанный поэт"

"Самый непрочитанный поэт" - это урок о творчестве Николая Гимилева.  Цель урока: Познакомить с биографией и творчеством поэта. Раскрыть основные принципы акмеизма, создателем которого он являет...

Методические разработки к урокам литературы в старших классах по биографии и творчеству А.П.Чехова

В методической разработке даются интересные факты из жизни А. П. Чехова, которые будут интересны учащимся при изучении биографии писателя....

Индивидуальные задания на уроках литературы в старших классах

Данный дидактический материал поможет учителю организовать индивидуальную работу учащихся на уроках литературы по темам: "Путь духовных исканий Андрея Болконского" и "Трагический путь Григория Мелехов...

Урок литературы в 11 классе "Футуризм как литературное направление".

Урок разработан на основе технологии развития критического мышления....

Из опыта работы учителя русского языка и литературы.Тема:Воспитание духовно-нравственной культуры на уроках литературы в старших классах. Технологии, методики, приемы.

Главной задачей учителя литературы является воспитание души человека, духовно-нравственное воспитание. «Увидеть лицо человеческое» дано нам на уроке литературы, как ни на каком другом. По сути, на уро...