Внеклассное чтение. Н.С. Лесков «Путимец» (из апокрифических рассказов о Гоголе).
методическая разработка по литературе (8 класс) по теме

Гайнуллина Наталья Владимировна

Знакомлю с новым неизвестным рассказом Н.С.Лескова о юном Н.Гоголе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_8_klass_.odt25.42 КБ

Предварительный просмотр:

Литература

8 класс

Урок. Внеклассное чтение.

Тема.

Н.С. Лесков «Путимец» (из апокрифических рассказов о Гоголе).

Цели:

  1. Познакомить с рассказом Н.С. Лескова «Путимец».
  2. Умение анализировать текст.
  3. Познакомить с биографией юного Гоголя через художественное произведение Н.С. Лескова «Путимец».
  4. Прививать любовь к русскому народу, России.
  5. Формирование устойчивого интереса к чтению.

Оборудование.

1. Выставка книг Н.С.Лескова и Н.В.Гоголя.

2. На интерактивной доске:

     а) тема урока;

     б) Словарные слова: «праведники», «чудаки», «антики»

     в) Известные и неизвестные произведения Н.С.Лескова.

     г) Выписка из «Словаря» С.И.Ожегова, что такое «апокриф».

     д) «Словарь» С.И.Ожегова.

 

План урока.

     1. Объявление темы урока. Слайд № 1 на интерактивной доске (работа в тетрадях).

  1. Словарная работа (работа с ученическим словарем - «апокриф»).
  2. Сообщения 3-х учеников.
  3. Слово учителя.
  4. Сокращённое чтение текста. Вопросы походу чтения.
  5. Выводы. Домашнее задание. Слайд № 2.
  1.  

Оформление доски. Портреты  Н.С. Лескова и Н.В.Гоголя. Выставка книг этих писателей. Толковый словарь С.И.Ожегова.

Внеклассное чтение.

Н.С.Лесков «Путимец»

 (из апокрифических рассказов о Гоголе).

Словарные слова:

Из словаря С.И.Ожегова  «апокриф» (спец.) – произведение на библейскую тему, признаваемое недостоверным и отвергаемое церковью.

«праведник»

«чудаки»

«антики»

Программные произведения Н.С.Лескова:

«Левша»

«Очарованный странник»

«Тупейный художник»

«Запечатленный ангел»

«Леди Макбет Мценского уезда»

Повести и рассказы Н.С.Лескова

для внеклассного чтения :

«Путимец» (1883)

«Владычный суд» (1877)

«Некрещеный поп» (1877)

«Заячий ремиз» (1894)

Актуализация.

Слово учителя.

Сегодня мы с Вами познакомимся с произведением Н.С.Лескова  слайд №1 на

«Путимец» (из апокрифических рассказов о Гоголе).              интерактив. доске.

Запишем тему урока.

  1. Давайте заглянем в «Толковый словарь» С.И.Ожегова и

познакомимся со словом «апокриф» (спец. - произведение

на библейскую тему, признаваемое недостоверным и

отвергаемое церковью.)

(Учащиеся записывают в словарики словарное слово

с пояснением).

1-й ученик.

 Родился Н.С.Лесков 4 (16) февраля 1831 года в селе Горохове Орловской губернии. С 1841 – 1846 гг. учился в Орловской гимназии. Семейные обстоятельства сложились так, что будущий писатель, не окончив гимназического курса, поступил служить в Орловскую палату уголовного суда. Вскоре, 1849г., он переводится в Киевскую казенную палату. Юный Лесков живет у дяди, С.П.Алферьева, который был профессором Киевского университета Св. Владимира.

 В этот период писатель входит в среду студенческой молодежи, изучает украинский и польский языки, знакомится с украинской и польской литературой.

2-й ученик.

 На государственной службе Лесков находился до 1857г., затем он работал в коммерческой компании англичанина А.Я.Шкотта. Новая служба была связана с постоянными разъездами по России и Украине. С 1860 по 1861 гг. Лесков вновь оседает на украинской земле. Именно в Киеве начинается и литературная карьера Лескова.

3-й ученик.

 Современный читатель, зная Лескова в основном как автора «Левши», «Очарованного странника», «Тупейного художника», «Запечатленного ангела»,

«Леди Макбет Мценского уезда», имеет представление о героях его рассказов 70-80х годов. Это «праведники», «чудаки», «антики».

Встретим среди них и киевских жителей.

Жизнь, быт, люди Украины воссозданы Лесковым и в других повестях и рассказах: «Путимец» (1883), «Владычный суд» (1877), «Некрещеный поп» (1877), «Заячий ремиз» (1894).

Слово учителя.

 Особое внимание заслуживает рассказ «Путимец. Из апокрифических рассказов о Гоголе» (1883 год).

 Это «быль» о жизни будущего писателя в период его учения в Нежинском лицее.

  «Путимца» Лесков относит к излюбленному им «апокрифическому» жанру и этим как бы подчеркивает легендарный характер героя – лицеиста. В создании образа юного Гоголя сказалась лесковская манера изображения «праведников», «антиков», «чудаков». Рассказу о Гоголе предпослано «предисловие», в котором как бы выясняется его предыстория, «достоверность» и уясняются «лица» возможных повествователей.

 Автор «Путимца» признается  :                                                    Начало чтения

«... рассказ этот я не раз слыхал в пятидесятых годах в Киеве» рассказа.

 и что не встречал его «ни в одних материалах для биографии

Гоголя», даже высказывает сомнения в подлинности услышанного :

«Правдивость события, о котором хочу рассказать из пятых уст, мне отнюдь не представляется несомненною, хотя, однако, в этом предании мне чувствуется что-то живое, что-то во всяком случае как будто не целиком выдуманное. А потому я думаю, что это необходимо сберечь, хотя бы даже как басню, сочиненную о крупном человеке людьми, которые его любили».

 Представляется, что главное в  «апокрифических рассказах о Гоголе» - это «гениальный юноша» и поэтический образ Украины, в частности нежинской земли. Вот начало первой главки:

«В бытность Гоголя студентом Нежинского лицея старшему  Чернышу случилось ехать с ним вместе верст за пятьдесят или за сто от Нежина в деревню в гости к каким – то общим знакомым... На дворе стоял невыносимый июньский зной... Вокруг широко расстилается неоглядная малороссийская степь, и кажется, нет ей ни конца, ни предела».

 Между приятелями возникает разговор о свойствах украинского и русского национальных характеров, который переходит в спор.

 Спор Гоголя с Чернышом не злой, в нем немало юмора и игры. Это живой разговор двух друзей, в котором проявляется пылкость, непосредственность, душевная красота украинского характера Черныша и веселый нрав, игривость ума «гениального юноши», будущего великого писателя.

 Лесков воссоздает образ Гоголя – лицеиста таким, каким он представлялся его поэтическому видению: неугомонный веселый юноша, любитель мистификаций, гуманист, правдоискатель и одновременно – склонный к самоанализу и пророчеству человек.

Устное словесное рисование.                                                   Развитие речи     

Вопрос.

Каким вы представляете юного Гоголя, который только

чуть-чуть постарше вас?                                                                      

Примерные ответы:                                                                 Сравнения описания

  1. Я вижу юного Гоголя среднего роста, худощавого,       внешности

 живого, энергичного, с прищуренными карими

глазами, на бледноватом лице – легкая улыбка. Он весел, бодр, радостный. Ему лет 20.

  1. А мне кажется, что ему лет 17-18, он смугловат, глаза блестят от молодости, счастья, беспечности. Он полон сил. Роста выше среднего, немного сутулится, но это его не портит. Темно  - русые волосы, как шелк, колышутся на ветру, иногда закрывая красивое лицо.

 Слово учителя.

 (Сокращенное чтение с комментариями и вопросами).         Малорусский -

 Глава 1.                                                                                       украинский,

«Черныш столько же страстно любил малорусский               великороссы -

народ, сколько недолюбливал «кацапов», то есть                    русские.

великороссов. Гоголь ... любил  «русскую удаль» ...

восклицал ... , - великоросс совсем другое: с тем всего какой – нибудь один час проедешь и перед тобою вся его душа выложится; вся драма его жизни тебе станет открыта. «Душа нараспашку»...»

Глава 2.

 «...великорусский человек против малорусса гораздо находчивее, бодрее и «мастеровитее».

  1. Им все дурное в себе преодолеть и исправить ничего не стоит; мне любо и дорого, что они как умственно, так и нравственно могут возрастать столь быстро, как никто иной на свете. Сейчас он такой, а глазом не окинешь – как он уже и перекинется, - пречудесный, - говорил Гоголь.

... Черныш молчал. А тем временем жара и истома становились еще сильнее...»

(Все что курсивом, комментарии учителя). Черныш с Гоголем подъезжают к постоялому двору русского мужика.

Глава 3. 

 « Словом – дом и двор вполне в известном великорусском вкусе, чего лучше не надо требовать.

 Стали наши путники  перед крыльцом и только что хотели Обучение описанию

встать с телеги, как ... выходит хозяин, очень красивый         внешности старика  

старик, лет, может быть, шестидесяти двух – трех, или еще  на основе литер.

с хвостиком, но еще очень бодрый и здоровый, глаза                текста.

голубые навыкате, в левом ухе серьга, а брада (борода) ...

- во всю грудь ... по красной рубахе и расстилается.

  1. Смотри, смотри, что за красота! Точно Гостомысл! - шепнул приятелю Гоголь.
  2. Да, это у них бывает, - отвечал тот (Черныш), -   по браде Анания, а по душе каналия.

Гоголь весело спросил:

  1. Молочко есть, хозяин?

...

 Почтенный Гостомысл (старик – хозяин ) на все отвечал не спеша и с повадкою, а на вопрос о том: «откуда», - он коротко молвил: «путимец».

Это слово страсть как понравилось Гоголю...

  1. «Путимец!» «Путимец!»  - повторял вполголоса, обращаясь к Чернышу, Гоголь. Какие хорошие звуки! И как у них все это кстати.  Не намеренно, но кстати: человек «путимский», и вот он сел и сидит при пути, и кому надо этот путимец сейчас услужит вот так, как нам, а проезжим людям, которые в этом нуждаются, хорошо. При путях сидят « путимцы». Честное слово  - это прекрасно!».

Этот старик «путимец» за кружку молока брал втридорога, был жаден и жесток. У Черныша старик вызывает отвращение, которое он переносит на характер русского человека в целом. Но Гоголь увещевает своего приятеля, уверяет его, что в конечном итоге «путимец» придет к духовному прозрению.

 И его пророчество сбылось. Гоголь отдает рубль за молоко. Хотя это было «втридорога». И говорит:

« И еще спасибо вам на этом, потому что в том селе, которое мы раньше проехали у нас дороже взяли..., а у вас всех дешевле. Спасибо вам на этом, большое спасибо! И с этим они уехали».

Вопрос: Почему Гоголь так поступил? Сказал неправду, что в соседнем селе молоко дороже?

Предполагаемый ответ: Гоголь был склонен к мистификации, он замечательно угадал характер встречного человека. И верил, что после этих слов с «путимцем» произойдет «прозрение», он поймет что грабит людей, продавая втридорога молоко. Что случай его накажет и он поймет и покается.

Глава 4.

«Черныш укорял Гоголя, что тот отдал рубль, но Гоголь все продолжал улыбаться и на все укоризны твердил одно:

  1. А ты погоди – он покается. Ты увидишь, зачем я так сделал, - я сделал это для того, чтобы он покаялся. Ты увидишь – глупо – это или не глупо!

... Надо так сделать, чтобы человек сам себе получил вразумление своего характера, чтобы он сам себя наказал за свою гадость.

... Дурни – то будем не мы, а он, потому, что он сам себя за нас бить будет. И вот мне теперь его даже жалко становится, потому что я над ним черт знает какую шутку подстроил».

Вопрос: Почему Гоголю стало жалко «путимца»? И почему он переживает за него?

Глава 5.

«-... Я устроил над ним слишком злую... слишком злую насмешку... а у насмешника всегда бывает дрянное сердце. Это мучительно!

... Он себе не мог простить, и был немилосерден к себе за то,что уверял Путимца, будто молоко стоит даже дороже полтинника. Это, по его мнению, имело именно характер насмешки, желание сделать другого человека дураком».

Вечером на балконе Гоголь даже встал на коленях, со сложенными на груди руками, с низко упавшею на груди головою. Он молился».

Вопрос: О ком молился Гоголь? Почему? Докажите. (Ответы учащихся.)

«Он молился... О ком: о себе, о Путимце, о России, которую он так сильно любил и так нежно защищал».

 

Вопрос: Какие неприятные последствия для Путимца сыграла насмешка Гоголя? (Ответы учащихся.)

Глава 9.

«Действительно, с ним случилось происшествие ... : ехали два офицера, спросили себе молока и выпили оное также без торгу, как Черныш и Гоголь, а когда дворник (путимец) потребовал с них рубль за кувшин (насмешка Гоголя),то военные, как люди на руку весьма скорые, тотчас же его жестоко за это оттузили». Избили, то есть проучили за жадность.

Глава 10.

«Гоголь признался ему (Чернышу), что все эти пустяки произвели на него сильное впечатление.

Во-первых, его ужаснуло – как точно и как скоро исполнился в шутку им затеянный план, чтобы жадного вымогателя проучила чья – нибудь чужая суровая рука; а во- вторых – Гоголь во всем этом видел происшествие не случайное, а роковое откровение, и при том откровение имеющее таинственную цель присвоить его именно ум...Это скверно...

... Нужен здоровый смех, нужно обличенье в душевной мерзости... И, бог весть, не от сей ли поры, не с этой ли встречи с Путимцем пошли клубиться в общих очертаниях художественные облики, которые потом в зрелых произведениях Гоголя то сами себя секли, то сами над собою смеялись. А о Путимце он все – таки заключил, что он « непременно раскается и хорошо кончит».

Глава 11. Эпилог.

Лесков пишет: « Кончина Гоголя в Москве последовала 21 февраля 1852 года. В России о нем тужили только люди, умевшие понимать его литературное значение, но в Малороссии (Украине) его оплакивали люди даже самой обыденной образованности. Тут все переболели сердцем, читая весть про душевные муки поэта».

Скорбь о нем на Украине была всеобщей, его почитали не только как великого писателя, а любили как близкого человека.

« Места, которые напоминали о Гоголе, получили некую святость; людей, которые его лично знали и с которыми о нем можно было поговорить, слушали с особым уважением. Словом – это были минуты действительно глубокой национальной скорби».

« Гоголь умер в молодом веке...»

« Как - то раз приятель (Черныш), полный воспоминаний о друге, пожелал взглянуть на Гостомысла  (Путимца)...Приятель заехал на постоялый двор, вышел возмужавший внук (Путимца) Егорка, отвечает , что дедушка жив, что он ушел в далекий Нилов монастырь на Столбной остров, что среди озера Селигера».

Что ему « тамошний святой очень нравится. Дедушка и хотел при таком святом потрудниться, чтобы в самой, какая возможность, черной работе. Просто сказать – он ныне там самые поганые ямы чистит; а дом мне оставил».

«Егорка приосанился, поднял широкие плечи и, окинув довольным взглядом свои владения, молвил:

  1. Теперь заново построились и одни хозяйничаем».

«Он смотрел таким же красавцем и, кажется, таким же дельцом, как в былую пору был его дедушка.

 Придет, наверное, и для него еще иная пора, когда и он, может быть, «потруднится» и все, что в свое время нагрешит, то пойдет исправлять...»

 

«Всякая боль своего врача ищет, и всякому достойно           Слайд № 2

позаботиться о том, чтобы «хорошо кончить». Хорошо       слова данного абзаца

же, - по некоему старому присловию, - не всегда то,            на интерактивной

что действительно хорошо, а то, что человек за хорошее     доске.

почитать склонен».

Вывод.

Сегодня на уроке мы познакомились с малоизвестным рассказом  Н.С.Лескова  

«Путимец» (из апокрифических рассказов о Гоголе). Нас увлекла интересная быль о юном Гоголе, об этом «гениальном юноше».

Лесков воссоздает образ Гоголя – лицеиста таким, каким он представлялся его поэтическому видению: неугомонный, веселый юноша, любитель мистификаций, гуманист, правдоискатель и одновременно – склонный  к самоанализу и пророчеству человек. Который любит Россию и нежно ее защищает. Который восхищается русским народом «с тем всего какой – нибудь один час проедешь и перед тобою вся его душа выложится, вся драма его жизни станет открыта. Душа нараспашку...», русские для Гоголя  «умственно, так и нравственно могут возрастать столь быстро, как никто иной на свете».

Домашнее задание.

  1. Напишите мини – сочинение о том, как вы понимаете последние два предложения  данного текста.
  2. Написать сочинение – миниатюру «Писатель, которого я для себя открыл».

                                                                                                                                                                                       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения в 10 классе по литературе по рассказу В.Токаревой "Я есть.Ты есть.Он есть"

Урок по внеклассному чтению в 10 классе по творчеству и произведениям современных писателей является важной составляющей в подготовке к сочинению для сдачи ЕГЭ по предмету. Наиболее опитимальным и инт...

урок внеклассного чтения «Мы дети одной матери — Природы!» (по рассказам Э. Сетона-Томпсона о природе)

Данный  материал  предлагается  для  проведения  урока  внеклассного  чтения  в  5 - 6 классах.  Рассказы  Э.Сетона-Томпсона  обычно  н...

Урок внеклассного чтения «Влияние произведений искусства на человека» (по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита»)

Данный урок - урок внеклассного чтения по рассказам Р. Брэдбери «Улыбка » и А. Солженицына «Захар - Калита», тематически не связан с основным курсом литературы 10 класса, но служит подготовкой дл...