Исследовательская работа:" Н.М. Кармзин.Поэт? Писатель? Публицист?"
творческая работа учащихся по литературе (10 класс) по теме

Данное исследование позволит в большей степени узнать о творчестве знаменитого писателя.

Ведь ученикам недостаточно лишь программного материала об этом человеке, они должны знать обо всех сторонах его творчества. Должны знать о его уникальных работах в области поэзии и прозы, истории и публицистики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Николая Михайловича Карамзина называли историческим живописцем. И не случайно. В этом человеке удивительно гармонично сочетаются многие качества настоящего творческого человека. Начиная изучение его пути, чтобы ответить на поставленный вопрос исследования: « Кто он в большей степени?» И всё больше и больше удивляешься неповторимости этого человека.

Поиски пути начались ещё в Симбирске, городе, где родился этот знаменитый человек. 1 декабря 1766 года в семье отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина. Этот дворянский род имел татарские корни: фамилия Карамзин восходит к татарскому « Кара – мурза».

Литературоведы ведут споры по поводу его малой родины, но как бы то ни было детство его прошло в селе Знаменском ,Симбирского уезда и в самом Симбирске. В три года от роду маленький Коля потерял мать Екатерину Петровну, и отец вскоре женился во второй раз на Евдокии Гавриловне Дмитриевой, которая, к сожалению, тоже недолго прожила на этом свете, скончавшись в 1774 году.

В раннем детстве произошло событие, которое, по мнению многих, хотя и косвенно, но повлияло на судьбу и мировоззрение будущего великого писателя и историка. В 1774 году, во время Пугачёвского восстания, в принадлежавшую Карамзиным деревню ворвались мятежники, но его отец сумел спастись и тем самым избежал расправы.

Мальчик, ставший впоследствии великим человеком, получил достойное воспитание и образование. Сначала симбирский пансион Фовеля, затем пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, где давалось, в основном, гуманитарное образование.

4 стр.

Правда, вскоре Карамзину, которому в ту пору исполнилось всего четырнадцать лет, по настоянию отца пришлось преступить к военной службе, но эта деятельность его не прельщала. И после смерти отца Карамзин, сблизившийся с племянниками мачехи братьями Александром и Иваном Дмитриевыми, стал заниматься литературой, в первую очередь переводами. Он впервые перевёл на русский язык трагедию У. Шекспира « Юлий Цезарь», а в 1792 году Николай Михайлович переводит замечательный памятник индийской литературы – драму « Сакунтала», автором которой является Калидаса. Затем были переводы знаменитых немецких просветителей Штурма, Тиде, Галлера.

Большое значение имело для молодого писателя – переводчика вступление в масонскую ложу Златого венца. Здесь ему покровительствовал Тургенев Иван Петрович, именно он убедил Карамзина отправиться с ним в Москву и войти в круг виднейших московских масонов – Николая Новикова, Ивана Лопухина, Алексея Кутузова, Михаила Хераскова. Молодой писатель становится членом новиковского « Дружеского учёного общества».

А вскоре, 18 мая 1789 года Николай Карамзин предпринял путешествие по странам Европы, что решающим образом повлияло на формирование его мировоззрения. В России Карамзин начал издавать « Московский журнал», в котором появляются одно за другим произведения Карамзина. Это проза, позволившая мне сделать некоторые статистические расчеты по поводу количественного соотношения её к другим видам  деятельности Карамзина.

•  « Евгений и Юлия» повесть ( 1789)

•    « Письма русского путешественника» ( 1791-1792)

•     « Бедная Лиза», повесть ( 1792)

5 стр.

•      « Наталья, боярская дочь, повесть ( 1792)

•      « Прекрасная царевна и счастливый карла» ( 1792)

•      « Сиерра-Морена», повесть ( 1793)

•       « Остров Борнгольм» ( 1793)

•      « Юлия» (1796)

•      « Марфа-посадница, или покорение Новагорода», повесть (1802)

•       « Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802)

•       « Чувствительный и холодный» ( 1803)

•        « Рыцарь нашего времени» ( 1803)

•        « Осень» ( 1803)

В том же году выходит собрание сочинений Карамзина в восьми томах. Это гигантский труд на литературном поприще, принесший славу и автору, и его произведениям.

Очень трудно сделать какие-либо конкретные выводы по количественному соотношению  между прозой и поэзией Карамзина, но по грубым подсчётам  поэтических творений у этого автора более трехсот, конечно, преимущество на стороне поэзии, но зная великого Карамзина, всё-таки хочется сделать вывод, что дело здесь, конечно же, не в количестве, а в том, что в любом произведении мы можем видеть отношение автора к тому, что родилось под его пером.

Особым вниманием  можно отметить стихи Карамзина, написанные в стиле европейского сентиментализма. Она кардинально отличалась от традиционной поэзии того времени, поэзии воспитанной на одах Ломоносова и Державина.

На мой взгляд , особенно проникновенно стихотворение названное именем Алина.

6 стр.

О дар, достойнейший небес,

Источник радости и слёз,

Чувствительность! Сколь ты прекрасна,

Мила, - но в действиях несчастна!..

Внимайте, нежные сердца!

Эта история любви настолько понятна, настолько искренна, что диву даёшься, что о ней повествует человек с мировым именем и столь великой репутацией. Наверное, именно этим и сумел Карамзин завоевать сердца и мысли миллионов своих  почитателей .


 














Н.М. Карамзин. Сборник стихов. « Алина» стр.251.                                                                                                                                       7 стр.


В ходе своей исследовательской работы я столкнулась и с деятельностью Карамзина – историка.

Это случилось в феврале 1804 года, когда Карамзин распрощался с « Вестником Европы» и начал новую для себя жизнь историка. Ещё раньше он прибегал к созданию исторических шедевров, но теперь он решил систематизировать свою работу над « Историей государства Российского».

Он и не подозревал о тех трудностях, которые встретятся на пути его работы. Первоначально он планировал выпускать по одному тому в год. Но будучи человеком добросовестным и кропотливым, историограф не мог удовлетвориться тем, что к тому времени было опубликовано. Ему пришлось связаться с известными частными коллекционерами, а также и с архивами.

Благодаря этому Карамзин получал большое число необходимых ему материалов – в подлинниках и в копиях. Кроме того у Николая Михайловича была целая группа помощников, которые работали вместе с ним.

Тем не менее трудности в этой работе имели место, и времени для создания исторического шедевра понадобилось намного больше, чем это предполагалось первоначально.

Двенадцать томов « Истории…» создавались почти половину жизни самого автора.

В 1812 году работа была прервана, хотя и временно, Отечественной войной. Сам Карамзин готов был сражаться в московском ополчении и в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу, покинул город. 1813 год Карамзин провел в эвакуации вначале в Ярославле, а затем в Нижнем Новгороде. В Москву он возвратился в июне 1813 года и продолжил работу над « Историей…», невзирая на то, что при пожаре в Москве сгорела его

8 стр.

библиотека. В 1816 году Николай Михайлович приехал в Петербург просить

средств на издание первых восьми томов « Истории государства Российского». При поддержке императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны Александр 1 удостоил писателя аудиенции , и результатом стала публикация без цензуры написанных томов. « История…» пользовалась огромным успехом, её тираж в то время составлял три тысячи экземпляров, которые стремительно разошлись после публикации.

Остаётся только ответить на вопрос: « Почему тридцати семилетнему Карамзину, по возрасту достаточно почтенному, когда трудно порывать с прежним образом жизни, привязанностями, наконец, материальным благополучием, пришло в голову « постричься в историки»?»

Ответ оказался очевидным. Карамзин ставил перед собой три цели. Первую он сформулировал так: « Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, какие мятежные страсти волновали гражданское общество и какими системами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье»[1]

Вторая цель изучения истории смыкается с тем, что писал на сей счет М.В.Ломоносов: « История даёт государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судьям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую твёрдость в советах». Карамзин продолжил эту мысль, развил её, так как считал необходимостью знать историю простолюдинов. А на вопрос о том, чем она полезна рядовым жителям страны, ответил, что  простых граждан история « мирит с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках,

9 стр.

утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали

подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушилось».

 Николай Михайлович был последним учёным, возлагавшим на историю утилитарную задачу изучения опыта прошедших веков. Это стало третьей целью написания великого исторического труда. Автор поставил перед историей и эстетическую задачу, которая заключалась в том, что история должна доставлять удовольствие, наслаждение, она  воскрешает мёртвых и их страсти. « Мы их слышим, любим и ненавидим».

К Карамзину вместе с опубликованным произведением пришла вторая слава. С 1818 года он признанный историограф. Двенадцать томов прекрасных экскурсов в историю России, публика зачитывалась этим уникальным  художественным творением.

Ключевский В.О. Н.М. Карамзин// Исторические портреты.- М.,1991,-с.488                                                                          10 стр.

Продолжая свои исследования, касающиеся творческого пути Николая Михайловича Карамзина, я столкнулась с удивительными работами его в области публицистики.

Первые упоминания на этот счёт можно отнести к 1787 году, когда молодой Карамзин совместно с Александром Петровым редактирует журнал «Детское чтиво». Кстати, я впервые узнала о том, что Николай Михайлович писал детские сказки и стихи.

Следующим опытом публицистики было начало издания « Московского журнала». Это произошло в 1791 году, после того, как Николай Карамзин вернулся из путешествия по Европе. К работе в этом журнале ему удалось привлечь целый ряд известнейших литераторов, включая Гаврилу Державина, Михаила Хераскова, Василия Капниста, Семёна Боброва. Но в большей степени здесь публиковались его собственные сочинения, которые имели большой успех.

Два года спустя Николай Михайлович работает над альманахом « Аглая», в котором долгое время оставался основным автором. Не могу не совершить небольшой экскурс в реформаторские начинания великого Карамзина, а именно от него впервые были введены в литературу такие слова, как « влюблённость», « утончённость», « мечтательность», « развитие»,  «общественность» и многие другие , ставшие теперь русскими в нашем словаре.

Ещё одним популярным детищем Карамзина стал журнал « Вестник Европы», который начал выходить в свет в 1802 году. Журнал выходил два раза в месяц. Карамзин вспоминал, что это был обременительный труд, однако был и свой плюс в выпуске журнала: Карамзин имел возможность

11 стр.

свободно излагать свои идеи, которые появились у него к началу нового

столетия. Многие из его воззрений казались парадоксальными и

утопичными, но журнал « Вестник Европы» расходился очень хорошо и быстро. Но вскоре сам автор решил, что чисто журналистская деятельность его не устраивает. Возникла мысль писать историю.

12 стр.

В ходе своей исследовательской работы я столкнулась и с деятельностью Карамзина – историка.

Это случилось в феврале 1804 года, когда Карамзин распрощался с « Вестником Европы» и начал новую для себя жизнь историка. Ещё раньше он прибегал к созданию исторических шедевров, но теперь он решил систематизировать свою работу над « Историей государства Российского».

Он и не подозревал о тех трудностях, которые встретятся на пути его работы. Первоначально он планировал выпускать по одному тому в год. Но будучи человеком добросовестным и кропотливым, историограф не мог удовлетвориться тем, что к тому времени было опубликовано. Ему пришлось связаться с известными частными коллекционерами, а также и с архивами.

Благодаря этому Карамзин получал большое число необходимых ему материалов – в подлинниках и в копиях. Кроме того у Николая Михайловича была целая группа помощников, которые работали вместе с ним.

Тем не менее трудности в этой работе имели место, и времени для создания исторического шедевра понадобилось намного больше, чем это предполагалось первоначально.

Двенадцать томов « Истории…» создавались почти половину жизни самого автора.

В 1812 году работа была прервана, хотя и временно, Отечественной войной. Сам Карамзин готов был сражаться в московском ополчении и в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу, покинул город. 1813 год Карамзин провел в эвакуации вначале в Ярославле, а затем в Нижнем Новгороде. В Москву он возвратился в июне 1813 года и продолжил работу над « Историей…», невзирая на то, что при пожаре в Москве сгорела его

13 стр.

библиотека. В 1816 году Николай Михайлович приехал в Петербург просить средств на издание первых восьми томов « Истории государства Российского». При поддержке императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны Александр 1 удостоил писателя аудиенции , и результатом стала публикация без цензуры написанных томов. « История…» пользовалась огромным успехом, её тираж в то время составлял три тысячи экземпляров, которые стремительно разошлись после публикации.

Остаётся только ответить на вопрос: « Почему тридцати семилетнему Карамзину, по возрасту достаточно почтенному, когда трудно порывать с прежним образом жизни, привязанностями, наконец, материальным благополучием, пришло в голову « постричься в историки»?»

Ответ оказался очевидным. Карамзин ставил перед собой три цели. Первую он сформулировал так: « Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, какие мятежные страсти волновали гражданское общество и какими системами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье»[2]

Вторая цель изучения истории смыкается с тем, что писал на сей счет М.В.Ломоносов: « История даёт государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судьям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую твёрдость в советах». Карамзин продолжил эту мысль, развил её, так как считал необходимостью знать историю простолюдинов. А на вопрос о том, чем она полезна рядовым жителям страны, ответил, что  простых граждан история « мирит с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали

М.В. Ломоносов « Краткое руководство к красноречию» 2-е изд.                                                                                                             14 стр.

подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушилось».

 Николай Михайлович был последним учёным, возлагавшим на историю утилитарную задачу изучения опыта прошедших веков. Это стало третьей целью написания великого исторического труда. Автор поставил перед историей и эстетическую задачу, которая заключалась в том, что история должна доставлять удовольствие, наслаждение, она  воскрешает мёртвых и их страсти. « Мы их слышим, любим и ненавидим».

К Карамзину вместе с опубликованным произведением пришла вторая слава. С 1818 года он признанный историограф. Двенадцать томов прекрасных экскурсов в историю России, публика зачитывалась этим уникальным  художественным творением.

 Ключевский . Исторические портреты Н.М. Карамзин.- М.,1991,-с.488.                                                                                                    15 стр.


[1]  Диаграмма. СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.М. КАРАМЗИНА

 

 

        На самом деле трудно « вычислить» , в какой степени Николай Михайлович был  поэтом, прозаиком, историком, потому что в ходе

16 стр.

Исследования я  открыла для себя ещё и реформаторские способности этого великого человека, а также талант переводчика.

Это незаурядная личность, заставившая меня по-иному посмотреть и на русскую литературу в целом, и на творчество самого Карамзина, в частности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Завершив свою исследовательскую работу, я вдруг поняла, как интересно устроено человеческое естество: чем больше  углубляешься в изучение того или иного предмета или явления, тем интереснее, что же дальше? Хочется добраться до самой сути того, что ты начал изучать. Я глубоко убеждена, что творчество Николая Михайловича Карамзина можно изучать много и долго и этот источник никогда не иссякнет. Для себя я открыла такие великие запасы его произведений, что неожиданно вспомнился весь программный материал школы, связанный с изучением творчества этого человека и захотелось поделиться своими открытиями со всеми, кому интересен Карамзин и кто когда бы то ни было обращался к его творческой деятельности.

17 стр.

ВЫВОД:  Остаётся признать, что творчество Николая Михайловича Карамзина в равной степени актуально и с точки зрения истории, и с точки зрения литературы, публицистики. Его великий талант принадлежал и до сих пор принадлежит народу и России. И это является важным и главным.

18 стр.

 



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

                            С. ДМИТРИЕВКА

НОВОУЗЕНСКОГО РАЙОНА, САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  

                     РАБОТА

Николай Михайлович Карамзин-

Историк? Писатель? Поэт?

                                                          Автор: Несвитаева Светлана

                                                                         Геннадьевна, ученица

                                                                         10 класса МОУ СОШ

                                                                          с. Дмитриевка    

                                                                            Руководитель: учитель русского

                                                                            и литературы Корчагина О.П.

ИСХОДНАЯ ГИПОТЕЗА.

Для каждого направления в изучении великих творений этого человека есть то главное, что пытается найти исследователь и, в конце концов, находит для своего исследования.

ЦЕЛЬ: Выявить, кем, в большей степени, является Николай Михайлович Карамзин: писателем, историком, поэтом?

ЗАДАЧИ:

                         1. Глубокое изучение творчества данного писателя.

                         2. Попытки установления ведущих вопросов  творческой

                              позиции.  

                          3. Знакомство и изучение его трудов  в различных областях

                             наук.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Николай Михайлович Карамзин – прозаик, поэт, историк.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Творческий и жизненный путь великого учёного.

                                                                                                                                                                                                                                                      1стр.                                                                                            

АКТУАЛЬНОСТЬ этой работы связана с углубленным изучением творчества данного писателя. При наличии в программном материале не совсем достаточной информации биографии и жизненного пути Н.М. Карамзина, при прочтении этой исследовательской работы можно в большей степени познать его творчество, глубже и многостороннее изучить его.

ЭТАПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  ( изучение дополнительного материала по данной теме.)
  2. ПРАКТИЧЕСКИЙ  ( анализ и прочтение стихов, прозаических и исторических текстов).
  3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ( ответить при помощи выводов на вопрос: « В какой же степени данный автор является писателем, поэтом и историком?»)
  4. КОНТРОЛИРУЮЩИЙ  ( навыки исследовательской работы, навыки оформления работы).

  МЕТОДЫ:

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ:  анализ состояния исследуемой проблемы, изучение литературы.
  2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ:  различные виды наблюдений над текстом, работа с дополнительной литературой.
  3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ:  методы обработки результатов.

                                                                                                                                                                                                            2стр.

        

СОДЕРЖАНИЕ:

  1. ВВЕДЕНИЕ.
  2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
  3. ДИАГРАММА.
  4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ .ВЫВОД.
  5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТ РЕСУРСОВ.

                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                       3стр.

 

 ВВЕДЕНИЕ.

Начиная говорить о личности незаурядной, всемирно известной, популярной не только в литературном обществе, но и в истории как науке, приходится обращать внимание на самые незначительные детали в его жизни и творческой деятельности, изучать все материалы, так или иначе связанные с его биографией, дорогой, которую он выбрал.

Но самое интересное то, что чем глубже познаёшь этого человека, тем                                                       больше открываешь для себя неизведанного, ещё не прочитанного.

Так случилось и с исследованиями, связанными с жизнью и творческим путём Николая Михайловича Карамзина. Кто он в первую очередь: историк, писатель, поэт, публицист?

На этот вопрос и попытаюсь я ответить, проводя исследования, связанные с плодотворной жизнью и такой же творческой деятельностью

                                                                                                                                                                                                                                   

                                                                                                                                                                                                                                     4стр.

Николая Михайловича Карамзина называли историческим живописцем. И не случайно. В этом человеке удивительно гармонично сочетаются многие качества настоящего творческого человека. Начиная изучение его пути, чтобы ответить на поставленный вопрос исследования: « Кто он в большей степени?» И всё больше и больше удивляешься неповторимости этого человека.

Поиски пути начались ещё в Симбирске, городе, где родился этот знаменитый человек. 1 декабря 1766 года в семье отставного капитана Михаила Егоровича Карамзина. Этот дворянский род имел татарские корни: фамилия Карамзин восходит к татарскому « Кара – мурза».

Литературоведы ведут споры по поводу его малой родины, но как бы то ни было детство его прошло в селе Знаменском ,Симбирского уезда и в самом Симбирске. В три года от роду маленький Коля потерял мать Екатерину Петровну, и отец вскоре женился во второй раз на Евдокии Гавриловне Дмитриевой, которая, к сожалению, тоже недолго прожила на этом свете, скончавшись в 1774 году.

В раннем детстве произошло событие, которое, по мнению многих, хотя и косвенно, но повлияло на судьбу и мировоззрение будущего великого писателя и историка. В 1774 году, во время Пугачёвского восстания, в принадлежавшую Карамзиным деревню ворвались мятежники, но его отец сумел спастись и тем самым избежал расправы.

Мальчик, ставший впоследствии великим человеком, получил достойное воспитание и образование. Сначала симбирский пансион Фовеля, затем пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, где давалось, в основном, гуманитарное образование.

                                                                                                                                                                                                                                            5стр.

Правда, вскоре Карамзину, которому в ту пору исполнилось всего четырнадцать лет, по настоянию отца пришлось преступить к военной службе, но эта деятельность его не прельщала. И после смерти отца Карамзин, сблизившийся с племянниками мачехи братьями Александром и Иваном Дмитриевыми, стал заниматься литературой, в первую очередь переводами. Он впервые перевёл на русский язык трагедию У. Шекспира « Юлий Цезарь», а в 1792 году Николай Михайлович переводит замечательный памятник индийской литературы – драму « Сакунтала», автором которой является Калидаса. Затем были переводы знаменитых немецких просветителей Штурма, Тиде, Галлера.

Большое значение имело для молодого писателя – переводчика вступление в масонскую ложу Златого венца. Здесь ему покровительствовал Тургенев Иван Петрович, именно он убедил Карамзина отправиться с ним в Москву и войти в круг виднейших московских масонов – Николая Новикова, Ивана Лопухина, Алексея Кутузова, Михаила Хераскова. Молодой писатель становится членом новиковского « Дружеского учёного общества».

А вскоре, 18 мая 1789 года Николай Карамзин предпринял путешествие по странам Европы, что решающим образом повлияло на формирование его мировоззрения. В России Карамзин начал издавать « Московский журнал», в котором появляются одно за другим произведения Карамзина. Это проза, позволившая мне сделать некоторые статистические расчеты по поводу количественного соотношения её к другим видам  деятельности Карамзина.

•  « Евгений и Юлия» повесть ( 1789)

•    « Письма русского путешественника» ( 1791-1792)

                                                 

                                                                                                                                       6стр.

•     « Бедная Лиза», повесть ( 1792)

•      « Наталья, боярская дочь, повесть ( 1792)

•      « Прекрасная царевна и счастливый карла» ( 1792)

•      « Сиерра-Морена», повесть ( 1793)

•       « Остров Борнгольм» ( 1793)

•      « Юлия» (1796)

•      « Марфа-посадница, или покорение Новагорода», повесть (1802)

•       « Моя исповедь», письмо к издателю журнала (1802)

•       « Чувствительный и холодный» ( 1803)

•        « Рыцарь нашего времени» ( 1803)

•        « Осень» ( 1803)

В том же году выходит собрание сочинений Карамзина в восьми томах. Это гигантский труд на литературном поприще, принесший славу и автору, и его произведениям.

Очень трудно сделать какие-либо конкретные выводы по количественному соотношению  между прозой и поэзией Карамзина, но по грубым подсчётам  поэтических творений у этого автора более трехсот, конечно, преимущество на стороне поэзии, но зная великого Карамзина, всё-таки хочется сделать вывод, что дело здесь, конечно же, не в количестве, а в том, что в любом произведении мы можем видеть отношение автора к тому, что родилось под его пером.

Особым вниманием  можно отметить стихи Карамзина, написанные в стиле европейского сентиментализма. Она кардинально отличалась от традиционной поэзии того времени, поэзии воспитанной на одах Ломоносова и Державина.

                                                                                                                                                                                                                                         7стр.

На мой взгляд , особенно проникновенно стихотворение, названное именем Алина

О дар, достойнейший небес,

Источник радости и слёз,

Чувствительность! Сколь ты прекрасна,

Мила, - но в действиях несчастна!..

Внимайте, нежные сердца!

Эта история любви настолько понятна, настолько искренна, что диву даёшься, что о ней повествует человек с мировым именем и столь великой репутацией. Наверное, именно этим и сумел Карамзин завоевать сердца и мысли миллионов своих  почитателей.


 











Жур. « Сто великих имён»№12,2011г.


Н.М.Карамзин. Сборник стихов. «Алина» стр.251                                                                                                                                               8стр.


В ходе своей исследовательской работы я столкнулась и с деятельностью Карамзина – историка.

Это случилось в феврале 1804 года, когда Карамзин распрощался с « Вестником Европы» и начал новую для себя жизнь историка. Ещё раньше он прибегал к созданию исторических шедевров, но теперь он решил систематизировать свою работу над « Историей государства Российского».

Он и не подозревал о тех трудностях, которые встретятся на пути его работы. Первоначально он планировал выпускать по одному тому в год. Но будучи человеком добросовестным и кропотливым, историограф не мог удовлетвориться тем, что к тому времени было опубликовано. Ему пришлось связаться с известными частными коллекционерами, а также и с архивами.

Благодаря этому Карамзин получал большое число необходимых ему материалов – в подлинниках и в копиях. Кроме того у Николая Михайловича была целая группа помощников, которые работали вместе с ним.

Тем не менее, трудности в этой работе имели место, и времени для создания исторического шедевра понадобилось намного больше, чем это предполагалось первоначально.

Двенадцать томов « Истории…» создавались почти половину жизни самого автора.

В 1812 году работа была прервана, хотя и временно, Отечественной войной. Сам Карамзин готов был сражаться в московском ополчении и в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу, покинул город. 1813 год Карамзин провел в эвакуации вначале в Ярославле, а затем в Нижнем Новгороде. В Москву он возвратился в июне 1813 года и продолжил работу над « Историей…», невзирая на то, что при пожаре в Москве сгорела его

                                                                                                                                        9стр.

библиотека. В 1816 году Николай Михайлович приехал в Петербург просить

средств на издание первых восьми томов « Истории государства Российского». При поддержке императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Фёдоровны Александр 1 удостоил писателя аудиенции, и результатом стала публикация без цензуры написанных томов. « История…» пользовалась огромным успехом, её тираж в то время составлял три тысячи экземпляров, которые стремительно разошлись после публикации.

Остаётся только ответить на вопрос: « Почему тридцати семилетнему Карамзину, по возрасту достаточно почтенному, когда трудно порывать с прежним образом жизни, привязанностями, наконец, материальным благополучием, пришло в голову « постричься в историки»?»

Ответ оказался очевидным. Карамзин ставил перед собой три цели. Первую он сформулировал так: « Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, какие мятежные страсти волновали гражданское общество и какими системами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье»[1]

Вторая цель изучения истории смыкается с тем, что писал на сей счет М.В.Ломоносов: « История даёт государям примеры правления, подданным – повиновения, воинам – мужества, судьям – правосудия, младым – старых разум, престарелым – сугубую твёрдость в советах». Карамзин продолжил эту мысль, развил её, так как считал необходимостью знать историю простолюдинов. А на вопрос о том, чем она полезна рядовым жителям страны, ответил, что  простых граждан история « мирит с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках,


« Вестник Европы» Москва 1808г. Стр8                                                                                                                                                                  стр10.



утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали


подобные, бывали ещё ужаснейшие, и государство не разрушилось Николай Михайлович был последним учёным, возлагавшим на историю утилитарную задачу изучения опыта прошедших веков. Это стало третьей целью написания великого исторического труда. Автор поставил перед историей и эстетическую задачу, которая заключалась в том, что история должна доставлять удовольствие, наслаждение, она  воскрешает мёртвых и их страсти. « Мы их слышим, любим и ненавидим».


К Карамзину вместе с опубликованным произведением пришла вторая слава. С 1818 года он признанный историограф. Двенадцать томов прекрасных экскурсов в историю России, публика зачитывалась этим уникальным  художественным творением.

Ключевский В.О. Н.М. Карамзин// Исторические портреты.- М.,1991,-с.48                                                                                          стр11.

Продолжая свои исследования, касающиеся творческого пути Николая Михайловича Карамзина, я познакомилась с удивительными работами его в области публицистики.

Первые упоминания на этот счёт можно отнести к 1787 году, когда молодой Карамзин совместно с Александром Петровым редактирует журнал «Детское чтиво». Кстати, я впервые узнала о том, что Николай Михайлович писал детские сказки и стихи.

Следующим опытом публицистики было начало издания « Московского журнала». Это произошло в 1791 году, после того, как Николай Карамзин вернулся из путешествия по Европе. К работе в этом журнале ему удалось привлечь целый ряд известнейших литераторов, включая Гаврилу Державина, Михаила Хераскова, Василия Капниста, Семёна Боброва. Но в большей степени здесь публиковались его собственные сочинения, которые имели большой успех.

Два года спустя Николай Михайлович работает над альманахом « Аглая», в котором долгое время оставался основным автором. Не могу не совершить небольшой экскурс в реформаторские начинания великого Карамзина, а именно от него впервые были введены в литературу такие слова, как « влюблённость», « утончённость», « мечтательность», « развитие»,  «общественность» и многие другие , ставшие теперь русскими в нашем словаре.

Ещё одним популярным детищем Карамзина стал журнал « Вестник Европы», который начал выходить в свет в 1802 году. Журнал выходил два раза в месяц. Карамзин вспоминал, что это был обременительный труд, однако был и свой плюс в выпуске журнала: Карамзин имел возможность

                                                                                                                                        Стр12.

свободно излагать свои идеи, которые появились у него к началу нового

столетия. Многие из его воззрений казались парадоксальными и

утопичными, но журнал « Вестник Европы» расходился очень хорошо и быстро. Но вскоре сам автор решил, что чисто журналистская деятельность его не устраивает. Возникла мысль писать историю.

                                                                                                                                           Стр13.

  Диаграмма. СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.М. КАРАМЗИНА

 

                                                                                                                                                                                                                        Стр14.

 

       

На самом деле трудно « вычислить» , в какой степени Николай Михайлович был  поэтом, прозаиком, историком, потому что в ходе исследования я открыла  для себя ещё и реформаторские способности этого великого человека, а также талант переводчика.

Это незаурядная личность, заставившая меня по-иному посмотреть и на русскую литературу в целом, и на творчество самого Карамзина, в частности.

                                                                                                                                    Стр15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Завершив свою исследовательскую работу, я вдруг поняла, как интересно устроено человеческое естество: чем больше углубляешься в изучение того или иного предмета или явления, тем интереснее, что же дальше? Хочется добраться до самой сути того, что ты начал изучать. Я глубоко убежден, что творчество Николая Михайловича Карамзина можно изучать много и долго и этот источник никогда не иссякнет. Для себя я открыл такие великие запасы его произведений, что неожиданно вспомнился весь программный материал школы, связанный с изучением творчества этого человека и захотелось поделиться своими открытиями со всеми, кому интересен Карамзин и кто когда бы то ни было обращался к его творческой деятельности.

ВЫВОД:  Остаётся признать, что творчество Николая Михайловича Карамзина в равной степени актуально и с точки зрения истории, и с точки зрения литературы, публицистики. Его великий талант принадлежал и до сих пор принадлежит народу и России. И это является важным и главным.

                                                                                                                                          Стр16.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТРЕСУРСОВ:

1.В.Т. Башкирова « Русская историческая повесть первой половины XIX века» М.,изд. « Правда» 1986г.

2.М.С. Вуколова « Русские поэты XIX века» М., « Просвещение»1991г.

3.О.А. Лукьянченко. « Русские писатели» ( Библиографический справочник для школьников), Ростов-на-Дону, « Феникс», 2009г.

4. Журнал « Наша история, 100 великих имён» № 12, 2010г.

5. «Библиотека поэта. Основана М.Горьким» Второе издание., Л., « Советский писатель» 1966г.

6.В.О. Ключевский Исторические портреты. М., « Правда» 1991г.

7. Ю.М. Лотман Колумб русской истории/ Карамзин Н.М. Истрия государства Российского. Т.4

8. http/www. Yandex. ru

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                              Стр17.


[1]                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                                                                       

 

 

       

.



Предварительный просмотр:

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………… стр. 3

ГЛАВА I Историческая личность Н. М. Карамзина

1.1. Краткие биографические сведения из жизни Н.М.Карамзина...стр. 4

1.2. Карамзин - историк........................................................................стр. 7

ГЛАВА II Политические идеи Н.М. Карамзина.....................................стр. 9

Заключение………………………………………………………………..стр.13

Список использованной литературы……………………………………стр. 15

Введение

Первая половина XIX в. характеризуется широким спектром политических идей, рассматривающих будущее России.

Николай Михайлович Карамзин - писатель, историк, мыслитель. Родился в Симбирской губернии, в дворянской семье. Определенное влияние на формирование взглядов оказало русское масонство. Он отстаивал идеи божественного творения и непосредственного влияния Бога на судьбы людей. В то же время Карамзина связывал прогресс общества с развитием наук, искусства и просвещения. Н.М.Карамзин призывал к освоению европейского философского наследия. В социальной философии был поклонником Дж. Локка и Ж.Ж.Руссо. Карамзин верил в силу разума, в творческий потенциал человека.

Исторические взгляды Карамзин Николай Михайлович вытекали из рационалистического представления о ходе общественного развития: история человечества есть история всемирного прогресса, основу которого составляет борьба разума с заблуждением, просвещения -- с невежеством. Решающую роль в истории, по мнению Карамзина Николай Михайлович, играют великие люди. Все усилия употреблял на раскрытие идейных и моральных мотивировок действий исторических личностей. Психологический анализ является для него основным приёмом объяснения исторических событий. Карамзин Николай Михайлович видел в истории науку, призванную наставлять людей в их общественной деятельности. Карамзин Николай Михайлович защищал незыблемость самодержавия и необходимость сохранения крепостных отношений, осудил восстание декабристов и одобрил расправу над ними. В «Записке о древней и новой России» выступил с резкой критикой проектов государственных преобразований М. М. Сперанского.

В данной работе будет рассмотрена личность Николая Михайловича Карамзина, как исторического и политического деятеля.


Глава I. Историческая личность Н.М. Карамзина

1.1. Краткие биографические сведения о жизни Н. М. Карамзина

Карамзин Николай Михайлович (1[12].12.1766--22.05 [3.06].1826), писатель, критик, историк, журналист. Родился в селе Михайловка Самарской губернии в семье помещика. Образование получил в Москве в пансионе профессора Шадена (1780--83). Первым печатным трудом Карамзина был перевод идиллии С. Геснера «Деревянная нога» (1783). В 1784 сблизился с новиковским просветительским центром, многие деятели которого были масонами. Испытав влияние масонов А. А. Петрова, А. М. Кутузова, Карамзин занялся переводами религиозно-нравоучительных сочинений. Постепенно освобождаясь от влияния масонов, а потом, порвав с ними, Карамзин проявлял все больший интерес к писателям французского и немецкого Просвещения.

Убеждения молодого Карамзина противоречивы. Философия Просвещения и литература сентиментализма пробудили в нем интерес к человеку, чье нравственное достоинство не зависит от богатства и сословной принадлежности. Идея личности стала центральной в эстетической концепции Карамзина. Весной 1789 Карамзин уехал за границу, посетил Германию, Швейцарию, Францию, где наблюдал деятельность революционного правительства, посещал заседания Учредительного собрания. Из Франции Карамзин направился в июне 1790 в Англию. В Москву Карамзин вернулся осенью 1790. В 1791--92 он издавал ежемесячный «Московский журнал», в котором напечатал большую часть «Писем русского путешественника», повести «Лиодор», «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», очерки, рассказы, критические статьи и рецензии, переводы из Стерна, Ессиана и др. Впервые в русском журнале большое место заняла критика: рецензии на русские и иностранные книги, спектакли парижских и московских театров. К сотрудничеству в нем Карамзин привлек своих друзей И. И. Дмитриева и А. А. Петрова, а также М. М. Хераскова, Г. Р. Державина, Ю. Нелединского-Мелецкого, Н. А. Львова, С. С. Боброва. Статьи Карамзина развенчивали эстетику классицизма и утверждали новое направление -- сентиментализм. Осенью 1793 Карамзин был потрясен «ужасными происшествиями» во Франции -- расправой якобинцев с врагами революции. Якобинская диктатура возбудила в нем сомнение в возможности для человечества достичь счастья и благоденствия вне христианских ценностей. Карамзин осудил революцию и просветителей как пустых и опасных мечтателей. Философия отчаяния и фатализма пронизывает новые произведения Карамзина. По убеждениям Карамзина, в мире сосуществуют законы сердца и природы, следование которым несет человеку счастье, и противостоящие им законы людей и неба, ломающие жизнь человека. Повести Карамзина проповедуют христианское смирение перед этой роковой неизбежностью, проникнуты состраданием к несчастным, тихим осуждением безжалостных законов человечества. К середине 1790-х Карамзин становится главой русского сентиментализма. Карамзин учил ценить не сословную принадлежность человека, а его душевный мир: он расширял возможности искусства в изображении человека. Переводя «все темное в сердцах на ясный нам язык», найдя «слова для тонких чувств», Карамзин создал лирику нового типа. Достижения Карамзина усваивали В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, молодой А. С. Пушкин. Увидев гибель якобинцев и победу буржуазии, спешившей утвердить строй социального неравенства, Карамзин стал рассматривать революцию как трагическую ошибку. Он предсказывал, что Наполеон в ближайшее время из консула станет монархом, и объяснил это превращение политическим учением французских просветителей, которые считали, вслед за Монтескье и Руссо, что республиканское правление оправдывает себя только в маленьких странах, а в больших должна быть монархия, смягченная просвещением. Поскольку Россия -- огромная страна, ей, по мнению Карамзина, больше, чем Франции, присуща монархия; нужно только, чтобы она была просвещенной. Надежду на это подал Александр I, которого Карамзин приветствовал одой. В 1802--03 он издавал журнал «Вестник Европы», где преобладали литература и политика. К сотрудничеству Карамзин привлек Державина, Хераскова, Дмитриева и своих молодых последователей -- В. В. Измайлова и В. А. Жуковского.

В политических статьях Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, пропагандировал идею всесословного, хотя и не одинакового для разных сословий, просвещения. Программа царствования изложена им в работе «Историческое похвальное слово Екатерине II». Прикрываясь «Наказом» Екатерины, Карамзин считал необходимым осуществление политики просвещенного абсолютизма. Стараясь воздействовать на царя, Карамзин передал ему свою «Записку о древней и новой России». Повторив мысль, что «самодержавие есть палладиум России», что крепостное право должно быть сохранено, он подвергал резкой критике реформы масона Сперанского. Карамзин верил в спасительную силу самодержавия и осудил восстание декабристов 1825. Выступления Карамзина служили укреплению русского государственного порядка, с которым боролись декабристы-масоны.

Консервативно-монархические взгляды Карамзина легли в основу русской историографии XIX в. Величие труда Карамзина состояло в том, что на основании большого количества исторических источников он впервые дал цельное изложение истории России с древнейших времен до XVII в. Работа Карамзина способствовала пробуждению интереса к истории в широких кругах русского общества. «История» явилась также своеобразным художественным произведением, запечатлевшим не только политический идеал Карамзина, но и его художественную концепцию русского национального характера.

С 1803 до самой смерти Карамзин занимался «по высочайшему повелению» «Историей государства Российского». В 1805--08 были закончены 3 тома этого труда, главы из которых Карамзин читал Александру I. В 1811 Карамзин подал Александру I «Записку о древней и новой России в ее политическом и гражданском отношениях», в которой изложил свою концепцию российской истории и резкую критику «новшеств», проводимых в первое десятилетие царствования Александра I. Он признавал, что крепостное право -- «зло», но освобождать крестьян теперь -- «не время», ибо крестьяне еще «не доросли» до свободы. Смерть оборвала работу над 12-м томом. Это случилось 22 мая (3 июня н.с.) 1826 в Петербурге.

1.2. Карамзин - историк.

Интерес к истории возник у Карамзина с середины 1790-х годов. Он написал повесть на историческую тему -- «Марфа-посадница, или Покорение Новгорода». В этом же году указом Александра I он был назначен на должность историографа, и до конца своей жизни занимался написанием «Истории государства российского», практически прекратив деятельность журналиста и писателя.

С точки зрения Карамзина, Самодержавие представляло собой «умную политическую систему», прошедшую длительную эволюцию и сыгравшую уникальную роль в истории России. Эта система была «великим творением князей московских», начиная с Ивана Калиты, причем, в основных своих элементах она обладала качеством объективности, т. е. слабо зависела от личных свойств, ума и воли отдельных правителей, поскольку не была продуктом личной власти, а довольно сложной конструкцией, опирающейся на определенные традиции и государственные и общественные институты.

Карамзин одним из первых в русской мысли поставил вопрос о негативных последствиях правления Петра I, поскольку стремление Императора преобразовать Россию в подобие Европы подрывало «дух народный», т. е. самые основы самодержавия, «нравственное могущество государства». Стремление Петра I к новым для нас обычаям переступило в нем границы благоразумия. Карамзин фактически обвинил Петра I в насильственном искоренении древних обычаев; роковом социокультурном расколе народа на высший, «онемеченный» слой и низший, «простонародье»; уничтожении Патриаршества, что привело к ослаблению веры; переносе столицы на окраину государства, ценой огромных усилий и жертв. В итоге, утверждал Карамзин, русские «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».

Работа Карамзина над «Историей государства Российского» была временно прервана Отечественной войной 1812. Сам Карамзин готов был сражаться в московском ополчении и в последние мгновения перед вхождением Наполеона в столицу покинул город. 1813 Карамзин провел в эвакуации вначале в Ярославле, а затем в Н. Новгороде. В Москву возвратился в июне 1813 и продолжил работу над «Историей», невзирая на то, что в московском пожаре 1812 сгорела его библиотека. В 1816 г Карамзин приехал в Петербург просить средств на издание первых 8 томов. При поддержке императриц Елизаветы Алексеевны и Марии Федоровны, после приема у А. А. Аракчеева, Александр I удостоил Карамзина высочайшей аудиенции, в результате которой были выделены необходимые средства и написанные тома «Истории» без цензуры вышли в 1818. «История государства Российского» пользовалась огромным успехом. С 1816 и до момента своей смерти Карамзин жил в Петербурге, общаясь с В. А. Жуковским, С. С. Уваровым, А. С. Пушкиным, Д. Н. Блудовым, П. А. Вяземским и др. По предложению Александра I Карамзин стал проводить каждое лето в Царском Селе, что всё более и более усиливало его близость к царской семье. Государь неоднократно беседовал с Карамзиным во время прогулок по царскосельскому парку, постоянно читал в рукописи «Историю», выслушивал мнения Карамзина о текущих политических событиях. В 1818 был принят в члены Российской Императорской академии. В 1818 вышли 8 томов «Истории» тиражом в 3 тыс. экз., которые стремительно разошлись в 25 дней. Значение этого грандиозного труда точно выразил П. А. Вяземский: «Творение Карамзина есть единственная у нас книга, истинно государственная, народная и монархическая».

Роль Карамзина как деятеля русской историографии в целом осознана в русской мысли. Однако значение Карамзина как консервативного мыслителя, оказавшего определяющее влияние на русскую патриотическую мысль, историкам и философам еще предстоит раскрыть.

Глава II. Политические идеи Н.М. Карамзина

Политико-правовые взгляды Н.М. Карамзина формировались под влиянием Великой французской революции. Он говорил, что собрание в Париже подтверждает его выводы о путях его развития - путь постепенного эволюционного развития без всяких революций в рамках тех условий, которые свойственны данному народу и в данное время. Революционным преобразованиям противопоставляется историческая традиция. В прямой зависимости традиции, институты развивают у Карамзина политическую форму государства. Он признавал республику политической организацией и отдавал предпочтение республике, но при этом ставил возможное существование республики в зависимое состояние от правового состояния общества.

Он считал, что поскольку традицией, исконным институтом России было самодержавие, основной тенденцией социально-политического развития является эволюция самодержавной власти. Главное содержание - определять развитие просвещения. Эта тенденция должна привести к такому состоянию, в котором самодержавие будет совещаться со своими подданными, вовлекая их в управление государством. В то же время этот процесс не должен привести к упразднению сословий. Он будет способствовать их счастливому сближению, которое впоследствии необходимо закреплять законодательно. Но, Карамзин резко осуждает какие бы то ни было попытки учреждения конституции, в чем-то ограничивающей власть царя. В монархе соединяются все власти. Карамзин соглашается с тем, что власть самодержца имеет границы. Монарх может все, но он не может законно ограничить свою власть, т.е. самодержец не имеет права упразднить самодержавие.

Карамзин протестовал против преобразования государственных учреждений. «Всякая новость в государственном порядке есть зло, к коему надобно прибегать только в необходимости: ибо одно время дает надлежащую твердость уставам; ибо более уважаем то, что давно уважаем, и все делаем лучше от привычки». Главной ошибкой законодателей своего времени Карамзин называет создание новых государственных учреждений - разных министерств, Государственного совета и пр. Идее естественного равенства людей, свойственной Просвещению, Карамзин противопоставляет суждение: Право, государство, сословный строй России он связывает с идеей самобытного народного духа.

Консерваторов объединяет неприятие идей классической школы естественного права, теории общественного договора и ценности представительной демократии. Консерватизм признает ограниченность человеческого разума в деле преобразования общества. Консервативное мировоззрение исходит из того, что все преобразования должны опираться на исторический опыт общества.

В русской политико-правовой традиции XIX в. обычно выделял две волны консерватизма.

1. 20-40-е гг.- реакция на либеральный дух начала царствования Александра I

2. 60-90-е гг. - «пореформенный консерватизм», реакция на либеральные реформы Александра II.

Под воздействием Французской буржуазной революции конца XVIII в. Н.М. Карамзин отвергает необходимость революционных преобразований в обществе, он подчеркивает, что попытка осуществить мечту о всеобщем равенстве сделала французов несчастными, критикует индивидуализм политико-правовой и философской мысли эпохи Просвещения. Обосновывая незыблемость монархической формы правления, Н.М. Карамзин обращается к русской истории: Россия всеми своими победами обязана самодержавию. Для Карамзина характерно патриархальное восприятие личности монарха, из этого следует, что царская самодержавная впасть не может быть ничем ограничена, она должна передаваться по наследству, между монархом и народом должны складываться отношения взаимного нравственного доверия, что чрезвычайно необходимо для сохранения и развития монархии. Карамзин определяет границы вмешательства монарха в жизнь общества: монарх не должен ломать исторически обусловленные народные привычки, пытаться изменить народный дух. В этом смысле Петр I воспринимается Н.М. Карамзиным как тиран. Карамзин настойчиво подчеркивал, особое место России в мировой истории, обусловленное особым евразийским положением страны. Планы Сперанского вызвали резкую критику со стороны консервативного дворянства. Карамзин подал царю «Записку о древней и новой России», в которой обрушился на проекты Сперанского.

В «Записке» Карамзина исследовались формы правления для России. Осуждалась тирания как режим, нарушающий естественные, положительные и нравственные законы. Но монархия как форма - это наиболее надежная организация власти, порядка и стабильности. В «Записке» писатель подверг резкой критике все мероприятия, проводимые правительством, считая их несвоевременными и противоречащими « духу народа » и исторической традиции. Выступая за просвещение, он в то же время защищал самодержавие, доказывая, что Россия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спаслась мудрым самодержавием». Он доказывал, что дать крестьянам свободу означает навредить государству. Высказывая некоторые симпатии республиканской форме правления идеалом для России Карамзин считал сильную монархическую власть, опирающуюся на законы и осуществляющую нравственное воспитание и просвещение народа. Карамзин выступал против разделения власти. Всю власть должен соединять государь, «отец и патриарх» народа. Не формальные перемены могут помочь делу, не создание системы представительных учреждений, но правильный выбор управителей, подбираемых по их качествам, способностям и преданности престолу и России.

Карамзин критически оценивал положения «Указа о вольных хлебопашцах», полагая, что не они, а помещики могут быть основными заготовителями хлеба. Дворяне - основная опора трона, их надзор за крестьянами обеспечивает порядок и спокойствие. Требуется не отмена крепостного права как системы, а установление «благоразумной власти помещика», умеренного оброка, определенных законом размеров барщины и т.п. Власть помещиков над крестьянами должны контролировать губернаторы. Общей мыслью Карамзина было то, что стране нужны не реформы, а «патриархальная власть». По его мнению, дела пойдут в России как должно, если найдется в России 50 людей умных и добросовестных, которые ревностно станут блюсти «вверенное каждому из них благо» россиян. Историк-публицист призывал вопреки Сперанскому быть осторожнее в новых государственных творениях, стараясь всего более утвердить существующие и думая более о людях, нежели о формах.

Заключение

Карамзин Николай Михайлович -- сторонник норманской теории происхождения Русского государства. Периодизация русской истории Карамзин Николай Михайлович очень близка к периодизации В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Все они отождествляют историю страны с историей государства, а историю государства -- с историей самодержавия. Однако Карамзин Николай Михайлович внёс много нового как в понимание общего хода рус. истории, так и в оценки отдельных исторических событий. В отличие от Татищева и Щербатова, видевших в удельной системе только движение назад и результат неразумной политики великих князей, деливших государство между сыновьями, Карамзин Николай Михайлович считал, что удельная система была феодальной и «сообразна с обстоятельствами и духом времени» и что она была свойственна всем странам Западной Европы. Образование единого государства при Иване III он рассматривал как процесс, аналогичный (и единовременный) процессу образования крупных централизованных государств в Западной Европе. Карамзин Николай Михайлович не удовлетворялся чисто рационалистическим объяснением исторических событий и в ряде случаев использовал так называемый прагматический (см. Прагматизм) взгляд на историю и историко-сравнительный метод, что ставило Карамзин Николай Михайлович на уровень передовой исторической науки того времени. Он впервые использовал большое число исторических документов, в том числе Троицкую, Лаврентьевскую, Ипатьевскую летописи, Двинские грамоты, Судебники, свидетельства иностранцев и прочие. Извлечения из документов Карамзин Николай Михайлович поместил в пространных примечаниях к своей «Истории», которые долгое время играли роль своеобразного архива. Однако в тексте «Истории» Карамзин Николай Михайлович нередко отходил от источника или отдавал предпочтение менее достоверному источнику в угоду своим политическим целям и монархической исторической концепции или из желания «оживить» и «расцветить» события. Имя Николая Михайловича пользовалось широчайшей популярностью не только в прошлом веке, но и ныне. Дарованиями, свойственными Николаю Михайловичу, не обладали ни историки XVIII века, ни историки XIX столетия.

Список использованной литературы

1) Великие государственные деятели России. /Под ред. А.Ф. Киселева. - М.,1996.

2)История политических и правовых учений. /Под ред. В.С.Нерсесянца. -

М., 1998

3) Ключевский В.О. Исторические портреты. Деятели исторической

мысли. - М.: Правда. 1991.

4) Крылов М.Э. История политических и правовых учений. -М., 2003г.



Предварительный просмотр:

ИСХОДНАЯ ГИПОТЕЗА.

Для каждого направления в изучении великих творений этого человека есть то главное, что пытается найти исследователь и в конце концов находит для своего исследования.

ЦЕЛЬ: Выявить, кем, в большей степени, является Николай Михайлович Карамзин: писателем, историком, поэтом?

ЗАДАЧИ:

                         1. Глубокое изучение творчества данного писателя.

                         2. Попытки установления ведущих вопросов  творческой

                              позиции.  

                          3. Знакомство и изучение его трудов  в различных областях

                             наук.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Николай Михайлович Карамзин – прозаик, поэт, историк, публицист.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ:

Творческий и жизненный путь великого учёного.

2 стр.



Предварительный просмотр:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Завершив свою исследовательскую работу, я вдруг поняла, как интересно устроено человеческое естество: чем больit углубляешься в изучение того или иного предмета или явления, тем интереснее, что же дальше? Хочется добраться до самой сути того, что ты начал изучать. Я глубоко убеждена, что творчество Николая Михайловича Карамзина можно изучать много и долго и этот источник никогда не иссякнет. Для себя я открыла такие великие запасы его произведений, что неожиданно вспомнился весь программный материал школы, связанный с изучением творчества этого человека и захотелось поделиться своими открытиями со всеми, кому интересен Карамзин и кто когда бы то ни было обращался к его творческой деятельности.

ВЫВОД:  Остаётся признать, что творчество Николая Михайловича Карамзина в равной степени актуально и с точки зрения истории, и с точки зрения литературы, публицистики. Его великий талант принадлежал и до сих пор принадлежит народу и России. И это является важным и главным.



Предварительный просмотр:

  Диаграмма. СООТНОШЕНИЕ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Н.М. КАРАМЗИНА

 

 

       

На самом деле трудно « вычислить» , в какой степени Николай Михайлович был  поэтом, прозаиком, историком, потому что в ходе исследования я открыла для себя ещё и реформаторские способности этого великого человека, а также талант переводчика.

Это незаурядная личность, заставившая меня по-иному посмотреть и на русскую литературу в целом, и на творчество самого Карамзина, в частности.



Предварительный просмотр:

ВВЕДЕНИЕ.

Начиная говорить о личности незаурядной, всемирно известной, популярной не только в литературном обществе, но и в истории как науке, приходится обращать внимание на самые незначительные детали в его жизни и творческой деятельности, изучать все материалы, так или иначе связанные с его биографией, дорогой, которую он выбрал.

Но самое интересное то, что чем глубже познаёшь этого человека, тем больше открываешь для себя неизведанного, ещё не прочитанного.

Так случилось и с исследованиями, связанными с жизнью и творческим путём Николая Михайловича Карамзина. Кто он в первую очередь: историк, писатель или поэт?

На этот вопрос я и попытаюсь ответить, проводя исследования, связанные с плодотворной жизнью и такой же творческой деятельностью.

3 стр.



Предварительный просмотр:

АКТУАЛЬНОСТЬ этой работы связана с углубленным изучением творчества данного писателя. При наличии в программном материале не совсем достаточной информации биографии и жизненного пути Н.М. Карамзина, при прочтении этой исследовательской работы можно в большей степени познать его творчество, глубже и многостороннее изучить его.

ЭТАПЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ИССЛЕДОВАНИЮ.

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ  ( изучение дополнительного материала по данной теме.)
  2. ПРАКТИЧЕСКИЙ  ( анализ и прочтение стихов, прозаических и исторических текстов).
  3. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ( ответить при помощи выводов на вопрос: « В какой же степени данный автор является писателем, поэтом и историком?»)
  4. КОНТРОЛИРУЮЩИЙ  ( навыки исследовательской работы, навыки оформления работы).

  МЕТОДЫ:

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ:  анализ состояния исследуемой проблемы, изучение литературы.
  2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ:  различные виды наблюдений над текстом, работа с дополнительной литературой.
  3. СТАТИСТИЧЕСКИЕ:  методы обработки результатов.

1стр.



Предварительный просмотр:

Продолжая свои исследования, касающиеся творческого пути Николая Михайловича Карамзина, я столкнулась с удивительными работами его в области публицистики.

Первые упоминания на этот счёт можно отнести к 1787 году, когда молодой Карамзин совместно с Александром Петровым редактирует журнал «Детское чтиво». Кстати, я впервые узнала о том, что Николай Михайлович писал детские сказки и стихи.

Следующим опытом публицистики было начало издания « Московского журнала». Это произошло в 1791 году, после того, как Николай Карамзин вернулся из путешествия по Европе. К работе в этом журнале ему удалось привлечь целый ряд известнейших литераторов, включая Гаврилу Державина, Михаила Хераскова, Василия Капниста, Семёна Боброва. Но в большей степени здесь публиковались его собственные сочинения, которые имели большой успех.

Два года спустя Николай Михайлович работает над альманахом « Аглая», в котором долгое время оставался основным автором. Не могу не совершить небольшой экскурс в реформаторские начинания великого Карамзина, а именно от него впервые были введены в литературу такие слова, как « влюблённость», « утончённость», « мечтательность», « развитие»,  «общественность» и многие другие , ставшие теперь русскими в нашем словаре.

Ещё одним популярным детищем Карамзина стал журнал « Вестник Европы», который начал выходить в свет в 1802 году. Журнал выходил два раза в месяц. Карамзин вспоминал, что это был обременительный труд, однако был и свой плюс в выпуске журнала: Карамзин имел возможность свободно излагать свои идеи, которые появились у него к началу нового столетия. Многие из его воззрений казались парадоксальными и утопичными, но журнал « Вестник Европы» расходился очень хорошо и быстро. Но вскоре сам автор решил, что чисто журналистская деятельность его не устраивает. Возникла мысль писать историю.



Предварительный просмотр:

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНТЕРНЕТРЕСУРСОВ:

1.В.Т. Башкирова « Русская историческая повесть первой половины XIX века» М.,изд. « Правда» 1986г.

2.М.С. Вуколова « Русские поэты XIX века» М., « Просвещение»1991г.

3.О.А. Лукьянченко. « Русские писатели» ( Библиографический справочник для школьников), Ростов-на-Дону, « Феникс», 2009г.

4. Журнал « Наша история, 100 великих имён» № 12, 2010г.

5. «Библиотека поэта. Основана М.Горьким» Второе издание., Л., « Советский писатель» 1966г.

6.В.О. Ключевский . Исторические портреты. М., « Правда» 1991г.

7. Ю.М. Лотман .Колумб русской истории/ Карамзин Н.М. Истрия государства Российского. Т.4

8. http/www. yаndex. ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательская работа по теме "Роль проектной и исследовательской деятельности учащихся на формирование личности молодого человека"

В течении 4 лет,  с 8 класса по 11 класс, в роли классный руководителя, я строила свою работу с учащимися моего класса на основе проектно-исследовательской  деятельности. Вела наблюдение...

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа учителя математики "Исследовательская и проектная деятельность учащихся: сходства и различия"

Исследовательская работа учителя математики Цель исследования: изучение процесса исследовательской и проектной деятельности учащихся.Задачи: найти сходства и различия в исследовательской и ...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы

Содержание исследовательской работы или Оглавление исследовательской работы включает название глав и параграфов, которые точно соответствуют заголовкам в тексте проекта....

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую атмосферу в этой работе. Научно-исследовательская деятельност

Научно-исследовательская работа позволяет каждому школьнику испытать, испробовать, выявить и актуализировать хотя бы некоторые из своих дарований. Дело учителя – создать и поддержать творческую ...