Очарование родных пенатов в стихотворениях А. С. Пушкина (урок в 9 классе)
план-конспект урока по литературе (9 класс) по теме

 

«ЛЮБОВЬ К РОДНОМУ ПЕПЕЛИЩУ…»:

Очарование родных пенатов  в стихотворениях А. С. Пушкина (урок в 9 классе)

 

В прошлой статье мы говорили о том, как знакомство с реальными прототипами усадеб, описанных в романе А. С. Пушкина «Дубровский», поможет ученикам лучше понять проблематику этого произведения. Но, конечно,  это будет не единственное обращение к теме Пушкиногорья за время школьного обучения.

В девятом классе ученики получают представление уже не об отдельных произведениях, а о жизни и творчестве А. С. Пушкина в целом. При этом возникает вопрос, как и когда знакомить их с биографией поэта и его личностью. Очень часто этой теме  посвящаются вступительные уроки, после чего уже идет знакомство с творчеством  Пушкина (как правило, тематическое: «Тема любви», «Тема дружбы» и т.п. ). Однако распространен и очень нам импонирует и другой путь, предложенный В. Г. Маранцманом, когда знакомство с каждым периодом жизни поэта выливается в изучение одного из мотивов его творчества – того, который наиболее ярко прозвучал в данный период. (Мотив при этом рассматривается во временном развитии: от ранних стихотворений к поздним. Например, рассказав о лицейских годах поэта, мы переходим к теме дружбы в его лирике, сопоставляя стихотворения разных периодов творчества, посвященные лицейским друзьям.)

В этом случае рассказ о Михайловской ссылке повлечет за собой обращение к стихотворениям, посвященным темам дома, семьи, родины.

Хотя Пушкин родился в Москве, а отроческие годы провел в Царском селе, своей малой  родиной он считал Михайловское. Там произошло его постепенное самоопределение как поэта. Михайловское – прежде всего в годы ссылки (1824-26) – обогатило его душу, превратив одаренного юношу в великого поэта. Неслучайно  это место называли поэтической родиной Пушкина. В. А. Жуковский при публикации стихотворения Пушкина «...Вновь я посетил...», написанного в Михайловском осенью 1835г., дал ему заглавие «Опять на родине». Каждый приезд поэта в родное имение давал ему силы, как Антею – прикосновение к земле.

 

Урок-прогулку, посвященную Михайловскому,  можно начать с пушкинских строк  1830 года:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам¼

Спросим, как учащиеся понимают эти слова. Нужно заметить, что современным подросткам понимание это дается непросто, поэтому начать следует с прояснения буквального значения слов, а затем  уже подвести учеников к мысли о том, что в основании человеческой личности Пушкин видел любовь человека к своему дому и его связь с семьей, с родом. Покажем это на двух стихотворениях – «Домовому» и «Когда за городом задумчив я брожу…».

Мы уже говорили в предыдущих статьях, что для русского дворянина поместье было как раз тем связующим звеном, которое соединяло его с родной землей (близость с природой и  соприкосновение с народной жизнью), с историей своей семьи (фамильные портреты и реликвии, фамильное кладбище), а через нее и  с историей своей родины.

Образ «родного пепелища» возникает уже в ранней лирике Пушкина.

Впервые поэт приехал в Михайловское летом 1817 года и был очарован деревенской жизнью. Красота природы, простые сельские радости оказались близки его сердцу. Покажем учащимся скромный помещичий дом (илл. 1, 2) и прекрасную природу, его окружающую (илл. 3).

В 1819 г. Пушкин снова провел здесь лето. В этот второй приезд  было написано стихотворение «Домовому»  (Приложение 1). Прочитаем и проанализируем его, опираясь на следующие вопросы: Какими эпитетами характеризует поэт поместье и разные его уголки? О чем говорят эти эпитеты? Чем дорого поэту родное поместье? Как развивается тема родного дома от начала к концу стихотворения?

«Поместье мирное», «дикийсадик», «скромная обитель», «наследственная сень», «счастливый домик», «милый сад», «укромный огород», «калитка ветхая», «обрушенный забор» – все эти слова рисуют образ скромного, несколько запущенного, небогатого имения, притягательного своей непарадностью, тишиной, уединением. Особое внимание нужно обратить на слово «наследственная»: в нем слышится общность с семьей, с предками, незримое присутствие которых  ощущается поэтом в усадьбе.

В стихотворении можно выделить три ступеньки развития основной темы: первые восемь строк в большей степени посвящены поместью как источнику благосостояния живущих в нем людей, теме сельского труда; следующие восемь строк – мирному семейственному счастью; и, наконец, в последнем четверостишии поместье – это место, «знакомое вдохновению».

Тогда же было написано и стихотворение «Деревня», начинающееся строками:

Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней моих невидимый поток
     На лоне счастья и забвенья.

Итак, мы можем сделать следующий вывод: «родное пепелище» для Пушкина – это место мирного труда, семейственного счастья и поэтического творчества.

 

На следующем этапе урока проанализируем стихотворение «Когда за городом задумчив я брожу¼» (Приложение 2).

В анализе мы можем опираться на следующие вопросы:На какие части можно разделить это стихотворение? Как эта граница отмечена лексически, пунктуационно? Как части соотносятся между собой?  Словесно нарисуйте иллюстрацию к первой и второй частям. Какое чувство вызывает у вас каждая из картин? Какие слова создают контраст между частями? Почему место могильных памятников во второй части занимает дуб? Что преобладаетв каждой из частей – жизнь или смерть?

Чтобы ответить три последних вопроса,  составляем таблицу:

 

городское кладбище

сельское кладбище

публичное кладбище

гниют мертвецы

стесненные рядком

ворами

нарядные гробницы

праздные урны

кладбище родовое

дремлют мертвые

есть простор

не лезет вор, проходит селянин

неукрашенные могилы

дуб

ПОБЕДА СМЕРТИ

ПОБЕДА ЖИЗНИ

 

 

 

Затем продолжаем беседу: Почему последняя строка не завершена? Что же дорого поэту, и что он отвергает в этом стихотворении?

В результате анализа мы подходим ко второму выводу урока: «любовь к отеческим гробам», по Пушкину, – это память о предках и ощущение непрерывающейся жизни рода как залога личного бессмертия.

Скажем здесь, что поэт был похоронен недалеко от Михайловского, в  Святогорском Свято-Успенском монастыре. Эту землю он купил для себя, когда хоронил мать.  Так было исполнено его желание, выраженное в стихотворении   «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» (1829):   

И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.
 
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.

Покажем учащимся фотографии монастыря  (илл. 4, 5) и могилы поэта (илл. 6).

 

После этого мы можем перейти к более подробному рассказу о Михайловском и о жизни Пушкина в нем в период его ссылки 1824-26 гг.

Сперва немного истории.

Михайловское – родовое имение матери поэта, Надежды Осиповны  Пушкиной, урожденной Ганнибал. Понятие «родовое имение» предполагает, что поместье является собственностью всей семьи, переходящей по наследству от поколения к поколению. Первоначально родовое имение не могло быть кому-либо продано, оно также не могло быть своевольно завещано на усмотрение владельца.

12 января 1742 года большая часть земель, составлявших Михайловскую губу псковского пригорода Воронича, была пожалована императрицей Елизаветой Петровной в вечное владение прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу.

Продемонстрируем ученикам карту (илл. 7).

После смерти Абрама Петровича, в результате раздела  между сыновьями сельцо Михайловское досталось Осипу Абрамовичу, который построил в нем усадьбу и разбил парк. В 1818 году его унаследовала Надежда Осиповна.

Покажем ученикам изображение усадьбы, которое относится к пушкинскому времени (илл. 8) и фотографии парка (илл. 9, 10). 

Пушкин приехал в Михайловское в качестве ссыльного в июле 1824 г. Семья его находилась в это время там, но родители встретили опального сына довольно холодно. Отец даже согласился взять на себя надзор за сыном, что, учитывая вспыльчивый нрав Александра Сергеевича, не могло не привести к ссоре.  Вскоре семья уехала, а Пушкин остался один в пустом доме, «в глуши лесов сосновых». Рядом с ним была только няня Арина Родионовна. Покажем картину  А. Парамонова «Пушкин и няня» (илл. 11) и домик няни (илл. 12).

Сперва, мучимый скукой и одиночеством, оторванный от общества,  поэт писал друзьям отчаянные письма.  «На все, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия, – отвечал ему на это из Петербурга В. А. Жуковский в ноябре 1824 г. –Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия и обратить в добро заслуженное; ты более нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство. Ты рожден быть великим поэтом; будь же этого достоин. В этой фразе вся твоя мораль, все твое возможное счастие и все вознаграждения. Обстоятельства жизни, счастливые или несчастливые, шелуха. Ты скажешь, что я проповедую с спокойного берега утопающему. Нет! я стою на пустом берегу, вижу в волнах силача и знаю, что он не утонет, если употребит свою силу, и только показываю ему лучший берег, к которому он непременно доплывет, если захочет сам»[1].

Слова Жуковского оказались провидческими.

Пушкин запер все комнаты дома, кроме одной, в которой жил. Он бродил по окрестностям, размышлял,  много читал и писал (илл. 13).

 За два года ссылки он прочел, по собственному выражению,  двенадцать телег книг, которые присылали ему друзья и знакомые, и создал более ста произведений. Именно здесь, в деревенском уединении, где светская суета не отвлекала его, он окончательно осознал себя поэтом.

Поэзия, как ангел-утешитель,

Спасла меня, и я воскрес душой, —

писал об этом Пушкин в черновике стихотворения «Вновь я посетил¼».

Рассмотрим картину В. Попкова «Осенние дожди. Пушкин» (илл. 14). Предложим ученикам создать небольшое устное или письменное  сочинение по этой картине, опираясь на вопросы: Почему картина называется «Осенние дожди», а не «Осенний дождь»? Какое настроение она вызывает? Почему атмосфера затянувшихся осенних дождей не выглядит беспросветной? Чем интересна композиция картины? Каким мы видим Пушкина? О чем говорит поза поэта? Какую роль играет в картине дальний план?

Вскоре оказалось, что и в псковской глуши есть интересные люди. Недалеко от Михайловского было имение Осиповых-Вульф  – Тригорское (здесь можно снова обратиться к карте). Скромная и не очень красивая усадьба (старый барский дом сгорел, и владельцы жили в перестроенном под жилой дом помещении бывшей полотняной фабрики) находилась в живописном месте на берегу реки Сороть и была окружена прекрасным парком (илл. 15, 16, 17).

Хозяева Тригорского были гостеприимны и с радостью принимали поэта, не смущаясь его опалой.

Хозяйка поместья Прасковья Александровна Осипова, её дочери от первого брака Анна и Евпраксия Вульф  и ее падчерица Александра Осипова (Алина), а также сын от первого брака Алексей Николаевич Вульф, летом приезжавший на каникулы из Дерптского университета и ставший Пушкину приятелем, – все были душевно расположены к  Пушкину.  Летом 1826 года в Тригорском гостил также друг Алексея Вульфа поэт Н. М. Языков.

Пушкин полюбил Тригорское. Здесь играли на фортепиано, шутили, пели и танцевали, и конечно читали стихи. Покажем учащимся картину современного художника Дмитрия Белюкина «Пушкин в гостях у семейства Осиповых-Вульф в Тригорском» (илл. 18). Поговорим о том, какой представляются учащимся по этой картине обстановка в усадьбе, отношения между её хозяевами и гостями.

О Тригорском, его обитателях и их нравах мы еще поговорим с учениками при изучении романа «Евгений Онегин» – ведь Тригорское считается «прототипом» усадьбы Лариных[2]

Здесь же скажем еще о том, что псковская земля богата своей историей. И это тоже не могло не повлиять на Пушкина. Поэтобщался с крестьянами, записывал то, что рассказывала ему няня. Его интересовали и фольклор, и реальное прошлое этой земли. Пушкин читал исторический труд Карамзина, ездил в Псков, видел старые городища[3], такие как знаменитое городище Воронич, расположенное в трех километрах от Михайловского, рядом с Тригорским парком. Этот высокий поросший травою холм – остатки крепости XIV-XVI веков, защищавшей подходы к Пскову на юго-западе (илл. 19).

Соприкосновения с историей, происходившие на древней русской земле,   подвигли Пушкина на создание трагедии «Борис Годунов». Отметим, что среди героев трагедии  – Афанасий и Гаврила Пушкины, представляющие «род Пушкиных мятежный». Первый из них – персонаж вымышленный, второй – реальный.  «Гаврила Пушкин – один из моих предков, я  изобразил  его  таким,  каким нашел в истории и в наших семейных бумагах. Он был  очень  талантлив  –  как воин, как придворный и в особенности как заговорщик. Это он и Плещеев  своей неслыханной дерзостью обеспечили успех Самозванца», – писал Пушкин[4].

Так в сознании и творчестве Пушкина связывается семейственное предание с историей России.

 

В тридцатые годы Пушкин снова побывал в Михайловском. В 1835 г. здесь было написано стихотворение «…Вновь я посетил…» (Приложение 3). Прочитаем его. Подумаем над вопросами: Каково настроение этого стихотворения? Почему годы изгнания поэт называет «незаметными»? О чем заставляет задуматься поэта возвращение в родные места спустя десять лет? Что объединяет дуб из стихотворения «Когда за городом задумчив я брожу…» и сосны из этого стихотворения? С каким чувством поэт приветствует «племя младое, незнакомое»?

В заключение урока сделаем вывод: для Пушкина родовое имение дорого не только красотой природы и тишиной уединения, но ощущением нерасторжимой связи времен, связи с предками и потомками; это не просто «приют вдохновения», но  и место творческого возмужания, поскольку личная поэтическая судьба вплетается здесь в судьбу родины, судьбу народа, и ощущение это усиливается по мере взросления поэта. 

Дома девятиклассники прочтут стихотворения Пушкина «Моя родословная» и «Клеветникам России» и подумают над вопросом, как связаны в сознании поэта история семьи и история государства, малая родина и держава, частная и гражданская жизнь человека. 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

№1

А. С. Пушкин

ДОМОВОМУ

 

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес, и дикий садик мой,

И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра позднего осенние набеги;

Да в пору благотворны снеги

Покроют влажный тук полей!
Останься, тайный страж, в наследственной сени,
Постигни робостью полунощного вора

И от недружеского взора

Счастливый домик охрани!
Ходи вокруг его заботливым дозором,
Люби мой малый сад, и берег сонных вод,

И сей укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!

Люби зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
   Прохладу лип и кленов шумный кров —

Они знакомы вдохновенью.
1819

 

 

 

 

 

№2

А. С. Пушкин

             *    *    *

Когда за городом, задумчив, я брожу
И на публичное кладбище захожу,
Решетки, столбики, нарядные гробницы,
Под коими гниют все мертвецы столицы,
В болоте кое-как стесненные рядком,
Как гости жадные за нищенским столом,
Купцов, чиновников усопших мавзолеи,
Дешевого резца нелепые затеи,
Над ними надписи и в прозе и в стихах
О добродетелях, о службе и чинах;

По старом рогаче вдовицы плач амурный;

Ворами со столбов отвинченные урны,
Могилы склизкие, которы также тут,
Зеваючи, жильцов к себе на утро ждут,—
Такие смутные мне мысли все наводит,
Что злое на меня уныние находит.
Хоть плюнуть да бежать...

Но как же любо мне
Осеннею порой, в вечерней тишине,
В деревне посещать кладбище родовое,
Где дремлют мертвые в торжественном покое.
Там неукрашенным могилам есть простор,
К ним ночью темною не лезет бледный вор;

Близ камней вековых, покрытых желтым мохом,
Проходит селянин с молитвой и со вздохом;

На место праздных урн и мелких пирамид,
Безносых гениев, растрепанных харит
Стоит широко дуб над важными гробами,
Колеблясь и шумя...

1836

 

 

 

№3

А. С. Пушкин

   *    *    *

...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.

Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

 

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...

Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;

Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...

На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко,— здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.

Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.

1835

 

 

 



[1] В.А. Жуковский. Собрание сочинений в 4 т. М.; Л.: Государственное издательство художественной литературы, 1960. Т. 4. – С.510.

 

 

[2] Об этом мы расскажем в следующей статье.

[3] Городищем в археологии называют остатки древнего населённого пункта, имевшего укрепления.

[4] Пушкин А. С.Собрание сочинений: В 10 т. — М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959-1962. Т. 6. – С.293, 296.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...

Фрагмент урока литературы в 5 классе. А.С.Пушкин. Сравнение стихотворений А. С. Пушкина «Зимний вечер» и «Няне».

5 урок, проведенный в ходе эксперимента для выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина....

Конспект урока литературы по теме "Подруга дней моих суровых..." Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" (5 класс)

Данный материал представляет собой конспект урока изучения стихотворения А.С.Пушкина "Няне". Помимо чтения и изучения стихотворения пятиклассникам предлагается сделать портретную фотографию героини ст...

Дополнительный материал к уроку литературы в 5 классе «А.С. Пушкин. Стихотворение"Няне» «Няня Пушкина Арина Родионовна»

Это дополнительный материал для учителя при изучении темы "Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" Всем известно, что именно няня привила Александру Сергеевичу Пушкину любовь к русс...

Анализ лирических стихотворений А. С. Пушкина в шестом классе.

В данной статье рассматриваются проблемы и методы изучения лирическх стихотворений А.С.Пушкина...

Урок внеклассного чтения по стихотворению А.С.Пушкина «Я помню чудное мгновенье…» в 8 классе «Искусство художественного перевода» (татарское звучание стихотворения Пушкина).

Урок литературы предполагает сопоставление переводов стихотворения А.С. Пушкина "Я помню чудное мгновенье...".Вид урока-урок исследование. Формы работы на уроке: индивидуальные, групповые....

Тема урока: «А.С.Пушкин: детство и отрочество. Дружба и друзья в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» - 9 класс

Тема урока: «А.С.Пушкин: детство и отрочество. Дружба и друзья  в стихотворении А.С. Пушкина «19 октября» - 9 класс Цель урока: Познакомить учащихся с первыми двумя этапами...