Фрагмент урока литературы в 5 классе. А.С.Пушкин. Сравнение стихотворений А. С. Пушкина «Зимний вечер» и «Няне».
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Иванова Елена Анатольевна

5 урок, проведенный в ходе эксперимента для выявления влияния музыки на восприятие лирики А.С.Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnenie_stikhotvoreniy_a.docx13.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сравнение стихотворений А. С. Пушкина «Зимний вечер» и «Няне».

                                        Фрагмент урока.

–Мы познакомились с вами со стихотворениями А. С. Пушкина  « Зимний вечер» и « Няне». Прочитайте выразительно эти стихотворения.

(Дети под музыку наизусть читают стихи.)

 Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить, что же общего между этими стихотворениями .

–Послушайте музыку Г. Свиридова.  (Звучит минусовка романса «Няне». Название романса детям не сообщается. )

–На стихотворения Пушкина написано много романсов. Кто знает, что такое романс? (Романс – это музыкально – поэтическое произведение (музыка написана на стихи) для голоса с инструментальным сопровождением.)

Как вы думаете, на какие стихи написан прослушанный романс?  ( По мнению детей, романс написан на стихотворение « Зимний вечер».)

–Почему вы так решили? (Стихотворение грустное, и музыка спокойная, грустная, печальная.)

–Правы ли вы? Послушайте романс. (Звучит романс «Няне» со словами в исполнении Хворостовского.)

–Оказывается, романс написан на стихотворение «Няне». Что же общего между этими стихотворениями? Почему вы ошиблись?

–Кому посвящено первое и второе стихотворение? (Няне.)

–Как звали няню Пушкина?

–Что вы знаете об Арине Родионовне?

–Какую роль она сыграла в жизни Пушкина?

–Как относится Пушкин к своей няне?

–Как обращается Пушкин к няне в обоих стихотворениях? (Моя старушка, добрая подружка, подруга, голубка.)

Как вы думаете,  какое настроение было у поэта, когда он писал стихотворение « Зимний вечер»? (Печальное,  грустное, тоскливое. За окном бушует непогода,  и настроение поэта соответствует погоде.)

–Меняется ли настроение поэта,  когда он обращается к няне? (Да. К грусти добавляется любовь, теплота, нежность).

–Что хотел показать поэт в стихотворении « Зимний вечер»?

–Да. Буря пытается вмешаться в жизнь людей, но рядом Няня – преданный, верный, любящий, надёжный друг. Поэт очень любит свою няню.

 –Есть ли описание погоды во втором стихотворении? (Нет.)

–Меняется ли настроение поэта в стихотворении « Няне»? ( Нет. Тоскливое, грустное, печальное.)

–Почему у поэта такое настроение? ( Пушкин находится далеко от няни.  Он давно не навещал её, и очень переживает. )

–Что хотел показать Пушкин в этом стихотворении?

–В стихотворении  передано чувство вины перед няней за долгое отсутствие, страдание от разлуки, выражены нежность, забота, признательность за дружеское участие в дни ссылки, проведенные вместе.

–Вы совершенно правы: и в первом, и во втором стихотворении мы чувствуем искреннюю привязанность, благодарность и любовь поэта к своей няне.

Задание по вариантам: 1 вариант: «Зимний вечер», 2 вариант: «Няне».

–нарисуйте музыку к стихотворению;

–если бы вы писали музыку к этому стихотворению, какие музыкальные инструменты вы бы использовали?

–Если бы вас попросили нарисовать рисунок к каждому стихотворению, какие бы краски преобладали  в первом стихотворении? Во втором?

Итог.

–Что же общего между этими стихотворениями?

–Оба посвящены няне;

–похожи по настроению;

–одинаково нежное обращение к няне;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

–одинаковы чувства поэта к няне;

–грустное настроение передаётся мрачными красками описания.

–Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фрагмент урока литературы в 5 классе. Итоговый урок по поэме А.С. Пушкина "Руслан и людмила"

Интегрированный урок литературы. Показана взаимосвязь искусства слова с музыкой и живописью....

Конспект урока литературы 6 класс "Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее Утро""

В материале содержится конспект урока литературы 6 класс ,включающий анализ стихотворения АюС.Пушкина "Зимнее утро"...

Урок литературы : работа над выразительным чтением и анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"

Конспект урока включает в себя план по развитию выразительного чтения,составление плана для анализа стихотворения и другие методические приемы....

Конспект урока литературы по теме "Подруга дней моих суровых..." Стихотворение А.С.Пушкина "Няне" (5 класс)

Данный материал представляет собой конспект урока изучения стихотворения А.С.Пушкина "Няне". Помимо чтения и изучения стихотворения пятиклассникам предлагается сделать портретную фотографию героини ст...

Урок - поиск на тему "Художественный образ природы в стихотворении А.С.Пушкина "Зимнее утро" (5 класс)

На примере вышеназванной темы покажу, как применяется системно- поисковая технология для развития у учащихся самостоятельности, рефлексивности (способности к осмыслению познаваемого, своих действий), ...

Дистанционный урок литературы. 6 класс. Подготовка к сочинению-анализу стихотворения А. С. Пушкина.

Предлагается последовательность действий ученика при работе над сочинением. Дана инструкция и памятки для самостоятельной работы....

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс Тема: "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимний вечер"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И.Тютчев "Весенние воды" и др.)" 28.01.2021

Задание для самостоятельной работы к уроку литературы 6 класс по теме "Романсы на стихи русских поэтов. (А.С. Пушкин "Зимнее утро"; М.Ю. Лермонтов "Парус"; Ф.И. Тютчев "В...