Урок "Прощание с Матерой" лит-ра 11 класс
методическая разработка по литературе (11 класс) по теме

Урок литературы по теме "Прощание с Матерой" 11 класс к 75летию автора. Тема памяти через образ Дарьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_proshchanie_s_materoy_lit-ra_11_klass.docx18.49 КБ
Файл proshchanie_s_materoy.pptx1.16 МБ

Предварительный просмотр:

Урок  по повести В.Распутина "Прощание с Матёрой"

Колеватова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы.

Тема: "Прощание".

Эпиграф: "Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится".

Цели:

-установка на восприятие темы - чувства ответственности за свои слова и поступки, любви к Родине, к малой родине.

- на материале повести В. Распутина "Прощание с Матерой" содействовать формированию личности через понятия памяти, соборности, рода, любви к малой родине, ответственности за свои слова, поступки.

 - продолжить работу над развитием речи учащихся, умением устанавливать причинно - следственные связи;

 - способствовать активизации мыслительного поиска проблемы путем  проблемных вопросов;

 - ввести ребят в духовный мир Распутина, в нравственный мир его героев;

 - способствовать воспитанию у ребят потребности в наличии собственного мнения в самоанализе;

Оборудование:

1  Выставка книг на тему «Отношение человека к памяти своих отцов, предков»

 2. Эпиграф на доске

 3. Портрет писателя

4. Художественные книги.

5. Тетради

Ход урока.

 1. Организационный момент.

 2. Беседа - установка на восприятие темы.

 3 Беседа по содержанию.

4. Обобщение.

 5. Подведение итогов урока.

 6. Комментарий оценок.

 7. Домашнее задание.

Слово учителя.

Сегодня мы продолжим разговор о замечательном русском советском писателе, нашем современнике, лауреате Государственной премии СССР - В. Распутине и о его произведении "Прощание с Матёрой". Земляк Распутина, писатель М. Сергеев рассказывает: "Стоит на Ангаре, почти на полпути между Иркутском и Братском, рабочий посёлок, районный центр Усть-Уда. От немудрящей пристани круто поднимается вверх бугристая улица, кажется, начинается она прямо в реке, под водой, по бокам её - лиственничные избы, вперемежку с местными учреждениями, столовой, магазином…

 В 1937 году, когда родился В. Распутин, река была поуже, улица подлиннее, а там, где голубеют разливы Братского моря, степенностью своей, заменив стремительность тогдашней Ангары, были в те дни колхозные пашни. Всё это надо знать, чтобы понять, откуда у современного гаражанина, учившегося в Иркутском университете, живёт это доброе, неиссякаемое чувство земли, пашни, речных заводей, откуда в творчестве писателя поразительная точность языка, бытующего в Сибири, достоверность пейзажей, истинность поступков, характеров".

1 Обратимся к теме урока «Прощание». Найдите в словаре синонимы этому слову.

Прощание

Разлука

Расставание

панихида

последнее целование

Вопрос: какие основные темы затрагивает автор в повести?    

 “Прощание с Матерой” — своеобразная драма народной жизни — была написана в 1976 году. Здесь речь идет о человеческой памяти и верности роду своему.

Матера, сросшаяся своим именем не только с землей, но и с людьми, должна исчезнуть. Она станет дном грядущего моря. Дома, огороды, луга, кладбище – все это уйдет под воду навечно. А это – смерть. И поэтому все человеческие дела и заботы в эти последние дни деревни обнажились. Каждое слово обрело резкую отчетливость и первоначальный смысл. Всякий поступок стал говорить о человеке и мире как будто последней правды, потому что “истинный человек, - как пишет Распутин, - высказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомните”.(экран)

Вопрос: Что такое проблема и в чем видит проблему автор?

    «Административные люди» не понимают чувств жителей Матеры, для которых кладбище является «домом» ушедших на тот свет родных. Это место, где вспоминают предков, разговаривают с ними, и это то место, куда принесли бы их после смерти. Всего этого жителей Матеры лишают, да еще и на их же глазах. Люди понимают, что затопление все равно произойдет, но «можно было бы эту очистку под конец сделать…».

 Вопрос: над чем  писатель заставляет задуматься?

 будет ли человек, покинувший свою родную землю, порвавший со своими корнями, счастливым, и, сжигая мосты, покидая Матеру, не теряет ли он свою душу, свою нравственную опору?

Вопрос: как вы понимаете слова Дарьи о совести людской? Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться чувство совестливости. “Народу стало много боле, - размышляет она, - а совесть, поди-ка та же…,наша совесть постарела, старуха стала, никто на нее не смотрит… Че про совесть ежели этакое твориться!”  (экран)

 Матёра – это и остров, и одноименная деревня. Триста лет обживали этот уголок Земли русские крестьяне. Неторопливо, без спешки, идет жизнь на этом острове, и за те триста с лишним лет многих людей сделала счастливыми Матера. Всех принимала она, всем становилась матерью и заботливо вскармливала детей своих, и дети отвечали ей любовью. Но уходит Матера, уходит и душа этого мира.

 Но однажды случилось печальное событие не только для жителей этой деревеньки, но и для самой Матёры. Надумали построить на реке мощную электростанцию. Но как это не парадоксально, остров попал в зону затопления, и всю деревню надо было переселять в новый поселок на берегу реки Ангара.

 Какое же это горе для стариков.

 Прожив всю жизнь в родной Матере, теперь им нужно покидать свою родину, оставить все то, с чем они жили столько лет. Душа бабки Дарьи обливалась кровью, ведь в Матере не только она выросла. Это – родина ее предков, а сама Дарья считала себя хранительницей традиций своего народа. Она искренне верит,

 что “нам Матеру на подержание только дали… чтобы обихаживали мы ее с пользой и кормились”. А другим, чужим, неужели не понять чувство потери родного, любимого местечка на всей планете? Нет, для них этот остров всего лишь территория, зона затопления. Прежде всего, новоявленные строители попытались снести на острове кладбище, потеряв при этом все человеческое уважение не только к умершим, но и к жителям деревни, ведь это их место преклонения перед своими предками.

 Дарья приходит к выводу, что в людях и обществе стало утрачиваться  чувство совестливости (прощание с совестью, прощание с душой, которая оберегает человека от беспамятства, варварства…)

Вопрос: можем ли мы утверждать, что это является позицией самого автора? А как думаете вы?

Доказательство выстраивается через лексический ряд слов, на антитезе:   Мещера и Дарья, как единое, неразрывное.

Вопросы.

1. Для чего автор в самом начале повествования на первый план выводит и показывает нам особые черты матери – женщины, которая вырастила сына, внука через  сцены разлуки?

2.  С какой целью автор показывает расставание Дарьи с землей?

3. Почему автор приводит читателя к сцене разговора Дарьи со своими  предками? (своего рода панихида, чтобы услышали,  простили, позвали….. но не зовут….душа не готова…не снаряжена на тот свет, еще тяжелая, ….

4. Через какие эпизоды автор показывает последнее целование (последнее целование по обычаю, перед смертью, когда Батюшка отпускает грехи, причащение)   Моет и чистит дом, украшая цветами.

5. Всепрощение или прощание с Матерой. 

Толковый словарь Ожегова. Всепрощение - полное прощение всех обид, зла.

 Ефремова Т.Ф. Толковый словарь русского языка. Всепрощении ср.

Полное прощение всех, за всё (экран)

 Распутин связывает с Дарьей, которая несет в себе те духовные ценности, которые утрачиваются с надвигающейся городской цивилизацией: память, верность роду, преданность своей земле. Берегла она Матеру, доставшуюся ей от предков, и хотела передать в руки потомков. Но приходит последняя для Матеры весна, и передавать родную землю некому. Жизнь сурова и итог печален…

Просить прощения у тех, кто жил по совести  и сберег для детей своих, для будущего поколения родину в самое трудное для нее время, у тех, кто отдал жизнь за святое, за наше, русское. Поэтому мы должны свято оберегать память ибо «Память есть сама жизнь»

В. Распутин. 

5. Подведение итогов урока.

 6. Комментарий оценок.

 7. Домашнее задание.

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Валентин Распутин

Слайд 2

«Прощание с Матерой»

Слайд 3

Прогресс плох, -нет, он хорош, он необходим, и это аксиома; вопрос в том, насколько он нравственно обеспечен, насколько учтена душа человека и сам человек не как придаток прогресса, а как потребитель его достижений. В.Распутин.

Слайд 4

Произведения Валентина Распутина состоят из живых мыслей. Мы должны уметь их извлекать хотя бы потому, что для нас это важнее, нежели для самого писателя. Назрела потребность говорить и размышлять об этических критериях, нравственных ценностях , смысле жизни . И.А.Панкеев

Слайд 5

Почему В.Распутин назвал свою повесть «Прощание с Матерой»? Какие основные темы затрагивает автор в повести?

Слайд 6

Словарь синонимов «Прощание с Матерой» Прощание Разлука Расставание Панихида Последнее целование

Слайд 7

«Прости нам, господи, что слабы мы, непонятливы и разорены душой. С камня не спросится, что камень он, с человека же спросится.» Кому принадлежат эти слова?

Слайд 8

“истинный человек, - как пишет Распутин, - высказывается едва ли не только в минуты прощания и страдания – он это и есть, его и запомнит”.

Слайд 9

«И чем больше смотрела Дарья, все вмещая в глаза и ничего не видя, …тем неспокойней ей становилось. И сильнее набиралась досада, что опять она делает не то, …корило и давило что-то, не давая собраться с духом, растягивая душу на стороны .»

Слайд 10

« Но и до кладбища она не дошла; сказалось ей, что ни к чему идти туда с нетвердой душой, смущать покой мертвых… Не удастся ей дотянуться до них вещим словом – нет его, и не родится оно; не отзовутся они .» Почему так думает Дарья?

Слайд 11

«Дерево еще туда-сюда – оно упадет, сгниет и пойдет земле на удобрение. А человек? Годится ли он хоть для этого? К чему искать какую-то особую, вышнюю правду, когда вся правда в том, что проку от тебя нет сейчас, что все, что ты могла сделать, ты уже сделала…Так ли это? Так ли это?»-со страхом допытывалась Дарья и, не зная ответа, зная, вернее, лишь один ответ, растерянно умолкла.

Слайд 12

Прощание «И тихо, покойно лежал остров, тем паче родная, самой судьбой назначенная земля…. От края до края, от берега до берега хватало в ней и раздолья, и богатства, и красоты... «На море-океане, на острове Буяне…»-некстати вспомнилась Дарье старая и жуткая заговорная молитва .»

Слайд 13

Разлука с родными, близкими «Старухи засморкались, заговорили, все сразу, винясь перед Настасьей, а в чем винились, в чем оправдывались, не знали- и тем более этот незнамый грех нуждался в облегчении .»

Слайд 14

Расставание с землей «..Но почему так тревожно, так смутно на душе?... Попробуй разберись. Вот стоит земля, которая казалась вечной, но выходит, что казалась, - не будет земли. Пахнет травами. Пахнет лесом, каждый кустик веет своим дыханием… - из всего дождь вымыл терпкие запахи, всему дал свободный дых… Вот и людям бы так…»

Слайд 15

Память , помин, панихида «А ить они с меня спросют. Спросют: как допустила такое хальство, куды смотрела? На тебя, скажут понадеялись, а ты. А мне и ответ держать нечем. Я ж тут была, на мне лежало доглядывать. И что водой зальет, вроде тоже как я виновата…на мне цепочка прервется…

Слайд 16

«Дух из нее вон, а сама, эту работу перепоручать никому нельзя…» В чем смысл обряжения Дарьей избы?

Слайд 17

Такие моральные качества и чувства, как благородство, верность, гордость, любовь, стыд, не существуют в отвлеченном виде – они должны подтверждаться поступками. Именно поступки, а не слова доказывают, каков человек. В этом смысле человеческая память – как хранительница нравственного опыта предыдущих поколений – играет первостепенную роль.

Слайд 18

« Чувство умирания в «Матере» сильнее всех других» (О. Салынский). Так ли это?

Слайд 19

Речь идет именно об обратном – ………

Слайд 20

о чувстве сохранения – памяти, корней, родословной, традиций через образ…….?

Слайд 21

Несмотря на разорение и пожары, несмотря на внешнее подчинение грубой силе, Матера не теряет высоты своего духа - так и не покорившийся листвень, благоговенное отношение Дарьи к родовому гнезду, сама природа в конце словно прячет остров от недобрых людей в густом тумане.

Слайд 22

Живая память. Это прошлое или настоящее?

Слайд 23

Дом в деревне

Слайд 24

Сибирская деревня

Слайд 25

Итог урока Я думаю, что……. Для себя я сделал вывод, ….. Тема памяти……. Я открыл для себя…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....