Главные вкладки

    Сравнительная характеристика образа Дон Жуана
    творческая работа учащихся (литература, 6 класс) по теме

    Сопоставление образа Дон Жуана в произведениях Пушкина, Байрона, Мольера.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon obraz_don-zhuana.doc97 КБ

    Предварительный просмотр:

    Секция: «Юный исследователь»

    Исследовательская работа

    Тема: «Сопоставление образа Дон-Жуана в произведениях Пушкина «Каменный гость», Тирсо де Малины «Сивильский озорник или каменный гость», Ж.Б. Мольера «Дон-Жуан или каменный пир»(1665), Д.Г. Байрона «Дон Жуан» (остался незаконченным)»

    Идиятуллин Айнур

    средняя общеобразовательная русско-татарская школа

    № 147 Авиастроительного района

    6 класс  

    Г. Казань

    Научный руководитель:

    учитель второй квалификационной

    категории

    Забелина Н.Н.

    Казань, 2012

    Оглавление.

    Введение.

    Глава I. Образ Дон Жуана.

    Глава II. Сопоставление образа Дон-Жуана в произведениях Пушкина, Байрона, Мольера, и Тирсо де Малины. Учёт традиции с точки зрения моментов содержания, вложенных в некоторые композиционные детали. (У Тирсо де Малины, Мольера, Пушкина):

    Глава II.I. Приглашение статуи.

    Глава II.II. Трагическая концовка.

    Глава II.III.Тема любви (Мольер, Байрон, Пушкин).

    Глава III. Основное отличие характера Дон-Жуана у Байрона.

    Глава IV. Почему нам симпатичен образ Дон-Жуана.

    Заключение. Выяснение соотношения положительного и отрицательного в герое.

    Введение.

    Предметом моего исследования является образ Дон-Жуана в произведениях Пушкина «Каменный гость», Тирсо де Малины «Сивильский озорник или каменный гость», Ж.Б. Мольера «Дон-Жуан или каменный пир»(1665), Д.Г. Байрона «Дон Жуан». Мы проследим видоизменения образа Дон-Жуана от испанской легенды до «Каменного гостя» А.С. Пушкина.

     Подробнее мы остановимся на произведениях Тирсо де Малины «Сивильский озорник или каменный гость», Ж.Б. Мольера «Дон-Жуан или каменный пир»(1665), Д.Г. Байрона «Дон Жуан» (остался незаконченным), А.С. Пушкина «Каменный гость».

     В своём исследовании я сравнивал образ Дон-Жуана в четырёх произведениях.

     Целью работы было показать, что нового внесли в этот образ известные художники слова.

     Новизна  исследования в том, что аналогов подобного сопоставления еще не было.

     В качестве основных источников мной будет использовано несколько журнальных, газетных публикаций, монографий.

     1) Кржевский Б.А. «Об образе Дон-Жуана у Пушкина, Байрона и Мольера и Тирсо де Малины» сравнивает поизведения Тирсо де Малины, Байрона и Пушкина с точки зрения содержания, вложенного в композиционную деталь. Сравнивает функцию прихода статуи, мотивировку приглашения статуи Дон-Жуаном и картину гибели главного героя.

     Кржевский в своей статье приходит к выводу, что корыстное и утилитарное отношение к человеку делает Дон-Жуана хищником даже тогда, когда он им быть не хочет, и поэтому чувство его неотделимо от стихии зла, от надругательств над человечностью.

     Однако он замечает, что острота проблемы заключается в том, что, несмотря на всё, Дон-Жуан у Пушкина полон очарования и обаяния.

    2. Гликман И.Д. «Мольер критико-биографический очерк», М.-Л., 1996 обращает внимание на то, что Мольер задумал как натуру недюжинную, крупную, к тому же представленную в особо привилигированные социальные условия, - отсюда зло, совершаемое им, приобретает соответственно крупные масштабы. Но дело в том, что всё дурное, свойственное Дон-Жуану, выступрает часто в сочетании с контрастными положительными чертами.

     Гликман пишет, что Мольер показал, как паразитарное существование  и аристократическая «теория» сословной исключительности становятся пагубным источником развития хищничество и эгоцентризма. Вместе с тем в характере Дон-Жуана по-шекспировски сложном и противоречивом Мольера привлекает огромное жизнелюбие и пафос отрицания каких бы то ни было предрассудков, в том числе религиозных.

    3. М. Куприян «Джорж Байрон», М., 1958, пишет: «Проблема человека и общества, вопрос о степени влияния среды, обстоятельств на человека, о его свободе и обусловленности поставлены Байроном прежде всего на образе Дон-Жуана, который… играет большую роль в идейном содержании романа».

    Вопрос ставился Байроном в связи с судьбой обыкновенного, среднего человека, не возвышающегося над окружающей средой по своим чувствам и понятиям. Дон-Жуан даже не делает попытки противостоять обстоятельствам в начале.

     Но герой Байрона идёт путём от полусознательного, полуинстингтивного протеста против отдельных, не имеющих никакой социально-политической значимости фактов ко всё более осознанному протесту против таких явлений, как война, порабощение.

    4. А.А. Елистратова «Байрон», М., 1956, считает, что Байрон строит свою поэму как оправдание земной чувственной природы человека со всеми его страстями и устремлениями… Именно его Дон-Жуан, столь своенравный в нарушении всех и всяческих запретов ханжеской морали, оказывается истинно нравственным человеком в моменты решающих жизненных испытаний.

    5. Б.П. Городецкий «Драматургия Пушкина», М.-Л., 1953, остановливается на последнем объяснении Дон Гуана и Доны Анны в четвёртой сцене трагедии. Дон Гуан перерождается под влиянием любви к Доне Анне и это столь противоречит всей мировой традиции в истолковании характера героя, что именно здесь с особенной яркостью проступает то новое, что было внесено Пушкиным, и что определяло совершенно новое звучание всего произведения в целом.

     «Трагедия основывалась… на резко контрастном противопоставлении характера более раннего чувства Дон Гуана к Лауре, с одной стороны, инового –и последнего чувства его к Доне Анне, с другой. В этом – принципиальное отличие «Каменного гостя» от всех предшествующих Пушкину драматургических интерпретаций  темы о Дон-Жуане».

     В отличие от Кржевского Городецкий считает, что трагическая развязка «Каменного гостя» с огромной силой утверждает высокий пафос моральной чистоты подлинной человеческой любви.

    6. Маймин Е.А. «Пушкин. Жизнь и творчество», М., 1981, характеризует Дон Гуана: «Он каждую минуту другой – и каждую минуту искренен и верен себе… Он говорит Доне Анне правду. Однако это правда мгновения». Пушкинский герой ищет всей полноты победы – вот почему он приглашает статую, почему он раскрывает инкогнито».

    7. Леонид Зорин «Народ безмолвствует»//Театр и жизнь, 1991, №4 с. 12-25, выделяет связь характера Дон Гуана Пушкина с трагическим максимализмом античных героев.

    8. Я. Новский «Трагедия Пушкина «Каменный гость»/Сибирские огни, №6, 1989, считает, что образ Дон Гуана, как и в фольклоре, у Пушкина наделён самым симпатичными и привлекательными чертами.

     Дон Гуан убеждённый атеист и не бравирует этим как Дон-Жуан Мольера или Тирсо де  Малины.

    Приглашение статуи – это осознание собственной силы, силы свободного от предрассудков человека.

    Глава I. Образ Дон Жуана.

     Писатели в своих произведения обращались к различным легендарным сюжетам. Например к сюжету о Фаусте, Гамлете, Отелло, Дон-Жуане и др.

     Обращение к легендарным образам даёт писателям то, что легенды известны многим и о них уже сложилось определённое представление у читателей.

     Образ Дон-Жуана стал нарицательным. Дон-Жуаном мы называем человека, у которого много любовных приключений, человека, не умеющего сидеть на месте, очень яркую и жизнелюбивую натуру, обольстителя, многожёнца.

    Используя легендарный образ, писатель не обязан полностью следовать канонам его изображения. В какой- то степени традиционное в образе должно остаться, но писатель же не может просто повторять, то что было до него, автор вносит своё, что-то новое в этот образ.

     Образ Дон Жуана наделён определёнными чертами. С одной стороны, чертами красоты, силы, ловкости и смелости, чертами известного рода честности, жажды свободы, чертами, в общем, положительными; с другой стороны некоторой грубостью, залихватским богохульством, иногда деспотизмом, презрением к людям и т.п., т.е чертами антипатичными народу и по причинам нравственным, и по причинам религиозным. Всё это создавало сложный и противоречивый образ Дон-Жуана, превращая его в загадку.

    Глава II. Сопоставление образа Дон-Жуана в произведениях Байрона, Мольера, Пушкина и Тирсо де Малины.

     Учёт традиции с точки зрения моментов содержания, вложенных в некоторые композиционные детали. (У Тирсо де Малины, Мольера, Пушкина):

    Глава II.I. Приглашение статуи.

     Начнём сопоставление образов Дон-Жуана с произведений Тирсо де Малины, Мольера и Пушкина и сравним их с точки зрения содержания.  Первый важный момент приглашение статуи.

     Как объяснить мотивировку приглашения статуи Дон-Жуаном? Почему именно на ужин приглашается статуя?

      У Тирсо де Малины Дон-Жуан делает своё издевательское приглашение, ибо возмущён надписью на памятнике командора; у Мольера – потому, что Задет «нелюбезным» отношением статуи к появлению убийцы.

      У Тирсо де Малины дополнительно разъясняется, что во время ужина может состояться столь желанное для статуи мщение, т.е. поединок, у Мольера же нет и этой ссылки. (Напомним, что в фольклоре мертвец приглашается, потому что он голоден).

    Характерно , что мотивировка приглашения статуи у Пушкина нетрадиционная:

    Проси её пожаловать ко мне – нет, не ко мне…

    «Перенеся встречу Дон Гуана с Донной Анной и его любовные излияния к гробнице её убитого мужа, заставив статую сердится («Кажется, на вас она глядит/ И сердится»),поручив Дон Гуану приглашать мертвеца не на ужин, а в дом его вдовы с предложением встать у  двери на часах, Пушкин подчёркивает, что Дон Гуан оскорбляет в первую очередь святыню брака»,- считает Кржевский.

     «В приглашении статуи не ничего богохульного это и не вызов небу: во всяком случае, это не мыслится так самим Дон Гуаном, это  в равной степени не залихватская мальчишеская выходка»,- утверждает Н. Яновский.

    Лепорелло, что Дон Гуан получил счогласие Доны Анны на свиданиен, шутливо спрашивает:

     А командор? Что скажет он об этом?

    Дон Гуан, продолжая шутку:

     Ты думаешь он станет ревновать?

     Уж верно нет: он человек разумный

     И верно присмирел с тех пор как умер.

    Лепорелло. Нет, посмотрите же на статую.

    Дон Гуан. Что же?

    Лепорелло. Кажется она на вас глядит и сердится.

    Дон Гуан. Ступай же Лепорелло.

    Проси её пожаловать ко мне-

    Нет, не ко мне – а к Доне Анне, завтра.

     Это не просто шутка или известный довесок к трагедии, вызванный традицией сюжета, это шутка вполне законного торжества над ещё раз повергнутым командором, это не просто мальчишеская выходка, а осознание собственной силы, силы свободного от предрассудков человека.

     Но с другой стороны, приглашая статую присутствовать на свидании с его вдовой, Дон Гуан наносил глубочайшее оскорбление не только любви Командора к Доне Анне:

     Когда бы знали вы, Как Дон Альвар

     Меня любил!..-

    Но и самой Доне Анне, которая, несмотря на возникшее в ней новой чувство, продолжала хранить память о любви покойного мужа.

     …Ты отнял у меня

     Всё, что я в жизни…

    Глава II.II. Трагическая концовка.

    Почему Дон-Жуана подстерегает трагическая гибель?

     У Тирсо де Малины катастрофа обусловлена тем, что Дон-Хуан особенно тяжко виноват перед Командором: он совершил два преступления при жизни командора (убил его и обесчестил его дочь) и три после смерти (оскорбил бороду, насмеялся над желанием мщения, вызвал на ужин).

     У Мольера герой не имеет перед Командором таких тяжких проступков, хотя он тоже является его убийцей. В то время как его испанский собрат в бешенстве сыплет оскорблениями по адресу покойника, стремящегося отомстить дерзкому насильнику, Дон-Жуан с безупречным светским изяществом приглашает статую к себе на ужин. Последняя капля, переполняющая чашу преступлений Дон-Жуана,- непочтение к погубленному им мертвецу; этот новый грех Дон-Жуана вызывает вмешательство божества, избравшего своим орудием Каменного гостя.

     В отличие от пышной феерии «обольстителя», у Мольера Дон-Жуан погибает у себя дома, в обычной обстановке,- он не успел подумать о нанесении потребованного у него статуей визита, а статуя уже сама приходит к нему и заявляет о неизбежной каре. Слышен раскат грома, блестят молнии, и статуя увлекает героя в преисподнюю. Столь устрашающий конец Дон-Жуана должен быть предостережением для других богохульников.

     Но Мольера не покидает ирония, на этот раз взрывающая религиозный пафос финала. Не успели ещё отгреметь гром и отсверкать молния, как под занавес раздаются комические причитания Сганареля: «Моё жалованье, моё жалованье, моё жалованье!» Пропали денежки бедного Сганареля, но разве можно сопоставлять мелкую прозаическую неприятность с гигантскими масштабами небесного возмездия?

     Однако «бестактность» Мольера хорошо продумана, она подчёркивает условность финала реалистического повествования о современном герое, нравственная гибель которого обусловлена всем ходом сюжета: Дон-Жуан непрестанно движется по замкнутому порочному кругу, откуда,  при его «философии наслаждения», нет выхода в осмысленную общественно-полезную жизнь.

     Кржевский считает, что у Пушкина смертный приговор Дон Гуану заключён в его собственной практике, в том, что он сам считает главным смыслом своего существования, и Дон Гуан здесь обречён задолго до прихода мертвеца-мстителя. Рождённое от зла и во зле чувство Дон Гуана заражает своей нечистотой каждую его жертву, которая может ответить на его любовь такой ценой утраты своей человеческой полноценности и человеческого достоинства.

     Дон-Жуан, сам того не зная одержим упоением на краю бездны, влекущей и его самого и его жертвы.

     В. Белинский считал, что трагическая концовка – это традиция сюжета, и – только. Если же это всё-таки трагедия, то она – следствие оскорбления истинно-нравственной идеи…

     «Оскорбление не условной, но истинно нравственной идеи, - пишет Белинский, - всегда влечёт за собой наказание, разумеется, нравственное же. Самым естественным наказанием Дон-Гуана могла бы стать истинная страсть к женщине, которая или не разделяла Бы этой страсти, или сделалась бы её жертвой. Кажется, Пушкин это и думал сделать: по крайней мере так заставляет думать последнее, из глубины души вырвавшееся у Дон Гуана восклицание: «О, Дона Анна!», когда его увлекает статуя; но эта статуя портит всё дело, в чём, как мы заметили выше, наш поэт не виноват нисколько».

     Яновский придерживается другой точки зрения: «Пушкинский Дон Гуан тем трагичней,, чем ярче оттенены его светлые, жизнеутверждающие черты, тем трагичней, чем он ближе к цели. Даже формально – Пушкину необходимо было столкновение, создающее трагедию: столкновение радостной, светлой, полнокровной жизни с тёмными силами его времени, всё разрушающими на своём пути… (1938)

     Сравнив сходные по сюжету три обработки легенды о Дон-Жуане, мы видим как по-разному можно истолковать этот образ.

     Так, Тирсо де Малина подчеркнул всенародную вредность Дон-Жуана. Мольер – социальный паразитизм донжуанствующих французских дворян.

     В отличие от традиционных представлений о Дон-Жуане герой Пушкина не просто дерзкий гуляка и волокита, не просто страстный любовник и прожигатель жизни, но прежде всего «высокочеловечный характер» - по выражению Маймина Е.А. У Пушкина Дон Гуан, мы можем сказать, изображён на «самом высоком уровне». Иначе говоря, у пушкинского Дон Гуана нет ни одной чёрточки, которая показала бы его циничным и развратным. Дон Гуан и не богохульник, он просто убеждённый атеист и не бравирует этим, как Дон-Жуан Мольера или Тирсо де Малины.

    Глава II.III.Тема любви (Мольер, Байрон, Пушкин).

     Как представлена тема любви в произведения Пушкина, Байрона и Мольера? Рассмотрим комедию Мольера в этом отношении.

     Из разговора Сганареля с Гусманом мы узнаём о последних похождениях Дон-Жуана: он недавно обольстил донью Эльвиру, похитил её из монастыря, женился на ней и сейчас безжалостно её бросает. Оказывается такого рода поступки у него стали обычными. Брак для него – пустая фикция, «законное» средство для достижения нечистых целей, ловушка для жертв сладострастия. Дон-Жуан – убеждённый и принципиальный многожёнец, вожделения которого поистине безграничны.

     В этом смысле Дон-Жуан Мольера ничем не отличается от традиционного понимания образа.

     Подавляя других, Дон-Жуан не знает предела своим вожделениям, которые возводятся им в некий священный культ, эстетизируется. В большом монологе он раскрывает своё жизненное кредо: «Меня, например, красота восхищает всюду, где бы я её не встретил… я, будь у меня даже десять тысяч сердец, готов отдать их все». Дон-Жуан уподобляет себя полководцу, стремящемуся к беспредельным завоеваниям. Избыток сил, горделивое сознание своей неотразимости – источник его необычайной жизнерадостности. Страдания своих жертв Дон-Жуан не принимает в расчёт.. В погоне за наслаждениями он так же не желает утруждать себя раздумьями ни о прошедшем, ни о будущем.: «Не будем думать о злоключениях, которые могут нас настигнуть, будем думать лишь о том, что может доставить нам удовольствие».

     Иной характер любви в произведении Байрона «Дон Жуан». Имеется в виду любовь Дон Жуана к Гайде, дочери пирата. Это возвышенное, чистое, глубокое чувство, чуждое всяких мелких, суетных житейских помыслов и расчётов. Она так же прекрасна, и так же далека от недавно пережитой Дон-Жуаном страсти к Джулии, как прекрасен и далёк от душного и тёмного цивилизованного мира сам романтический остров Ламбро, покрытый дикой, девственной растительностью и окружённый бурной и свободной морской стихией.

    Сон милого хранит в тиши ночных часов

    Гайде. Ночь, океан, любовь тройною властью…

    Ей переполнили всю душу до краёв.

    Она и друг её волнорождённый, страстью

    Горя, нашли приют среди нагих песков

    И грубых скал. Кто мог тут помешать их счастью?

    И синезвёздный свод не видел никогда

    Лица счастливее, чем Гайде тогда.

     Песни, посвящённые Гайде, её любви к Дон-Жуану и гибели после разлуки с ним, воспринимаются как светлое видение, как мираж, как рассказ о прекрасном сне, который видит герой, но который не может, естественно, оказать никакого влияния на его судьбу. Это то, что стоит как бы за гранью реальности.

     Сопротивление, которое пытается оказать Дон-Жуан Ламбро, несмотря на трагизм момента почти комически выглядит, как если бы человек стал сопротивляться пробуждению. Его бунт не воспринимается серьёзно ни автором, ни читателем. Строфа, заключающая этот эпизод, окончательно «переводит» его в комическо-пародийный план:

    Мир полон превратностей и страшных перемен,

    Но это – худшее, без всякого сомненья.

    Дарами разными богатый джентельмен,

    Красивый, молодой, ловящий наслажденья, -

    Весь в ранах, связанный, вдруг попадает в плен

    На бриг разбойничий, и в то ж как раз мгновенье,

    Когда он и не ждал! И всё из-за чего?

    Девица, видите ль влюбилась вдруг в него!

     «Проснувшись», или вернее насильственно пробуждённый от своего чудного сна с Гайде, Дон-Жуан снова живёт, чувствует и поступает сообразно с обстоятельствами. Он страдает, грустит и остаётся верен погубленной им Гайде до тех пор, пока на пути не встречается другая, привлёкшая его женщина.

    Воспроизведение традиционного образа Дон-Жуана обычно ассоциируется с множеством его любовных похождений, не являлась основной задачей Пушкина. Его внимание было обращено на характер его последнего чувства к Доне Анне. Чтобы особенно подчеркнуть исключительность  этого чувства, Пушкин вводит контрастный Доне Анне образ Лауры.

    Кржевский считает, что ответившая Дон Гуану Дона Анна обречена на то, чтобы стать в глубине души своей Лаурой, а стихия Дон Гуана и Лауры – это буйство и разгул хищничества и эгоизма.

    …разврата

    Я долго был покорный ученик, -

    Говорит о себе Дон Гуан; Лаура – тоже «покорная ученица разврата», и, кроме того, ещё ученица Дон Гуана.

     Для пушкинского Дон Гуана смысл существования в том, чтобы обольщать и совращать, т.е. в незаконном присвоении и похищении. С полным бескорыстием и огромным для себя риском открывая Доне Анне свою любовь и своё инкогнито, он, помимо всякого расчёта, ведёт себя тем самым как самый искусный обольститель, неотразимо действуя на воображение и женское тщеславие своей возлюбленной. Если бы Дон Гуан сознательно задался целью погубить Дону Анну, то не мог бы изобрести лучшего способа обольщения, чем этот вполне бескорыстно избранный им путь. Так, сам того не подозревая, Дон Гуан встал не только на путь унижения и порабощения чужого достоинства, но и на путь самоуничтожения и самоотрицания.

     По-иному подходит к теме любви в «Каменном госте» Маймин.

    Дон Гуан признаётся Доне Анне:

    Мне кажется, я весь переродился.

     Вас полюбя, люблю я добродетель

    И в первый раз смущённо перед ней

    Дрожащие колена преклоняю.

     Это правда. Однако это правда мгновения. Он сам характеризует свою жизнь как «мгновенную». Но каждое мгновение для него – целая жизнь, всё счастье. Он поэт во всех проявлениях своего характера. И своей страсти. Для него любовь – это увлекающая конца музыкальная, песенная стихия. Он добивается расположения Доны Анны, потом приглашает командора убедиться в своём торжестве, потом раскрывает своё инкогнито для того, чтобы Дона Анна полюбила его, несмотря ни на что, в его особом качестве. Всё это ступени всё большей и большей полноты победы.

     Городецкий утверждает, что подлинная любовь Дон Гуана возвышает и облагораживает его.

     У нас нет никаких оснований утверждать, что любовь Дон Гуана была бы не последней. От любви притворный он с первых же слов  воспламеняется сильным и большим чувством к Доне Анне.

    Мне, мне молиться с вами Дона Анна!

    Я не достоин участи такой.

    Я не дерзну порочными устами

    Мольбу святую вашу повторять –

    Я только издали с благоговеньем

    Смотрю на вас, когда склонившись тихо,

    Вы чёрные власы на мрамор бледный

    Рассыплете – и мнится мне, что тайно

    Гробницу эту ангел посетил,

    В смущённом сердце я не обретаю

    Тогда молений. Я дивлюсь безмолвию

    И думаю – счастлив, чей хладный мрамор

    Согрет её дыханием небесным

    И окроплён любви её слезами.

     Мало того, Дон Гуан с её именем на устах погибает

     Таким образом, у Мольера Дон-Жуан испытывает любовь от новизны, и ему быстро надоедает. У героя Байрона вроде сильные чувства, но он быстро забывает своих возлюбленных из-за своей ветрености. «Каменный гость» самая глубокая и лирическая трагедия на тему любви из взятых нами для анализа произведений. Дон Гуана любовь облагораживает, перерождает.

    Глава III.  Основное отличие характера Дон -Жуана у Байрона.

     В чём яркое отличие характера Дон-Жуана Байрона. И для чего это необходимо автору?

     Дон Жуан Байрона обладает неактивным характером. Он проходит через поэму как страдающая и наслаждающаяся, но весьма маломыслящая личность.

     Байрон говорит, что для нового эпоса, посвящённого описанию современности, нет надежды найти героическую личность. Называя своего героя именем богохульника, развратника и эгоиста Дон Жуана – Байрон уже одним этим не только бросал вызов всему, благопристойному обществу, давая понять, что произведение будет направлено против общепринятых, «обязательных» моральных норм, против всех, освящённых религией , государством понятий, правил, критериев. Вместе с тем поэт заявлял о том, что речь будет идти о человеке, ничего общего не имеющего с романтическим бунтарём ни по своим нравственным качествам, ни по своему  отношению к жизни, обществу.

     Проблема человека и общества, вопросы о степени влияния среды, обстоятельств на человека, о его свободе и обусловленности  поставлены Байроном на образе Дон Жуана.

    Дон-Жуан даже не делал попытки противостоять обстоятельствам, вступить  в единоборство со своей судьбой: он не оказывает ни малейшего сопротивления при разлуке с Джулией, забывает Гайде, покорно идёт навстречу желаниям Екатерины II и достигает тем самым высокого общественного положения, словом Дон-Жуану свойственны все слабости и пороки, которые были привиты ему воспитанием и средой.

    Глава IV. Почему нам симпатичен образ Дон-Жуана.

     У Мольера Дон-Жуан привлекает тем, что он натура активная и действенная. Когда ему грозят «злоключения», он стремится их избежать, проявляя при этом большую энергию и находчивость. Не теряет чувство юмора в опасные минуты жизни. Гуманно относится к нищему. Оказывает помощь своему смертельному врагу. В начале произведения он привлекает нас своей честностью.

     У Байрона Дон-Жуан оказывается истинно-нравственным человеком в моменты решающих жизненных испытаний. Это он перед угрозой голодной смерти, находясь среди озверевших от голода людей отказывается поддержать свою жизнь мясом убитого человека. Это он спасает жизнь маленькой турчанки Лейлы.

     Пушкинский Дон Гуан привлекает как человек, наделённый огромной, человеческой жаждой радостной жизни, способностью беззаветно, непосредственно и искренно увлечься и увлечь, оставаясь всегда любимым и обаятельным.

    Заключение. Выяснение соотношения положительного и отрицательного в герое.

     Если проследить видоизменения образа Дон-Жуана по всем известным нам вариантам, то можно заметить, что в народе образ его неизменно смягчается перед нами всё чаще и чаще действует беззаботный весельчак, красивый, сильный и смелый.

     Возникнув как реакция на религиозный фанатический аскетизм, он привлекал к себе своей подчёркнутой земной сущностью – красотой, полной жизненной силы, нашедшей для себя разрядку в буйном чувствовании, а в процессе распространения его  приобретал тот или иной социальный смысл. В этом отношении многочисленные истолкования образа субъективно верны, так как развивают одну сторону такого характера, возводя её в решающую и основную.

     Заслуга и преимущество А.С. Пушкина в изображении Дон Гуана, в отличие от многовекового толкования, заключается в том, что он подчеркнул народные «элементы» характера героя. Как и в фольклоре образ Дон Гуана у Пушкина наделён самыми симпатичными и привлекательными чертами.

    Литература:

    1. Кржевский Б.А. «Об образе Дон-Жуана у Пушкина, Байрона и Мольера и Тирсо де Малины».

    2. Гликман И.Д. «Мольер критико-биографический очерк», М.-Л., 1996

    3. М. Куприян «Джорж Байрон», М., 1958.

    4. А.А. Елистратова «Байрон», М., 1956.

    5. Б.П. Городецкий «Драматургия Пушкина», М.-Л., 1953.

    6. Маймин Е.А. «Пушкин. Жизнь и творчество», М., 1981.

    7. Леонид Зорин «Народ безмолвствует»//Театр и жизнь, 1991, №4 с. 12-25. 8. 8.Я. Новский «Трагедия Пушкина «Каменный гость»/Сибирские огни, №6, 1989.

    Тезисы.

    Образ Дон Жуана наделён определёнными чертами. С одной стороны, чертами красоты, силы, ловкости и смелости, чертами известного рода честности, жажды свободы, чертами, в общем, положительными; с другой стороны некоторой грубостью, залихватским богохульством, иногда деспотизмом, презрением к людям и т.п., т.е чертами антипатичными народу и по причинам нравственным, и по причинам религиозным. Всё это создавало сложный и противоречивый образ Дон-Жуана, превращая его в загадку.

    Сравнив сходные по сюжету три обработки легенды о Дон-Жуане, мы видим как по-разному можно истолковать этот образ.

     Так, Тирсо де Малина подчеркнул всенародную вредность Дон-Жуана. Мольер – социальный паразитизм донжуанствующих французских дворян.

     В отличие от традиционных представлений о Дон-Жуане герой Пушкина не просто дерзкий гуляка и волокита, не просто страстный любовник и прожигатель жизни, но прежде всего «высокочеловечный характер» - по выражению Маймина Е.А. У Пушкина Дон Гуан, мы можем сказать, изображён на «самом высоком уровне». Иначе говоря, у пушкинского Дон Гуана нет ни одной чёрточки, которая показала бы его циничным и развратным. Дон Гуан и не богохульник, он просто убеждённый атеист и не бравирует этим, как Дон-Жуан Мольера или Тирсо де Малины.

     У Мольера Дон-Жуан испытывает любовь от новизны, и ему быстро надоедает. У героя Байрона вроде сильные чувства, но он быстро забывает своих возлюбленных из-за своей ветрености. «Каменный гость» самая глубокая и лирическая трагедия на тему любви из взятых нами для анализа произведений. Дон Гуана любовь облагораживает, перерождает.

    Если проследить видоизменения образа Дон-Жуана по всем известным нам вариантам, то можно заметить, что в народе образ его неизменно смягчается перед нами всё чаще и чаще действует беззаботный весельчак, красивый, сильный и смелый.

     Возникнув как реакция на религиозный фанатический аскетизм, он привлекал к себе своей подчёркнутой земной сущностью – красотой, полной жизненной силы, нашедшей для себя разрядку в буйном чувствовании, а в процессе распространения его  приобретал тот или иной социальный смысл. В этом отношении многочисленные истолкования образа субъективно верны, так как развивают одну сторону такого характера, возводя её в решающую и основную.

     Заслуга и преимущество А.С. Пушкина в изображении Дон Гуана, в отличие от многовекового толкования, заключается в том, что он подчеркнул народные «элементы» характера героя. Как и в фольклоре образ Дон Гуана у Пушкина наделён самыми симпатичными и привлекательными чертами.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока "Сравнительная характеристика растровой и векторной графики"

    Разработка вводного урока по компьютерной графике для учащихся 8 класса...

    Старые правила и новый порядок аттестации педагогов: сравнительные характеристики

    Сравнение старых и новых правил аттестации учителей. Подготовлено центром развития методических и управленческих кадров Иркутского ИПКРО....

    Образ Дон Жуана в мировой литературе и музыке.

    " Образ  Дон  Жуана  в  мировой  литературе и  музыке" - интегрированный    урок  по  литературе  и  музыкальной  литературе....

    «Образ Дон Жуана в творчестве Мольера, Байрона , Пушкина , Моцарта»

    Презентация «Образ Дон Жуана в творчестве Мольера, Байрона , Пушкина , Моцарта» к уроку "Образ  Дон  Жуана  в  мировой  литературе и  музыке". Мировая  литература...

    Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.

    Технологическая карта урока А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....

    Презентация Открытый урок А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны.

    Презентация А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Главные героини сказки. Сравнительная характеристика образов царицы и царевны....

    Образы героев как одно из средств выражения идеи автора. Три девочки (сравнительная характеристика). По пьесе – сказке С. Я. Маршака « Двенадцать месяцев».

    Сопоставить поведение и поступки Королевы, мачехиной Дочки и Падчерицы с целью выявления их характеров, стремлений....