Чудики В.Шукшина
методическая разработка по литературе (9 класс) по теме

Открытый урок по литературе в 9 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudiki_shukshina.docx25.81 КБ

Предварительный просмотр:

 Открытый урок  по литературе в 9 классе.

          Тема « Светлые души» чудиков  В.М.Шукшина».

            учитель русского языка и литературы

            Аверкина Н.А.

           МОУ-СОШ с.Липовка

                                                       

                                                                                                               

                                                                                                           

                                                                                                 

  Эпиграф:

                                                                                                           « Человек умнее и добрее ,чем  больше

                                                                                         он замечает добра  в людях».

                                                                                                                           (Б.Паскаль)


Цели урока:

1.познакомить учащихся с личностью и творчеством В.Шукшина,

2. привить интерес к его рассказам,

3.выяснить основные проблемы рассказа «Чудик»,

4.развивать навыки идейно-художественного анализа литературного произведения,

5.воспитание у учащихся внимательного отношения к окружающим

                                                                Ход урока:

1)Орг.момент.

2)Осн. часть урока:

             а)Вступительное слово учителя:

Здравствуйте, ребята, рада вас видеть сегодня  на уроке литературы. Сегодня немного необычный урок: присутствуют гости. Посмотрите, готовы ли вы к уроку? всё ли у вас есть необходимое для урока на столах?

Вашему прослушиванию хочу предложить песню. Ваша задача- послушав, ответить на вопрос: каким образом эта песня связана с нашим сегодняшним уроком?

             б)прослушивание песни в исполнении М.Евдокимова

             в)ответ на вопрос.(речь пойдёт о В.Шукшине, Родиной которого является Алтай).

             г)рассказ учителя о жизни и творчестве  В.Шукшина.

-Ребята, на доске вы видите кластер, который необходимо заполнить  после того, как я расскажу о В.Шукшине.

                                     

        писатель                  В.М.Шукшин

                                                                                              Хороший человек

                                               

                                                                         

                     Актёр       режиссёр                  семьянин      

                                                                                                    Рабочий

                                                                                                    (слесарь,строитель)

                                                         сценарист

                                                                                                       

                                                                                             

            Родился Василий Шукшин 25 июля 1929 г в Сибири, в с.Сростки Бийского района Алтайского края. Василию не исполнилось 4 лет, когда его отца ,крестьянского парня, арестовали и уничтожили как кулака. Семья(была ещё сестра Наташа)потеряла кормильца, и уже в 6 лет мальчику пришлось работать в колхозе. Из рассказа матери, Марии Сергеевны: «Корчевал Вася со мной пни…уставали очень, а он, ребёнок ведь совсем был. Несёт лопатку, топор, лом, верёвку-всё тяжёлое,- так вдвоём и шли. Отец у меня был  плотник. Я ему говорю:» Тятя ,дай Васе топорик маленький».Подыскал он мальчонке топорик поменьше, а тот был рад, подрубает корешочки - тут ведь лес-то был непроходимый. А он маленько передохнёт и снова.Гляжу6рубашонка-то на нём вся уже мокрая от пота…а после я спрошу «Устал ,сынок?». «Нет, нет, мама, жарко просто, нисколь не устал»,-отвечал мне.

            В 11 лет  первый раз попал в город, где на базаре Бийска  окончательно решил стать жуликом. Полуголодный мальчишка мечтал о том, как будет воровать арбузы.

             Во время войны семья бедствовала особенно. В 1942 г. от рук злых людей  погибла корова Райка-горе для крестьянской семьи огромное. Нужда заставила идти подростка в город. Сперва  пытался учиться на бухгалтера, потом в автомобильном техникуме, но способностей ни к тому, ни к другому не было. Вернулся в деревню, втайне пишет стихи, к концу войны –небольшие  юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимают.

                    В 1946 г начинается самостоятельная жизнь, переезжает из города в город: работает на стройке в Калуге, на тракторном заводе во Владимире, на стройках Подмосковья. Тогда рабочие требовались повсюду.

                    В 1949 Г  его призвали на военную службу, но из-за язвы желудка досрочно демобилизовали. Вернулся в родную деревню, работал учителем русского языка и литературы, затем едет в Москву учиться дальше. Хотел поступить в литературный  институт, но приём закончен ,да и опубликованных произведений у деревенского парня не было  .Он подаёт документы  в институт кинематографии, где учится в классе известного кинорежиссёра Михаила Ромма.

                 В 1958 г.  в печати появился первый его рассказ «Двое на телеге».Студентом получил  первую большую роль в кино –солдата Фёдора в  фильме Марлена Хуцева  «Два Фёдора».

             Трудности продолжаются 6 5 лет жил в Москве полулегально, не имея своего жилья, затем уже известным актёром и писателем, имея жену и двоих детей, ютится в маленькой квартирке на окраине Москвы, но самое главное-рождение писателя произошло. Приходилось часто жить в напряжении «стиснув зубы», но за себя постоять умел.

                          Первая режиссёрская работа в кинофильм «Живёт такой парень» , последняя- «Калина красная».

                       Василий Шукшин –явление  уникальное, актёр, снявшийся в 24 картинах, знаменитый режиссёр, сценарист, писатель…Жизнь его не была ни простой, ни долгой, умер Шукшин 2 октября 1974 г от сердечного приступа на съёмках очередного фильма «Они сражались за Родину».  

                     Главная  тема его творчества - судьба простого русского деревенского жителя. В небольших  рассказах он изображает простых людей из деревни, с их неустроенным бытом заботами и тревогами, немного чудаковатых.

                              д) викторина  по  рассказу  «Чудик»

У: Дома вы  прочитали рассказ  «Чудик» .Этот рассказ стал «визитной карточкой «Шукшина .Он производит самые разные впечатления. Правда?

А внимательно ли вы читали рассказ? Вдруг упустили что-то важное? Посмотрим.

1 . Куда решил съездить  Чудик в отпуске?

2. Что купил Чудик племяшам в подарок?

3. Сколько денег получил Чудик в сберкассе первый раз?

4. Где приземлился самолёт ,на котором летел  Чудик?

5. Как он подписал телеграмму?

У:Молодцы,ребята,вы были, действительно ,внимательны! Теперь более подробно поговорим  о герое этого рассказа .

Как вы понимаете слово чудик? Какие ассоциации возникают у вас?

Какое первое впечатление производит чудик?

Итак, кто он ,чудик?

Почему о чудике мало сведений? Что для Шукшина важно?

Каким характером наделил автор своего героя ?Называйте качество и подтверждаете текстом.(ответы учащихся).

А теперь запишем в тетради:

  1. Характер Чудика :добрый, великодушный ,честный…
  2. Отношение к людям: доброе ,уважительное…
  3. Отношение к себе: не эгоист, самокритичен..
  4. Отношение окружающих к чудику: непонимание.

Ребята, реального человека  описал в своём рассказе Шукшин? Встречались вам такие люди? Как вы  к ним относились?

                                      е) дискуссия

Поработаем рядами ,организуем дискуссию.

Первый ряд докажет, что такие люди, как Чудики, нужны.

Второй- что такие люди вредят.

Третий ряд объяснит, как сам Шукшин относится к своему герою.

(5 минут на обдумывание ответа).

3)Заключительная часть урока:

А)итоги.

Где находил писатель своих героев?

Что интересовало  его больше всего в человеке?

Как выглядят герои его произведений?

Какое же отношение имеет эпиграф к шукшинским героям?

«Есть люди,- говорил Шукшин,- в городе или селе ,которые окружающим кажутся странными. Их зовут чудаками .А они не странные и не чудаки. От обычных людей их отличает разве только  то ,что они талантливы и красивы. Красивы они тем, что их судьбы слиты с народной судьбой, отдельно они не живут. Они украшают жизнь ,ибо с их появлением ,где бы ни были ,изгоняется скука».

Б)оценки за урок

В)Дом.зад. прочитать «Я убит подо Ржевом».

 

   

             

                                                   

                                                 

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Особенности героев В.М. Шукшина в рассказах "Чудики", "Срезал".

Урок по теме: "Особенности героев В.М. Шукшина".Цель: показать своеобразие творчества писателя;  познакомить учащихся с многогранной личностью В. Шукшина,закрепить умение давать сравнит...

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"

Презентация к уроку литературы на тему "Духовно-нравственные ценности в рассказе В. М. Шукшина "Чудик"...

Шукшин В.М. Рассказы "Критики" и "Чудик". Особенности героев Шукшина.

Рабочие материалы к уроку литературы в 6 классе в форме презентации. Тест к рассказу "Срезал"....

Творчество В. М. Шукшина. Образы "чудиков" в рассказах писателя.

Урок-знакомство с творчеством В. М. Шукшина....

В.М.Шукшин. Рассказы "Чудик", "Срезал"

...Рассказы Шукшина, добрые, неприхотливые, но преисполненные житейской мудрости, стали бессмертными произведениями, излучающими свет добра и правды.    Герои Шукшина-это люди, постоянн...