рабочая программа по литературе, 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

Клименко Любовь Васильевна

Рабочая программа по учебнику  Курдюмовой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tpl-5.docx60.89 КБ

Предварительный просмотр:

к                                                  

                                     Муниципальное общеобразовательное учреждение

                                         Крыловская основная общеобразовательная школа

 

 Согласовано с педсоветом                                                                     «Утверждаю»

   Протокол №1 от 30.08.11г.                                                  Директор школы:              /Бережная О.В./

                                                                                                                    Приказ №75 от 31.08.11г

                                                           Рабочая программа 

                                                          по литературе  в  5  классе  

                                                                 

                                                                                     Составитель рабочей программы: Клименко Л.В. –

                                                                                                          учитель русского языка и литературы

                                                                                                                    1 квалификационной категории                            

                                                                   2011-2012 учебный год                                                    

                                                                 

                                                                            Пояснительная записка

Статус документа

         Настоящая программа по литературе  для V класса составлена  на основе «Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования», в соответствии  с Программой по литературе для общеобразовательных учреждений  под редакцией Т.Ф.Курдюмовой (Москва «Дрофа», 2009г.)  и методическими указаниями авторов учебника.

       Назначение программы      

  Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий в себя следующие разделы: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

             Цель программы, задачи :    

  1. способствовать духовному становлению личности, формирование ее нравственных позиций, эстетического вкуса, совершенному овладению речью.

Осваивая программу, ученик накапливает читательский багаж, формирует представление о литературе как искусстве, познает специфические внутренние законы, знакомится с литературным процессом, учится понимать его связь с процессом историческим, использует различные формы общения с искусством слова для совершенствования собственной устной и письменной речи.

     Программа фиксирует не только границы, но и пропорции этапов. Наиболее полно в ней представлены этапы, которые живы и сегодня в читательской практике. Последовательность расположения материала помогает увидеть связь времен и связь литератур разных народов.

              Принципы построения  

      Данная программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

              Специфика курса

   В 5 классе литература рассматривается как литературный процесс от древности до наших  дней. Ведущими аспектами на этом этапе является первое знакомство со структурой курса литературы. В центре анализа конкретного произведения- сюжет. Знакомство с опорными теоретическими понятиями: искусство, искусство слова, композиция, сюжет, тропы и фигуры, элементарные вопросы стихосложения.

             Технологии, методы

        Различные средства обучения, разрабатываемые как компоненты комплекса, основой которого является учебник, методически согласуется с ним. Все это помогает в организации самостоятельной работы, облегчает реализацию внутрипредметных связей.

              Система оценивания

          В конце изучения каждой темы предусматриваются зачетные уроки, тестирование, творческие и самостоятельные работы.

               Литература для учащихся:    

 Базовый учебник Т.Ф.Курдюмова. Литература 7 класс.

             Литература для учителя:        

      О.А. Финтисова . Поурочные планы по учебнику Т.Ф.Курдюмовой. 7 класс.

                              Т.Ф.Курдюмова. Методические рекомендации. Литература 7 класс.

                             

                  Наглядность, ТСО

На уроках применяются учебно-наглядные пособия (портреты писателей и поэтов, иллюстрации, раздаточный_ изобразительный материал, тесты, тексты произведений, презентации, )

                

                                         Формирование общеучебных умений (компетенций)

         Учебный предмет «Литература»  в современной школе имеет познавательно-практическую направленность.

     Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции   учащихся.

     Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:

   - сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации;

   - эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств.

Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо;

   - развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения;

   - использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

   - информационная переработка текста;

   - культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии.

       Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме);

   - культура разговорной речи.

     Развивать навыки комментированного чтения.

     Развитие и формирование творческих умений (выразительное чтение, инсценирование, написание творческих работ).

     Знание авторов русской и зарубежной литературы.

     Умение находить нужную информацию по заданной теме; умение работать самостоятельно и в коллективе.

     Умение находить основные художественно выразительные средства в предложенном тексте.

                               Требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса

Ученик должен знать:

         авторов и содержание изученных художественных произведений;

         основные теоретические понятия,  первую очередь связанные с сюжетом ( композиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог,

             пролог.

          Ученик должен уметь:

                воспроизводить сюжет изученного произведения  и объяснять внутренние связи его элементов;

       пользоваться важнейшими формами пересказа ( краткий, близкий к тексту) изученных текстов

                 и самостоятельно прочитанных произведений;

                 использовать формы диалога как при чтении ( исполнении) художественных текстов, так и в процессе обсуждения

             прочитанного. При этом важно владение стилистически грамотным и точным ответом на вопросы и умение самостоятельно

            формулировать их;

                  отличать стих от прозы, используя сведения о стихосложении ( ритм, рифма, строфа, ямб, хорей и др.)

                  использовать сведения по теории литературы при обсуждении художественного произведения;

                  работать с доступным справочным материалом;

                 видеть связь между различными видами искусства и использовать их сопоставление ( например,

                                                                         при обращении к иллюстрации, созданной к произведению)

На изучение литературы в 5 классе отводится 70 часов , 2 часа в неделю


                       Тематическое планирование уроков литературы в 5 классе


                                             

                                                        Автор учебника: Курдюмова Т.Ф.

№ п\п

   Дата проведения

   

     Тема урока

Нравственный потенциал литературного материала

Теоретические понятия, изучаемые на уроке

Цели и задачи             урока

Виды деятель-ности по развитию аналитических, интерпритаторских и творческих умений

По плану

Фактич.

                                           Происхождение и развитие литературы

1

02.09

Литература как искусство слова.

Роль искусства слова  в жизни человека

Троп, эпитет, сравнение, метафора

Формирование представления пятиклассников о художественной литературе как искусстве слова, об огромной роли литературы и духовной жизни человека

Вопросы и задания  на  стр. 5 (1-5)

2

05.09

Р/р.  Творческая работа «Создай собственную памятку»

Внимательность и ответствен-ность   при выполнении работы

Что такое памятка? Литература как искусство слова. Тропы и фигуры в художественном  слове

Научить учащихся ответственно и внимательно относиться к выполнению творческого задания

Самостоятельная творческая работа

                                                                         Мифы народов мира

3

09.09

Календарные мифы. «Масленица».

Уважение традиций народов мира 

Мифы и мифология

Что означает понятие священный ? Праздник , обычаи.

Познакомить учащихся с понятиями «календарные мифы»

И «календарные праздники»

Работа по вариантам ( 1-7й вопросы на с.11-12)

4

12.09

Славянские мифы. Мифы о сотворении мира.

5

16.09

Древнегреческие мифы.. Миф «Золотые яблоки Гесперид».

Мифы как форма познания и эстетического освоения  окружающего мира

Знакомство с мифами о Геракле

Праздники и обычаи, связанные с мифологическими представлениями о мире

Вызвать у  учащихся интерес к познанию мира

Прочитать мифы об Атланте. Предложить собственную интерпре-тацию  мифа

                                               Устное народное творчество. Фольклор

6

19.09

Былины как жанр фольклора.

ДРК Донская былина

Национальное восприятие мира, эстетическое совершенство произведений русского фольклора

Фольклор. Жанры фольклора.  Гипербола. Былина. Старина

 «О Добрыне Никитиче (Дончаке)

 «Об Илье Муромце»

  «Об Алеше Поповиче».

7

23.09

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

Национальное восприятие мира, эстетическое совершенство произведений русского фольклора

Фольклор. Жанры фольклора. Детский фольклор. Гипербола. Былина. Старина

Познакомить учащихся с разными жанрами фольклора.

Выразительное чтение и художественный пересказ

8

26.09

Р.Р.Сочинение по картине Васнецова «Богатыри».

                                             Русские  народные  сказки

9

30.09

Виды сказок. «Царевна лягушка»

Нравственная взыскательность  и эстетическое  совершенство  народных  сказок Сказки как вид народной прозы.

Художест

венные особенности  волшебной  сказки :  волшебный  сюжет, волшебный герой, яркость языка. Элементы сюжета

Показать   учащимся художественные особенности волшебной  сказки

Выразительное   чтение. Техника  чтения. Пересказ,  близкий к тексту. Краткий  пересказ

10

03.10

Художественный мир сказки «Царевна лягушка».

Народные идеалы в сюжете и образах  сказки. Способности героя сказки  преодолевать препятствия. Народная мораль в сказке.

Сказка. Виды  сказок. Что такое эпизод в художественном произведении

Показать учащимся художественные особенности  волшебной сказки

Работа с эпизодом сказки. Отметить понравившийся  эпизод сказки, пересказать. Ответить на вопрос:  Какую  роль играет данный эпизод  в целом  художественном  произве-дении?

11

07.10

Поэтика волшебной сказки.

Главные достоинства  героев сказок: смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретатель-ность Сказочные формулы. Фантастика

Сюжет сказки и реальная жизнь. Путешест-вие как жанр

Акцентировать внимание учащихся на главном достоинствах  героев сказок: смелости, трудолюбии, честности, доброте, находчивости, изобретательности.

Художествен-ный пересказ  сказки. Выразительное чтение  отдель-ных  эпизодов  сказки. Анализ  эпизодов. Доказать, что данная сказка является  волшебной

                       Сказки народов мира    

12

10.10

 Арабские сказки.

Главные достоинства  героев сказок: смелость, трудолюбие, честность, доброта, находчивость, изобретатель-ность

Сюжет сказки и реальная жизнь. Путешест-вие как жанр

Акцентировать внимание учащихся на главном достоинствах  героев сказок: смелости, трудолюбии, честности, доброте, находчивости, изобретательности.

Художествен-ный пересказ  сказки. Выразительное чтение  отдель-ных  эпизодов  сказки. Анализ  эпизодов. Доказать, что данная сказка является  волшебной

13

14.10

Пишем сказку

Научить учащихся самостоятельно мыслить, высказывать собственное мнение; формировать личностную позицию  на прочитанное произведение

                                                                                                   

                                          Малые жанры фольклора 

 

14

17.10

Пословицы и поговорки.

Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Определение малых видов фольклора.

Афоризм. Анекдот. Загадка. Отгадка. Песня. Частушка. Рифма.

Научить учащихся ориентироваться в разнообразии малых жанров фольклора;

Давать четкое определение каждого жанра.

Работа с толковым словарем. Определение понятий. Творческая презентация одного вида малого жанра фольклора(по вариантам)

15

21.10

Загадки. Анекдоты

Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Определение малых видов фольклора.

Афоризм. Анекдот. Загадка. Отгадка. Песня. Частушка. Рифма.

Научить учащихся ориентироваться в разнообразии малых жанров фольклора;

Давать четкое определение каждого жанра.

Работа с толковым словарем. Определение понятий. Творческая презентация одного вида малого жанра фольклора(по вариантам)

16

24.10

Песни. Частушки

Активная роль малых жанров фольклора в современной устной и письменной речи.

Лаконизм и эмоциональная выразительность малых жанров фольклора. Определение малых видов фольклора.

Афоризм. Анекдот. Загадка. Отгадка. Песня. Частушка. Рифма.

Научить учащихся ориентироваться в разнообразии малых жанров фольклора;

Давать четкое определение каждого жанра.

Работа с толковым словарем. Определение понятий. Творческая презентация одного вида малого жанра фольклора(по вариантам)

17

28.10

Малые жанры донского фольклора. Пословицы. Поговорки .  Байки жителей Дона

Фольклор. Жанры фольклора

Сказки казаков-некрасовцев

Сказки народов, проживающих на Дону

«Дон волною серебрится». «пословицы и поговорки жителей Дона»

Хрестоматия

«Край родной»

Для 5-6 классов

Работа с толковым словарем. Определение понятий. Творческая презентация одного вида малого жанра фольклора(по вариантам)

                                               Русский народный театр  

18

31.10

Народна драма. «Озорник петрушка»

Популярность и

Любовь  к                          Петрушке  -                                                                                    

герою кукольных пьес                        

Театр, сцена, пьеса .

Особеннос-ти построения и оформле-ния драматического произведе-ния: акт, действие, явление, декорация.Диалог, реплика, ремарка

Показать учащимся роль народного театра в истории  русской культуры;

Помочь увидеть тесную связь народного театра  с другими формами фольклора.

Работа с толковым словарем. Определение понятий.

Ролевое чтение

                       Русская классическая литература 19 века             

19

11.11

И.А.Крылов - великий баснописец. Понятие о басне как жанре

Воинствующее невежество в баснях. Обличение  невеж и невежд. Злободневность морали

Аллегория, олицетворение, мораль басни

Научить пониманию аллегорического смысла басни, определению морали басни.

Самостоятель-ное написание басни

20

14.11

Анализ басен учебника.

Роль самокритики в жизни человека

Афоризм, сюжет и мораль басни

Научить ориентироваться в композиционных частях басни, находить мораль басни.

Инсценирова-ние басни

21

 18..11                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    

Конкурс на лучшее исполнение басни.

Пробудить интерес учащихся  к сценической деятельности через художественное произведение

22

21.11

В.А.Жуковский: детство и начало творчества. Жуковский сказочник. «Спящая царевна»

Сказка в стихах

Сравнение

Сюжет

Учить сопоставлению двух и более произведений

Работа  по вариантам:

1 в.- завершить пересказ сказки «Спящая царевна»

1 в.- описать внешность спящей царевны, ее портрет

3 в.- решите, почему царь не мог спасти свою дочь от гибели

23

25.11

ДРК .Донские страницы в творчестве русских поэтов-классиков.

Жуковский, Рылеев, Никитин, Кольцов, Пушкин, Лермонтов, Огарев,  Майков

Чтение 1-2 стихотворений по выбору

24

28.11

А.С.ПУШКИН. Страницы биографии.

Друзья и помощники, соперники и враги. Поединок добра и зла в поэме.

Поэма, пролог

Познакомить учащихся с историей создания литературной сказки;

Научить видеть роль ритма в организации стихотворного текста

Выразительное чтение.

Ответить на вопросы ,

стр. 139

«Руслан и Людмила». История создания поэмы. (Пролог).

Злодейства Черномора. Борьба Руслана  за спасение Людмилы.

Поединок

Сюжет поэмы

Видеть роль ритма  в организации стихотворного текста

Выразительное чтение песни второй.

Ответы на вопросы стр.153

25

02.12

«Руслан и Людмила»

Друзья и помощники, соперники и враги. Поединок добра и зла в поэме.

Поэма, пролог

Познакомить учащихся с историей создания литературной сказки;

Научить видеть роль ритма в организации стихотворного текста

Выразительное чтение.

Ответить на вопросы ,

стр. 139

26

05.12

Мои любимые сказки Пушкина

        Победа добра   добра над злом                                                                                                                                                            

Финал поэмы. Стопа. Двуслож-ный размер-ямб

Раскрыть смысл понятия - поединок добра и зла

Выразительное

Чтение песни третьей.

Ответы на вопросы, стр.165-166

27

09.12

Стихи и проза. Анализ стихотворений Пушкина

Любовь к Родине.

Рифма, стихосложение, стихотвор-ный размер.

Анализ лирического стихотворения

Научить эмоциональному, образному восприятию окружающей действительности;

Прививать интерес, любовь к родной природе

Анализ одного стихотвоерния

28

12.12

Чтение стихотворений Пушкина наизусть

Рифма, стихосложение, стихотвор-ный размер.

Анализ лирического стихотворения

Научить эмоциональному, образному восприятию окружающей действительности;

Прививать интерес, любовь к родной природе

Чтение наизусть понравившегося стих.

29

16.12

Внеклассное чтение.   А. Погорельский «Черная курица, или Подземные жители»

Скромность, роль труда в жизни человека,                                                                                                                                                         человеческая мудрость

Волшебная сказка. Законы волшебной сказки. Отзыв о прочитан-ном произведе-нии.

Расширить читательс-кий кругозор учащихся;

вызвать интерес к прочитанному

Пересказ, ответы на вопросы. Анализ.

                                                                Героическое прошлое России

30

19.12

Анализ стихотворений Лермонтова  ( техника чтения)

Детские впечатления, отношение к окружающему

Рифма

Учить составлять устный отзыв по прочитанному

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы  стр.

31

23.12

Чтение стихотворений Лермонтова наизусть

Детские впечатления, отношение к окружающему

Рифма

Учить составлять устный отзыв по прочитанному

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы  стр.

32

26.12

Н.В.ГОГОЛЬ. Слово о писателе. Сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Забавные истории, близкие к народным сказкам, поверьям, быличкам

Язык повестей.

Добрый юмор

Расширить читательский кругозор учащихся; развивать познавательный интерес учащихся к классической художественной  литературе

Работа в группах

33

13.01

«Пропавшая грамота».

Забавные истории, памятные события, их роль в жизни человека

Поверье, быличка.

Гипербола.

Добрый юмор

Познакомить учащихся с забавными историями, рассказанными великим писателем

Разные виды пересказа произведения.

Ответы на вопросы, с.192-193

34

16.01

 «Майская ночь, или Утопленница

Противоборство добра и зла в повести.

Язык повести

Учить анализу персонажей повести

Подробный пересказ повести

35

20.01

Слово о писателе. «Муму».

Непримиримое отношение писателя к деспотизму

Роль пейзажа в сюжетете рассказа

Показать учащимся непримиримое отношение писателя к деспотизму;

Учить детей сочувствовать, сопереживать, отзывчивому отношению к ближнему

Записать в тетради определения понятий: дворовые люди-дворня, челядь,люди, прислуга

36

23.01

История отношений Герасима и Татьяны

Герасим и Муму

Сила человеческой доброты

Портретная характерис-тика героя

Углубить понятия учащихся о нравственности;

Развивать интерес детей к судьбе человека;

Прививать чувства ответственности за ближнего

Описание героя

Работа с текстом художествен-ного произведения

37

27.01

«Многочисленная дворня». Осада каморки Герасима. Возвращение Герасима в деревню

Духовные и нравственные качества Герасима – сила, достоинство, сострадание, великодушие, трудолюбие

Человеческая гордость, незави-симость.

Несокрушимая отвага, отчаянная и радостная решимость человека

Внешний облик героя.

Богатырь-немой

Внешний облик героя.

Богатырь-немой

Акцентировать внимание учащихся на исключительности чувств героя рассказа:

Человеческой гордости, независимости, несокрушимой отваге, отчаянной и радостной решимости

Работа с эпизодом художествен-ного произведения

38

30.01

Р/Р Сочинение на литературную тему.

Как писать сочинение

Внимательность и ответственность при выполнении работы

Структура сочинения.

Эпиграф.

Цитаты.

Убедить учащихся в необходимости творческого труда;

Развивать потребность в формировании творческого труда

Составление простого и сложного планов. Подбор эпиграфов

39

03.02

Стихотворные размеры. Анализ  одного  стихотворений поэтов 19 века

Любовь к Родине, формирование

Патриотических чувств

Двусложные размеры стиха - ямб и хорей

Расширить знания учащихся о великих русских поэтах 19 века;

Обучить выразительному чтению лирического произведения;

Формировать патриотические чувства

Выразительное  чтение, беседа по вопросам, с.224-244

40

06.02

Чтение стихотворений наизусть

Чувства патриотического отношения к природе, Родине,

Человеку

Анализ лиричес-

кого произведе-ния

Формировать чувства патриотического отношения учащихся к природе, Родине

Выразительное чтение наизусть,

анализ стихотворения

41

10.02

М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Поэтическое изображение народного подвига.

Патриотическая тема в произведении. Оценка автором героев и событий

Строфа. Монолог и диалог в стихотворном произведении

Формировать у учащихся чувства глубокого патриотизма, любви к Родине, уважение к историческому прошлому Родины чувства памяти

Выразительное чтение стихотворения.

Анализ «Вслед за автором»

42

13.02

Художественные особенности. Чтение наизусть.

Гордость за победу над врагом. Любовь к Родине и готовность к защите ее рубежей

Портретная

Характеристика. Монолог.

Диалог

Увлечь учащихся поэтическим творчеством М.Ю.Лермонтова;

Закреплять умения соблюдать ритм стиха, строковые паузы в чтении

Воспитание патриотизма, гордости за победу в Оте

чественной войне 1812 года

Выразительное чтение наизусть.

Ответы на вопросы с.249

43

17.02

Л.Н.ТОЛСТОЙ. «Петя Ростов».

Истоки подвига, героическая гибель как кульминация подвига

Роман-эпопея.

Эпизод (фрагмент)

Заинтересовать учащихся личностью Л.Н.Толстого;

Увлечь их прозаическим творчеством; обучать

Выразительному чтению,

умению давать характеристики героям; развивать понимание взаимосвязи событий и героев.

Пересказ эпизода.Работа по вариантам: вопросы на с. 270

44

20.02

Л.Н.ТОЛСТОЙ. «Петя Ростов».

Глубокое сострадание .

Симпатии героическим поступкам. Чувство гордости

Роль эпизода  в художест-венном произведе-нии.

Эпизод  как

Элемент развития сюжета

Учить выделять в худо                                                                                            жественном произведении значимые для сюжета  

Эпизоды   акцентировать   внимание  на действиях,  важных для характеристики    героя.                                                                                                                                                              

Анализ  эпизода: попробуйте доказать, что в  предложенном  отрывке  изображены  действия партизан

45

24.02

Михаил Афанасьевич  Булгаков. « Петя  Ростов» (Фрагмент  из   инсценировки  романа Л.Н.Толстого «Война и мир»)

Героическое  начало в человеке. Истоки  патриотизма

Прием  сопоставления прозаичес-кого  произведе-ния  и  его  инсценировки. Роды  литературы. Эпос.  Драма. Инсценировка

Учить  учащихся  обобщать  материал; обучать умению характеризовать  героев  с  учетом  проблемных  вопросов, умению  сопоставлять разные  жанры  художественных произведений.

   

Анализ  вопросов  и  заданий на с.273

                                                                                                                                                 

                    Литература  ХХ века

46

27.02

«Связь веков» в поэзии XX века.

Связь веков. Культурные традиции в  литературе ХХ века. Тема памяти

Тема  лирики

Расширить  читательский  кругозор  учащихся ;  развивать вкус к лучшим    поэтическим  произведениям  поэтов-классиков.

Концерт с чтением  стихотворений, изученных  в  начальной  школе

47

02.03

К.Г.ПАУСТОВСКИЙ. «Теплый хлеб».

Лучшие  устремления  человека, потребность в доброте, красоте, счастье, любви, труде

Пути рождения  сказки. Эпитет  простые  определе-ния

Обратить внимание учащихся на  лучшие  устремления  человека;  научить  пониманию того, что счастье человека в труде, взаимной выручке, доброте.

Выполнить задание 2 на с.21. (Учебник-хрестоматия,II часть)

48

05.03

Х.К.Андерсен. «Снежная королева»

Роль дружбы, верности в сказке.

Неравная борьба и победа

Композиция и сюжет большого произведе-ния

Познакомить учащихся со  сказкой Андерсена; Формировать потребность  делать добро  людям.

Сочинение- описание. «Какою предстала передо мною Герда в сказке?» «Каким предстал передо  мною Кай в сказке?»

49

09.03

Реальное и фантастическое в сказке. Близость произведения к народной сказке

Роль дружбы, верности в сказке.

Неравная борьба и победа

Композиция и сюжет большого произведе-ния

Познакомить учащихся со  сказкой Андерсена; Формировать потребность  делать добро  людям.

Сочинение- описание. «Какою предстала передо мною Герда в сказке?» «Каким предстал передо  мною Кай в сказке?»

50

12.03

Сказки донских писателей

20 века.

П. Лебеденко «Сказки Тихого Дона»

51

16.03

А.П.ПЛАТОНОВ. «Волшебное кольцо». Сюжет и герои сказки.

Роль  сказок  в  решении многих нравственных проблем: дружба, верность , любовь, взаимовыручка, ответственность. Любознательность  героини  и ее  способность  к  необычным  решениям и  поступкам. Ожесточенность  битвы   добра и зла. Утверждение  автором  нравственных принципов

Фольклор-ная и литератур-ная  сказка. Лаконизм  как  одно  из свойств художест-венного   текста.

Парадокс. Новый  жанр в литератур-ных   мирах- фэнтези

Прививать  интерес к  чтению  разных  сказок;  обучать  умению сопоставлять  прочитанное, анализировать, извлекать пользу  из  прочитанного.

Работа в группах. Сообщения   учащихся   об авторах, презентация  сказки, краткое  содержание, основной конфликт , главные  герои, их  судьба

52

19.03

Р.Р.Д.Родари. «Сказки по телефону». Художественное рассказы вание.

Роль  сказок  в  решении многих нравственных проблем: дружба, верность , любовь, взаимовыручка, ответственность. Любознательность  героини  и ее  способность  к  необычным  решениям и  поступкам. Ожесточенность  битвы   добра и зла. Утверждение  автором  нравственных принципов

Фольклор-ная и литератур-ная  сказка. Лаконизм  как  одно  из свойств художест-венного   текста.

Парадокс. Новый  жанр в литератур-ных   мирах- фэнтези

Прививать  интерес к  чтению  разных  сказок;  обучать  умению сопоставлять  прочитанное, анализировать, извлекать пользу  из  прочитанного.

Работа в группах. Сообщения   учащихся   об авторах, презентация  сказки, краткое  содержание, основной конфликт , главные  герои, их  судьба

53

23.03

 Л.Кэрролл «Алиса в стране чудес» в переводе В.В.Набокова.

Роль  сказок  в  решении многих нравственных проблем: дружба, верность , любовь, взаимовыручка, ответственность. Любознательность  героини  и ее  способность  к  необычным  решениям и  поступкам. Ожесточенность  битвы   добра и зла. Утверждение  автором  нравственных принципов

Фольклор-ная и литератур-ная  сказка. Лаконизм  как  одно  из свойств художест-венного   текста.

Парадокс. Новый  жанр в литератур-ных   мирах- фэнтези

Прививать  интерес к  чтению  разных  сказок;  обучать  умению сопоставлять  прочитанное, анализировать, извлекать пользу  из  прочитанного.

Работа в группах. Сообщения   учащихся   об авторах, презентация  сказки, краткое  содержание, основной конфликт , главные  герои, их  судьба

54

02.04

Д.Р.Толкин. «Хоббит, или туда и обратно».

Роль  сказок  в  решении многих нравственных проблем: дружба, верность , любовь, взаимовыручка, ответственность. Любознательность  героини  и ее  способность  к  необычным  решениям и  поступкам. Ожесточенность  битвы   добра и зла. Утверждение  автором  нравственных принципов

Фольклор-ная и литератур-ная  сказка. Лаконизм  как  одно  из свойств художест-венного   текста.

Парадокс. Новый  жанр в литератур-ных   мирах- фэнтези

Прививать  интерес к  чтению  разных  сказок;  обучать  умению сопоставлять  прочитанное, анализировать, извлекать пользу  из  прочитанного.

Работа в группах. Сообщения   учащихся   об авторах, презентация  сказки, краткое  содержание, основной конфликт , главные  герои, их  судьба

 Проза русских писателей

55

06.04

И.С.ШМЕЛЕВ. «Как я встречался с Чеховым». «За карасями».

История человеческой искренности

Доброта, человеческая порядочность,

Общие интересы

Название произведе-ния

Расширить круг чтения учащихся;

Вызвать интерес лятиклассников  к слову литературного произведения

Работа со словарем:  

Объяснение слова вигвам, Эльдорадо, кондуит.

Ответы н а вопросы  , стр.127

56

09.04

Е.ЗАМЯТИН. «Огненное А». Очерк А.И.Куприна «Мой полет».

Роль мечты в жизни человека.

Жажда деятельности,

Любознатель-ность, активная жизненная позиция человека

Рассказ

Учить мечтать о прекрасном, возвышенном в жизни, стремлению к деятельности, любознательности;

Формировать активную жизненную позицию учащихся

Минуты размышления.

Работа по вариантам.

Вопросы и задания на с.133

                                                          Поэтический образ Родины                                                                                         

57

13.04

       Образ Родины в стихотворениях поэтов 20 века              

Искренность,

Доброта, человеческая

Привязанность к окружающему миру.

Бережное отношение человека к природе и готовность ее

Защитить

Стихотворение.

Ритм, рифма,

Стихосложение

Обучать выразительному чтению, развивать образное восприятие действительности

Самостоятель-ная

Работа: соста-вить калейдоскоп мгновенных зарисовок живых картин природы по

Прочитанным стихотворени-ям

         Мир наших братьев меньших 

58

16.04

С.А.Есенин. «Песнь о собаке». В.В.Маяковский. «Хорошее отношение к лошади»

Гуманное отношение человека к природе, животным

Лирическая проза

Пробудить у учащихся чувство гуманного отношения к животным;

Обучать выразительному чтению стихотворений

Анализ лирического произведения.

Выразительное чтение стихотворения

59

20.04

Героическое прошлое России. Стихи и песни о ВОВ.

Любовь к Родине,

Чувство памяти к

Героическому прошлому нашей Родины.

Истоки патриотизма

Песня.

Слово и музыка в их

Единстве

Пробудить интерес учащихся к героическому прошлому нашей Родины;

Обучать технике  выразительного чтения; Воспитать патриотические чувста учащихся

Выразительное чтение, беседа,

Анализ

                                         Современная литература

60-61

23.04

27.04

В.П.АСТАФЬЕВ. «Васюткино озеро».

Секреты формирования характера человека.

Мужество, настойчивость

Автобиографический рассказ

Раскрыть учащимся секреты формирования характера человека;

Совершенствовать разные виды пересказа художественного произведения

Устные сообщения о писателе.

Выразительное

Чтение, пересказ отдельных эпизодов

62

30.04

Сочинение «Как Васютка выжил в тайге».

Выносливость, мужество, находчивость мальчика.

Чувство уверенности

Робинзона-да маленького героя

Заинтересовать учащихся личностью мальчика, учить проникаться настроением, выраженным автором в произведении;

Развивать представление детей о формировании характера человека

Анализ эпизода, работа над вопросами, с.204

                             Путешествия и приключения на страницах книг.

                               Покорение пространства и времени 

63-64

04.05

07.05

Д.Дефо. «Робинзон Крузо».

Формирование способности не поддаваться обстоятельствам

Мужество человека

«Робинзонада»

Учить  детей удивляться, задумываться  над смыслом  жизни

Выразительное

Чтение текста,

Пересказ,

Работа с эпизодом

65

11.05

Р.Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена

Способность человека удивляться

Ирония,

Гротеск

Познакомить учащихся  с удивительными приключениями, путешествиями и военными подвигами барона;

Совершенствовать выразительное чтение

Детей; обучать разным видам пересказа

Выразительное чтение рассказов.

Разные виды пересказов

66-67

14.05

18.05

М.Твен. «Приключения Тома Сойера»

Истоки смелости человека , оптимизм

Прототип

Познакомить  с приключенческой литературой;

Обучать детей разным видам пересказа художественного произведения;

Выразительное                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          чтение по ролям

Выразительное

Чтение художественно-го  текста..

Характеристика героев

68-69

21.05

25.05

А.Линдгрен. «Приключения Калле Блюмквиста»

Находчивость, энергия и изобретатель-ность героя.

Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести

Трилогия.

Детективный

сюжет

Обучать детей воспроизводить сюжет изученного произведения и объяснять внутренние связи его элементов;

Развивать желание детей                                                                                                                                                                                                                                                            становиться соучастниками захватывающих литературных историй

Ознакомиться со статьей учебника,

С.288-289, и ответить на вопросы на с.288

7070

28.05

Итоговый урок.

Читайте летом.

Роль совета в жизни человека.

Умение слушать и слышать

Обзор

Убедить учащихся в необходимости чтения художественной литературы;

Посоветовать , какую литературу желательно прочитать летом

Записать в тетради список авторов и названия произведений , рекомендуемых на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....