Цикл сказок о Девочке-Припевочке
книга (литература) по теме

Отец Александр, светлый батюшка Ильинского храма, сказал, что весьма полезными для духовного воспитания человека, в том числе и маленького, являются рассказы о праведных людях. Но в этих рассказах очень мало говорится о периоде детства. Не случайно именно в руки отца Александра и попали наши сказки(вернее, целый цикл) о праведной Девочке- Припевочке. Листочки со сказками стоят на его «сокровенной полочке», и он отдает их молодым мамам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon skazki_o_devochke-pripevochke.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ширшова И.А. лицей №22,
канд. филологических наук.

СКАЗКА – НЕ ЛОЖЬ.

(Нравственно-духовный аспект  цикла литературных сказок “Девочка Припевочка”)

Блаженна страна, блажен город, блаженно поколение, в которых много праведных, гораздо же блаженнее сами праведники, через которых спасется мир.

Прп. Ефрем Сирин.

Не секрет, что сказки и их образы воспринимаются нами как явление архаики.  Сказки живут долго. Их читают, слушают, смотрят. В первую очередь, дети.  Сказка призвана нести смыслы или, как говорят сами рассказчики, «намеки» - «добрым молодцам уроки». Какие же уроки предлагает нам сказка? О них  достаточно подробно  говорит В.И. Мильдон в статье «Сказка – ложь…» (вечно женственное на русской земле).(1) Исследователь жанра пишет и о мужской пассивности, и о женской активности, о дурачестве и о мудрости, о несовершенных отношениях мужа и жены, родителей и детей…, о превращениях, снах, зле, предательстве, трусости, сиротстве, вдовстве, уродстве и о многом другом, делая акцент на «устойчивых и не подверженных историческим переменам чертах мышления, поведения». Настораживает  во всем этом следующее: «семейный лад и любовь настолько редки, что кажутся чудом». Так чему же учит сказка, если в ней отсутствует положительная модель восприятия мира и отношений человека к человеку? Чему может научить ребенка сказка, если детство в ней искажено, изуродовано, неполноценно, а самое главное – лишено любви?

По земле ходит множество  авторитетных людей, воспринимающих взрослость как «реальность чужого» по причине того, что детство у них «сбылось» «крошевом из осколков разбитой Чаши». Эти несбывшиеся дети и, как следствие, несбывшиеся взрослые (хотя и под маской авторитетности) страдают, находясь в надрыве от отсутствия царства чистой анахронности, тотально опаздывая в лучевую бесконечность Присутствия. Они безвыборно выбирают пепел муки, даже не подозревая о том, что рождены с небесным зерном, открывающим сокровенные пути в Вечное утро. А может, и подозревают, но, забыв опыт абсолютного счастья (или находясь в гипнотическом сне),  запрещают его себе, оскопляя и себя и окружающий их мир.

 А.Н.Афанасьев говорил, что жанр сказки «поражает однообразностью».(2) Действительно, однообразны мотивы героев, их поведение, психология. Сказки будто запрограммированы на цикличную во времени трагедию, исключающую «по образу и подобию Божьему». Так  по-человечески разумно решили люди. Свыше исходит иное: человек многозначен во всем и неповторим, но сводим к тому, о чем мы сказали чуть выше, – к «образу и подобию Божьему». Сказки, о которых сказано, что они «ложь», созданы с непременным  вектором прогрессирующей греховности и ущербности, а потому изобилуют поврежденными героями. У таких сказок единственная задача _ «дать урок» посредством  расписанной  во всех красках патологии  жизнедеятельности. Ребенку сложно усвоить положительный урок из отрицательных ситуаций, таких как: убийство детей, лживая молва, предательство ближнего…  Эти страшные коды заражают  подсознание детей, а сознание якобы получает положительный «намек». Увы! Из сказки в сказку ребенок попадает в испорченную модель мира, которая, как две капли воды, похожа на реальность. Реальный мир не сказка, а человек иногда десятилетиями ждет волшебной развязки событий, предпочитая бездействовать, оставаясь расщепленным, страдающим, неполноценным.

Как быть? Чем помочь ребенку? О том, как повлиять на уже поврежденное сознание детей, мы писали в своей статье «Сказкотерапия как метод нравственного и эмоционального воспитания пятиклассников». Сегодня нам хотелось бы поговорить не о терапии, а о том, как, используя художественное слово, изначально обратить чистый, младенческий слух к истинным (духовным) знаниям о человеке «по образу и подобию Божьему».

 Отец Александр, светлый батюшка Ильинского храма, сказал, что весьма полезными для духовного воспитания человека, в том числе и маленького, являются рассказы о праведных людях. Но в этих рассказах очень мало говорится о периоде детства. Не случайно именно в руки отца Александра и попали наши сказки (вернее, целый цикл) о праведной Девочке- Припевочке. Листочки со сказками стоят на его «сокровенной полочке», и он отдает их молодым мамам.

Почему сказки о праведной девочке так полезны ребенку, особенно в раннем периоде жизни? И какой, собственно, период мы называем «ранним»? Отвечая на второй вопрос, скажем о границах означенного отрезка: пренатальный период и младенческий. Ученые-медики проанализировали ряд экспериментальных, клинических и жизненных факторов и пришли к выводу о том, что «психика (в смысле – разум, собственное «я», душа) действительно существует во время вынашивания плода вне зависимости от уровня развития мозга. Эта психика постоянно накапливает опыт, полученный через память и обучение».(3) Значит, ребенок  в момент внутриутробного состояния  уже способен получать положительный опыт через прочитанную мамой сказку. Ответ на второй вопрос требует анализа цикла.

Начнем с того, что Девочка-Припевочка родилась в полной семье по молитве родителей. Согласно святоотеческой практике, дети, рожденные в мир по теплой молитве, не бывают духовно ущербными (Иоаким и Анна – Дева Мария, Захарий и  Елисавета – Иоанн Креститель). И в нашем случае, девочка умная, красивая, чистая, праведная («Девочка-Припевочка»). Отметим, что ее родители являются людьми верующими и смиренными, то есть обладающими главной добродетелью, требующей жизненного подвига. К тому же в основание своих отношений эти люди положили духовную любовь друг к другу. Главная героиня сказок пришла в мир для радости. Господь наделил этого ребенка дарами: добротой, справедливостью, любовью к окружающим, родниковой чистотой - «похожа на Ангела» («Девочка-Припевочка и Жизнь»).

У Девочки-Припевочки есть отчий дом, где она является полноправной хозяюшкой. В этот дом приходит ПРАЗДНИК, но не по календарю, а только потому, что в людях, живущих здесь, есть вера, милосердие, мир, любовь («Девочка-Припевочка и Праздник»). А еще в этом доме всегда присутствует Лад («Девочка-Припевочка и Хозяйство», «Девочка-Припевочка и Окно»). Даже к тесту относятся, как к живому человеку – разговаривают с ним: «Месись, тесто, к радости. Месись, тесто, к благости. Месись, тесто, к здоровью». («Пироги с добром».)

Припевочка умеет петь («Девочка-Припевочка и волк»). Однажды песня спасла Девочке  жизнь, когда волк напал на нее в темном лесу. Послушав песню, волк  «передумал». В музыке голоса было нечто непостижимое и сильное, позволившее хищнику остановиться (вспомним, как Серафим Саровский кормил медведя ужасной величины из своих рук хлебом).

В цикле сказок нет такого понятия, как «пассивность» героини. Девочка-Припевочка всегда трудится, и, заметьте, душой («Девочка-Припевочка и Ангел», «Девочка-Припевочка и Совесть»). Припевочка не пользуется волшебством, ей не нужно никого ни во что превращать: ни в мосток, ни в лес, ни в голубя. Она может остановить злые силы добрым словом и молитвой, заметим, в противовес заклинаниям и колдовству. Если в русской народной сказке героиня -  «творец», то Девочка-Припевочка не берет на себя такую ответственность. Она, например, чтобы исправить несовершенную Любовь, обращается за помощью к Господу, предварительно совершив духовный подвиг (ее предавали, а она верила, от нее уходили – она ждала…). В результате, героиня обретает совершенную Любовь как Дар с небес («Девочка-Припевочка и Любовь»). Наша героиня обладает умным, воспитанным сердцем, в нем не живут страсти, Умная Книга учит Девочку («Девочка-Припевочка и Книга»). Поэтому применительно к героине цикла мы не говорим о психологии поступков, а выбираем понятие духовности. Не беда Девочки-Припевочки, а достоинство, что она не имеет горячего, ретивого  сердца. Именно благодаря этому на страницах сказок нет резких переходов от жизни к смерти, от радости к печали, от любви к ненависти («Девочка-Припевочка и Вера», «Девочка-Припевочка и Господь», «Девочка-Припевочка и Я», «Девочка-Припевочка и Соловушка».

В мире Девочки отсутствует слово «хочу», ведущее к искушениям – к реализации хотения («по моему хотению»), и, что самое страшное, любыми средствами (колдовство, волшебство, обман, преступление). В духовном плане у нашей героини тоже ЛАД.

В Девочке-Припевочке формируется женское начало: соборное, софийное, праведное, материнское. Героиня воспитывает сначала Куклу, поет ей песни («Девочка-Припевочка и Кукла»), затем воспитывает сестренку и братишку, выращивает миртовое дерево (символ супружества), ведет домашнее хозяйство, обладает ровным, умным сердцем, смирением. Она сбылась в детстве и путешествует во взрослый мир. В Девочке отсутствует эгоизм, всеразрушающий червь, который являет собой модную на сегодняшний день привычку жить для себя. У детей, как правило, эгоизм очень тесно связан с избалованностью. В цикле сказок героиня наделена даром любить и прощать, жалеть и сострадать, совершать добро по потребности души, верить в людей и людям.

Нельзя не отметить положительную коммуникативную атмосферу, которая возникает при общении со сказками о Девочке. Читающий и слушающий соприкасается с положительно заряженной лексикой: Бог, любовь, добро, лад, совесть, душа, молитва, вера, песня… Эти слова создают огромное смысловое поле, через которое закладывается в сознание и подсознание правильная информация о праведной жизни. Подобная лексика выступает своеобразным барьером на пути информации, несущей агрессивную окраску. Известны случаи, когда, например, во время рок-концертов, на которых неизменны музыкальные темы войны, убийства, одиночества, суицида, у людей останавливалось сердце,  а у беременных женщин плод запутывался в пуповине вплоть до удушения. Сказки о Припевочке не содержат отрицательно окрашенных смысловых полей. Например, слово «съесть» на уровне помысла волка («Девочка-Припевочка и волк») нейтрализуется реальным воздействием песни и положительным финалом (волк «передумал»). Любовь  («Девочка-Припевочка и Любовь») обманывала, а Девочка-Припевочка все равно верила в нее. Любовь уходила, а Девочка-Приипевочка верно ждала ее… Финал закономерно вытекает из действий главной героини – она дождалась прихода «честной, чистой, единственной» Любви.

Мы должны помнить, насколько серьезно влияют на жизнь человека даже самые ранние контакты со словом. Дети изначально восприимчивы к добру, поэтому так важно вовремя заложить в плодородную почву души качественное зерно. К сожалению, очень часто воспитание начинается слишком поздно, когда слово уже бессильно. До 6-7 лет закладываются основы орфографической и пунктуационной грамотности, а последняя на 80% определяется развитием пунктуационного слуха.  Сказки о Девочке-Припевочке  построены по принципу кооперации (общение как сотрудничество). В каждом тексте количество информации небольшое, но с точки зрения правила релевантности последовательно изложенное. Предложения короткие, лишены двусмысленности: «Жило-было Солнышко. Оно любило весь мир. Светило ярко. Всем от него было тепло.». Сказки будут полезны тем людям, которые действительно желают понимать окружающий мир и стремятся к развитию взаимоотношений с ним.

Сегодня мы говорили лишь о первой ступени воспитания и образования человека через художественное слово. Новые сказки… Может быть, пришло время нового человека?..

ПРИМЕЧАНИЯ

  1. Мильдон В.И. «Сказка – ложь…» (вечно женственное на русской земле)// Вопросы философии. 2001. № 5. С.132 – 148.
  2. Афанасьев А.Н. народные сказки в трех томах М., 1985. Т.III. С. 345.
  3. Чемберлен Д.Б. Пренатальная психика: новые перспективы// Медико-психологические аспекты современной перинатологии. III Всероссийская научно-практическая конференция по пренатальному воспитанию. М., 2001. С. 47-48.

                                                     ПРИЛОЖЕНИЯ

(Сказки из цикла «Девочка-Припевочка»)

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА

        Жили-были дед да баба. И не было у них детей. Долго молились они Господу о том, чтобы Он послал им Дар. Господь услышал просящих. И вот пришёл день, когда в доме деда да бабы появилась Девочка–Припевочка.

           Она была красивая, умная – Божий ребёнок. Девочка–Припевочка любила природу, жалела животных и птиц, почитала родителей. Дед да баба не могли нарадоваться на доченьку.

        Мораль сказки такова: При смирении и вере люди получают от Господа ниспосланные Им Дары. И Дары эти никогда не бывают ущербными.  

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И ЖИЗНЬ

        Девочка–Припевочка пришла в Мир для светлой радости. Когда наступило время появиться на свет, то ребёнок не закричал, а улыбнулся. Так приходят на землю Божьи дети. Господь посылает их, чтобы они излучали добро, несли справедливость, украшали собою человечество.

        Вот и Девочка–Припевочка была особенной. Она светилась изнутри необыкновенной нежностью. Девочка пела удивительные песни, любила людей, мир природы и животных. Девочка–Припевочка была похожа на Ангела.

        Мораль сказки такова: Только Божьим детям мир открыт в полноте своей. И рождаются такие дети как Дар за духовную любовь их родителей друг к другу.        

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И ПРАЗДНИК

        Однажды в дом к Девочке–Припевочке пришёл Праздник. Он был немного растерян, так как Хозяюшки не оказалось дома. Праздник принес подарки: слова «здравствуй», «радость», «улыбка», «солнышко», «добро», «искренность».

        Девочка–Припевочка  вернулась и сразу почувствовала, как обрадовалась ее Душа. Дом был заполнен солнцем. Все были здоровы. В печке пекся яблочный пирог. За круглым столом сидел Праздник. Он улыбался и дарил всем жителям этого дома добро. День этот был солнечным, песенным и благостным, а Девочка–Припевочка – счастливой.

        Мораль сказки такова: Иные справляют праздники по календарю и, ожидая чуда, испытывают разочарование от пустоты. А иные полагаются на Господа  и обретают полноту радования.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И ВОЛК

        Жили-были дед да баба. И была у них ДевочкаПрипевочка. Они её очень любили.

        Вот однажды пошла ДевочкаПрипевочка в густой лес и встретила там волка. Он захотел её съесть. ДевочкаПрипевочка стала петь ему песни о волчатах, о цветах и мотыльках, о небе и звездах. Волк слушал, вспоминал себя маленьким, и… передумал есть Девочку.

        Мораль сказки такова: Песни от Бога, особенно – детские.

ПИРОГИ С ДОБРОМ

        Жили-были дед да баба. Была у них Девочка–Припевочка. Решила однажды  баба пироги испечь. А Девочка–Припевочка и говорит: «Давайте, я помогу». Баба муку просеяла, яички от курочки принесла, маслица у коровушки попросила. Дрожжи пыхтят: «шип-шип, пых-пых».

И стала Девочка–Припевочка тесто месить. Месит тесто, а сама приговаривает: «Месись, тесто, к радости. Месись, тесто, к благости. Месись, тесто, к здоровью». Испекла Девочка–Припевочка пироги. Дед ест – нахваливает. Баба ест – нахваливает.

Мораль сказки такова: Всё нужно делать с добром, особенно – пироги. Вот.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И СОЛНЫШКО

        Жило-было Солнышко. Оно любило весь мир. Светило ярко. Всем от него тепло было.

        Однажды Девочка–Припевочка решила пригласить Солнышко в гости. И Оно согласилось. Стали они чай пить с вишнёвым вареньем. Солнышко рассказало Девочке–Припевочке о том, что оно согревает людей по воле Бога. И не выбирает, кому дать тепло, а кому – нет.

        Мораль сказки такова: Нужно согревать собой весь мир, особенно – детский.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И АНГЕЛ

        Своего Ангела никто не видел. Но Он всегда рядом с человеком. Помогает ему, охраняет.

        Однажды Девочка–Припевочка отправилась в путь. Она хотела принести деду да бабе радость. Но в пути её подстерегали опасности: темный лес, дикие звери, страх, недобрые люди. Но Ангел помог Девочке–Припевочке преодолеть испытания. Она принесла деду да бабе радость.

        Мораль сказки такова: Без Ангела на жизненном пути не преодолеть зла.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И СОВЕСТЬ

        Совесть есть у каждого. Только у одних она бодрствует, а у других спит.

        Однажды Девочка–Припевочка хотела обмануть деда да бабу в том, почему она не смогла выполнить их просьбу. А просили они её прибрать в доме да за водой сходить, пока будут в городе урожай продавать.

           Тут Лень в окошко постучалась. Впустила Девочка ее в дом. Лень уложила Припевочку в кроватку и посоветовала: «Лежи, зевай, спи, пусть все думают, что ты заболела. И работу по дому выполнять не надо». Вернулись дед да баба, а дочка лежит в постели. Огорчились они так, что дед закручинился, а у бабы сердце разболелось. Девочке–Припевочка почувствовала, что внутри нее кто-то горько заплакал. Это была Совесть. Дочка покаялась перед родителями и больше никогда не пускала Лень в дом.

        Мораль сказки такова: Совесть должна бодрствовать всегда.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И КУКЛА

        Жила-была Девочка–Припевочка. И была у неё Куколка.

        Захотела она однажды с куклой поиграть. Взяла её в руки и стала качать. Качает, качает, а Куколка не радуется. Качает, качает, а Куколка не играет. Качает, качает, а Куколка плачет. Думала-думала Девочка–Припевочка, как ей свою Игрушечку порадовать, разыграть и помочь засмеяться. Стала Девочка–Припевочка петь. Пела-пела, пела-пела, Куколка и развеселилась, разыгралась и само собой – плакать перестала.

        Мораль сказки такова: Куклам очень нужны песни, особенно – детские. Ребёнку очень нужны песни, особенно – материнские.        

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И ЛЮБОВЬ

        Жила-была Девочка–Припевочка. Встретилась она однажды с Любовью и поверила ей. Но Любовь обманывала, а Девочка–Припевочка  все равно верила в неё. Любовь уходила, а Девочка–Припевочка верно ждала её. Любовь предавала, а Девочка–Припевочка прощала и желала ей счастья. Иногда целыми часами Девочка объясняла Любви, какой та должна быть. Любовь слушала, но продолжала совершать поступки, причиняющие человеку боль. Припевочка забывала о своей боли, потому что  думала вот о чем: «Если Любовь не станет другой, она принесет людям много горя».

          И тогда Девочка обратилась за помощью к Богу. Она просила Его послать Любви особое зрение и особый слух. Спустя время Любовь появилась на пороге дома, где жила Девочка. Она была честная, чистая, единственная.

        Мораль сказки такова: Господь может за духовный подвиг  наградить человека совершенной любовью.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И ГОСПОДЬ

        Однажды Девочка–Припевочка встретилась с Господом. Он захотел наградить её своими дарами за праведное поведение. Подарил ей умные книги, научил петь колыбельные песни, открыл язык птиц и цветов. Но Девочка–Припевочка, поблагодарив Его, сказала: «Зачем мне умные книги, колыбельные песни, язык птиц и цветов, если я ни с кем не могу поделиться этим?» Вскоре у Девочки-Припевочки появились сестренка и братишка. Она читала им сказки, пела на ночь колыбельные песни, а на окошке рос мирт, маленькое зеленое деревце.

        Мораль сказки такова: Дары Бога являются для человека лишь тогда значимыми, если он может поделиться ими с окружающими.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И ВЕРА

        Девочка–Припевочка, сколько себя знала, всегда жила с Верой. «Дождю – верю, людям – верю, счастью – верю», - думала она так, и так было. И вот однажды появился человек, который сказал Девочке–Припевочке: «А я тебе не верю, солнцу не верю, счастью не верю, чуду не верю». Девочка–Припевочка потеряла голос. Она замолчала, но продолжала верить и в этого человека, и в солнце, и в счастье. Человеку стало не- интересно рядом с молчащей Девочкой, и он отправился дальше. Только не знал этот человек, что в его душе поселилось что-то теплое и надежное.

Мораль сказки такова: Зачем верующему голос, если неверующий никого, кроме себя, не слышит. Достаточно душевной теплоты, чтобы изменить мир.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И ЧУДО

Жила-была Девочка–Припевочка в реальном мире. Грибы растут в лесу, их можно потрогать, увидеть, почувствовать. Бабочки, как яркие цветы, украшают летнее разнотравье. В речке можно наступить на круглую гальку и ощутить ногой ребристую ракушку. Девочка–Припевочка любила свой реальный мир, прощала ему обиды и несправедливости.

Однажды ночью в дом к Девочке–Припевочке из неведомого мира пришло Чудо – светлое, нежное и ни на что не похожее. «Я приглашаю тебя в неведомое», - сказало Чудо. Но Девочка–Припевочка возразила: «Спасибо тебе, Чудо. Не обижайся. Но я счастлива уже тем, что в лесу растут грибы,  на полянке вьются бабочки, журчит речка. Ничего чудеснее этого  нет».

Мораль сказки такова: Если ты полюбишь реальный мир, он непременно подарит тебе Чудо.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И Я

 

        Жила-была Девочка–Припевочка. Она знала, что солнце – тёплое, трава – зелёная, слово – живое. Явилось гордое и высокое Я. Оно утверждало, что солнце – холодное, трава – бесцветная, а слово, вообще, ничего не значит. «Я знаю, утверждаю и не подвергаю сомнению то, о чём говорю», - настаивало на своём Я. Девочка–Припевочка улыбнулась и произнесла: «Несмотря на то, что ты думаешь, солнце не перестанет быть тёплым, трава – зелёной, а слово – живым».

        Мораль сказки такова: Глупый человек все время тратит на то, чтобы спорить с прописными истинами. И умирает, так и не поняв, зачем же он жил.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И ХОЗЯЙСТВО

        Было у Девочки–Припевочки Хозяйство. Оно требовало к себе внимания, уважения и радивости.

        Вставала Девочка–Припевочка рано. Только Солнышко первый лучик на Землю протянет, а Хозяюшка уже за водицей на Святой Родничок идёт. Идёт и слушает пение пташек, вдыхает утренний живительный воздух. Ноженьки омывает прозрачная роса. Принесёт Девочка–Припевочка водичку и умоет ею личико своё, глазоньки, рученьки. Косыньку заплетёт и ленту розовую в неё завьёт. А уж и кашка с топлёным молочком от коровушки в печке поспела. Нет в доме ни грязи, ни гари, ни бражного запаха. Только лад кругом. Радуются родители: «Ладушка ты наша».

        Мораль сказки такова: Дом творится Доброй Хозяйкой с Божьей помощью и Ладом. Потому на Руси женщину величали Ладушкой.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И КНИГА

        Жила-была Девочка–Припевочка. Сделает все дела с Хозяйством вместе, а потом за Книгу садится. Читает внимательно, с толком, не спеша. К Слову из Книги относится уважительно и с доверием, потому что сказано умно и доступно о том, как дружить, как любить и как с трудностями справляться.

        Росла Девочка–Припевочка с Книгой добрая, милосердная, терпеливая, рассудительная и благодетельная.

        Мораль сказки такова: Библия – Книга Книг, она должна быть Живой Помощью в каждом доме.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И ОКНО

        В доме у Девочки–Припевочки жило Окно. Стёклышки прозрачные – прозрачные, как слёзка ребёнка. Ставенки узорчатые да расписные. Похожи они на крылья большой птицы. Приходит ночь, ставенки складывают свои крылышки. Наступает день, деревянные створочки уже распахнуты Миру.

        Девочка–Припевочка заботилась об Окне. Умывала его, обновляла, цветочками украшала. Даже шторки кружевные сама срукодельничала. Живёт Оконце в доме у Девочки–Припевочки – радуется. А Хозяюшка благодаря Окну знает, что в Мире делается.

        Мораль сказки такова: Через Окно открывается Божий мир, потому в каждом доме этому стеклянному глазу должен быть особый почёт.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И СОЛОВУШКА

        Жил на свете Соловей. Он не знал, что умеет петь. Много лет окружающие считали его серой птичкой и стыдились впускать в свои окна.

        И вот однажды весной Соловей залетел в сад к Девочке–Припевочке. Он осторожно сел на куст цветущего жасмина. «Какие красивые белые цветы, а я всего лишь серая птица», - думал Соловей. Было утро, и Девочка–Припевочка вышла в сад поздороваться с цветами и деревьями. Она увидела птичку и поприветствовала её. Соловей не мог не отозваться. «Господи, как он красиво поёт, это же соло в ушко», - воскликнула Девочка–Припевочка. С тех пор Соловушка живёт в чудесном саду. Для него всегда открыто окно. Часто он сидит на нем, и люди слушают  песню Божьей птахи.

        Мораль сказки такова: Любящее сердце способно найти даже в серой птичке все сокровища мира.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И ГРУША

        В один из дней Девочка–Припевочка очень утомилась: она делала дела, помогала людям. Наступил вечер. Девочку–Припевочку покинули силы, она села на корточки и горько-горько заплакала. «Я очень устала. Мне тяжело. И песни получаются грустные, как слёзы», - шептала она.

        Девочка–Припевочка стала разбирать свою одинокую постельку, чтобы лечь спать. Она подняла одеялко и… в изумлении застыла. Около подушки лежала Груша и улыбалась. «Ты не одна. Я твой подарок – медовый и ароматный.  Я проделала длинный путь из сада, вырощенного твоими руками. Я – особенная Груша. Пахну мёдом, налита соком и очень полезная», - звенел Грушин голосок. Девочка–Припевочка улыбнулась, успокоилась и согрелась. Да – это была особенная Груша, Груша, возвращающая силы, радость и покой.

        Мораль сказки такова: Иные люди, окружённые близкими, одиноки и бессильны, а иные, взяв в ладони простую грушу, обретают Взаимоединство.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И ФИАЛКА

        Однажды Девочка–Припевочка заболела. Но у Девочки–Припевочки были обязанности. Она исполняла их стойко и ответственно. Когда болезнь стала особенно тяжела, неожиданно случилось удивительное событие.

        В доме у Девочки–Припевочки появилась Фиалка. Листики протягивали свои ладошки, желая здоровья. Цветочки наполняли комнату живительным воздухом. Маленькие тычинки напоминали крошечные солнышки. Девочка–Припевочка взяла цветок в руки и почувствовала, что болезнь уходит, а силы возвращаются.

        Мораль сказки такова: Вокруг человека спасительным является всё. Главное – напитать это «всё» добром.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И ПАСХА

        В этот особенный год для Девочки–Припевочки наступала особенная Пасха. Накануне Праздника покрасили яички, и они улеглись на радостной тарелке. Испекли пышный и ароматный  кулич, который устроился в центре расписного блюда. Вечером Святой Водичкой окропили эту красоту. В сердце Девочки–Припевочки в полночь пролилась Благодать.

        В праздничной церкви, куда пришла Девочка–Припевочка, веселились свечи, улыбались цветы, люди были светлыми-светлыми. В день этот Девочка–Припевочка сделала семь добрых дел: подарила Умную Книгу подруженьке, спела  колыбельную песенку  малым детишкам, накормила свою семью, поддержала добрым словом человека, накрыла для гостей скатертью стол, помогла старенькой бабушке донести водицу, бездомного котика приютила.  Сердце Девочки в этот день до краев было полно любовью.

        Мораль сказки такова: Пасха радуется только тем людям, которые каждый день воскресают для семи добрых дел.

ЧЕЛОВЕК И ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА

        Однажды летним радужным днём встретил Девочку–Припевочку Человек. Она сразу прочувствовала Его изнутри себя самым дорогим, близким, любимым и единственным на свете. Окружающий мир обрёл неповторимые краски, наполнился неземными звуками, проявился удивительными вкусами. Сердце Девочки–Припевочки пело, оно было похоже на нежную чайную розу. Человек всё время был рядом: в лесу, на реке, в поле.

          В жизнь Девочки–Припевочки вошёл Господь. «Мой Бог», - шептала Девочка ночью, глядя в звёздное небо. Белые прозрачные крылья, которые она обрела, поднимали её в высоту. Девочка–Припевочка летала над огромной рекой, над храмом, где звонили колокола, а рядом кружились чайки. Вдруг человек загрустил и заболел. В его сердце поселилась печаль. Но он из последних сил поднимался за Девочкой–Припевочкой в небо и пел. «Соловушка», - так называла его та, ради которой он жил.

        Пришёл день, когда Соловушка и Девочка–Припевочка не поняли друг друга. Их сердца поранились и заболели. Соловушка больше не пел, а Девочка перестала летать. Но самое грустное случилось с именами. Соловушка превратился в Котю, а Девочка–Припевочка – в Кочу. Однажды Котя потерялся, заблудился, и дом радости стал холодным, одиноким и пустым.

        Двое пошли теперь по жизни разными дорогами, хотя иногда Котя забегал «в гости». «Гости» получались обидными, заполненными болью и отчаянием, но они пили горячий чай. Сердца Коти и Кочи не могли ни услышать, ни понять того, что являлось истиной – в них жила Любовь, и Она учила покаянию, прощению, милости и состраданию к ближнему.

        Прошло много лет. В один Светлый День Котя и Коча одновременно задали себе вопросы: «Если в моём сердце живёт Любовь, значит Её никто не смог ни убить, ни предать? Эта любовь сильнее всяких ошибок и поступков? Любовь рождает Любовь, и Ангел Мира охраняет таковые сердца?» Души их ответили: «Да! Да! Да!»

        Случилось чудо: Котя снова стал Человеком. Он вспомнил, как в один летний день, когда Девочка–Припевочка уехала в дальние края, просил Господа в молитве: «Сделай её со мною Единым Целым». Господь услышал человека сразу, но долгих семь лет потребовалось для того, чтобы две половины этого целого нашли друг к другу дорогу и встретились, чтобы уже никогда больше не потеряться. Теперь у Человека была сила, равной которой нет на земле ничего.

        Мораль этой сказки такова: «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает».    

МИРОСЛАВА

(ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И ИМЯ)

        Однажды Девочка–Припевочка задумалась над тем, что такое Имя. У всех людей оно есть, а у неё – нет. Вот в соседнем доме живёт Афросинья – толстая и простая. Через дорогу видна изба смиренной бабушки Пелагеи. А вот пирожки лучше всех печёт Феодора, щи же душистые варит Анисья.

        Девочка–Припевочка подняла глаза к небу и увидела два золотых лучика, на которых держалось Имя – «Мирослава». Его послал Господь, ответив на вопрос малышки «Кто я?». В этом Имени таились музыка, танец, звук, чистота, нежность, добро, милосердие, вера, любовь, ум и благословение Того, Кто и послал Девочку–Припевочку в Мир.  

        Мораль этой сказки такова: Имя – дар. Родители одаряют им своего ребёнка. Имя несёт кристальную чистоту духовного замысла Бога о человеке.  

   

МИРОСЛАВА И МИРАБЕЛЛА

        Жила по соседству с Мирославой девочка Мирабелла. Если первая была светленькая и прозрачная, то вторая – тёмненькая и наполненная радужными красками. Мирослава кружилась в танце и пела ангельским голоском песни, а Мирабелла спокойно изучала умные книги и много думала.

        Они дружили, никогда не ссорились, помогали друг другу. Иначе и быть не могло, веди их объединял «мир».

        Мораль этой сказки такова: Дружить по-настоящему можно лишь тогда, когда воспринимаешь человека как бесценный Дар Небес.

МИРОСЛАВА И СОБАЧКА

        Когда Мирославы ещё не было на свете, в доме её родителей появился плюшевый щенок. Глаза у него открыто смотрели на окружающее пространство, но жила в них грустинка. Собачку любили, её гладили, с ней разговаривали. Щенок продолжал тосковать.

        И вот наступил день, когда собачка обрела настоящую хозяйку. Это была Мирослава. Девочка–Припевочка всем сердцем приняла маленького друга. Она давала ему важные задания: «Сиди! Охраняй! Следи!» Пёсик очень старался, в его собачей жизни появился смысл. Глаза наполнились заботой о маленькой Мирославе. «Я важный и нужный пёс в этом доме», - думал щенок, сторожа сон Девочки–Припевочки.

        Мораль этой сказки такова: У каждого щенка должен быть свой маленький хозяин. Они вместе растут и учатся мудрости общения друг с другом.  

Девочка – Припевочка и Океан

        Девочка – Припевочка слышала про Океан, но никогда не видела. Самое удивительное, что она чувствовала, знала и понимала – он каким-то непостижимым образом связан с ней. Девочка – Припевочка испытывала странное чувство тяготения, и неведомая сила звала ее в дальние края, где жил Океан.

       Ночью, когда Звезды обозначили Млечный Путь, Месяц, похожий на букву «С», спустился за Девочкой: «Ложись в мою колыбельку и засыпай. Я перенесу тебя к Океану, пока ты будешь смотреть радостные сны».

       Утром Девочка – Припевочка проснулась и увидела песчаный берег. На нее смотрел огромный Краб, точь-в-точь как буква «К». «Пойдем за мной. Я провожу тебя к Океану», - прошептал водный посланец.

        Когда Девочка – Припевочка и Краб дошли до кромки берега, огромная буква «К» погрузилась в набежавшую волну и уплыла. «А я?!» - испугалась Девочка. «Тебе не надо никуда плыть, я у твоих ног,» - прозвучал ласковый голос того, кто притягивал, звал, кого чувствовала и боялась Девочка – Припевочка. Сейчас Океан был спокойный, но через несколько минут он мог потемнеть, заволноваться и стать непредсказуемым. «Я могу погибнуть – он стихия, - думала Девочка. – Но Океан у моих ног не Океан, а иллюзия, я хочу плыть, погружаться в глубины вод, видеть сокровенное и прекрасное в нем – нужно познать тайны, сокрытые в недосягаемых пучинах. Иначе, зачем я проделала такой огромный и трудный путь?» Океан понял мысли Девочки, он знал ответ на ее вопрос: «Он нуждался в Девочке – Припевочке, так как она пришла из другого мира, о котором он ничего не знал. Океан хотел познать этот мир, чтобы стать богаче. Девочка же не могла жить без гармонии: ей были ведомы Земля, Воздух, но она ничего не знала о Воде. И потому тот притягательный зов сердца привел ее сюда».

          Девочка – Припевочка зашла в воду…

          Мораль этой сказки такова: Если человек стремится к духовной гармонии, то даже далекий океан сможет оказаться у ног такого человека, ибо ничего невозможного нет для того, кто питает плоды дел своих верой.

Девочка – Припевочка и Дельфины

            Много дней, месяцев и лет жила Девочка – Припевочка рядом с Океаном. По утрам, когда он был спокоен, она радовалась голубой воде, играла с разноцветными рыбками, подплывавшими к ней. В такие мирные дни Океан пел Девочке свои песни, качал ее в огромных нежных ладонях, дарил подарки из кораллов и жемчуга и рассказывал о себе. Девочка – Припевочка рисовала в воображении мир из рассказов Океана, представляя глубины, расщелины, вулканы. Иногда Девочка пыталась объяснить, что такое Земля, каковы ее смыслы. Но она с огорчением замолкала, видя, как Океан скучает. «Наши смыслы разные, нам не понять друг друга, ему скучно со мной, - сердце Припевочки разрывалось от боли. – Почему он не приглашает меня в глубины?»

         Однажды, когда Девочка – Припевочка сидела на берегу, она увидела вдалеке красивых больших рыб. Движения их тел повторяли океанскую волну. Они плыли с большой скоростью, выпрыгивая из воды, описывали пологую дугу в воздухе и снова опускались в синеву. Вскоре рыбы подплыли к Девочке и защелкали: «Здравствуй, мы узнали, что в мыслях ты назвала нас рыбами. Мы Дельфины – млекопитающие.» Затем Океан заговорил с Дельфинами  на незнакомом для Девочки  - Припевочки языке : «Она должна научиться меня слышать, чтобы не погибнуть, когда я поведу ее в свои глубины. Вы можете помочь ей, так как только вам открыта тайна особого слуха. Девочка – Припевочка должна узнать во мне не стихию, а гармонию».

       Дельфины рассказали Девочке об особенном слухе, отсутствие которого приводит даже таких умных существ, как они, к тому, что Океан выбрасывает их на берег и губит. Он не прощает непослушания. «Ты будешь допущена в океанские воды лишь тогда, когда научишься особенному слуху, превосходящему наш слух, откроешь для себя удивительный мир, которой полюбишь на всю жизнь,» - щелкали Дельфины. «Я хочу познать и полюбить неведомый мир, чтобы он стал откровением. Я буду учиться слышать Океан. Но разве он может допустить в свои глубины человека, которого не знает и не верит ему?  … »

           Дельфин подставил Девочке – Припевочке блестящую спинку, приглашая в путешествие. Она с верой взглянула в небеса…

            Мораль этой сказки такова: чтобы не  погубить дар взаимоотношений, люди должны слышать друг друга сердцем, в котором живут вера и любовь.

                                             

                                Обретение Океана.

         Время шло… Вернее, оно текло. Ведь в Океане время именно течет.

         Когда Девочка Припевочка появилась у Океана, Он сразу понял, какими дарами награжден этот человечек: способностью любить, открытостью сердца, чувствительностью, стремлением к абсолюту в человеческих отношениях, творческим восприятием мира. Океан шептал Девочке ночным прибоем: «Оставайся такой». Припевочка удивлялась: «Какой такой?» Ее чистота и искренность ранились на земле о людское бесчестие, бессовестность, безумие. Она излучала любовь, похожую на целительный родник живой воды – ей отвечали липким и мутным суррогатом, замешанном на лжи и трусости; она дарила настоящую дружбу-крылья, а человек пятился, словно рак, в тихую болотную заводь, где не пели соловушки, но зато квакали горделивые лягушки. Девочка умела летать, но в небе она парила одна. У подобных ей были тяжелые тела, а души томились под непомерным спудом земных мыслей и забот. Душа же Девочки Припевочки всегда оставалась прозрачной, нежной, легкой и крылатой. Кстати, когда она однажды пожелала одному человеку «легкого дыхания», он саркастически усмехнулся на это. Тот человек…Но «усмехнувшийся» «лечил» человеческие души, как он сам о себе говорил. Как-то этот лекарь посоветовал Девочке: «Тебе нужно меняться. Не дело это – летать. Ты должна ходить по земле.» Она пыталась стать как все. Но это были безуспешные попытки. Ничего, кроме страданий и боли они не приносили. Девочка со временем научилась жить своим внутренним миром, хотя и там было одиноко. Хотя, «одиноко» - это не совсем правильное определение. В ее мире присутствовало Нечто, чему Припевочка не знала названия. Это Нечто было умное, дружелюбное… родное. Когда Девочка Припевочка чувствовала Его присутствие, ей было хорошо и гармонично самой с собой.

       И вот однажды ночью, как мы уже знаем, Месяц принес Девочку Припевочку к Океану. Она почувствовала здесь себя в МИРЕ. «Океан мог бы стать моим домом. Мне  спокойно с ним. Я могла бы стать Ему другом, любила бы Его всей душой». Но Океан опасался принять Девочку в свои глубины. Он для нее стихия, неведомая и мощная, хрупкая гостья может испугаться. Океан размышлял… А Девочка торопилась жить. В ее земном мире время быстротечно, людям его всегда не хватает, и они часто опаздывают. Девочка тоже боялась, что не успеет подружиться с Океаном, полюбить Его, обрести смыслы, которых прежде не было в ее реальном мире. Она плакала от отчаяния. Девочка думала, что Океан не нуждается в ней, что Он самодостаточен. Лишь поздней ночью Океан шептал слова, которые Девочка Припевочка слышала сквозь сон: «Оставайся такой». Время шло… Девочка стала замечать, что не думает о времени: оно всегда было, его хватало, оно ощущалось ею  живым и пластичным. С Припевочкой произошло удивительное: она обнаружила однажды, что с ней разговаривают. В мыслях возникал чей-то вопрос или совет, и Девочка знала, что это не ее собственный вопрос или совет самой себе. Раньше она понимала дельфинов, пела вместе с соловушкой его удивительные песни, но никогда не думала, что в ней самой живет собеседник, наставник, друг, поводырь. Он теперь всегда был с Девочкой , но про-являлся тогда, когда ее душа начинала тревожиться, беспокоиться и замерзать. Так прошло два месяца лета. Время это земное. Следует отметить, что Девочка Припевочка уже не принадлежала ему.  Она стояла у кромки воды. «Это пристань Целомудрия», - услышала она. В небе появились две большие белые птицы. Только один раз Девочка Припевочка слышала о таких в песне, которую странный человек пел под гитару: «Накануне тебя мне приснились огромные птицы…» Теперь она видела именно этих птиц. В клювах они держали нежное платье, словно сотканное из самого воздуха. Птицы кружили над Девочкой. Она подняла руки вверх, пытаясь обнять как можно больше небесной сини. Платье медленно стало опускаться вниз. «Это платье твое», - прокричали птицы. Солнце протянуло свои лучи к головке Припевочки, и над ее волосами заструилась золотая радуга.

           «Иди вперед», - услышала Девочка. Она вступила в Океан. «Иди…иди…иди…» И она шла. Вода плескалась у самого подбородка… и вот сомкнулась над головой. Сердце Девочки Припевочки замерло. «Дыши…Ты умеешь дышать… Смотри… Ты можешь видеть…» Девочка почувствовала, что ее сердечко заработало в неведомом доселе ему ритме. Она открыла глаза. Мир, открывшийся ей, был прекрасен. Мириады удивительных рыб плели узоры. Гибкие водоросли танцевали неповторимые танцы. Странные очаровательные существа приветствовали Девочку.  Она продвигалась по сердцу Океана. Вдруг Припевочка увидела корабль, лежащий на рифах. Он светился изнутри белым молочным светом. «Разыгрался шторм. Судно стало тонуть…» - услышала Девочка голос. «Люди звали на помощь. Грешные , они думали, что случится чудо и шторм успокоится… Но мачты ломались и падали в пучину волн. И тогда моряки запели. Они пели о земле, о любимых, они пели о своей жизни на берегу, просили прощения у тех, кого обижали, в песне эти люди платили долги и объяснялись в любви. Моряки знали в этот момент, что если бы не шторм и приближающийся конец, они никогда бы не сделали этого. Сердца их были жестки и суровы, нравы круты и жестоки, язык неуклюж и груб. Они всегда были уверены, что в этом и заключается сила, позволяющая побеждать Океан. Моряки держались за обломки, замерзшие губы слизывали соленую влагу. Они думали, что это океанская вода. На самом же деле это были тихие,  неслышные и скупые мужские слезы. Сейчас ты видишь свет покаяния, жертвенности и подвига».

          Девочка подошла к кораблю и погладила его скользкую обшивку. Вдруг за ее спиной раздалось знакомое пощелкивание – это были  дельфины. «Моряки приняты Океаном, потому что погибли, мужественно борясь за свою жизнь. Я живу, дышу, вижу. Мне не пришлось бороться с Океаном, чтобы попасть сюда, в его глубины. Мне здесь хорошо и спокойно. Это мой МИР. Почему так?» - спросила дельфинов Девочка.  «Наш дом гармоничен, потому что ни один из жителей Океана не допустит зла и несправедливости по отношению к окружающему миру. Люди ненадежны, души их лишены добродетелей и не излучают свет, они не умеют летать и ходить по водам. Вера в их сердцах уступила место самомнению и произволу, они слепы и глухи. Ты же обладаешь живой верой, в твоем сердце живет бескорыстная любовь, ты умеешь летать и ходить по водам. Границы миров для тебя нет. Вообще, только для бескрылых людей опасно безграничье. Поэтому для них существуют рамки».

         Дельфины окружили кольцом Девочку Припевочку и подняли ее на поверхность. Вот песок. Океан мирно плескался у ее ног. По кромке воды полз Краб. В набежавшей на берег волне что-то блеснуло. Девочка нагнулась к блестке – это было тоненькое золотое колечко. На нем Припевочка прочитала: «Океанская».

ПРИРОДА

        Природа – живая. Она видит, слышит, чувствует. Когда нам плохо, цветы в помещении, где мы живём, начинают болеть, чтобы нам стало легче. Они берут на себя часть страданий человека.

        Птица ищет своё гнездо, соловей стремится к красоте розы, а птицы сердец человеческих довольствуются бренным прахом и удаляются от вечного гнезда своего и, обратив взоры к трясине беспечности, лишаются славы божественного присутствия. Нужно учиться видеть, слышать, чувствовать природу, а не воевать с ней.

        Четыре года назад под моим окном спилили крону двадцатилетней берёзы. Мой сын плакал. Через два года дерево покрылось воскресшей зеленью. Оно возродилось. Древо Жизни, коим является природа, всесильно и благословенно, под его сенью живут сильный и слабый, богач и бедняк, враждующие нации, которых можно уподобить волку и ягнёнку.

        Теперь в моём доме цветут цветы, добрые люди дарят мне их от чистой Души своей. Значит, есть вера в то, что на смену распрям, ссорам и убийствам придут мир, истина и согласие. Иначе не может быть на Земле.

ДЕВОЧКА–ПРИПЕВОЧКА И НОВАЯ ЖИЗНЬ

        Пришло время, когда Девочка–Припевочка должна была уходить в Новую Жизнь. Многое изменилось в Девочке: теперь она знала, что такое «хорошее», «доброе», а что «плохое» и «злое». Она умела любить, дружить и справляться с трудностями. В старой жизни оставались неутешные беды, горькие разочарования, предательства и боль потерь. В сердце своём Девочка–Припевочка уносила Любовь к Богу, миру и людям.

        Некоторые спрашивали: «Куда ты уходишь?» Девочка улыбалась и отвечала: «В Новую Жизнь». Иные напрашивались в гости, но им было отказано: «Нужно быть со мною Единым Целым, чтобы попасть туда, куда я ухожу».

        Мораль этой сказки такова: Когда однажды вас покидают любимые люди, вам кажется, что ничего страшного не происходит. Вы думаете, что приедете к ним в гости, спуститесь через несколько лет на вертолёте или услышите родной голос по телефону. Это иллюзия. Уходя, этот человек отдаёт вас прошлому навсегда, и в Новую Жизнь его дороги вам нет. Если только вы не стали с ним Единым Целым.   

ЦЕЛИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

ПО ОТНОШЕНИЮ К ЛИЧНОСТИ РЕБЁНКА

(приложение)

        «Я в тебя верю», - сказал Господь человеку, когда сотворил его. «Ты умеешь всё. Ты можешь всё. Ты создан для всего». А человек ответил: «Я тебе не верю. Я не могу. Я не умею. Я не буду». Это и стало причиной того, что человек стал слабым. Он ослабел для дел своих.

        Мы сегодня собрались здесь, чтобы поговорить о целительной педагогике. Начнём с того, что наши дети стали больными. Посмотрите на них. Плохое зрение. Плохая память. Плохое самочувствие. И плохая успеваемость. Мы констатировали факт.

        Как сделать так, чтобы ребёнок, обучаясь в школе, смог сообразно своим способностям раскрыться миру? Это вопрос вопросов. Мы должны обеспечить ученику и человеку в одном Лице достойные условия для реализации заложенных в нём творческих способностей. Как это сделать? Давайте подумаем над тем, как превратить процесс обучения в радость.

        Однажды ко мне привели девочку. Назовём её условно Наташа. Мама пожаловалась на то, что ребёнок не умеет писать сочинение в 5 классе. При этом она всё сравнивала маленькую дочку с собой. Кроме того, учитель литературы, который обучает Наташу, априорно, то есть заранее, вынес приговор целому классу: «Они не умеют ничего». От этого приговора целый класс детей пострадал. Эти Ученики перестали любить уроки литературы.

        Я встретилась с этой девочкой. Мы начали нашу беседу с того, кто такое Я.

        Ребёнку легче мыслить образами. И я спросила девочку: «А с чем бы из окружающего мира ты могла бы себя сравнить?» Девочка задумалась, а потом ответила: «С берёзой». Затем, я предложила ей ответить на вопрос: «Почему она выбрала именно берёзу?» «Напиши о себе через образ берёзки».

        И вот что получилось:

        Я похожа на стройную берёзку. Она высокая и красивая. Но пока она ещё маленькая. Скоро берёзка вырастет и станет умной.

        Она живёт в красивом лесу. Там её любят. Ей нужно ещё подрасти, чтобы стать как большие деревья.

        Мама присутствовала на нашем занятии. Я объяснила ей. Я объяснила ей, что в этом сочинении-размышлении содержатся скрытые источники тревоги ребёнка, которые купируют её творческую реализацию.

        Посмотрим внимательно на предложение:

        Но пока она ещё маленькая.

        Ребёнок явно стремится повзрослеть. «Это нормально», - скажете вы. «Беда», - возражу вам я. Человек лишён возможности в полноте проживать своё детство. И бежит оттуда.

        Второе предложение, вызывающее тревогу:

        Скоро берёзка вырастет и станет умной.

        Наташа не считает себя умной сейчас. Это страшно.

        И последнее:

        Ей нужно ещё подрасти, чтобы стать как большие деревья.

        Для девочки критерий качества – взрослые люди. Но ведь критерий качества существует для каждого возраста свой.

        Затем я задала Наташе вопрос:

«А что больше всего ты любишь слушать?» «Музыку», - ответила девочка. «А что такое музыка?» «Это слова, которые можно записать».

Ребёнок получил задание записать музыку словами.

И вот что получилось:

Музыка – это слова, которые можно записать на бумаге. Моя музыка добрая. Она похожа на листья, которые шепчут.

Моя музыка земного цвета. У неё цвет листьев и травы.

Она пахнет астрами. У музыки запах травы после дождя.

Я её так и назову «Запах травы после дождя».

На глазах у мамы её Наташа проявила себя как творческий человек. Взрослая женщина была потрясена. «Диагноз поставлен мне, а не моей дочери».

Давайте подумаем теперь, к чему могут привести жёсткие рамки запрограммированного взрослыми мышления. Только к беде. На каждом этапе взросления родитель, учитель должен обязательно становиться на одну ступеньку с ребёнком. Но, ни в коем случае, не тянуть его до своего уровня.

Я считаю, что воспитанием ребёнка должны заниматься только творческие люди. Это люди, имеющие Дар от Бога на такую святую деятельность.

Сегодня мы собрались потому, что наш разговор посвящён самой глубокой и насущной проблеме современности – воспитанию молодёжи. Это такая важная проблема, равной которой нет и не было по значимости. Человек – это Чудо. И наша задача сохранить его в первозданном замысле: умным, красивым, здоровым.

А что мы имеем на самом деле? Дети плохо учатся (из ~ 30 человек в классе только 1/3 успевает получать общие знания в том объёме, в котором они отмерены для школьного образования).

Теперь новое время. Вот все, наверное, почувствовали, что сегодня учить детей так, как это было сообразно ещё несколько лет назад нельзя. «А как нужно учить детей?» - спросите вы.

Вот об этом я и хотела бы вам рассказать.

На совещании, посвящённом «Портфолио ученика школы» была показана модель этого уникального по-своему банка данных Творческой Личности ребёнка.

Но. Я хотела бы отметить следующий для себя неприемлемый факт. «Портфолио» в том виде, в каком его предложили уважаемые коллеги из НМЦ, не может одинаково МИЛОСЕРДНО отобразить уникальность многих учеников нашего лицея.

И вот почему. «Портфолио ученика» включает в себя три важных компонента:

- творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём с рождения;

- творческий потенциал ребёнка, заложенный в нём при обучении в лицее;

- творческий потенциал для дальнейшей жизни.

Я хотела бы отметить в этой МОДЕЛИ один СУЩЕСТВЕННЫЙ недостаток. Отсутствует Духовный потенциал ребёнка. Вы скажете: «Не одно ли и то же это с творческим потенциалом?» «Нет, дорогие мои».

Здесь кроется существенная разница в понятиях. Творческий потенциал – это то, что ребёнку дал Творец: способности к физике, математике, физкультуре, искусствам. А Духовный потенциал – это тот путь взросления Души, который проходит ребёнок за время обучения в лицее или школе. Что же это за Путь?

Вот, например, ученик пришёл в учебное заведение с патологией совести. А выпустился из стен нашего лицея чистым человеком. Этот путь должен быть отмечен в «Портфолио ученика» непременно. «Но это же нельзя измерить, потрогать, оценить», - скажете вы. «Можно».

Теперь остановимся подробнее на том, что же является критерием оценки ученика по духовному потенциалу.

В моём классе есть девочка. Назовём её условно Анна. Она очень была неуверенна в себе. Шаг за шагом этот ребёнок преодолевал в себе эту неуверенность. Я – учитель литературы. И говорю об этом с большой гордостью. Накануне праздника 8 марта мы задумали с ребятами духовный праздник для мам. Это была инициатива моя как учителя словесности. И ребята очень глубоко отнеслись к тому, что они впервые в своей духовной жизни должны были что-то дарить, а не получать. Настала для моих учеников Время отдавать.

Праздник готовили долго. Для этого ребята писали минисочинения «Самый счастливый момент из жизни моей мамы». Писали все сами, значит, проводили над собой глубинную работу по отысканию в родном человеке самого сокровенного.

Много ли мы знаем о своих мамах? Мы, взрослые, сидящие в этом помещении? Думаю, не очень много. А ведь каждый человек неповторим. Мы же всё время демонстрируем всезнайство: я знаю, я вижу, я осуждаю, я презираю и т. п. Мы так же амбициозно считаем, что знаем всё (!) о своих родителях.

Это духовное заблуждение. Мои ребята это поняли. Им было очень трудно «разговорить» своих мам. Скупо. Кратко. Или «сам(а) что-нибудь придумай». Дети столкнулись с проблемой – мама как Личность. В семьях, где есть лад, любовь, где двое (мужчина и женщина) уважают друг друга, ученику было легче вызвать маму на откровенность. В семьях, где есть боль, взаимные упрёки, эгоизм двоих, ребёнок сталкивался с проблемой материнской замкнутости. Это привело к тому, что многим из них мне пришлось помочь. Я «знаю» всех родителей три школьных года. Мне знакомы проблемы воспитания детей конкретных мам и пап. Но я постаралась найти в «подарок маме» лучшее, что есть в ней как в личности.

Наступил день Духовного праздника. Пришли мамы. Каждой из них ребёнок склеил особый цветик-семицветик с фотографиями из детства, юности, счастливого события. Этими цветами украсили центральную стену. А перед мамами весь праздник стоял букет из двадцати пяти красных живых роз. Дети сами собирали эти цветы в своём сердце.

Девочка Аня, о которой я упоминала ранее, символизировала в слове о Рафаэлевой Мадонне Божью Матерь. Ребёнок страдал сильным заиканием. Вскоре после праздника Аня подошла ко мне и сказала: «Теперь меня все зовут Мадонной». Сегодня заикание плавно переходит в напевную речь. Ведь на празднике девочка шла по комнате так грациозно, как, наверное, ходила Божья Матерь.

Таким образом, Духовный опыт проживания ситуации не только раскрыл в ребёнке творческие возможности (спектакль), но и целительно сказался на здоровье (!!!).

Уроки словесности – это особые уроки. На них ученик получает знания о человеке, Личности, Мире, нравственных и духовных нормах и антинормах. Литература – это один своеобразный учебник жизни.

Имеет ли учитель литературы право, держа в руках такой учебник, быть не человеком, не Личностью, не знать философий, религий, культур, а, соответственно, и языков? Этот вопрос сегодня звучит как риторический. Учитель литературы больше, чем просто человек (он Божий человек). Он больше, чем мирское (бытовое) понятие личности (он Творческая Личность), он больше, чем культуровед (он культуролог), он не замкнут в рамках одной         религии, но в сердце носит истинного Бога.

Таким образом, современная школа (наш лицей) нуждается в данное время быть местом, где должны работать профессионалы. Ибо за непрофессионализм учителя ребёнок в дальнейшем дорого заплатит: здоровьем, исковерканной судьбой и духовной бедностью. Из лексикона современного учителя должны уйти, к сожалению, имеющие место грубые слова, подрывающие у ученика всякую мотивацию к знаниям (вспомните первый пример).

В 5 классе в программе литературы изучаются Библия и творчество народное и авторское в жанре сказок, легенд, былин, притчей. Затем зёрна духовных и нравственных знаний прорастают в культурологию.

В 6, 7 классе изучается зарубежная литература (это уже культурология). И в старшей ступени ребёнок сталкивается с философскими вопросами, религиозными знаниями. Вопросы: Быть или не быть? Каким быть? Кто виноват? Что такое жизнь? Что такое история человечества? Какова в ней роль Личности? – основа человеческой жизни. Ученик должен научиться задавать их в детстве и отрочестве, ибо юность, зрелость и старость – это уже время ответов на них, поиски путей, познание истины. Поэтому основным методом учителя литературы на уроке должен стать ЭВРИСТ → то есть поиск самого ученика, путь и нахождение нужного. Учение обязано быть ДИАЛЕКТИЧНЫМ, живым. Дидактика, безусловно, должна иметь место, но лишь как толчок, как отправная точка. То же самое касается и подготовки самого учителя к уроку. Что такое «дидактические материалы»? Это готовые клише. Как можно наложить рамки на 30 разнообразных Личностей детей на 40 минут. Общение предполагает диалог. Это инструмент, как скальпель в руках хирурга, как молитва в устах священника.

Учитель, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться. Это моя внутренняя молитва. С ней я иду к детям.

        

Ирина Александровна ШИРШОВА,

кандидат филологических наук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по учебной дисциплине Информатика и ИКТ на тему "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" с применением активного метода обучения "Цикла Д. Колба"

Методическая разработка урока по теме "Циклы с несколькими зависимыми параметрами" , в разработке показано применение Цикла Д.Колба на практических уроках Информатики при реализации ФГОС СПО...

Фестиваль сказок “The World of Fairy Tales”. Методическая разработка внеклассного мероприятия для 5-6 классов (план-конспект мероприятия, сценарии 3-х сказок, мультимедийная презентация, приложение, аудио и видео материалы).

Аннотация Внеклассное мероприятие «Фестиваль сказок» предназначено для учащихся 5-6 классов. Главная цель мероприятия - мотивация учащихся к чтению на английском и русском языках, развитие интере...

Алгоритмы с повторениями. Цикл с параметром FOR. Цикл с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT.

Разработка урока по теме "Алгоритмы с повторениями. Цикл  с параметром FOR. Цикл с предусловием WHILE. Цикл с постусловием REPEAT" (расчитан на 3 часа)...

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е.Геллера «Сказки Андерсена» (по мотивам сказок Г.Х. Анд

Разработка открытого урока по фортепиано на тему: «Работа над художественным содержанием сказочных образов в пьесах из фортепианных циклов: В.Ходоша «У Лукоморья» (по мотивам сказок А.С. Пушкина) и Е....

Тема занятия: Цикл. Виды циклов. Работа с сетевым ресурсом code.org – «Изучай информатику» - Курс 2. Раздел «Лабиринт. Циклы»

Тип занятия: Изучение нового материалаЦель: познакомить обучающихся с понятием «Циклические алгоритмы», работа с сетевым ресурсом code.org....

Сундучок сказок (сборник психологических сказок)

Особенность психологических сказок для детей заключается в их общей познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему ре...