Урок литературы в 10 классе на тему: "Дети в творчестве Ф.М.Достоевского".
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

 Мервит Николаевна Сиитова

"В сегодняшнем мире... тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму",- писал Ч.Айтматов. Эти слова писателя проходят красной нитью через весь урок. Среди "униженных и оскорблённых" героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления. Дети всегда интересовали писателя. Тема "детской слезинки", невинного страдания детей получила отклик во многих произведениях Ф.М.Достоевского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_v_tvorchestve_f.docx19.1 КБ

Предварительный просмотр:

Дети в творчестве Ф.М. Достоевского

10 класс

Цели урока: показать, как мировосприятие Ф.М. Достоевского преломилось в его творчестве. Воспитывать чувства доброты, чуткости и сострадания. Развивать умение учащихся читать, воспринимать и четко формулировать свои мысли.

Оформление урока: на столике установлен портрет писателя; цветы; колокольчики; иллюстрации к произведениям Достоевского.

Музыкальное оформление: «Реквием».

Эпиграф к уроку:

В сегодняшнем мире… тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму.

                                                                                        Ч. Айтматов

Конспект урока

Эмоциональное вступление

Музыка. Читаю отрывки из произведений Ф.М. Достоевского.

  1. Перед Рождеством я все встречал на улице… одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему… Он ходил «с ручкой»; это технический термин, значит просить милостыню…
  2. А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замершего за дровами мальчика…
  3. Самая маленькая девочка, лет шести, спала на полу, как-то сидя, скорчившись и уткнув голову в диван…

- Мало кто сумел так близко подойти к детской душе и так глубоко в нее проникнуть, как Ф.М. Достоевский. Ему детская душа открывалась полностью, потому что писателю был дан самый ценный человеческий дар – дар сострадания.

- Ваши впечатления о прочитанных мною отрывках из произведений Ф.М. Достоевского? Как воспринимаете эти строки: умом или сердцем?

- Достоевского читает весь мир. Им восторгались, пророчили великое будущее, о нем спорили и спорят до сих пор: «принимать или не принимать его»; его низвергали, им любовались, именно на его могиле среди множества венков был венок и от русских детей, ему дарили букеты цветов мальчики и девочки.

«Не совсем ясно, какие это были цветы – живые  или искусственные?» - было написано в одной газете.

Впрочем, это не так уж важно. Главное, что цветы дарили дети.

- Ребята, предлагаю в знак признания таланта великого писателя-гуманиста положить цветы к его портрету (звучит музыка).

- Принимать или не принимать Достоевского, его произведения решать вам, моим сегодняшним ученикам. Я надеюсь, что в конце урока вы дадите утвердительный ответ, потому что мы поведем наш разговор о детях в творчестве Ф. М. Достоевского.

        Предлагаю вас мысленно перелистать страницы жизни и творчества большого писателя, увидеть его индивидуальность, попытаться понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в творчестве – необыкновенно ярком и своеобразном.

- Дети всегда интересовали Достоевского. Сам писатель с особой нежностью и большой любовью относился к собственным детям.

«К моему большому счастью, - пишет жена писателя Анна Григорьевна, - Ф.М. оказался нежнейшим отцом…»

Да, Достоевский был хорошим отцом.  «Да и как не любить детей? – писал он. – Если уж перестанем детей любить, то кого же после того мы сможем полюбить и что станется тогда с нами самими?»

- Среди «униженных и оскорбленных» героев Достоевского особенно выделяются дети, страдающие без вины, наказанные без преступления.

С 1873 г. издавался «Дневник писателя». Достоевский создал своеобразную литературную вещь.  С одной стороны, это известный журнал, с другой – это дневник, так сказать, для себя, в котором писатель выражает свои мысли, взгляды.

        Из «Дневника писателя» 1876 г. вы прочитали рассказ «Мальчик с ручкой».

- Ваши первые впечатления?

- Какой эпизод из жизни уличных детей показывает холодное равнодушие к ним окружающих? («Один из них ночевал…»)

- Как вы думаете, почему автор употребил несовершенный вид глагола «не замечал»? Почему не слово «заметил»? Есть ли отличия в значении этих слов?

- Послушайте концовку этого рассказа: «Под конец переносят все – голод, холод, побои, - только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли бог, есть ли государь; даже такие передают о них вещи, что невероятно слышать, и, однако же, все факты».

- Что же ждет, согласно Достоевскому, такое общество в будущем? Какова перспектива?

- На этой тревожной ноте заканчивается рассказ, в котором Достоевский поведал о непростой судьбе детей бедняков.

        В своем следующем рассказе «Мальчик у Христа на елке» он рассказал о судьбе одного мальчика. Этот рассказ принадлежал к числу тех художественных произведений, которые в конце жизни писатель больше всего ценил. Именно этот рассказ читал Достоевский на своих встречах с детьми.

- Это произведение принято относить к жанру святочных рассказов. Как вы думаете, почему? Какие дни в году мы называем святками?

- Рассказ начинается с экспозиции, из которой мы узнаем историю мальчика. Итак, что же нам становится известным о мальчике?

- Почувствовав холод и бесприютность, мальчик вышел на улицу. Что можно сказать о людях, которые живут в этом городе?

- Их отношение к мальчику?

- Автор использует прием противопоставления, когда описывает елку, увиденную мальчиком через большое стекло, и сказочную елку у Христа. Чем они отличаются?

- Прочитаем финал этого рассказа  («Это «Христова елка»…).

- К какому размышлению приводит этот финал?

- Тема «детской слезинки», невинного страдания детей получила отклик и в романах писателя. («Униженные и оскорбленные», «Бесы», «Идиот», «Братья Карамазовы» и «Преступление и наказание»).

        Сильный человек Иван Карамазов гордо отказывается от счастья, купленного страданием, и не просто страданием, а страданием детей.  Ничем нельзя ни объяснить, ни оправдать слез пятилетней девочки, истязаемой родителями-садистами, так аргументирует свой бунт Иван Карамазов; нельзя  оправдать мучений мальчика, затравленного борзыми собаками, смерти младенцев, зарезанных турками в Болгарии. Если мировая гармония непременно должна быть основана на слезах и крови, то долой такую гармонию!

«Не стоит она слезинки, хотя бы одного замученного ребенка».        

- Вы прочитали роман Достоевского «Преступление и наказание».

- Ваши первые впечатления?

- Да, Раскольников нарушил «меру» дозволенной крови. Не думал, что лезвие обычного дворницкого топора окажется столь огромным.

- Скольких же убил Родион Раскольников?

        Нам придется вместе посчитать.

  1. Старуху-процентщицу. Уже мертвая, она приснилась ему и – хохочет. Смех этой старушонки еще коварнее, чем злая улыбка Пиковой дамы у Пушкина.
  2. Вторая жертва тоже очевидна – Лизавета.
  3. Третья жертва, как и две предыдущие, на поверхности.

«Я себя убил!» - скажет Раскольников.

  1. Четвертая жертва – неискупаемая. Два человека знают, что Родион «окровавился». Кто это? (Порфирий Петрович).

Есть и другой «следователь» - интуитивный всевидец, не ведая, все знающий.

Ребята, кто сразу понимает нас, когда мы огорчаемся, радуется вместе с нами?

        Да, это мама Раскольникова. (Пульхерия Александровна).

Безотчетные слезы поминутно наполняют ее глаза. То, что не принимает мама, отвергнет и человечество, какой бы солидной арифметикой ни была аргументирована «теория». Роденька! Первенец! – по сути  матереубийца.

  1. Ребята, а ведь есть и пятая жертва. Кто ее назовет?

Проведем конкурс на самого внимательного читателя.

- Ребята, обратите внимание на такую художественную деталь: «Лизавета поминутно была беременна…» О чем она говорит?

- Может, и в этот момент, когда был занесен над нею топор, она находилась в таком состоянии? Иначе Достоевский не дал бы этих строк или употребил бы в каком-то ином контексте. Ничего случайного, внутренне не связанного с главной «темой» у великих мастеров слова не бывает.

- Ребята, каково же ваше отношение к Достоевскому, к его творчеству?

Вывод: Испорченная «картина мира», «картина детства» со времен Достоевского исказилась еще более. Современная статистика выдает страшные цифры: в нынешней России два миллиона беспризорных детей, десятки тысяч малолетних преступников. А сколько незаконнорожденных… Наркомания среди детей стала нормой.

        А ведь дети, вы – ребята – будущее России. Не случайно именно дитю, подростку посвятил Достоевский прежде всего свое творчество.

        Он будил и будит спящих, он проливает свет на то, что мешает жить, он бьет в колокол и кричит:

        Пусть раздаются повсюду

Колокольчики добра,

        Чтобы от детских слез,

        невинного страдания детей на земле

Не осталось и следа.

И в знак благодарности я дарю вам, ребята, колокольчики. Я уверена, что у вас очень добрые и отзывчивые сердца. Стоит только зазвонить этим колокольчиком, призывая о помощи, вы всегда отзоветесь на чужую боль.

Закончу урок словами Ч. Айтматова: « В сегодняшнем мире… тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературная викторина для обобщающего урока в 6 классе по разделам: «Устное народное творчество», «Древнерусская литература», «Русская литература XIX века».

Литературная игра для обобщающего урока в 6 классе дает возможность проверить знания по разделам "Устное народное творчество", "Древнерусская литература", "Литература 18, 19 века"...

Проект урока литературы в 5 классе по теме "Дети и война в лирике А.Твардовского и К.Симонова"

Образовательная цель: формировать представление о Великой Отечественной войне, жизни и ее восприятии детьми, отображенных в поэтических текстах; познакомить со стихотворениями А. Т. Твардовского, К. М...

Методическая разработка урока литературы Тема: Проблемы доброты, милосердия, всепрощения в рассказе Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на елке»

Познакомить учащихся с жанровыми особенностями святочного рассказ Формирование умения анализировать прозаическое произведение, развитие речи и творческих способностей учащихсяНравственное и эсте...

Презентация к уроку литературы.10 класс "Петербург Достоевского"

Презентация позволяет раскрыть образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"...

Урок литературы 6 класс Ф.М.Достоевский "Мальчик у Христа на елке"

урок литературы к 200-летию Ф.М.Достоевского  познакомит с  рассказом "Мальчик у Христа на елке", познакомит с жанровыми особенностями святочного рассказа....