Литературное чтение. Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».
план-конспект урока по литературе (6 класс) по теме

ТЕМА: Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ЦЕЛЬ УРОКА:  объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово  «уроки»

ЗАДАЧИ: раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uroki_francuzskogo_konspekt.docx17.68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 6 классе

ТЕМА: Смысл названия рассказа В.Распутина «Уроки французского».

ЦЕЛЬ УРОКА:  объяснить смысл названия рассказа, выяснить, какой смысл вложил автор в слово  «уроки»

ЗАДАЧИ: раскрыть содержание понятий «духовные ценности», «духовная память».

СЛАЙД № 1:  На экране слайд: портрет Распутина, тема урока, иллюстрация, на которой изображены яблоки в посылочном ящике.

  1. Организационный момент.
  2. Слово учителя.

-На прошлом уроке вы познакомились с текстом рассказа В.Распутина «Уроки французского».

-Сегодня мы с вами постараемся понять, почему автор назвал своё произведение именно так: «Уроки французского», а также познакомимся с такими понятиями, как духовные ценности», «духовная память», нравственность.

- Давайте вспомним, что мы узнали о нашем главном герое , какие черты характера нам особенно понравились (Добросовестный, ответственный, настойчивый, честный, справедливый).

- Скажите, почему после драки герою было стыдно идти в школу? (боится показаться ненадежным человеком)

-Как его встретила Лидия Михайловна? (сначала пошутила, потом поняла, почему ее ученик  избитый)

-Какой казалась мальчику Лидия Михайловна? (сказочным существом)

Найти и зачитать портрет Лидии Михайловны  (объяснить, почему  автор пишет, что она была « в одежде» стр.133

- А как выглядел герой? (зачитать)  стр.134.                                                                                          

- Какой художественно-выразительный  прием использовал автор, описывая внешний вид мальчика и учителя? (противопоставление, антитеза)

- Почему герой нарушает слово не играть на деньги? (очень хотелось кушать)

- Что решила сделать  Лидия Михайловна, в очередной раз увидев разбитую губу мальчика?

а) сначала пригласила к себе,  для того чтобы позаниматься французским языком

б) затем прислала посылку (показать гематоген)                зачитать стр. 143

- Почему Лидия Михайловна старалась помочь герою? (видела его способности)

- На какой шаг ещё решилась Лидия Михайловна?        зачитать стр.151

- Мы говорили о противопоставлении внешности Лидии Михайловны и героя. А с кем Распутин противопоставил Лидию Михайловну по характеру?

- А сейчас давайте попробуем составить словарь добрых слов, которыми мы могли бы охарактеризовать Лидию Михайловну и записать, какие качества характера мы заметили у директора.  

        Словарь добрых качеств                                        Директор

Доброта, понимание                                        Черствость

Чуткость, справедливость                                        Невнимательность

Отзывчивость                                                Формализм

Уважительное отношение к детям                                Бездушие

Милосердие

Щедрость

Сострадание, сочувствие

- Почему Лидия Михайловна не стала ничего объяснять директору?  (он бы не понял)

- А почему Лидия Михайловна помогала именно этому ученику ? ( она спасала его, помогала, потому что он был талантлив, но наш герой тогда этого не понимал)

        Лидия Михайловна уезжает, попрощавшись с героем (сцена  из фильма).

А через некоторое время герой получает посылку. Мальчик  узнал яблоки, которые не видел никогда. Лидия Михайловна открыла  ему другой мир, мир, где люди могут доверять друг другу, поддерживать и  помогать, разделять горе. избавлять от одиночества. О яблоках он и не мечтал никогда. Он их узнал  сразу , и также узнал теперь , что он не одинок, что есть на свете доброта, отзывчивость, любовь, А это и есть духовные ценности.

        Откроем стр. 113.

        Здесь предисловие к рассказу, которое написал сам Распутин. Это мысли уже взрослого человека, его духовная память. (зачитать)

        А теперь подумайте, почему рассказ назван «Уроки французского» и ,в этом вам поможет название предисловия.

        И самое главное: рассказ автобиографичен учительница на самом деле существовала, но она не помнила, о чем писал Распутин. Почему? (потому что истинное добро никогда не требует отдачи)                                                Зачитать стр.113

- Как  вы думаете, мы достигли цели нашего урока, объяснили смысл названия рассказа?

- Мы справились с задачами урока:

        - Поговорили о душевном состоянии героя

        - Обсудили, какими качествами обладала Лидия Михайловна

        - Обсудили, что такое духовные ценности, духовная память

Распутин сказал: «Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература – это воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства».

Вы знаете, нам сегодня тоже пришла посылка. Как вы думаете, что в ней.(яблоки) Я очень хочу, чтобы эти яблоки стали для вас частичкой добра, чтобы после нашего урока вы стали милосерднее, добрее к тем, кто с вами рядом.

Д/з: Мини-сочинение «Учитель ХХI века».

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки жизни в рассказе В.Распутина "Уроки французского"

Уроки жизни в рассказе В.Г.Распутина«Уроки французского» Цели урока:      ...

Уроки мужества и доброты по рассказу В. Распутина "Уроки французского"

Надеюсь, что мои разработки будут полезны коллегам!...

Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского

презентация к уроку литературы в 6 классе Уроки доброты в рассказе ВГ Распутина Уроки французского...

План-конспект урока по рассказу В.Распутина «Уроки французского», презентация к уроку

План- конспект урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского", презентация к уроку....

Конспект урока по литературе по теме "Уроки доброты" (по рассказу В. Распутина «Уроки французского»)

Методическая разработка может быть использована как на уроках литературы, так и на внеклассных мероприятиях и классных часах, посвященных нравственным проблемам. Основной вопрос обсуждения...