«Турнир эрудитов по творчеству М.И. Цветаевой (10-11 кл.)».
план-конспект урока (литература, 10 класс) по теме

Литературная викторина

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turnir_eruditov_po_tvorchestvu_m.docx23.03 КБ

Предварительный просмотр:

«Турнир эрудитов по творчеству М.И. Цветаевой (10-11 кл.)». Подготовка к турниру. Создаются две команды по 8-10 человек. Каждая команда готовит стенгазету, кроссворд, вопросы соперникам, музыкальный номер – песню на стихи М.И. Цветаевой, выразительное чтение стихов поэтессы наизусть; особая группа – жюри; специальная группа учащихся занимается техническим обеспечением турнира: подыскивают ноты песен и романсов на стихи М.И. Цветаевой, грамзаписи музыкальных произведений, подсвечники со свечами и так далее.

Еще одна группа учащихся подбирает книги о М.И. Цветаевой и сборники ее стихотворений для выставки, а также портреты поэтессы разных лет, необходимые портреты для конкурса, изготавливает «раскладушки» со статьями о Цветаевой, пишет плакаты со строчками ее стихов для оформления зала, готовит выразительное чтение наизусть стихов М.И. Цветаевой (для пауз между конкурсами).

Роль преподавателя: помогать учащимся и координировать их деятельность.

Оформление. Плакаты – строки и девизы Марины Цветаевой: «Все понять и за всех пережить!»; «Вся моя жизнь – роман с собственной душой»; «Чтоб был легендой – день вчерашний, // Чтоб был безумьем – каждый день!»; «Я жажду сразу – всех дорог!»; «Я не верю стихам, которые льются. Рвутся – да!»; «Стихи – есть бытие»; «Равенство дара души и глагола – вот поэт»; «Одна из всех – за всех – противу всех!»; «Единственная обязанность на земле человека – правда всего существа»; «Вперед, вперед – с сожженными губами...»; «Литературных влияний не знаю, знаю человеческие».

Возле большого портрета Марины Цветаевой – эпиграф к турниру:

Не любовницей – любимицей

Я пришла на землю нежную.

М.И. Цветаева

I. Конкурс «Разминка». Команды по очереди готовятся (1 мин.) и отвечают на поставленные ведущим вопросы. В случае затруднения одной команды или неправильного ответа дать свой ответ может вторая команда, заработав дополнительные баллы. Полные ответы дают 3 балла.

Вопросы разминки:

1. В 1910 году, будучи гимназисткой, Марина Цветаева тайком от семьи посетила типографию А.И. Мамонтова, что находилась в Леонтьевском переулке Москвы. Какое дело привело ее туда?

(Заказ – 500 экземпляров – ее первой книги стихов «Вечерний альбом».)

2. Назвать, какие из этих мест оставили свой след в памяти и творчестве поэтессы: Царское Село, Петербург, Таруса, Москва, Коктебель, Одесса, Париж, Елабуга, Прага.

3. На какие четыре периода раскололась жизнь М.И. Цветаевой?

(До революции, послереволюционная жизнь в Москве, эмиграция, возвращение на Родину.)

4. К какому литературному течению, направлению можно отнести творчество М.И. Цветаевой?

(Ни к какому течению, направлению она не примыкала. Ее творчество можно назвать литературой внутреннего сопротивления.)

Пока жюри совещается, на фоне музыки (1-я часть концерта № 2 для фортепиано с оркестром С.В. Рахманинова) звучит цветаевское стихотворение «Моим стихам, написанным так рано...».

II. Конкурс «Хронология». Записать в хронологическом порядке названия прижизненных сборников стихов поэтессы (список сборников дается каждой команде в разбросанном виде). Правильный ответ – 3 балла.

1910 – «Вечерний альбом»

1912 – «Волшебный фонарь»

1913 – «Из двух книг»

1921 – «Версты», вып. 1

1922 – «Разлука»

1922 – «Версты», вып. 2

1923 – «Ремесло»

1923 – «Психея. Романтика»

1924 – «Молодец»

1928 – «После России»

Пока жюри совещается, может звучать на фоне музыки («Октябрь» из цикла «Времена года» П.И. Чайковского) стихотворение Цветаевой «Красною кистью рябина зажглась...».

III. Конкурс «Литературоведы». Каждая команда получает вопрос и в течение двух-трех минут, пользуясь сборниками стихов поэта, готовится к ответу. 5 баллов.

Вопрос первой команде. О ком и где М.И. Цветаева пишет: «разъярительница ветров», «насылательница метелей, лихорадок, стихов и войн», «шальное исчадие ночи белой», «чернокнижница»?

(Об А.А. Ахматовой в цикле «Ахматовой».)

Вопрос второй команде. Какого поэта Цветаева чтила не как собрата по ремеслу, а как божество от поэзии и которому как божеству поклонялась? В каком цикле стихов она писала о нем: «рыцарь без укоризны», «божий праведник», «вседержитель моей души»?

(А.А. Блок. «Стихи к Блоку».)

Пока жюри совещается, на фоне 3-го концерта С.В. Рахманинова звучит стихотворение М.И. Цветаевой «Тоска по родине».

IV. Конкурс «Перестрелка». Команды по очереди называют поэмы Марины Цветаевой (за каждую получают 1 балл). Выигрывает команда, назвавшая большее число поэм.

(«Поэма Горы», «Поэма Конца», «Поэма Лестницы», «Крысолов», «Сибирь», «Царь-Девица», «Поэма Воздуха», «На красном коне», «Егорушка», «Молодец», «Переулочки», «Автобус», «Попытка комнаты», «Перекоп»).

Пока жюри совещается, звучит стихотворение «Кто создан из камня, кто создан из глины...» на фоне 3-го вальса Ф. Шопена.

V. Конкурс «Портреты». На стенде 8 портретов поэтов, которым Цветаева посвятила строки своих стихов.

(А.С. Пушкин, А.А. Блок, А.А. Ахматова, О.Э. Мандельштам, М.А. Волошин, Б.Л. Пастернак, В.В. Маяковский, А.А. Тарковский).

Команды по очереди готовятся (2-3 минуты), отвечают на поставленные ведущим вопросы и находят портрет того поэта, о ком идет речь. В случае затруднения одной команды или неправильного ответа дать свой ответ может вторая команда, заработав дополнительные баллы (2 балла).

1. О ком из них М.Цветаева сказала: «...для меня – святыня, это вся моя надежда, то небо за краем земли, то, чего еще не было, то, что будет»? К нему она обращалась: «Моему брату в пятом времени года, шестом чувстве и четвертом измерении...».

(О Б.Л. Пастернаке).

Мы коронованы тем, что одну с тобой

Мы землю топчем, что небо над нами – то же!

И тот, кто ранен смертельной твоей судьбой,

Уже бессмертным на смертное сходит ложе...

(А.А. Ахматовой).

2. Кому посвящены следующие строки Марины Цветаевой?

Что вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих!

(О.Э. Мандельштаму).

3. С кем из этих поэтов М.И. Цветаеву связывала многолетняя дружба, несмотря на большую разницу в возрасте – 15 лет?

(С М.А. Волошиным).

4. В каком произведении М.Цветаева говорит об этом поэте:

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

(В первом стихотворении цикла «Стихи к Блоку».)

5. Чьи стихи в 1936 году Марина Цветаева переводила на французский язык с блестящим мастерством (до четырнадцати вариантов некоторых стихотворений)?

(А.С. Пушкина).

7. На чье стихотворение этот ответ Марины Цветаевой? Подсказка: с этим поэтом она познакомилась в 1939 году.

Все повторяю первый стих

И все переправляю слово:

«Я стол накрыл на шестерых».

Ты одного забыл – седьмого!

(Арсения Тарковского).

8. Кому из этих поэтов Марина Цветаева хранила всю жизнь «высокую верность собрата» и посвятила этому современнику после его смерти цикл стихов?

(В.В. Маяковскому).

Пока жюри совещается, слушаем стихотворение «Нет, бил барабан перед смутным полком...». Звучит на фоне «Лунной сонаты» Л. ван Бетховена.

VI. Конкурс «Блиц-турнир». Команды без подготовки отвечают на вопросы ведущего и получают за правильный ответ 1 балл. В случае затруднения одной команды ответ может дать вторая команда и получить дополнительно 1 балл.

Вопросы для первой команды:

1. Какой розовый камень М. Цветаева хранила всю жизнь и в честь какого события?

(Сердолик. В честь знакомства с Сергеем Эфроном.)

2. Как называется книга М.И. Цветаевой об А.С. Пушкине?

(«Мой Пушкин»).

3. Какие отличительные черты стихотворной графики имеет поэзия Цветаевой?

(Много тире, восклицательных знаков).

Вопросы для второй команды:

1. Кого М.Цветаева называла гонцом бога поэзии?

(О.Э. Мандельштама).

2. Как называется книга М.Цветаевой о М.А. Волошине?

(«Живое о живом»).

3. В каком году появилось первое стихотворение М. Цветаевой о Пушкине и как оно называлось?

(1913 год; «Встреча с Пушкиным»).

Пока жюри совещается, звучит стихотворение «Расстояние: версты, мили...» на фоне 1-го концерта П.И. Чайковского.

VII. Конкурс «Декламация». Каждая команда по очереди читает наизусть стихи М.И. Цветаевой (из заранее предложенных преподавателем ребята выбирают для этого конкурса наиболее понравившиеся: «Молитва», «Идешь, на меня похожий...», «Ты будешь невинной, тонкой...», «Анне Ахматовой», «Имя твое – птица в руке...», «Родина», «Когда-нибудь, прелестное созданье...», «О слезы на глазах!», «Письмо», «Страна» и другие) (2 балла).

Пока жюри совещается, участники конкурса слушают стихотворение М.Цветаевой «Вы столь забывчивы, сколь незабвенны...».

VIII. Конкурс «Артисты». Команды по очереди исполняют песни на стихи Марины Цветаевой (по две песни). На выбор: «Мне нравится, что вы больны не мной...», «Хочу у зеркала, где муть...», «Когда я стану бабушкой...», «Вчера еще в глаза глядел...», «Чтобы помнил не часочек, не годок...» («Гребешок»), «Генералам двенадцатого года», «Уж сколько их упало в эту бездну...», «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес...» и другие (2 балла).

Пока жюри совещается, в исполнении Татьяны Дорониной звучит стихотворение М. Цветаевой «Рассвет на рельсах».

IX. Конкурс «Итоговый». Команды должны дать ответ на следующий вопрос: «Почему сейчас так возрос интерес к творчеству Марины Цветаевой и будут ли читать ее стихи через 100 лет?» (2 балла).

X. Подведение итогов турнира.

Литературная викторина «Знаем ли мы творчество М.И. Цветаевой?» (11 кл.). Основная образовательная цель викторины – повторение, обобщение и углубление знаний по творчеству М.И. Цветаевой. Также в задачи викторины входит развитие скорости мыслительных и познавательных процессов, памяти, воссоздающего воображения.

Порядок проведения. Викторина содержит различные вопросы, за правильный ответ на каждый из которых начисляется 1 балл, который отмечается в сводной таблице. Участвует весь класс. В конце подводятся итоги викторины и выбирается победитель.

Вопросы к викторине.

1. Персонаж поэмы «Крысолов» (Флейта). 

2. Стихотворение М. Цветаевой, начинающееся со слов: «Под занавесом дождя // От глаз равнодушных кроясь...» («Побег»).

3. Имя дочери бургомистра из поэмы «Крысолов» («Грета»).

4. Персонаж трагедии «Ариадна», который начинает действие (Вестник).

5. Трагедия М. Цветаевой на античный сюжет, написанная в 1927 году («Федра»).

6. Имя матери поэтессы (Мария).

7. Столица европейского государства, где в 1927 году после долгой разлуки М.Цветаева встретилась с мужем-эмигрантом (Берлин).

8. Имя мужа поэтессы (Сергей).

9. Поэт, который одобрительно отозвался на первую книгу стихов «Вечерний альбом» (М. Волошин).

10. Стихотворный цикл, содержащий два стихотворения: «Не возьмешь моего румянца...», «Не возьмешь мою душу живу...» («Жизнь»).

11. Европейское государство, где поэтесса жила в эмиграции с 1922 по 1925 год (Чехия). 

12. Стихотворение на сюжет древнегреческого мифа о верности мужа – певца и музыканта – своей жене (Орфей). 

13. Предводитель крестьянской войны в России, донской казак, которому поэтесса посвятила целый цикл стихотворений (Разин). 

14. Стихотворение, посвященное английскому поэту, автору поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда» («Байрону»). 

15. Поэма, посвященная Б. Пастернаку («Молодец»). 

16. Стихотворение, посвященное польской авантюристке, жене двух самозванцев – претендентов на русский престол в Смутное время («Марина»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Турнир эрудитов

Интеллектуальная игра среди 5-ых классов...

Турнир эрудитов

Интеллектуальная игра среди 5-ых классов...

Внеклассное мероприятие по химии "Турнир эрудитов"

В данной разработке представлены задания разного типа для проведения внеклассного мероприятия в 9 классе....

турнир эрудитов для 5 класса

Данный сценарий позволит учителю легко провести увлекательный турнир для пятиклассников. Данная разработка позволит вовлечь детей и других классов, удачное сочетание театральной игры и математического...

Славяне. Турнир эрудитов.

Авторская разработка Елфимова.С.А. учителя истории и обществознанияМОУ « СОШ с Моховое» Ершовского района Саратовской области. Турнир эрудитов.( Из истории славян) Цель: углубить знани...

Турнир эрудитов по химии

В сценарий внеклассного мероприятия по химии "Турнир эрудитов" включены различные интересные задания для команд, занимательные опыты, песни на химическую тематику. Рекомендую использовать эту игру сре...

Конспект урока по теме «Заключительный урок по творчеству Марины Ивановны Цветаевой. Диалог о Марине Ивановне Цветаевой»

Конспект урока предназначен для учителей, преподающих в 11 классе, ориентирован на отработку анализа поэтического текста, формирование умений и навыков у школьников создавать психологический портрет п...