Главные вкладки

    План-конспект урока литературы (5 класс) по теме:
    Урок по рассказу Б.Житкова "Механик Салерно"

    Примак Ольга Михайловна

    Данный урок проводился в 5 классе по образовательной системе "Школа-2100". Основной методический приём, используемый на уроке, - эвристическая беседа, направленная на осмысление учащимися нравственной составляющей урока. Также используется один из видов технологии критического мышления - приём РАФТ.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_rasskazu_b.zhitkova_mehanik_salerno.doc96.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема урока: Урок литературы  по рассказу Б.С.Житкова «Механик Салерно»

    (по программе «Школа 2100») «Оставаться человеком при любых обстоятельствах».

    Примак Ольга Михайловна, МОУ «УСОШ №2», п. Уренгой,

     Ямало-Ненецкий автономный округ

     

    Вид урока: изучение нового материала.

    Тип урока  – эвристическая беседа

    Цели урока:

    1. Знакомство с биографией и творчеством  Б.С.Житкова.
    2. Развитие навыков краткого сюжетного пересказа.
    3. Развитие умения выборочного чтения.
    4. Формирование умения характеризовать поступки героев произведения.
    5. Формирование прочной нравственной позиции школьников.

    Оборудование: портрет писателя Б.С.Житкова; морские пейзажи

    Подготовка к уроку:

    Учащиеся:

     должны знать содержание рассказа Б.С.Житкова «Механик Салерно»

    Учитель:

    -должен приготовить портрет Б.С.Житкова.

    -найти иллюстрации к рассказу.

    -продумать оформление доски.

           

    ХОД УРОКА.

    Оргмомент.

    Сегодня на уроке мы будем говорить о рассказе Б.С.Житкова «Механик Салерно». Что вы знаете о Житкове? Какие произведения читали?

    Слово учителя о писателе.

             Писатель Борис Степанович Житков - неутомимый путешественник, объехавший полсвета. Он был капитаном научно-исследовательского судна, штурманом парусника, морским офицером, водолазом, преподавал математику, знал несколько иностранных языков.

            Море и жизнь моряков – одна из излюбленных тем в творчестве Б.Житкова. Его сестра вспоминала: «Больше всего он любил писать о море. В его морских рассказах основное – это правда. Он писал о том, что видел, что сам слышал, что сам пережил. Его герои – живые люди; не портреты, конечно, но выросли они из истинных происшествий, из были. Море Житкову было родным, близким, он знал его и злым, и мирным и очень любил. Рассказы о море писал моряк Житков».

         Рассказ «Механик Салерно» впервые опубликован в 1932г. под названием «Было давно». Во всех последующих изданиях назван «Механик Салерно».  

       Почему  автор изменил название? Над этим вопросом мы должны подумать и ответить на него после обсуждения рассказа.

     На доске появляется тема урока.

    «Оставаться человеком при любых обстоятельствах»

    - Как вы понимаете выражение «оставаться человеком»? (быть добрым, человечным, справедливым, честным, гуманным).

    - А какие могут быть  в жизни обстоятельства? (сложные, непростые, экстремальные).

    - В одном из справочников о  рассказе Житкова я нашла следующий материал. Послушайте внимательно.

          «Есть у Б.Житкова рассказ о команде на пароходе, в трюме которого горит бертолетова соль. Описание в «Механике Салерно» посвящено не столько пожару – таких описаний в мировой литературе очень много, сколько анализу подвига команды, которая сохраняет пассажиров от гибели и страха». 

    - Согласны ли вы с подобным утверждением? (учащиеся соглашаются с этим утверждением)

    -И всё же автор назвал свой рассказ не «Пожар на судне» или  «Подвиг моряков», а именем одного героя. Значит, не всё  в нём  так просто.

     Работа с текстом.

    -Давайте обратимся к тексту произведения и посмотрим, как построен рассказ?

                         ( небольшой рассказ разделён на 18 маленьких главок)

    -Как вы думаете, с какой целью автор разделил его на 18 частей?

                  (Наверное для того, чтобы передать напряжённость и трагизм  ситуации, возникшей на корабле. События разворачиваются очень быстро, в каждой главе происходит что-то важное, решения принимать нужно быстро)

    - Рассмотрим, как ведут себя капитан, штурман Гропани, механик Салерно, матросы в трагической ситуации.

        -Итак, капитан! Как ведёт себя капитан, узнав о пожаре в трюме? Каковы его первые распоряжения?

             ( Человек опытный, бывалый, он действует чётко, быстро, понимая, что «страх –   огонь в соломе»

    - Как вы понимаете эту фразу капитана? Что она означает?

          (Люди от страха теряют голову, становятся неуправляемыми.  «Нельзя, чтобы знали пассажиры. Их двести пять человек. Начнётся паника. Страх – это огонь в соломе. Он охватит всех. Все в один миг потеряют ум. Тогда люди ревут по-звериному. Толпой мечутся по палубе. Бросаются сотнями к шлюпкам. Топорами рубят руки. Мужчины с ножами бросаются на женщин. Пробивают себе дорогу. Матросы не слушают капитана. Давят, рвут пассажиров. Окровавленная толпа бьётся, ревёт, - так думает капитан. Он  много знал таких случаев. Он не должен этого допустить»

    -Какие приказания отдаёт капитан?

         (Капитан объявляет на судне военное положение. Кораблю – полный ход. Команде делать плоты под руководством Салерно. Штурману и второму механику развлекать пассажиров, чтобы те ничего не заподозрили)

    - Какой поступок капитана потрясает душу читателя? Чем он вызван?

      (Капитан выкинул за борт одного любопытного пассажира, который стал догадываться, что на судне что-то происходит. Вызван  уверенностью капитана в том, что ради спасения многих людей можно пожертвовать одним. «Цель оправдывает средства»,- так считают  многие. Капитан один из них)

    -Оцените этот поступок капитана. Можно ли его понять и оправдать?

         ( Мнения  в  классе разделились. Большая  часть пятиклассников  оправдывает капитана судна  тем, что он это сделал ради спасения остальных пассажиров, ведь любопытный пассажир мог узнать о пожаре внутри трюма и посеять панику. А «страх – это огонь в соломе».)

    - Был ли у капитана  выбор, неужели  обязательно было жертвовать одним ради спасения других? А если бы таким любопытным пассажиром оказался кто-то из ваших близких  или вы сами?

     (Ученики задумываются, начинают искать другие возможные варианты  разрешения ситуации и постепенно приходят к выводу, что капитан поступил неправильно, бесчеловечно, антигуманно. Да, экстремальная ситуация диктует иногда свои условия, но ведь капитан несёт ответственность за жизнь всех пассажиров, он в ответе за каждый свой поступок, т.к. от его поступков зависит порой жизнь других людей. А капитан разрешает взять на борт «левые» бочки, даже не проверив, что в них. Значит, он косвенно тоже является виновником пожара.)

    - А кто ещё погибает на судне от пули капитана? В какой момент происходит это событие?

    (Ребята вспоминают, что во время спуска пассажиров на шлюпки капитан выстрелил в испанца, когда тот, оттолкнув женщину с ребёнком, хотел первым прыгнуть на плот )

    - Оцените этот поступок капитана?

      (Ребята задумываются, спорят между собой, кто-то осуждает капитана, кто-то оправдывает. В конце концов торжествует мнение, что эта ситуация отличается от первой. Ведь испанец поступает как трусливый и подлый человек. Он -  крепкий и сильный мужчина, вместо того чтобы помогать женщинам с детьми, прячется за их спины, пытается спастись ценой жизни более слабых и беззащитных. Он трус и подлец, капитан поступил правильно.)

    Таким образом, анализируя произведение с позиции ценности человеческой  личности, учащиеся демонстрируют личную позицию на основе нравственной рефлексии. Высказывая своё мнение, ученик проходит индивидуальный путь развития собственной личности и формирует способность к критическому мышлению в рамках решения нравственных проблем.

     -А как ведут себя матросы? Когда и почему меняется их поведение?

      (Сначала матросы беспрекословно подчинялись капитану и механикам,  работали не покладая рук, они понимали всю опасность ситуации. Но жара, духота, тяжёлая работа  до изнеможения сделали своё чёрное дело. Услышав, что на палубе играет музыка и пассажиры развлекаются, матросы отказываются работать и поднимают «бунт»)

    -Как себя в этой ситуации повёл капитан?

      (Учащиеся говорят, что капитан повёл себя правильно, он нашёл нужные слова для матросов, вёл себя решительно, говорил настойчиво, но спокойно. Его слова были убедительны. Такого капитана можно уважать.  Ученики приводят в качестве аргумента следующий отрывок из текста. «Плоты почти готовы. Их осталось собрать и сделать мачты. На шесть часов работы. У нас ведь есть сутки. Двадцать четыре часа. Пассажиры в воде - это дети. Они узнают о несчастье – они погубят себя. Нам вручили их жизнь. Товарищи моряки!- громко крикнул капитан. – Лучше погибнуть честным человеком, чем жить прохвостом! Скажите только: «Мы их погубим»,- капитан обвёл всех глазами, - и я пущу себе пулю в лоб. Тут, на трапе». И капитан сунул руку в карман. Все загудели глухо, будто застонали. «Ну, так вот вы – честные люди,- сказал капитан. – Я это знал. Вы устали. Выпейте по бутылке красного вина. Я прикажу выдать. Кончайте скорее и спать. И капитан улыбнулся. Улыбнулся весело, и вмиг помолодело лицо».

    - Как ведёт себя механик Салерно в трагической ситуации? Чувствует ли он свою вину?

      ( Когда механик Салерно брал опасный груз на судно, он не думал об опасности, думал только о выгоде, о тех трёхстах лирах, которые он получит. Он не сразу сказал капитану, что в бочках бертолетова соль. Но работал он  вместе с матросами до изнеможения, во время бунта уговаривал матросов потерпеть. Чувство вины не даёт ему покоя, он раскаивается, сознаётся во всём капитану, даже внешне меняется: «Старик осунулся за эти два дня». Как мальчик, старик глядел на капитана, будто хотел сказать: «Ну, прикажи скорее, и я в воду брошусь». Во время спуска пассажиров на шлюпки Салерно «точно, без окриков, руководил, и руки людей работали дружно в лад»

    - Как вы поняли смысл заключительных фраз рассказа? Почему, с вашей точки зрения, пропал старик Салерно? Подготовил ли нас автор к такому финалу?

    ( Рассказ заканчивается тем, что все пассажиры спасены, люди после трёх дней, проведённых в шлюпках, «перешли на пароход», подоспевший на помощь. «Недосчитались старика Салерно. Когда он пропал, кто его знает». Салерно не смог пережить своей вины, спасая людей, он жертвует своей жизнью. Он понимал, что дальнейшая жизнь для него невозможна, поэтому  переоделся в чистую рубаху. Он заранее всё решил для себя.)

    - Вернёмся к названию рассказа. Почему автор изменил первоначальный заголовок?

     ( Ребята высказывают мнение, что старик Салерно хотя и явился виновником пожара, всё-таки хороший человек. Его искреннее раскаяние,  самоотверженный труд и  чистосердечное признание  говорят о том, что перед нами человек, имеющий совесть. Именно совесть дана человеку для того, чтобы контролировать свои поступки. Салерно потому и выбирает смерть, что она для него является избавлением от мук совести, от нравственных страданий. Так способен поступить не каждый человек. Салерно очень мужественный человек)

    - Кто из героев рассказа вызывает у вас уважение?

      (Учащиеся называет либо капитана, либо  старика Салерно, чаще Салерно, ведь именно он остался человеком в экстремальной ситуации. Капитану дети не прощают смерть любопытного пассажира).

    - Какой нравственный урок вы взяли, прочитав этот рассказ?

      (Человек всегда в ответе за свои действия и свои поступки. В любых ситуациях, при любых обстоятельствах,  даже самых необычных, экстремальных, нужно оставаться человеком, то есть жить в согласии с совестью).

    Домашнее задание.

      Задание по выбору в соответствии с интересами учеников:

    1. Нарисуйте обложку к рассказу «Механик Салерно»
    2. Напишите по рассказу РАФТ от лица Салерно.

    Предлагаю вашему вниманию наиболее удачную работу.

    Некрасов Виктор, учащийся 5б класса

    Роль- Салерно

    Аудитория – сам Салерно

    Форма – внутренний монолог

    Тема – о своём поступке.

        Господи, что же мне делать?! Хоть бы ты мне сказал, господи! Что же теперь? Что же? Иисусе святой, милый, дорогой… Как я мог, как же я мог? Проклятые деньги, проклятая жадность, будь она неладна. Как жить-то теперь, как смотреть людям в глаза… детям… внукам…? Всю жизнь работал…Чужой копейки не взял. А тут… словно бес попутал, за триста лир душу продал. Польстился на лёгкие деньги… Думал  обойдётся… А оно вон как вышло. Пассажиры-то как же теперь…Ведь мы взялись их свезти… А мы их…выйдет…выйдет…погубим. Они ведь ехать сели, а не тонуть…Как жить-то мне после этого…как жить-то…  Капитана обманул, а ведь он мне доверял. Доверял настолько, что не стал проверять эти чёртовы бочки. Он прав, капитан прав, надо умереть на работе, только так мне будет прощение. Работать, работать, пока хватит сил. А  они у меня есть, есть силы ещё…  За двоих работать, за троих …, за всех, пока жилы не лопнут…  А там видно будет, что делать-то, как жить…

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2» п.г.т.УРЕНГОЙ ПУРОВСКОГО РАЙОНА

       

    (Образовательная программа «Школа 2100»)

                                                                          Автор: Примак Ольга Михайловна,

    учитель русского языка и литературы


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока по рассказу "Уроки французского"

    Конспект урока в 6 классе на тему "Уроки доброты по рассказу "Уроки французского""...

    проект урока по рассказу Н С Лескова "Зверь". Тема урока "Люди как звери"

    Проект урока  по литературе в 6 классе по теме:«Люди как звери» по рассказу Н.С. Лескова «Зверь»Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаниВид урока: урок внеклассного чтенияФорма орга...

    Конспект урока по литературе 6 класс по теме "Нравственные уроки по рассказу В. Распутина «Уроки французского»"

    Ученики знакомятся с некоторыми чертами личности писателя,проясняют мотивы поведения героев рассказа,выясняют нравственный смысл рассказа....

    Викторина для обобщающего урока по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского». Русская литература. 6 класс

    Викторина по рассказу В.Распутина "Уроки французского" предназначена для обобщающего урока по произведению. В игровой форме можно выявить знания учеников по содержанию рассказа, по выявлению важных эп...

    Разработка урока по рассказу В.Распутина "Уроки французского"

    Разговор о том, что делает человека Человеком с большой буквы, сильной личностью, неотъемлемой частью которой является: доброта, милосердие, совесть....

    Методическая разработка урока литературы в 7 классе «Хамелеонство как явление социальное» (второй урок по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон»)

    Цель литературного образования - становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации своих творческих в...

    Методическая разработка урока по рассказу В. Г. РАСПУТИНА «Уроки французского»

    Я предлагаю вам составить интервью, которое берёт писатель у своего читателя....