Календарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса
календарно-тематическое планирование (литература, 8 класс) по теме

Мартынова Ольга Владимировна

Калндарно-тематическое планирование по литературе для 8 класса по программе Р.Н.Бунеева.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno.docxlit_bun.docx34.7 КБ

Предварительный просмотр:

       

Пояснительная записка.                                                                    

    Настоящий календарно-тематический план ориентирован на усвоение обязательного минимума, соответствующего стандартам Министерства образования Российской Федерации. КТП разработан применительно к учебной программе по литературе для 8 класса общеобразовательных учреждений // сост. Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева «Литература. 8класс «Дом без стен»//.Образовательная система «Школа 2100».

     Данная программа предусматривает как формирование умений аналитического характера, так и умений, связанных с развитием воссоздающего воображения и творческой деятельности  самого ученика.

    Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

      Курс построен на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов.

     В 8 классе вводится понятие художественного мира литературного произведения, преимущественное внимание обращается на средства выражения авторской позиции, смысл заглавия, эпиграф. Обобщаются полученные в предыдущих классах представления о литературном роде и литературных жанрах. Произведения анализируются с учетом их жанровой специфики.

     В основу отбора текстов для чтения и осмысления положены следующие общие критерии:

- соответствие высоким духовным и эстетическим стандартам гуманитарного образования;

-эмоциональная ценность произведения;

-опора на читательский опыт учащихся, на достижения предыдущего этапа литературного развития.

      Также при отборе текстов учитывается один из следующих критериев:

-национальная педагогическая традиция обращения к данному произведению;

-способность произведения апеллировать к жизненному опыту  учащихся;

-психологические и интеллектуальные возможности учащихся.

      Знакомство с многообразием жизненного содержания литературы  и биографиями писателей способствует постижению содержания литературы и форм его отображения, воздействует на развитие личности, способствует эмоциональному восприятию художественного произведения, которое изучается как словесный вид искусства. Меняется круг чтения: в центре программы- произведения нравственно-эстетической тематики, поднимающие актуальные для подростка проблемы. Изучаются сведения по теории литературы, объясняющие, как может изучаться человек в художественной литературе. Основные учебные цели: 1) развитие умения интерпретировать художественный текст на основе личностного    восприятия произведения; 2) осмысление специфики произведения литературы как словесного вида искусства.

      В соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 8 класса, программа ориентирована на освоение следующих умений:

-читать и понимать художественные произведения с учетом их специфики;

-воспринимать и характеризовать произведение как художественное целое;

-выявлять авторское отношение к изображенному;

-определять этическую, нравственно-философскую, социально-историческую проблематику произведения;

-давать интерпритацию изученного произведения на основе личностного восприятия;

-использовать сведения по истории и теории литературы при истолковании и оценке изученного художественного произведения;

-определять принадлежность произведения к литературному роду и жанру;

-выделять изобразительно-выразительные средства и определять их роль в художественном произведении;

-работать со справочным аппаратом книги, различными источниками информации;

-понимать связь изученного произведения со временем его написания, соотносить его с литературными направлениями, соотносить историко-литературный процесс  с общественной жизнью и культурой;

-грамотно строить развернутые аргументированные высказывания различных форм и жанров, владеть всеми видами пересказов;

-выполнять письменные работы разных жанров.

                     

                                                                    Формирование учебных компетенций.

      Учебный предмет « Литература» имеет познавательно-практическую направленность. Специальной целью преподавания литературы в школе является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

      Коммуникативная компетенция реализуется в процессе решения следующих  познавательных задач:

-сферы и ситуация речевого общения, компоненты речевой ситуации;

-эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств;

-совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование, чтение, говорение, письмо;

-развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения;

-использование различных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста;

-культура учебно-научного и делового общения;

-информационная переработка текста;

-культура разговорной речи.      

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе.

Из расчета 2 часа в неделю (70 часов)

Тема урока

Кол-во часов

Дидактическая модель обучения

Вид деятельности учащихся

Содержание темы

Домашнее задание

Дата

1

Введение. Входя в «Дом без стен».

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Переход от курса 7 класса к курсу 8 класса, знакомство со структурой учебника, определение задач обучения

Выразительное чтение стихотворений

Пролог. «Человек толпы. Человек в толпе».

10+2р/р

2

Все мы неповторимы (В.В.Маяковский «Надоело» ; А.А.Блок «Незнакомка»)

1

комбинированный

коллективная

Общая установка на изучение литературы, отражение двух противоположных точек зрения на человека

Н.Гоголь. «Шинель», читать

3

Проблема маленького человека в повести Н.В.Гоголя «Шинель»

1

Урок усвоения новых знаний

групповая

Знакомство с личностью писателя, анализ художественного текста

Стр. 25(1, 2, 3), ответить на вопросы

4

Акакий Акакиевич-человек толпы или человек в толпе?

1

Проблемно-диалоговый

коллективная

Определение проблемы «маленького человека»

Выраз. Чтение стихотворения Ю. Левитанского «Как показать зиму?»

5

Ю.левитанский «Как показать зиму?»

1

комбинированный

коллективная

Анализ стихотворного текста

Выучить стихотворение наизусть

6

М.А.Булгаков. Последствия одного опыта.

1

Усвоение новых знаний

коллективная

Булгаков-продолжатель традиций Н.В.Гоголя и А.П.Чехова

Читать «Собачье сердце»

7

 «Собачье сердце». Анализ художественного текста

1

комбинированный

коллективная

Отработка навыков анализа художественного текста

Сообщение о Н.В.Гоголе

8

Н.В.Гоголь « Ревизор». « Зачем к нам едет ревизор?»

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Изучение характеров чиновников по 1 и 2 действиям пьесы

Читать 1, 2 действие комедии «Ревизор»

9

«Маленький человек» или «творческая личность»? Образ Хлестакова

1

поисковая

групповая

Анализ образа Хлестакова

Читать 3, 4 действия

10

«Нам нужно бы кое-что предпринять».Анализ 4 действия

1

комбинированный

коллективная

Анализ сцен, связанных с изображением чиновников, дающих взятку должностному лицу

Читать 5 действие

11

«В том-то и штука, что он не уполномоченный и не особа». Анализ 5 действия

1

диалоговый

коллективная

Анализ 5 действия

Ответить на вопросы

12

 В/ч.Остановись и подумай! Маленький человек в литературе

1

Совершенствование полученных знаний

групповая

Обобщение изученного материала, знакомство с темами сочинения

Подготовиться к сочинению

13-14

р/р Сочинение по прологу «Человек толпы. Человек в толпе»

2

Составление плана, редактирование черновиков, написание сочинения

Чехов А.П. читать «Крыжовник»

«Человек размышляющий»

11+2 р/р

15

«Я люблю сомневаться во всем»(А.П.Чехов «Крыжовник»)

1

комбинированный

коллективная

Анализ рассказа «Крыжовник»; образ Ивана Ивановича-человека сомневающегося; определение авторской позиции

Читать рассказ «О любви»

16

В сомнениях, человек, воздержись!? (А.П,Чехов «Олюбви»)

1

диалоговый

групповая

Работа над проблемой: что приносят сомнения человеку, какую роль могут они сыграть в человеческой жизни?

Читать фрагменты из трагедии Шекспира «Гамлет»

17

Горечь осмысления.(В.Шекспир «Гамлет»)

1

поисковый

коллективная

Процесс осмысления принцем датским скоротечности и бренности человеческой жизни

Выучить стихотворение Тарковского «Жизнь, жизнь»

18

А.А.Тарковский «Жизнь, жизнь»

1

поисковый

групповая

Сопоставление настроения лирического героя А.А. Тарковского и Гамлета

19

Холодные воды реки Оккервиль(Т.Н.Толстая «Река Оккервиль»)

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Характеристика образа Симеонова, авторское отношение к мировоззрению героя

Выучит стихотворение Поля Верлена

20

Как научить осмыслению?

1

лекция

коллективная

Историческая основа классицизма; нравственное содержание идей и конфликтов, типичных для творчества писателей-классицистов; идейно-художественные особенности произведений классицизма

Сообщение о Мольере, читать комедию «Мещанин во дворянстве»

21

Путь исканий господина де Мольера

1

Объяснительно-иллюстративный

групповая

Жизненный и творческий путь Мольера

Читать комедию «Мещанин во дворянстве»

22

Разумный или неразумный (Ж.Б. Мольер «Мещанин во дворянстве»)

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Показать жизненную позицию главного героя, осмысление им цели своего существования

Читать д.3, 4, 5, ответить на вопросы

23

«…И я вам скажу напрямик: я не дворянин»

1

поисковая

коллективная

Идейно-художественный анализ комедии, соблюдение автором основного принципа классицизма- принципа трех единств

Стр.180, вопр.№9

24

 В/ч. Размышляем, размышляем…(Ф.И. Тютчев. «Когда дряхлеющие силы..»; А.А,Ахматова «Нам свежесть слов и чувства простоту»)

1

диалоговая

коллективная

Анализ стихотворений, тема старости души человеческой, лирический герой и его место в толпе

Прочитать стихотворение Е.Евтушенко «Людей неинтересных в мире нет»

25

Остановись и подумай

1

комбинированный

групповая

Подведение итогов работы по разделу «Человек размышляющий»

Подготовится к сочинению

26-27

р/р Сочинение по разделу «Человек размышляющий»

2

Определение темы, идеи сочинения, составление плана, редактирование, написание сочинения

Познакомиться с повестью Карамзина «Бедная Лиза»

«Человек чувствующий»

12

Н.М.Карамзин. «Бедная Лиза»

4

28

Сентиментализм и творчество Н.М.Карамзина

1

Урок усвоения новых знаний

коллективная

Знакомство с жизнью и творчеством Н.М.Карамзина; сентиментализм как литературное направление

Стр.268-269, выучить стихотворение Тютчева « О, как убийственно мы любим!»

29

Ах, матушка! Ах, Эраст!

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Роль рассказчика в повести

Стр.196, №5

30

Ах, бедная, бедная Лиза!

1

комбинированный

коллективная

Развитее образа Лизы-главной героини повести

Стр.196, №7, 11

31

Ах, вечно прекрасная природа!

1

поисковый

групповая

Роль природы в повести

Чтение повести Ф.Саган «Здравствуй, грусть!»

32-33

«Прощай же, грусть!»(Ф.Саган «Здравствуй, грусть»

2

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Знакомство с главами из повести Ф.Саган «Здравствуй, грусть»

Выучить стихотворение М. Лермонтова «Пророк»

34

Горькие разочарования пророков (М.Ю.Лермонтов « Пророк»)

1

поисковый

коллективная

Сопоставление стихотворения М.Ю.Лермонтова с одноименным стихотворением А.С.Пушкина

Читать главы повести Довлатова «Наши», Евтушенко «Итальянские слезы»

35

Разочарованные странники (С.Д.Довлатов «Наши»; А.Е.Евтушенко «Итальянские слезы»

1

комбинированный

коллективная

Обзорное рассмотрение глав из повести С.Д.Довлатова , определение общего мотива со стихотворением А.Е.Евтушенко

Выучить стихотворение Тютчева «Умом Россию не понять»

36

Что такое любовь к  родине?(А.Е.Евтушенко « Идут белые снеги», А.А.Блок «Русь моя, жизнь моя…»

1

Поисковый

групповая

Сопоставительный анализ стихотворений

Выучить стихотворение Тургенева «Русский язык»

37

 В/ч. «Нет, не забыть тебя сердцу вовек…» (С.А.Есенин « Шаганэ ты моя, Шаганэ..»; О.Э.Мандельштам «Я вернулся в мой город, знакомый до слез….»;А.А.Ахматова «Мне голос был…»

1

поисковый

групповая

Определение внутренней связи стихотворений, объединенных темой родины

Читать отрывок из повести Ю Бондарева «Выбор»

38

«Когда я вернусь» (А.А.Галич «Когда я вернусь», Ю Бондарев «Выбор»)

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Анализ стихотворения, выявление отношения лирического героя  и героев повести Ю. Бондарева к покинутой родине

Ответить на вопросы стр.264

39

Остановись и подумай

1

Совершенствование новых знаний

коллективная

Подведение итогов по разделу «Человек чувствующий»

Домашнее сочинение

«Человек действующий»

21+2 р/р

40

Храните гордое терпенье…»(А.С.Пушкин « Во глубине сибирских руд…»

1

комбинированный

коллективная

Знакомство со свободолюбивой лирикой А.С.Пушкина

Читать поэму Лермонтова «Мцыри»

41-42

Романтизм и романтическая поэма(М.Ю.Лермонтов «Мцыри»

2

комбинированный

Коллективная, групповая

Знакомство с романтизмом как направлением в искусстве, текстуальное изучение поэмы

Читать «Песню про царя Ивана Васильевича…»

43

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»

1

комбинированный

Коллективная, групповая

Текстуальное изучение поэмы с опорой на знания учащихся истории родины

Выучит описание Ивана Грозного

44

Борьба опричника Кирибеевича

1

поисковый

групповая

Выявление мотивов поступков Кирибеевича

Письменный ответ на вопрос.№5

45

Борьба купца Калашникова

1

поисковый

групповая

Выучить фрагмент из 2 части

46

Э.Хемингуэй. Жизненный и творческий путь.

1

Объяснительно-иллюстративный

Коллективная, групповая

Знакомство с жизнью и творчеством писателя,

Прочитать повесть «Старик и море»

47

 «Человека можно уничтожить, но его нельзя победить» (Э.Хемингуэй «Старик и море»)

1

комбинированный

коллективная

В процессе анализа повести раскрыть философию и миропонимание автора

Выучить стихотворение Б.Пастернака «Во всем мне хочется дойти до самой сути»

48

Противоречивый путь            самосоздания (Б.Л.Пастернак «Во всем мне хочется дойти до самой сути…»

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Анализ стихотворения, образ лирического героя

Читать фрагмент из повести Б.Васильева «Завтра была война»

49

«…Если потуже затянуться ремнем» (Б.Л.Васильев «Завтра была война»)

1

комбинированный

коллективная

Облик эпохи, изображенной писателем, смысл названия повести, цель автора

Стр.80, вопр.№7, прочитать фрагмент из трагедии В.Шекспира»Отелло»

50

 В/ч. «Как будто в мире страшное затменье»(В.Шекспир « Отелло»)

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Анализ фрагмента из трагедии «Отелло», который поможет понять, что такое затмение человеческого разума и каковы могут быть его последствия

Прочитать рассказ Б.Лавренева «Сорок первый»

51

«Грохот погибающей планеты»(Б.А.Лавренев « Сорок первый»)

1

Аналитическая беседа

коллективная

Изображение эпохи Гражданской войны как эпохи всеобщего затмения

Письменно ответить на вопрос, прочитать рассказ В.Шаламова «Последний бой майора Пугачева»

52

Блуждания среди света и тьмы(В.Т,Шаламов   «Последний бой майора Пугачева»)

1

Аналитическая беседа

коллективная

Показать, что бой майора Пугачева-это бой за свое человеческое «я»; трагизм финала и оптимизм автора

Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Анчар»

53

Горькая философия поэтов (А.С.Пушкин « Анчар», В.С.Высоцкий «Притча о правде и лжи»)

1

поисковый

групповая

Нахождение общего в философии прочитанных стихотворений

Стр.143, вопр.№7

54

«Противное человеческому разуму  и всей человеческой природе событие» (В.В.Маяковский « Мама и убитый немцами вечер»,

1

Объяснительно-иллюстративный

коллективная

Метафоричность В.В.Маяковского в изображении Гражданской войны

Стр.143, вопр.№5, прочитать 1 часть поэмы Некрасова «Русские женщины»

55

«Пускай горька моя судьба-я буду ей верна!» (Н.А.Некрасов «Русские женщины»)

1

комбинированный

коллективная,

Текстуальное изучение поэмы, понятие подвига, образ княгини Трубецкой

Прочитать 2 часть поэмы «Русские женщины»

56

 «…И душу мою наполнило чувство святое» (Н.А.Некрасов «Русские женщины»)

1

комбинированный

коллективная

Суть подвига княгини Волконской

Стр.!68, вопр.№6, письменный ответ

57

«Кто русский по сердцу, тот бодро и смело гибнет за правое дело» (К.Ф.Рылеев « Иван Сусанин»)

1

комбинированный

коллективный

Отражение в литературе национального героического русского характера

Прочитать повесть Д.Олдриджа «Последний дюйм»

58

 В/ч. «Все дело в последнем дюйме»(Д.Олдридж. «Последний дюйм»

1

Аналитическая беседа

коллективный

Символическое значение название, проявление героизма в повседневной, но опасной работе

Выучить стихотворение К.Симонова «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?»

59

Трагические строки о подвиге (К.М.Симонов « Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?»

1

комбинированный

коллективный

Анализ стихотворения. Что такое родина для лирического героя?

Повторить материал раздела «Человек действующий»

60

Остановись и подумай

1

Совершенствование новых знаний

групповая

Подведение итогов работы над разделом «Человек действующий»

Составить тезисы к плану сочинения

61-62

р/р Сочинение по разделу «Человек действующий»

2

Обсуждение рабочих материалов, написание сочинения

Выучить стихотворение А.С.Пушкина «Поэту»

63

«Дорогою свободной иди, куда влечет тебя свободный ум»(А.С.Пушкин «Поэту»)

1

поисковый

групповая

Что превращает «маленького» человека в «большого», требования, предъявляемые Пушкиным к поэтическому труду

Читать фрагменты из повести Стругацких «Понедельник начинается в субботу»

64

А.и.Б. Стругацкие «Понедельник начинается в субботу»

1

Аналитическая беседа

коллективная

Выявление связи между идеями повести братьев Стругацких и размышлениями А.С.Пушкина

Читать «Сказки об Италии» М.Горького

65-66

«Маленький человек, когда он хочет работать, -непобедимая сила!» (М.Горький « Сказки об Италии»)

2

поисковый

групповая

Общности идеи пушкинского стихотворения «Поэту» и «Сказок об Италии»

Выучить стихотворение Ю.Левитанско «Каждый выбирает для себя»; прочитать авторское  «Письмо к читателям»

67-68

Оглянемся назад(заключение)

2

Закрепление, совершенствование полученных знаний

Групповая, индивидуальная

Подведение итогов работы за год, список литературы на лето

69-70

Резервные уроки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

календарно-тематическое планирование по литературе 7 класс

календарон-тематическое планирование по литературе программа В.Я.Коровиной ( 2 часа в неделю, 70 часов)...

календарно-тематическое планирование по литературе 10 класс по УМК В лебедева

Календарно-тематическое планирование по лиетратуре в 10 классе по УМК В.Лебедева ( 3часа в неделю, 105 часов)...

Календарно-тематическое план ирование по литературе 6 класс

Данное календарно-тематическое планирование подходит для учебного комлекса под редакцией Коровиной...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...