Исследовательская работа на тему:Богатырское племя в стихотворении М.Ю.Лермонтова«Бородино»
творческая работа учащихся (литература, 8 класс) по теме

 

Исследовательская работа на тему:<?xml:namespace prefix = o /??>

Богатырское племя в стихотворении

М.Ю.Лермонтова

«Бородино»

 

 

Работа выполнена ученицей 8 «Б» класса,

МБОУ Заполярного района

«СОШ п. Искателей»

Маякова Ксения

Научный руководитель учитель

Дудкина Галина Васильевна

Учитель русского языка и литературы,

МБОУ Заполярного района

«СОШ п. Искателей»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

Исследовательская работа на тему:

Богатырское племя в стихотворении

М.Ю.Лермонтова

«Бородино»

Работа выполнена ученицей 8 «Б» класса,

МБОУ Заполярного района

«СОШ п. Искателей»

Маякова Ксения

Научный руководитель учитель

Дудкина Галина Васильевна

Учитель русского языка и литературы,

МБОУ Заполярного района

«СОШ п. Искателей» 

Нарьян-Мар

2012

Содержание

Введение.                                                                                        3

Глава I . Художественное мастерство М.Ю. Лермонтова в стихотворении                     4

«Бородино»

1.1 Особенности звукописи.                                                                     4

1.2 Композиция стихотворного склада.                                                         4

Глава II. Историческая правда в изображении М.Ю. Лермонтовым

Бородинского сражения.                                                                         6

Заключение.                                                                                      8                                                                                                

Литература.                                                                                      9

Введение

В нынешнем году исполняется 175 лет с момента публикации "Бородино". Эту маленькую поэму    любой знает наизусть едва ли не с пелен. И, думается, именно со знакомства с Лермонтовским шедевром душа ребенка получает первые - не важнейшие ли?- представления о том, что стоит за коротким, но безмерно емким словом Родина. Не потому ли, что само названия подмосковного сельца хранит ее – Родину - в себе? (мне бы лет ,когда дед, объехавший с нами ,внуками, чуть не все памятные места Москвы и Подмосковья, объявил поход в Бородино. Так и сказал - поход. Я, обрадовавшись, тут же поделился с бабушкой с радостью: " Идем в поход на Родину!.. "А потом долго - да, в общем- то , и сейчас - при слове Родине мне представлялось это необъятное поле, поросшее кое-где мелким кустарником и рощами, с бесчисленными обелисками, устремившимся  в широкое, жаркое, безоблачное летнее небо...) Лермонтов написал "Бородино" так, что и его учить не надо - само ложиться в память, в сердце, чтобы не забыться уже никогда, настолько оно даже не понятно, но внятно, что кажется, любой мог бы написать так и никак иначе. Как это удалось 23-летнему корнету? Тайна сия велика есть. И имя ей - дар...  

Цель исследования: анализ идейно-художественного своеобразия стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Задачи исследования:

  1. Показать связь стихотворения с уездным народным творчеством.
  2. Прослушать отражение исторической правды в изображении Бородинского сражения в стихотворении «Бородино»

Глава I. Художественное мастерство М.Ю.Лермонтова в стихотворении «Бородино»

1.1.Особенности звукописи.

Перед нами художественная имитация "простого" и безыскусного слова человека из народа. В этой связи неинтересно будет вспомнить, что А.П. Квяктовский в своем знаменитом "Поэтическом словаре" в качестве примера утонченной звуковой организации  стихотворного текста (ассонанс как намеренный подбор гласных звуков) приводит отрывок из "Бородина": У наших ушки на макушке!/Чуть утро осветило пушки/ И леса синие верхушки -/Французы тут как ту. Но, между прочим, этот же фрагмент является и образом аллитерации - повторением определенного согласного звука! Ср.: У наших ушки на макушке!/Чуть утро осветило пушки/И леса синие верхушки -/Французы тут как тут. Подобные приемы звукописи пронизывают все стихотворение: от начала и до конца монолог старого солдата ,предстоит эстетически организованны текстом.

1.2 Композиции стихотворного сказа.

Не удивительно, что стихотворение "Бородино" с момента его опубликования стало необыкновенно популярным (между прочем, это произведение Лермонтова - первое, по появившееся в печати под его именем и уже потому положившее начало литературной известности поэта ;не забудем так же, что появилось оно в 1837 году в пушкинском"Современнике") Характерно, что именно в этом стихотворении Лермонтов использовал классическую впоследствии композицию стихотворного сказа: начало монолога ветерана Отечественной войны организовано как ответ на вопрос-реплику заинтересованного слушателя:- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалена пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия про день Бородина! Поэтому-то так естественно и непринужденно выглядят здесь экспрессивные жесты рассказчика, прямо угадываемые за его восклицательными предложениями): "Богатыри- не вы!;"Есть разгуляться где на воле!";"Постой-ка брат, мусью!";"Вам не видать таких сражений!.." Но главное -художественное воссоздание непосредственного речевого общения непременно драматизирует"ситуацию рассказывания".Рассказывание о событии разыгрывается автором- мы не"читаем"монолог солдата, а "присутствуем"при его зарождении и реализации, рассказ старого артеллериста обращен и к нам, читателям. Более того: вспоминая о минувших событиях, участник войны как бы опять оказывается в прошлом - заново воскрешает  в памяти подробности битвы! А вместе с рассказчиком и читатель оказывается  в гуще событий  далекого 1812 года. Очевидно, что подобный эффект сиюминутости происходящего достигается использованием сказовой формы. Разумеется всякое подлинно художественное произведение неповторимо. Вместе с тем "Бородино" Лермонтова вбирает в себя и творческий опыт поэта, и художественные открытия современной ему поэзии, рождается в ряду востребованных эпохой форм. При этом именно "Бородино"и оказывается ,в свою очередь, вершинным проявлением творческих устремлений целой плеяды русских поэтов и писателей. По-видимому, этим и объясняются  необычайная популярность, и непреходящее значение истории в целом. По мнению И.Андроникова," впервые в русской поэзии рассказывает о великом событии и дает ему историческую оценку солдат, рядовой участник сражения...Бородинская битва описана"изнутри",изображена самая гуща боя. Лермонтов описывает сражение очень конкретно и точно: солдат в стихотворении - артеллерист, место сражения - курганская батарея Раевского. Язык рассказчика полон метких изречений и простонародных словечек.

Глава II. Историческая правда в изображении М.Ю.Лермонтовым Бородинского сражения.

Обратим внимание на такой факт, как участие в битве конницы? В стихотворении Лермонтова упоминается исключительно вражеская конница ("Уланы с пестрыми значками,/Драгуны с конскими хвостами"). Если принять во внимание то обстоятельство, что рассказчик во время битвы находился скорее всего на батарее генерала Н.Н.Раевского, на которую французы предприняли кавалерийскую атаку, данную деталь можно трактовать как стремление Лермонтова не отступать от исторической правды. Автор "Бородино", сам кавалерист, великолепный наездник. Лермонтов не только изучал военную историю в школе гвардейских под прапорщиков и кавалерийских юнкеров, но и имел возможность услышать о величайшем сражении от очевидцев и непосредственных ее участников. Приглядимся к внешнему виду неприятеля. С одной стороны, пестрые значки (уланы - разновидность легкой кавалерии - были вооружены пиками, увенчанными флюгерами-цветными флажками, которые служили для различая полков)и конские хвосты(плюмаж из конского волоса на драгунской каске служил защитой от сабельных ударов)-вполне конкретные приметы вооружения и мундиров разных видов кавалерии. Однако в контексте "Бородино" в них легко обнаружить нечто общее, а именно признак смешения, пестроты, явленный через внешние признаки: пестрые значки; драгуны/драгуны с конскими хвостами- и опосредованно: в уланских полках Великой армии служили в основном поляки, драгуны же предназначались для действия в конном, так и в пешем строю (так сказать, конная пехота). Стремясь донести до слушателей непосредственные впечатления, полученные на поле Бородина,"дядя"в числе прочих подробностей упоминает следующую :Рука бойцов колоть устала. На первый взгляд, ни одно слово здесь не вызывает потребности обратиться к толковому словарю, в том числе и боец. Давайте проведем нехитрый эксперимент: заменим его на синонимичное (будто бы) солдат-оно подходит идеально: ритмитика стиха не нарушается и даже может показаться более адекватным как с точки зрения смысла (при Бородине сражались регулярные войска, состоящие из солдат - дубина народной войны еще не начала гвоздить неприятеля, партизанское движение только набирало силу), так и с точки зрения эфронии: рука солдат колоть устала повтор звука [Т] придает стиху дополнительное напряжение... Заглянем в словарь В. И. Даля. Читаем боец- искусный бою, особенно в одиночном; задорный драчун, охочий до бою, драки; боевая, стойкая особа, боец шпажный, сабельный, кулачный боец. Вот и кулачный боец появился, и драка! Деталь потрясающе точная: "дядя"свидетельствует о том ,что сражение ,перешедшее  в стадию рукопашного боя ,распалось на бесчисленное множество поединков .Более того ,в следующей строфе читаем:"Изведал враг в тот день не мало,/Что значит русский бой удалый,/Наш рукопашный бой!.."Рассказчик намеренно подчеркивает :бой-это именно рукопашная ,а стало быть ,и боец- не столько солдат ,сколько участник такой вот схватки- поединка. Кстати ,стоит здесь вспомнить о том ,что слово богатырь ,которым называет рассказчик людей своего времени ,помимо прочих значений(человек рослый ,дородный ,дюжий ,видный; необычный силач),имеет и такое :смелый и удачливый ,храбрый и счастливый воин .Конечно "дядя"в первую очередь имеет в виду богатырство духовное ,однако это не отменяет и приведенного нами значения слова .

                               

                 

Заключение

Слово,- пишет наш современник - выдающийся пушкинист В. С. Непомнящий, -это и звук, и смысл. Слова обозначают предметы жизни, но родилось слово для того, чтобы связывать человека с человеком, со всеми людьми, а всех людей со Смыслом жизни. Идея к народному слову, Пушкин "нашел" народные идеалы. "То же, безусловно, относится и к лермонтовскому "Бородино". Не потому ли так легко- и на всю жизнь! - запоминается его поэма, не потому ли находит оно отклик в сердце русского человека, несмотря на сто семьдесят пять лет, отделяющих нас от года ее создания?!

Список литературы

1.Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая. И.А Каргашин. Л.Ш-2007.-№8

2.Квятковский А.П. Поэтический словарь.- М:

3.Кунарев А. Богатырское племя. О стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Л.Ш.-2007.-№8

4.Лермонтов М.Ю. Сбор. Соч.: В 4т.-М.: Художественная литература,1964.

5.Лихачев Д.С. к книгам: Изборник, Сборник произведений литературы Древней Руси .-М.: Художественная литература,1969-с.9

Пояснительная записка (для педагога).

Автор материала

Дудкина Галина Васильевна

Должность

Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение

МБОУ Заполярного района «СОШ п. Искателей»

Название материала

Исследовательская работа

Вид ресурса

Текстовый документ, презентация

Цели, задачи материала

Цель: анализ идейно-художественного своеобразия стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Задачи: Показать связь стихотворения с уездным народным творчеством.

Прослушать отражение исторической правды в изображении Бородинского сражения в стихотворении «Бородино»

Список литературы.

Ссылки на Интернет-источники

1.Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая. И.А Каргашин. Л.Ш-2007.-№8

2.Квятковский А.П. Поэтический словарь.- М:

3.Кунарев А. Богатырское племя. О стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Л.Ш.-2007.-№8

4.Лермонтов М.Ю. Сбор. Соч.: В 4т.-М.: Художественная литература,1964.

5.Лихачев Д.С. к книгам: Изборник, Сборник произведений литературы Древней Руси .-М.: Художественная литература,1969-с.9

Пояснительная записка (для учащегося).

Автор материала

Маякова Ксения

Класс

8 «Б»

Учитель

Дудкина Галина Васильевна

Образовательное учреждение

МБОУ Заполярного района «СОШ п. Искателей»

Название материала

Исследовательская работа

Вид ресурса

Текстовый документ, презентация

Цели, задачи материала

Цель: анализ идейно-художественного своеобразия стихотворения М.Ю.Лермонтова.

Задачи: Показать связь стихотворения с уездным народным творчеством.

Прослушать отражение исторической правды в изображении Бородинского сражения в стихотворении «Бородино»

Список литературы.

Ссылки на Интернет-источники

1.Первое выражение языка народного есть разговор, речь живая. И.А Каргашин. Л.Ш-2007.-№8

2.Квятковский А.П. Поэтический словарь.- М:

3.Кунарев А. Богатырское племя. О стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино». Л.Ш.-2007.-№8

4.Лермонтов М.Ю. Сбор. Соч.: В 4т.-М.: Художественная литература,1964.

5.Лихачев Д.С. к книгам: Изборник, Сборник произведений литературы Древней Руси .-М.: Художественная литература,1969-с.9


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Богатырское племя в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино» Работа выполнена ученицей 8 « Б » класса, МБОУ»СОШ п. Искателей» Маякова Ксения Научный руководитель учитель Дудкина Галина Васильевна Учитель русского языка и литературы Всероссийский конкурс «Новая Россия начинается с 1812 года»

Слайд 2

В нынешнем году исполняется 175 лет с момента публикации "Бородино". Эту маленькую поэму любой знает наизусть едва ли не с пелен. И, думается, именно со знакомства с Лермонтовским шедевром душа ребенка получает первые - не важнейшие ли?- представления о том, что стоит за коротким, но безмерно емким словом Родина. Не потому ли, что само названия подмосковного сельца хранит ее – Родину - в себе? (мне бы лет ,когда дед, объехавший с нами ,внуками, чуть не все памятные места Москвы и Подмосковья, объявил поход в Бородино. Так и сказал - поход. Я, обрадовавшись, тут же поделился с бабушкой с радостью: " Идем в поход на Родину!.. "А потом долго - да, в общем- то , и сейчас - при слове Родине мне представлялось это необъятное поле, поросшее кое-где мелким кустарником и рощами, с бесчисленными обелисками, устремившимся в широкое, жаркое, безоблачное летнее небо...) Лермонтов написал "Бородино" так, что и его учить не надо - само ложиться в память, в сердце, чтобы не забыться уже никогда, настолько оно даже не понятно, но внятно, что кажется, любой мог бы написать так и никак иначе. Как это удалось 23-летнему корнету? Тайна сия велика есть. И имя ей - дар... В нынешнем году исполняется 175 лет с момента публикации "Бородино". Эту маленькую поэму любой знает наизусть едва ли не с пелен. Лермонтов написал "Бородино" так, что и его учить не надо - само ложиться в память, в сердце, чтобы не забыться уже никогда, настолько оно даже не понятно, но внятно, что кажется, любой мог бы написать так и никак иначе. Как это удалось 23-летнему корнету? Тайна сия велика есть. И имя ей - дар...

Слайд 3

Цель исследования : анализ идейно-художественного своеобразия стихотворения М.Ю.Лермонтова. Задачи исследования: Показать связь стихотворения с уездным народным творчеством. Прослушать отражение исторической правды в изображении Бородинского сражения в стихотворении « Бородино »

Слайд 4

Дом-музей Лермонтова в Москве КИНЖАЛ Люблю тебя, булатный мой кинжал, Товарищ светлый и холодный. Задумчивый грузин на месть тебя ковал, На грозный бой точил черкес свободный. Лилейная рука тебя мне поднесла В знак памяти, в минуту расставанья, И в первый раз не кровь вдоль по тебе текла, Но светлая слеза -- жемчужина страданья. И черные глаза, остановись на мне, Исполненны таинственной печали, Как сталь твоя при трепетном огне, То вдруг тускнели, то сверкали. Ты дан мне в спутники, любви залог немой, И страннику в тебе пример не бесполезный: Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный.

Слайд 5

Дом-музей Лермонтова в Пятигорске Памятник на месте дуэли Лермонтова

Слайд 6

Фрагменты из стихотворения Бородино

Слайд 7

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова тюркского происхождения (по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Бородино»)

В данной работе дается анализ тюркоязычных слов в стихотворении М.Ю. Лермонтова "Бородино". Авторы уделили свое внимание на этимологию заимствованных слов в стихотворении "богатырь", "булат"....

презентация к уроку по изучению стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Презентация содержит иллюстративный материал, позволяющий учащимся  понять тему и идею стихотворения  М.Ю.Лермонтова о значимости Бородинского сражения в истории России....

Презентация по написанию сочинения к стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

С помощь данной презентации учащиеся могут наглядно представить как писать сочинение по поэтическому произведению....

Система вопросов к стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино"

Система вопросов позволяет сделать подробный анализ стихотворения М.Ю.Лермонтова "Бородино"....

Презентация к уроку "Недаром помнит вся Россия про день Бородина" (по стихотворению М.Ю.Лермонтова "Бородино")

В презентации представлены портреты М.Ю.Лермонтова, М.Кутузова, Репродукции картин с изображением Бородинской битвы, Толковый словарь по непонятных слов, композиция стихотворения, образ рассказчика в ...

Урок-экскурсия по стихотворению М.Ю. Лермонтова "Бородино". Историческая основа стихотворения. 5-й класс

АннотацияМетодическая разработка урока литературы в 5 классе по теме «Историческая основа стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» представляет собой материалы к уроку с использование...