«Мы из Простоквашино. И не только…»
методическая разработка по литературе (5 класс) на тему

 

                                                   Бирюкова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка МОУ Шуйская СОШ №1

п.Шуя Прионежского района Республики Карелия     

 «Мы из Простоквашино. И не только…»

(литературная  инсценированная  игра по произведениям

Э.  Н.  Успенского для учащихся 4, 5 класса).

Цели: 1) воспитание интереса учащихся  к чтению,  детской литературе, произведениям

            Э. Н. Успенского.

          Задачи:

            1) вовлечение учащихся в инсценированную игру без элементов соревнования.

            2) развитие у  учащихся  умения  грамотно излагать  мысли, четко отвечать на 

          вопросы.              

            3) расширение кругозора учащихся

Оформление: выставка книг Э.Успенского

                          презентация к игре

Предварительная подготовка: домашнее чтение учащимися произведений Э.Успенского: «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Крокодил Гена и его друзья», «Меховой интернат», «Гарантийные человечки», «Следствие ведут Колобки» и других (по желанию).

 

Действующие лица:

           Ведущий (учитель), старшеклассники  в роли литературных персонажей:  кота Матроскина,  почтальона Печкина.

 

                                                  Ход игры.

Появляется Ведущий.

          -Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку: что общего между Чебурашкой, пластилиновой          вороной, дядей Федором, крокодилом Геной,  Шариком, колобками, которые ведут следствие?        

                              (Это придуманные   известным писателем    Эдуардом  Николаевичем    

                               Успенским  персонажи сказок).

Звучит мелодия из м/ф «Простоквашино». Появляется кот Матроскин:

           -Да, Эдуа́рд Никола́евич Успе́нский—это известный российский писатель и автор любимых детских книжек. Про меня, например… Что бы ни делал Э. Н. Успенский, все у него выходит ловко, с выдумкой и фантазией. А в голове у писателя миллион самых невероятных идей, происшествий, историй.  Спасибо, что меня придумал, Гену, Чебурашку…

Ведущий:

         -  Кот… говорящий… Как и где ты разговаривать научился?

Матроскин:

         - Постепенно, где слово запомнишь, где два.  А, может,  ребята  знают, как я говорить  начал? Эдуард Успенский  в книжке «Дядя Федор, пес и кот» об этом рассказал.

            («А вообще-то я у профессора жил, который язык  зверей изучал и словарь составлял                  русско -  кошачий,  вот и выучился.  Сейчас без языка русского, родного нельзя.  Пропадешь сразу: или шапку из тебя сделают, или коврик для ног»).

Ведущий:

         -А зовут тебя как?

Матроскин:

          - Фамилия у меня серьезная, морская. И  не дразнительная -  Матроскин.  Я же из морских котов. Из корабельных. У меня и бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами. И меня тоже в море тянет. Очень я по океанам тоскую. Только я воды боюсь.

(Раздается звук:  тук-тук).

Ведущий и Матроскин вместе:

          -Кто там?

Входит Печкин:

           - Это я, почтальон Печкин из Простоквашино, принес почту для ваших школьников, только я вам ее не отдам, так как у вас докУментов нету.

Ведущий:

        -   Чего это у нас нету?

Печкин:

          -ДокУментов.

Матроскин:

         -Ай - яй – яй. Что за неграмотный почтальон пожаловал? Даже я знаю, как правильно говорить нужно.  А вы, ребята, знаете?             

                                                                      (Дети отвечают).

Матроскин:

         -Верно. А откуда вы знаете? Где и когда вы этому учились? (Дети отвечают)

Печкин:

         -А я в школу не ходил, сам учился. Даже книжку про себя еще не читал.  Вот она - «Дядя Федор, кот и пес». Говорят, интересная. Дети рассказывали. Читали?

Матроскин:

       -А давайте маленькую викторину с ребятами проведем?

Ведущий переключает слайды презентации, Печкин и Матроскин по очереди задают учащимся вопросы викторины. 

  1).  Как правильно есть бутерброд, чтобы вкуснее было? (Колбасой на язык).

  2). Почему мальчика звали Дядя Федор? (Звали его Дядя Федор. Потому что он был очень серьезный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил).

3). Как назвали найденного в Простоквашине галчонка? (И назвали галчонка Хватайкой: он что ни увидит, все на шкаф тащит. Увидит спички — на шкаф. Увидит ложку — на шкаф. Даже будильник на шкаф перетащил. А взять у него ничего нельзя. Сразу Хватайка крылья в стороны, шипит и клюется. У него на шкафу целый склад получился).

4). Какие три покупки сделали Дядя Федор, пес и кот, когда нашли клад? (Корова, фоторужье,     трактор).

5).  Назовите имя коровы и ее теленка. (-Я ее Муркой назову в честь бабушки.

— Пусть он будет Гаврюшей. Это я сгоряча его Чайником назвал).

6). Что такое   ТР-ТР Митя продуктовый 20 л.с? («Тр-тр» — это сокращенно «трактор». А «Митя» — это значит «Модель Инженера Тяпкина. 20 лошадиных сил»).

7).  На каком топливе работал трактор Митя? (На продуктах).

8). Почему ружье Шарика не было опасно для животных? (Фоторужье). 

9). Чем обогревали друзья  свой  дом? (Домашним солнышком. «Это была большая переводная картинка, на которой солнце было нарисовано. Только не красками, а тонкими медными проволочками. Картинку надо было на потолок перевести и в розетку включить. Кот взял солнце, намочил его и перевёл на потолок. А провода в электричество включил. Не просто так, а через чёрный ящик. На этом ящике ручка была. Кот ручку немного повернул, и тут чудо получилось: солнце светиться начало. Сначала краешек, потом ещё немного. В комнате сразу тепло и светло стало»).

10). Почему мама Дяди Федора не соглашалась раньше времени уезжать с курорта? (Не все платья надеть успела).

11). Во сколько разных деревень с названием Простоквашино написали папа и мама Дяди Федора письма?(«На конверте стоял штамп, и на нём было название деревни, откуда это письмо отправлено. Там было написано: «Деревня Простоквашино».
Мама с папой достали карту и стали смотреть, где такая деревня находится. Насчитали таких деревень двадцать две. Они взяли и написали в каждую деревню письмо. Каждому деревенскому почтальону»).

12). Какую премию родители Дяди Федора выдали Печкину?  (Велосипед).

13). Почему  Матроскин  красил  усы и сидел  в подполе?

(«Матроскин перед зеркалом усы красит. Дядя Федор спрашивает:
— Что это с тобой, кот? Влюбился ты, что ли?
Кот как засмеется:
— Вот еще! Стану я глупостями заниматься! Просто мой хозяин приехал — профессор Семин.
— А усы тут при чем?
— А при том, — говорит кот, — что я теперь внешность меняю. На нелегальное положение перехожу. Буду в подполе жить.
— Зачем? — спрашивает Дядя Федор.
— А затем, чтобы меня хозяева не забрали»)

   Матроскин:

  - Молодцы, ребята. И про меня знаете и  про мое Простоквашино помните.

Печкин вмешивается:

          - А я вам письмо принес. С детским  стихотворением еще про одного героя из произведения Э.Успенского. Только  у меня  все строчки перепутались. (Роется в сумке,  раздает детям по  1 строке  из стиха- загадки.    Нужно сложить стих  и  назвать отгадку).  Помогите сложить.

                        Он дружок зверям и детям,

                        он живое существо,

                        но таких на белом свете

                        больше нет ни одного.

                        Потому что он не птица,

                        не тигренок, не лисица,

                        не котенок, не щенок,

                        не волчонок, не сурок.

                        Но заснята для кино

                        и известна всем давно

                        эта милая мордашка.

                        А зовется ……..(Чебурашка).

Матроскин:

            - А сейчас проверим, что вы о нем знаете. ( Вопросы задают Ведущий и сказочные герои по очереди).

            - Где жил Чебурашка до приезда в город? (В одном густом тропическом лесу).

            - Где жил Чебурашка в городе? (В телефонной будке, стоявшей у входа в магазин).

            - Когда девочка Галя заболела, кто сыграл вместо нее в спектакле? (Гена).

           -  Какую роль он сыграл?  (Роль Красной  Шапочки).

            - Где и кем работал крокодил Гена?  (Работал он в зоопарке крокодилом).

             - Как  друзья избавились от старухи  Шапокляк? (Подарили  воздушные шары,  и она  

           улетела).

 - Что строили Гена и его друзья? (Дом дружбы).

  -Из чего герои сделали крышу? (Из забора).

  -Кто сказал приветственную речь при открытии Дома дружбы.(Чебурашка).

              -Как Галя предложила Чебурашке порепетировать речь? (Произносить        

                       скороговорки).

  Вмешивается Печкин:

           -Знаете, пришла мне какая-то странная телеграмма. Ничего в ней не понимаю.  Помогите разобраться,  ребята. (Дает одному из учащихся текст телеграммы).

                        Мыска шусек нашусила,

                        Мыска мысек пригласила.

                        Мыски суски кусать штали,

                        Жубы сразу же шломали.

         -  Не знаете, что это такое? (Дети отвечают).

Матроскин:

        -   А…  Так это и есть та скороговорка, что  дана была Чебурашке, чтобы он тренировался перед выступлением с речью…  Кто понял скороговорку, запомнил и готов ее повторить?

       (Дети повторяют).

Ведущий:

          - А вот я слышал, что писатель Эдуард Успенский  не только про ваше  Простоквашино и друзей Чебурашки писал, но и других героев придумал. Мышкин, Подмышкин,  Пылесосин Карданыч, Рессорыч, Светофорыч и другие. Давайте вспомним, из какой книги Успенского эти персонажи.  (Дети называют произведение).

Печкин:

         - И  я слышал про повесть - сказку «Гарантийные человечки». И фамилии у них, правда,  необычные: Мышкин, Подмышкин,  Пылесосин Карданыч, Рессорыч, Светофорыч и другие. Слышать-то я слышал про них, но не читал.  Может, дети мне помогут о книге побольше узнать?

Матроскин:

 - Ответьте, где живут гарантийные человечки?

                     («Живут гарантийные человечки в разных механизмах: в часах,  в холодильнике, в  швейной машине, в пылесосе, в радиоприемнике. И стараются, чтобы эти машины исправно работали. С ними воюют мыши»). 

     Ведущий:

   - И приключений с ними много разных случается. Вот, к примеру, человечек Кабытов придумал, как с хулиганами бороться. И метод свой назвал «Антихулиганный механизм имени Кабытова». В чем его суть, объясните.

                      («Очень просто. Делается такое устройство в замке. Если кто-то автомат ломает, замок срабатывает и запирается. А утром милиция ходит и нарушителей, как грибы, собирает. Здорово?»)

Печкин:

- А знаете ли вы, почему в современных домах так много стало обыкновенных деревенских ходиков с кукушкой?   

              («И опять Иван Иванович жил в часах. Он, да Машка, да мышонок Вася. Замечательно они жили. Просто очень хорошо. Только Машка отличилась. Стала яйца нести. Нет чтобы своё гнездо свить, так, здрасте пожалуйста, начала из дома вылетать и по разным часам их раскладывать. Ничего не поделаешь — она же кукушка, а не курица. И в разных часах в разных квартирах стали птенцы выводиться»).

 Ведущий:

         - А вот в  книге Эдуарда Успенского, название которой мы сейчас будем вспоминать,  речь идет о девочке Лене. Она нашла необычное объявление: «… нужна учительница хорошего поведения и письма. Приглашаются девочки из 3-4 классов.  Занимания будут по воскресеньям. Оплата  хендриками».  Интересно?  А как называется произведение?

                                                                                                                                («Меховой интернат»)

Матроскин:

 -  Опять у нас вопросы викторины.  Кто учился в этой необычной школе? Назовите учеников.

( Здесь учатся бурундучок Бурундуковый Боря, белка Цоки-Цоки, волчонок Устин, Летящий В Облаках, тушканчик Кара-Кусек, муравьед Биби-Моки, ласка Фью Алый Язычок, горностай Снежная Королева и другие).

Печкин:

—Всё  в этой школе было необычно. Как здесь назывался звонок? (Начинальник)
Матроскин:

- Как ученики здоровались с учителем?  (Вставали на передние лапы. От радости они махали задними лапами и раскачивались).

 Ведущий:

- А что такое Бумажный Получальник?   (Классный журнал)

Печкин:

— Что такое валилки,  сшибалки, толкалки?       (Игры в меховом интернате)

 Матроскин:

- Что такое Большой Вафельный Отметник? Когда его использовал учитель и зачем?
                                           (Он сделан из вафли. За каждый правильный ответ можно давать        учащемуся грызть. Чем лучше ответ, тем больше можно откусить.
Он разделен на квадратики, как шоколад. За пятерку пять квадратуриков. За четверку — четыре. За двойку — только понюхать дают, а кусать нельзя. Те, которые нанюхаются, очень хорошо потом учиться начинают).

Печкин  - Матроскину:

- Да, интересную школу придумал Эдуард Николаевич. А  в твоем словаре кошачье-человеческом не было ничего написано про НПДД?
Матроскин:

- Я и без словаря это знаю. Правда, об этом в другой книге Эдуарда Успенского речь идет. Может, и ребята эту  книгу читали, название назовут и сейчас помогут нам расшифровать это непонятное слово НПДД?

                                          («Следствие ведут Колобки».  Неотложный Пункт Добрых Дел).

Печкин:

- Много расследований Колобки провели.  Много думать приходилось. А как посетители узнавали, что  Колобок думает?

                                   («Он снял с головы кожаную шляпу и вытер носовым платком лоб.
                                     И тут у него на голове засверкала синяя милицейская лампочка. 

                                         И знаете, что интересно… —                                                                                   начал говорить посетитель. Но Булочкин  остановил его:
— Когда он так сверкает, ничего говорить не надо. Начальник думает. Как перестанет сверкать - пожалуйста.

Матроскин:
 -  Мальчик Леша и гражданка Четверухина подарили Колобку то, что больше всего необходимо в опасной и сложной работе. Какой был подарок?
                                                             (Собака Бобик).

Печкин:

- Какое трудное дело о зоопарке расследовали Колобки?

                                        («Дело о похищении слона из московского зоопарка).

Матроскин:

-Молодцы, ребята.  Знаете произведения писателя Э.Успенского. Давайте теперь устраним путаницу среди литературных героев и отправим их в свои книжки отдыхать и ждать новых встреч с читателями.

Бурундуковый Боря, Шапокляк, Пылесосин, Хватайка, девочка Галя, белка Цоки-Цоки, волчонок Устин, девочка Лена.Карданыч, Гаврюша, крокодил Гена, Шарик Устин Летящий В Облаках, профессор Семин, тушканчик Кара-Кусек, муравьед Биби-Моки, Подмышкин, Мурка, ласка Фью,  тр-тр Тяпа, крыска Лариска, горностай Снежная Королева, Чебурашка

Печкин и Матроскин:

- И нам пора в свою книжку возвращаться после путешествия по страницам произведений нашего любимого автора.

 

Завершается игра вручением  сказочными героями призов активным участникам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uspenskiy_._scenariy_i_prezentaciya.rar2.07 МБ

Предварительный просмотр:

                                                   Бирюкова Татьяна Леонидовна, учитель русского языка МОУ Шуйская СОШ №1

п.Шуя Прионежского района Республики Карелия    

 «Мы из Простоквашино. И не только…»

(литературная  инсценированная  игра по произведениям

Э.  Н.  Успенского для учащихся 4, 5 класса).

Цели: 1) воспитание интереса учащихся  к чтению,  детской литературе, произведениям

            Э. Н. Успенского.

          Задачи:

            1) вовлечение учащихся в инсценированную игру без элементов соревнования.

            2) развитие у  учащихся  умения  грамотно излагать  мысли, четко отвечать на  

          вопросы.              

            3) расширение кругозора учащихся

Оформление: выставка книг Э.Успенского

                          презентация к игре

Предварительная подготовка: домашнее чтение учащимися произведений Э.Успенского: «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Крокодил Гена и его друзья», «Меховой интернат», «Гарантийные человечки», «Следствие ведут Колобки» и других (по желанию).

Действующие лица:

           Ведущий (учитель), старшеклассники  в роли литературных персонажей:  кота Матроскина,  почтальона Печкина.

                                                  Ход игры.

Появляется Ведущий.

          -Здравствуйте, ребята. Отгадайте загадку: что общего между Чебурашкой, пластилиновой          вороной, дядей Федором, крокодилом Геной,  Шариком, колобками, которые ведут следствие?        

                              (Это придуманные   известным писателем    Эдуардом  Николаевичем    

                               Успенским  персонажи сказок).

Звучит мелодия из м/ф «Простоквашино». Появляется кот Матроскин:

           -Да, Эдуа́рд Никола́евич Успе́нский—это известный российский писатель и автор любимых детских книжек. Про меня, например… Что бы ни делал Э. Н. Успенский, все у него выходит ловко, с выдумкой и фантазией. А в голове у писателя миллион самых невероятных идей, происшествий, историй.  Спасибо, что меня придумал, Гену, Чебурашку…

Ведущий:

         -  Кот… говорящий… Как и где ты разговаривать научился?

Матроскин:

         - Постепенно, где слово запомнишь, где два.  А, может,  ребята  знают, как я говорить  начал? Эдуард Успенский  в книжке «Дядя Федор, пес и кот» об этом рассказал.

            («А вообще-то я у профессора жил, который язык  зверей изучал и словарь составлял                  русско -  кошачий,  вот и выучился.  Сейчас без языка русского, родного нельзя.  Пропадешь сразу: или шапку из тебя сделают, или коврик для ног»).

Ведущий:

         -А зовут тебя как?

Матроскин:

          - Фамилия у меня серьезная, морская. И  не дразнительная -  Матроскин.  Я же из морских котов. Из корабельных. У меня и бабушка и дедушка на кораблях плавали с матросами. И меня тоже в море тянет. Очень я по океанам тоскую. Только я воды боюсь.

(Раздается звук:  тук-тук).

Ведущий и Матроскин вместе:

          -Кто там?

Входит Печкин:

           - Это я, почтальон Печкин из Простоквашино, принес почту для ваших школьников, только я вам ее не отдам, так как у вас докУментов нету.

Ведущий:

        -   Чего это у нас нету?

Печкин:

          -ДокУментов.

Матроскин:

         -Ай - яй – яй. Что за неграмотный почтальон пожаловал? Даже я знаю, как правильно говорить нужно.  А вы, ребята, знаете?              

                                                                      (Дети отвечают).

Матроскин:

         -Верно. А откуда вы знаете? Где и когда вы этому учились? (Дети отвечают)

Печкин:

         -А я в школу не ходил, сам учился. Даже книжку про себя еще не читал.  Вот она - «Дядя Федор, кот и пес». Говорят, интересная. Дети рассказывали. Читали?

Матроскин:

       -А давайте маленькую викторину с ребятами проведем?

Ведущий переключает слайды презентации, Печкин и Матроскин по очереди задают учащимся вопросы викторины.  

  1).  Как правильно есть бутерброд, чтобы вкуснее было? (Колбасой на язык).

  2). Почему мальчика звали Дядя Федор? (Звали его Дядя Федор. Потому что он был очень серьезный и самостоятельный. Он в четыре года читать научился, а в шесть уже сам себе суп варил).

3). Как назвали найденного в Простоквашине галчонка? (И назвали галчонка Хватайкой: он что ни увидит, все на шкаф тащит. Увидит спички — на шкаф. Увидит ложку — на шкаф. Даже будильник на шкаф перетащил. А взять у него ничего нельзя. Сразу Хватайка крылья в стороны, шипит и клюется. У него на шкафу целый склад получился).

4). Какие три покупки сделали Дядя Федор, пес и кот, когда нашли клад? (Корова, фоторужье,     трактор).

5).  Назовите имя коровы и ее теленка. (-Я ее Муркой назову в честь бабушки.

— Пусть он будет Гаврюшей. Это я сгоряча его Чайником назвал).

6). Что такое   ТР-ТР Митя продуктовый 20 л.с? («Тр-тр» — это сокращенно «трактор». А «Митя» — это значит «Модель Инженера Тяпкина. 20 лошадиных сил»).

7).  На каком топливе работал трактор Митя? (На продуктах).

8). Почему ружье Шарика не было опасно для животных? (Фоторужье).  

9). Чем обогревали друзья  свой  дом? (Домашним солнышком. «Это была большая переводная картинка, на которой солнце было нарисовано. Только не красками, а тонкими медными проволочками. Картинку надо было на потолок перевести и в розетку включить. Кот взял солнце, намочил его и перевёл на потолок. А провода в электричество включил. Не просто так, а через чёрный ящик. На этом ящике ручка была. Кот ручку немного повернул, и тут чудо получилось: солнце светиться начало. Сначала краешек, потом ещё немного. В комнате сразу тепло и светло стало»).

10). Почему мама Дяди Федора не соглашалась раньше времени уезжать с курорта? (Не все платья надеть успела).

11). Во сколько разных деревень с названием Простоквашино написали папа и мама Дяди Федора письма? («На конверте стоял штамп, и на нём было название деревни, откуда это письмо отправлено. Там было написано: «Деревня Простоквашино».
Мама с папой достали карту и стали смотреть, где такая деревня находится. Насчитали таких деревень двадцать две. Они взяли и написали в каждую деревню письмо. Каждому деревенскому почтальону»).

12). Какую премию родители Дяди Федора выдали Печкину?  (Велосипед).

13). Почему  Матроскин  красил  усы и сидел  в подполе?

(«Матроскин перед зеркалом усы красит. Дядя Федор спрашивает:
— Что это с тобой, кот? Влюбился ты, что ли?
Кот как засмеется:
— Вот еще! Стану я глупостями заниматься! Просто мой хозяин приехал — профессор Семин.
— А усы тут при чем?
— А при том, — говорит кот, — что я теперь внешность меняю. На нелегальное положение перехожу. Буду в подполе жить.
— Зачем? — спрашивает Дядя Федор.
— А затем, чтобы меня хозяева не забрали»)

   Матроскин:

  - Молодцы, ребята. И про меня знаете и  про мое Простоквашино помните.

Печкин вмешивается:

          - А я вам письмо принес. С детским  стихотворением еще про одного героя из произведения Э.Успенского. Только  у меня  все строчки перепутались. (Роется в сумке,  раздает детям по  1 строке  из стиха- загадки.    Нужно сложить стих  и  назвать отгадку).  Помогите сложить.

                        Он дружок зверям и детям,

                        он живое существо,

                        но таких на белом свете

                        больше нет ни одного.

                        Потому что он не птица,

                        не тигренок, не лисица,

                        не котенок, не щенок,

                        не волчонок, не сурок.

                        Но заснята для кино

                        и известна всем давно

                        эта милая мордашка.

                        А зовется ……..(Чебурашка).

Матроскин:

            - А сейчас проверим, что вы о нем знаете. ( Вопросы задают Ведущий и сказочные герои по очереди).

            - Где жил Чебурашка до приезда в город? (В одном густом тропическом лесу).

            - Где жил Чебурашка в городе? (В телефонной будке, стоявшей у входа в магазин).

            - Когда девочка Галя заболела, кто сыграл вместо нее в спектакле? (Гена).

           -  Какую роль он сыграл?  (Роль Красной  Шапочки).

            - Где и кем работал крокодил Гена?  (Работал он в зоопарке крокодилом).

             - Как  друзья избавились от старухи  Шапокляк? (Подарили  воздушные шары,  и она  

           улетела).

 - Что строили Гена и его друзья? (Дом дружбы).

  -Из чего герои сделали крышу? (Из забора).

  -Кто сказал приветственную речь при открытии Дома дружбы.(Чебурашка).

              -Как Галя предложила Чебурашке порепетировать речь? (Произносить        

                       скороговорки).

  Вмешивается Печкин:

           -Знаете, пришла мне какая-то странная телеграмма. Ничего в ней не понимаю.  Помогите разобраться,  ребята. (Дает одному из учащихся текст телеграммы).

                        Мыска шусек нашусила,

                        Мыска мысек пригласила.

                        Мыски суски кусать штали,

                        Жубы сразу же шломали.

         -  Не знаете, что это такое? (Дети отвечают).

Матроскин:

        -   А…  Так это и есть та скороговорка, что  дана была Чебурашке, чтобы он тренировался перед выступлением с речью…  Кто понял скороговорку, запомнил и готов ее повторить?

       (Дети повторяют).

Ведущий:

          - А вот я слышал, что писатель Эдуард Успенский  не только про ваше  Простоквашино и друзей Чебурашки писал, но и других героев придумал. Мышкин, Подмышкин,  Пылесосин Карданыч, Рессорыч, Светофорыч и другие. Давайте вспомним, из какой книги Успенского эти персонажи.  (Дети называют произведение).

Печкин:

         - И  я слышал про повесть - сказку «Гарантийные человечки». И фамилии у них, правда,  необычные: Мышкин, Подмышкин,  Пылесосин Карданыч, Рессорыч, Светофорыч и другие. Слышать-то я слышал про них, но не читал.  Может, дети мне помогут о книге побольше узнать?

Матроскин:

 - Ответьте, где живут гарантийные человечки?

                     («Живут гарантийные человечки в разных механизмах: в часах,  в холодильнике, в  швейной машине, в пылесосе, в радиоприемнике. И стараются, чтобы эти машины исправно работали. С ними воюют мыши»).  

     Ведущий:

   - И приключений с ними много разных случается. Вот, к примеру, человечек Кабытов придумал, как с хулиганами бороться. И метод свой назвал «Антихулиганный механизм имени Кабытова». В чем его суть, объясните.

                      («Очень просто. Делается такое устройство в замке. Если кто-то автомат ломает, замок срабатывает и запирается. А утром милиция ходит и нарушителей, как грибы, собирает. Здорово?»)

Печкин:

- А знаете ли вы, почему в современных домах так много стало обыкновенных деревенских ходиков с кукушкой?  

              («И опять Иван Иванович жил в часах. Он, да Машка, да мышонок Вася. Замечательно они жили. Просто очень хорошо. Только Машка отличилась. Стала яйца нести. Нет чтобы своё гнездо свить, так, здрасте пожалуйста, начала из дома вылетать и по разным часам их раскладывать. Ничего не поделаешь — она же кукушка, а не курица. И в разных часах в разных квартирах стали птенцы выводиться»).

 Ведущий:

         - А вот в  книге Эдуарда Успенского, название которой мы сейчас будем вспоминать,  речь идет о девочке Лене. Она нашла необычное объявление: «… нужна учительница хорошего поведения и письма. Приглашаются девочки из 3-4 классов.  Занимания будут по воскресеньям. Оплата  хендриками».  Интересно?  А как называется произведение?

                                                                                                                                («Меховой интернат»)

Матроскин:

 -  Опять у нас вопросы викторины.  Кто учился в этой необычной школе? Назовите учеников.

( Здесь учатся бурундучок Бурундуковый Боря, белка Цоки-Цоки, волчонок Устин, Летящий В Облаках, тушканчик Кара-Кусек, муравьед Биби-Моки, ласка Фью Алый Язычок, горностай Снежная Королева и другие).

Печкин:

—Всё  в этой школе было необычно. Как здесь назывался звонок? (Начинальник)
Матроскин:

- Как ученики здоровались с учителем?  (Вставали на передние лапы. От радости они махали задними лапами и раскачивались).

 Ведущий:

- А что такое Бумажный Получальник?   (Классный журнал)

Печкин:

— Что такое валилки,  сшибалки, толкалки?       (Игры в меховом интернате)

 Матроскин:

- Что такое Большой Вафельный Отметник? Когда его использовал учитель и зачем?
                                          (Он сделан из вафли. За каждый правильный ответ можно давать        учащемуся грызть. Чем лучше ответ, тем больше можно откусить.
Он разделен на квадратики, как шоколад. За пятерку пять квадратуриков. За четверку — четыре. За двойку — только понюхать дают, а кусать нельзя. Те, которые нанюхаются, очень хорошо потом учиться начинают).

Печкин  - Матроскину:

- Да, интересную школу придумал Эдуард Николаевич. А  в твоем словаре кошачье-человеческом не было ничего написано про НПДД?
Матроскин: 

- Я и без словаря это знаю. Правда, об этом в другой книге Эдуарда Успенского речь идет. Может, и ребята эту  книгу читали, название назовут и сейчас помогут нам расшифровать это непонятное слово НПДД?

                                          («Следствие ведут Колобки».  Неотложный Пункт Добрых Дел).

Печкин:

- Много расследований Колобки провели.  Много думать приходилось. А как посетители узнавали, что  Колобок думает?

                                   («Он снял с головы кожаную шляпу и вытер носовым платком лоб.
                                    И тут у него на голове засверкала синяя милицейская лампочка.  

                                         И знаете, что интересно… —                                                                                   начал говорить посетитель. Но Булочкин  остановил его:
— Когда он так сверкает, ничего говорить не надо. Начальник думает. Как перестанет сверкать - пожалуйста.
 

Матроскин:
-  Мальчик Леша и гражданка Четверухина подарили Колобку то, что больше всего необходимо в опасной и сложной работе. Какой был подарок?
                                                            (Собака Бобик).

Печкин:

- Какое трудное дело о зоопарке расследовали Колобки?

                                        («Дело о похищении слона из московского зоопарка).

Матроскин:

-Молодцы, ребята.  Знаете произведения писателя Э.Успенского. Давайте теперь устраним путаницу среди литературных героев и отправим их в свои книжки отдыхать и ждать новых встреч с читателями.

Бурундуковый Боря, Шапокляк, Пылесосин, Хватайка, девочка Галя, белка Цоки-Цоки, волчонок Устин, девочка Лена.Карданыч, Гаврюша, крокодил Гена, Шарик Устин Летящий В Облаках, профессор Семин, тушканчик Кара-Кусек, муравьед Биби-Моки, Подмышкин, Мурка, ласка Фью,  тр-тр Тяпа, крыска Лариска, горностай Снежная Королева, Чебурашка

Печкин и Матроскин:

- И нам пора в свою книжку возвращаться после путешествия по страницам произведений нашего любимого автора.

Завершается игра вручением  сказочными героями призов активным участникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-мастерская «Конь, он как человек. Он только не говорит, он только понимает…»

Урок - мастерская . 7 класс.Целевое назначение:Познакомить с рассказом Б.Васильева "Великолепная шестёрка", выявить нравственную актуальность темы милосердия в современном мире.Рассмотреть различное о...

"Умереть-так только за Отчизну, жить-так только Родиной дыша"

Урок закрепления и систематизации знаний по теме "Отечественная война 1812 г."...

Конспект урока в 5 классе по теме "Существительные, имеющие форму только единственного и только множественного числа"

В конспекте представлены формы работы, способствующие усвоению обозначенной темы....

Конспект урока русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа".

Урок русского языка в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме "Имена существительные, имеющие форму только единственного или только множественного числа" является одним из уроков ...

Конспект урока русского языка по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Существительные, которые имеют форму только единственного или только множественного числа"....

"...только любовью, только ею движется жизнь"

Посвящается 200-летнему юбилею русского писателя И.С.Тургенева....