Рабочая программа 5класс литература
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме
Рабочая программа по литературе Курдюмовой Т.Ф. для 5 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 245.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация МО «Заиграевский район»
Управление образования МО «Заиграевский район»
МОУ Усть-Брянская основная общеобразовательная школа
Утверждаю Согласовано заместитель Программа рассмотрена и
Директор МОУ Усть-Брянской директора по УВР одобрена на заседании МО
ООШ ____________________ МОУ____________ООШ Усть- Брянской ООШ
Приказ№___от « »______2011г. « »________2011г Протокол№__ от « »_____
Рабочая программа
по литературе
для учащихся 5-х классов
учителя Кушнаревой Т.К.
2011г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для 5 класса разработана на основе примерной программы основного общего образования по литературе и соответствует Федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по литературе.
Основное общее образование в современных условиях призвано обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентностного опыта в сфере учения, познания, профессионально-трудового выбора, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества. Это предопределяет направленность целей обучения на формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути. Художественная литература имеет огромнейшее значение в формировании духовно богатой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями. Курс литературы в школе основан на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций классической литературы, а также формирования умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка. Развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе.
Цель и задачи учебного предмета:
– осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
– формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
– формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
– формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют
∙ приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
∙ овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
∙ устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) – небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
∙ научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
∙ отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
∙ освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и развивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литературных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта – переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Программа ориентирована на воспитание школьника – гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе – воспитание гражданственности и патриотизма.
Курс литературы для 5 класса рассчитан на 68-70 часов (2 часа в неделю).
Требование к уровню подготовки учащихся
Должны знать:
- содержание текстов программных произведений;
- тематику фольклорных произведений различных жанров (баллада, сказка) и литературных произведений, главных персонажей произведений, мотивы их поступков;
- определения основных понятий, приводимых в учебной хрестоматии;
- характерные особенности фольклора и литературы как вида искусства;
должны уметь:
- различать фольклорные и литературные произведения;
- определить род и жанр литературного произведения;
- охарактеризовать повествовательную манеру произведения;
- дать устную характеристику изучаемого произведения, пересказать его сюжет;
- аргументировать устный ответ на поставленный вопрос;
- сформулировать четкий и грамотный письменный ответ на конкретный вопрос;
- понимать и уметь использовать при изучении произведений следующие основные понятия: жизнеподобие, фантастика как виды художественной условности, народный эстетический идеал в произведениях фольклора, сказочный и балладный сюжет, роль и значение автора в художественном произведении (авторская позиция и авторский идеал), род и жанр литературного произведения;
- уметь правильно и выразительно читать вслух фрагменты художественных текстов.
Календарно-тематические планы
№ | Тема урока | Кол-во ча-сов | Дата | Виды и формы контроля | Оснащения | Планируемый результат |
Литература как искусство слова | 1 | работа с книгой | Иметь представление о художественной литературе как об одном из важнейших достижений культуры | |||
Славянские мифы. Праздники и обычаи , связанные с мифологическими представлениями о мире. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, мультмедийная презентация | Знать определение понятия «миф», «герой», герой в древнегреческой мифологии. | ||
Греческий миф « яблоки Гесперид». Миф как форма познания и эстетического освоения мира. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, мультмедийная презентация, пересказ | Уметь находить решение в проблемной ситуации. Анализировать и оценивать произведение как художественное целое. Дать оценку героям и событиям. | ||
Что такое фольклор, фольклорные жанры. Былина как жанр фольклора. Былина «Три поездки Ильи Муромца» | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест. | работа с учебником, мультмедийная презентация, | Знать особенности фольклора, определение малых видов фольклора, владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу, использовать приобретенные знания для создания своих работ. | ||
Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказители. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, мультмедийная презентация, | уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды, уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа | ||
Волшебная сказка «Царевна лягушка» | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником | воспринимать и понимать волшебную сказку. Совершенствовать навыки пересказа и речи. | ||
Сказки народов мира. Арабские сказки. «Тысяча и одна ночь». «Синдбад – мореход» - сказка о путешествиях | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебник ТЕСТ | работа с учебником, сочинение, работа с мультимедиа -презентацией | уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды, уметь строить рассказ о герое, видеть отличие сказки от мифа. | ||
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Афоризм. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с различными источниками информации, работа с мультимедиа-презентацией | Уметь ориентироваться в разнообразии малых жанров фольклора, давать определение каждого жанра. | ||
Анекдоты. Сказки – анекдоты | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником | Уметь ориентироваться в разнообразии малых жанров фольклора, давать определение каждого жанра. | ||
Песни, частушки. Тематика частушек. Музыка в произведениях фольклора. | 1 | Текущий контроль – индивидуальные сообщения Тест. | работа с учебником, с различными источниками информации | Уметь ориентироваться в разнообразии малых жанров фольклора, давать определение каждого жанра. | ||
Русский народный театр. « Озорник Петрушка». Связь народного театра с другими формами фольклора. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация | Знать роль народного театра в истории рус. культуры, связь народного театра см другими формами фольклора. | ||
Загадки как древнейшая форма «тестов» на сообразительность. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником | Знать особенности фольклора, использовать приобретенные знания для создания своих работ. | ||
Итоговый урок по фольклору « В гостях у кота Баюна»- творческая мастерская | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником | владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу, использовать приобретенные знания для создания своих работ. | ||
Введение . Русская классическая литература. Жанр басни. И. А. Крылов « Свинья под дубом | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, портрет | познакомиться с русскими и зарубежными баснописцами, знать фрагменты из жизнеописания Эзопа, басни Эзопа, Лафонтена. | ||
Вн.ч. Жанр басни в мировой литературе. | 1 | Итоговый контроль (тест№9) | Слово учителя, чтение и обсуждение басни, ответы на вопросы, инсценировка | знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла морали. | ||
Жанр баллады. В. А. Жуковский « Лесной царь». Стихотворные загадки поэта. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с мультимедийной презентацией | Уметь выразительно читать фрагменты текста; владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою; | ||
Жуковский – сказочник. « Спящая царевна». | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником | анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений. Знать историко-культурные сведения, биографические сведения о писателях. | ||
А. С. Пушкин , юность, начало творческого пути. Родная природа и мир фантазий в лирике поэта. | 1 | Итоговый контроль – зачет (тесты) | работа с мультимедийной презентацией, с учебником , тест | Пополнить, уточнить знания о биографии писателя | ||
А. С . Пушкин «Руслан и Людмила» (Пролог) . Влияние народного творчества | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником | знать содержание поэмы, уметь описывать и характеризовать центральные образы, понимать идею поэмы “Руслан и Людмила”, знать поэтические средства художественной выразительности | ||
А. С . Пушкин «Руслан и Людмила». Песнь I. Нравственная красота героев. | 1 | текущий контроль – сжатый пересказ самостоятельно прочитанной сказки А.С.Пушки-на | работа с учебником | комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования, самостоятельный анализ-исследование стихов о природе (по выбору) с опорой на схему. Знать размеры стихотворения, уметь определять их в тексте. | ||
А. С . Пушкин «Руслан и Людмила». Песнь II. Руслан, его помощники, соперники, враги. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тест | Иметь понятие ритма, стопы, строфы, рифмы. Знать разнообразие рифм в лирических стих-ях.. | ||
А. С . Пушкин «Руслан и Людмила». Песнь III. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тест | уметь описывать и характеризовать центральные образы, понимать идею поэмы “Руслан и Людмила | ||
Поэтические картинки зимы. А. С . Пушкин «Зимняя дорога», « Зимний вечер». | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация | Знать двусложные размеры (ямб, хорей); понятие об антитезе, понятие темы и поэтической идеи стихотворения. Уметь характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать | ||
Стихи и проза. Ритм, рифма, стопа. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником,тетрадь | Уметь производить анализ лирического произведения. | ||
М. Ю. Лермонтов . Детство поэта. «Парус», «Тучи» | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с мультимедийной презентацией, с учебником | Знать биографические факты, основные мотивы лирики поэта, содержание и тему стихотворения “Парус”; прием сравнения в композиции произведения. Уметь выразительно читать стихотворный текст, анализировать поэтический текст и делать выводы | ||
Н. В. Гоголь .Рассказ о писателе. Знакомство со сборником « Вечера на хуторе близ Диканьки». | 1 | Итоговый контроль – зачет (тесты) | работа с учебником,тетрадь | Знать понятие “художественная деталь” в произведении, понятие “юмор”. Уметь характеризовать героя; выполнять художественный пересказ некоторых эпизодов, выполнять анализ фрагментов произведения. | ||
Н. В. Гоголь « Пропавшая грамота | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с мультимедийной презентацией, работа с учебником, тетрадь | Знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести; уметь охарактеризовать повествовательную манеру писателя, уметь доказывать, что «Пропавшая грамота» – это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль. | ||
Детство И. С. Тургенева. История создания «Муму». Главные герои произведения. | 1 | текущий контроль – сжатый пересказ самостоятельно прочитанной сказки А.С.Пушки-на | работа с учебником, тетрадь | Знать этапы жизни Тургенева; владеть понятием “сюжет”. Понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, уметь охарактеризовать литературного героя | ||
И. С. Тургенев « Муму». Герасим и Муму. Счастливый год. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником,тетрадь ,мультимедиа-презентация | сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме. | ||
Поэтический образ Родины. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тетрадь. | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, пони- мать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). | ||
М. Ю. Лермонтов «Бородино». Композиция и герои произведения | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь ,работа с мультимедиа -презентацией | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев. | ||
Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова «Бородино. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь ,работа с мультимедиа -презентацией | Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | ||
Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова «Бородино | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с мультимедийной презентацией, | Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен. | ||
Петя Ростов в партизанском отряде. Диалог в инсценировке. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с мультимедийной презентацией, с учебником | Знать, что такое «художественная деталь», «драма». Уметь давать характеристики героям, видеть взаимосвязь событий и героев, выделять в худ. произведении значимые для сюжета эпизоды, действия, важные для характеристики героя. Уметь обобщать материал, сопоставлять разные жанры худ. произведений. | ||
Связь веков в поэзии ХХ века Неразрывная связь русской литературы ХIХ и ХХ вв. Сохранение традиций в литературе ХХ века. А.С. Пушкин в литературе ХХ века: И.А. Бунин («26-е мая»), А.А. Ахматова («В Царском Селе»), В.А. Рождественский («Памятник юноше Пушкину»), а также другие стихи, посвященные великому поэту (по выбору, учителя и учащихся). | 1 | Текущий контроль – выразительное чтение стихотворения наизусть. Тест | работа с учебником, тетрадь | Знать, что такое «художественная деталь», «драма». Уметь давать характеристики героям, видеть взаимосвязь событий и героев, выделять в худ. произведении значимые для сюжета эпизоды, действия, важные для характеристики героя. Уметь обобщать материал, сопоставлять разные жанры худ. произведений. | ||
К.Г. Паустовскай О творчестве писателя. Краткий очерк «Рождение сказки» как объяснение психологических причин постоянного рождения сказок (не только фольклорных) в наши дни. Сказка «Теплый хлеб». Сказочный сюжет и реальные герои. Столкновение эгоизма и добрых чувств и победа добра в этом поединке. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с мультимедийной презентацией, с учебником | Знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы. Уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, объяснить смысл названия рассказа. | ||
Два «волшебных кольца» в сказках писателей ХХ века А.П. Платонов. «Волшебное кольцо». Писатель о своем детстве и о привязанности к тяжкому «потному» труду. Герои сказки Платонова — Семен и его друзья: кошка, собака и змея. Победа дружбы и справедливости над происками жадности и корысти. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тетрадь | Знать жанровые особенности сказки. Уметь обобщать материал, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведений | ||
Джералд Даррелл Джералд Даррелл — естествоиспытатель, защитник живой природы и писатель. Зоопарк Даррелла на острове Джерси. «Говорящий сверток» — книга, которая посвящена защите животных, созданных фантазией человека. Роль словарей в жизни этой фантастической страны. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация, работа с учебником, тетрадь | |||
Джанни Родари Джанни Родари — любимец многих поколений юных читателей. «Сказки по телефону» — отклик на стремление века к лаконизму и оперативности. Современный подход к знакомым сюжетам. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника тест | работа с учебником, тетрадь | Знать жанровые особенности сказки. Уметь обобщать материал, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведе | ||
Льюас Кэрролл «Алиса в Стране чудес». Сказка ученого Кэрролла и ее перевод-переработка В.В. Набоковым. Любознательность героини сказки Набокова и ее способность к необычным решениям и поступка | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | Знать жанровые особенности сказки. Уметь обобщать материал, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою; анализировать текст; сопоставлять эпизоды и героев разных произведе | ||
Джон Роналд Руэл Толкан Толкин — один из самых читаемых в мире авторов второй половины ХХ в. Новый жанр в литературах мира — фэнтези. «Хоббит, или Туда и обратно». Характер и взгляды главного героя как причина событий. Нравственные принципы, утверждаемые автором. Связь произведения с фольклором. | Итоговый контроль (тест№27) | работа с учебником, тетрадь,тест | ||||
И.А. Бунин «Детство». «Сказка». «Первый соловей». «Канарейка». Буни н- поэт. Впечатления детства него стихах: роль фантазии и роль памяти. Лирический образ живой природы. Голос автора в строках его стихов. Творческая мастерская ( создание своих сказок) | 1 | Текущий контроль – выразительное чтение стихотворения наизусть | работа с учебником, тетрадь | Владеть знаниями, умениями и навыками по изученному разделу. Использовать приобретенные знания для создания своих сказок. | ||
К.Д. Бальмонт «Снежинка». «Золотая рыбка». Лирика Бальмонта. Совершенство его стиха. Стихи для детей. Близость фольклорным образам. | 1 | Текущий контроль – выразительное чтение.Тест | работа с учебником, тетрадь,тест | |||
И. Северянин «В парке плакала девочка». «Что шепчет парк». Сочувствие всему живому в стихах поэта. Трехсложные размеры (дактиль, амфибрахий, ан | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | |||
Лирика ХХ века. Урок-концерт Стихотворения поэтов: В. Брюсов «Старый викинг», А. Блок «Девушка пела в церковном хоре», С. Городецкий «Горшеня», Н. Гумилев «Жираф», А. Ахматова «Мне голос был...», О. Мандельштам «Домби и сын» и др. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | |||
И.С. Шмелев «Как я встречался с Чеховым. За карасями». Встреча юных рыболовов с «бледнолицым братом» — Антоном Чеховым на пруду в Замоскворечье. Облик и поведение писателя в восприятии «коллеги» по рыбной ловле. Двойное название рассказа и его | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника. Тест | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация, работа с учебником, тетрадь,тест
| Знать факты биографии писателя. Уметь выразительно читать, анализировать эпизоды текста, приводить примеры из текста. | ||
А.М. Ремизов Увлечение писателя русским фольклором. Мастерство использования старинной речи. Сборник писателя «Посолонь» (от слова «солнце»). Сказка «3мей» и ее герой. Сюжет и неизбежность его комической развязки... | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | Уметь выразительно читать, анализировать эпизоды текста, приводить примеры из текста. | ||
Корабел, инженер, писатель Евгений Замятин. Рассказ «Огненное “А”» о мечте подростков начала века (связь с Марсом). Герой Вовочка как читатель. Сюжет, который рожден прочитанной книгой. Комическая развязка. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | Уметь анализировать текст, самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою. | ||
А.И. Куприн «Мой полет». Куприн — один из самых популярных писателей начала ХХ в. Автобиографический очерк и его герои: один из первых русских летчиков, Заикин, и Куприн. Сюжет и поступок героев. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация, тест | Знать признаки очерка как жанра. Уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, объяснить смысл названия рассказа. | ||
Ф. Сологуб (2 ч) | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тетрадь,тест | Уметь выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою. | ||
М.М. Зощенко Произведения Зощенко для детей. «Великие путешественники» как одно из забавных путешествий, с которым ученики познакомились в начальной школе. Новый взгляд на эту «робинзонаду» в 5 классе. Художественные приемы в юмористических рассказах. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация,тест, работа с учебником, тетрадь | Уметь выразительно читать, анализировать эпизоды текста, приводить примеры из текста. | ||
Поэтический образ Родины А.А. Блок «На лугу, Н.А. Заболоцкий «Оттепель, Д.Б. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето...», Н.М. Рубцов «3везда полей» и другие стихотворные и прозаические произведения о красоте родной земли. | 1 | Итоговый контроль – зачет (тест№32) | работа с учебником, тетрадь,тест | Уметь выразительно читать стихи, анализировать | ||
Героическое прошлое России А.И. Фатьянов. «Соловьи». А.Т. Твардовский. «Я убит подо Ржевом», А.А. Ахматова. «Мужество». Р. Гамзатов. «Журавли». Песни, созданные на стихи поэтов, и их популярность в годы Великой Отечественной войны и после нее.. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тетрадь, тест | Уметь выразительно читать стихи, анализировать | ||
В. П. Астафьев Автобиографические произведения писателя о детских годах. «Игра» и другие рассказы о формировании характера подростка в сибирской деревне. «Васюткино озеро». Путь от детского сочинения к рассказу писателя. Теория. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест, сочинение | работа с учебником, тетрадь,тест | Уметь анализировать текст, самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою. | ||
Ф.А. Абрамов «Валенки». Тяжкий труд в тылу в годы Великой Отечественной войны. Даша Косова и ее премия. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с мультимедиа –презентацией,тест, работа с учебником, тетрадь , | Владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою. | ||
В.И. Белов (1 ч) | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тетрадь,тест | Уметь анализировать текст, самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою. | ||
1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тетрадь,тест | ||||
В/ч Кир Булычев Защита народных сказок, их сюжетов и героев в «Заповеднике сказок». Новые сказки о девочке Алисе из будущего. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника, сочинение. | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация, работа с учебником, тетрадь | Уметь анализировать текст, самостоятельно делать выводы, | ||
Туве Янссон «Последний в мире дракон». Писательница и художница Туве Янссон. Утверждение права современной литературы на сказку. Муми-тролли, хемули, снусмумрики и другие существа, которые стали героями ее книг. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с различными источниками информации, мультимедиа-презентация работа с учебником, тетрадь , | Самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа | ||
Даниэль Дефо «Робинзон Крузо». Жизнь талантливого писателя и энергичного купца Даниэля Дефо. Герой его книги — Робинзон. Характерные черты героя Дефо: способность не поддаваться обстоятельствам, мужество, трудолюбие, оптимизм. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест, сочинение | работа с учебником, тетрадь,тест | Уметь анализировать текст, самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою. | ||
Рудольф Эрих Распэ «Приключения барона Мюнхгаузена». Барон Мюнхгаузен и придуманные им истории. Ирония и гротеск, гипербола и литота в «подлинных историях». | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | Уметь выразительно читать, анализировать эпизоды текста, приводить примеры из текста. | ||
Марк Твен «Приключения Тома Сойера». Марк Твен — мастер занимательного и веселого повествования. Автобиографическая повесть и ее герои | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с различными источниками информации, работа с учебником, тетрадь,тест | Уметь анализировать текст, самостоятельно делать выводы, | ||
Астрид Линдгрен «Приключения Калле Блюмквиста». Астрид Линдгрен и ее тезис: «Не хочу писать для взрослых!» Три детективные повести о Калле Блюмквисте. Находчивость, энергия и изобретательность главногероя. Утверждение положительного идеала и нравственных ценностей в повести. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | Самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа | ||
Сюжет и композиция художественного произведения Итоги наблюдений за сюжетом и композицией в художественных произведениях. Элементы построения произведения: завязка, кульминация, развязка. Сюжет и герой произведения. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника Тест | работа с учебником, тетрадь,тест | Знать что такое сюжет и композиция произведения, владеть навыками пересказа | ||
В/ч Великий сыщик Шерлок Холмс (2 ч) | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника | работа с учебником, тетрадь | Уметь выразительно читать, анализировать эпизоды текста, приводить примеры из текста. | ||
Мой любимый литературный герой. М.И. Цветаева | 1 | Текущий контроль – выразительное чтение стихотворения, наизусть. Тест | работа с учебником, тетрадь,тест | Уметь анализировать текст, самостоятельно делать выводы, выявлять авторскую позицию, владеть навыками пересказа различного типа, давать характеристику герою. | ||
67-70 | Книги в красном переплете». Советы поэта и собственные вкусы и пристрастия учеников-читателей при организации летнего чтения. | 1 | Текущий контроль – ответы на вопросы учебника итоговый контроль – творческие задания | работа с учебником, тетрадь |
Список литературы:
Литература для учителя
1. Т.Ф. Курдюмова «Литература. 5 класс»: «Дрофа», Москва, 2008 г
2. О.Б.Беломестных, М.С.Корнеева, И.В.Золотарева Поурочные разработки по литературе 5 класс , Москва,ВАКО,2003г.
3 .Золотарева И.В, Егорова Н.В «Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс»., Москва, 2005г
4. Т.М.Амбушева Поурочные планы по учебнику- хрестоматии Т.Ф.Курдюмовой, Волгоград,2005г
5. Л.В.Антонова Контрольно-измерительные материалы, Москва, ВАКО 2010г.
6. Н.И.Еременко, Занимательные материалы по литературе, Волгоград,Корифей,2005г
7. Золотарева И.В, Егорова Н.В«Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс»., Москва, 2005г
Литература для учащихся:
- Т.Ф. Курдюмова «Литература. 5 класс»: «Дрофа», Москва, 2008
- Литература: справочные материалы для школьника. – М., 1994
Контрольно-измерительные материалы
по литературе 5 класс (тесты)
Оснащение:
1.Учебник литературы Т.Ф.Курдюмовой
2.Портреты писателей и поэтов
3. Тесты по темам
4. Презентации
5.Диск Литература 5 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа, 5класс
Рабочая программа, 5класс, учебник Н.Я.Виленкин...
рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)
Рабочая программа по литературе 5класс (ФГОС)...
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/30/picture-302198-1675043833.jpg)
Рабочая программа по литературе.5класс
1. Пояснительная записка Данная рабочая программа: разработана на основании приказа министерства образования Российской федерации от 05.03.2004 № 1089"Об утверждении федерального компонента госуда...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/11/picture-1056243-1536635368.jpg)
Рабочая программа по литературе 5класс Меркин
Рабочая программа состоит из разделов: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/16/picture-371197-1389867998.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5класс
Уровень общего образованияосновное общее образование, 5 классКоличество часов 102 часа Программа курса «Литература». 5 – 9 классы общеобразовательн...