Методическая разработка: "Петрарка - Шекспир".
методическая разработка (литература, 7 класс) по теме

Седова Светлана Алексеевна

На сайте размещена система уроков, посвященная сопоставительному анализу сонетов В. Шекспира и Ф. Петрарки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon shekspir-petrarka.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

В. Шекспир –  Ф. Петрарка.

Шекспир и Петрарка – поэты, стоящие по разные стороны эпохи Возрождения. Творчество Шекспира связано с кратким периодом расцвета Возрождения в Англии и началом Барокко. Петрарка жил  в 14 веке, на заре Ренессанса.

Франческо Петрарка родом из Флоренции. С этим городом связано творчество Леонардо да Винчи, Микельанджело, Рафаэля, Данте. Семья Петрарки – потомственные юристы, отец прочил и сыну подобную карьеру. Петрарка получил хорошее домашнее образование, его родители в это время жили в Авиньоне, на юге Франции. Авиньон был признанной культурной столицей Европы. Петрарка продолжает образование в Болонском университете – лучшем юридическом учебном заведении того времени. Но он не закончил университетский курс и сбежал из Болоньи в Авиньон. Разрушив семейную традицию, Петрарка стал первым поэтом Италии своего времени и первым лириком эпохи Возрождения. 8-го апреля 1341 года, в первый день Пасхи, Петрарка был увенчан лаврами как велишайший поэт современности. Церемония состоялась на Капитолийском холме; в указе Сената Рима о коронации говорилось, что Франческо Петрарка – король «всех образованных людей, поэтов и историков». Короли и ученые, великие мира сего считали за честь беседовать с Петраркой, даже не час, а несколько минут. Его покровитель, король Неаполитанский, подарил Петрарке  пурпурную мантию, подбитую горностаем – мантию короля. Этот день, 8 апреля 1341 года вошел в историю как первый день новой эпохи – эпохи Возрождения.

Лучшие произведения поэта – «Книга песен», посвященная его возлюбленной, мадонне Лауре. Петрарка увидел ее 6 апреля 1327 года в авиньонской церкви Св. Клары. Больше о девушке ничего неизвестно, неизвестно даже была ли она на самом деле. Но любовь Петрарки была. Возлюбленная никогда не отвечала поэту взаимностью, и он всю жизнь любил безответно и  посвящал своей Лауре стихи двадцать лет ее жизни и  десять лет после смерти. Итальянское имя Lauro созвучно слову «листва», «лавр», а также L`aura может быть переведено как «дыхание», «дуновенье».

Сонеты, в отличии от многих произведений Петрарки, написаны на итальянском языке. В то время языком искусства и науки была латынь, а итальянский язык считался наречием, необработанным и вульгарным. Петрарка создал прекрасный и мелодичный язык любви, язык итальянской лирики. Хотя сам он в шутку называл «Книгу песен»  –  «Rerum vulgarium fragmenta» –   «осколки на просторечии». Отточеная Петраркой форма сонета стала классической, так же как и форма сонета шекспировского, о которой вы говорили на уроках. Сонет разделяется на две части, первая из которых состоит из 8-ми, а вторая из 6-ти стихов. Восьмистишие с рифмовкой abba abba  называется октавой, а шестистишие с рифмовкой cde cde  – секстетом. Позже, уже после смерти Петрарки, сборник условно разделили на две части: сонеты «На жизнь мадонны Лауры», сонеты «На смерть мадонны Лауры». Сам же поэт этого разделения не проводил. Между сонетами просто было несколько листов чистой белой бумаги. Подумайте, почему Петрарка не озаглавил части сборника?

Итак, Петрарку и Шекспира разделяют три столетия. Сравните сонет  116 Шекспира «Мешать соединенью двух сердец...» и  CCLXXIX сонет Петрарки  «Когда заплачут птицы иль листва зашелестит в зеленом своде лета...»  Это позволит вам увидеть, как «живет поэзия» во времени, как изменяется представление человека о своем месте в мире. Подумайте, чем отличается отношение поэтов к любви и к возлюбленной? В размышлении вам помогут следующие вопросы:

  1. Какие контрасты вы видите в первой строфе стихотворений?
  2. Как углубляется противоречие во второй строфе?
  3. Как вы понимаете слова Петрарки о своей любви: «в земле сокрыта в небесах она»?
  4. Как развивается конфликт сонета?
  5. Почему слова любимой Петрарки оформлены как прямая речь?
  6. Разверните метафору последней строфы сонета Шекспира:

Любовь – не кукла жалкая в руках

У времени, стирающего розы

На пламенных устах и на щеках,

И не страшны ей времени угрозы.

  1. Как разрешается конфликт  в последних строфах каждого из сонетов?
  2. Как идея любви, выраженная в сонете Шекспира, отражает новое представление о человеке, сложившееся в эпоху Возрождения?
  3. Какая мелодия могла бы сопровождать сонеты?

В. Шекспир

116

Мешать соединенью двух сердец

Я не намерен. Может ли измена

Любви безмерной положить конец?

Любовь не знает убыли и тлена.

Любовь – над бурей поднятый маяк,

Не меркнущий во мраке и тумане.

Любовь – звезда, которою моряк

Определяет место в океане.

Любовь – не кукла жалкая в руках

У времени, стирающего розы

На пламенных устах и на щеках,

И не страшны ей времени угрозы.

А если я не прав и лжет мой стих,

То нет любви – и нет стихов моих!

Ф. Петрарка.

CCLXXIX

Кода заплачут птицы иль листва

зашелестит в зеленом своде лета,

иль сипло шепчет ясная волна,

цветущей свежестью брегов одета,

сижу, любовью опечален, где-то.

В земле сокрыта, в небесах она,

но вижу, слышу, что еще жива,

и вздох мой ждет далекого ответа.

«Увы, зачем ты изнурен до срока, -

мне с жалостью она,  зачем течет

из грустных глаз река, где скорбь жестока?

Не плачь же обо мне. Мой взгляд живет,

став в смерти вечным: брызнет свет из ока,

когда вопрос из глаз твоих дойдет».

Единство культуры проявляется не только в области мысли, сознания, но и в области художественного образа, даже приема. Рассмотрите картину Фра Беато Анджелико «Благовещение». Сравните ее с CLXII сонетом Петрарки  «Благорожденные цветы и травы!»

CLXII

                                                         

Благорожденные цветы и травы!

Задумчиво мадонна здесь ходила,

и место эхо нежных слов хранило,

следы ее – прекрасных ног оправы.

Прямые деревца, и крон забавы,

и бледная фиалка, что любила,

тенистые леса, куда светила

лучи проникли стали величавы.

О нежный край! Река чиста, спокойна,

сюда она омыть лицо сходила,

и свет живой вода хранит достойно.

Здесь ваша верность зависть пробудила.

Теперь задышит каждый камень знойно,

так мое пламя вспыхнуть научило.

Мурр с палитрой,

на которой интернетадрес

http://sem44.narod.ru/fraangelico/angelico03.htm

  1. Какой новый художественный прием, появившийся одновременно в литературе и в живописи раннего возрождения, позволяет Петрарке передать свое восхищение мадонной?
  2. Какими средствами поэт создает ощущение присутствия возлюбленной в мире?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка интегрированного урока английского языка по теме "Шекспир.Краткие сведения об авторе. Обзор творчества драматурга."

Методическая разработка интегрированного урока английского языка и литературы в 8 классе по биографии и творчеству Шекспира нацелена на развитие навыков аудирования и чтения с полным пониманием содерж...

Методическая разработка проекта по английскому языку: «Шекспир и мы» (8 класс)

Сценарий презентации проекта в виде театрализованного представления, посвященного 450-летию со дня рождения Уильяма Шекспира.Характеристика проекта «Шекспир и мы »: межпредметный,  ролево-игровой...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине: Иностранный язык (Английский) "Говорим на языке Шекспира"

Методическая разработка внеклассного мероприятия по дисциплине: Иностранный язык (Английский), посвященное жизни и творчеству У. Шекспира....

Методическая разработка занятия "У.Шекспир"

Биография и творчество У.Шекспира...

Методическая разработка интегрированного урока по УД «Иностранный язык (английский)» и УД «Литература» Тема: Жизнь и творчество В.Шекспира (1564-1616). Трагедия «Гамлет».

Данная методическая разработка представляет собой конспект интегрированного урока по УД Иностранный язык и литература. Новизна разработки в ее двуязычии. Урок проводиться на английском и руском яязыка...

Методическая разработка урока по книге для чтения «Венецианский купец» В.Шекспир (УМК В. Эванс, Дж. Дули, Б. Оби, О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Английский в фокусе»/«Spotlight, 10 класс).

Методическая разработка урока в 10-м классе по УМК В. Эванс, Дж. Дули, Б. Оби, О.В. Афанасьевой, И.В. Михеевой «Английский в фокусе»/«Spotlight. Урок по книге для чтения «Венец...