Урок литературы в 6 классе
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему

Кочегарова Татьяна Владимировна

Художественное своеобразие стихотворений Ф.И. Тютчева «Листья», А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_6_klass.doc30.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ 6 КЛАСС

ТЕМА: Художественное своеобразие стихотворений Ф.И. Тютчева «Листья», А.А. Фета «Ель рукавом мне тропинку завесила»

ЦЕЛЬ: Учить видеть художественное своеобразие стихотворения разных авторов, чувствовать, представлять мир поэта, выражать свои чувства, развивать речь, умение всматриваться в текст, в слово.

ХОД УРОКА

  1.  Вступительное слово учителя.

Хороший читатель умеет различать поэтов, словно певцов, по голосам. У каждого поэта своя интонация, свой стиль. Мы всегда слышим поэта, но не ухом, а душой.

Разговор читателя с поэтом – это разговор души с душой.

На сегодняшнем уроке будем учиться вести такой                                         разговор, попробуем понять душу поэтов.

II.  Федор Иванович Тютчев.

-Слышали ли вы это имя?

- Что о Тютчеве вам известно?

- Давайте вспомним стихи Тютчева. Калейдоскоп стихов Тютчева.

(Учащиеся читают строки из стихов Тютчева наизусть)

-Хотели бы вы послушать, прочитать еще стихи Тютчева?

III. Чтение учителем стихотворения «Листья».

IV. Работа с текстом.

 - Какие картины возникают при чтении?

 - Проследим по тексту развитие темы автором.

 - Сколько картин увидели?

         ( 1. Зима

          2. Лето

          3. Осень

          4. Ветер)

      Это микротемы.

  - Какие картины ярче представляются вам?

       Словарная работа.

          1. Как понимаете «докучный», «скучный», «надоедливый».

          2. Как это «играли с лучами, купались в росе»?

          ВЫВОД: Даже обычные явления  природы могут быть в стихах художественными образами.

V. Еще одна пленительная встреча. А. А. Фет.

     - О творчестве этого поэта что можете сказать?

     -Вот что сказал Л. Озеров о стихах Фета (эпиграф из учебника).

     - Напомню вам стихи Фета (учитель начинает читать строки Фета, учащиеся продолжают).

     - А сейчас еще одно стихотворение «Ель рукавом мне тропинку завесила» (подготовленный ученик читает стихотворение).

        - Как встретили вы стихотворение Фета?

        - Какое чувство возникло у одинокого человека в осеннем лесу? Какие слова помогают ощутить это?

        - Когда наступает перелом в настроении?

     Словарная работа.

          1. Как понимаете «глашатай»?

        - В чем своеобразие стихотворения А. Фета?

          ВЫВОД: У Фета одна длинная строка, вторая- короткая . Мысль заканчивается в короткой строке, логическое ударение падает на последнее слово в короткой строке.

VI. Сравним эти стихотворения Тютчева и Фета.

       а. В каком из стихотворений ярче представлены картины природа?  Где более ярко, четко видна личность автора? (доказать).

       б. Тютчев, Фет. У кого из них чувства видны, а у кого скрыты? (чтобы понять надо вчитаться, прислушаться, ощутить душой)

      в. Что такое литературные образы? Сравним образы в данных стихах.        Какие образы есть у Тютчева,  у Фета? В чем различия?

      г. Какие звуки услышали при чтении стихотворения?

      ВЫВОД: У Тютчева – картины, у Фета – картина ускользает, главное – чувства человека.

VII. Творческая пятиминутка.

       - Чьи стихотворения вам ближе? Поразмышляем. (письменная работа)

       1. Вижу картину, нарисованную…

       2. Слышу музыку стихотворения …

   Зачитать интересные мысли ребят.

VIII. ИТОГ. Почему такие разные стихи, а Тютчев и Фет всегда рядом? Что их роднит? Прав ли Л. Озеров, сказав так (эпиграфы) о Тютчеве и Фете?

IX. Домашнее задание: 1) Прочитать другие стихотворения Фета или Тютчева. 2) Из стихотворений «Листья», «Ель рукавом…» выписать в тетрадь художественные средства выразительности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Конспект урока литературы. (7 класс). "Дом и семья в русской литературе (по произведениям Л.Н.Толстого «Детство»).

Цель урока: опираясь на знание содержания художественного произведения, выявить отношения взрослых и детей, законы семьи, через художественный текст показать, как семья влияет на развитие ребенка....

Синтетические виды искусства. Особые формы поэзии в русской литературе конца XX – начала XXI века. Урок литературы, 11 класс (профильная группа)

Учитель: Солдатова Светлана Сергеевна,Первая квалификационная категорияЦели:1.     Рассмотреть слияние разных видов искусства;2.     Познакомиться с особыми фор...