Рабочая программа по литературе
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Николаева Ирина Ивановна

Рабочая программа составлена на основе программы В.Я.Коровиной, Москва, «Просвещение», 2007 Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. Планирование соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта, утвержденного приказом Минобразования РФ №1089 от 5 марта 2004 года и Федеральному базисному учебному плану, утвержденному приказом Минобразования России №1312 от 9 марта 2004 года. Учебник-хрестоматия, 9 класс, в двух частях, авторы-составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин, Москва, «Просвещение», 2007. Учебник рекомендован  Министерством образования и науки  РФ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Количество часов в году: 68

Количество часов в неделю: 2

Плановых уроков:

Контрольных уроков: 7

По развитию речи: 10

Внеклассного чтения: 4

Документы, на основе которых разработана программа:

Рабочая программа по литературе учащихся 8В класса школы № 555 «Белогорье» составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) общего образования второго поколения. В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий (УУД) для общего образования, преемственность с примерными программами для начального общего образования. В основе программы, составленной с учетом новых образовательных стандартов (Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования под редакцией А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2010; Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2010) положены идеи межпредметной интеграции, самообразования, саморазвития учащихся. Рабочая программа составлена с учётом индивидуальных особенностей обучающихся 8В класса и специфики классного коллектива.

Специфика класса

В 8В классе обучается 18 детей, из которых мальчиков – 8 человек, девочек – 10 человек.  Между обучающимися достаточно ровные, в целом бесконфликтные отношения. Есть группа детей, ранее занимающихся с логопедом (Лисицкий П., Пицык А.). Они отличаются крайне медленным темпом деятельности, с трудом вовлекаются в коллективную (групповую или парную) работу, стесняются давать ответы в устной форме, грамотной монологической речью не отличаются.  В работе с этими детьми будет применяться индивидуальный подход как при отборе учебного содержания, адаптируя его к интеллектуальным особенностям детей, так и при выборе форм и методов его освоения, которые должны соответствовать их личностных и индивидным особенностям: дефицит внимания, медленная переключаемость внимания, недостаточная сформированность основных мыслительных функций (анализ, сравнение, выделение главного), плохая память.  

Основная масса обучающихся 8В класса – это дети со средним  и низким уровнем способностей и невысокой мотивацией учения, которые  в состоянии освоить программу по предмету  только на базовом уровне. Они отличаются слабой организованностью, недисциплинированностью, часто безответственным отношением к выполнению учебных, особенно, домашних заданий. В  классе можно выделить группу обучающихся (Крутилин С., Николаев С., Пицык А.), которые достаточно часто не имеют всего необходимого к уроку, не выполняют домашние задания. Чтобы включить этих детей в работу на уроке, будут использованы нетрадиционные формы организации их деятельности, частые смены видов работы, потому что волевым усилием эти дети заставить себя работать не в состоянии, а поскольку многие в классе на них  равняются, это дестабилизирует рабочую обстановку и не способствует повышению эффективности учебного занятия. Есть группа  часто болеющих детей и часто пропускающих занятия (Александрова А., Алабугина А.), которые также требуют особого внимания. Группа учеников (Сяде А., Мамонтов Г.) проявляет желание и возможность изучать предмет  на продвинутом уровне. С учётом этого в содержание уроков включён материал повышенного уровня сложности, предлагаются дифференцированные задания как на этапе отработки зунов, так и на этапе контроля.

В целом обучающиеся 8В класса весьма разнородны с точки зрения своих индивидных особенностей: памяти, внимания, воображения, мышления, уровня работоспособности, темпа деятельности, темперамента.  Это обусловило необходимость задействования в работе с ними разных каналов восприятия учебного материала, разнообразных форм и метод работы. Отличительной возрастной особенностью этих детей является  усиление интереса  друг к другу со стороны мальчиков и девочек, что тоже следует учитывать при организации работы в группах постоянного и сменного состава и при рассаживании детей в классе.

Цели и задачи курса:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;
овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библио графический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);
использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.

Основные принципы обучения:

личностно ориентированный подход; ориентация на исследовательскую деятельность как на уроках, так и во внеклассной работе по литературе, решение проблем развивающего и личностно ориентированного обучения, кроме того, в 8в классе при обучении литературе на базовом уровне решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности.

Основное содержание обучения:

1. Устное народное творчество.
2. Древнерусская литература.
3. Русская литература XVIII в.
4. Русская литература первой половины XIX в.
5. Русская литература второй половины XIX в.
6. Русская литература первой половины XX в.
7. Русская литература второй половины XX в.
8. Литература народов России.
9.  Зарубежная литература.
10. Обзоры.
11. Сведения по теории и истории литературы.
12. Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

Требования к уровню освоения курса:

Даннная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  1. поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  2. сравнение, сопоставление, классификация;
  3. самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  1. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  2. осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  3. владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  4. составление плана, тезисов, конспекта;
  5. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  6. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  7. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Планируемые результаты

№№

Стандартный уровень

Продвинутый уровень

1

Выдвигать гипотезы об основных проблемах классической литературы, Заполненять Таблицы-ЗХУ

Знаю

Хочу узнать

Узнал или еще предстоит узнать

Выдвигать гипотезы. Составлять карточки каталога библиотеки, обучать этому других. Составлять электронную картотеку домашней библиотеки (хотя бы один раздел). Искать и формулировать определения «культурный читатель», «массовая культура».

2

Осваивать основные виды чтения: с листа, наизусть, выборочное, про себя, просмотровое, комментированное и др.

Осуществлять собственную программу исследовательского чтения с остановками.

3

Пересказывать подробно и кратко, в том числе от имени персонажа. Составлять планы текстов для пересказа.

Художественный пересказ, все виды пересказа с выбором оптимальной для выполнения задачи формы.

4

Выполнять диагностические работы, определяя области корректирования и способов собственного продвижения.

Предлагать варианты диагностических и контрольных работ, объясняя их логику, степени сложности, удобство проверки.

5

Характеризовать художественный образ как особый способ познания и моделирования мира. Сопоставлять два способа исследования мира: научный и художественный. Уметь использовать в этой работе таблицы.

Давать самостоятельные определения понятия «образ», сопоставлять со словарными вариантами, отрабатывая оптимальное, в том числе адаптивное, определение. Объяснять литературу как художественную летопись жизни. Толковать понимание  метафорической природы образа.

6

Понимать и объяснять различие фольклора и литературы. Проводить самостоятельное исследование нового в программе фольклорного жанра – песни, выявлять особенности фольклорных песен.

Толковать природу фольклорных песенных образов. Организовать (по желанию) и провести песенно-игровой проект. Моделировать и регулировать процессы взаимодействия при выполнении индивидуальных и групповых заданий.

7

Характеризовать положительный идеал, представленный в древнерусской литературе. Объяснять причины популярности житийного жанра у дореволюционного читателя. Знать особенности житийного канона.

Сопоставлять персонажей исторических песен и святых подвижников из житийной литературы. Заполнять и презентовать таблицу «Два полюса русской души». Объяснять отличие «Жития протопопа Аввакума» от канонического жития.

8

Подбирать информацию о биографии писателя по определенной проблеме. Структурировать, составлять план. Уметь «свертывать», минимизировать информацию.

Подбирать информацию, характеризующую нравственные искания писателя, отраженные в творчестве. Составлять основные тезисы философии Толстого после исследования рассказа «После бала», сопоставлять с образцом в учебном пособии, корректировать.

9

Создавать аннотации к материалу, подобранному в Интернете.

Создавать аннотацию на литературоведческую статью учебника.

10

Осуществлять поэпизодный  анализ литературных произведений. Составлять «пакет» проблемных вопросов. Характеризовать особенности сюжета и композиции. Объяснять смысл передачи права повествования от автора к рассказчику. Объяснять особенность конфликта, систему персонажей, роль второстепенных персонажей, стилистические особенности.

Выдвигать планы для исследовательского чтения. Осуществлять анализ эпизода как части целого. Отслеживать проблему «споров русских мальчиков» в течение учебного года. Делать промежуточные выводы, сопоставляя с предыдущими. Характеризовать тип «тургеневской девушки», видеть и характеризовать признаки такого типа среди своих сверстниц, в кино, рекламе, модных журналах.

11

Свободно осуществлять сопоставительную характеристику персонажей, выявляя линии сопоставления.

Осуществлять сопоставительную характеристику персонажей, произведений, тем, философских платформ и др. Выявлять персонажей антагонистов, протагонистов и др.

12

Участвовать в полемике о свободе и воле, в поисках формулы любви (любовная лирика), о природном и цивилизованном типе человека, о современном словоупотреблении или др.

Готовить, организовать и проводить полемику в формате дискуссии или дебатов. Моделировать и регулировать процессы коммуникации.

13

Создавать письменные работы: краткие ответы на вопросы, сочинения, эссе, анализировать свои и чужие работы. Уметь свертывать и разворачивать информацию, объясняя логику своих действий. Корректировать написанное.

Отслеживать и создавать рецензии на сочинения из Интернета. Предлагать на сайты свои лучшие работы.

14

Знать и объяснять на примерах родо-жанровые особенности литературных произведений. Осмыслять и называть традиционные особенности отечественной культуры и новаторские тенденции на примере изученных произведений.

Выявлять авторскую позицию в художественном произведении, указывать формы и способы осуществления авторского замысла и знаки авторского присутствия. Атрибутировать тексты разных писателей с точки зрения характерной для писателя проблематики и стиля.

15

Участвовать в проектной деятельности. Формулировать проблемы исследования, логику проекта, формировать группы.

Организовывать и руководить проектной деятельностью в составе группы и проекта в целом.

16

Подводить промежуточные итоги, оформлять и презентовать свои достижения, предлагать формы и способы корректировки.

Делать выводы о собственных достижениях, выявляя и анализируя логику собственных действий и возможности более интенсивного продвижения. Корректировать планы на перспективу.

Формы  средства контроля:

уроки-зачеты, тестовые работы, самостоятельные и творческие работы

Используемая учебно-методическая литература:

Осуществлению идей модернизации российского образования должны способствовать современные, соответствующие ее целям и задачам программы, учебно-методические комплексы: данная рабочая программа  осуществляется по УМК под редакцией В.Я. Коровиной, базовый уровень.

В качестве дополнительных учебных пособий, оптимизирующих преподавание литературы и выполненных с использованием инновационных технологий, содержащих диагностические, тестовые, тренировочные КИМы также  используются:

Тематические каталоги

  1. http://www.nlr.ru:8101/res/inv/ic/sprav.htm - Словари, энциклопедии, справочники универсального содержания
  2. http://feb-web.ru/feb/feb/sites.htm - Каталог сетевых ресурсов по русской филологии и фольклору.

Поиск книг

  1. http://www.eboogle.net/ - Поиск книг в электронных библиотеках Рунета
  2. http://www.biblus.ru/Default.aspx  - Все книги России, библиографический каталог

Академическая наука

  1. http://feb-web.ru/ - Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор», академические собрания сочинений русских писателей
  2. http://www.lrc-lib.ru/ - Рукописные памятники Древней Руси

Методическое сопровождение

  1. http://mlis.ru/ - Методико-литературный Интернет-сервер «Урок литературы»
  2. http://metlit.nm.ru/ - Информационно-поисковая система по методике преподавания литературы
  3. http://gramma.ru/LIT/?PHPSESSID=d689cbafec193fe4a971e7c1a22c7a51 – «Русская литература. Программа школы» на сайте «Культура письменной речи» С.П. Белокуровой

Словари литературные

  1. http://www.philosophy.ru/edu/ref/rudnev/ - Словарь культуры ХХ века. Ключевые понятия и тексты.
  2. http://old-rus.narod.ru/bio.html - Библиографический словарь на сайте «Древнерусская литература. Антология»
  3. http://www.encyclopedia.ru/literature.html - раздел «Литература» на проекте «Мир энциклопедий»
  4. http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom2/ - Оренбургская пушкинская энциклопедия
  5. http://www.orenburg.ru/culture/encyclop/tom3/ - Оренбургская толстовская энциклопедия http://www.rubricon.com/ - Крупнейший энциклопедический ресурс Интернета «Рубрикон»
  6. http://www.rulex.ru/ - Русский биографический словарь. Сетевая версия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...