Символика деревьев в произведениях русской литературы
материал по литературе на тему

 

Всем известно о существовании «языка цветов», «языка птиц», но мало кто знает о том, что есть и «язык деревьев». Символика деревьев, на наш взгляд, очень актуальная тема на сегодняшний день. Ведь чтобы понять глубинный смысл произведения, нужно непременно знать «язык деревьев», их символический смысл. Какую смысловую нагрузку несут деревья, к которым так часто обращались поэты и писатели?

Скачать:


Предварительный просмотр:

СИМВОЛИКА ДЕРЕВЬЕВ В ПРОИЗВЕДЕНЯХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Т.Е. Зинина, С. Старченко

                                                          МАОУ Домодедовской гимназии № 5

                                                                                г. Домодедово, Россия

Всем известно о существовании «языка цветов», «языка птиц», но мало кто знает о том, что есть и «язык деревьев». Символика деревьев, на наш взгляд, очень актуальная тема на сегодняшний день. Ведь чтобы понять глубинный смысл произведения, нужно непременно знать «язык деревьев», их символический смысл. Какую смысловую нагрузку несут деревья, к которым так часто обращались поэты и писатели?

В ХIХ веке во Франции появилось такое литературное направление, как символизм. Позже в России он становится  первым значительным модернистским направлением в этой стране. Наиболее яркими представителями этого направления являются В.Я. Брюсов, К.Д. Бальмонт, А.А. Блок... Единственное, что объединяло русских символистов — это недоверие к обыденному слову, стремление выражаться посредством аллегорий и символов.

У любого предмета, имеющего какое-то знаковое выражение, можно обнаружить скрытый смысл, слитый с образом этого предмета, но ему не равный, иной. В этом и заключается основы символизации – многогранное восприятие и понимание того или иного предмета. Символика – это символическое значение, приписываемое чему-нибудь. Что же символизируют деревья в произведениях русской литературы? Зачем так часто к ним обращались писатели? На эти вопросы мы и попытаемся дать ответ.

В творчестве многих русских писателей символ дерева играет важную роль. Например, в рассказе Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» в кульминационной сцене объяснения Катерины Львовны и Сергея в весеннем саду мы встречаем образ яблони. Это дерево автором выбрано неслучайно: яблоня становится соучастницей грехопадения героини, соблазненной Сергеем.

В качестве символа искушения яблоня выступает и в эпизоде встречи Веры и Марка Волохова в романе И.А. Гончарова «Обрыв», впоследствии Марк становится избранником Веры, но их разделяет слишком многое: понятия о нравственности, добре, семейной жизни. Марк отталкивает ее.

В рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки» яблоня - символ уходящей в прошлое России. У автора незначительная, казалось бы, деталь — запах антоновских яблок — будит вереницу воспоминаний о детстве. Однако эта жизнь уходит в прошлое, и ее сменяет «мелкопоместная жизнь».

Вишневый сад – центральный образ одноименной пьесы А.П. Чехова. Вокруг его образа строится интрига пьесы, он объединяет все персонажи. В нем сосредоточена поэтическая энергетика пьесы, это ее важнейший образ, в котором есть лирическое, трагическое, комическое, ироническое, поэтическое начала. Вишня – это символ безвозвратно уходящего прошлого, уходящей старой жизни, дворянской культуры, как яблоня в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки». И действительно, движение свойственно историческому процессу и жизни. Сам А.П. Чехов осознавал, что «все давно состарилось, отжило», и все ждет «начала чего-то молодого, свежего».

Так же, как и яблоня, в одном из романов А.И. Гончарова «Обломов» символическим лейтмотивом становится ветка сирени. Брошенная Ольгой ветка вдруг приоткрыла Обломову тайну влюбленной женской души; ветка сирени возникает из-под иглы Ольги на вышивке, она заменяет слова признаний в любви. Когда же девушка получила от Обломова письмо, в котором тот сомневается в глубине ее чувства, в ее сознании это ассоциируется с отцветшей сиренью: «Сирени… отошли, пропали!» В романе «Обломов» для Ольги Ильинской сирень олицетворяла цвет жизни, весну души, пробуждение первых любовных чувств. Но независимо от намерений самой девушки ветка сирени, протянутая Ольгой Обломову, в точности исполнила свое роковое предназначение. Они были обречены на разлуку.

Образ дуба предстает перед нами в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир». Сюжет встречи князя Андрея Болконского со старым дубом является одним из поворотных эпизодов в романе: это переход на новый этап жизни, полная перемена мировосприятия героя. Встреча с дубом - перелом в старой его жизни и открытие новой, радостной, в единении со всем народом. 
Дуб - символический образ психологического состояния князя Андрея, образ масштабных и скорых перемен, произошедших в его душе. Поэтому встреча Андрея Болконского с дубом играет важную роль.

Образ осины встречается в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Это дерево было выбрано Базаровым в качестве талисмана, и совсем неслучайно. Осина – дерево необычное, оно забирает энергию. Можно предположить, что именно поэтому осина стала его талисманом. Он сам похож на нее. В разговоре с героем многие терялись, смущались, не зная, как вести себя, он как будто забирал энергию у людей, общавшихся с ним. Именно поэтому в качестве талисмана герою приписывают именно осину.

Образ ясеня  в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» мы встречаем в  эпизоде встречи Аркадия и Кати в Никольском саду. Ясень как бы способствовал их любви, оберегал ее. Вероятно, они это почувствовали и именно поэтому встречались в этом месте, под ясенем.

Анчар - «дерево ада». Так пояснил сам Александр Сергеевич Пушкин, известный русский писатель ХIХ века. В 1828 году он создает одноименное стихотворение. Как отметил сам писатель, дерево становится в стихотворении воплощением всеобщего зла. Неспроста автор выбрал именно его. Более 200 лет это дерево окружено самыми мрачными легендами и описаниями, в Китае его называют «убийцей крови», считают обладателем ядовитых веществ. И действительно, анчар имеет подобную смолу, но совсем не опасную для жизни. Однако Пушкин, который все это знал, создает не ботаническое описание этого ядовитого дерева, а обобщенную картину зла в природе.

Береза – красивейшее дерево, воспетое многими поэтами ХХ века. Одним из них является русский поэт С.А. Есенин. Во многих его стихотворениях береза – символ прекрасной русской девушки. Традиция изображения поэтического образа березы была продолжена У.А. Прокофьевым и И. Сельвинским. Более часто береза воспринималась как символ родной земли, например, в стихотворениях А.К. Толстого, С.А. Есенина и А. Дементьева.

Своеобразная прелесть ивы близка В.А. Жуковскому, который передал ее в элегиях «Сельское кладбище» и «Вечер». В строках этих произведений определяется поэтический облик ивы: гибкость, трепетность, задумчивость, горестность. А. Ахматова в стихотворении «Память о солнце в сердце слабеет…» умело использует образ ивы в своих произведениях. У нее это дерево – символ одиночества, горестной разлуки, разрыва. Н. Некрасов в произведении «Внимая ужасам войны…» через образ этого дерева передает чувства, которые испытывали все матери, расстававшиеся со своими сыновьями в тяжелые, жестокие военные годы. Образ ивы занимает важное место в русской поэзии ХХ века.

Рябина, как береза и ива, является одним из поэтических образов. Рябину в качестве «кровавого дерева», передающего дерзость, вызов, неистовство, бушевание, мы встречаем в стихотворении А. Блока «Осенняя воля». Часто образ рябины метафорически раскрывает тему страдания. Это дерево проявляется и в цикле А.Блока «Осенняя любовь». Для М. Цветаевой это дерево имеет важное значение: ни у какого другого поэта она не употребляется так часто и с таким лирическим воодушевлением. Рябина для поэтессы - символ  родины, который предстает перед нами в стихотворении «И как под землею трава…». Цветаевская рябина также имеет значение «огненного дерева», как в стихотворении «Красною кистью рябина зажглась…», где в этом дереве сошлись горечь и пылание.  

Конечно, символика дерева играет огромную роль и несет в себе важную смысловую нагрузку в произведении, поскольку может «подсказать» читателю дальнейшее развитие сюжета, ускорить его, а так же помогает в создании психологической характеристики героя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы

Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы...

Методическая разработка урока литературы "Пейзажные зарисовки в произведениях русской литературы и живописи"

Урок раскрывает понятие пейзажа в литературе на примерах произведений русских писателей 19 века....

Конспект урока литературы в 7-ом классе «Имя твое – Женщина» (Женские образы в произведениях русской литературы).Учитель Козлова Светлана Алексеевна ГБОУ СОШ №456 Колпино Санкт-Петербург

Тип  урока  –  урок-соревнованиеЦель  –  систематизировать и обобщить знания учащихся о женских образах в произведениях русской литературы.Форма урока позволяет на основе ана...

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса

Методическая разработка урока литературы "Пейзаж в произведениях русской литературы" для 6 класса...

Интеллектуальная игра по литературе в 8 классе «По произведениям русской литературы XIX века»

Цель: игра способствует формированию у учащихся внимательного отношения к деталям в художественном произведении, к ее роли и идейно-образной структуре.Правила игры: состоит из трех этапов, в ходе кото...

интегрированный урок по биологии и литературе "Проблема здоровья в произведениях русской литературы"

Материал предназначен для интегрированного урока биологии и русской литературы в 8-9 классах. Данная разработка позволит учащимся повысить интерес к чтению...