Главные вкладки

    Описание картины И.Е. Репина "Пушкин на лицейском экзамене"
    план-конспект урока литературы (6 класс) по теме

    Низамова Марина

    Урок развития речи посвящен описанию картины Репина "Пушкин на лицейском экзамене"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Пушкин в произведениях живописи.

    Урок развития речи в 6 классе.

    Сочинение по картине

    И. Е Репина «Пушкин на лицейском экзамене».

     Цель:

    1. воспитание наблюдательности и любознательности, осуществление метапредметных связей и воспитание у учащихся интереса к литературе, к личности А.Пушкина и Г.Р.Державина
    2. формирование  эстетических вкусов, интереса к живописи; любви к творчеству русского писателя и поэта А. С. Пушкина;
    3. развитие и совершенствование навыков устной и письменной речи;
    4. активизация в речи учащихся имен прилагательных, употребляемых для описания картины.

    Оборудование урока: репродукция картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

    Перспективное дом. задание:  учащиеся заранее заучивают отрывки из произведения Пушкина «Воспоминания в царском селе»

    Ход урока

    ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ ЦВЕТНЫЕ ФИШКИ  (ОПРЕДЕЛЯЕМ свое НАСТРОЕНИЕ)

    1. Организационный момент Вступительное слово учителя.  Играет музыка Римского –Корсакова

    Слово учителя: Ребята, сядьте удобно. Расслабьте лоб, брови, закройте глаза. Я сейчас буду считать до пяти. Когда перестану считать, откройте глаза. Сегодня вы все должны получить оценки «5».

    2. Разминка. Учитель читает стих

    А.С.Пушкин

    В альбом Пущину. 1817

    Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
    Исписанный когда-то мною,
    На время улети в лицейский уголок
    Всесильной радостной мечтою.
    Ты вспомни быстрые минуты первых дней,
    Неволю мирною, шесть лет соединенья,
    Печали, радости, мечты души твоей,
    Размолвки дружества и сладость примиренья, ---

    1. Как вы думаете,  чему посвящен наш сегодняшний урок? (творчеству и жизни Пушкина в лицее. Знакомство с планом урока (слайд 2)

    1. Подготовка учащихся к восприятию произведения живописи. Беседа.
    1. Ребята, мы знаем, что развитию поэтического дарования Пушкина способствовали годы учебы в лицее. Расскажите, что больше вам запомнилось о жизни Пушкина в лицее?

    Это было специальное учебное заведение для детей дворян. Лицеисты издавали рукописные журналы, в которых появлялись и стихи Пушкина. Режим дня. Номер комнаты- 14. Друзья Пушкина. Как обзывали Пушкина. Произведения в лицейские годы.

    1. Что говорили современники Пушкина о его таланте?

    В. А. Жуковский, известный тогда поэт, приехал в лицей специально, чтобы познакомиться с Пушкиным, писал:  «Я сделал приятное знакомство с нашим молодым чудотворцем Пушкиным… Милое живое творение! Это надежда нашей словесности… Нам всем надобно соединиться, чтобы помочь вырасти этому будущему гиганту, который всех нас перерастет».

    Учитель

    Мы с вами задержимся у картины И. Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене», который изобразил событие, описанное Пушкиным.

    Беседа:

    1. Какое стихотворение читал Пушкин на лицейском экзамене? («Воспоминания в царском селе»)
    2. Что писал Пушкин о том экзамене?

    Пушкин вспоминает об этом так: «Когда узнали мы, что Державин будет к нам, все мы волновались… Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш его очень утомил. Он сидел, подперши голову рукою… Он дремал до тех пор, пока не начался экзамен русской словесности. Наконец, вызвали меня. Я прочел мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от Державина. Не помню, как я кончил свое чтение, - не помню, куда убежал. Державин был в восхищении; он меня требовал. Хотел меня обнять. Меня искали, но не нашли». Так пришла к Пушкину первая поэтическая слава.

    1. Сколько лет было тогда Пушкину ? (15 лет)
    1. Ребята, расскажите о Г. Р. Державине?

    (В 1815 году на экзамене по русской словесности А. Пушкин встретился с Гаврилом Романовичем Державиным, одним из крупнейших русских поэтов XVIII века. Он родился в 1743 году недалеко от Казани, в селе Сокуры (ныне село Державино Лаишевского района), учился в Казанской гимназии, увлекался поэзией, музыкой, рисованием.)

    ПРОСМОТР ОТРЫВКА ИЗ ФИЛЬМА «Юность Пушкина» режиссер Абрам Народицкий 

    ФИЗМИНУТКА. Прочтите отрывок из стиха, передавая движения Пушкина? (перспективная домашняя работа: подготовить инсценировку по картине «Пушкин на лицейском экзамене»)

    1. Анализ картины.

    Прежде чем приступим к работе над картиной художника  «Пушкин на лицейском экзамене» поговорим о творце этого произведения.

    1. Беседа об Илье Ефимовиче Репине (с просмотром презентации к уроку о художнике)

    -ПРОСМОТР СЛАЙДА О КАРТИНАХ РЕПИНА (во время просмотра дети вспоминают ранее виденные картины Репина)

    - Какие сведения о художнике вы получили? (заранее подготовленный ученик)

    Илья Репин родился 24 июля (5 августа) 1844 года в семье военного поселенца Ефима Васильевича Репина (1804—1884) в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка. В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге. В Рисовальной школе на Бирже Репин познакомился с И. Н. Крамским, который стал его наставником. Учился успешно, в 1869 г. был награждён малой золотой медалью.

    - Расскажите об истории создания картины? (заранее подготовленный ученик)

    В 1910 году по заказу Лицейского общества Илья Ефимович Репин приступил к работе над картиной «А. С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». Он настолько увлекся, что вместо предполагаемого маленького эскиза начал картину на большом полотне. Однако, увидев недоумение своих заказчиков, написал для Лицея другой холст, значительно меньшего размера (хорошо известную всем картину, которая хранится во Всероссийском музее А. С. Пушкина в Петербурге). А первый вариант картины, считающийся эскизом, тоже стал самостоятельным произведением и находится в Русском музее в Санкт-Петербурге. Но и первоначального замысла Репин не оставил, а работал над ним уже для себя. Правда, назвал Репин третий вариант картины очень длинно - «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму «Воспоминания в Царском селе». Картина побывала на передвижной выставке, потом вернулась в мастерскую, откуда в послереволюционные годы попала в частную коллекцию в Прагу.

    Дополнения учителя (для разностороннего развития. Слайд 3)

    ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ. Интересная деталь. Исследуя композиционную структуру картин – шедевров мирового изобразительного искусства, искусствоведы обратили внимание на тот факт, что во многих жанровых и пейзажных картинах (например, у Шишкина) широко используется закон золотого сечения. Принцип этого закона можно увидеть и в картине И.Е. Репина «А.С. Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». (приложение 3) Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Левая часть картины, в свою очередь, тоже разделена в пропорции золотого сечения: от головы Пушкина до головы Державина и от нее до левого края картины. Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части линией золотого сечения, проходящей вдоль фигуры Пушкина.

    А теперь смотрим и сравниваем полотна!

    И.Е.Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». 1910, Эскиз, Холст, масло. 43x60.7 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург (слайд 4).

     И.Е.Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». 1911, Холст, масло. 123,7x195,5 см, Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург(слайд 5)

     И.Е.Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму "Воспоминания в Царском селе"». 1911 Холст, масло. 203x398 см Частное собрание, Прага (слайд 6)

    1. Анализ произведения живописи ( попутные записи в тетради)

    - Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Пушкин на лицейском экзамене» и попробуйте войти в картину.

    -Что в ней интересного? (Она открывает страницы жизни великого поэта.)

     - Почему И. Е. Репин обратился к теме Пушкина?

     (Художник очень любил поэта, преклонялся перед его творчеством, хотел выразить свою любовь к нему.)

    - О чем художник рассказывает в своей картине, каков его сюжет?

    (В Большом зале Лицея 8 января 1815 года состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. Пушкин читал стихотворение «Воспоминания в Царском Селе»)

    Дополнение учителя:

    ( «Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. В глазах рябило от сияния золотых эполетов, шнуров и вензелей. За столом сидели лицейские начальники и профессора в парадных формах. Лицеисты стеной стояли вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них были торжественные и отчаянные. Спрашивали Пушкина. Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову…Державин открыл глаза, посмотрел на Пушкина удивленно и повернул к нему левое ухо. Пушкин читал все больше воодушевляясь. Голос его становился все увереннее и звонче. Руки его задвигались, глаза засияли. Пушкин читал о нашествии Наполеона, о родной Москве, о победе над врагом. Голос его звенел металлом. Галич сложил ладони на животе и удовлетворительно покачивал головой в такт. Державин поднялся и протянул обе руки к Пушкину. Пушкин дико посмотрел кругом и вдруг заметил, что в зале сидит множество людей, что за столом экзаменаторы, а у Державина на щеке слёза. Он тряхнул кудрями и бурно устремился к выходу из зала. Среди гостей прокатился гул». )

    1. Словарно-орфографическая работа (слайд7)

    Эполе*ты -(франц., ед. ч. épaulette, от épaule — плечо), наплечные знаки различия военнослужащих, преимущественно офицеров, генералов и адмиралов в русской и иностранной армиях и флотах.

    Ве*нзель -от польск, węzeł — узел), начальные буквы собственных имён (имени, фамилии), обычно переплетённые между собой и образующие своеобразный узор.

    Ботфо*рты -фр. bottes fortes) — кавалерийские сапоги с высокими голенищами, имеющие наверху пришивные клапаны (раструбы), закрывающие колено.

    Фрак -[нем. Frack] Верхняя часть мужского парадного костюма с вырезанными спереди полами и длинными узкими фалдами сзади.

    Обшлаг -голл. opslag] Отворот на конце рукава; нижняя пришивная часть рукава.

    1.     Подбор синонимов (слайд 8)

    Иллюстрация  репродукция, картина 

    Автор –художник, живописец, мастер кисти, пейзажист, портретист

    Герой – Пушкин, Державин, стихотворец,

    Красный –алый

    Молодой –юный

    Гости –собравшиеся, родители, родственники

    Взгляд –взор

    Восхищение –радость, воодушевление

    Внимание – забота, почтение
    (
    Картина) чудесная – замечательная, прекрасная, безукоризненная, безупречная, бесподобная, бесценная, блистательная
    (Настроение) восторженное – вдохновенное, взволнованное, возбужденное, воодушевленное, трепетное, упоенное

         Триумф - победа, праздник, хвала

    1. Составление опорных словосочетаний и предложений. С данными словами составить словосочетания (слова в таблице). Таблицы раздаются каждому 

    Картина

    Репродукция (картины), иллюстрация (картины),  исторически достоверная картина

    Экзамен

    Переводной

    Возраст поэта

    Юный, Пушкину 15 лет,

    Лицо

    Светлое лицо, лицо торжественное,

    Голос

    Голос уверенный и звонкий,

    Что делает Пушкин

    Пушкин читает стих «Воспоминание в Царском селе»

    Одежда поэта

    Белые панталоны, черные ботфорты

    Поза поэта

    Поэт стоял перед экзаменатором Галичем, закинув назад растрепанную голову, с гордо поднятой головой, рука направлена вверх,

    Комиссия

    Экзаменационная комиссия в восторге от чтения

    Окружающие люди

    Присутствующие внимательно слушают, довольные лица, некоторые гордо подняли головы , лица торжественные и отчаянные

    Державин

    Державин приподнялся, приставил руку к левому уху, в красном сюртуке, воодушевился, прокатилась слеза по щеке во время чтения стиха Пушкиным, протянул руки к Пушкину,

    1. Ответы на вопросы, требующие размышления и доказательства:

     - Кто является главным действующим лицом: Пушкин или Державин? Почему?

    - Как это сумел показать художник? (Композицией: Пушкин стоит на открытом пространстве в необычной позе; Красками: ни у кого из изображенных людей нет такого светлого лица; бросаются в глаза белые панталоны, пуговицы на фраке и т.д.)

     - Что привлекает внимание в облике Державина? (сначала засыпал потом оживился, приставил руку к левому уху, заплакал)

     - Какова реакция окружающих на происходящее?(все сидят с гордыми лицами, довольными)

     - Какие чувства и мысли она вызывает? (гордость за русского поэта)

    1. Работа по готовому плану. Запись на доске  (план с пропусками, заполнить недостающие пункты. Слайд 9)
    1. Слово о живописце
    2. Экзамен в Лицее.
    3. ……………………………………..

    1. ……………………………………
    2. Восхищение Державина  (музы*ка, второй Державин)
    3. …………………………………… 

    ПРИМЕРНОЕ СОЧИНЕНИЕ

                    Илья Репин родился в 1844 году в городе Чугуеве Харьковской губернии Российской империи. Грамоте и арифметике обучился у пономаря и дьячка.  В 1863 году поступил в Академию Художеств в Петербурге.

                    Свою картину «Пушкин на лицейском экзамене» Репин создал в 1911 году.

                    Сюжет  картины исторически конкретен и достоверен. В Большом зале Лицея 8 января 1815 года в связи с переходом воспитанников в «окончательный курс» состоялись переводные экзамены. Среди приглашенных был выдающийся русский поэт Г. Р. Державин. На экзамене по российской словесности Пушкин читал специально написанное для этого дня стихотворение «Воспоминания в Царском Селе».

                    Зал был наполнен гостями, родителями и родственниками. За столом сидят лицейские начальники и профессора в парадных формах. Все собравшиеся стеной стоят и сидят  вдоль окон, все в мундирах, белых панталонах и ботфортах. Лица у них  торжественные и отчаянные. Спрашивают Пушкина. Поэт стоит перед экзаменатором Галичем.

                    В состава экзаменационной комиссии входил великий поэт Державин. Он приподнялся из- за стола, приставил к левому уху руку , удивленно смотрит  на Пушкина. Гавриила Романович одет в красный сюртук.

                    Кажется , что голос молодого поэта  звенит металлом. Правая рука Пушкина вытянута вверх, растрепанная  голова с черными курдрями закинута назад.  Лицо поэта торжественное и гордое.  Пушкин одет в черный сюртук с красными обшлагами, белые панталоны и черные сапоги.

                    После прочтения стиха Державин прослезился от радости и протянул руки к Пушкину.

                    Мне нравится картина Репина, потому что художник достоверно передал исторические события, показал свою любовь к молодому гению.  

    Закрепление знаний. Обобщение. Вывод урока. Оценки.

    Использованная литература:

    1. П.К. Боголепов, Н.В. Верховская, М.И. Сосницкая «Тропа к Пушкину» 2 издание, Москва, «Детская литература»,1974 год.
    2. В.В. Вересаев. “Спутники Пушкина”, Том 1,2, Москва, «детская литература».1993 год.
    3. В. Воеводин. “Повесть о Пушкине”, Ленинград, «Лениздат»,1955 год.
    4. В.С.Рождественский «Читая Пушкина», Ленинград, «Детская литература», 1966 год.
    5. А. Терц, А.Синявский “Прогулки с Пушкиным”, С-Петербург, 1993 год.
    6. Из материалов сайта «Газета 1 сентября». Сочинение по картине И.Е. Репина «Пушкин на лицейском экзамене». Мирсаева Альбина Айратовна, учитель русского языка и литературы.
    7. Ходасевич Владислав Фелицианович «Державин» Библиотека Мошкова. 1916 год.

    Интернет –ресурсы:

    1. http://www.rtkbak.ru/
    2. http://family-history.ru/
    3. http://tenth-kingdom.ya.ru/
    4. http://feb-web.ru/
    5. http://ru.wikipedia.org/wiki/


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Тема: Подготовка к описанию картины И.Е.Репина «Пушкин на лицейском экзамене»

    Слайд 2

    План урока: 1. Подготовка к уроку, определение настроения. 2. Разминка-размышление. 3. Беседа о жизни А.С. Пушкина в лицее. 4. Чтение отрывка из стиха. 5. Знакомство с жизнью И.Е. Репина и его картинами. 6. Описание картины И.Е. Репина 6. Словарная работа. 7. Составление плана сочинения. 8. Вывод урока.

    Слайд 3

    Золотое сечение ИЛИ БОЖЕ́СТВЕННАЯ ПРОПО́РЦИЯ (лат. Sectio aurea ; Sectio Divina ) — идеальное соотношение величин, наилучшая и единственная пропорция, уравнивающая отношения частей какой-либо формы между собой и каждой части с целым, — основа гармонии . Таких точек всего четыре, и расположены они на расстоянии 3/8 и 5/8 от соответствующих краев плоскости. Фигура Пушкина помещена художником в правой части картины по линии золотого сечения. Левая часть картины, в свою очередь, тоже разделена в пропорции золотого сечения: от головы Пушкина до головы Державина и от нее до левого края картины. Расстояние от головы Державина до правого края картины разделено на две равные части линией золотого сечения, проходящей вдоль фигуры Пушкина.

    Слайд 4

    И.Е.Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». 1910, Эскиз, Холст, масло. 43x60.7 см, Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

    Слайд 5

    И.Е.Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года». 1911, Холст, масло. 123,7x195,5 см, Всероссийский музей А.С.Пушкина, Санкт-Петербург

    Слайд 6

    И.Е.Репин «А.С.Пушкин на акте в Лицее 8 января 1815 года читает свою поэму "Воспоминания в Царском селе"». 1911 Холст, масло. 203x398 см Частное собрание, Прага.

    Слайд 7

    Словарно-орфографическая работа Эполе *ты - наплечные знаки различия военнослужащих (офицеров, генералов и адмиралов в русской и иностранной армиях и флотах). Ве * нзель - начальные буквы собственных имён (имени, фамилии). Ботфо *рты - кавалерийские сапоги с высокими голенищами. Фрак - верхняя часть мужского парадного костюма. Обшла *г - отворот на конце рукава; нижняя пришивная часть рукава.

    Слайд 8

    Подберите синонимы к словам И лл юстрация – Авт о р – Г е рой – Красный – М о л о дой – Гости – Взгля д – В о схищение – Вн и мание – (Картина) ч у десная – (Настроение) в о сторже нн ое – Тр и умф -

    Слайд 9

    Дописать план к сочинению Слово о живописце. Экзамен в Лицее. ……………………………… ……………………………….. Отзыв поэта Г.Р.Державина о юном поэте Пушкине (музы* ка , второй Державин). ……………………………….


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН. АВТОПОРТРЕТ Светлый весь, глаза сияют, Голубую седину Ветер утренний ласкает, Будто легкую волну. Сергей Митрофанович Городецкий

    Слайд 2

    ПУШКИН НА ЛИЦЕЙСКОМ ЭКЗАМЕНЕ

    Слайд 3

    ЗАПОРОЖЦЫ ПИШУТ ПИСЬМО ТУРЕЦКОМУ СУЛТАНУ

    Слайд 4

    МИХАИЛ ИВАНОВИЧ ГЛИНКА

    Слайд 5

    БУРЛАКИ НА ВОЛГЕ

    Слайд 6

    ЛЕВ НИКОЛАЕВИЧ ТОЛСТОЙ В ЛЕСУ

    Слайд 7

    НА СОЛНЦЕ. НАДЕЖДА РЕПИНА

    Слайд 8

    НАДЯ РЕПИНА

    Слайд 9

    ПОДГОТОВКА К ЭКЗАМЕНУ

    Слайд 10

    ЧИАТЮЩАЯ ДЕВОЧКА НИЩАЯ (ДЕВОЧКА - РЫБАЧКА )


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок по русскому языку «Подготовка к описанию картины Т.Н. Яблонской «Утро».

    урок поможет качественно подготовиться к написанию сочинения по известной картине Т.Н.Яблонской "Утро"...

    Описание картины "Rober Andrews and Mary His Wife"

    В данном материале представлено примерное описание картины на английском языке с использованием лексики по теме "Painting"...

    Урок развития речи по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене 8 января 1815 года". 6 -7 класс.

    Урок посвящен 200-летию Царскосельского Лицея. Цель урока- сочинение по картине И.Е.Репина "Пушкин на лицейском экзамене  8 января 1815 года". В уроке использованы фрагменты произведений А.С.пушк...

    Картины художников. Описание картин

    Картины художников. Описание картин И.Репин  «Бурлаки»,  «Иван Грозный и его сын Иван»В.Серов.  «Дети»И.И.Шишкин.В.Г.Перов «Тройка», «Птицелов»В.М.ВаснецовИ.Левитан...

    Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

    Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....