программа 5 класс
рабочая программа по литературе (6 класс) на тему
Рабочая программа учителя по литературе 5 класс.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 50.88 КБ | |
| 45.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Раздел I. Пояснительная записка.
Изучение учебного предмета осуществляется на основании нормативно-правовых документов:
- Закона «Об образовании от 10.02.1992г. № 3266-1 (в ред. Федеральных законов от 13.01.1996г. №12-ФЗс изменении. Внесённым постановлением Конституционного суда РФ от 24.10.2000г.№13-П и дополнениями, внесёнными Федеральными законами, 27.12.2000г. № 150 – ФЗ, от 30.12.2001 – 194 ФФ., 24.12.2002 № 176 ФЗ от 23.12.2003г., № 186 – ФЗ от 17.12.2009г., №313 – ФЗ)».
- Приказа Минобразования РФ от 09.03.2004г.№1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования».
- Приказ МОРФ от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственного стандарта образования»
- САНПиН2,4,2 №2821-10, зарегистрированные в Минюсте России 03.03.2011г. регистрационный номер №19993.
- Учебного плана МОУ Таганская СОШ на 2012-2013 учебный год.
Статус документа
Настоящая программа по литературе для V класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, 7-е издание, М. Просвещение 2008. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.
Структура документа
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий семь разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование, нормы оценок знаний и умений учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
- освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
- овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
Первая группа активно воспринимает прочитанный текст, но недостаточно владеет собственно техникой чтения, именно поэтому на уроках с первой группой важно уделять внимание чтению вслух, развивать и укреплять стремление к чтению художественной литературы.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).
Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.
Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 5 класс.
Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися. Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
Программа первого концентра рассчитана на 2 часа в неделю.
Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание | Кол-во часов |
Введение. Книга в жизни человека. | 1 |
Устное народное творчество | 3 |
Русские народные сказки. | 5 |
Из древнерусской литературы. | 1 |
Из литературы XVIII века. | 1 |
Из литературы XIX века. | 30 |
Из литературы XX века. | 17 |
Из зарубежной литературы. | 9 |
Резервные уроки | 3 |
ИТОГО | 70 |
Раздел III. Содержание тем учебного курса.
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка., титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество.
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки.
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы.. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы.
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века.
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века.
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Всеволод Михайлович Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ и писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ и писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе.
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века.
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Синий май. Зоревая теплынь…» - поэтическое изображение родной природы. Своеобразие языка есенинской лирики.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе.
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Произведения для заучивания наизусть.
Пословицы и поговорки.
В.А. Жуковский. «Спящая царевна» (отрывок).
И.А. Крылов. Басни.
А.С. Пушкин. «У лукоморья..»
Н.А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…», отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» («Однажды в студёную зимнюю пору…»)
Ф. И. Тютчев. «Весенние воды»
А.А. Фет. «Весенний дождь».
М.Ю. Лермонтов. «Бородино».
По теме «Война и дети» 1-2 стихотворения.
По теме «О Родине и родной природе» 1-2 стихотворения.
Список литературы для самостоятельного чтения.
Е. А. Баратынский. Водопад. «Чудный град порой сольется...».
А. С. Пушкин. Зимняя дорога. Кавказ.
М. Ю. Лермонтов. Ветка Палестины. Пленный рыцарь. Утес. Ашик-Кериб (сказка).
А. В. Кольцов. Осень. Урожай.
Н. В. Гоголь. Страшная месть.
Н. А. Некрасов. Накануне светлого праздника.
Д. В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик.
И. С. Тургенев. Стихотворения в прозе, рассказы.
В. М. Гаршин. Сказка о жабе и розе.
А. А. Фет. «Облаком волнистым...». «Печальная береза...» и др.
И. С. Никитин. Утро. Пахарь.
Я. П. Полонский. Утро.
А. Н. Майков. Весна. «Осенние листья по ветру кру жат.......
Ф. И. Тютчев. Утро в горах.
Н. С. Лесков. Привидение в Инженерном замке. Из кадетских воспоминаний.
Л. Н. Толстой. Севастопольские рассказы (на выбор).
А. Н. Островский. Снегурочка.
А. П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор.
Из русской литературы XX века
М. Горький. Дети Пармы. Из «Сказок об Италии».
А. И. Куприн. Чудесный доктор.
И. А. Бунин. «Шире, грудь, распахнись...». Деревен ский нищий. Затишье. «Высоко полный месяц стоит...». «Помню — долгий зимний вечер...».
А. А. Блок. «Встану я в утро туманное...». «На весеннем пути в теремок...».
С. А. Есенин. Песнь о собаке.
Дон Аминадо. Колыбельная.
И. С. Соколов-Микитов. Зима.
П. П. Бажов. Каменный цветок.
М. М. Пришвин. Моя родина.
С. Я. Маршак. Двенадцать месяцев.
А. Т. Твардовский. Лес осенью.
Е. И. Носов. Варька.
В. П. Астафьев. Зачем я убил коростеля? Белогрудка.
Из зарубежной литературы Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор). Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо.
М. Твен. Приключения Тома Сойера.
Раздел IV. Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 5 класса.
В результате изучения литературы ученик должен знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- основные теоретико-литературные понятия;
уметь:
- работать с книгой
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания связного текста( устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
- определения своего круга чтения оценки литературных произведений;
Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.
Для учащихся:
- Альбеткова Р.И. Учимся читать лирическое произведение. - М.: Дрофа, 2007.
- Литература 5 класс / Авторы – составители: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин./ - Москва: Просвещение, 2010.
- Рабочая тетрадь по литературе для учащихся 5 класса /Г.С.Меркин. – Москва: Рост , Скрин, 2010.
- Русский фольклор: Словарь-справочник / Сост. Т.В. Зуева. - М.: Просвещение, 2005.
Для учителя:
- Литература. 5 кл. учеб. Для общеобразоват. Учреждений. В 2 ч. / авт.-сост. В.Я.Коровина [и др.]. – М.: Просвещение, 2010
- Коровина В.Я., Забарский И.С. Литература: 5 класс: Методические советы. М. Просвещение. 2008
- Журавлёв В.П., Коровин В.И., Коровина В.Я. Читаем, думаем, спорим…: Дидактические материалы 5 кл. – М.: Просвещение, 2009
- Золотарёва И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. – М: «ВАКО», 2010
- Шер Н.С. Рассказы о русских писателях. – М.: Издательство «Детская литература», 1964
- Энциклопедия для детей. Т.9. Русская литература. Ч.1. От былин и летописей до классики XIX века / Глав. Ред. М.Д.Аксёнова. – М.: Аванта+, 2000
- Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В.И.Новиков. – М.: Педагогика, 1988
- Любичева Е.В., Ольховик Н.Г. Посредством Слова творю я мир... Книга третья. Диалог с художественным текстом. 5-11 классы. Пособие по русскому языку для учителей-словесников. – СПб.: ООО «Издательство ДНК», 2002
- Кабанова И.В. Зарубежная литература: Пособие для учащихся старших классов и студентов гуманитарных специальностей вузов. – Саратов: «Лицей», 2002
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М.: ВАКО, 2004
- http://www.klassika.ru
- http://feb-web.ru
Раздел VI. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.
Оценка устных ответов.
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
· знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
· умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев;
· понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
· знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
· умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
· умение владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка | Качество устного ответа |
«5» | В ответе обнаружены прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками разбора при анализе художественного произведения, привлекать текст для аргументации своих выводов, раскрывать связь произведения с эпохой (9-11 кл.); свободное владение монологической литературной речью. |
«4» | Ответ показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными знаниями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошее владение монологической литературной речью. Однако в ответе допускается одна-две неточности. |
«3» | Ответ свидетельствует в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения; умении объяснить взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения; о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться этими знаниями при анализе произведений; об ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса. |
«2» | Ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка. |
Оценка сочинений.
Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, реферат и пр.). Они проводятся в определённой последовательности и составляют важное средство развития речи.
В течение учебного года рекомендуется проводить классные и домашние сочинения по литературе.
Объем сочинений должен быть примерно таким:
Класс | Объем сочинения (по литературе) |
5 | 1-1,5 |
6 | 1,5-2 |
7 | 2-2,5 |
8 | 2,5-3 |
9 | 3-4 |
10 | 4-5 |
11 | 5-7 |
В основу оценки сочинений по литературе должны быть положены следующие главные критерии в пределах программы данного класса:
Правильное понимание темы, глубина и полнота её раскрытия, верная передача фактов, правильное объяснение событий и поведения героев исходя из идейно-тематического содержания произведения, доказательность основных положений, привлечение материала, важного и существенного для раскрытия темы, умение делать выводы и обобщения, точность в цитатах и умение включать их в текст сочинения; наличие плана в обучающих сочинениях; соразмерность частей сочинения, логичность связей и переходов между ними;
Точность и богатство лексики, умение пользоваться изобразительными средствами языка.
Оценка за грамотность сочинения выставляется в соответствии с «Нормами оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку».
Отметка | Сочинение |
«5» | Глубоко и аргументировано раскрыта тема; сочинение свидетельствует об отличном знании текста произведения и других материалов, необходимых для ее раскрытия, об умении целенаправленно анализировать материал, делать выводы и обобщения; сочинение стройное по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей; написано правильным литературным языком и стилистически соответствует содержание. Допускается незначительная неточность в содержании, один-два речевых недочета. |
«4» | Достаточно полно и убедительно раскрыта тема, обнаружено хорошее знание литературного материала и других источников по теме сочинения и умение пользоваться ими для обоснования своих мыслей, а также делать выводы и обобщения; логичное и последовательное изложение содержания; сочинение написано правильным литературным языком, стилистически соответствует содержанию. Допускаются 2-3 неточности в содержании, незначительные отклонения от темы, а также не более 3-4 речевых недочетов. |
«3» | Тема в основном и главном раскрыта; в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему; допущены отклонения от нее или отдельные ошибки в изложении фактического материала; обнаруживается недостаточное умение делать выводы и обобщения. Материал излагается достаточно логично, но имеются отдельные нарушения в последовательности выражения мыслей. Обнаруживается владение основами письменной речи. В работе имеется не более четырех в содержании и пяти речевых недочетов. |
«2» | Сочинение раскрывает тему, не соответствует плану, свидетельствует о поверхностном знании текста произведения, состоит из путаного пересказа отдельных событий, без выводов и обобщений, или из общих положений, не опирающихся на текст, характеризуется случайным расположением материала, отсутствием связи между частями, отличается бедностью словаря, наличием грубых речевых ошибок. |
Примечание.
1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях.
Предварительный просмотр:
Раздел VI. Развернутое тематическое планирование по литературе в 5 классе
№ | Дата | Тема урока | Тип, форма урока | Формы контроля | Составляющие качества образования | Примечания | ||||
По план. | Факт. | |||||||||
П.- И. | Д.- К. | Ц.-О. | ||||||||
1 | Введение. Роль книги в жизни человека и общества. | Вводный урок, слово учителя, беседа, работа с книгой | Контрольные вопросы | Знать: о роли книги в жизни человека, своеобразие нового предмета «литература», структуру учебника-хрестоматии | Уметь: пользоваться учебником | Развитие навыков ведения дискуссии | ||||
2-4 | УНТ. Что такое фольклор? Малые жанры фольклора. Детский фольклор. | Сообщение, беседа, игра, чтение статьи учебника, обсуждение | Сочинить загадку, частушку или колыбельную песню | Знать: фольклор, жанры фольклора, их отличительные признаки | Уметь: определять жанр произведения | Раскрыть мудрость, поучающий смысл и совершенство формы пословиц и поговорок | ||||
5 | Сказка – вид народной прозы. Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Образ невесты-волшебницы. | Слово учителя, беседа, работа по учебнику | Знать: жанровые особенности сказки, схему построения волшебной сказки | Уметь: пересказывать сказку, охарактеризовать героев сказки | Развитие воображения и речи уч-ся | |||||
6 | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». | Беседа, работа по тексту | С/Р. (Еремина, 63) | Знать: особенности волшебной сказки, героев, отражение в ней нА-родных идеалов | Уметь: мотивировать ответ | Развивать воображение и речь уч-ся | ||||
7 | «Иван-крестьянский сын и чудо-юдо» - волшебная сказка героического характера. | Беседа, чтение, пересказ | Знать: жанровые особенности волшебной сказки | Уметь: видеть жанровые признаки волшебной сказки и пересказывать ее фрагменты | Развивать навыки художественного пересказа | |||||
8 | Сказка о животных «Журавль и цапля». Народные представления о справедливости. Бытовая сказка «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле. | Урок внеклассного чтения, рассказ, беседа, пересказ | Знать: отличие сказки о животных и бытовой сказки от волшебной | Уметь: определять вид сказки, опираясь на ее жанровые особенности | ||||||
9 | Итоговый урок по фольклору | Урок-игра | Конкурс сказителей сказок | Развивать творческие способности, познавательную активность детей | ||||||
10 | ДРЛ «Повесть временных лет» как литературный памятник. Герои летописного сказания «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». | Слово учителя, чтение, беседа | Знать: причины появления письменности у восточных славян и возникновении ДРЛ | Уметь: читать произведение ДРЛ | Приобщение уч-ся к культуре Древней Руси | |||||
11 | РЛ XVIII века М.В.Ломоносов. Юмористическое нравоучение «Случились вместе два астронома в пиру». | Слово учителя, чтение и обсуждение стихотворения | Знать: некоторые факты из биографии: детство, годы учения | Уметь: выразительно читать | ||||||
12 | РЛ XIX века Роды и жанры литературы. Истоки басенного жанра. И.А.Крылов: детство. Начало литературной деятельности. | Рассказ учителя, беседа, работа по учебнику | Наизусть басни (по выбору), викторина | Знать: роды и жанры литературы, особенности басни как литературного жанра, факты биографии Крылова | Уметь: определять идейно-смысловую нагрузку в баснях | Уметь: охарактеризовать эпоху Крылова | ||||
13 | «Волк на псарне». Отражение исторических событий в басне. Патриотическая позиция автора. | Урок чтения и изучения, беседа, анализ | Знать: историю создания басни, ее содержание | Уметь: выразительно читать по ролям, наизусть | Приобщение уч-ся к истории России | |||||
14 | «Свинья под дубом», «Ворона и лисица», «Волк и ягненок»: осмеяние пороков: жадности, невежества, хитрости, глупости. | Чтение и обсуждение, чтение, разбор басен | Отрывок из сказки наизусть | Знать: содержание басен Крылова и их моральный аспект | Уметь: понимать иносказательный подтекст басен и их мораль | Развивать творческие способности уч-ся | ||||
15 | В.А.Жуковский: детство и начало литературного творчества. Сказка «Спящая царевна». | Чтение, пересказ, анализ | Отрывок из сказки наизусть | Знать: историю создания сказки, отличие литературной сказки от народной | Уметь: выразительно читать и составлять план | |||||
16 | Баллада В.А.Жуковского «Кубок». Благородство и жестокость героев. | Выразительное чтение, анализ | Тест | Знать: особенности жанра баллады, содержание баллады | Уметь: кратко пересказать сюжет, давать характеристику героям | Уметь создавать письменное оригинальное произведение | ||||
17 | Детство А.С.Пушкина. Годы учения. Стихотворение «Няне». | Рассказ учителя, беседа | Стихотворение «Няне» наизусть | Знать: факты биографии Пушкина, стихотворение как поэтизацию образа няни Арины Родионовны | ||||||
18 | Поэма «Руслан и Людмила» (Пролог). Собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок | Слово учителя, чтение, беседа | Пролог наизусть | Знать: поэтические средства художественной выразительности | Уметь: определять роль Пролога в поэме, работать с художественным текстом | |||||
19 | «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Противостояние добрых и злых сил. | Чтение и обсуждение | тест | Знать: содержание сказки, истоки рождения сюжета, систему образов сказки | Уметь: описывать и характеризовать центральные образы | |||||
20 | Сопоставление «Сказки о мертвой царевне…» А.С.Пушкина с народной и сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна» | Урок-сравнительный анализ | Знать: сюжеты сказок, их отличительные особенности | Уметь: проводить сравнительный анализ по заданным параметрам | Понимать и находить «бродячие» сюжеты сказок, владеть навыком развернутого ответа на проблемный вопрос | |||||
21 | «Чудесный мир сказок Жуковского и Пушкина». | Урок-игра | Знать: содержание изученных произведений | Активизировать знания уч-ся, побудить их к углубленному чтению, развивать творческие способности | ||||||
22 | Русская литературная сказка Антоний Погорельский «Черная курица, или Подземные жители». Вс.Гаршин «Attаleа Princeps». | Урок внеклассного чтения, комбинир. | Знать: содержание и сюжет сказок | |||||||
23 | М.Ю.Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». | Слово учителя, беседа, чтение | «Бородино» наизусть | Знать: факты биографии поэта, условия, в которых формировался характер, первое представление о своеобразии лирики Лермонтова | Уметь: определять композицию произведения | Воспитание уважения к великому прошлому России | ||||
24 | «Бородино»: художественный анализ текста. | Урок-анализ | Знать: содержание стихотворения, сюжет, героев, их поступки | Уметь: наблюдать за развитием сюжета и поведением героев | Показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство Лермонтова в создании батальных сцен | |||||
25 | Н.В.Гоголь: детство, годы учения, начало литературной деятельности. Народные предания – основа повести «Заколдованное место». | Чтение и обсуждение | Знать: своеобразие первого сборника Гоголя, героев и сюжет повести | Уметь: охарактеризовать повествовательную манеру писателя, приводить примеры из текста | ||||||
26 | Реальность и Фантастика в повести «Заколдованное место» | Чтение и обсуждение, викторина | тест | Знать: особенности повести: сочетание реальности и фантастики, трагического и комического | ||||||
27 | Н.А.Некрасов: детство и начало литературной деятельности. Картины природы и жизни народа в стихотворении «На Волге». | Рассказ учителя, обучение чтению | Знать: черты личности поэта, нашедшие отражение в стихотворении | Уметь: находить эпитеты и сравнения | Сопоставить стихотворение с картиной И.Е.Репина «Бурлаки на Волге» | |||||
28 | Поэтический образ русской крестьянки в отрывке «Есть женщины в русских селеньях…» из поэмы «Мороз, Красный Нос». | Чтение и изучение | Отрывок из поэмы наизусть, тест | Знать: об образах русской женщины, воссозданных Некрасовым | Уметь: выразительно читать текст | |||||
29 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». | Урок внеклассного чтения | Отрывок «Однажды в студеную, зимнюю пору…» наизусть | Знать: содержание стихотворения | Уметь: определять тему и основную мысль художественного текста | |||||
30 | И.С.Тургенев: детство, начало творческой деятельности. Рассказ «Му-му». Знакомство с героями. | Рассказ учителя, обучение чтению | Знать: обстоятельства, объясняющие появление рассказа, историко-культурный контекст рассказа | Уметь: понимать роль портрета и пейзажа в рассказе, охарактеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа, в том числе и в письменной форме | Отражение истории России в литературе | |||||
31 | История отношений Герасима и Татьяны. | Урок-беседа | тест | Знать: об отношении героя к Татьяне: его доброту, заботу, великодушие | ||||||
32 | Герасим и Муму. | Беседа | Знать: сюжет рассказа | |||||||
33 | Духовные и нравственные качества Герасима. Протест героя против барства и рабства. | Урок Р/Р, подготовка к написанию сочинения | сочинение | Знать: правила написания сочинения на основе литературного произведения | Воспитывать уважение к себе | |||||
34 | Л.Н.Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. | Рассказ учителя, обучение чтению | тест | Знать: о творческом пути писателя, истории создания рассказа | Уметь: работать с текстом художественного произведения | Воспитание толерантности | ||||
35 | Жилин и Костылин – два характера, две судьбы | Урок - анализ | Знать: приемы создания образа | Уметь: отбирать материал для сопоставительного анализа | ||||||
36 | Картины природы в рассказе. Краткость и выразительность языка Толстого. | Урок Р/Р, анализ худ. текста | Знать: роль пейзажных зарисовок в рассказе | Уметь: работать с языком художественного произведения | Воспитание любви к слову | |||||
37 | А. А. Фет. Картины русской природы в стихотворениях «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…» | Рассказ учителя, обучение чтению | Знать: некоторые факты из биографии. | Уметь: выразительно читать текст | ||||||
38 | Юмористический и сатирический талант А.П.Чехова. Рассказ «Хирургия». | Рассказ учителя, практикум | тест | Знать: проблематику рассказа: осмеяние глупости и невежества героев | Уметь: читать по ролям | |||||
39 | Юмористические рассказы А.П.Чехова. | Урок внеклассного чтения, комбинир. | Знать: содержание рассказов | Уметь: инсценировать, выразительно читать, иллюстрировать | ||||||
40 | Русские поэты XIX века о Родине, родной природе и о себе. Образы природы в русской поэзии XIX века. | Урок-анализ (концерт, защита творческих работ) | Творческий отчет (форма любая), 1 стих-е наизусть, тест | Знать: стихотворения поэтов XIX века о природе | Уметь: анализировать поэтический текст: выделять средства передачи настроения, сравнивать стихи разных поэтов | Воспитание любви к природе, Родине | ||||
41 | Итоговый урок по литературе XIX века. | Урок-зачет | тест | Знать: тексты изученных произведений | Уметь: определять автора по отрывку, ориентироваться в опорных теоретических понятиях | |||||
42 | РЛ XX века И.А.Бунин «Косцы». Человек и природа в рассказе | Чтение и обсуждение | Знать: содержание рассказа, особенности раскрытия темы | Уметь: отвечать на вопросы | Развитие навыков анализа стиля писателя | |||||
43 | В.Г.Короленко: детство писателя, начало литературной деятельности. Сюжет и композиция повести «В дурном обществе». | Рассказ учителя, обучение чтению | тест | Знать, уметь: охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести; понять и объяснить смысл названия повести «В дурном обществе», определять позицию автора; дать развернутый ответ на один из вопросов: 1) Каким вы представляете себе Васю (Валека, Соню, Марусю, Тыбурция…)? 2) Какой эпизод запомнился больше и почему? 3) Как вы понимаете слова Тыбурция: «Может быть это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу»? | ||||||
44 | Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. | Беседа, практикум | сочинение | Воспитание милосердия по отношению к больным и обездоленным | ||||||
45 | Простота и выразительность языка повести. Подготовка к сочинению. | Урок Р/Р | сочинение | |||||||
46 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | Рассказ учителя, обучение чтению | 1 стих-е наизусть | Знать: особенности изображения темы Родины и природы в стихах Есенина | Уметь: читать и анализировать поэтический текст | Обращение к слову, образному строю, художественным приемам, ритму | ||||
47 | П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Образы героев в сказе. | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | тест | Знать: особенности стиля Бажова | Уметь: пересказывать сказы Бажова | Развитие внимания к народному слову | ||||
48-49 | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Теплый хлеб». | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Знать: содержание рассказа | Уметь: определять тему произведения, выделять проблемы | Развивать познавательную активность и инициативу | |||||
50 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Положительные и отрицательные герои пьесы. | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Знать: особенности драматической сказки | Уметь: читать драматическое произведение | Работать над развитием воображения, фантазии детей | |||||
Художественные особенности драматической сказки Маршака. Юмор в сказке. | Урок Р/Р | тест | ||||||||
51 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. Душевный мир главного героя. | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Знать: содержание рассказа | Уметь: воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев, разъяснять приемы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы | ||||||
52 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Автобиографичность произведения. | Рассказ учителя, обучение чтению, беседа | Ответы на вопросы. | Знать: своеобразие творчества Астафьева | Уметь: определять значение картин природы, характеризовать героя, объяснять смысл названия рассказа | |||||
53 | Становление характера Васютки через преодоление испытаний, сложных жизненных ситуаций. | Урок-анализ | Знать: как раскрывается поведение и характер героя в худож. произведении | Воспитание стойкости и мужества, умения выстоять в необычных жизненных условиях | ||||||
54 | Сочинение «Какие поступки сверстников вызывают мое восхищение (негодование)?» (По произведениям Короленко, Паустовского, Маршака, Платонова, Астафьева) | Урок Р/Р | сочинение | Уметь работать с планом, писать сочинение | ||||||
55 | «Ради жизни на Земле…» К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…». А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста». | Рассказ учителя, беседа | 1 стих-е наизусть, тест | Знать о раскрытии темы войны в поэзии | Развитие патриотического чувства | |||||
56 | Произведения о Родине и родной природе Поэтическое восприятие окружающего мира природы в стихотворениях поэтов XX века: И.Бунина, А.Прокофьева, Д.Кедрина, Н.Рубцова, Дон-Аминадо. | Урок-концерт, исследование | Творческий отчет, 1 стих-е наизусть, тест | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение) | Развитие любви к поэзии | |||||
57 | Писатели улыбаются Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь Робинзон». | Рассказ учителя, беседа | К/Р (тест) | Знать, что такое юмор | ||||||
58 | Итоговый урок по русской литературе | К/Р (тест) | К/Р (тест) | Развитие интереса и любви к литературе | ||||||
59 | Зарубежная литература Р.Л.Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя. | Рассказ учителя, беседа | Знать творчество Стивенсона, особенности его произведения | |||||||
60 | Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. | Урок внеклассного чтения | Знать: факты биографии и творчества, | Уметь: характеризовать поведение и характер героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове; пересказывать эпизоды произведения | Знать, что в наше время обозначают слова «Робинзон» и «робинзонада» | |||||
61 | Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | Рассказ учителя, беседа | Викторина по известным сказкам писателя | Знать: своеобразие Андерсена-сказочника, жанровые и композиционные особенности сказки | Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев, сравнивать сказки Андерсена, доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг. | |||||
62-63 | «В поисках Кая». | Урок-путешествие | ||||||||
64 | Наши любимые сказки Андерсена. | Урок-игра | ||||||||
65 | Ж.Санд. «О чем говорят цветы». Спор героев о красоте. | Чтение и обсуждение | Знать, как реализуется в худож. произведении тема красоты | Развитие внимания, интереса к литературе, навыков сотрудничества | ||||||
66 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Образ главного героя. | Урок внеклассного чтения, игра | Проверочная работа | Иметь представление о личности и творческой деятельности М.Твена | Уметь: составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев | |||||
67 | Дж.Лондон. «Сказание о Кише». Становление характера героя. | Чтение и обсуждение | Знать: биографию Дж.Лондона, особенность его произведений | Уметь: объяснить смысл названия рассказа, понимать и объяснять специфику жанра «сказание», характеризовать образ героя | Понимать и доказывать, как реальность и миф сочетаются в рассказе | |||||
68 | Итоговый урок. | Урок-праздник | Литературная игра | Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико-литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; Уметь: объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям | ||||||
69-70 | Резервные уроки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Класс гитары"
Программа модифицированная, художественно-эстетическая, ориентированая на овладение музыкальным инструментом, развитие музыкального слуха. Программа рассчитана на 2 года обу...
Воспитательная программа класса"Мы вместе"
Воспитательная программа - это программа развития класса, теоретическая разработка, основанная на накопленном опыт и осуществлённая на практике.Данная работа отражат системно - деятельностный подход в...

Воспитательная программа класса "Союз ума и добра"
Программа представляет собой удачный синтез принципов коллективной творческой деятельности и является эффективным средством гармоничного развития личности и ученического коллектива....

Воспитательная программа класса "Я - среди людй"
Программа деятельности классного руководителя "Я - среди людей" на районный конкурс "Самый классный "классный"....

Проект воспитательной программы класса "Быть человеком"
Проект включает в себя разработку воспитательной программы на три года с 7 по 9 класс....

Воспитательна программа класса "Содружество"
Система работы с классным коллективом в среднем звене школы...
