Рабочая программа по литературе, 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) по теме

Колычева Яна Александровна

 

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Русская литература XIX-XX вв. 10-11 классы. Базовый уровень» под ред. В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literature_11_klass.docx98.66 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), Примерной программы среднего (полного) общего образования по литературе (базовый уровень), Программы по литературе для общеобразовательных учреждений «Русская литература XIX-XX вв. 10-11 классы. Базовый уровень» под ред. В.В. Агеносова, А.Н. Архангельского.

Учтены рекомендации по совершенствованию учебного процесса:

-анализ результатов ЕГЭ в Мурманской области, Мурманске,  МОУ СОШ № 23 в 2010 году,

- методические письма «Об использовании результатов единого государственного экзамена  2010 года в преподавании литературы в средней  школе», «Об использовании результатов единого государственного экзамена  2010 года в преподавании русского языка в средней  школе».

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Программа среднего (полного) общего образования сохраняет преемственность с программой для основной школы, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий: 1) Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров. 2) Выразительное чтение. 3) Различные виды пересказа. 4) Заучивание наизусть стихотворных текстов. 5) Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру. 6) Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта. 7) Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения. 8) Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента. 8) Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Цели

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
  4. совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:

  1. поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
  2. сравнение, сопоставление, классификация;
  3. самостоятельное выполнение различных творческих работ;
  1. способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
  2. осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
  3. владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
  4. составление плана, тезисов, конспекта;
  5. подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
  6. использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
  7. самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕ ПОНЯТИЯ: Художественная литература как искусство слова. Художественный образ. Содержание и форма. Художественный вымысел. Фантастика. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм). Основные факты жизни и творчества выдающихся русских писателей ХIХ–ХХ веков. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Деталь. Символ. Психологизм. Народность. Историзм. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора, метонимия. Гипербола. Аллегория. Стиль. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Литературная критика.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения литературы на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  1. образную природу словесного искусства;
  2. содержание изученных литературных произведений;
  3. основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX-XX вв.;
  4. основные закономерности историко-литературного процесса и черты литературных направлений;
  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь

  1. воспроизводить содержание литературного произведения;
  1. анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  2. соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи;
  3. определять род и жанр произведения;
  4. сопоставлять литературные произведения;
  5. выявлять авторскую позицию;
  6. выразительно читать изученные произведения (или их фрагменты), соблюдая нормы литературного произношения;
  7. аргументировано формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  8. писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения разных жанров на литературные темы.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
  2. участия в диалоге или дискуссии;
  3. самостоятельного знакомства с явлениями художественной культуры и оценки их эстетической значимости;
  1. определения своего круга чтения и оценки литературных произведений.
  2. определения своего круга чтения по русской литературе, понимания и оценки иноязычной русской литературы, формирования культуры межнациональных отношений.

Сводная таблица

Тема

Всего

Внеклассное чтение

Развитие речи

Формы контроля

Введение.

1

Творчество И.А.Бунина.

5

Сопоставительный анализ, чтение наизусть.

Творчество А.И.Куприна.

3

2

1

Семинарское занятие. Комбинированный урок;  лабораторная работа

Творчество М. Горького

4

Сравнительный анализ, интерпретация текста, составление лексического, биографического и историко-культурного комментария, сопоставительный анализ.

Творчество Л. Андреева

1

Речеведческий анализ текста, интерпретация.

Поэзия конца XIX – начала ХХ. Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм

4

1

Чтение наизусть, сочинение, семинарское занятие.

Символизм. Творчество А.А.Блока

5

1

Семинарское занятие, чтение наизусть.

Акмеизм. Футуризм..

5

Тест.

Творчество В.В Маяковского

4

1

Составление конспекта, чтение наизусть.

Новокрестьянская поэзия.

1

1

Семинарское занятие

Творчество С.А.Есенина

5

1

1

Сочинение, тест, языковой анализ эпизода, чтение наизусть.

Русская литература после 1917года (до 1941года). Литературный процесс 20-х гг..

5

1

Семинарское занятие.

Развитие жанра антиутопии как свидетельство тревоги за будущее. Е.И.Замятин «Мы».

1

1

Сочинение, рецензия.

Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы

1

Семинарское занятие.

Творчество М.А.Булгакова.

7

1

Сочинение, составление конспекта критической статьи, семинар.

Творчество А.Платонова

Сравнительный анализ, сочинение.

Творчество М.И.Цветаевой

2

Чтение наизусть, семинарское занятие, анализ лирического произведение (сочинение).

Творчество О.Э.Мандельштама.

1

Речеведческий анализ текста. Чтение наизусть, семинарское занятие, анализ лирического произведение (сочинение).

Творчество А.А.Ахматовой.

4

1

Сочинение, анализ текста. Чтение наизусть, семинарское занятие, анализ лирического произведения (сочинение).

Творчество Б.Л.Пастернака.

4

1

2

Сочинение, сопоставительный анализ текста, чтение наизусть.

Творчество М.А.Шолохова.

7

Речеведческий анализ текста, сочинение.

Русская литература за рубежом. 19171941 годы.

1

1

Урок изучения нового; беседа; семинар; беседа с элементами лекции

Творчество В.В.Набокова

1

1

Урок изучения нового; беседа; урокпрактикум.

Великая Отечественная война в лит-ре: поэзия, проза, драматургия

1

Урок изучения нового; беседа; урокпрактикум

Русская литература 5090-х гг.

А.И. Солженицын, В.Шаламов

4

1

1

Урок изучения нового; беседа; урокпрактикум.

Нов. осмысл. военной темы в тв-ве Г.Бакланова, В.Быкова, В.Богомолова, Ю.Бондарева, Б.Васильева, К.Воробьёва, В.Некрасова

2

Семинар; беседа с элементами лекции

Творчество А.Т.Твардовского

3

1

Чтение наизусть, семинарское занятие, анализ лирического произведения.

Творчество Н.Рубцова.

1

Анализ лирического произведения

Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели».

1

Урок изучения нового; беседа; урокпрактикум

«Городская» проза.

1

Семинар; беседа с элементами лекции

«Деревенская» проза.

2

Семинар; беседа с элементами лекции

Творчество В.П.Астафьева

2

Урок изучения нового; беседа; урокпрактикум

Творчество В.Г.Распутина.

2

Урок изучения нового; беседа; урокпрактикум

Темы и проблемы современной драматургии.

Семинар; беседа с элементами лекции .Урок изучения нового; беседа; урокпрактикум

Литература народов России

1

1

Семинар; беседа с элементами лекции

Литература русского зарубежья.

2

Семинар; беседа с элементами лекции

Авторская песня в развитии лит. процесса

2

Семинар; беседа с элементами лекции

Лит. журналы. Роль публицистики

2

Урок изучения нового; беседа; урокпрактикум

Некоторые тенденции развития литературы постмодернизма и жёсткого реализма.

Литература на современном этапе

2

Урок изучения нового; беседа; урокпрактикум

Семинар; беседа с элементами лекции

Итого:

102

11

11


ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

п/п

Тема урока

Тип / вид урока

Основные понятия

Учебные навыки

Оборудование

к уроку

Проверка

знаний

Домашнее

задание

предметные

общеучебные

Введение. Судьба России в ХХ в. Характеристика литер. процесса начала ХХв. Осн. направления, темы и проблемы рус. л-ры ХХв. Философ. мысль начала столетия

Комбинированный урок;  лекция

Литературный процесс (сложности и противоречия), направления

Взаимодействие зарубежной, русской лит-ры и лит-ры других народов России, отражение в них «вечных проблем» бытия

Опорные схемы и таблицы;

иллюстратив ный материал

Выборочный опрос

Конспект, инд. задания

Комбиниров. опрос, слов.-орфограф. раб.

Лирика Бунина (ид.-темат. ан-з)

И.А.Бунин. Традиции XIXв. в творчестве писателя. Философичность, живописность, лаконизм и изысканность лирики

Комбинированный урок; лабораторная ра бота

Психологизм, философичность, лаконизм,

Жанровое, идейно-тематическое своеобразие

Схематизация материала, сопоставительная хар-ка

Опорные схемы и таблицы;

иллюстратив ный материал

Индивидуальный опрос, словарно-орф. работа

Ид.-тем. ан-з стихотвор.

Рассказ «Г. С-Ф.», учеб-к

«Господин из Сан-Франциско». Поэтика рассказа. Социально-философские обобщения прозы

Комбинированный урок; урок-практикум

Поэтика, толстов ские и чеховские традиц.

Осуждение бездуховности существования, взаимосвязь мира чел-ка и того, что его окружает

Опорные схемы и таблицы

Комбиниров. опрос, слов.-орфограф. раб.

Ид.-тем. ан-з текста

«Т. аллеи»

«Тёмные аллеи». Своеобраз. цикла

Практикум

Литерат. цикл

Ан-з текста

Худож. чтение

Дополн. л-ра

Комбинир. опр.

«Чист. пон.»

Тема любви в рассказе «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования в прозе

Комбинированный; лабораторная ра бота

Литературные реминисценции, романтика

Поэтизация мира. Концентрированность повествования. анализ эпизода

Опорные схемы и таблицы, иллюстр. мат-л

Комбиниров. опрос, слов.-орфограф. раб.

Идейно-композиционый ан-з

Психологизм и особ-ти «внешней изобразит-ти» бунинской прозы

Урок-практикум РР

Психологизм

Сюжетно-композиц. анализ текста, портретная характеристика

Опорные схемы и таблицы

Выборочный опрос

Подгот. к сочин. (план)

А.И.Куприн. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Автобиографич. и гу-мани стиче ский характер повести

Лекция с элементами беседы

Самопознание, личность, нивелирование, гуманизм

Художественное иллюстрирование; идейно-тематический анализ текста; портретная характеристика героев

Опорные сх. и табл., иллюстр. мат-л; видеофильм

Фронтальный опрос, словарно-орфограф. работа

Индивид. з., «Поединок»

Комбинированный; беседа

«Гранатовый браслет»

«Гранатовый браслет». Проблематика и тематика рассказа. Тема любви. «Суламифь», «Олеся»

Урок-практикум РР

Критический реализм

Схематиз. мат-ла, сопоставительная хар-ка; худож. иллюстриров.

Дополнительная литература

Комбинированный опрос

Домашнее сочинение

М.Горький. Жизнь и творчество. Ранние романтические рассказы. «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции

Комбинированный урок;  лабораторная работа

Романтический пафос революционных песен

Соотношение романтического идеала и действительности в философской концепции Горького

Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература

Выбор. опрос; сл.-орф. работа

Идейно-тем. ан-з, табл.

Комбинированный опрос

Индивидуальн. Задан.

«На дне» как соц.-философская драма. Новаторство Горького-драматур-га. Сценическая судьба пьесы

Комбинированный урок;  лабораторная работа

Новаторство, драматургия, драма

Жанрово-композиционный анализ текста; Идейно-темат. ан-з текста, исследовательск. работа

Опорные схемы и таблицы, дополнит. л-ра

Комбиниров. опрос, слов.-орфограф. раб.

Идейно-тем. ан-з, таблица, цитаты

Три правды в пьесе «На дне», её социальная и нравственно-философская проблематика. Смысл названия пьесы

Своеобразие литературных портретов, созданных Горьким

Комбинированный урок;  лабораторная работа.

Урок контроля

Нравственно-философская проблематика, «вечные темы»

Трагическое столкновение правды факта (Бубнов), правды утешительной лжи (Лука) и правды веры в человека (Сатин)

Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература

Фронтальный опрос, словарно-орфограф. работа

Подготовка к сочинению

Сложный план

Философия отчаяния в творчестве Л. Андреева. «Иуда Искариот», «Рассказ о семи повешенных».

Практикум

Литературный портрет

Применение, соверш. и отработка получ. ЗУН, самост. раб.

Опорные схемы и таблицы

Фронтальный опрос

Домашнее сочинение

Поэзия конца XIX – начала ХХ. Серебряный век как своеобразный «русский Ренессанс». Модернизм как одно из ведущих направлений в искусстве нач. века. Основн. направления модернизма

Изучение нового; лекция с элементами беседы

Ренессанс, декадентство, модернизм, символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Отличие модернизма как литературного направления от декаданса как особого типа сознания

Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература

Индивидуальный опрос, словарно-орф. работа

Конспект, индивидуальн. задан.

Комбинирован.; беседа

CD (презентация, веб-сайт)

Выборочный опрос

Чтение, пересказ

Русский символизм и его истоки. Эстетические взгляды символистов

Лекция с элементами беседы

«старш. символисты» и «младосимволисты»

Интерес к проблемам культурных традиций

Пафос трагического миропонимания

Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра

Выборочный опрос; словарно-орф. работа

Индивид. з.; идейно-тем. анализ

В.Я.Брюсов. Слово о поэте. Брюсов как основоположник символизма. Проблематика и стиль произведений Брюсова

Лекция с элементами беседы

Символизм, символ в поэтике символизма

Историко-культурная и общественно-гражданская проблематика произведений; рационализм, нарочитая отточенность стиля

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Комбинированный опрос, словарно-орф. работа

Индивид. з.; идейно-тем. анализ; чтен., пересказ ст.

Образ Петербурга в литературе рубежа веков(по р-зу Т.Толстой «Река Оккервиль»)

Лекция, беседа (урок внеклассного чтения)

Символизм, образ-символ. Тема родины.

Ид.-тем. ан-з , логика истории и развития связей человека

Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра

Комбиниров. опрос, слов.-орфограф. раб.

Индивид. з.; идейно-тем. анализ

А.А.Блок. Жизнь и творчество. Блок и символизм. Темы и образы ранней лирики, излюбленные символы. Поиски эстетич. идеала. «Стихи о Прекрасной Даме».

Комбинированный урок; лабораторная ра бота

Неоромантизм «младосимволистов»

Ид.-тем. ан-з , логика истории и развития связей человека и природы

Составл. плана-конспекта, схемат. мат-ла, идейно-композ. своеобразие

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература; видеофильм

Индивидуальный опрос; слов.-орф. раб.

Чтение, пересказ, индивид. задан.

Комбинированный; практикум

Эстетический идеал

Комбинированный опрос

Наизусть

Трагедия поэта в «страшном мире»

Комбинирован.; лаборат. работа

Образ-символ, филос. пробл.

Ан-з стих., худож. приёмов поэта; выявл. нравств.-фил. пробл.

Оп. сх. и табл.; дополнит. л-ра

Выборочный опрос

Конспект, пересказ ст.

Эволюция творчества. Тема России, Родины и основной пафос патриотических стихотворений.

Комбинированный; лабораторная ра бота

Эволюция, патриотизм, пафос, образ-символ

Идейно-темат. анализ текста, исследовательская работа; схематизация материала

Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра

Фронтальный опрос; словарно-орф. работа

Идейно-тем. анализ; инд. задание

Поэма «Двенадцать» — попытка осмыслить социальную революцию в поэтическом произведении. «Вечные образы» в поэме

Комбинированный урок; лабораторная ра бота

«вечные образы», поэма

Сочетание конкретно-истори-ческого и условно-символичес-кого планов в поэме, неоднозначность трактовки финала

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Комбинированный опрос, словарно-орф. работа

Домашнее сочинение

Символизм

Конспект, индивид. зад.

Западноевроп. и отечеств. истоки акмеизма. Акмеизм как национ. форма неоромантизма. Связь поэтики символизма и акмеизма

Лекция; лабораторная работа

Акмеизм, неоромантизм, символизм, адамизм

Связь поэтики символизма и акмеизма

Мужественность и твёрдость взгляда на жизнь

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Индивидуальный опрос; словарно-орф. работа

Конспект

Н.С.Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики. Героич. и жизнеутверждающий пафос поэзии.

Комбинированный урок; лабораторная ра бота

Пафос, поэтика, акмеизм

Яркость, праздничность восприятия мира; ид.-тем. анализ, выявл. нравств.-филос. проблем.

Дополнительная лит-ра

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Индивид. зад

Конспект

Футуризм. Русские футуристы. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика

Комбинированный урок; лабораторная ра бота

Манифест, футуризм, словотворчество

Семантико-фонетический анализ текста

Схематизация мат-ла, сопоставит. хар-ка

Опорные схемы и таблицы, дополн. л-ра

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

Ан-з стихотворения, наизусть

Эгофутуризм. Поиски новых поэтических форм в лирике И.Северянина. Эмоциональная яркость стиха

Урок изучения нового; лекция с элементами беседы

Эпатаж, неологизм, метафора, эгофутуризм

Анализ стихотворения

Идейно-темат. анализ текста, исследовательская работа

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Выборочный опрос, словарно-орфографич. работа

Индивид. зад. ан-з стихотворения

Кубофутуризм. В.В.Хлебников. Поэтические эксперименты. Б.Л.Пастернак («Центрифуга»)

Урок изучения нового; лекция с эл-ми беседы

Эгофутуризм,

кубофутуризм, «Центрифуга»

Оригинальность словотворчества, анализ стихотворения, художественных приёмов поэта

Опорные схемы и таблицы, дополн. л-ра

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

Индивидуальное задан, конспект 

В.В.Маяковский. Жизнь и тв-во. Дух бунтарства в ранней лирике. Пафос революц. переустройства мира. Сатирич. произведен. поэта

Лкция с эл-ми беседы

Пафос, сатира, футуризм

Материализация метафоры в строках стиха; роль гиперболы и гротеска; новаторство поэта; ан-з стих., худ. приёмов поэта

Иллюстративный мат-л

Комбинированный опрос, словарно-орф. работа

Индивид. зад. анализ стих.

Комбинир. урок; лаборат. ра бота

Манифест, окказионализм

Дополнительная литература

Таблица (схематизац.)

Своеобразие любовной лирики В.В.Маяковского. Черты избранничества лирического героя

Комбинированный урок; лабораторная ра бота

Любовная лирика, лиризм

Сюжетно-композиционный анализ текста, портретная характеристика героев

Опорные схемы и таблицы, дополн. л-ра

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

Анализ стихотворений

Тема поэта  поэзии в творчестве В.В.Маяковского

Комбинирован.; урок-практикум

Новаторство поэта

Выявл. нравств.-филос. проблематики, сост. плана-конспекта

Опорные схемы и таблицы

Выбор.опрос, сл.-орф. работа

Домашнее сочинение

Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н.А.Клюев. Жизнь и творчество (обзор)

Урок внеклас-сного чтения; беседа

Новокрестьянская  поэзия

Продолж. традиций русс. реалистической крестьянской поэзии XIX века; изображение труда  и быта деревни, тема родины

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Индивидуальный опрос; слов.-орф. работа

Индивидуальное задание, наизусть

С.А.Есенин. Жизнь и творчество. Народно-песенная основа лирики Имажинизм.

Комбинированный урок; лабораторная ра бота

Имажинизм, лирика

Глубокое чувство родной природы; любовь и сострадание «ко всему живому»

Иллюстративный мат-л, дополнит. л-ра

Индивидуальный опрос; сл.-орф. работа

Заполнение табл., индив. задания

Тема России в лирике поэта. «Анна Снегина»  поэма о судьбе человека и Родины.

Комбинированный урок; лабораторная ра бота

Патриотизм, ностальгия, философская лир.

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего

Иллюстративный мат-л, дополнит. л-ра

Фронт. опрос, слов.-орф. работа

Наизусть, конспект, инд. задания

Люб. тема в лирике С.А.Есенина

Комб.; практика

Лирика

Психологич. портреты героев

Иллюстр. мат-л

Выбор. опрос

Ан-з стихотв.

Тема быстротечности ч-кого бытия в лирике поэта. Трагизм восприятия гибели русской деревни

Комбинированный урок; лабораторная ра бота

Трагизм, драматизм, философская лирика

Выявление частного и общего, идейно-тематический, нравственно-философский анализ

Опорные схемы и таблицы, дополн. л-ра

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Инд. задания; подгот. к сочинению

Поэтика есенинского цикла «Персидские мотивы»

Урок внеклас-сного чтения;

Тематический цикл произвед.

Сравнительная характеристика, схематизация материала

Дополнительная литература

Выборочный опрос

Домашнее сочинение

Русская литература после 1917года (до 1941года). Литературный процесс 20-х гг.

Комбинирован.; лекция с элементами беседы

Советская, «воз-вращённая» и л-ра рус. зарубеж.

Общая хар-ка развития страны после Октябр. революц. Сложность периодизации р. л-ры

Дополнительная литература;   иллюстр. мат-л

Индивидуальный опрос, сл.-орф. работа

Читать тексты (см. след. № ур.)

Обзор русской литературы 20-х гг. Тема революции и гражданской войны в прозе 20-х годов (А.Серафимович «Железный поток», И.А.Бабель «Конармия»)

Комбинированный урок; семинар; лабораторная работа

Гражданственность, патриотизм, интеллигенция, подвиг, романтизация

Поиски нового героя эпохи (Д.Фурманов «Чапаев», Б.Лавренев «Ветер»); выборочн. аналитический пересказ; выявление частного и общего

Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература;   иллюстр. мат-л

Фронтальный опрос учащихся, словарно-орфографическая работа

Индивидуальное задание

Хар-ка персонажа

А.Фадеев. «Разгром». Нравственные проблемы в романе. Одностороннее освещение темы интеллигенции в революции

Урок изучения нового; практикум

Нравственность, мораль, патриотизм, долг, гуманность

Психологические портреты героев, различие жизненных принципов; нравственно-философский анализ поступков героев

Доп. л-ра (современная полемика о романе)

Комбинированный опрос, словарно-орф. работа

Сочинение-миниатюра, индивидуальное задание

Поэзия 20-х гг. Романтизация подвига и борьбы за новую жизнь в стихотворениях молодых поэтов (Н.Тихонов, М.Светлов, В.Луговской и др.).

Комбинированный урок; семинар; лабораторная работа

Романтизация подвига, патриотизм, проблемы счастья и смысла жизни

Поиски поэтического языка новой эпохи; социально-историческая обусловленность темы, идеи и образов; идейно-тематический анализ стихотвор.

Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература;   иллюстр. мат-л

Комбинированный опрос, словарно-орфо-графическая работа

Конспект, индивидуальное задание, идейно-тем. ан-з текста

Сатирическое изображение эпохи. Рассказы М.Зощенко

Комбинированный; лаб. работа

Сатира, юмор, комизм

Составл. плана-конспекта, сх. мат-ла, идейно-комп. своеобр.

Дополнительная лит-ра

Выборочный опрос

Чит. «Мы»; инд. задания

Развитие жанра антиутопии как свидетельство тревоги за будущее. Е.И.Замятин «Мы»

Урок изучения нового; практикум

Антиутопия, тоталитаризм, ч/кие ценности

Судьба личности в тоталитарном государстве; гуманистическая направленность текста

Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Сочинение-миниатюра, конспект

Литература 30-х годов. Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы

Комбинированный; лекция с эл-ми беседы

Творчество, индивидуализм,

Аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего

Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

Чит. тексты Булгакова; инд. задание

М.А.Булгаков. Жизнь, творчество, личность. М.Булгаков и театр. Судьба людей и революции в романе «Белая гвардия» и пьесе «Дни Турбинных»

Комбинированный; лекция с эл-ми беседы

Новаторство Булгакова-драматурга

Художественное мастерство произведений, жанрово-компо-зиционные особенности текста, аналитический пересказ текста, анализ и подбор соотв. мат-ла

Опорные схемы и таблицы, дополнительная литература;   иллюстр. мат-л

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Конспект, индивидуальное задание

Изучение нового; лабор. работа

Характеристика персонажа

Выборочный опрос

Читать «М. и М.»

«Мастер и Маргарита». Необычность композиции романа. История создания, проблемы и герои романа М.Булгакова.

Комбинированный урок; лекция с эл-ми беседы

Композиция, роман, мистика, проблематика; триада

Сочетание фантастического сюжета с философско-библейскими мотивами

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Комбинированный опрос, словарно-орф. работа

Индивидуальные задания; заполнить таблицу

Тайнодействие в романе. Москва и Ершалаим. Человеч-ое и божественное в облике Иешуа. Образ Иуды и пробл. предат-ва. Фигура Понтия Пилата и тема совести

Комбинированный урок; лабораторная работа

Тайнодействие, совесть, мораль, нравственность, этика

Составление плана-конспекта, схематизация материала, идейно-композиционное своеобразие; выявление нравственно-философской проблематики

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература, видеокассета

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа

Индивидуальные задания; заполнить таблицу

Мастер и его Маргарита. Масштаб изображ. гл. героев романа

Комбинированный; практикум

Характ-ка персонажа, портрет

Характеристика персонажа

Схематизация материала

Опорные схемы и таблицы

Выборочн. опрос, сл.-орф. р.

Конспект, инд. задание

Образы Воланда и его свиты. Булгаковская «дьяволиада» в свете мировой культурной традиции (Гёте, Гофман, Гоголь)

Комбинированный урок; лекция с эл-ми беседы

Дьяволиада, традиционализм, типизация,

Сопоставительная характеристика

Схематизация материала, составление плана-конспекта

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Комбинированный опрос; словарно-орф. работа

Индиивидуальное задание, ан-з эпизода

Сатирическое изображение Москвы («бесчисленное уродство нашего быта»). Проблема нравственного выбора в романе

Комбинированный урок; практикум

Сатира, гротеск, юмор, комизм, нравственность

Комплексный анализ эпизода, сравнительная характеристика; проблемное изложение материала; аналитический пересказ

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Комбинированный опрос; словарно-орф. работа

Подготовка к сочинению (сложный план)

Пробл. тв-ва и судьбы художника. Смысл финальной главы романа

Комбинированный; практикум

Творчество, искусство

Устное аргументированное высказыван. в жанре публицистики

Дополнительная литература

Выборочн. опрос, сл.-орф. р.

Домашнее сочинение

Контрольная работа

Урок контроля

Своеобразие

Самостоятельная работа

Схемы и табл.

Фронт. опрос

Чит. Платон.

А.П.Платонов. Жизнь и тв-во. Повесть «Котлован». «Непростые» простые герои Платонова

Урок изучения нового; лекция с эл-ми беседы

Авторский стиль, индивидуальность

Необычность стилистики писателя

Особенности раскрытия «вечных тем»

Иллюстративный материал, опорные схемы

Индииидуальный опрос, сл.-орф. работа

Ид.-тем. своеобразие текстов Пл.

Пафос и сатира в произвед. Платонова. Связь его тв-ва с традиц. рус. сатиры (С.-Щ.). Особ-ти композиц. произведен. Платонова

Комбинированный урок; лекция с эл-ми беседы

Пафос, сатира, антиутопия, композиция, соц.-психол. драма

Развитие жанра антиутопии как свидетельство тревоги за будущее (А.Платонов. «Чевенгур»); Тонкость психологич. анализа

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Комбинированный опрос; словарно-орф. работа

Индивид. з., конспект, ан-з стихов Цветаевой

М.И.Цветаева. Трагедийная тональность тв-ва. Испытания и беды годов «великого перелома» в России. Конфликт быта и бытия, времени и вечности. Необычность образа лир. героя. Поэзия как напряжённый монолог-исповедь

Комбинированный; лекция с эл-ми беседы

Своеобразие поэтического стиля

Сжатость мысли и энергия чувства; мощь поэтического дарования и независимость позиции. Самобытность поэтического слова. Богатство ритмики, свежесть и неожиданность рифмовки

Дополнительная литература, видеокассета

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

Наизусть, ан-з текста, схематизация

Комбинированный урок; лабораторная работа

Конфликт, исповедь, психологический  портрет

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Комбинированный опрос; словарно-орф. работа

Индивид. з., конспект, ан-з стихов Мандельшт.

О.Э.Мандельштам. Жизнь и тв-во. Культурологические истоки и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта. Трагический конфликт поэта и эпохи. Острота ощущения связи времён. Философичность лирики и литературные образы в поэзии Мандельштама

Лекция; урок-практикум

Эстетика, конфликт, философия

Яркость поэтической палитры поэта

Идейно-тематический анализ текста

Иллюстративный материал, опорные схемы

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

Наизусть

Комбинированный урок; лабораторная работа

Культурология, лирика,

Сюжетно-композиционный анализ текста, портретная характеристика, логика развития связей человека и природы, человека и общества

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература, видеокассета

Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа

Анализ стихотворения; конспект, индивидуальные задания

А.А.Ахматова. Жизнь и творчество. Отражение в лирике Ахматовой глубины человеч. переживаний, её психологизм. Художественное своеобразия и поэтическое мастерство любовн. лирики

Комбинированный урок; лабораторная работа

Психологизм, лиризм

Аналитич. пересказ текста, выбор. ан-з, выявл. частного и общего

Схематизация мат-ла, идейно-композиц. ан-з текста

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература, видеокассета

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа

Наизусть; индивидуальное задание; 

Патриотизм и гражданственность поэзии. Судьба России и судьба поэта в лирике А.Ахматовой

Комбинированный; урок-лаборат.работа

Патриотизм, гражданственность, реквием

Выявление нравственно-философской проблематики, выбор жизненной позиции

Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Индивид. задание; наизусть

Поэма А.Ахматовой «Реквием». Единство трагедии народа и поэта. Тема суда времени и исторической памяти. Особенности жанра и композиции поэмы

Комбинированный урок; лабораторная работа

Роль эпиграфа, посвящения, эпилога и детали в создании поэтич. образа

Разговорность интонации и музыкальность стиха; библейские мотивы и образы в поэме; победа исторической памяти над забвением как основной пафос

Опорные схемы и таблицы; видеокассета

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Сочинение

Дополнит. л-ра

Выборочный опрос; сл.-орф.

Чит. стихи Пастернака

Б.Л.Пастернак. Проникновенный лиризм и одухотворённость поэзии, стремление «поймать живое» (пристальное внимание к живым просторам, восторг перед миром природы). Размышления о жизни, о любви, о природе искусства. Тема интеллигенции в революции. Герой и автор

Урок изучения нового; лекция с элементами беседы

Соединение патетической интонации и разговорного языка

Поэтическая эволюция П.: от сложности языка к простоте поэтического слова; живописность и музыкальность поэзии, динамичность и порывистость стиха, раскованность синтаксиса. Яркость формы и философская насыщенность лирики

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература, видеокассета

Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа

Ан-з стихотв., индивидуальное задание;

Комбинированный; лабораторная работа

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа

Индивид. задание; наизусть

Роман «Доктор Живаго». Проблематика, жанровое и художественное своеобразие. Образ Юрия Живаго. Цикл стих. героя

Урок внеклас-сного чтения

Разнообразие типов романа в русской литературе ХХ века

Соединение в романе эпического и лирического начала; связь цикла стихотворений героя с проблематикой романа

Дополнительная литература, видеокассета

Индивидуальный опрос

Индивидуальное задание

Комбинированный; лаборат. р.

Комбинированный опрос

М.А.Шолохов. Жизнь и тв-во писателя. «Донские рассказы». Ид.-тематич. своеобразие цикла

Комбинированный урок; лабораторная работа

Роман-эпопея, реализм, композиция

Художественное мастерство, идейно-композиционные особенности текста

Опорные схемы и таблицы; иллюстр. мат-л

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

Индивид. задание; читать роман

«Тихий Дон»  роман-эпопея о всенародной трагедии. Картины гражданской войны в романе.

Изучение нового

Гражданственность, героизм, патриотизм

Ист.-культ. контекст в произв., ид.-тем. ан-з, логика истории и развития вз/отн. ч/ка и власти

Оп. сх. и табл.; дополнит. л-ра, видеокассета

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Ан-з эпизода; инд. задан.

Комбинированный; лабор. раб.

Трагед. н-да и судьба Г.Мелехова как путь поиска правды жизни. Яркость хар-ров и жизн. коллизий в романе. Женские судьбы

Комбинированный урок; лабораторная работа

Специфика художественного строя романа, коллизия

«Вечные темы» в романе: ч-к и история, война и мир, личность и масса. Роль картин природы в изображении жизни героев

Опорные схемы и таблицы; дополнит. л-ра, видеокассета

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

Хар-ка персонажа; инд. задание;

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Мастерство М.А.Шолохова в романе «Тихий Дон»

Урок-практикум

Эпизод, идейный центр произвед.

Психол. портреты персонажей, различие жизненных принципов

Дополнит. л-ра, видеокассета

Составление сложн. плана

Русская литература за рубежом. 19171941 годы. Рус. л-ра в изгнании. «Золотое десятилетие» рус. л-ры за рубеж. (19251935). Споры о лит-ре и её роли. Судьбы молод. покол. пис. эмиграции

Комбинированный урок; лабораторная работа

«Золотое десятилетие»; духовные искания, нравственность, гуманизм

актуальность

Берлин, Париж, Прага, Белград, Варшава, София, Харбин и Шанхай  центры зарубежной рус. лит-ры. Поэзия (Г.Иванов, М.Цветаева, В.Ходасевич) и проза (И.Шмелёв, А.Ремизов, Б.Зайцев, В.Набоков, Г.Газданов, М.Алданов и др.) рус. эмиграции («первая волна»; см.№117)

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Индивидуальные задания; конспект;

Комбинированный; урок-практикум

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

В.В.Набоков. Признание таланта, изобразительной силы писателя, зоркости взгляда, остроты сюжета, сочности, красочности описаний, обилия психологических и формально-стилистических находок. Мастерство Набокова-стилиста

Урок внеклас-сного чтения; комбинированный; лекция с элементами беседы, лабораторной работой

Автор двух литератур (русской и английской); сюжет

Ответств-сть человека за то, как он использует тот дар, к-рый ему дала судьба. Необычность композиц. романа «Дар». Ностальгич. тема в романе «Другие берега». Герой и его окружение. Мир детства и отрочества героя

Дополнительн. лит-ра, видеокассета; опорные сх. и табл.

Индивид. опрос; словарно-орфографическая работа

Инд. задан.; конспект; ан-з эпизода, хар-ка

Психологизм, стилистика; комопзиция

Опорные схемы и таблицы; иллюстр. мат-л

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Ан-з эпизода о ВОВ; выб. пересказ

Великая Отечественная война в лит-ре: поэзия, проза, драматургия. Война и дух. жизнь об-ва. Патриотич. мотивы и сила н-дного чувства в лир. военных лет

Лекция с элементами беседы

Романтика и реализм в текстах о войне

Человек на войне и правда о нём (О.Берггольц, М.Исаковский, К.Симонов, Н.Тихонов, А.Сурков, Л.Соболев, К.Паустовский, Б.Гор-батов, А.Фадеев, Э.Казакевич, А.Бек, В.Некрасов; Л.Леонов и др.)

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Наизусть; выбор. пересказ;

Семинар; беседа

Патриотизм, истинный, ложный

Выборочный опрос; сл.-орф.

Ид.-тем. своеобразие

Русская литература 5090-х гг. Лит-ра 50-х  начала 60-х гг. Отражение трагических конфликтов истории в судьбах героев

Семинар; беседа с элементами лекции

Конфликт, трагедия, драма,

В.Дудинцев «Не хлебом единым», П.Нилин «Жестокость», В.Шаламов «Колымские рассказы», А.Солженицын «1 день...»

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа

Инд. задан.; ан-з эпизода, хар-ка персонажа

А.И.Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в тв-ве писателя

Комбинированный урок; лабораторная работа

Нравственность,  философия, идейно-тематич. своеобразие

Выбор. историко-философский, идейно-тематич. ан-з текста; Выявл. нравств.-философ. проблематики

Опорные схемы и таблицы; дополнительная литература

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа

Инд. задан.; ан-з эпизода, хар-ка персонажа

Тема трагическ. судьбы ч-ка в тоталит. гос-ве и ответств-ти н-да и его руковод. за наст. и буд. страны

Комбинированный; урок-практикум

Роль публицистики в творчестве писателя

Особенности художественных решений в произведениях писателя

Дополнительная л-ра,; опорные сх. и табл.

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Выборочный пересказ; ид.-тем. своеобразие, проблематика

В.Шаламов. «Колымские рассказы». Проблематика и поэтика

Урок внеклас-сного чтения

Поэтика, проблематика

Анал. пересказ текста, выбор. ан-з, выявл. частного и общего

Дополнительная литература

Выборочный опрос; сл.-орф.

Нов. осмысл. военной темы в тв-ве Г.Бакланова, В.Быкова, В.Бо-гомолова, Ю.Бондарева, Б.Василь-ева, К.Воробьёва, В.Некрасова 

Комбинированный урок; лабораторная работа

Патриотизм, гражданственность, подвиг, традиционализм

Аналитич. пересказ с использованием цитат, ан-з эпизода

Опорные сх. и табл.; доп. литература; иллюстр. мат-л

Комбинированный опрос, словарно-орфогр.  работа

Ан-з эпизода; хар-ка персонажа;

Выявл. нравств.-философ. проблематики, выбор жизн. позиции

А.Т.Твардовский. Жизнь и тв-во.  Размышление о настоящем и будущем Родины. Осмысление темы войны. Утверждение нравственных ценностей

Лекция; урок-практикум

Проблема традиций и новаторства в литературе; пафос, нравственность

Чувство сопричастности к судьбам родной страны, желание понять истоки побед и потерь. Восприятие мира в его многообразных внутренних связях, сопряжение в лирике частного («быть самим собой») и общего («судьбы любой»)

Опорные сх. и табл.; доп. литература; иллюстр. мат-л, видеокассета

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа

Наизусть, индивид. задание

Поэма «За дальюдаль»  поэтич.  и философ. осмысл. трагич. событий прошлого. Пафос труда в поэме

Комбинированный урок; лабораторная работа

Роль некрасовской традиции в тв-ве поэта

Дополнительная л-ра,; опорные сх. и табл.

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Индивид. задание; конспект

Литература второй половины ХХ века. Поэзия 60-х годов. Поэзия, развивающаяся в русле традиций русской классики

Урок внеклас-сного чтения; семинар

Традиционность литературы; классика

В.Боков, В.Фёдоров, Н.Рубцов, Н.Глазков, А.Прасолов, С.Ор-лов, Ю.Друнина, Б.Слуцкий, С.Наровчатов, Д.Самойлов, Л.Мартынов, Е.Винокуров, В.Солоухин, А.Тарковский, Н.Старшинов

Опорные схемы и таблицы; доп. литература; иллюстрированный материал, видеокассета

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа

Ан-з стихотворения; индивид. задание

Н.Рубцов. Основные темы и мотивы лирики и её художественное своеобразие

Комбинированный урок; лабораторная работа

Лирика, своеобразие тематики, идея

Индивидуальный опрос; сл.-орф. работа

Ан-з стихотворения; инд. задание, наизусть

Новые идеи, темы, образы в поэзии периода «оттепели». Своеобразие лирики

Уроксеминар; беседа

«оттепель», лирика

Б.Окуджава, А.Вознесенский, Е.Евтушенко, Б.Ахмадулина, Р.Рождественский и др.

Доп. литература; опорные сх. и таблицы

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

«Городская» проза. «Вечные» темы и нравственные проблемы в повести Ю.Трифонова «Обмен»

Урок изучения нового; лекция с эл-ми беседы

«вечные» темы, нравственная проблематика

Нравств. проблемат. и худож. особ-ти текстов Д.Гранина, В.Дудинцева, В.Маканина и др.

Доп. литература; опорные сх. и таблицы

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

Индивид. задание; конспект

«Деревенская» проза». Изображение жизни крестьянства: глубина и цельность духовного мира ч-ка, кровно связанного с землёй

Комбинированный урок; лабораторная работа

«деревенская проза», реализм, духовность

Повести С.Залыгина, В.Белова, В.Астафьева, Б.Можаева, Ф.Абрамова, В.Шукшина, В.Крупина и др.

Дополнительная л-ра,; опорные сх. и табл., иллюстр. мат-л

Комбинированный опрос, словарно-орфогр.  работа

Инд. задан.; ан-з эпизода, хар-ка персонажа

Ф.А.Абрамов. «Поездка в прошлое». Тема русской деревни, её сложной судьбы. Семья Пряслиных как носительница лучших народных традиций

Комбинированный урок; лабораторная работа

Повесть-воспоминание, нравственность, гуманность, ностальгия

Трагические страницы истории колхозов. Радость труда и трагедия жизни тружеников под бездарным и жёстким руководством в колхозах

Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра; иллюстрирован. материал

Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа

Выборочный пересказ; ид.-тем. своеобразие, проблематика

В.П.Астафьев. Ч-к и природа в р. «Царь-рыба». Мотивы трагич. бессилия и оценка «событий бытия»

Комбинированный урок; лабораторная работа

Трагизм, драматизм, экология, нравственность

Мифологическое одушевление природы и её возмездие за безнравственность

Дополнительная литература, оп. сх. и табл.

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

Ан-з эпизода; хар-ка персонажа

«Печальный детектив». Потеря нравств. ориентиров во всех слоях общ-ва, пониж. ур. интеллигентн. гор. населения, стремление гл. героя помочь этому общ-ву

Комбинированный урок; лабораторная работа

Нравственность,  интеллигентность, детектив, гуманизм

Нравственные проблемы романа; тема греха, возмездия и покаяния в литературе; роль религиозности в духовном мире человека

Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра; иллюстрирован. материал

Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа

Выборочный пересказ; ид.-тем. своеобразие, проблематика

В.Г.Распутин. Трагич. решение пробл. отцов и детей («Последний срок»). Уважение к прошлому, историческая память народа в романе «Прощание с Матёрой»м Родины.  и будущ. В.БыкоБогорбатов, А.Фадеев, Э.Казакевич, А.Бек, В.Некрасов; Л.Леонов, Е.Швас

Комбинированный урок; лабораторная работа

Трагизм, драматизм, историческая память

Анализ эпизодов пьесы, аналитический пересказ, развитие навыков характеристики образа

Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра; иллюстрирован. материал

Выборочный опрос; сл.-орф. работа

Инд. задан.; ан-з эпизода, хар-ка персонажа;

Комбинированный; практикум

Нравственная проблематика

Смысл жизни и смерти; постановка и решение нравств. вопр.

Комбин. опрос; с.-орф. работа

Темы и проблемы современной драматургии. Нравственная острота проблематики пьес А.Володина, А.Арбузова, В.Розова, А.В.Вампилова

Урок-семинар; беседа  

Проблематика, конфликт, система образов, композиция пьесы; резонёр

Аналитич. пересказ текста, выборочн. ан-з, выявл. частного и общего

Выявл. нравств-философ. проблемат..; психологич. портрет героя

Дополнительная литература, опорные схемы и таблицы

Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа

Инд. задан.; выборочный пересказ; идейно-тем. своеобразие, проблематика;

Литература народов России. М.Карим. Жизнь и творчество. Психологизм лирики башкирского поэта. Отражение вечного движения жизни

Урок внеклас-сного чтения

Психологизм, творчество, своеобразие, художественные особенности

Тема памяти о родных местах, мудрости предков в текстах (М.Джалиль, Д.Кугультинов, Р.Гамзатов, Ю.Шесталов, Г.Тукай, К.Кулиев, Ю.Рытхэу, К.Хетагуров)

Дополнительная литература, опорные схемы и таблицы

Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа

Литература рус. зарубежья. «Вторая волна» рус. литературной эмиграции (И.Бродский, А.И.Солженицын). И.Бродский. Пробл.-тем. диапазон лир. поэта

Урок изучения нового; беседа; урокпрактикум

Жанрово-композиционные особенности, стиль, диапазон

Идейно-тематический анализ, логика истории и развития связей ч-ка и природы; художественные открытия Бродского; мастерство изображения жизни

Дополнительная литература, опорные схемы и таблицы

Выборочный опрос, словарно-орфографи-ческая работа

Конспект, индивидуальное задание;

«Третья волна» литерат. эмиграц. (Г.Владимов, С.Довлатов, А.Гладилин, И.Ратушинская, Ф.Горенштейн, Ю.Мамлеев, В.Аксёнов, С.Соколов и др.)

Комбинированный урок; лабораторная работа

«вечные темы», философские вопросы; идеологический конфликт

Осмысление истории русской литературы как единого процесса; аналитический пересказ текста, выборочный анализ, выявление частного и общего

Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра; иллюстрирован. материал

Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа

Индивидуальное задание;

Авторская песня в развитии лит. процесса и муз. культуры н-да. Песенное тв-во А.Галича, Ю.Кима, В.Высоцкого, В.Цоя, Ю.Визбора, А.Дольского, И.Талькова и др.

Урок изучения нового; комбинированный; лабораторная работа

Авторская песня, ритм, мелодия, гражданственность, драматизм, социальная трагедия, народность творчества

Перекличка событий и героев произв. с фактами российской истории

Ист.-культурн. контекст в произведении, идейно-тематич. анализ, логика истории и развития вз/отн. человека и власти

Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра; иллюстрирован. материал, видео-, аудио-кассеты, CD

Комбинированный опрос; словарно-орфографическая работа

Идейно-тематическое. своеобразие, проблематика;

Б.Ш.Окуджава. Военные мотивы в лирике поэта. Искренность и глубина поэтических интонаций

Комбинированный урок; практикум

Сист. образов и нравств. концепция автора

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

Выборочный пересказ; ид.-тем. своеобразие, проблематика

Лит. журналы. Их позиция и роль в культ. жизни страны («Новый мир», «Октябрь» и др.)

Комбинированный урок; лабораторная работа

Публицистика, менталитет, СМИ, культура

Монологическая речь, элементы ан-за стиля автора текста, проблемное изложение материала

Дополнит. л-ра, опорные схемы и таблицы

Выборочный опрос, слов.-орф. работа

Возрастание роли публицистики, публиц. направл-сть многих худ. произвед. конца 8090-х гг.

Комбинированный урок; лабораторная работа

Жанры публицистики, официозность

Традиционализм и новаторство в выражении идейно-тематического своеобразия

Дополнит. л-ра, опорные схемы и таблицы

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Индивидуальное задание;

Некоторые тенденции развития литературы постмодернизма и жёсткого реализма

Комбинированный урок; лабораторная работа

Постмодернизм, реализм, модернизм

Проблемы самопознания, нравственного выбора в творчестве прогрессивных писателей

Оп. схемы и таблицы; дополнит. лит-ра

Комбинированный опрос, слов.-орф. раб.

Индивидуальное задание;

Л-ра на соврем. этапе. Осн. напр. и тенденц. развития: проза реализма и «нереализма», поэзия, лра рус. зарубежья посл.  лет

Комбинированный урок; лабораторная работа с эл-ми лекции

Постмодернизм, «нереализм»

Активное отстаивание бережного отношения к человеку, природе, талантливым, трудолюбивым людям, обустраив. р. землю

Оп. схемы и таблицы; дополнительная литература

Комбинированный опрос, словарно-орфогра-фическ. работа

Индивидуальное задание;

Тенденция, тенденциозность

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....