Зачеты.Литература. 10 класс.
план-конспект урока по литературе (10 класс) на тему

Зачеты. Литература. 10 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Зачет № 162.5 КБ
Microsoft Office document icon Зачет № 254 КБ
Microsoft Office document icon Зачет № 365.5 КБ
Microsoft Office document icon Зачет № 450.5 КБ

Предварительный просмотр:

10 класс

Зачет № 1

Темы сочинений.

А.С.Пушкин

1. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина.

2.Философская проблематика лирики А.С. Пушкина.

3. В чем своеобразие любовной лирики А.С. Пушкина?
4. Как развивается тема свободы в лирике А.С. Пушкина?
5. Восприятие и истолкование стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».
6. Тема «маленького человека» в поэме «Медный всадник».

7. Образ Петра I как царя – преобразователя в поэме «Медный всадник».

М.Ю.Лермонтов

1.Образ поэта-избранника в лирике М.Ю. Лермонтова.

2. Мотив одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова.

3. Как в лирике М.Ю. Лермонтова раскрывается тема Родины?

4.   В чем своеобразие раскрытия темы любви в лирике М.Ю. Лермонтова?
5. Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «И скучно, и грустно».
6. -  Восприятие и истолкование стихотворения М.Ю. Лермонтова «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»).

Тест

А.С.Пушкин

В каком городе родился А.С.Пушкин?

а)  в Петербурге

б )в Москве

в) в Киеве

г) в Туле

Какая дата, связанная с Лицеем, не раз встретится в лирике А.С.Пушкина?

      а) 5 мая

б) 21 октября

в) 1 января

г) 19 октября

Кому принадлежит идея создания Лицея?

а) Александру I

б) А.Х.Бенкендорфу

в) А.И.Остерман - Толстому

Сколько было написано повестей, известных как «Повести Белкина»?

а) 6

б) 7

в) 5

г) 4

Назовите жанр стихотворения «Вольность»?

а) мадригал

б) стансы

в) баллада

г) ода

Из какого стихотворения А.С. Пушкина взяты эти строки?

Мы ждем с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждет любовник молодой

Минуты верного свиданья…

а) «К Чаадаеву»

б) «Вольность»

в) «Сказки»

г) «Поэт»

Героем какой романтической поэмы является Алеко?

а) «Бахчисарайский фонтан»

б) «Цыганы»

в) «Руслан и Людмила»

г) «Кавказский пленник»

Кто из русских критиков назвал роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни»?

а) И.А.Гончаров

б) В.Г. Белинский

в) Д.И.Писарев

г) Н.А.Добролюбов

К какому литературному направлению следует отнести роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»?

а) классицизм

б) сентиментализм

в) реализм

г) романтизм

В романе «Евгений Онегин» повествователь говорит: «Но вреден север для меня». Что он имеет в виду?  

а) нездоровье

б) нелюбовь к Петербургу

в) «охоту к перемене мест»

г) южную ссылку

 Кому посвящена следующая эпитафия («Евгений Онегин»)?

Надгробный памятник гласит:

Смиренный грешник…

Господний раб и бригадир

Под камнем тут вкушает мир.

а) дядя Онегина

б) Владимир Ленский

в) Дмитрий Ларин

г) сосед В.Ленского

Какой стихотворный жанр предпочитал В.Ленский, когда писал Ольге Лариной?

а) ода

б) баллада

в) элегия

г) мадригал

Чей портрет дан в следующей главе?

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда как утро весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила;

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные…

а) Ольга Ларина

б) Татьяна Ларина

в) княжна Алина

г) Дуняша

Как сложилась судьба Ольги после дуэли Онегина и Ленского?

а) Ольга вышла замуж за улана

б)Ольга ушла в монастырь

в) Ольга посвятила свою жизнь памяти В. Ленского

г) Ольга вышла замуж за богатого помещика

Татьяна первой призналась в своих чувствах Онегину. На каком языке девушка написала свое признание?

а) на английском

б) на немецком

в) на французском

г) на русском

Повествователь подробно описал жизнь своего героя в I главе романа.  Где родился Евгений Онегин?

а) в Москве

б) в Петербурге

в) в Михайловском

г) в Спасском - Лутовинове

В какой части романа «Евгений Онегин» автор определил его как «собранье пестрых глав»?

а) в 1 - й главе

б) в 3 - й главе

в) в посвящении

г) в эпиграфе к 8 - й главе.

С чего начинается роман «Евгений Онегин»?

а) пространный диалог

б) внутренний монолог

в) пейзаж

г) лирическое отступление

В ком из героев романа «Евгений Онегин» воплощен авторский идеал?

а) Евгений Онегин

б) Владимир Ленский

в) Татьяна Ларина

г) обобщенный образ молодого поколения

Где встречается Татьяна Ларина с Евгением Онегиным после трехлетней  разлуки?

а) в Москве

б) в Париже

в) в поместье Лариных

г) в Петербурге

Назовите ведущую тему повести «Дубровский».

а) счастливая жизнь вольного разбойника

б) благородство и честь русского офицера

в) крестьянский бунт

г) любовь и измена

Из какого поэтического произведения взят приведенный отрывок?

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

 Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

а) «Евгений Онегин»

б) «Осень»

в) «Вновь я посетил…»

г) «19 октября»

Назовите основной конфликт в поэме «Медный всадник»

а)  между человеком и стихией

б) между личностью и государством

в) семейный конфликт (Евгений и Параша)

г) между разумом и чувством

 Чем заканчивается сцена бунта Евгения в поэме «Медный всадник»?

а) Евгений побеждает в споре

б) Евгений наказывается безумием

в) Петр I побеждает в споре

г) результат спора неясен

Каким изображается Петербург в поэме «Медный всадник»?

а) Петербург - парадный город

б) Петербург - безликий фон разворачивающихся событий

в) Петербург - город униженных и оскорбленных

Чем завершается поэма «Медный всадник»?

а) гибелью Параши

б) свадьбой Параши и Евгения

в) смертью Евгения

г) отъездом Евгения

Какие исторические персонажи действуют в романе «Капитанская дочка»?

а) Николай I и Емельян Пугачев

б) Степан Разин и Александр I

в) Екатерина II и Степан Разин

г) Емельян Пугачев и Екатерина II

Как называется строфа, которая состоит из 14 стихов, с оригинальной рифмофкой: перекрестная, парная, опоясывающая, рифмующееся двустишие? Каждая такая строфа рисует законченную картину.

а) сонет

б) катрен

в) онегинская строфа

г) терцет

В стихотворении «Эхо», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэту», «Поэт и толпа», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» А.С.Пушкин раскрывает тему:

а)  любви и дружбы

б)  смысла жизни

в) поэта и поэзии

г) природы

Соотнесите произведения и эпиграфы.

а) «Евгений Онегин»

б) «Осень»

в) «Я памятник себе воздвиг…»

г) «Повести Белкина»

А) «Чего в мой дремлющий тогда не входит ум? ( Г.Р.Державин)

Б) «Береги честь смолоду» (пословица)

В) «E[igi monumentum» (Гораций)

Г) «Проникнутый тщеславием, он обладал еще той особенной гордостью, которая побуждает признаваться с одинаковым равнодушием как в своих добрых, так и в других поступках, - следствием чувства превосходства, быть может, мнимого.» (Из частного письма.)

Д) Г - жа Простакова. То, мой батюшка, он еще сызмала к историям охотник.

Тест

М.Ю.Лермонтов

М.Ю.Лермонтов родился:

а) в Тарханах

б) в Петербурге

г) в Пятигорске

д) в Москве

В какое учебное заведение поступил  М.Ю.Лермонтов в 1831 г.?

а) в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге

б) в Московский университет

в) в Царскосельский лицей

г) в Петербургский университет

Какое произведение сделало имя М.Ю.Лермонтова знаменитым?

а) «Парус»

б) «Герой нашего времени»

в) «Маскарад»

г) «Смерть поэта»

Назовите основной мотив в творчестве М.Ю.Лермонтова.

а) зависть

б) свобода

в) одиночество

г) усталость

Какая характеристика общественной жизни наиболее точно передает особенности времени формирования Лермонтова - поэта?

а) начало формирования демократических тенденций

б) общественный подъем, рост национального самосознания, вызванный войной 1812 г.

в) идеи декабризма определили атмосферу общественной жизни

г) спад социальной активности и рост пессимизма в общественных настроениях после разгрома восстания 14 декабря 1825 г.

В поэзии М.А.Лермонтова воплотились принципы:

а) романтизма и сентиментализма

б) реализма и романтизма

в) классицизма и романтизма

г) реализма и классицизма

7.  Парус в одноименном стихотворении М.Ю.Лермонтова - это …

а) символ дальних странствий

б) символ одинокой, жаждущей бурь личности

в) деталь пейзажа

г) символ бесконечного движения в мире

8. Стихотворение «Бородино» было написано М.Ю.Лермонтовым к :

а) 10 - летней годовщины битвы

б) 20 - летней годовщине битвы

в) 25 - летнему юбилею сражения

г) 15 - летию сражения

9. В стихотворении «Кинжал» М.Ю. Лермонтов использует образ кинжала, символизирующего поэтический дар. В каком еще стихотворении возникает тот же образ - символ?

а) «Бородино»

б) «Смерть поэта»

в) «Дума»

г) «Поэт»

10. Главной философской проблемой поэмы «Мцыри» является проблема:

а) добра и зла

б) веры и богоборчества

в) смысла жизни

11. Мцыри совершает побег из монастыря:

а) во время грозы

б) ночью, когда все спят

в) во время богослужения, когда все находятся в церкви

г) на рассвете

12. Кто является героем своего времени в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

а) Грушницкий

б) Максим Максимыч

в) Вернер

г) Печорин

13. Печорина звали:

а) Максим Максимыч

б) Григорий Александрович

в) Александр Григорьевич

г) Евгений Александрович

14. Назовите имя критика, давшего следующую оценку Печорину.

Этот человек не равнодушно, не апатически несет свое страдание: бешено гоняется он за жизнью, ища ее повсюду; горько обвиняет он себя в своих заблуждениях.

а) Н.А.Добролюбов

б) В.Г.Белинский

в) И.А.Гончаров

г) А.И.Герцен

15. Кто рассказывает историю Бэлы?

а) Печорин

б) автор

в) сама героиня

г) Максим Максимыч

16. Кому из героев романа «Герой нашего времени»  В.Г. Белинский дал следующую характеристику:

Этот тип старого кавказского служаки, закаленного в опасностях, трудах и битвах, которого лицо так же загорело и сурово, как манеры простоваты и грубы, но у которого чудесная душа, золотое сердце.

а) доктор Вернер

б) Вулич

в) Максим Максимыч

г) Казбич

17. Как сложилась судьба Бэлы?

а) ее увез Казбич

б) она осталась с Печориным

в) она вернулась к своим родным

г) она умерла

18. Почему «жены местных властей менее обращали внимание на мундир, они привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце пылкое и под белой фуражкой образованный ум»?

а) в Кисловодск редко приезжали новые люди

б) среди солдат нередко можно было встретить разжалованных декабристов

в) дамы были неразборчивы в выборе знакомых

г) из желания порадеть низшему чину

19.  Какая из частей романа «Герой нашего времени» является центральной и придает произведению характер психологического романа?

а) «Бэла»

б) «Фаталист»

в) «Тамань»

г) «Княжна Мери»

д) «Максим Максимыч»

20. Тема «маленького человека» раскрывается в романе в образе:

а) Вулича

б) Грушницкого

в) Максим Максимыча

г) доктора Вернера

21. Найдите соответствия между отрывками и названиями произведения:

а) И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был хватом:

Слуга царю, отец солдатам…

Да жаль его: сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

б) Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный

Для сердца вольного и пламенных страстей?

в) Так тощий плод, до времени созрелый,

Ни вкуса нашего не радуя, ни глаз,

Висит между цветов, пришелец осиротелый,

И час их красоты - его паденья час!

г) Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

А) «Родина»

Б) «Бородино»

В) «Смерть поэта»

Г) «Дума»

22. К какому произведению М.Ю. Лермонтова  подошли бы в качестве эпиграфа следующие строки из стихотворения «Дума»?

Печально  я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья

В бездействии состарилось оно.

а) «Смерть поэта»

б) «Мцыри»

в) «Песня про… купца Калашникова»

г) «Герой нашего времени»

23. Укажите художественный прием, который использовал автор в выделенных строках?

Вам не видать таких сражений!...

Носились знамена, как тень,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

а) гипербола

б) олицетворение

в) инверсия

г) сравнение

24. Определите героя по его портретной характеристике.

а) доктор Вернер

б) Казбич

в) Максим Максимыч

г) Печорин

А) «На нем был офицерский сюртук без эполет и черкесская мохнатая шапка. Он казался лет пятидесяти;  смуглый цвет  лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду»

Б) «…Рожа у него была самая разбойничья: маленький, сухой, широкоплечий…  А уж ловок - то, ловок - то был, как бес! Бешмет всегда изорванный, в заплатках, а оружие в серебре…»

В) «… В транспорте был офицер, молодой человек лет двадцати пяти… Он был такой тоненький, беленький, на нем мундир был такой новенький, что тотчас догадался, что он на Кавказе у нас недавно…»

Г) «…Одна нога у него была короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей…»



Предварительный просмотр:

10 класс

Зачет № 2

Темы сочинений.

Н.В.Гоголь

1. Развитие темы «маленького человека» в творчестве Н. В. Гоголя.

2.Тема Петербурга в произведениях Н.В.Гоголя.

3. Пискарев – трагическое несоответствие реальной действительности.

И.А.Гончаров

1.Обломов и Штольц.

2.Любовный конфликт в романе И.А.Гончарова «Обломов».

3.Жанровое своеобразие романа «Обломов».

4.Роль бытовой детали в романе «Обломов».

5.Обломовщина и её социальные корни.

6.  Обломов как социально- психологический тип.

А.Н.Островский

1.Смысл заглавия пьесы  «Гроза».

2.Был ли иной путь у Катерины?

3.Город Калинов и его обитатели.

4.Душевная драма Катерины

5. «Гроза»- самое решительное произведение А.Н.Островского.

Тест по содержанию повести Н.В.Гоголя «Портрет»

1. Действие повести происходит:

а) в Петербурге;

б) в Москве;

в) в деревне.

2. Имя главного героя:

а) Андрей Петрович Чартков;

б) Алексей Иванович Чиртков;

в) Никита Иванович Чертков.

3. В лавочке продавали:

а) картины, писанные маслом;

б) акварели;

в) гравюры.

4. Покупателей было:

а) много;

б) немного;

в) не было совсем.

5. Чартков впервые увидал портрет:

а) на выставке;

б) в монастыре;

в) в картинной лавке.

6. Главной деталью портрета было:

а) широкий азиатский;

б) пейзажный фон – пламенный полдень;

в) глаза старика.

7. Чартков:

а) купил портрет на аукционе;

б) неожиданно нашел портрет дома, появившийся таинственным образом;

в) сторговался в лавочке за двугривенный.

8. Сколько раз Чарткову казалось, что таинственное появление старика происходит наяву, а не во сне:

а) два раза;

б) три раза;

в) четыре раза. 

9. На что были потрачены внезапно появившиеся деньги:

а) на необходимые для художника материалы;

б) на поездку за границу для повышения уровня мастерства,

в) на новую квартиру, одежду, развлечения.

10. Талант Чарткова еще проявил себя:

а) в изображении Психеи;

б) аристократической дамы;

в) портрете дочери аристократической дамы.

11. Чарткова прославил:

а) таинственный портрет;

б) дама – заказчица;

в) сам себя прославил, заказав журналисту хвалебную статью и дав взятку.

12. Чартков стал знаменитым:

а) благодаря высокому таланту;

б) благодаря отступлению от принципов искусства и потаканию заказчикам;

в) благодаря таинственной силе портрета.

13. Чартков окончил жизнь бесславно из–за:

а) зависти;

б) пьянства;

в) скандальной истории.

14. После смерти Чарткова в его квартире обнаружили:

а) много денег;

б) незаконченные великие произведения искусства;

в) нарезанные на куски великие творения мастеров искусства

15. Историю таинственного портрета рассказал:

а) аукционист;

б) аристократ, любитель живописи;

в) молодой художник.

16. Изображенный на портрете старик был:

а) ростовщиком;

б) купцом;

в) актером.

17. Общение с человеком, изображенным на портрете, приносило людям:

а) удачу и богатство;

б) несчастье;

в) широкую известность. 

18. Портрет был заказан художнику:

а) церковью, для которой он писал святых;

б) родными ростовщика;

в) самим ростовщиком.

19. Поняв, что его кисть послужила дьявольским орудием, художник:

а) бросил вообще заниматься своим ремеслом;

б) ушел в монастырь, чтобы очиститься от греха;

в) продолжал писать картины.

20. Портрет в конце концов:

а) был продан на аукционе;

б) уничтожен;

в) украден.

21. Композиция всего произведения:

а) линейная;

б) обратная;

в) рамочная.

Тест

И.А.Гончаров

1. Укажите, с каким романом вошел в литературу И.А.Гончаров.

а) «Лихая болесть»

б) «Обыкновенная история»

в) «Обломов»

г) «Обрыв»

2. Укажите, какие романы И.А. Гончаров в статье «Лучше поздно, чем никогда» рассматривал как цикл.

а) «Обыкновенная история»

б) «Фрегат Паллада»

в) «Обломов»

г) «Обрыв»

3. Сколько времени  длятся события, описанные в первой части романа И.А.Гончарова «Обломов»?

а) 1 месяц

б) 2 дня

в) 1 день

г) 5 дней

4. Определите экспозицию в романе «Обломов»

а) первая - третья главы

б) вся первая часть

в) первая - вторая главы

г) первые шесть глав

5. К какому литературному направлению следует отнести произведение И.А.Гончарова «Обломов» ?

а) классицизм

б) романтизм

в) реализм

г) модернизм

6. Действие романа «Обломов» происходит:

а) в Петербурге

б) в Москве

в) в Орловской губернии

г) в Тульской губернии

7. Что мешает главному герою романа, Обломову, быть деятельным человеком?

а) бедность

б) болезненное состояние

в) отсутствие цели в жизни

г) воспитание и закономерности современной ему жизни

8. Какова роль в романе внесюжетных персонажей?

а) оживляют вялое течение романа

б) олицетворяют суету петербургской жизни

в) незаметно для героя меняют его жизнь

г) помогают понять характер главного героя

9. К какому сословию принадлежал А. Штольц?

а) мещане

б) дворяне

в) разночинцы

г) купцы

10. Укажите возраст Обломова в начале романа.

а) 25 лет

б) 32 - 33 лет

в) 40 - 45 лет

г) 60 лет

11.Образы Обломова и Штольца вводятся в роман по принципу:

а) сравнения

б) антитезы

в) дополнения

г) взаимного исключения

12. К какому типу литературных героев можно отнести И.Обломова?

а) «маленький человек»

б) «лишний человек»

в) герой -  любовник

г) герой - резонер

13. Вслед за Н.В. Гоголем ( поэма «Мертвые души») И.А.Гончаров использует предметно - бытовую деталь как важное средство характеристики персонажа. В романе «Обломов» такой многозначной деталью является:

а) книга

б) трость

в) халат

г) рояль

14. Этот рыцарь был и со страхом, и с упреком. Он принадлежал двум эпохам, и обе положили на него печать свою. От одной перешла к нему по наследству безграничная преданность дому Обломову, а от другой, позднейшей, утонченность и развращение нравов?

а) Обломов

б) Штольц

в) Тарантьев

г) Захар

А.Н.Островский

Тест

Уроженцем какого города был А.Н.Островский?

а) Москва

б) Петербург

в) Кострома

г) Орел

Укажите имя и отчество Островского.

а) Алексей Николаевич

б) Александр Николаевич

в) Андрей Николаевич

г) Николай Александрович

В 1856 г. А.Н.Островский стал сотрудником журнала:

а) «Русский вестник»

б) «Москвитянин»

в) «Современник»

г) «Эпоха»

Как называлось первое произведение, принесшее А.Н.Островскому известность?

а) «Картина семейного счастья»

б) «Банкрот или Свои люди - сочтемся»

в) «Гроза»

г) «Не в свои сани не садись»

Какое социальное сословие изображает в большинстве своих пьеc А.Н.Островский?

а) дворянство

б) крестьянство

в) купечество

г) мещанство

В каком году была создана пьеса «Гроза»?

а) в 1859 г.

б) 1860 г.

в) 1861 г.

г) 1865 г.

Назовите тип литературного героя, который стал открытием А.Н.Островского?

а) тип «лишнего человека»

б) тип «маленького человека»

в) тип самодура

г) тип босяка

К какому литературному жанру  можно отнести пьесу «Гроза» ( по определению автора)?

а) трагедия

б) лирическая комедия

в) драма

г) комедия масок

Пьеса «Гроза» начинается с пространной, несколько запутанной экспозиции для того, чтобы:

а) заинтриговать читателя

б) представить героев, непосредственно не участвующих в интриге

в) создать образ мира, в котором живут герои

г) замедлить сценическое время

Город, в котором происходило действие «Грозы»?

а) Калинин

б) Калинов

в) Кострома

г) Самара

Какие герои являются (с точки зрения конфликта)  центральными в пьесе?

а) Борис и Катерина

б) Катерина и Тихон

в) Кабаниха и Катерина

г) Борис и Тихон

В пьесе «Гроза» показана жизнь, основанная на патриархальных законах, где миром правят деньги, невежество, дикость, ограниченность, жестокость. Есть ли в городе человек, способный воспротивиться законам этой жизни? Назовите его.

а) Борис

б) Кудряш

в) Варвара

г) Катерина

Кто из героев пьесы произносит следующий монолог?

а) Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры!.. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег нажить…

а) Борис

б) Кудряш

в) Кулигин

г) Феклуша

14.  Кульминацией пьесы «Гроза» можно считать эпизод:

а) расставания Катерины с Тихоном

б) признания Катерины перед жителями города Калинова в неверности мужу

в) прощания с Борисом

г) с ключом

15.Савел Прокофьевич Дикой не участвует в основном конфликте пьесы «Гроза». Для чего А.Н.Островский ввел этого героя в пьесу?

а) чтобы противостоять Марфе Игнатьевне Кабановой

б) чтобы создать целостный образ «темного царства»

в) чтобы оживить пьесу

г) чтобы подчеркнуть удаль и размах русского купечества

16.Кому из героев пьесы принадлежит высказывание: «Делай что хочешь, лишь бы все шито да крыто было»?

а) Варваре

б) Кулигину

в) Кабанихе

г) Кудряшу

17.Н.А.Добролюбов назвал одного из героев пьесы «Гроза» «лучом света в темном царстве». Это:

а) Кулигин

б) Катерина

в) Борис

г) Марфа Игнатьевна

18.Какая черта характера раскрывается в последнем монологе Катерины?

Опять жить? Нет, нет, не надо … нехорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда!.. Умереть бы теперь!.. а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…

а) набожность

б) поэтичность

в) решительность

г) смирение

19. Определите, кому из героев принадлежат реплики.

а) «Только одного и надо у бога просить, чтобы она умерла поскорее…»

б) «А вы боитесь и взглянуть - то на небо, дрожь вас берет! Из всего себе пугал наделали…»

в) Какое еще там елестричество!... Гроза - то нам в наказание дается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими - то, прости господи, обороняться…»

г)  «Обманывать - то я не умею, скрыть - то ничего не могу…»

20. Выберите точную формулировку, характеризующую роль пейзажа в пьесе «Гроза».

а) пейзаж создает ощущение правдоподобия описываемых событий

б) пейзаж «автономен» по отношению к описывамым событиям

в) пейзаж помогает подчеркнуть дикость и невежество жителей города

г) пейзаж выполняет функцию социальной характеристики



Предварительный просмотр:

10 класс

Зачет № 3

Темы сочинений.

И.С.Тургенев

1.Трагедия Базарова.

2.Тема отцов и детей в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети».

3.Смысл названия романа И.С.Тургенева «Отцы и дети».

4.Роман И.С.Тургенева «Отцы и дети» в русской критике.

5.Роль любовного конфликта в романе «Отцы и дети».

Ф.И.Тютчев

1.Трагическое и жизнеутверждающее в любовной лирике Ф.И. Тютчева.
2. Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «Эти бедные селенья…».
3. Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «О, как убийственно мы любим...».
4. Восприятие и истолкование стихотворения Ф.И. Тютчева «К.Б.» («Я встретил вас – и все былое…»).

А.А.Фет


1. Природа и любовь в лирике А.А. Фета.
2.В чем состоит новаторство поэзии А.А. Фета?
3. «Поэзия Фета – сама природа, зеркально глядящая через человеческую душу…» (К.Д. Бальмонт).
4. Восприятие и истолкование стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…».

И.С.Тургенев

Тест

Укажите годы жизни И.С.Тургенева.

а) 1821 - 1883 г.г.

б) 1818 - 1883 г.г.

в) 1828 - 1895 г.г.

г) 1820 - 1889 г.г.

2. Где И.С.Тургенев получил образование?

а) в Петербургском университете

б) в Царскосельском лицее

в) в Казанском университете

г) в Петербургском инженерном училище

3. За что И.С.Тургенев был сослан в родовое имение под надзор полиции в 1852 г.?

а) за антикрепостническую направленность «Муму»

б) за дуэль

в) за непочтительные отзывы о членах царской фамилии

г) за публикацию некролога о Н.В.Гоголе, вопреки запрету властей

4. В каком журнале был напечатан первый рассказ из цикла «Записки охотника»?

а) «Вестник Европы»

б) «Современник»

в) «Отечественные записки»

г) «Русский вестник»

5. Основной темой цикла «Записки охотника» является:

а) тема русской природы

б) тема взаимоотношений крестьян и помещиков

в) тема взаимоотношений в крестьянской среде

г) тема крестьянского быта

6. В период, предшествовавший отмене крепостного прав, И.С.Тургенев возлагал политические надежды на:

а)  революционно - демократическое движение

б) крестьянское движение

в) либеральные реформы

г) укрепление самодержавия

7. Какую роль сыграл цикл «Записки охотника» в судьбе И.С.Тургенева?

а) писатель был награжден литературной премией

б) писатель был назван в числе великих русских авторов

в) писатель был сослан под надзор полиции

г) писатель был осужден редакцией журнала «Современник»

8) Сколько рассказов включил И.С.Тургенев в цикл «Записки охотника»?

а 32

б) 48

в) 25

г) 10

9) Роман «Отцы и дети» был напечатан в:

а)  1859 г.

б) 1840 г.

в) 1862 г.

г) 1865 г.

10. Укажите, кому был посвящен роман И.С.Тургенева «Отцы и дети».

а) Н.Г.Чернышевскому

б) Н.А.Некрасову

в) Н.А.Добролюбову

г) В.Г.Белинскому

11. В одном из писем И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть  направлена против дворянства как передового класса … Эстетическое чувство заставило  меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко? Эти строки стали хрестоматийными. Кому было адресовано это письмо?

а) М.А.Антоновичу

б) Н.А.Добролюбову

в) К.К.Случевскому

г) В.Г.Короленко

12. Несостоятельность взглядов Базарова раскрывается:

а) в идейных спорах Базарова и П.П.Кирсанова

б) в любовном конфликте с Одинцовой

в) в диалогах с Аркадием Кирсановым

г) в отношениях с Ситниковым и Кукшиной

13. К какому сословию принадлежал Базаров?

а) дворянство

б) мещанство

в) разночинцы

г) крестьянство

14. Какова будущая специальность Базарова?

а) инженер

б) военный

в) врач

г) учитель

15.  Чем закончилась дуэль Базарова и Павла Петровича Кирсанова?

а) смертью Базарова

б) смертью Кирсанова

в) Кирсанов был ранен

г)  герои отказались от подобного способа решения споров

16. И.С.Тургенева заслуженно называют «мастером русского пейзажа. Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова). Каков характер пейзажа в финальной сцене (у могилы Базарова)?

а) романтический

б) социальный

в) психологический

г) философский

17. Укажите, какой тип композиции использовал автор в романе «Отцы и дети».

а)  зеркальная

б) последовательная

в) параллельная

г) циклическая

18. Что понимает под «нигилизмом» И.С.Тургенев?

а) полное отрицание знаний, накопленных человечеством

б) революционно - демократическое мировоззрение

в) отрицание политической системы, государственного строя

г) естественно - научные теории

19. Какой герой романа «Отцы и дети»  является по сути выразителем точки зрения автора?

а) Павел Петрович Кирсанов

б) Евгений Базаров

в) Николай Петрович Кирсанов

г) Анна Сергеевна Одинцова

20. Определите героя по портрету.

а) Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана, красиво спадали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий;  спокойно и умно, именно спокойно и умно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из - под немного нависшего белого лба, и губы улыбались едва заметною улыбкою. Какой - то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица.

а) Фенечка

б) Евдоксия Кукшина

в) Катя Лаптева

г) Анна Сергеевна Одинцова

21. Почему Одинцова не ответила взаимностью на чувство Базарова?

а) она не испытывала к Базарову чувства любви

б) она презирала Базарова, так как он был низкого происхождения

в) она испугалась любви Базарова и решила, что «спокойствие все - таки лучше всего на свете»

г) Базаров был всего лишь ей любопытен

22.  Какому критику принадлежит следующее высказывание о Базарове?

Умереть так, как умер Базаров, - все равно что сделать великий подвиг.

а) В.Г. Белинскому

б) Н.Г.Чернышевскому

в) М.А.Антоновичу

г) Д.И.Писареву

23. Какова судьба Павла Петровича Кирсанова после дуэли и смерти Базарова?

а) продолжает по - прежнему  жить в имении с братом

б) уезжает за границу

в) вернулся в Петербург и ведет светский образ жизни

г) занялся хозяйством и благоустройством имения и стал хорошим хозяином

24. Какой герой романа «Отцы и дети»  является пародией на Евгения Базарова?

а) Аркадий Кирсанов

б) Николай Петрович

в) Виктор Ситников

25. В романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» важную роль для характеристики героя играет предметно - бытовая деталь.  Найдите соответствие между предметно - бытовой деталью и героем романа.

а) серебряная пепельница в форме лаптя

б) томик стихов А.С.Пушкина

в) клетчатый балахон с кистями

г) вензель из волос в черной раме и диплом под стеклом

А) Василий Иванович Базаров

Б) Павел Николаевич Кирсанов

В) Николай Петрович Кирсанов

Г) Евгений Базаров

Ф.И. Тютчев

Тест

I вариант

Укажите название журнала, в котором были опубликованы в 1836 г. 24 стихотворения Ф.И. Тютчева.

а) «Москвитянин»

б) «Отечественные записки»

в) «Современник»

г) «Вестник Европы»

2. К какому литературному направлению следует отнести творчество Ф.И. Тютчева?

а) к реализму

б) к романтизму

в) к сентиментализму

г) к модернизму

3. Назовите мотив, охватывающий все творчество Ф.И. Тютчева.

а) свободолюбие

б) одиночество

в) творческое вдохновение

г) место человека в мире

4. Какой художественный прием является главным в изображении природы у Ф.И. Тютчева?

а) гипербола

б) аллегория

в) олицетворение

г) гротеск

5. Назовите поэта, которому посвящены строки Ф.И. Тютчева.

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

а) В.А. Жуковскому

б) А.С. Пушкину

в) М.Ю. Лермонтову

г) К.Н. Батюшкову

6. Укажите, какие чувства преобладают в любленной лирике Ф.И. Тютчева, посвященной Е.А. Денисьевой.

а) радость, восторг

б) безысходность, тоска

в) преклонение перед  возлюбленной

г) страдание, трагическое восприятие

7. Назовите стихотворение Ф.И.Тютчева, ставшее известным романсом.

а) «Есть в осени первоначальной …»

б) «О чем ты воешь, ветр ночной?»

в) К.Б.. «Я встретил вас - и все былое …»

г) «Как хорошо ты, о море ночное …»

8. По отрывкам определите стихотворение.

а) Мысль изреченная есть ложь.

б) Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые -

Его призвали все благие,

Как собеседника на пир…

в)  Весне и горя мало:

Умылася в снегу,

И лишь румяней стала

Наперекор врагу.

г) Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громкокипящей  кубок  с  неба,

Смеясь , на землю пролил

А) «Зима недаром злится»

Б) «Цицерон»

В)  «SiLentium»

Г) Назовите художественный прием, использованный в выделенных строках.

Пускай в душевной глубине

Встают и заходят оне

Безмолвно, как звезды в ночи, -

Любуйся ими - и молчи.

а) аллегория

б) сравнение

в) олицетворение

г) инверсия

II вариант

Какую профессию избрал Ф.И. Тютчев после окончания Московского университета?

а)  стал дипломатом

б) стал учителем

в) стал инженером

г) стал врачом

2. Укажите, какого направления русской общественной мысли придерживался Ф.И. Тютчев.

а) западничества

б) славянофильства

в) почвенничества

г) народничества

3. Стихотворения «Весь день она лежала в забытьи»,  «О, как убийственно мы любим», «Последняя любовь» были посвящены:

а) Полине Виардо

б) Авдотье Панаевой

в) Елене Денисьевой

г) Марии Лазич

4. Творчество какого русского поэта оказало значительное влияние на поэзию Ф.И. Тютчева?

а) А.С.Пушкина

б) М.Ю.Ломоносова

в) В.А.Жуковского

г) Е.А.  Баратынского

5. Назовите автора статьи «Второстепенные русские поэты», опубликованной в журнале «Современник», в которой Ф.И. Тютчев назван «первостепенным» русским талантом».

а) М.А. Антонович

б) Н.Н. Страхов

в) Н.А.Добролюбов

г) Н.А.Некрасов

6. Укажите, черты каких лирических жанров присутствуют в творчестве Ф.И. Тютчева.

а) послание и элегия

б)ода и элегия

в) баллада и ода

г) сатира и ода

7.  Назовите художественный прием, использованный в следующем отрывке.

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь безумно?...

а) олицетворение

б) эпитет

в) гипербола

г) аллегория

8. Ф.М. Достоевский назвал стихотворение Ф.И.Тютчева «зеркалом души», потому что:

а) стихи поэта носят исповедальный характер

б) стихи поэта отражают биографические вехи

в) стихи поэта отражают разнообразие психологического и эмоционального состояния

г) стихи поэта слишком экспрессивны

9. По отрывкам определите стихотворения.

а) Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, темный, благовонный,

Все залей и утиши.

б) О смертной мысли водомет,

О водомет неистощимый,

Какой закон  непостижимый!

Тебя стремит, тебя мятет?

в) Тут не одно воспоминанье,

Тут жизнь заговорила вновь, -

И то же в вас очарованье.

И та ж в душе моей любовь!..

г) Пускай скудеет в жилах кровь.

Но в сердце не скудеет нежность…

А) «Фонтан»

Б) «Тени сизые смесились»

В) «Последняя любовь»

Г) К.Б. «Я встретил Вас…»

А.А.Фет

Тест

I вариант

Укажите верное определение понятия «лирический герой».

а) образ героя в произведении, переживания, мысли и чувства которого в нем   отражены. Он не идентичен образу автора

б) изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ

в) лицо, выступившее в памяти без указания своего имени или своего псевдонима

г) странствующий поэт - импровизатор, творец героического эпоса пел в сопровождении музыкального инструмента

2. Укажите, какой троп использовал поэт в этом стихотворении.

Лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся…

а) метафора

б) олицетворение

в) сравнение

г) антитеза

3. Назовите адресата любовной лирики А.А.Фета.

а) Е.А.Денисьева

б)А.П.Керн

в)Амалия Крюденер

г) Мария Лазич

4. Какое время года чаще всего упоминается в стихах А.АФета?

а) лето

б) зима

в) весна

г) осень

5. Укажите, каких тем не касался в своих стихах А.А. Фет.

а) тема любви

б) тема природы

в) тема гражданского служения

6. тема назначения и сущности поэзии

6. Укажите троп, наиболее часто встречаемый в пейзажной лирике А.А. Фета.

а) гипербола

б) аллегория

в) гротеск

г) олицетворение

7. Укажите, что объединяет стихотворения А.А. Фета «Одним толчком согнать ладью живую…» и «Ярким солнцем в лесу пламенеет костер…».

а) стихотворный размер

б) образ природы

в) философская идея единства человека и природы

г) тема поэтического вдохновения

8. Определите стихотворный размер в приведенном ниже отрывке из стихотворения  А.А. Фета.

Кот поет, глаза прищуря,

Мальчик дремлет на ковре,

На дворе играет буря,

Ветер свищет на дворе.

а) пятистопный ямб

б) трехстопный амфибрахий

в) четырехстопный хорей

г) вольный ямб

II вариант

Какова роль пейзажа в лирике А.А. Фета?

а) является фоном происходящих событий

б) выполняет исключительно эстетическую функцию

в) является средством выражения философских обобщений поэта

г) дополняет социальную характеристику

2. Укажите, какая интонационная фигура использована в отрывке из стихотворения «На заре ты ее не буди…»

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей…

а)  анафора

б) градация

в) риторический вопрос

3. Укажите, как называется первый сборник стихов А.А. Фета.

а) «Мечты и звуки»

б) «Белая стая»

в) «Лирический пантеон!

г) «Вечерние огни»

4. Черты какого литературного направления преобладают в творчестве А.А. Фета?

а) классицизм

б) реализм

в) романтизм

г) сентиментализм

5. Назовите композитора, сочинившего музыку к стихотворению А.А. Фета «На заре ты ее не буди…»

а) А.Е. Варламов

б) П.И. Чайковский

в) Н.А. Римский - Корсаков

г) Д.И. Шостакович

6. Укажите, какой троп использовал поэт в стихотворении «Осень».

а) Когда сквозная паутина

Разносит нити ясных дней…

а) гипербола

б) эпитет

в) метафора

г) гротеск

7. Какое стихотворение А.А. Фета близко по духу стихотворению Ф.И. Тютчева «SiLentium»?

а) «Как беден наш язык!» - Хочу и не могу!»

б) Я тебе ничего не скажу…»

в) «Шепот, робкое дыханье…»

г) «На заре ты ее не буди…»



Предварительный просмотр:

10 класс

Зачет № 4

Темы сочинений.

Н.А.Некрасов

Своеобразие гражданской лирики Н.А. Некрасова.

Тема народных страданий в поэзии Н.А. Некрасова.

«Муза Некрасова… очень часто, смешивая благородные чувства с грубостью манер, нравится самою своею неизысканностью» (А.В. Дружинин). (По лирике Н.А. Некрасова.)

«Мой суровый, неуклюжий стих…» (Н.А. Некрасов). (По лирике Н.А. Некрасова.)

Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин».

Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «В дороге».

 Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…».

Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

Восприятие и истолкование стихотворения Н.А. Некрасова «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»).

Образ Савелия, богатыря святорусского, в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Сатирическое изображение помещиков в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

 Как представляют себе счастье герои поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»?

 Почему Матрена Тимофеевна утверждает, что «Ключи от счастья женского…/Заброшены, потеряны/ «У Бога самого!»? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».)

М.Е.Салтыков - Щедрин

Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова – Щедрина.

Анализ одной сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина.

Тест

Н.А. Некрасов

1. Первый сборник Н.А. Некрасова, о котором В.А. Жуковский отозвался: «Если хотите напечатать, то издавайте без имени. Впоследствии напишете лучше и вам будет стыдно за эти стихи», - называется:

а) «Мечты и звуки»

б) «Белая стая»

в) «Подорожник»

г) «Золото в лазури»

2. В середине 40 - х годов XIX в. Н.А. Некрасов начал издавать альманахи, в которых отстаивал гоголевское направление в искусстве и литературе. Укажите одно из названий этих альманахов.

а) «Физиология Петербурга»

б) «Родина»

в) «Новое время»

г) «Жизнь Петербурга»

3. Назовите адресата любовной лирики Н.А. Некрасова.

а) Е.А. Денисьева

б) А.П.Керн

в) А.Я.Панаева

г) Л.Д. Менделеева

4. Определите, к какому литературному направлению можно отнести творчество Н.А.Некрасова

а) классицизм

б) романтизм

в) реализм

г) сентиментализм

5. Укажите название цикла стихотворений Н.А.Некрасова, в котором он выводит итоговую формулу: «Мерещится мне всюду драма».

а) «На улице»

«О погоде»

б) «О погоде»

в) «Последние элегии»

г) «Песни»

6. Какое лирическое отступление из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя послужило поводом для создания стихотворения «Блажен незлобивый поэт»?

а) о птице - тройке

б) о толстых и тонких

в) о юности

г) о двух типах писателей

7. К какому стихотворению А.С.Пушкина восходят следующие строки некрасовской «Элегии»?

Увы! Пока народы

Влачатся в нищете, покорствуя бичам,

Как тощие стада по скошенным лугам,

Оплакивать их рок, служить им будет муза,

И в мире нет прочней, прекраснее союза!..

а) «Деревня»

б) «Арион»

в) «Во глубине сибирских руд»

г) «Брожу ли я вдоль улиц шумных»

8. Излюбленным стихотворным размером А.С.Пушкина был четырехстопный ямб,  А.С.Грибоедова - вольный ямб, Н.А.Некрасова - …

а) шестистопный ямб

б) хорей

в) дактиль и анапест

г) дольник

9. Какие чувства преобладают в любовной лирике Н.А.Некрасова?

а) восторг и радость

б) нежность и восхищение

в) страдание и ревность

г) преклонение перед возлюбленной

10. Кто из героев «Кому на Руси жить хорошо» определил счастье как «покой, богатство, честь»?

а) мужики - правдоискатели

б) поп

в) Григорий Добросклонов

г) Матрена Тимофеевна

11. В какое время года начали путешествие мужики?

а) зимой

б) весной

в) осенью

г) летом

12. Какому герою из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» принадлежат следующие слова?

Эх! Эх! Придет ли времечко

Когда  ( приди, желанное!)…

Дадут понять крестьянину,

Что розь портрет крестьянину портретику,

Что книга книге книге  розь?

Когда мужик не Блюхера

И не милорда глупокого -

Белинского и Гоголя

С  базара понесет?

а) Павлуша Веретенников

б) Ермил Гирин

в) автор

г) Вавила

13. Укажите, что не является вставным эпизодом в «Кому на Руси жить хорошо».

а) бабья притча

б) легенда о двух великих грешниках

в) глава Савелий - богатырь Святорусский

г) рассказ о Ермиле Гирине

14. Назовите, кому посвящена глава «Пир на весь мир».

а) В.Г.Белинскому

б) Н.Г.Чернышевскому

в) Н.А. Добролюбову

А.А.Григорьеву

15. Основной формой повествования в главе «Пир на весь мир» является:

а) диалог

б) монолог

в) авторские отступления

г) песня

Тест

М.Е. Салтыков - Щедрин

I вариант

1. Назовите годы жизни М.Е. Салтыкова - Щедрина.

а) 1854 - 1906 г.г.

б) 1826 - 1889 г.г.

в) 1824 - 1884 г.г.

г) 1801 - 1878 г.г.

2. Под каким произведением писателя впервые появился псевдоним «Н. Щедрин»?

а) «Пошехонская старина»

б) «Помпадуры и помпадурши»

в) «Сказки для детей изрядного возраста»

г) «Губернские очерки»

3. Кто из сказочных персонажей «жил - дрожал и умирал - дрожал»?

а) ворон - челобитчик

б) коняга

в) премудрый пискарь

г) здравомысленный заяц

4. Определите персонажа по его роду деятельности («История одного города»).

… статский советник. Друг Н.М.Карамзина. Отличался нежностью и чувствительностью сердца, любил пить чай в городской роще и не мог без слез видеть, как токуют тетерева. Оставил после себя несколько идиллического содержания и умер от меланхолии в 1825 году. Дань с откупа возвысил до пяти тысяч рублей в год.

а) Грустилов Эраст Андреевич

б) маркиз де Санглот Антон Протасьевич

в) Брудастый Дементий Варлпмович

г) Перехват- Залихватский Архистратиг Стратилатович

5. Основная тема сатирических произведений М.Е. Салтыкова - Щедрина - это …

а) взаимоотношения народа и власти

б) показ отдельных пороков людей

в) недостатки в человеческих взаимоотношениях

г) человек и Вселенная

6) Укажите, какие сказки не были написаны М.Е.Салтыковым - Щедриным.

а) «Три медведя»

б) «Медведь на воеводстве»

в) «Волк и ягненок»

г) «Орел - меценат»

7. В 1878 - 1884 г.г. М.Е. Салтыков - Щедрин был редактором журнала:

а) «Современник»

б) «Эпоха»

в) «Время»

г) «Отечественные записки»

8. Ведущий способ изображения в произведениях М.Е. Салтыкова - Щедрина - это …

а)  импрессионизм

б) юмор

в) реалистический гротеск

г) символизм

9. Кому из литературных героев принадлежит афоризм «Смотри, сынок, коли хочешь жизнью жуировать. Так гляди в оба!» ?

а) отец Молчалина

б) старый пискарь

в) здравомысленный заяц

г) отец Чичикова

II вариант

Укажите верное определение гротеска.

а) вид комического, наиболее беспощадно высмеивающий несовершенство мира, человеческие пороки

б) одна из разновидностей комического, сочетающая в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное

в) способность искусства постигать и изображать процессы психической жизни человека

г) переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту

2. В рамках какой литературной программы развивалось раннее творчество М.Е. Салтыкова - Щедрина?

а) мистический романтизм

б) «искусство для искусства»

в) «натуральная школа»

г) ЛЕФ

3. Образ Порфирия (Иудушки) Головлева, главного героя романа «Господа Головлевы», символизирует:

а) нежность и любовь к родителям

б) святость семейных уз

в) людское лицемерие и ханжество

г) деспотизм и грубость

4. Используя в своих произведениях сатирическую фантастику, М.Е.Салтыков - Щедрин:

а) усиливает комический эффект

б) обнажает скрытую суть явлений, укрупняя их

в) усложняет образы сказочных героев

5. М.Е.Салтыков - Щедрин использовал в своем творчестве жанр сказки, потому что:

а) стремился приблизить литературу к народу

б) очерк, фельетон, рассказ исчерпали свои возможности форме поставить и решить самые сложные, а порой и запретные, проблемы

в) сказка - аллегорический жанр, позволяющий всжатой, лаконичной форме поставить и решить самые сложные, а порой и запретные, проблемы

г) герои народных сказок привлекали своей удачливостью и неуязвимостью

6. Определите жанр «»Истории одного города».

а) роман

б) историческая повесть

в) пародия на летопись

г) историческая хроника

7. В сказке «Медведь на воеводстве» беспощадно критикуется:

а) чиновничество

б) аристократия

в) интеллигенция

г) самодержавие

8. Сказки М.Е. Салтыкова - Щедрина о животных близки к  такому литературному жанру, так:

а) басня

б) газетный фельетон

в) фантастический рассказ

г) легенда


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Тематический зачет. Литература в годы Великой Октябрьской революции и литературный процесс 20-х годов ХХ века.

Тематический зачет состоит из двух частей: тестовых заданий (с выбором ответа)  и  творческой  работы....

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....