Рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 3»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании ШМО на заседании Методического Совета директор МБОУ «СОШ № 3»
_________ руководитель МО ___________зам. директора по НМР ____________Безугленко В.Л.
Протокол № _______ Протокол № _______ Приказ № ______
«_____»____________20___г. «_____»____________20___г. «_____»____________20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
на 2012 – 2013 учебный год
по учебной дисциплине
ЛИТЕРАТУРА
для 5 класса
учитель Пятникова М.Г.
категория І квалификационная
г. Братск
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературе для учащихся 5 классов разработана на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Литература 5-11 классы» (базовый уровень) под редакцией В. Я. Коровиной 2010, 2011 года издания, рекомендованной Министерством образования РФ, в соответствии с образовательными стандартами и учебным планом образовательного учреждения МОУ «СОШ № 3». Программа ориентирована на использование учебника «Литература 5 класс» в 2-х частях, автор В. Я. Коровина, М., Просвещение, 2011 г.
II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пояснительную записку, учебно-тематический план, содержание основных разделов курса, требования к уровню подготовки выпускников 5 класса, перечень учебно-методической литературы.
Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
- развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
- освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
- овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Главной целью основного общего образования является развитие ребенка как компетентной личности путём включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями. Это определило цели обучения литературе:
- осмысление литературы как особой формы культурной традиции;
- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
- формирование эстетических и теоретико-литературных понятий как условие полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
III. ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Учебный курс «Литература» относится к предметам учебной деятельности обязательной части учебного плана, образовательной области «Филология».
На основании требований Государственного образовательного стандарта 2004 года предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения:
- приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы;
- овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных и учебных текстов, в том числе и чтению наизусть;
- овладение способами устного пересказа ( подробного, выборочного, сжатого, от другого лица, художественного) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки;
- свободное владение монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений;
- научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя;
- отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью;
- освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Рабочая программа «Литература» для учащихся 5 класса рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с БУП.
IV. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные задачи:
- воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении со сверстниками;
- формирование основ экологической культуры и необходимости бережного отношения к окружающей среде;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Метапредметные задачи:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, формулировать для себя новые задачи в учёбе, развивать интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений;
- умение определять понятия, строить логическое рассуждение, делать выводы;
- смысловое чтение;
- умение работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
Предметные задачи/результаты:
- понимание непреходящих нравственных ценностей литературных произведений и их современного звучания;
- умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать тему, идею; характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка; владение элементарной литературоведческой терминологией;
- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры;
- формулирование собственного отношения к произведениям литературы, их оценка;
- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка;
- эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса.
V. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Введение.
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги ( обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество.
Русские народные сказки. Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы. Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок. Постоянные эпитеты. Гипербола. Сказочные формулы. Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись.
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы.
Из литературы XIX века
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора. Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня, аллегория, понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа, способы рифмовки.
Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или Подземные жители».
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет, метафора, звукопись, аллитерация.
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ и писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
Теория литературы. Фантастика. Юмор.
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет.
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе.
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж. Литературный герой.
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. «Чудная картина…», «Задрожали листы, облетая…».
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение. Сюжет.
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор.
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной».
А.Н. Плещеев. «Весна».
И.С. Никитин. «Зимняя ночь в деревне».
А.Н. Майков. «Ласточки».
И.З. Суриков. «Зима». Выразительное чтение стихотворений.
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет. Композиция литературного произведения.
Сергей Александрович Есенин. Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». Художественный мир поэта.
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы. Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы. Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении.
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу. основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения.
Стихотворные произведения о войне
Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т. Твардовский Рассказ танкиста». Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А. Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки о обобщенный образ России.
Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор.
Юлий Черсанович Ким «Рыба-кит». Юмористическое стихотворение-песня.
Из зарубежной литературы.
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада.
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Помощники Герды.
Жорж Санд «О чем говорят цветы». Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей.
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
VI. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ
К КОНЦУ 2012 - 2013 ГОДА ОБУЧЕНИЯ
(ПРЕДМЕТНЫЕ)
В результате изучения литературы ученик 5 класса должен
знать:
- содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
- наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
- основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
- историко-культурный контекст изучаемых произведений;
- основные теоретико-литературные понятия, предлагаемые программой;
уметь
- правильно, бегло и выразительно читать вслух художественный и учебный текст, в том числе и читать наизусть;
- работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
- давать развёрнутый ответ на вопрос;
- определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- сопоставлять литературные произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
- участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать изложения, небольшие отзывы о прочитанных произведениях, сочинения.
Критериями оценивания результативности обучения чтению являются следующие:
5 «отлично»: учащиеся бегло ориентируются в тексте, игнорируя незнакомые слова; умеют извлекать необходимую информацию; с легкостью догадываются о значении отдельных слов с опорой на языковую и контекстуальную догадку; работают по ключевым словам и фразам. Высокий уровень понимания текста и скорость работы. Чтение плавное, выразительное, быстрое, без ошибок;
4 «хорошо»: учащиеся хорошо ориентируются в тексте; испытывают небольшие затруднения при извлечении необходимой информации; не всегда догадываются о значении отдельных слов опорой на языковую и контекстуальную догадку; не точно определяют ключевые слова и фразы. Хороший уровень понимания текста и скорость работы. Чтение плавное, выразительное, быстрое, с незначительным количеством ошибок;
3 «удовлетворительно»: учащиеся неплохо ориентируются в тексте; испытывают затруднения при извлечении необходимой информации; редко догадываются о значении отдельных слов опорой на языковую и контекстуальную догадку; испытывают трудности с определением ключевых слов. Пытаются досконально понять текст. Средний уровень понимания текста и скорость работы. Чтение прерывистое, не выразительное, медленное, с многочисленными ошибками.
Рекомендуемыми способами оценивания результативности обучения являются:
- пятибалльная система оценки;
- тестирование;
- учебные проекты;
- мониторинг качества знаний;
- учебные портфолио;
- тьюторство;
- критериальное оценивание.
Используемые формы, способы и средства проверки результатов обучения учащихся по данной учебной программе:
- написание сочинений по литературным произведениям;
- различные виды чтения: индивидуальное чтение вслух, чтение по ролям, инсценирование;
- творческие задания, их проверка: различные виды пересказов (подробный, сжатый, с изменением лица рассказчика и т.д.), ответы на вопросы (устные и письменные);
- составление плана будущего сочинения;
- написание отзыва о произведении;
- создание рассказа – характеристики одного из героев или группы героев;
- создание оригинального произведения (сказки, частушки, рассказа…);
- проверка заученных наизусть стихотворных и прозаических текстов;
- тестирование;
- контрольные вопросы;
- самостоятельные работы.
VII. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
№ | Содержание | Кол-во часов |
Введение | 1 |
Устное народное творчество | 6 |
Древнерусская литература | 2 |
Ломоносов М.В. | 1 |
Крылов И. | 4 |
Жуковский В. | 2 |
Пушкин А.С. | 4 |
Итоговый контроль (теория литературы) | 1 |
Погорельский А. | 2 |
Лермонтов М.Ю. | 2 |
Гоголь Н.В. | 1 |
Некрасов Н.А. | 2 |
Тургенев И.С. | 3 |
Фет А.А. | 1 |
Толстой Л.Н. | 3 |
Чехов А.П. | 2 |
Поэзия 19 века | 1 |
Бунин И.А. | 1 |
Короленко В.Г. | 3 |
Есенин С.А. | 1 |
Бажов П.П. | 2 |
Паустовский К.Г. | 2 |
Маршак С.Я. | 1 |
Платонов А.П. | 1 |
Астафьев В.П. | 3 |
Контрольная работа (писатели 20 века) | 1 |
Симонов К. | 2 |
Твардовский А | 1 |
Поэзия 20 века. | 1 |
Чёрный С. | 1 |
Ким Ю. | 1 |
Зарубежная литература | 6 |
Итоговый урок | 1 |
Резервный урок | 2 |
Итого | 68 |
Формы организации учебного процесса:
Организация учебно-воспитательного процесса основана на технологии личностно-ориентированного подхода, в соответствии с чем выбираются форма и структура учебного занятия:
- индивидуальные;
- групповые;
- индивидуально-групповые;
- фронтальные;
- практикум
VIII. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
- Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
для учителя:
- программа общеобразовательных учреждений 5 - 11 классы (базовый уровень) под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ, 2009 г.;
- литература. 5 кл. Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. 2010 г.;
- Золотарева И.В., Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. Изд. 3-е, испр. и дополн. М.: «ВАКО», 2005.;
- Еремина О.А. Поурочное планирование по литературе: 5 класс: к учебнику В.Я.Коровиной «Литература: 5 класс» / О.А.Еремина – М. Издательство «Экзамен», 2006;
- Занимательные материалы по литературе. 5 класс. / Сост. Н.И.Еременко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2005;
- литература 5 кл. Поурочные планы. / Составитель: Скоркина Н.М.Издательство «Учитель – АСТ»;
- Коровина В.Я. Литература: 5 кл.: Метод. советы / В.Я.Коровина, И.С. Збарский; Под ред. В.И.Коровина. – М.: Просвещение, 2001;
- Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные Работы по литературе. 5-8 классы: Методическое пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998;
- Турьянская Б.И. Материалы к урокам литературы в 5, 6, 7 классах. – М.: Русское слово, 1996;
- Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 кл.: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2003;
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М. ВАКО, 2004;
- литература. 5-6 классы: конспекты уроков (для работы по всем образовательным программам) /авт.-сост. Т.М.Амбушева и др. – Волгоград: Учитель, 2009;
для учащихся:
- литература 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях; авторы – составители В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин. – Москва, «Просвещение», 2011 год.
2. Технические средства обучения: компьютер, видеопроектор, аудиосистемы.
3. Экранно-звуковые пособия: звукозаписи магнитные учебные (фонохрестоматия к учебнику и др.), видеофильмы DVD учебные, компьютерные программы-тренажеры, мультимедийные уроки Кирилла и Мефодия.
4. Оборудование класса: экран, таблицы учебные, выставки книг, портреты писателей и поэтов, репродукции картин (И.Репин, В.Васнецов) к художественным произведениям, иллюстрации (В.Васнецов, И.Билибин, Р.Кузнецов, В.Милашевский, А.Иванов, А.Лаптев, Т.Пашков, А.Рейпольский, И.Пчёлко, А.Ковалёв, Г.Буреев), раздаточный дидактический материал.
- КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Календарно-тематическое планирование для 5 класса по учебной дисциплине «Литература»: |
№ п/п | Учебник, программа | Класс, параллель | Раздел | Тема урока | Кол-во часов | Вид урока, основные виды деятельности | Освоение предметных знаний (базовые понятия) | Вид контроля | Дата |
проведения |
план | факт |
1 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Введение | Книга в жизни человека. Знакомство с учебником. | 1 | Урок открытия новых знаний. Презентация. Рассказ Беседа. | Образная природа словесного искусства. Структура учебника. | Владение монологической и диалогической речью |
2 | В.Я.Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Устное народное творчество | Малые жанры устного народного творчества. | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Беседа Собственное творчество. | Понятие фольклор Малые жанры фольклора, их отличительные особенности | Владение монологической и диалогической речью |
3 | В.Я Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Устное народное творчество | Русские народные сказки. | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ, худ. пересказ. Обучение чтению. Беседа. Презентация | Отличительные особенности, жанры и композиция русских народных сказок. | Владение монологической и диалогической речью |
4 | В.Я Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Устное народное творчество | Художественный мир сказки «Царевна-лягушка». | 1 | Урок открытия новых знаний. Обучение чтению. Беседа. Групповая работа, иллюстрации. | Особенности художественного мира, народной морали и поэтики волшебной сказки | Владение монологической и диалогической речью |
5 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Устное народное творчество | Иван — крестьянский сын и чудо-юдо» — волшебная сказка героического содержания. | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ, худ. пересказ Обучение чтению. Беседа Групповая работа, иллюстрации. | Понятие «волшебная и героическая сказка», особенности художественного мира и система образов сказки. | Владение монологической и диалогической речью |
6 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Устное народное творчество | Русские народные сказки о животных. «Журавль и цапля». | 1 | Урок открытия новых знаний. Худ. пересказ, проблемные задания. Обучение чтению. Беседа | Народные представления о добре и зле в бытовых сказках, характеристика героев сказок. | Владение монологической и диалогической речью |
7 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Устное народное творчество | Литературная викторина по сказкам | 1 | Урок внеклассного чтения Презентация (решение кроссвордов, головоломок и др.) | Содержание и герои сказок. | Владение монологической и диалогической речью |
8 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Древнерусская литература | Древнерусская литература. | 1 | Урок открытия новых знаний. Презентация. Рассказ. Групповая работа | Особенности возникновения и своеобразия ДРЛ. Жанр летописи. | Составление словарика устаревших слов. |
9 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Древнерусская литература | «Подвиг отрока киевлянина и хитрость воеводы Претича». Фольклор и летописи | 1 | Урок открытия новых знаний. Обучение чтению. Беседа. Групповая работа. | Характеристика стиля произведения. Герои летописного сказания. | Свободная работа с текстом |
10 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 18 века | М.В.Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру...» Роды и жанры литературы | 1 | Урок-встреча, выставка книг, иллюстрации. Групповая и индивид. работа, творческое чтение. | Представление о месте Ломоносова М.В. в истории русской культуры и науки; особенности поэтического произведения. | Выразительное чтение, словарная работа |
11 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | Басня как литературный жанр. Баснописец И. А. Крылов. | 1 | Урок открытия новых знаний. Проблемная лекция, беседа Презентация. | Специфика жанра басни. Понятия аллегории, олицетворения, морали. Эзопов язык. | Схема в тетради |
12 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 18 века | И.А.Крылов «Волк на псарне». | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя Обучение чтению. Беседа. Презентация. | Содержание басни «Волк на псарне», аллегорическое отражение исторических событий, патриотическая позиция автора | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение по ролям. |
13 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | И.А.Крылов «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». | 1 | Урок совершенствования знаний. Проблемная лекция. Обучение чтению. Беседа. | Обличение человеческих пороков в баснях Иносказательный подтекст басен и их мораль | Фронтальный опрос, сообщение уч-ся. |
14 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | В мире басен | 1 | Урок внеклассного чтения. Презентация. Обучение выразительному чтению, иллюстрации. | Литературные басни | Викторина. Выразительное чтение по ролям. |
15 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | В. А. Жуковский. Сказка «Спящая царевна». | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя Обучение выразительному чтению. Беседа. Презентация | Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. | Сопоставление народной и литературной сказки. |
16 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | В. А. Жуковский. Баллада «Кубок». | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя Обучение чтению. Беседа, проблемные задания. | Особенности художественного мира, герои и нравственно-психологические проблемы баллады. | Анализ баллады |
17 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | А. С. Пушкин. Стихотворения «Няне», «У лукоморья…». | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение выразительному чтению. Беседа. Групповая и индивид работа. Презентация | Лицейские и детские годы писателя. Поэтические средства худ.выразительности. Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | Анализ отрывка, Выразительное чтение |
18 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | Урок открытия новых знаний. Работа с книгой Обучение выразительному чтению. Беседа | Истоки рождения сюжета сказки. Противостояние добрых и злых сил. Система образов сказки . | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
19 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». | 1 | Урок развития речи. Обучение выразительному чтению. Беседа, репродукции к сказке. Обучение сочинению. | Понятия «рифма, ритм, строфа. Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. Народная мораль и нравственность в пушкинской сказке. | Домашнее сочинение |
20 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | Сказки А. С. Пушкина. | 1 | Урок внеклассного чтения | Содержание сказок, центральные образы. | Интерактивный тест |
21 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | Итоговый контроль по теории литературы. | 1 | Урок контроля знаний | Теория литературы | Викторина |
22 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | Русская литературная сказка. А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя, работа с текстом, комментированное чтение. Исследовательская работа, выразительное чтение, беседа. | Понятие «литературная сказка», нравоучительное содержание, причудливый сюжет. | Составление плана повести-сказки |
23 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | А. Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». | 1 | Урок совершенствования знаний. | Композиция произведения, характеристика героев. Сказочно-условное фантастическое и достоверно-реальное в сказке. | Цитаты из текста к иллюстрациям. |
24 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя, работа с текстом, комментированное чтение, беседа, исследовательская работа. Презентация. | Детство и начало лит-ой деят-ти писателя. Историческая основа и патриотический пафос стихотворения. мастерство поэта в создании батальных сцен. Характеристика героев. | Выразительное чтение отрывка наизусть |
25 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | М. Ю. Лермонтов. Стихотворение «Бородино». | 1 | Комбинированный урок. Обучение выразительному чтению. Беседа, иллюстрации Бородинской битвы. | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». Особенности поэтических интонаций стихотворения Определение метафоры, эпитета, сравнения, олицетворения. | Выразительное чтение. Поиск в тексте изобразительно-выразительных средств. |
26 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | Н. В. Гоголь. «Заколдованное место». | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. Групповые и индивид.задания Составление кроссворда. | Особенности сюжета, фольклорные элементы повести; понятие «предание» | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
27 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | Н. А. Некрасов. Слово о поэте. «Мороз, Красный нос» (отрывок из поэмы). | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ, связь с историей. Обучение чтению. Беседа. Презентация | Особенность поэтики Некрасова, понятие «пейзаж», «эпитет» | Выразительное чтение |
28 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети» | 1 | Комбинированный урок. Проблемные задания. Обучение чтению. Беседа | Речевая характеристика персонажей | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
29 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | И. С. Тургенев. «Муму». Духовные и нравственные качества героя. | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа. Презентация. | История создания, сюжет; сравнения и гиперболы | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
30 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | И. С. Тургенев «Муму». Единственный счастливый год в жизни Герасима. | 1 | Комбинированный урок. Рассказ учителя. Проблемные задания, пересказ эпизодов. Обучение чтению. Беседа | Характеристика героя, сопоставление поступков героев. | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
31 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | Превосходство Герасима над челядью. Протест против крепостничества. | 1 | Урок-диспут Развитие речи. Презентация Обучение чтению. Беседа | Сравнение, гипербола как основные приёмы хар-ки героя. | Домашнее сочинение |
32 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | А. А. Фет. В художественном мире поэта. | 1 | Урок открытия новых знаний. Выразительное чтение стихов, проведение анализа-исследования пр-ния, работа со словарями. | Особенности построения поэтического текста, выделение средств передачи настроения. | Выразительное чтение отрывка наизусть |
33 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин. | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение чтению. Аналитическая беседа, комментированное чтение | Содержание рассказа, тема и идея рассказа-были. Сравнительная характеристика героев. | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение, |
34 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Тема дружбы в рассказе. | 1 | Комбинированный урок. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа | Сравнительная характеристика героев. | Составление цитатного плана. |
35 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | Л. Н. Толстой. «Кавказский пленник». Под страхом смерти. | 1 | Урок совершенствования знаний. Комментированное чтение, творческий пересказ. | Идейный смысл рассказа. | Выразительное чтение, пересказ эпизодов |
36 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | А. П. Чехов. Слово о писателе. Рассказ «Хирургия». | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа, чтение по ролям. | Понятие «юмор», отличительные признаки юмора и сатиры; предметная деталь в рассказах Чехова. | Составление киносценария по рассказу. Выразительное чтение. |
37 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | О смешном в литературном произведении. Особенности чеховского юмора. | 1 | Урок-рефлексия. Внеклассное чтение. Обучение выразительному чтению, творческие работ; создание рекламы рассказа. Презентация | Особенности художественного мира Чехова. Выразительное чтение | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение Читательский дневник |
38 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 19 века | Русские поэты XIX века о Родине и родной природе. | 1 | Урок открытия новых знаний. Выразительное чтение, диалог, демонстрация. Групповая и индив. работа. | Анализ поэтического текста (тема, идея, значение заголовка, средства выразительности и их роль, рифма, настроение) | Выразительное чтение |
39 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | И. А. Бунин. Рассказ «Косцы». Человек и природа. | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя, аналитическая беседа Обучение словесному рисованию. | Развитие аналитических навыков | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
40 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Взаимоотношения отца и сына. | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа, составление плана повести | Повесть, сюжет, композиция. Характеристика героев повести, оценка их поступков. | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
41 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | В. Г. Короленко «В дурном обществе». Новые знакомые Васи. | 1 | Комбинированный урок. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа | Сопоставительный анализ героев повести. Портрет как средство изображения героев. | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
42 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | В. Г. Короленко «В дурном обществе». Беда сплачивает людей. Возмужание главного героя. | 1 | Урок совершенствования знаний. Развитие речи. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа, индивидуальные выступления. | Роль портрета, пейзажа, сравнений в композиции повести; сопоставительный анализ героев повести. | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение Домашнее сочинение |
43 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | С. А. Есенин Стихотворения «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…». | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Беседа, выразительное чтение, исследование текста. | Отличительные особенности художественного мира С. Есенина. Элементы анализа стихотворения. | Анализ поэтического произведения. Выразительное чтение |
44 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | П. П. Бажов. Слово о писателе. Сказ «Медной горы Хозяйка». | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа, исследование текста. Групповая и индив. работа. Презентация. | Представление о сказе как жанре литературы. Общее и различное сказа и сказки. | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
45 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | Образ Хозяйки Медной горы в сказе П. П. Бажова. | 1 | Комбинированный урок. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа, комментированное чтение. | Реальные и фантастические события, персонажи сказки, характеристика героев. | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
46 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | К. Г. Паустовский. Слово о писателе. «Теплый хлеб» - сказка о труде и взаимной выручке. | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа, работа с книгой, иллюстрации; словесное рисование, инсценирование. | Содержание сказки; тема, проблемы. | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
47 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении К. Г. Паустовского | 1 | Комбинированный урок. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа, иллюстрации. | Содержание сказки; тема, проблемы. | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
48 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | С. Я. Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа, устные монологические высказывания; цитатный план. | Особенности жанра пьесы-сказки; анализ текста художественного произведения. | Составление цитатного плана. Выразительное чтение |
49 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | А. П. Платонов. Слово о писателе. «Никита». | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа, тренинг, выразительное чтение отрывка. | Особенности мира платоновских героев; быль и фантастика | Выразительное чтение. Письменный ответ на вопрос: «Каким предстаёт мир перед главным героем?» |
50 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | В. П. Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Образ главного героя. | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа, пересказ, чтение по лицам, Групповая и индив. работа. | Своеобразие творчества В.П. Астафьева. Характеристика героя | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
51 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении | 1 | Комбинированный урок. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа по вопросам. | Автобиографический характер произведения. Картины природы в рассказе. | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
52 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская Литература 20 века | В.П. Астафьев «Васюткино озеро». | 1 | Урок совершенствования знаний. Деловая игра. Презентация. | Содержание и герои произведения | Владение утной монологической и диалогической речью |
53 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | Контрольная работа по произведениям писателей 20 в. | 1 | Урок контроля знаний. | Творчество писателей 20 в. | Тестирование |
54 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | К.М. Симонов. Слово о поэте. «Майор привез мальчишку на лафете...» Дети и война | 1 | Урок открытия новых знаний. Исследование текста, анализ | Характеристика литературного героя | Выразительное чтение наизусть. |
55 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | А. Т. Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Дети и война. | Урок открытия новых знаний. Исследование текста, анализ | Характеристика литературного героя | Выразительное чтение наизусть |
56 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | Русские поэты XX века о Родине и родной природе. И.А.Бунин, А. А. Прокофьев, Д. Б. Кедрин, Н. М. Рубцов. | 1 | Урок открытия новых знаний. Исследование поэтического текста. | Художественное чтение Анализ стихотворений | Выразительное чтение наизусть. |
57 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | Чувство доброты и красоты в стихотворениях поэтов 20 века | 1 | Урок внеклассного чтения. Анализ стихотворений. | Нравственная проблематика стихотворений поэтов 20 века. | Выразительное чтение. |
58 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | Саша Черный. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя; беседа, выразительное чтение. Групповая работа: исследование приёмов юмористического эффекта. | Содержание рассказа, анализ текста. | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
59 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Русская литература 20 века | Юлий Ким. Юмористическая песня «Рыба-кит» | 1 | Урок открытия новых знаний. Обучение чтению. Беседа. | Ритм, повторы, неожиданные словосочетания как приёмы юмористического стихотворения. | Конкурс чтецов |
60 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Зарубежная литература | Р. Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мед». | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа, чтение по ролям, анализ стих-ния. | Понятие «баллада», драматический характер баллады. Сюжет композиция | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
61 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Зарубежная литература | Д. Дефо. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа; индивидуальные сообщения по биографии писателя | Характеристика литературного героя | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
62 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Зарубежная литература | Х.К. Андерсен. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа | Реальное и фантастическое в сказке; тема путешествия в литературе. Портретная и сравнительная характеристика героев. | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
63 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Зарубежная литература | Сказки Х.К. Андерсена. | 1 | Урок внеклассного чтения. Обучение чтению. Беседа. | Внутренний мир героев сказок. | Выразительное чтение текста сказок. |
64 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Зарубежная литература | М. Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа, словесное рисование героя | Внутренний мир героев М. Твена | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
65 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Зарубежная литература | Дж. Лондон. Слово о писателе «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | 1 | Урок открытия новых знаний. Рассказ учителя. Обучение чтению. Беседа, цитатный план, пересказ эпизодов. | Особенности произведений Дж. Лондона. Характеристика литературного героя | Владение монологической и диалогической речью Выразительное чтение |
66 | В.Я. Коровина «Литература 5 кл.» в 2-х частях | 5 | Итоговый урок. По страницам прочитанных произведений. | 1 | Урок совершенствования знаний. | Основные понятия и содержание изученных произведений, | Тест: «Проверь себя» |
67 68 | Резервные уроки |
Х. ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ:
№ | Тема | Вид контроля | План | Факт |
1 | Контрольная работа по теории литературы | Письменные ответы на вопросы |
2 | Контрольная работа по творчеству писателей 20 века | Тестирование |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе
Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе составлена на основе авторской педагогической разработки комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...
Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)
Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...
Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)
Рабочая учебная программа по литературе для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...
рабочая программа по литературе 11 класс. Рабочая программа составлена на основе авторской программы по литературе под редакцией В.П.Журавлева, Ю.В.Лебедева 10-11 классы (Базовый уровень) Авторы: А.Н.Романова, Н.В.Шуваева. Москва «Просвещение», 2019 год
Рабочая программа по литературе 11 класс ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый
Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература. 10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый
по учебнику «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....