Литература. Урок-размышление. 6 класс
план-конспект урока по литературе (6 класс) на тему

Пинчук Татьяна Владимировна

В сердце всё человеческое богатство...  (по рассказу В.П. Астафьева "Конь с розовой гривой")

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_serdce_vsyo_chelovecheskoe_bogatstvo._.docx27.55 КБ

Предварительный просмотр:

В СЕРДЦЕ ВСЁ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ БОГАТСТВО…

(по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой»)

Цели урока:

Учебная: углубить понимание идейно-художественного богатства рассказа, учить разгадывать замысел автора, хорошо ориентироваться в тексте.

Развивающая: прививать навыки ведения диспута.

Воспитывающая: способствовать познанию общечеловеческих ценностей: прощение, любовь, ответственность. Рассмотреть нравственные вопросы, поднятые писателем (что такое честность, долг, истинная доброта, требовательность к человеку).

Оборудование: иллюстрации к рассказу,  компьютер с проектором.

Методические приемы: беседа по вопросам, пересказ эпизодов, выразительное чтение, анализ текста, сценки.

Ход урока:

1.Организационный момент.

На этом уроке мы продолжим работу по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой», в котором  писатель показывает как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека, что делает человека старше, меняет его. Ярко и доступно автор изображает, как рождается зло в очень простых и обычных обстоятельствах, как оно растет и начинает вытеснять добро из человеческого сердца, заглушать голос совести.

        «В сердце всё человеческое богатство…» - так называется наш урок.

2. Работа с текстом.

- Что является завязкой рассказа?

(Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем». Это почти сказочное начало.)

- Исполнилась ли мечта мальчика – получить «пряник конем»?

(Да, исполнилась. Стр.110)

- Казалось бы, счастливое завершение истории. Но какой ценой достался мальчику этот конь? Почему через много лет, после многих событий автор пишет: «А я всё не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой»?» Попробуем ответить на эти вопросы.

- Каким образом герой надеется осуществить свою мечту?

(Герой отправляется за земляникой вместе с левонтьевскими ребятишками, чтобы “трудом своим заработать пряник”. Обратим внимание на инверсию “трудом своим”, которая выделяет слово. “Труд” - мальчик понимает, что даром ничего не достается. Бабушка, воспитывая внука, приучает его трудиться.)        

Давайте  вместе с героями рассказа отправимся на увал за земляникой. 

(Выразительное чтение эпизода стр.95, 2 абзац.)

- Какие важные детали вы отметили в описании дороги на увал?

        (Соседские ребята “несли бокалы с отбитыми краями, старые, наполовину изодранные на растопку берестяные туески... ковшик без ручки”. Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди и сами не любят работать, и не ценят чужой труд. Обратим внимание, с какой посудиной идет за земляникой герой-рассказчик: “Я брал старательно и скоро покрыл дно аккуратненького туеска”. В этой семье знают цену труду).

- Как ведут себя по дороге соседские ребята?

(«Левонтьевские орлы» бросали друг в друга посудой, барахтались, раза два принимались драться, плакали, дразнились», «заскочили в чей-то огород», «напластали беремя луку-батуна» (значит, нарвали столько, сколько поместилось в полы рубашки), «наелись до зеленой слюны, а недоеденный побросали».)

- Что мы можем сказать о левонтьевских детях? Какие они?

(Они лишены чувства ответственности, легкомысленны, драчливы и эгоистичны)

- Обратимся к эпизоду сбора ягод. Как противопоставлены в нём главный герой и соседские дети?

- Как характеризует ребят сбор ягод?

- Почему герои противопоставлены по отношению к таким нравственным понятиям, как честность, трудолюбие, чувство долга?                        

Задание по вариантам (опережающее).

Учащиеся 1 варианта  находят слова, эпизоды, характеризующие рассказчика: искренний, трудолюбивый, честный человек  («Я брал старательно…»)

Учащиеся 2 варианта находят эпизоды, фразы, характеризующие левонтьевских ребят:  хитрые, ленивые, эгоисты, ябедничают друг на друга, обвиняют в неудачах других, а не себя («Вдруг крышка чайника забренчала…»; «жрут», «валяются», «подскочил», «пнул», «взвыл», «катаются», «раздавил»).

        Вывод:

Герой рассказа трудится старательно, даже не потому, что ему хочется пряника – он по-другому не умеет. Герой не решается идти на речку, пока не собраны ягоды. «Левонтьевские» же хитры, ленивы, к тому же ябеды, их объединяет привычка к праздному времяпрепровождению.

- Как герой оказался в зависимости от Саньки?

 Инсценирование диалога Саньки и героя

Автор: Вскоре братья Левонтьевы как-то незаметно помирились, перестали обзываться и решили сходить к Малой речке побрызгаться. Мне тоже хотелось побрызгаться, но я не решался уйти с увала, потому как ещё не набрал полную посудину.

Санька: - Бабушки Петровны испугался! Эх ты!

Витя: - Зато мне бабушка пряник конём купит!

Санька: - Может кобылой? Скажи уж лучше – боишься её, и ещё жадный!

Витя: - Я?!

Санька: - Ты!

Витя: - Жадный?

Санька: - Жадный!

Витя: - А хочешь, все ягоды съем?

Автор: Сказал я это и сразу понял, что попал на уду.

Санька: - Слабо!

Витя: - Мне слабо? Мне слабо?

Автор: Повторял я гаснущим голосом и, чтобы не спасовать, не струсить, не опозориться, решительно вытряхнул ягоды в траву.

Витя: - Вот! Ешьте вместе со мной!

Автор: Навалилась левонтьевская орда, и ягоды вмиг исчезли. Мне досталось всего несколько малюсеньких ягодок. Жалко ягод. Грустно. Но я напустил на себя отчаянность, махнул на всё рукой. Всё равно уж теперь!

- Ребята, как характеризует этот эпизод Саньку и Витю?

(Санька использует беспроигрышный прием – поддразнивая героя, провоцирует на дурной поступок: «Скажи уж лучше – боишься её, и еще жадный!» Тут герой и попадается «на уду»: «А хочешь, все ягоды съем?» Отступать было поздно.)

- Какие слова передают внутреннюю борьбу героя, прежде чем он отказался от того, чему учила бабушка? (Эти слова: «покаялся», «хорохорился я», «гаснущим голосом», «напустил на себя отчаянность», «махнул рукой». Тут же героя понесло – он хвастается: «Я еще у бабушки калач украду!» Он становился таким же, как левонтьевские ребята.)

- Почему герой решил обмануть бабушку?

        (Во-первых, «бес» Санька научил, как обмануть бабушку, во-вторых, герой был уже подготовлен к этому обману всеми глупыми и дурными поступками, совершенными за день. К тому же он боялся наказания и хотел избежать неприятностей.)

На слайде: ПЛОХИЕ ПОСТУПКИ

- Как Санька пользуется тем, что Витя боится раскрытия обмана?

(Санька шантажирует героя, требует своровать у бабушки калачи.)

- Когда герой начинает осознавать свою вину?

(Ночью, ворочался без сна)

На слайде: ОСОЗНАНИЕ ВИНЫ

- Только ли страх пред бабушкой мучит героя? Что чувствует мальчик? Найдите этому подтверждение в тексте. (Отрывок наизусть читает ученик- стр.103, послед.абзац)

(Мальчик понимает, что совершил «злодейство», поэтому его мучит совесть.

Даже на рыбалке мальчик думает: «И зачем я так сделал? Зачем послушался левонтьевских? Вон как хорошо было жить! Ходи, бегай и ни о чем не думай. А теперь?»

- В ходе своих размышлений мальчик вспоминает и о бабушке, и о матери, и о дедушке, жалеет себя, но когда Санька опять начинает учить его, как обмануть бабушку, передразнивает ее, герой решает: «Не буду так делать!» У него хватило мужества  сказать «нет» Саньке, и тот отстаёт от него.

        А в это самое время бабушка продавала собранные им ягоды. Предлагаю послушать рассказ бабушки.

        (Рассказывает одна из учениц о случае на базаре, как сама это представила).

        - Подошла ко мне культурная дамочка, в шляпке. Говорит: «Я у вас эти вот ягодки все куплю».

        - Пожалуйста, милости прошу, - говорю. Ягодки-то сиротинка горемычный собирал.

Стала высыпать из туеска, а ягоды-то только сверху лежат, дальше всё трава. Я готовая была провалиться сквозь землю! Никогда никого не обманывала в своей жизни, а тут такое…!         

        - Выходит, что своим обманом мальчик невольно толкнул и бабушку на обман другого человека.

        - Проследите по тексту, как менялось настроение героя после того, как он вернулся домой с рыбалки (найти предложения и словосочетания, характеризующие состояние главного героя):

(«Но я не хотел домой…», «тоскливо было в кладовке», «стало совсем темно и одиноко». Мучительно тянется осознание вины. Мальчик остаётся один на один с обманом. Витя чувствует, что всему миру явен его позор, что каждому встречному бабушка рассказала о произошедшем, что он не только обманул бабушку, а виноват и в том, что бабушка невольно обманула покупателей земляники.)

- Обратите внимание - развязка рассказа растянута. И такая особенность композиции не случайна. Как вы думаете, зачем автор намеренно затягивает финал этой истории?

(Виктор Астафьев показывает, как тяжело приходится человеку, совершившему дурной поступок. Мальчика испытывает угрызения совести).

- Можете ли вы назвать эпизод, в котором больше всего ощутимо сожаление героя о совершённом поступке?

(Эпизод, в котором бабушка рассказывает дедушке о случившемся обмане.

«Тут я провалился сквозь землю… стр.107»)

На слайде: УГРЫЗЕНИЯ СОВЕСТИ

- Случалось ли вам обманывать? Какие чувства вы при этом испытывали? (Муки совести, стыд)

Писатель говорит о том, что обман делает человека несчастным.

Физкультминутка

 А сейчас физкультминутка,

 Наклонились, ну-ка, ну-ка!

 Распрямились, потянулись,

 А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

 Голова устала тоже.

 Так давайте ей поможем!

 Вправо-влево, раз и два.

 Думай, думай, голова.

 (вращение головой)

 Хоть зарядка коротка,

 Отдохнули мы слегка.

- Какова роль дедушки во всей этой истории?

(Дедушка пожалел мальчика, он увидел, как страдает внук, и посоветовал ему попросить прощения у бабушки. «Дед погладил меня по голове, и так долго копившееся слезы хлынули безудержно из моих глаз»).

На слайде: РАСКАЯНИЕ

- Как вы думаете, почему бабушка, несмотря на обман внука, купила ему пряник?

        Бабушка верила в него, понимала, что он мучается и раскаивается в своих «злодеяниях».

 На слайде: ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ

- Какие качества ее проявились в этом эпизоде? 

 Бабушка сумела понять и простить внука. Любое живое существо на Земле заслуживает того, чтобы окружающие услышали его, каждый заслуживает быть понятым другим. - А что значит «понять»? «Понять» - значит «услышать» переживания, мысли другого, разделить его чувства, «приоткрыть» свое сердце и обязательно дать почувствовать другому, что он понят, «услышан».

- Как вы думаете, просто ли это? Что для этого требуется?

- Понять другого не просто. Для этого надо иметь особое душевное свойство, надо приложить усилия, быть милосердным. Доброта и прощение, живущие в сердце каждого человека, помогают людям стать лучше.

Писатель благодарен бабушке за ее доброту, за ее веру в него, за то, что помогла осознать вину. Милосердие, доброта и прощение сделали то, чего не сделало бы самое тяжкое наказание. Потому и пишет через много лет автор: «Сколько лет с тех пор прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой».

На слайде: БЛАГОДАРНОСТЬ БАБУШКЕ ЗА УРОК ЖИЗНИ

3. Итоги урока

 Этот рассказ о детстве – чудной поре познания мира, первых столкновений с жизнью, времени,  когда ты бывал невозможно  счастлив и безнадежно одинок. Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Оно подчеркивает, что детство очень важно  в становлении характера, в формировании представлений о мире и людях. Это время согрето любовью и заботой родных людей, их бесконечным терпением и добротой, поэтому и вспоминается как счастливая пора  в жизни любого человека. Не отказывайтесь от советов и помощи близких людей, особенно пока вы еще подрастаете.

- Какие выводы, мысли возникли у вас после прочтения рассказа?

• Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок

• Очень трудно признаться в содеянном

• Душевное раскаяние очень мучительно

• Раскаяние приносит облегчение

•Любить близких людей сейчас, пока они рядом, чтобы потом не жалеть.

На слайде слова В.П.Астафьева.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Чье это дело – война?» (Урок-размышление на основе на основе обзора литературных произведений о войне разных периодов истории русской литературы. В рамках районного семинара по обмену опытом работы в классах углубленным изучением отдельных предметов).

Доверительный и строгий, спокойный и взволнованный – разный по своей эмоциональной напряженности этот разговор с подростком о войне, за которую были когда-то в ответе такие же, как и он,  д...

Сценарий урока-размышления по литературе в 11-м классе «Человек и природа в рассказе А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»

laquo;Человек и природа в рассказе  А. Костюнина «Жор глубинной щуки» и новелле В. Астафьева «Царь-рыба»...

Урок- размышление по литературе в 8 классе "У театральной афиши". Знакомство с комедией Н. В. Гоголя "Ревизор"

Урок построен в нетрадиционной форме: урок- размышление с применением ролевой игры(выполнение учащимися роли зрителей, режиссеров, актеров), элементов театрализации. Целью данного урока является знако...

Урок-размышление 8 класс "Берегите в себе человека"( по рассказу А.П.Чехова "О любви")

"Берегите в себе человека" (по рассказу А.П. Чехова "О любви")...

Конспект урока по литературе в 6 классе ФГОС «Урок-размышление по произведению М. Пришвина «Кладовая солнца» на тему « Кто прав: Настя или Митраша? На чьей стороне автор?»

Конспект урока: «Урок-размышление   по произведению  М. Пришвина «Кладовая  солнца»           Тема: Кто прав: Настя или Митра...

Конспект урока литературы Урок-размышление по повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» (истоки героизма и предательства) «Нет уз святее товарищества»

Конспект урока литературыУрок-размышление по повести Н.В.Гоголя«Тарас Бульба»(истоки героизма и предательства)                        ...

Методическая разработка урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек» (Урок-размышление по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека»)

Методическая разработка  урока по литературе в 9 классе «Чем жив человек»Сергеева Светлана Николаевна, учитель литературы МБОУ «Средняя школа №2» города Велижа(...


 

Комментарии

Спасибо за интересный урок анализа текста. Обязательно воспользуюсь Вашими материалами