Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «Невероятная сила духа» (Урок-размышление по повести Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
материал по литературе (6 класс)
Методическая разработка урока по литературе в 6 классе
«Невероятная сила духа»
(Урок-размышление по повести Б.Н. Полевого
«Повесть о настоящем человеке»)
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 197.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2»
города Велижа Смоленской области
Методическая разработка урока по литературе в 6 классе
«Невероятная сила духа»
(Урок-размышление по повести Б.Н. Полевого
«Повесть о настоящем человеке»)
Подготовила: Сергеева Светлана Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Велиж- 2025
Цель: помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание повести, его глубокую нравственную сущность; прочувствовать эмоциональную атмосферу рассказа, задуматься о вечных нравственных ценностях.
Задачи:
- обучающие: дать представление о личности Б.Н. Полевого и его произведениях; показать значение образа героя «Повести о настоящем человеке»;
- развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать;
- воспитывающие: воспитывать в детях уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны.
Планируемые результаты:
- Предметные: познакомить с повестью Б.Н. Полевого, способствовать развитию речи учащихся, отрабатывать навыки выразительного чтения, монологического и диалогического высказывания.
- Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, свободная ориентация и восприятие текста художественного произведения, смысловое чтение; содействие развитию мыслительных операций: сравнение, анализ, синтез, обобщение, систематизация. Помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных способностей.
- Личностные УУД: самоопределение, стремление к речевому самосовершенствованию; нравственно-этическая ориентация, способность к самооценке своих действий, поступков; развитие умения отстаивать свою точку зрения, противостоять злу, учить состраданию и взимопомощи, развивать чувство патриотизма.
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Методическое оборудование: портрет лётчика А. П. Маресьева, репродукции к повести, словарь С.И. Ожегова, видеокадры фильма «Повесть о настоящем человеке».
Опережающее задание: прочитать повесть, подготовить сообщения.
Методы обучения: словесные (аналитическая беседа), наглядные (репродукции, кадры видеофильма), практические (работа с текстом).
Приемы: беседа, прослушивание музыкальных произведений о войне, анализ эпизодов, выразительное чтение текста, просмотр отрывка из кинофильма режиссёра Александра Столпера, выразительное чтение наизусть стихов.
Оборудование: мультимедийный проектор, музыкальный центр, презентация, кинофильм режиссёра Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке», иллюстрации к произведению.
Музыкальное сопровождение: просмотр музыкального ролика «От героев былых времен», музыка из фильма «Грозовые ворота».
ХОД УРОКА
Ход урока
Организационный момент | 3 мин. |
Мотивация | 2 мин. |
Вступительное слово учителя | 3 мин. |
Работа с текстом произведения Б.Н. Полевого | 10 мин. |
Анализ эпизодов. Просмотр отрывка из кинофильма Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке». | 11 мин. |
Подведение итогов урока. | 5 мин. |
Рефлексия | 2 мин. |
Выставление оценок за урок | 2 мин. |
Домашнее задание | 2 мин. |
I.Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодняшний урок я хочу начать словами Николая Матвеевича Грибачева, которые и станут эпиграфом нашего занятия. А звучат они так:
Вставал вопрос в любые времена-
Что жизнь такое? Для чего она?
Сто мудрецов на то ответ искали:
У звезд, богов, земли, воды, огня.
А что известно? То же, что вначале -
На старой тайне старая броня.
Так, может, надо подойти иначе
К известно не решаемой задаче
И суть в другом аспекте изложить-
Раз есть она, то как её прожить?
(Музыка из фильма «Грозовые ворота»)
II. Мотивация учебной деятельности (просмотр видеоролика «От героев былых времен»)
Сообщение темы, формулирование целей урока учащимися.
Работа в тетрадях: запись темы, эпиграфа.
III. Вступительное слово учителя.
-Ребята, жизнь человека наполнена разными событиями, и радостными, и печальными. Каждый сам переживает их, приобретая определенный жизненный опыт. Но есть событие, где воедино слиты судьбы многих людей, может быть, даже всего народа. И это страшное событие – война.
Война, которая является испытанием как для народа, так и отдельного человека….
Война, которая помогает определить истинную сущность человека, показывает, на что способен он в экстремальной ситуации, раскрывает его душевные качества...
Война, которая позволяет увидеть, настоящий ли человек или нет….
- Скажите, пожалуйста, что значит человек НАСТОЯЩИЙ? (Пока без опоры на текст произведения)
(Настоящий – тот, кто обладает человечностью, состраданием, волей к жизни, старается поступать в соответствии с моральными принципами).
Вот об этом мы с вами и поговорим сегодня на уроке, обсуждая «Повесть о настоящем человеке» Бориса Николаевича Полевого.
IV. Основная часть урока. Работа с текстом произведения Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке».
Итак, обратимся к произведению.
Часть 1. Падение самолета советского летчика во время воздушного боя.
- Кто главный герой? С какого момента начинается повествование о нем?
(Главный герой – летчик-истребитель Алексей Мересьев. Повествование начинается с эпизода, когда во время воздушного боя фашисты сбили его самолет и он падает на землю. Алексей осознает, что он остался жив).
- Алексей Мересьев, придя в сознание, радуется тому, что он жив и все-таки не в плену. Но он оказывается совершенно один в глухом лесу в тылу врага. Какое решение принимает летчик?
(Пробираться к своим. Ему «предстояло совершить… тяжелый путь по лесным зарослям, где нельзя надеяться на помощь человека, на кусок хлеба, на крышу, на глоток кипятку»).
- Какие испытания пришлось ему преодолеть на пути к своей цели?
(Обнаруживает, что перебиты плюсны и пальцы ног, каждый шаг доставляет нестерпимую боль).
- Как же он преодолевает километры пути с разбитыми ногами в безлюдном мартовском лесу?
(Сначала идет через боль, затем сооружает из ветки опору, борется с голодом, когда не может идти, ползет… Сначала нашел банку мясных консервов у убитого советского солдата, потом питался молодой сосновой корой, почками берез и лип, мхом, позже болотной клюквой, наткнулся на ежа).
- Как закончился этот круг страданий героя? Сколько дней он пробирался к своим?
(18 дней. Его нашли в лесу мальчишки из деревни Плавни, один привел старшего, перетащили в землянку, отходили. Вся деревня выхаживала солдата, напоминавшего скелет, обтянутый кожей.
Позже привезли в часть и на самолете отправили в госпиталь в Москву).
- Какая страшная весть обрушивается на Мересьева из уст врача? Как он ее воспринимает? (Началась гангрена, ноги придется ампутировать. После операции «Случилось самое страшное, что может произойти при подобных обстоятельствах. Он ушел в себя. Он не жаловался, не плакал, не раздражался. Он молчал». Алексей понимает, что ему уже «никогда больше не подымать самолета в воздух и не бросаться воздушный бой, никогда!»)
- Что придает ему силы и уверенность, что он справится? ( С тех пор он поверил, «что путем тренировки сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком).
- Как начинает работать над собой на пути к своей цели?
(Ежедневные тренировки, хождение на протезах по коридору, превозмогаю мучительную боль)
- Вспомним, кто вместе с Алексеем оказался в этой палате?
(Степан Иванович, охотник, председатель колхоза, а на войне снайпер. Вместе с ним служили два его сына и зять.
Григорий Гвоздев, лейтенант танковых войск. Оказавшись в немецком тылу, создал кочующую группу из 3 танков и с месяц разорял вражеские обозы. В боях под Ржевом в танк Гвоздева попала ампула с зажигательной смесью. Задыхаясь в дыму, обжигаясь, они продолжали драться. Его вынули из машины обгоревшим.
Кукушкин, лётчик из отряда Мересьева. Совершил посадку на подбитом самолёте, на одной «ноге». Спасал свою боевую машину.)
Познакомимся с обитателями, так называемой, полковничьей палаты.
-Григорий Гвоздев-танкист (гл. 2)
Во главе танковой группы атаковал штаб противника. В его машину угодила бутылка с горючей жидкостью. Пламя окутало танк, но экипаж продолжал бороться, хотя все знали, что могут погибнуть от взрыва бака или боеприпасов, танк опрокинулся, Гвоздева вынули из танка обгоревшим.
- Полковой комиссар – Семен Воробьев
Комиссар сильно страдал: стоило ему заснуть и потерять контроль над собой, он начинал стонать, Алексей приглядывался к нему и не понимал, как может этот человек подавлять страшную боль, откуда у него столько энергии, бодрости, жизнерадостности.
Комиссар Воробьев
Комиссар Воробьёв, мудрый командир. С его появлением в палате произошло что-то «подобное тому, что бывало по утрам, когда сиделка открывала форточку».
- Какую роль в жизни обитателей палаты, в том числе и Мересьева, сыграл комиссар?
Он поддерживал дух товарищей. Устроил Гвоздеву переписку с Анютой. Нашёл для Мересьева журнал со статьёй о лётчике Карповиче. Повлиял на брюзгу Кукушкина.
- Почему его уважали и раненые, и врач Василий Васильевич, и медсестра Клавдия Ивановна?
Чем слабее становилось тело комиссара, тем упрямее и сильнее становился его дух. Он нашёл ключик к сердцу каждого раненого в палате. Несмотря на сильнейшие боли, интересовался жизнью других, поддерживал, умел найти нужные слова.
Смерть комиссара все обитатели палаты восприняли как личную трагедию.
V. Пример для подражания. Просмотр отрывка из кинофильма Александра Столпера «Повесть о настоящем человеке».
Журнал со статьёй о лётчике Карповиче, подаренный Воробьёвым, стал спутником Мересьева. А знаете ли вы, что история о лётчике, победившем инвалидность и поднявшемся в небо без ноги, не вымышлена Полевым. Это лётчик Александр Николаевич Прокофьев-Северский. Благодаря невероятному примеру Мересьев поверил в своё возможное возвращение в строй. Эта вера поддерживалась письмами близких и друзей.
Победа над собой. Тыл. Военный санаторий. Школа тренировочных полетов.
Выздоравливающие летчики, медперсонал, инструктор Наумов.
Возвращение в небо.
Военный санаторий, где Алексею предстоит прожить 28 дней. После этого все решится, будет он воевать, летать, жить или будут ему вечно уступать место в трамвае и провожать сочувственным взглядом.
Алексей составил план тренировок: утренняя и вечерняя зарядка, хождение, бег, специальная тренировка ног, обязательные занятия танцами.
-Алексей недурно танцевал. Цепляясь за перила, шатаясь, со стоном сходил со ступенек крыльца, бросался в траву, плакал от жгучей боли в стянутых ремнями ногах. Распускал ремни, давал ногам отдохнуть, затем надевал колодки, вскакивал и быстро возвращался в танцевальный зал. Тяжелейшие упражнения давали свои результаты. Алексей меньше ощущал сковывающие действия протезов. Они как бы постепенно прирастали к нему.
8 глава. Школа тренировочного обучения. 5 месяцев занятий, Мересьев сразу расцвел, развернулся, вернулись к нему жизнерадостность и бесшабашность.
Первый полет. Что переживает Мересьев?
-Когда самолет оторвался от земли и повис в воздухе, глаза Алексея заплыли слезами радости. Машина шла уверенно, грамотно. Вместо 10 минут летали около получаса. Из тренировочной школы Мересьев вышел с отличным отзывом. Его рекомендовали как искусного, опытного и волевого летчика.
Снова в строю. Фронт. Бои с фашистами.
Бой с немецким асом
Действительно, Алексей стал военным лётчиком, несмотря на неверие окружающих, ведь в душе он теперь твёрдо верил, что будет летать. Эта вера покорила врачей и военных начальников.
Но вера сменилась знанием только после труднейшего воздушного боя с асом.
«Алексей понимал, что навстречу ему идёт не мальчишка из так называемого призыва Геринга, наскоро обученный летать по сокращённой программе и брошенный в бой. Чтобы заткнуть дыру, образовавшуюся в немецкой авиации вследствие огромных потерь на Восточном фронте. Навстречу Мересьеву шёл ас из дивизии «Рихтгофен», на машине которого наверняка была изображена в виде самолётныз силуэтов не одна воздушная победа. Этот не уклонится, не удерёт из схватки.
- Держись, «Рихтгофен»! – промычал сквозь зубы Алексей и, до крови закусив губу, сжавшись в комок твёрдых мускулов, впился в цель, всей своей волей заставляя себя закрывать глаза перед несущейся на него вражеской машиной.
Он так напрягся, что ему показалось, будто за светлым полукружием своего винта он видит прозрачный щиток кабины противника и сквозь него – два напряжённо смотрящих на него человеческих глаза. Только глаза, горящие неистовой ненавистью. Это было видение, вызванное нервным напряжением. Но Алексей ясно видел их. «Всё», - подумал он, ещё плотнее стиснув в тугой комок все свои мускулы. Всё! Смотря вперёд, он летел навстречу нарастающему вихрю. Нет, немец тоже не отвернёт. Всё!
Он приготовился к мгновенной смерти. И вдруг где-то, как ему показалось – на расстоянии вытянутой руки от его самолёта, немец не выдержал, скользнул вверх, и, когда впереди, как вспышка молнии. Мелькнуло освещённое солнцем голубое брюхо, Алексей, нажав сразу все гашетки, распорол его тремя струями. Он тотчас же сделал мёртвую петлю и, когда земля проносилась у него над головой, увидел на её фоне медленно и бессильно порхающий самолёт. Неистовое торжество вспыхнуло в нём. Он закричал: «Оля!» - позабыв обо всём, и стал вычерчивать в воздухе круги, провожая немца в его последний путь до самой красневшей от бурьяна земли, пока немец не ударился о неё, подняв целый столб чёрного дыма».
- Для чего автор так долго в начале эпизода характеризует мастерство противника Алексея?
(Победа над слабым противником не так достойна уважения, как победа над матёрым врагом).
- Почему произведение названо не «Повестью о лётчике» или «Повестью о Мересьеве», а «Повестью о настоящем человеке»?
(Борис Полевой посвятил эту повесть всем советским солдатам, которые своим беспримерным мужеством и силой духа одолели злейшего и опытнейшего противника. Слово «человек» не имеет возрастной, национальной и половой принадлежности, и мы увидели, что настоящих людей на страницах повести выведено автором немало).
Слово «настоящий» имеет ещё значение «реальный», «правдивый», «жизненный».
Из эпилога мы узнаём, что у героя был реальный прототип.
Прототипом Мересьева стал лётчик Алексей Петрович Маресьев, Герой Советского Союза. Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Боевой счет лейтенант Маресьев открыл в начале 1942 года - сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довел счет сбитых фашистских самолетов до четырех. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.) истребитель Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лед замерзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолет стал быстро терять высоту и упал на лес. 18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190. 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
V. Подведение итогов.
- Ребята, много лет прошло с тех пор, как закончилась Великая Отечественная война. Но до сих пор не ослабевает интерес к судьбе Алексея Петровича Маресьева. Как вы думаете, почему?
- Что вы вынесли для себя, читая это произведение?
(Не надо сдаваться при столкновении с трудностями, безвыходных ситуаций нет, если есть цель, нужно неотступно идти к ней. Такие люди есть всегда. Например, спортсмены-паралимпийцы, работая над собой, преодолевая физические недуги, идут к победе)
- Актуально ли это произведение сейчас?
(Да, как никогда. В Послесловии Борис Полевой пишет о том, как писал свое произведение и присутствовал после войны на Нюрнбергском процессе. Фашисты так и не смогли разгадать загадочный для них русский характер)
Героизм и самопожертвование фронтового поколения во имя Победы является основой патриотической гордости нашего народа. Эти качества должны служить нам примером. Нужно помнить о миллионах соотечественников, погибших за свою Родину, проявлять уважение и внимание к старшему поколению, не забывать героическое прошлое нашей страны.
VI. Рефлексия
У Вас на партах лежат звездочки разного цвета. Если урок оставил равнодушным, крепите желтые звездочки. Заставил задуматься о жизни и судьбе человека - зеленые звездочки. Понравился – синие.
VII. Домашнее задание.
- Вспомните содержание рассказа и при помощи шестигранников, на которых помещены фрагменты из текста, попытайтесь восстановить порядок действий в той последовательности, которая соответствует произведению.
- Ребята, спасибо за отличную работу! Продолжим наш разговор на следующем уроке. До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока литературы 7 класс "«Две силы в поэме М.Ю.Лермонтова «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» "
Урок по произведению М.Ю.Лермонтова "Песнь про...купца Калашникова". Основная цель урока: формирование представлений о " двух силах" в произведении: силе правды и власти....

Конспект внеклассного мероприятия по литературе в 8-9 классах «Виновные без вины» (урок-размышление по «Колымским рассказам» В. Шаламова).
Методический замысел урока и обоснование его темы:Занятие по теме «История политических репрессий и сопротивления несвободе в СССР» проводится в форме «урока- размышления». Осуществляя целеполаг...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
Данный материал является методической разработкой урока , который проводится с использованием презентации....

Технологическая карта урока литературы 8 класс по теме: « Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)»
Урок. Характеристика одного из героев повести (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)Рабочее название урока: Какие персонажи и почему важны для развития действия повести «Капитанская дочка...

Урок доброты в 1-4 классах "О силе духа и слабости"
Цель урока: воспитывать у детей понимание приоритета духовных ценностей. Задачи урока: - формировать представление о качествах, необходимых для достижения успеха. Тип урока: беседа. Форма работы обуча...
Разработка урока литературы. 5 класс. "Дружба Васи, Валека и Маруси" ( по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе").
Разработка урока по повести В.Г.Короленко "В дурном обществе". Тема урока "Дружба Васи, Валека и Маруси". Представлен интересный материал для аналитической беседы по повести (слова...

Методическая разработка урока по литературе в 6 классе «Невероятная сила духа» (Урок-размышление по повести Б.Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке»)
Методическая разработка урока по литературе в 6 классе«Невероятная сила духа»(Урок-размышление по повести Б.Н. Полевого«Повесть о настоящем человеке»)...

