символика белого в жизни человека
методическая разработка по литературе (10 класс) по теме

Вахрушева Татьяна Ивановна

Урок литературы и мхк в 10-11 классах на тему  как белый  цвет влияет на восприятие мира. на примере живописи и художественных произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury_i_mhk.docx33.58 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный урок литературы и МХК в 10 классе на тему: «Символика белого цвета в жизни, живописи, литературе».

Цели урока:

Расширение представлений о восприятии цвета.

Развитие способности чувствовать цвет и понимать его смысловое содержание.

Обогащение эстетической культуры учащихся.

Задачи:

Проанализировать связь восприятия цвета с настроением, отношением к событиям жизни (к жизненной ситуации).

Проследить, как на сознательном уровне цвет приобретает смысловое содержание.

Ход урока

Вступительная часть

Что может быть красивей белых облаков, хризантем, жасмина, цветущей вишни, белых лебедей? В арабских сказках «Тысяча и одна ночь» белая невольница так восхваляет свой цвет: «Передают, что белизна говорила: - Я свет блестящий, я месяц восходящий, цвет мой ясен, лоб мой сияет, и о моей красоте сказал поэт: Бела она, с гладкими щеками и нежная, подобна по прелести жемчужине скрытой». (1 слайд)

Учитель. И сегодня мы  войдем в особый мир — мир искусства, сотканный из таких ощущений, наполненный звуками и цветовыми образами, благодаря которым мы чувствуем сердцем открывшуюся нам душу художника, композитора, поэта, писателя.  А эти чувства помогают нам лучше понять и самих себя?

Сядьте поудобней. Послушаем музыку. Закройте глаза. Почувствуйте настроение музыкального отрывка, представьте его цветовую гамму. (Звучит «Вальс цветов» Чайковского)

— Какие цвета вы увидели?

— Ваши цветовые ассоциации?

 Вся наша жизнь наполнена цветом. Каждый цвет содержит целую гамму оттенков: от тончайших и нежных до глубоких, пронизанных мудростью и знанием, понять которое можно, только прочувствовав цвет. (СЛАЙД 3,4,5)

Опишите свои ощущения после просмотра слайдов, составьте ассоциативную цепочку. Прочтите.

Ассоциативные цепочки: белое платье невесты — белый лист — белые одежды — белое безмолвие — холод, лед — вечность — белые пятна истории — белые палаты.

Белый и черный. Противоположность. Контраст. Жизнь и смерть. Любовь и разлука. Все познается в сравнении. Не познав черного, не познаешь и белого. 

На доске:

белый

освобождение

мудрость

начало

покой

                    духовность

целомудрие

              холод

святость

           чистота

пустота

            радость

             ясность

Задание. Прислушайтесь к себе : с каким понятием для вас ассоциируется этот цвет сейчас, в соответствии с вашим настроением, состоянием. (просмотр слайдов 6,7,8,9) Запишите в тетрадь. Мы к этому вернемся в конце урока.

 Тест. (10 слайд)

Играет ли белый цвет какую-то роль в вашей жизни?

Да. 2. Нет. 3. Не знаю. 4. Никогда не задумывался.

Оцениваете ли вы людей по цвету кожи, по цвету выбранной ими одежды?

Да. 2. Нет.

Может ли белый цвет определять характер человека, его внутренний мир?

          1.Да. 2. Нет.

Основная часть

В 19 начале и середине 20 века для многих черный и белый играли огромное значение.  (просмотр слайдов 11-19)

Теперь вы видите, как в зависимости от времени может меняться общественное мнение о нравственности, чистоте и непорочности. Оппозиция черного и белого цветов стоит в ряду противостояния двух начал; при этом белое традиционно связывается со сферой положительного, тогда как черное — со сферой отрицательного. (слайд 20)

Анализ ремарки в пьесе «Гроза» А.Н. Островского. (Слайд 21)

«Катерина тихо сходит по тропинке, покрытая большим белым платком, потупив глаза в землю».

На кого, по-вашему, похожа Катерина, одетая в белый платок?

Представьте, что она подняла руки. Какие ассоциации рождает этот образ?

Героиня похожа на белого лебедя; на ангела, пришедшего защитить кого-то или что-то ( в данном случае любовь героини от «темного царства» непонимания и безысходности). Сама Катерина ( слайд 22). (с греческого – чистая и непорочная) остается таковой до самого конца своей жизни, несмотря на то, что совершает грех – самоубийство. Для неё важнее быть счастливой  с любимым, чем жить во лжи с нелюбимым.

Многие писатели обращаются к символике  цвета . каждый из них по- своему решает, как цвет будет влиять на раскрытие внутреннего мира героев произведения. Вспомним роман «Мастер и Маргарита» М. Булгакова вторая глава начинается со слов: «В белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана в крытую колоннаду между двумя крыльями дворца Ирода Великого вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат» (слайд 23, 24)

Ваши ассоциации?

Белый – чистота, невинность                            красный  - кровь, трагедия.

Символичны цвета одежды  Пилата. Само сочетание белого (цвет чистоты и невинности) и кроваво-красного цвета уже воспринимается как трагическое предзнаменование. Что может предвещать белый и красный. Роман написан в  году, помните об этом.

Столкновение каких-то сил, каких-то убеждений, которые могут привести к кровавой трагедии, но при этом остаться чистым и непорочным. Во времена Булгакова это государственная машина, которая уничтожала без суда и следствия неугодных ей граждан своей страны.

Типическую черту его характера автор подчеркивает деталью портретной характеристики – «белый плащ с кровавым подбоем». И читатель понимает, что прокуратор покоренной Иудеи – часть деспотической государственной машины, незапятнанной снаружи и обагренной кровью изнутри.

А. Блок в 1918 году пишет поэму «Двенадцать». (слайд 25)

Черный вечер.

Белый снег.

Ветер, ветер!

На ногах не стоит человек.

Ветер, ветер -

На всем божьем свете!

С этих слов начинается поэма. Поэт сразу вводит контраст: черное и белое. Вспомните, какие события происходят в стране в начале 20 века? Что происходит?

Революция. Рушится старое, рождается новое.  Что будет? Никто не знает. Вот тревога: ветер, ветер…или вернемся к старому или наступит что-то другое. А другое – это белый лист, необходимо все писать по белому, незапятнанному. Получится ли?

Нежной поступью надвьюжной,

Снежной россыпью жемчужной,

В белом венчике из роз —

Впереди – Иисус Христос.

Таков конец поэмы: возвышенный и светлый. Если начало поэмы было представлено в цветовых контрастах, а ее ход был окрашен исключительно черным цветом, то здесь главным цветом становится белый — символ высшей духовности. У Христа “белый венчик из роз”. Это необычно, потому что в традиционном изображении Христос являлся в терновом венце, что символизировало его муки и страдания. Здесь же поэту важно, что Христос как высший идеал нравственной чистоты несет в жизнь новую веру. Белый цвет — символ святости, чистоты, непорочности, а ведь именно эти черты воплощает Христос.

Изменилось ли у вас  восприятие белого? От чего это зависело? Обратите свое внимание на то задание, которое было в начале урока.Подтвердите свои слова примерами. (смотри приложение №1 к уроку)

(Слайд 28) Белый цвет символизирует чистоту, незапятнанность, невинность, добродетель, радость. Он ассоциируется с дневным светом, а также с производящей силой, которая воплощена в молоке и яйце. С белизной связано представление о явном, общепринятом, законном, истинном. Но познать это можно в сравнении с черным. (слайд 29-30)

Малевич создал картину «Черный квадрат». Что видят на ней многочисленные поклонники таланта художника, неизвестно, но число поклонников все растет и растет. Наверное, в этом загадка бытия.

Поклонниками белого цвета являются только 3% людей. По "азбуке" он означает свободу, а вообще ассоциируется с чистотой, изысканностью, правдой, идеалом, религиозностью и точностью.(слайд 31-32), а черный предпочитают – 8%. Почему? Парадокс!

Заключительная часть урока

Как вы считаете, может ли цвет рассказать нам что-либо о состоянии человека, состоянии эпохи?

А теперь прислушайтесь к себе: какого цвета сейчас ваше настроение? Запишите это. Изменилось ли оно в конце урока? Поделитесь своими впечатлениями.


Приложение к уроку «Символика белого…»

На основании предпочтения того или иного цвета каждый самостоятельно может сделать вывод о своих психологических особенностях.

белый — синтез всех цветов, поэтому он является «идеальным» цветом. В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает;

черный — цвет неуверенности, символизирующий мрачное восприятие жизни. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что его идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, броский, свидетельствует о том, что пессимистические настроения часто развеиваются. Постоянный выбор черного свидетельствует о наличии некоего кризисного состояния и характеризует агрессивное неприятие мира или себя (вспомним черные знамена анархистов). Дети, остро переживающие отсутствие заботы и любви, часто используют черную штриховку в рисунке. В норме черный цвет, как правило, отвергается;

серый — любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-либо решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера. Часто серый цвет оказывается также предпочтительным при сильных переутомления как барьер, отгораживающий от раздражителей внешнего мира. В ситуациях психологического тестирования этот цвет используется как средство защиты от проникновения другого во внутренний мир испытуемого. Исследование около двух тысяч молодых мужчин в ситуации конкурсных экзаменов на замещение вакантных должностей показало, что серый цвет ставили на первое место 27% испытуемых вместо обычных 5% в нормальной ситуации;

красный — цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смел, это волевой, властный тип, вспыльчивый и общительный. К тому же — альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает — комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях. Красный цвет символизирует возбуждение, энергетизм. Этот цвет также является символом эротизма. Отвращение, игнорирование красного отражает органическую слабость, физическое или психическое истощение. Военнопленные, годами вынужденные жить в угрожающих жизни условиях, особенно часто отвергали его. Красный цвет наиболее предпочитаем подростками;

коричневый — выбирают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Предпочтение коричневого отражает, прежде всего, стремление к простым инстинктивным переживаниям, примитивным чувственным радостям. Вместе с тем, выбор этого цвета в качестве наиболее предпочитаемого указывает также на определенное физическое истощение. В норме, наряду с черным, коричневый цвет отвергается наиболее часто;

желтый — символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспособляемость и получение удовольствия от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенным, с которым трудно завязать знакомство. Желтый цвет получается от смешивания зеленого и красного и является цветом энергетизма. Наибольшее предпочтение желтому отдают беременные женщины, ожидающие благополучного исхода родов, а также люди, склонные к перемене мест. Желтый также трактуется как цвет озарения (ореол Христа или Будды);

синий — цвет неба, покоя, расслабления. Если он нравится, то это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать, он быстро устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление, что может все на свете. Но, в сущности, он — образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, хотя и скрытом под маской обходительности. Короче говоря, выбор синего цвета в качестве наиболее предпочитаемого отражает физиологическую и психологическую потребность человека в покое, а отрицание его означает, что человек избегает расслабления. При заболевании или переутомлении потребность в синем цвете увеличивается;

зеленый — цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способ самоутверждения, так как для него это жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще, всех трудностей. Зеленый цвет содержит в себе скрытую потенциальную энергию, отражает степень волевого напряжения, поэтому люди, предпочитающие зеленый цвет, стремятся к самоуверенности и уверенности вообще. Люди же эксцентричные, добивающиеся поставленных задач не целенаправленной волевой активностью, а посредством эмоций, отвергают зеленый цвет как несимпатичный. Наряду с ними, зеленый цвет отвергают люди, находящиеся на грани психического и физического истощения.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Янушкявичене Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук. «Что есть человек, что Ты помнишь его», или главная задача каждого возрастного периода жизни человека

Психологи, рассматривая возрастные особенности человека, обычно выделяют какую-то основную характеристику возрастного этапа.В статье введено понятие главной задачи духовного воспитания для каждого воз...

Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

Конспект урока литературы в 11 классе по «Проблема нравственного выбора в жизни человека» (по роману В.Дудинцева «Белые одежды»)

Урок помогает углубить знания учащихся об истории отечественной генетики, вскрыть причины «феномена» Лысенко и исторический фон становления генетики в России, познакомить учащихся с произведением отеч...

Василий Белов. Годы жизни и творчества

Романы Василия Белова "Кануны", "Мужики и бабы"....

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...