Использование компьютерных технологий на уроках литературного чтения
материал по литературе по теме

Дереза Галина Викторовна

Статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_kompyuternyh_tehnologiy.doc30 КБ

Предварительный просмотр:

Использование компьютерных технологий

на уроках литературного чтения  

Сегодня  много внимания уделяется информатизации и компьютеризации. Веяние века информационных технологий коснулось и образования. Современный уровень развития техники изменил наши взгляды на педагогический труд в целом и на урок в частности.

        Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это вполне оправдано тем, что век нынешний  - это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием.

        В свете развития этой задачи я постоянно внедряю в учебный процесс информационные технологии. Я стараюсь оптимально и органично ввести новые технологические средства в традиционный урок, придав ему зрелищность, эмоциональную окраску, не сломав при этом его годами выверенную логическую структуру.

        Возможно, кто-то возразит, что нельзя урок сводить лишь к общению с компьютером. Но об этом и не идет речь. Конечно, живое эмоциональное слово учителя-словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15-20 минут урока.

        Применение компьютера на уроках литературного чтения может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным жизнью и деятельностью поэта или писателя (например, «Путешествие по Пушкинским местам»), видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного писателя, прослушивание мастеров художественного слова, их исполнения, художественных произведений различных жанров и т.д.

        Таким образом, умелое использование компьютера на уроках литературного чтения позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели. Сейчас к юбилеям писателей и поэтом стали выпускать диски, на которых собран богатейший материал. Причем подается это в очень интересной форме. Используя эти диски, уроки станут более интересными  и информационно насыщенными. Возможно, изменится и отношение некоторых учеников к нашим урокам в лучшую сторону. Важным средством восприятия всегда были иллюстрации. В связи с недостаточным количеством  иллюстративного материала  к учебникам и низким его качеством, считаю уместным готовить наглядность к уроку в программе POWER POINT. Подобные программы может составлять для себя  каждый учитель, сканируя имеющиеся иллюстрации, таблицы, портреты, схемы. Иллюстрацию можно показать фрагментами, выделив главные, увеличив отдельные фрагменты, ввести анимацию, цвет.

        К данному иллюстративному материалу добавляю цитаты из произведений, исторические справки, теоретический материал. Слайды, подготовленные к  уроку, - презентации, помогают создать образ литературного героя. Конечно, можно на урок, связанный с изучением творчества Лермонтова, идти лишь с его портретом, но как не показать школьникам прекрасные, живописные полотна, созданные рукой самого поэта, не зачитать воспоминания современников Лермонтова.

        В заключение отмечу, что необходимо исходить  из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами.

        Естественно, использование компьютера на каждом уроке нереально, да ведь это и не нужно, а урок литературного чтения – это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, понимание авторской позиции.

        Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным  и интересным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Хокку на уроках литературного чтения как способ понимания сути вещей"

Литературное чтение - это уникальный инструмент приобщения ученика к художественной и научно – популярной литературе. Чтение - это и то, чему обучают младших школьников; посредством чего их воспитываю...

Презентация к уроку литературного чтения "Секреты Чайного Домика"

Презентация подготовлена для урока литературного чтения во 2 классе по УМК "Перспективная начальная школа" по теме "Секреты Чайного Домика"...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения.

Представлен опыт работы педагога по развитию творческих способностей обучающихся на уроках литературного чтения в системе развивающего обучения...

Открытый урок литературного чтения в 4 классе КОУ 8 вида

Урок литературеого чтения по теме:внеклассное чтение. Приключение Буратино или золотой ключик. А. Толстой...

Использование активных методов обучения на уроках литературного чтения

В статье описаны некоторые активные методы работы с учащимися с легкой умственной отсталостью...

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»

Урок литературного чтения во 2-м классе по технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" с приемом "Чтение с остановками»Тема: И. Василенко «Мостик».Цель: работать над ра...

Мастер-класс для педагогов и родителей "Педагогические приёмы для развития мотивации, выразительности, техники чтения на уроках литературного чтения"

Данный мастер класс подготовлен и проведён для педагогов и родителей детей с тяжёлыми нарушениями речи....