рабочая программа по литературе 5 класс
рабочая программа по литературе (5 класс) по теме

рабочая программа по литературе 5 класс. ( М.А. Снежневская)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fgos._5kl.lit-ra_2012-2013.doc319.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

5 класс

Литература

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. Введение

Программа по литературе для 5 класса составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения, а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы (Примерные программы по учебным предметам. Основная школа. В 2-х частях, М.: «Просвещение», 2011 год); с авторской программой Г.И. Беленького (Программа общеобразовательных учреждений. «Литература. 1-11 кл.»/ Под ред. Г.И. Беленького, Ю.И. Лысого, М: «Мнемозина», 2009 год); УМК состоит прежде всего из учебника «Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац, М: Мнемозина, 2012.

         В ней также учитываются основные идеи и положения Программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования,  с особенностями ООП, образовательных потребностей и запросов обучающихся нашей школы, преемственность с примерными программами для начального общего образования.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

        

                  2. Основными целями обучения в организации учебного процесса в 5 классе будут:

воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

                Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: в 5-6 классах это освоение различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

                    Ведущая проблема изучения литературы в 5 классе – внимание к книге.

Одним из признаков правильного понимания текста является выразительность чтения учащимися.   Именно формированию навыков выразительного чтения способствует изучение литературы в 5-6 классах. В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

3. Комплект учебников и учебно-методических пособий, обеспечивающих процесс образования по русскому языку по данной программе

Учебники

Методические пособия

Снежневская М.А., Хренова О.М. Литература. Начальный курс 5 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2012.

 Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.

4. Принципы и подходы к формированию программы концептуальные положения.

В программу включены произведения устного народного творчества и литературы XIX—ХХ веков, причем не только традиционные для школы, но и те, что ранее не изучались. Дидактический аппарат учебника литературы направлен на восстановление в памяти учащихся пройденного материала и раскрытие его связи с новым, а также на развитие самостоятельной мысли учеников: «докажи...», «сравни...», «рассмотри...», «найди...» Вопросы и задания являются разноуровневыми по своей трудности. Большое внимание уделяется практике чтения: вслух и про себя, классному и домашнему.

        5. Место курса «Литература» в базисном учебном (образовательном) плане

Федеральный базисный учебный образовательный план для образовательных учреждений Российской Федерации (вариант № 1) предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объеме 455 ч, в том числе: в 5 классе — 102 ч, в 6 классе — 102 ч, в 7 классе — 68 ч, в 8 классе — 68 ч, в 9 классе — 102 ч.

Примерная программа по литературе для основного общего образования отражает инвариантную часть и рассчитана на 400 ч. Вариативная часть программы составляет 55 ч (12% времени от общего количества часов, предусмотренных в базисном учебном плане) и формируется авторами рабочих программ.

6. Результаты изучения предмета «Литература»

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении предмета «Литература», являются:

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты выпускников основной школы состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

7. Требования к уровню подготовки учащихся за курс  литературы 5 класса

В результате изучения литературы ученик должен знать:

содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

работать с книгой;

определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

выявлять авторскую позицию;

выражать свое отношение к прочитанному;

выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Внеклассное чтение

Введение.

1

Мифы.

8

1

Устное народное творчество.

12

1

1

Сказочные события и герои в литературе.

20

2

1

Басни.

10

1

1

Человек перед лицом жизненных испытаний.

29

2

Поэзия природы.

11

«Идет война народная. Священная война!...»

6

1

Рассказы о твоих сверстниках

5

Итого

102

6

5

Содержание программы учебного курса

V класс

(102 часов)

Введение. (1ч.) Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы.

I. Мифы (7ч. +1ч.)

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Мифы Древней Греции

Для чтения и бесед

О происхождении мира и богов.  «Олимп», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион»,  «Подвиги Геракла». Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Мудрость и хитроумие Одиссея.  Особенности стихотворной речи поэмы.

Для самостоятельного чтения

Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

Мифы древних славян

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа.

II. Устное народное творчество

(8 ч. + 1ч. + 1ч.)

Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора.  Отличие сказки от мифа.

Для чтения и бесед

«Белая уточка», «Горшеня»

Легенды и предания

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

Для чтения и бесед

«О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Малые жанры фольклора

(загадки, пословицы и поговорки)

Для чтения и бесед

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии. Оптимистическая природа смеха.

Для чтения и бесед

«Петрушка Уксусов»

Для самостоятельного чтения (к разделу II)

«Бой на Калиновом мосту», «Каша из топора», «Солнце, Месяц и Ворон Воронович». Сборники русских народных сказок: «Гора самоцветов», «Волшебное кольцо». Сказки народов мира.

III. Сказочные события и герои в литературе

(17ч. + 2ч. р/р + 1ч. Вн.чт.)

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

А.С.Пушкин.  Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Руслан и Людмила»  (фрагменты).

Сказочные образы и мотивы в произведении. Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.

Х.К.Андерсен. Сведения о жизни великого сказочника.

Для чтения и изучения

«Снежная королева». Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом. Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Е.Л. Шварц. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Золушка» (киносценарий). Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц.

О пьесе и театре. Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

П.П.Бажов. Сведения о жизни писателя. Путь писателя к сказу. Особенности сказа как литературного жанра.

Для чтения и бесед

«Каменный цветок». Герой сказа Бажова – труженик и художник.

Для самостоятельного чтения (к разделу III)

В.Ф. Одоевский. «Городок в табакерке», В.М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе», А.М. Волков. «Волшебник Изумрудного города», Л.И. Лагин. «Старик Хоттабыч», Ю.К. Олеша. «Три толстяка», Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени», А.С. Некрасов. «Приключения Барона Врунгеля».

Х.К. Андерсен. «Русалочка», «Гадкий утенок», «Соловей», «Новое платье короля»,  «Истинная правда», «Штопальная игла», Ш. Перро. Сказки; Братья Гримм. Сказки; Р. Киплинг. «Маугли», Л. Кэррол. «Алиса в стране чудес», В. Гауф. «Маленький Мук», «Карлик Нос».

IV.Басни (8ч. +1ч. р/р+1ч.Вн.чт.)

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству. Отражение народной мудрости и жизненных наблюдений в баснях. Иносказательный и обобщающий смысл басен, их обличительная направленность. Лаконизм и близость их языка к разговорной речи. Афористичность.

И. А. Крылов.  Сведения о жизни баснописца.

Для чтения и изучения

«Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Квартет», «Демьянова уха».

Для чтения и бесед

«Лжец», «Две бочки», «Свинья под дубом», «Осел и Соловей», «Кукушка и петух» (по выбору учителя).

Басни Эзопа («Рыбак и Рыбка», «Лев и Мышь», «Лисица и виноград») и Лафонтена («Лисица и виноград»).

Для самостоятельного чтения (к разделу IV)

И.А. Крылов «Ворона и лисица», «Ларчик», «Петух и Жемчужное Зерно», «Лягушка и Вол», «Любопытный», «Лисица и виноград», «Волк и Журавль», «Зеркало и Обезьяна»; Эзоп. Басни.

V. Человек перед лицом жизненных испытаний

(28ч. + 2ч.)

М. Ю. Лермонтов.  Сведения о жизни поэта. Тема  Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Для чтения и изучения

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Для чтения и бесед

М.Ю. Лермонтов. Из поэмы «Сашка» (строфы VII, VIII); А.С. Пушкин. Из романа «Евгений Онегин» (гл. 7, строфы XXXVI-XXXVII. «Как часто в горестной разлуке…»).

А. В. Кольцов.  Сведения о жизни поэта.

Для чтения и изучения

«Косарь». Близость стихотворения к народной песне. Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека. Мотивы социальной несправедливости в стихотворении.

И. С. Тургенев.  Сведения о жизни писателя.  «Аннибалова клятва» Тургенева.

Для чтения и изучения

«Муму». История создания рассказа. Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости  и унижению людей.  Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью. Влияние на человека барства и рабства.

 Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Л. Н. Толстой.  Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

Для чтения и изучения

«Кавказский пленник».  Быль как литературный жанр. Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин). Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни.  Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения.

В.М.Гаршин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Сигнал». Причина разного отношения героев рассказа к жизни. Нравственное превосходство Семена.

Л.Н.Андреев. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Кусака». Идея доброты и ответственного отношения к окружающему миру. За что можно одобрить, за что – осудить дачников.

А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

 «Белый пудель». Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли). Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Для самостоятельного чтения (к разделу V)

А.В. Кольцов. «Раздумье селянина», «Доля бедняка», А.И. Куприн. «Тапер», «Чудесный доктор», «В недрах земли», «Ю-Ю», «Грачи»; Л.Н. Андреев. «Петька на даче», «Ангелочек».

Д.В. Григорович. «Гуттаперчевый мальчик»; Д.Н. Мамин-Сибиряк. Рассказы (в издании для детей); К.М. Станюкович. «Максимка», «Побег» и другие рассказы (в издании для детей).

VI. Поэзия природы (10ч. + 1ч.+1ч.)

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира. Музыка стиха.

Для чтения и изучения

А.С. Пушкин. «Обвал», Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки». К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...»;   Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…».

К.Г.Паустовский. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Мещерская сторона». Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы. Лиризм описаний, выразительность и красочность языка. Очерк как вид эпического произведения.

Е. И. Носов. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Тридцать зерен», «Как ворона на крыше заблудилась».

Для самостоятельного чтения (к разделу VI)

А.А. Фет. «Ласточки пропали…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…»; А.Н. Майков.  «весна», «Весна! Выставляется первая рама…», «Осень « (отрывок);  В.В. Бианки. «Лесная газета на каждый год»;  К.Г. Паустовский. Рассказы (в издании для детей), сб. «Лесные дни»; М.М. Пришвин. Сб.  рассказов «Ярик», «О чем шепчутся раки», «Лесной хозяин», «Родные поэты» (сб. стихотворений).

VII. «Идет война народная, священная война!...»

(5 ч. + 1ч.)

Для чтения и бесед

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»; О.Ф. Берггольц. «Разговор с соседкой»; Р. Гамзатов. «Журавли», В.М. Шукшин. «Жатва».

Для самостоятельного чтения (к разделу VII)

В.П. Катаев. «Сын полка».

VIII. Рассказы о твоих сверстниках

(5ч. +1ч.)

Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Тихое утро». Своеобразие  характеров мальчиков. Смысл заглавия рассказа. Лиризм описания природы. Юмор в рассказе.

В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

 «Мститель». Рассказ как жанр литературы.

Для самостоятельного чтения (к разделу VIII)

Ю.П.Казаков.  «Арктур -  гончий пес», «Ночь», «Тедди».

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока.

Элементы содержания

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

Домашнее задание

Дата проведения

Дата проведения

 

Понятия

Предметные

результаты

УУД

Личностные результаты

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

Введение (1ч.)

 1

Отличие художественной литературы от научно-популярной. Любимые книги, герои, авторы. 

Познакомить со своеобразием предмета. Ролью литературы в жизни человека.

         

Литература, художественные приемы.

 

Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии

      Специфика художественной литературы; структура и содержание предмета.

 

 Выделять специфику художественной литературы и содержание. Работать с учебником.

Проект «Путешествие в Книгоград».

      03.09

                                                     I. Мифы (7ч. +1ч. Вн.чт.)

2

Происхождение, особенности содержания и художественное своеобразие мифов, связь мифов с верованиями древних людей.

Познакомить  с особенностями славянской мифологии, дать представление о космогонических мифах

мифы и легенды

Знать происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания

Понятия мифа и мифологии, влияние мифов на культуру человека. Сборники по мифологии.

 Находить отличительные черты мифов в литературе.

Лекция в тетради

3-4

Мифы Древней Греции (2). О происхождении мира и богов.  «Олимп», «Орфей и Эвридика», «Пигмалион»,  «Подвиги Геракла».

Познакомить  с особенностями древнегреческой мифологии, дать представление о космогонических мифах

мифы и легенды

Знать происхождение мифов, их отличительные особенности; своеобразие, причины возникновения и цель создания

Отличие и сходство мифов и сказок.

Выделять отличительные черты мифа и сказки.

С. 25 вопросы

5-6

Гомер как легендарный создатель поэмы «Одиссея».

Герои мифов в поэме Гомера «Одиссея» (отрывок из 1Х песни). Особенности стихотворной речи поэмы.

Познакомить  с особенностями древнегреческой мифологии, дать представление о космогонических мифах

мифы и легенды

мифология

Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи.

Сведения о жизни Гомера. Герои мифов в поэме «Одиссея», особенности стихотворной речи произведения.

Определять героев мифов в поэме. Выявлять особенности стихотворной речи произведения. Комментированное чтение отрывка их поэмы «Одиссея» (отрывок из 1Х песни).  

Отрывок наизусть;

С. 37 вопросы

7-8

Мифы Древней Руси

Боги как носители доброго и злого начал. Духи и нечистая сила. Причины суеверий и верований народа

Познакомить  с особенностями славянской мифологии, дать представление о космогонических мифах

мифы и легенды

мифология

Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи.

Понятие легенды. Истоки появления мифов древних славян, особенности композиции и языка произведений. Отличительные особенности мифов древних славян.

Выявлять особенности мифов древних славян, сопоставлять иллюстрации художников с текстом мифа.

 С. 42 вопросы

Проект по разделу «Мифы».

9

Вн.чт. Н.А.Кун «Легенды и мифы Древней Греции».

Дать представление о космогонических мифах

мифы и легенды

Знать героев мифов, их авторов; своеобразие, особенности стихотворной речи.

Отличительные особенности легенды и мифа. Особенности жизни и творчества собирателя мифов Древней Греции, герои мифов, основная идея и содержание.

Пересказывать мифы, выразительно читать эпизоды, выделять основную идею и находить отличительные черты мифа и легенды.

рисунок

II. Устное народное творчество (10ч. + 1ч. р/р + 1ч. Вн.чт.)

10-11

Народные сказки

Виды народных сказок (сказки о животных, волшебные и бытовые). Сказка как жанр фольклора.  Отличие сказки от мифа.

Виды народных сказок

фольклор, его жанры

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

Понятие народных  сказок и их виды. Особенности сказочной обрядности и языка произведений. Отличие сказки от мифа.

Определять характерные для сказок обороты речи. Выделять отличительные особенности сказки и мифа.

 С. 45, 48-49 вопросы

13-14

«Белая уточка»

Виды народных сказок. Сказки о животных.

фольклор, его жанры

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

Своеобразия сказок.  Общее движение сюжетов, идеи сказок и особенности их героев.  Значение  стихотворных вставок в художественную ткань произведения.

Определять характерные для сказок обороты речи, сопоставлять эпизоды сказок, сказочных героев с их изображением в живописи и графике.

С.55-57 вопросы.

С.62 вопросы

12

«Горшеня»

Виды народных сказок. Бытовые сказки

виды сказок

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды

Своеобразие сказок  Особенности сюжета, идеи, характеристика героев сказок народов мира.

Сравнивать характерные черты разных видов сказок.

С.54 вопросы

15

Р.р. «Пишу сказку…» (написание собственной сказки)

Виды народных сказок

виды сказок

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки,

знать схему построения волшебной сказки; уметь отличать виды сказок.

Особенности  жанра сказки.

Создавать сказку, учитывая особенности жанра.

Дописать сказку

16

Легенды и предания.

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок.

«О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Обучение устному пересказу.

сюжет, гипербола, исполнители

Знать жанровые особенности сказки; уметь охарактеризовать героев сказки, уметь отличать легенды и предания.

Отличие легенд и преданий от мифов и сказок. Содержание и особенности произведений

«О граде Китиже», «Атаман Кудеяр», «Про Никитушку Ломова».

Выделять отличительные черты легенд, преданий, мифов и сказок. Выразительно читать и составлять цитатный план произведений.

С.67 вопросы

17-18-19

Малые жанры фольклора.

Небылицы, загадки, пословицы и поговорки. Пословицы и поговорки народов мира.

Обучение устному пересказу.

 Загадки, пословицы и поговорки, афоризмы.

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Мудрость и поучительный смысл пословиц и поговорок.

Находить отличительные черты пословиц и поговорок, выделять тематику пословиц и поговорок, понятие афористичности.

С.73-74 вопросы; самостоятельное сочинение загадок


С.80 вопросы

20

Народный кукольный театр

Сатира в кукольной комедии.  «Петрушка Уксусов».

Обучение устному пересказу.

 Загадки, пословицы и поговорки, афоризмы, пьеса

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Понятие народного кукольного театра и история его создания, герои народного кукольного театра. Понятие сатиры. Народная пьеса «Петрушка Уксусов».

Читать по ролям народную пьесу, находить жанровое своеобразие произведения.

С. 95 вопросы. Выразительное чтение по ролям

21

Вн.чт.  Любимые произведения устного народного творчества.

Обучение устному пересказу.

 Загадки, пословицы и поговорки, афоризмы, пьеса

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора

Жанровое своеобразие произведений устного народного творчества помогают сказителям воспроизвести содержание.

Принадлежность сказок к определенному виду, обосновывать свою иллюстрацию и соотносить ее с текстом художественного произведения, отбирать материал для устного рассказа. Сочинять пословицы, загадки, небылицы.

Проект по разделу «УНТ».

III. Сказочные события и герои в литературе (17ч. + 2ч. р/р + 1ч. Вн.чт.)

22

Литературные сказки. Отличие литературной сказки от народной.

Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя;

Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения.

Поэма,

сюжет, завязка

Закрепить понятие о литературной сказке, развивать навыки пересказа текста, выразительного чтения, знать содержание сказки, владеть начальными навыками литературоведческого анализа

Особенности литературных сказок, их отличие и сходство с  народными сказками.

Находить отличительные особенности литературных сказок.

С.103 вопросы

23-24

А.С.Пушкин (2).  Сведения о жизни поэта.

«Руслан и Людмила»  (фрагменты). Сказочные образы и мотивы в произведении

Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя;

Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения.

Поэма,

сюжет, завязка

Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила”

Особенности творчества Пушкина, историю рождения сказки, особенности стихотворной сказки.

Находить сказочные образы и мотивы в произведении.

Отрывок наизусть;С.122 вопросы

25

Изобразительное мастерство поэта. Ритм, стихотворный размер, рифма.

Показать влияние особого уклада семьи Пушкиных на раннее развитие Пушкина-поэта, Пушкина-читателя;

Развивать навыки выразительного чтения, анализа лирического стихотворения.

Поэма,

сюжет, завязка

Знать поэтические средства художественной выразительности, уметь определять роль пролога в поэме “Руслан и Людмила

Особенности изобразительного мастерства поэта, понятия ритма, стихотворного размера, рифмы.

Отбирать материал для характеристики героев.

С.129 вопросы

26

Х.К.Андерсен

Сведения о жизни великого сказочника. «Снежная королева».  

Развивать навыки выразительного чтения

сказка

Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Сведения о жизни великого сказочника. Сказка  «Снежная королева».  

Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.

С.165-166 вопросы

27-28

Победа самоотверженной преданной любви и дружбы над рассудочностью, эгоизмом.

Развивать навыки выразительного чтения

сказка

Уметь сравнивать сказки Андерсена; доказывать, приводить примеры, что ради любви герои сказок способны на подвиг.

Особенности сюжета сказки, портретная характеристика героев, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос.

Давать характеристику героев с опорой на текст. Пересказывать эпизоды, подбирая цитаты из текста.

С.166 вопросы

29

Выражение авторского отношения к героям в их портретах.

Развивать навыки выразительного чтения

сказка

Понимать и объяснять

смысл слов из Евангелия, прочитанных бабушкой в конце сказки “Снежная королева”: “Если не будете как дети, не войдете в царствие небесное!”

Доказывать с опорой на текст, как проявляется выражение авторского отношения к героям.

Находить особенности выражения авторского отношения к героям. Находить портретные характеристики.

С.166 вопросы подготовка к сочинению

30

Р.р. Написание контрольного сочинения по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

Развивать навыки выразительного чтения

сказка

Знать своеобразие Андерсена-сказочника, уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Особенности литературной сказки и ее отличия от народной. Содержание сказки и особенности творчества Андерсена.  Алгоритм работы над сочинением-рассуждением  в соответствии с темой.

Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа  прочитанного произведения,  оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста.

С.167-169 выразительное чтение

31-32

Е.Л. Шварц Сведения о жизни писателя. «Золушка» (киносценарий).

Развивать навыки выразительного чтения

Сказка, пьеса, сценарий

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Сведения о жизни писателя Е.Л. Шварца.  «Золушка» (киносценарий).

Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.

Чтение эпизодов по ролям

33-34

Сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.

Развивать навыки выразительного чтения

Сказка,

пьеса, сценарий

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.

Находить сходства и отличия сказки о гонимой падчерице. «Золушка» Е.Л. Шварца и «Золушка» Шарля Перро.

Мини-постановка

35

Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц. О пьесе и театре.

Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы.

Развивать навыки выразительного чтения

Сказка, пьеса, сценарий

Уметь и владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев; знать жанровые и композиционные особенности сказки.

Отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Над чем и почему иронизирует и смеется Е.Л. Шварц.

Находить отличие пьесы от сказки, рассказа, поэмы. Читать по ролям сказку. пересказывать любимый отрывок.

С.200 вопросы

36

Р.р. отзыв от прочитанном

Развитие творческого начала

отзыв

Умение составления отзыва по прочитанному произведению

 Основы написания отзыва

Умение рассуждать, творить

С.204 вопросы

37

П.П.Бажов Сведения о жизни писателя.  Путь писателя к сказу.

Знакомство  с жанром сказа, обучение аналитическому чтению (сила характера Данилы-мастера, проблемы и тайны мастерства)

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать содержание  сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать черты романтизма.

Понятие сказа, основные факты жизненного и творческого пути писателя, путь Бажова к сказу.

работать с книгой;

определять принадлежность художественного произведения к  сказу.

С 206 вопросы

38-39

Особенности сказа как литературного жанра. «Каменный цветок».

Знакомство  с произведениями Бажова; развитие творческих способностей учащихся

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать содержание  сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать черты романтизма.

Особенности сказа как литературного жанра. Содержание литературного произведения «Каменный цветок».

Пересказывать подробно понравившиеся отрывки, выразительно читать, находить портретные характеристики героев.

Дочитать сказ; с.221-222 вопросы

40

Герой сказа Бажова – труженик и художник.

Знакомство  с произведениями Бажова; развитие творческих способностей учащихся

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать содержание  сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать черты романтизма.

Особенности сюжета и композиции, авторское отношение к героям, алгоритм работы над ответом на проблемный вопрос.

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

С.222 вопросы




41

Вн.ч. В мире литературных сказок.

Развитие творческих способностей учащихся.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать содержание  сказов П.П. Бажова, уметь определять тему произведения, выделять проблемы,

знать черты романтизма.

Отличительные особенности литературной сказки, композиционная структура и сюжетная линия литературной сказки.

Пересказывать и выразительно читать эпизоды из любимой литературной сказки, доказывать, приводя примеры из текста, авторское отношение к героям, анализировать поступки героев.

Проект по разделу «Сказочные события и герои в литературе».

IV.Басни (8ч. +1ч. р/р+1ч. Вн.чт.)

42

Басня как литературный жанр. Близость басни к устному народному творчеству.

Показать особенности языка  произведения, учить работе с текстом произведения.

классика, поэзия

Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль, владеть навыком объяснения смысла морали,  уметь охарактеризовать эпоху, в которой жил и творил  И. А. Крылов; определять идейно-смысловую нагрузку в баснях.

Жанровые особенности басни, истоки басенного жанра, понятия аллегории, морали, басни, олицетворения.

К какому роду литературы относится басня, находить жанровые особенности басни, объяснять отличия басни от сказки.

С.228 вопросы

43-44

И. А. Крылов Сведения о жизни баснописца. «Волк и Ягненок».

Показать отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк и ягнёнок».

Басня, мораль

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Сведения о жизни баснописца.   Содержание и композиция басни «Волк и Ягненок».

Составлять план рассказа о баснописце, объяснять жанровые и языковые особенности басни, сопоставлять литературный текст с иллюстрациями, объяснять аллегорический смысл басни.

С.223 ;241 вопросы

45-46

 «Волк на псарне», «Квартет».

Показать отражение исторических событий Отечественной войны 1812 года в басне «Волк на псарне».

Басня, мораль

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Содержание и композиция басен. Что высмеивает Крылов в баснях,  их общую интонацию, смысл.

Находить аллегорию, мораль и объяснять их, использовать поговорки, пословицы, афоризмы из басен Крылова в речи.

Басню по выбору наизусть

47-48

 «Демьянова уха», «Свинья под дубом».

Показать особенности языка  произведения, учить работе с текстом произведения.

Басня, мораль

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Содержание и композиция басен. История создания басен.

Устанавливать ассоциативные связи  с произведениями живописи, выразительно читать наизусть басню.

С.238; 243 вопросы




49

 Р.р. Подготовка к  контрольному домашнему сочинению по басням

И.А. Крылова.

Показать особенности языка  произведения, учить работе с текстом произведения.

Басня, мораль

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Жанровые особенности басни, истоки басенного жанра, понятия аллегории, морали, басни, олицетворения.

На основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения.

Домашнее сочинение

50-51

Вн. чт.

Басни Эзопа и Лафонтена.

Показать особенности языка  произведения, учить работе с текстом произведения.

Басня, мораль

Знать художественные особенности басни; уметь на основе морали одной из басен сочинить свою, понимать, что басня не только эпический, но и сатирический жанр.

Отличительные особенности басен Эзопа и Лафонтена.

Выделять отличительные черты басен Эзопа и Лафонтена, выразительно читать, анализировать басни.

Проекты по разделу «Басни».

V. Человек перед лицом жизненных испытаний (27ч. +  2ч. р/р.)

52

М. Ю. Лермонтов Сведения о жизни поэта. Тема  Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Познакомить  учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер

стихи и проза

Знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.

Сведения о жизни поэта. Значение темы Отечественной войны 1812 года в поэзии Лермонтова.

Устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.

С.6-10 выразительное чтение

53-54

«Бородино». Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании; образность языка, звукопись.

Познакомить  учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер

стихи и проза

Знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.

История создания стихотворения, героическая направленность, отношение автора к родине. Значение рассказчика-солдата в поэтическом повествовании

Передать сюжет стихотворения, объяснять его диалоговую форму, выделять образность языка, находить прием звукописи.

С.11 вопросы; наизусть

55-56

Тема и идея художественного произведения. Эпитет и сравнение.

Познакомить  учащихся с детством поэта, условиями, в которых формировался решительный и страстный характер

Тема, идея

Знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев, показывать и понимать патриотический пафос стихотворения, мастерство М. Ю. Лермонтова в создании батальных сцен.

Особенности темы и идеи стихотворения, понятия эпитета и сравнения как средств художественной выразительности.

Выразительно читать стихотворение наизусть, находить эпитет и сравнения, выделять тему и идею стихотворения.

С 13 вопросы

57-58

А. В. Кольцов (2).  Сведения о жизни поэта. «Косарь». Близость стихотворения к народной песне.

Познакомить  учащихся  с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «Косарь»

ямб, хорей

Сведения о жизни поэта. Уметь определять близость стихотворения к народной песне.

Сведения о жизни поэта. Читать стихотворение  «Косарь». Понимать идею произведения.  Близость стихотворения к народной песне.

Выразительно читать стихотворение, соблюдая нормы литературного произношения. Объяснять, как произведение становится песней.

С.16; 20 вопросы

59

Картины степи, свободного крестьянского труда как выражение вольного духа русского человека.

Познакомить  учащихся  с биографией и чертами личности поэта, нашедшими отражение в стихотворении «Косарь»

ямб, хорей

Сведения о жизни поэта. Уметь определять близость стихотворения к народной песне.

Алгоритм анализа стихотворения, авторское отношение.

Анализировать стихотворение в соответствии с планом.

Анализ стих-я

60

И. С. Тургенев Сведения о жизни писателя.  «Аннибалова клятва» Тургенева. «Муму». История создания рассказа.

Познакомить с обстоятельствами, объясняющими появление рассказа, показать своеобразие Тургенева-повествователя.

Развивать навыки выразительного чтения, работы с текстом.

поверье, быличка.

Знать содержание рассказа Тургенева, уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

Сведения о жизни писателя.  «Аннибалова клятва» Тургенева.  Содержание рассказа «Муму». История его  создания.

Соотносить описания быта и нравов крепостнической России в рассказе со знаниями об этом периоде из истории.

Чтение глав; с.54 вопросы

61

Непримиримое отношение писателя к угнетению, жестокости  и унижению людей.  Влияние на человека барства и рабства.

Ввести  в мир тургеневского рассказа

Показать через сопоставление Герасима с людьми, окружавшими его в доме барыни, нравственное превосходство героя.

пейзаж, интерьер

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Значение понятий крепостного права, крепостничества, сюжета рассказа. Влияние на человека барства и рабства.

Комментировать художественный текст, устанавливать ассоциативные связи с произведениями живописи. Выборочно пересказывать эпизоды, составлять цитатный план.

Выразительное чтение диалогов;.с.55 вопросы

62

Трудолюбие, широта души, чувство собственного достоинства Герасима, его нравственное превосходство над барыней и ее челядью.

Продолжить  сопоставительную характеристику Герасима в ситуациях «друзья» и «враги», развивать умение краткого пересказа, проследить за изменениями в главном герое

пейзаж, интерьер

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Сюжет рассказа, понимать духовные и нравственные качества Герасима.

Сопоставлять главного героя с окружающими, составлять его характеристику, использовать цитаты из текста в связном ответе.

Чтение глав;.с.55 вопросы

63-64

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Провести частичный анализ, подготовить учащихся к сочинению.

пейзаж, интерьер

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Роль описаний природы в рассказе. Эпитеты и сравнения как средство выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

Строить устное высказывание с опорой на текст, определять роль эпитетов и сравнений как средств выражения переживаний персонажей и авторского отношения к героям.

С.55 вопросы. подготовка к сочинению

65

Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу

И.С. Тургенева «Муму».

Написание сочинения.

пейзаж, интерьер, поверье, быличка.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Определение понятий портрета, пейзажа, литературного героя.

Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами

66

Н.А.Некрасов сведения о жизни писателя «Школьник».

Познакомить  учащихся  с биографией и чертами личности поэта,

Лирика,как род литературы

Знать автора, биографические факты.

Основные факты жизни и творческого пути Н.А.Некрасова

План рассказа о Некрасове; наизусть

67

 Некрасов- народный поэт.«Крестьянские дети».

Познакомить учащихся с жизнью крестьянских детей.

Сравнения, эпитеты,метафора, гипербола

Знать определения и уметь находить  в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определять композицию произведения, давать характеристику его героев

Определение понятий портрета, пейзажа, литературного героя.

Выбирать эпизоды для характеристики персонажей, устанавливать ассоциативные связи с иллюстрациями.

Отрывок наизусть

68

Л. Н. Толстой  Сведения о жизни писателя. Толстой на Кавказе.

«Кавказский пленник».  Быль как литературный жанр.

Дать  общее представление о пути Л.Н.Толстого, обучение анализу эпического произведения, продолжение работы с литературоведческими терминами.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать автора, биографические факты жизни писателя, связанные с войной на Кавказе, историю создания рассказа «Кавказский пленник»; определение понятий:
«рассказ-быль», «сюжет», «фабула», «литературный герой»;
уметь ими оперировать при анализе произведения, определять главных сюжетных героев, их роль в произведении, специфику жанра.

Основные факты жизни и творческого пути Л.Н. Толстого; историю создания произведения.

 Воспринимать художественный текст; выделять смысловые части рассказа, составлять план прочитанного; формулировать тему, идею, проблематику произведения.

С.79-102 чтение

69

Нравственная стойкость, жизненная активность, человечность (Жилин) в противопоставлении пассивности, слабодушию (Костылин).

Обучение  умению отбирать материал из текста для работы над темой, развитие навыков сопоставительной характеристики героев

Формирование умения грамотной письменной речи.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка),
уметь ими оперировать при 1 создании сравнительной характеристики, выявлять авторскую позицию, составлять рассказ от лица
героев.

Особенности композиции рассказа,  позиция автора в рассказе, содержание рассказа, понимать  жизненную позицию главного героя.

Способность передавать содержание прочитанного текста; владение монологической и диалогической речью.

С.102-103 вопросы

70

Мысли писателя о дружбе людей разных народов как естественном законе человеческой жизни.  

Обучение  умению отбирать материал из текста для работы над темой, развитие навыков сопоставительной характеристики героев

Формирование умения грамотной письменной речи.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

Авторская позиция и способы  ее выражения.

Совершенствовать навыки устного и письменного высказывания.

С.103 вопросы

71

Горцы и природа Кавказа в восприятии рассказчика. Сюжет и герои художественного произведения

Обучение  умению отбирать материал из текста для работы над темой, развитие навыков сопоставительной характеристики героев

Формирование умения грамотной письменной речи.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать понятия сопоставление, противопоставление»; средства раскрытия характеров действующих лиц (поступки, портрет, пейзаж, авторская оценка)

Сюжет и герои художественного произведения.

Анализировать прозаический  текст, развивать умение  давать устный и письменный  ответ на тему, совершенствовать речевые навыки.  

С.103 вопросы

72

Л.Н.Андреев Сведения о жизни писателя. «Кусака».

Развивать навыки художественного пересказа, выразительного чтения.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Основные факты жизни и творческого пути  писателя, история создания рассказа, его  содержание.

 Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; понимать точку зрения собеседника, познавать право на иное мнение.

С.112-120 чтение;. озаглавить части

73

Нравственные уроки рассказа. Природа как средство изображения внутреннего состояния героев.

Развивать навыки художественного пересказа, выразительного чтения.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Особенности композиции и проблематики произведения.

 Отвечать на проблемный вопрос.

Отрывок наизусть.

74-75

А.И.Куприн. Сведения о жизни писателя. «Белый пудель».

Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Основные факты жизни и творческого пути  писателя, история создания произведения, его  содержание.

Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

С.125-157 чтение; озаглавить части

77-78

 Причина столкновений персонажей в рассказе. Верность и отвага (Сережа) против эгоизма и своеволия (Трилли).

Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

 Содержание изучаемых глав; образную природу словесного искусства.

 Характеризовать особенности сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств; выявлять авторскую позицию.

С.158 вопросы

78-79

Средства изображения героев (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).

Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Содержание и проблематику изученного произведения.

Сопоставлять поступки героев, использовать сравнительные характеристики.

С.158 вопросы; подготовиться к сочинению

80

Р.р. Написание контрольного сочинения по рассказу И.А. Куприна «Белый пудель».

Знакомство с рассказом А.И.Куприна «Белый пудель», развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать, уметь охарактеризовать героев повести, давать оценку их поступкам,

определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию.

Содержание и проблематику изученного произведения.

Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

 Задания электронного образовательного ресурса

VI. Поэзия природы (11 ч. )

81

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

эпос, лирика, драма

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение).

Любовь поэтов к родной природе как выражение их патриотических чувств и глубокого восприятия красоты окружающего мира.

Называть поэтов, которые в стихотворениях воспевали красоту природы.

С.173 вопросы

82

А.С. Пушкин. «Обвал». А.Н. Майков. «Пейзаж», «Ласточки».

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Ямб, хорей, размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение).

 Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворенность природы, единство в ней человека.

  Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.

С.163; 169 вопросы

83-84

Ф.И. Тютчев. «Как хорошо ты, о море ночное…», «Есть в осени первоначальной…»; К.Д. Бальмонт. «Где б я ни странствовал, везде принимаю...».

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Ямб, хорей, размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение).

Философская глубина, афористичность  стихотворений поэта.

 Анализировать, высказывать свою точку зрения. Выразительно читать произведение; формулировать тему, идею, проблематику; выражать свою точку зрения.

Наизусть по выбору»;

85

Н.И. Рыленков. «Все в тающей дымке…».

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Ямб, хорей, размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять  настроение, которым проникнуто стихотворение).

 Сведения о жизни и творчестве поэтов, тематику стихотворений. Одухотворённость природы, единство в ней человека.

 Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.

Проект по разделу «Поэзия природы».

86-87

К.Г.Паустовский.  

Сведения о жизни писателя. Очерк как вид эпического произведения «Мещерская сторона». 

Показать сказочные и реальные мотивы народная мудрость и народная мораль в сказке.

Развивать навыки комментированного чтения; работать с понятием «эпитет»; формировать умение работать в группах.

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать содержание рассказов К. Паустовского, уметь определять тему произведения, выделять проблемы, знать черты романтизма

 Сведения и жизни и творчестве писателя, историю создания произведения, содержание, героев.

Воспринимать и анализировать художественный текст, формулировать тему, идею, проблематику, давать характеристику героев.

Отрывок наизусть ; 183, 185, 186 вопросы

88

«Мысль писателя о необходимости гармонии человека и природы.

Показать сказочные и реальные мотивы народная мудрость и народная мораль в сказке.

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

 Особенности композиции и проблематики произведения.

С.190-188 вопросы

89-90

Лиризм описаний, выразительность и красочность языка.

Показать сказочные и реальные мотивы народная мудрость и народная мораль в сказке.

Развивать навыки комментированного чтения; работать с понятием «эпитет»; формировать умение работать в группах.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Образную природу словесного искусства.

Владеть монологической и диалогической речью; выбирать и использовать выразительные средства языка.

С 191 вопросы

91


Е. И. Носов.

«Тридцать зерен». «Как ворона на крыше заблудилась».

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

 Содержание рассказов.

Анализировать художественные тексты; сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев; выражать свое отношение к прочитанному произведению.

С.197 вопросы

VII. «Идет война народная, священная война!...»  (5 ч. + 1ч. Вн.чт.)

92-93

К.М. Симонов. «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…»; А.А. Сурков. «Бьется в тесной печурке огонь…»;

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Ямб, хорей, размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

Факты жизни и творческого пути поэтов, историю создания стихотворений, тему исторической памяти.

Составлять тезисный план о писателе, цитатный план статьи учебника.

Наизусть по выбору

94

А.А Твардовский             « Рассказ танкиста».

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Ямб, хорей, размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения

Факты жизни и творческого пути поэтов, историю создания стихотворений, тему исторической памяти

Анализировать, как автор создает живой и убедительный  образ ребенка-патриота ;народный характер, воплощение черт русских богатырей.

С 204 вопросы

95-96

Муса Джалиль «Мост» «Случается порой» С. С. Орлов « Тонкая российская берёза»; Р. Гамзатов. «Журавли».

Развивать навыки выразительного чтения, анализа стихотворения.

Ямб, хорей, размеры стиха

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения.

 Факты жизни и творческого пути поэтов, историю создания стихотворений, образную природу словесного искусства.

Анализировать, как автор создает живой и убедительный народный характер, воплощение черт русских богатырей.

Наизусть; с 209 вопросы

97

Вн. чт. В.П. Катаев. «Сын полка».

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Основные факты жизни и творческого пути  писателя, история создания произведения, его  содержание.

 Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

рисунок

VIII. Рассказы о твоих сверстниках (5 ч.)

98

Ю.П.Казаков. Сведения о жизни писателя. «Тихое утро». Смысл заглавия рассказа.

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Основные факты жизни и творческого пути  писателя, история создания произведения, его  содержание.

 Выразительно читать фрагменты, владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге.

С.224-225 вопросы

99

В.А.Солоухин. Сведения о жизни писателя.  «Мститель». Рассказ как жанр литературы

Развивать навыки аналитического чтения; обучать составлению характеристики героя и работе с планом.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Основные факты жизни и творческого пути  писателя, история создания произведения, его  содержание.

 Анализировать художественный текст, давать характеристику герою; характеризовать авторскую позицию, своё отношение к прочитанному произведению, находить свойства и различия между автором и его героем.

С.232 вопросы

100-101

В.П. Астафьев . Сведения о жизни писателя. «Васюткино озеро» (в сокращении).

Познакомить учащихся с писателем. Знакомство с рассказом, развитие навыков комментированного чтения. Развитие навыков комментированного чтения; обучение работе с художественной деталью.

завязка, кульминация, развязка; монолог и диалог.

Знать, уметь охарактеризовать героев, давать оценку их поступкам, определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести.

Основные факты жизни и творческого пути  писателя, история создания произведения, его  содержание.

Анализировать художественный текст, давать характеристику герою; характеризовать авторскую позицию, своё отношение к прочитанному произведению, находить свойства и различия между автором и его героем.

С.259 вопросы

102

 Итоги года Рекомендации на летнее чтение.

Формы и средства контроля

№ п.п.

Тема

Кодификатор

Форма контроля

Р.р. Контрольная работа  по сказке Х.К.Андерсена «Снежная королева».

Знать отличия литературной сказки от народной. Создавать сочинение- рассуждение в соответствии с темой, учитывая принцип анализа  прочитанного произведения,  оценивать поступки героев, выражать собственное мнение, приводя цитаты из текста.

Классное сочинение

Р.р. Подготовка к контрольной работе   по басням И.А. Крылова.

На основе морали басни доказать ее сатирические истоки, приводя цитаты из текста, включать авторское отношение к героям, высказывая свою точку зрения. Использовать в речи понятия морали, аллегории, олицетворения.

Домашнее сочинение

Р.р. Контрольная работа  по рассказу  И.С. Тургенева «Муму».

Определять роль портрета, пейзажа, интерьера в создании образа литературного героя, обосновывать авторское отношение к герою, сравнивать его с другими персонажами

Классное сочинение

Р.р. Контрольная работа  по произведению А.И. Куприна «Белый пудель».

Знать содержание и проблематику изученного произведения. Работать над сочинением по конкретной теме, выбранной самостоятельно, формулировать идею,  подбирать цитатный материал, аргументировать собственную точку зрения, редактировать написанное сочинение. Свободно работать с текстом изученного произведения.

Классное сочинение

Перечень учебно-методических средств обучения

Основная литература

Аюпов С.М. Художественный мир русской прозы 18 – 19 вв.  -  Сыктывкар: Знание, 2004.

Беленький Г.И., Снежневская  М.А. Литература. Начальный курс 5 класс.  Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2008.

Беляева Н.М.  Уроки изучения лирики в школе. – М.: Вербум-М, 2004.

В.П.Журавлев.  Читаем, думаем, спорим… 5 класс.-  М.: Просвещение, 2008.

Инструктивно-методическое письмо о преподавании русского языка в 2010-2011 учебном году    в общеобразовательных учреждениях Белгородской области.

Мещерякова М.И.  Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: «Рольф», 2001.

Сборник нормативных документов. Литература.  Федеральный компонент государственного стандарта. -  Москва:  Дрофа, 2007.

Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 5 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2008.

Фогельсон. И.А. Урок литературы. Знания. Умения. Навыки. Творческий поиск.- М.: Материк – Альфа, 2006.

Дополнительная учебная  литература

Агафонова  М.И. Литература. Тесты 5 – 8 классы. – Москва: Дрофа, 2000.

Бельская  Л.Л. Литературные викторины.  – М.: Просвещение, 2005.

Егорова  Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. - Москва:  ВАКО, 2004.

Егорова  Н.В. Поурочные разработки 5 класс. -  М.: Вако, 2007.

Зинина Е.А. Сборник заданий для проведения экзамена в 5 классе. - Просвещение, 2006.

Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, «Аквариум», 1997.

Колганова Т.А. Литература. Сборник упражнений: 5 класс. – М.: Радиус, 1999.

Мордес  Е.М. Искать, пробовать, обучать… Нетрадиционные уроки по русскому и литературе. 5 – 11 классы. - Волгоград: Учитель, 2002.

 Обернихина Г.А. Как написать сочинение в 5  классе? 5 – М.: Наука, 2003.

Семенова А.Н. Русская литература в вопросах и заданиях. – М.: ВЛАДОС, 2006.

Справочные пособия

Грубер Е.И. Этимологический словарь русского языка. – Москва:  Локид-Пресс, 2007.

Истрин В.А. 1100 лет славянской азбуки. - М., 1963.

Крысин  Л.П.  Толковый  словарь  иноязычных  слов. – М.: Просвещение,  1998.

Крысин  Л.П.  Школьный  словарь  иностранных  слов. – М.: Просвещение, 1997.

Ожегов  С. И Толковый словарь русского языка.- М.: Просвещение, 2000.

Михайлова О.А. Орфоэпический словарь русского языка. - Екатеринбург:  Фактория, 2006.

Срезневский И.И. Словарь древнерусского языка. - М.: Книга, 1989.

Чернец Л.В. Школьный словарь литературоведческих терминов. – М.: Просвещение, 2005.

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. В 4-х томах. – М.: Астрель. АСТ, 2004.

Шанский Н.М.  Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Дрофа, 2007.

Ресурсы ИКТ

1.«Кирилл и Мефодий» Литература 5-6 класс                                      

2.Электронные образовательные ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...