Урок литературы 10 класс
план-конспект урока по литературе (10 класс) по теме

Галина Васильевна Солонченко

"Петербургские повести" Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ "маленького человека" в "Петербургских повестях"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury_10_a_kl.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы 10 А кл.31.10.12

Тема:"Петербургские повести" Н. В. Гоголя (обзор с обобщением ранее изученного). Образ "маленького человека" в "Петербургских повестях".

Цели урока:

Образовательная – продолжить знакомство с  творчеством Гоголя, показать своеобразие  произведения,

Развивающая – развить у учащихся навыки грамотного и свободного владения литературной речью, умение выделять главное, анализировать, делать выводы на основе уже известного материала;

Воспитательная – привить любовь к литературе и поэтическому слову, формирование знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей.

Оборудование: портрет писателя, иллюстрации, аудиозапись

Ход урока.

Организационный момент: проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и целей урока, оформление записей в тетрадях.

   Начаем урок-семинар с повторения повести "Шинель" и ее осмысления в контексте всего цикла "Петербургские повести".

Вопросы и задания к повести "Шинель"

1.      Докажите, что повествование в повести ведется от лица рассказчика, который не совпадает с автором. В чем смысл изменения отношения повествователя к Акакию Акакиевичу на протяжении повести?

2.      Подтвердите примерами мысль о том, что главный герой повести лишен "лица" от рождения (имя, фамилия, портрет, возраст, речь и т. д.).

3.      Докажите, что образ Акакия Акакиевича "живет" в двух измерениях: в обезличенной действительности и в бесконечной и вечной Вселенной. Почему именно попытка героя обрести свое "лицо" приводит его к гибели?

Проблемы семинара могут быть предложены для обсуждения группам учащихся.

План семинара

1.      Охарактеризуйте образ "маленького человека" на примере главных и второстепенных героев повести "Невский проспект". Почему гибнет Пискарев и торжествует Пирогов?

2.      Можно ли считать "маленьким человеком" майора Ковалева из повести "Нос"? Какой смысл приобретает в повести мотив потери "лица"? Какова роль в повести фантастики и гротеска?

3.      Какова эволюция художника Чарткова в повести "Портрет"? Можно ли его трактовать, как образ "маленького человека"?

4.      Индивидуальное задание 1. Какое место в сборнике "Петербургские повести" занимает повесть "Коляска"? Как в ней решается проблема человеческой личности?

5.      Индивидуальное задание 2. Найдите черты "маленького человека" в образе Поприщина ("Записки сумасшедшего"). В чем своеобразие этого героя? Как в повести отражается проблематика всего сборника?

6.      Индивидуальное задание 3. Можно ли считать "Рим" органической частью "Петербургских повестей"? Попробуйте отыскать черты общности этого произведения с другими повестями цикла.

Итог урока. Петербург в повестях Гоголя олицетворяет собой мир, живущий обманом и ложью. Жизнь может неожиданно обернуться для человека нелепой, странной, фантастической и безжалостной. Страшная и мрачная романтика Петербурга пропитана злом, губительным для "маленького человека" и способна принимать самые неожиданные и волшебные формы. Вместе с тем, Гоголь -- мастер реальных образов, умеющий в самом обыкновенном видеть поэзию, подмечать существенные стороны жизни и человеческих типов. Но реальность, соединяясь с фантастикой, становится страшной, гротесковой. Это подчеркивает призрачность действительности и непрочность, неустойчивость, зыбкость человека в столкновении с миром зла.

Домашнее задание. Выявите отличие образа Акакия Акакиевича Башмачкина от других образов "маленького человека" в русской литературе: Самсон Вырин и Евгений ("Станционный смотритель" и "Медный всадник" Пушкина), Макар Девушкин ("Бедные люди" Достоевского) и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературы в 9 классе. Литература Древней Руси. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Цели:1. Повторить изученные ранее жанры древнерусской литературы;2. Познакомить учащихся с периодами развития древнерусской литературы.3  Воспитывать любовь к литературе.4 Познакомить с историей ...

Конспект урока литературы по теме: "Литература как искусство слова. Учебник литературы и работа с ним." для 5 класса

Цель: познакомить учащихся со структурой и особенностями учебника-хрестоматии, заинтересовать предметом – литературой....

Статья по литературе "Общая характеристика русской литературы XIX века (материал к уроку литературы в 10 классе)"

История русской литературы XIX века неотделима от истории освободительного движения, которое прошло три главных периода....

Урок литературы для 9 класса «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы»

Данная презентация предназначена для проведения урока в 9 классе по теме «Древнерусская литература. Слово о полку Игореве – величайший памятник древнерусской литературы». В през...

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века".

Презентация к уроку литературы в 10 классе "Введение.  Русская литература XIX века  в контексте мировой культуры.  Основные темы и проблемы русской литературы XIX века"....