Урок развития речи в 7 классе на тему «Что ты, подлая, сделала?
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

  1. Ознакомить с биографией и творчеством Б Васильева.
  2.  Помочь ученикам понять и оценивать поступки героев .
  3. .Воспитывать высокие патриотические качества.

Помочь учащимся вынести обвинительный приговор войне

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a_zori.docx20.1 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 7 классе на тему «Что ты, подлая, сделала?

( по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»)

Цели. 

Ознакомить с биографией и творчеством Б Васильева.

 Помочь ученикам понять и оценивать поступки героев .

.Воспитывать высокие патриотические качества.

Помочь учащимся вынести обвинительный приговор войне

Оборудование. Портрет Б Васильева, выставка его книг

Подготовительная работа.

Прочитать повесть.

Подготовить доклад о биографии Б.Васильева

Ход урока

1. Организационный момент. 1Вступительное слово учителя.

  Вот уже много десятилетий наша страна живет под мирным небом. Ни гулов орудий, ни артиллерийских залпов мы не слышим. Про события военных лет узнаем из книг и кинофильмов. Из них узнаем всю  страшную правду.

  Сколько жизней погубила война. Сколько молодых жизней погубила она. Сколько семей не дождалось с полей боев отцов, братьев, сыновей, сестер… Сколько искалеченных судеб оставила после себя война. (Звучит стихотворение «Много лет, как кончилась война…).

   Одним из писателей, воспроизведших картины войны в произведениях является Б.Васильев.

3 Послушаем доклад ученика. (Борис Львович Васильев – участник Великой Отечественной Войны, после войны – военный инженер, потом – кинодраматург. Повесть «А зори здесь тихие…» - его первое прозаическое произведение. Оно было напечатано в 1969 году в журнале «Юность». За эту повесть Б. Васильев был удостоен Государственной премии СССР, а за сценарий «А зори тихие…» - премии Ленинского комсомола. Потом появились повести «Самый длинный день», «Иванов катер», «Не стреляйте в белых лебедей». Но первое произведение было о войне, о погибших девушках. Писатель вспоминает: «…замысел повести родился от толчка памяти. На фронт я попал, едва окончив 10 класс, в первые дни войны. Точнее, 8 июля 1941 года. А 9 июля, было это под Оршей, мы, бойцы комсомольского истребительного батальона, задачей которого была борьба с диверсантами, вышли на свое первое задание в лес. И вот там, среди живой зелени лесной поляны, такой мирной в своей тишине, ароматах нагретой солнцем хвои и трав, я увидел двух мертвых деревенских девчушек. Фашистские десантники убили их потому, что девочки просто увидели врага… Я потом повидал немало горя и смертей, но этих незнакомых девочек забыть никогда не мог… Сами понимаете, что от этой не стираемой годами картины до сюжета повести – большая и сложная дистанция. Но импульс был именно здесь…»)

Итак, сегодня мы остановимся на повести «А зори здесь тихие» и поговорим о судьбе 5 молоденьких девушек. О том, как жестоко с ними обошлась война.

Повторение элементов сюжета, особенностей  композиции повести.                      Чтение письма учителем.

                                       Привет, старик!

Ты там доходишь на работе, а мы ловим рыбешку в непыльном уголке. Правда, комары проклятые донимают, но жизнь все едино райская! Давай, старик, цыгань отпуск и рви к нам. Тут полное безмашинье и безлюдье. Раз в неделю шлепает к нам моторка с хлебушком, а так хоть телешом весь день гуляй. К услугам туристов два шикарных озера с окунями и речка с хариусами. А уж грибов!…

Впрочем, сегодня моторкой приехал какой-то старикан: седой, коренастый, без руки и с ним капитан-ракетчик. Капитана величают Альбертом Федотычем (представляешь?), а своего старикана он именует посконно и домотканно — тятей. Что-то они тут стали разыскивать — я не вникал…

…Вчера не успел дописать: кончаю утром.

Здесь, оказывается, тоже воевали… Воевали, когда нас с тобой еще не было на свете.

Альберт Федотыч и его отец привезли мраморную плиту. Мы разыскали могилу — она за речкой, в лесу. Отец капитана нашел ее по каким-то своим приметам. Я хотел помочь им донести плиту и — не решился.

А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел.

3. Работа с текстом письма.

- сравнить лексику 1 и 2 части повети. (В 1 части встречаются разговорные слова с пренебрежительным оттенком. (Рыбешка, доходишь, цыгань, шлепает, хлебушек, донимают, рви, старикан..) А во 2 части слова нейтральной лексики).

 Вопрос классу

- Почему тон письма изменился? (Автор письма узнал историю 5 девушек, которую рассказал Васков и у него возникло чувство уважения к старому человеку, очевидцу всех тех событий, о которых он рассказал).

4.Фронтальная беседа по вопросам:

-Какая же надпись была высечена на мраморной плите? (имена 5 девушек)

-Что заставило этих девушек много лет назад собраться на этом разъезде и остаться здесь навсегда?

- Вспомним историю каждой девушки до войны.

-Дайте описание девушек. (Лиза Бричкина – плотная, коренастая, любит и знает природу), Соня Гурвич – (незаметная, исполнительная, с писклявым голосом), Женя Комелькова (красивая, с зелеными глазами, рыжими волосами, веселая), Галя Четвертак- (худенькая, выдумщица), Рита Осянина –(смелая, красивая, ответственная).       (чтение отрывков, характеризующих героинь)

- При каких обстоятельствах погибают девушки? Учащиеся рассказывают эпизоды, в которых описывается смерть каждой девушки.      (просмотр кадров видеофильма)

 -  Какие у них были планы на будущее и почему их мечтам не суждено было осуществиться? Кто в этом виноват?

-Что оставила война от этих молодых, полных жизни красивых девушек с планами на будущее? От  Лизы Бричкиной – жидкую грязь от затянувшего ее болота, от Сони Гурвич – две узкие щели в груди..,  От Жени Комельковой – гордое, прекрасное, но неживое лицо…, Гали Четвертак – булькающий хрип, исходящий от лица, утыканного в землю..., от Риты Осяниной – вздрагивающие сквозь черную кровь сизые внутренности, так как осколок разворотил ей живот.

   - Какие чувства испытывает Федот Евграфыч после гибели девушек? (Чувствует себя виноватым во всем. И всю жизнь прожил с этим чувством. Поэтому, спустя десятилетия, помнит обо всем этом и приезжает на разъезд)

- Еще раз вернемся к вопросу: Кто это сделал? (Война)

5. Вынесение приговора войне. Задание учащимся . Вспомнив все страшное, что сотворила с девушками война вынесем ей обвинительный приговор и запишем  в тетрадях .

Примерные записи:

- Война, ты

- растоптала чистые зори грязными сапогами;

-превратила прекрасное в безобразное;

- выгнала из домов мирных людей;

-разлучила любящих друг друга людей;

-отняла у детей родителей, у родителей детей;

-Сделала людей убийцами;

-оставила в сердцах чувство вечной вины;

-погубила множество молодых жизней4

-развеяла мечты о светлом будущем;

(Читается стихотворение М.Алигер «Если б не было того, что миновало)

6.Выводы 6

Чтобы больше никогда не было войны, мы очень сильно должны любить мир. Должны всегда помнить, что рядом с нами живут люди, не пожалевшие себя  для того, чтобы сохранить для нас Родину.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Описание как тип речи" Материалы к уроку развития речи. 5 класс.

По вопросам и заданиям, содержащимся в данной публикации, можно организовать работу школьников при изучении темы "Типы речи. Описание". Листы с текстами и заданиями удобно использовать как раздаточный...

Интегрированный урок развития речи и экологии на тему "Люби и охраняй природу"

Конспект урока для подготовки к домашнему сочинениюЦель:подготовить учащихся к домашнему сочинению на тему «Люби и охраняй природу»Задачи урока : 1....

Урок развития речи. 6 класс. Тема урока:"Описание природы. Зима"

Методическая разработка урока по развитию речи в 6 классена конкурс«Современный урок как средство эффективного и качественного образования»«Описание природы. Зима»....

Урок развития речи в 5 классе. Тема урока. Учимся говорить правильно, точно, выразительно. Урок развития речи 5 класс

Методическая разработка на заочный  районный конкурс по проблеме формирования культуры речи обучающихся....

Урок развития речи. 8 класс. Литература.Тема. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин. (По роману А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.)

Сравнительная характеристика двух литературных персонажей - один из трудных жанров школьного сочинения. На этом уроке идет подготовка к написанию сочинения, рассматриваются поэтапно приемы сопоставлен...

Разработка урока развития речи. 6 класс. Тема: Анализ текста художественного стиля. А. ДОРОХОВ «Встреча со змеей».

Цель урока: научить учащихся анализировать текст художественного стиля, применяя стадии вызова, осмысления, размышления.Учебные задачи:-Отработка навыков анализа текста.-Учить через слово текста наход...

Типы речи урок развития речи 5 класс

Урок развития речи 5 класс...