Календарно тематическое планирование по Литературе 6 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (6 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования, Примерной программы среднего полного общего образования по литературе (базовый уровень); программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы-составители Г.И. Беленький, Э.А. Красновский, Ю.И. Лысый, М.А. Снежневская, О.М. Хренова - М., «Просвещение», 2009г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
М.А.Снежневская, О.М.Хренова Литература. 6 класс: учебник –хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2 ч.; под ред.Г.И.Беленького. -12 –е изд., - М.: Мнемозина, 2011.
Цель рабочей программы: развитие речевой культуры, коммуникативной компетенции обучающихся и духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре.
Задачи рабочей программы:
-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, чувством патриотизма;
-поэтапное, последовательное формирование умений читать комментировать, анализировать художественный текст;
-постижение смысла, заложенного в художественном тексте; создание собственного текста;
-овладение важнейшими общеучебными умениями и действиями (осуществлять поиск, находить и обрабатывать информацию из различных источников);
-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.
Рабочая программа рассчитана на 70 учебных часов, 2 часа в неделю.
Учебно-методический комплект:
М.А.Снежневская, О.М.Хренова Литература. 6 класс: учебник –хрестоматия для
общеобразовательных учреждений: в 2 ч.; под ред.Г.И.Беленького. -12 –е изд., - М.: Мнемозина, 2011г.
Формы организации учебного процесса:
Одним из условий создания на уроке среды взаимодействия является использование различных видов обучения: личностно-ориентированного, проблемного, проектного.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков,
комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок -
лекция, урок - игра, урок-практикум, урок развития речи, литературная
викторина.
В процессе изучения курса литературы учащиеся могут принимать
участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе.
Методы и приёмы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу;
индивидуальный устный опрос;
составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
выразительное чтение;
различные виды пересказа;
заучивание наизусть стихотворных текстов;
определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
подготовка докладов;
написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Ведущей технологией обучения является проблемное обучение, также при изучении разделов курса: «Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека», «Человек в ситуациях нравственного выбора» будет использован метод проектов.
№ п/п | Ведущая технология | Цели | Задачи | Ожидаемые результаты |
1. | Проблемное обучение. | Организация деятельности обучающихся по разрешению проблемных вопросов, задач и ситуаций под руководством учителя или самостоятельно | 1.Поставить ученика в позицию полноправного субъекта обучения. 2.Включить его в процесс взаимодействия (учитель-ученик, ученик-ученик). 3.Организовать деятельность как процесс решения проблем на основе диалога. 4.Организовать обучение на высоком уровне трудности. 5.Создать условия для индивидуальной(самостоятельных и интеллектуально развитых учащихся) и групповой совместной работы. | Творческое овладение обучающимися знаниями, умениями и навыками, развитие их способностей к осмыслению и усвоению новой научной информации. |
2. | Метод проектов. | Организация совместной и индивидуальной работы учащихся над проблемой с предъявлением результатов своей деятельности. | 1.Формировать у обучающихся способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания. 2.Учить работать планировать действия и обдумывать принимаемые решения. 3.Актуализировать речевые умения (говорение, аудирование, чтение и письмо), совершенствовать навыки работы с текстами разных стилей и типов в процессе информационно-смысловой переработки текста. 3.Формировать умения сотрудничать в группе. | Создание индивидуального или коллективного интеллектуального продукта-проекта. |
Содержание программы учебного курса.
Введение (1 час)
Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. О книге и чтении.
«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (10 часов)
1.Устное народное творчество. Былина как один из видов УНТ. Особенность построения и язык былин. Былинный стих, гипербола. Воплощение в былинном герое мечты народа о защитнике родной земли.
2.Древнерусская литература. Письменная литература Древней Руси. Древнерусское летописание. «Повесть временных лет» (сказание о походе Олега на Царьград, о гибели Олега, о мести Ольги, о походах Святослава, о юноше-кожемяке, о белгородском киселе). «Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат» (из «Повести о разорении Рязани Батыем»). Исторические события, отраженные в повести. Картины разорения Русской земли. Прославление патриотического подвига русских воинов. Изображение Евпатия Коловрата как былинного героя. Лиризм повествования, сочувствие рязанцам и русскому воинству.
3.Баллады. В.А.Жуковский – оригинальный поэт-переводчик.
«Светлана». Фольклорная основа баллады. Мысли поэта о торжестве добра и любви на земле. Баллада как литературный жанр. В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Перчатка». Л.Н.Майков. «Емшан», А.К.Толстой. «Канут».
Для самостоятельного чтения: В.А.Жуковский. «Кубок» (из Шиллера).
Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека
(24 часа, 22+ 1р/р)
1.А.С.Пушкин. Широта интересов поэта: историческое пошлое и современность, отражение внутреннего мира человека в творчестве поэта. Для чтения и изучения:«Песнь о вещем Олеге». Летописный источник «Песни…». Ее балладный характер. Художественное воспроизведение быта и нравов Древней Руси. Смысл диалога Олега и кудесника (мудрость и независимость волхва). Торжественность поэтической речи.
«Няне». Волнующая задушевность стихотворения. Экспрессивность лексики, выразительность деталей.
«Зимняя дорога», «Бесы». Многогранность чувств, выраженных в стихотворениях.
«Зимнее утро». Радостное восприятие жизни. Контрастные картины природы, созвучные настроению человека. Роль эпитетов и сравнений в стихотворении.
«Дубровский». Столкновение чести, достоинства независимой личности с произволом, деспотизмом, беззаконием, опирающимися на богатство и власть. «Благородный разбойник» Владимир Дубровский. Роль Маши в его судьбе. Бунт крестьян. Мастерство Пушкина в создании ярких характеров героев, пейзажа, в воспроизведении быта и нравов, в построении романа. Для самостоятельного чтения:«Барышня-крестьянка», «Выстрел».
2.Н.М.Языков .Один из ярких поэтов пушкинской поры. «Песня», «Пловец».
3.М. Ю. Лермонтов. Жизненные условия, породившие чувства одиночества и грусти поэта. «Парус». Обобщенный смысл стихотворения. Сложность переживаний поэта: мятежность, жажда деятельности, одиночество, грусть. Парус в стихах и рисунках Лермонтова. «Три пальмы» Тема красоты, гармонии и дисгармонии человека с миром. Особенности сражения темы одиночества в лирике Лермонтова. Аллегорический смысл стихотворения.
Стихотворные размеры. Для чтения и бесед: «На севере диком…», «Утес», «Казачья колыбельная песня».
4.Н.В.Гоголь Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:«Майская ночь, или Утопленница». Сказочная повесть. Поэтизация чистой, светлой любви. Ироническое изображение «власти» (пана головы). Яркие, проникнутые радостным чувством картины народной жизни и украинской природы. Для самостоятельного чтения:«Вечера на хуторе близ Диканьки».
5.С.Т.Аксаков. Сведения о жизни писателя.Для чтения и изучения:
«Очерк зимнего дня». Наблюдательность писателя, знание русской деревенской жизни, тонкое чувство природы. Особенности интонации.
«О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» (8 часов)
(мотивы родной природы в русской лирике)
1.В.А.Жуковский. «Певец во стане русских воинов». Н.П.Огарев. «Дорога»; И.С.Никитин. «Ярко звезд мерцанье…»; А.К.Толстой. «Колокольчики мои…; А.А.Фет. «Чудная картина…»; И.З.Суриков. «Степь»; К.Н.Станюкович. Сведения о жизни писателя.
Смешное в жизни и литературе (4 часа)
1.А.П.Чехов.Сведения о жизни писателя. Детские и юношеские впечатления как источник ранних произведений. Для чтения и изучения: «Толстый и тонкий», «Смерть чиновника», «Пересолил». Приемы создания комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога в обрисовке героя. Острота комического сюжета.
Для самостоятельного чтения:
«Лошадиная фамилия», «Хирургия» и другие ранние рассказы.
Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления) (10часов, 8+2р/р)
1.В.Г.Короленко. Сведения о жизни писателя. События жизни писателя, отразившиеся в повести «В дурном обществе».
Для чтения и изучения:«В дурном обществе». Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство и гордость. Значение дружбы в жизни юных героев, их нравственное взросление. Утверждение в повести доброты и уважения к человеку. Особенности повествования (рассказ от первого лица).
Портрет литературного героя.
2.Для самостоятельного чтения: Н.Д.Телешов «Домой». Альфонс Доде «Маленький шпион».
3.А.П.Платонов. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения: «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни героини. Её самоотверженность, доброта, отзывчивость.
4.М.М.Пришвин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и изучения: «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, доброго и мудрого хозяина природы. Нравственная суть взаимоотношений Насти и Митраши. Труд в жизни детей. Значение истории Травки для понимания идеи повести. Одухотворение природы, ее участие в судьбе героев. Пейзаж и его роль. Смысл названия произведения. Жанр сказки-были.
Движение весны (11 часов, 10+1р/р)
1.Тема весны в стихотворениях русских поэтов. Красота русской природы в стихотворениях И.А.Бунина, И.Северянина, А.Т.Твардовского, А.П.Межирова.
2.М.М.Зощенко. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:«Не надо врать», Бедный Федя». Роль смеха в рассказах.
3.Ю.М.Нагибин. Сведения о жизни писателя.
Для чтения и бесед:«Старая черепаха». Нравственная победа героя над своими душевными слабостями.
4.В.Г.Распутин. Для чтения и изучения: «Уроки французского». Самовоспитание героя в нелёгких условиях жизни. Уроки доброты и милосердия Лидии Михайловны. Изображение человека в эпическом произведении.
5.Н.М.Рубцов. Сведения о жизни поэта. Для чтения и бесед:
«Детство», «Далёкое», «Звезда полей», «Левитан», «Воробей», «Ласточка», «Старый конь».
6. Д.Олдридж. Сведения о жизни писателя. Для чтения и бесед:
«Последний дюйм». Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа.
Повторение изученного в 6 классе (2 часа)
Требования к уровню подготовки учащихся.
Предметные результаты состоят в следующем:
В познавательной сфере:
-понимание ключевых проблем изученных произведений устного народного творчества, древнерусской литературы, литературы 18 века, русских писателей 19-20 вв. и зарубежной литературы;
-понимание связи произведений с эпохой их написания;
-умение анализировать литературное произведение, определять принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать героев, сопоставлять их;
-определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
-приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
-формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы;
-понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
-восприятие на слух литературных произведений, чтение и восприятие;
-умение пересказывать прозаические произведения их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста, создавать устные монологические высказывания разного типа;
-написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы;
4) в эстетической сфере:
-понимание образной природы литературы, как явления словесного искусства; формирование эстетического вкуса;
-понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Метапредметные результаты проявляются в:
-умении понимать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
-умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
- умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Личностными результатами являются:
-совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
-использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы).
Учебно-тематический план.
№ раздела /темы | Наименование раздела темы | Количество часов | В том числе | |
Контрольных работ | Практических работ | |||
1. | Введение. | 1 | ||
2. | «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» . | 10 | ||
3. | Человек в окружающем его мире. Внутренний мир человека. | 24 | 2 | |
4. | «О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» (мотивы родной природы в русской лирике) | 8 | 1 | |
5. | Смешное в жизни и литературе. | 4 | ||
6. | Нравственная ответственность человека перед собой и обществом (пора взросления). | 10 | 2 | |
7. | Движение весны. | 11 | 1 | |
8. | Повторение изученного в 6 классе. | 2 | 1 | |
Итого | 70 | 1 | 6 |
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе.
№ п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Дата | |
План | Факт | ||||||
1. | Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. | 1 | Человек как главный предмет изображения в художественной литературе. | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии, знать, почему человек является главным предметом изображения; уметь создавать связный текст на необходимую тему | 3.09. | ||
2. | «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой…» | Былина – жанр устного народного творчества. | 1 | Былина как жанр устного народного творчества. Отличие былин от сказок. | Знать определение былин, в чем своеобразие былин как героических песен эпического характера, отличие былин от сказок; уметь отличать былины от других жанров УНТ. | 5.09. | |
3. | Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник» | 1 | Былина «Илья Муромец и Соловей – разбойник». Сюжет, система образов, герои, выражение в былине исторического сознания русского народа. | Знать содержание былины, выделять сюжет, определять героев, понимать основную мысль былины, уметь воспринимать и анализировать поэтику былин. | 10.09. | ||
4. | Особенности построения былин. | 1 | Особенности построения былин (язык, стих, гипербола), система образов, герои, выражение в былине исторического сознания русского народа. | Знать содержание былины, выделять сюжет, определять героев, понимать основную мысль былины; уметь воспринимать и анализировать поэтику былин. | 12.09. | ||
5. | Письменная литература Древней Руси. Повесть временных лет. | 1 | Письменная литература Древней Руси. Специфика. Особенности традиций. Жанры древнерусской литературы. Повесть временных лет. | Знать жанры древнерусской литературы, специфику, основные традиции; уметь воспринимать и анализировать древнерусский текст, уметь охарактеризовать стиль произведения древнерусской литературы. | 17.09. | ||
6. | «Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат». | 1 | «Слово о погибели Русской земли», «Евпатий Коловрат». | Знать содержание произведений, постичь нравственные аспекты произведений; уметь выполнять художественный пересказ текста, характеризовать поэтику произведений. | 19.09. | ||
7. | Баллады. В.А.Жуковский «Светлана», «Лесной царь». | 1 | Жизнь и творчество В.А.Жуковского. Баллады. В.А.Жуковский «Светлана», «Лесной царь» Нравственное содержание баллад. | Знать особенности жанра баллад, сюжет и образную систему баллады; уметь давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты в балладе. | 24.09. | ||
8. | Ф.Шиллер «Перчатка». | 1 | Ф.Шиллер «Перчатка», система образов, сюжет, язык баллады. | Знать особенности жанра баллады , сюжет и образную систему баллады; уметь давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты в балладе. | 26.09. | ||
9. | А.Н.Майков «Емшан». | 1 | А.Н.Майков «Емшан», система образов, сюжет, язык баллады. | Знать особенности жанра баллады , сюжет и образную систему баллады; уметь давать оценку действиям героев, самостоятельно раскрывать нравственное содержание баллады, находить лирические и эпические черты в балладе. | 1.10. | ||
10. | А.К.Толстой «Канут». | 1 | А.К.Толстой «Канут». Сюжет, система образов, композиция, язык произведения. | Знать содержание произведения, сюжетную линию; уметь выстраивать систему образов, определять основную мысль произведения. | 3.10. | ||
11. | Теория литературы. Рифма и строфа в стихотворении. | 1 | Рифма, строфа, ритм, интонация | Знать определение рифмы, строфы, виды рифм; уметь определять вид рифмы. | 8.10. | ||
12-13. | Человек в окружающем мире. Внутренний мир человека. | А.С.Пушкин «Песнь о вещем Олеге». | 2 | Жизнь и творчество поэта. Произведение «Песнь о вещем Олеге». Сюжет, система образов, композиция, язык произведения. Историческая основа произведения. | Знать историческую основу стихотворения, своеобразие «Песни…»; уметь воспринимать и анализировать поэтический текст, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | 10.10.-15.10. | |
14. | Теория литературы. Как учить стихи наизусть? | 1 | Как учить стихи наизусть. | Уметь конспектировать статью. | 17.10. | ||
15. | Зимние мотивы в творчестве А.С.Пушкина. | 1 | «Зимняя дорога», «Зимнее утро», «Бесы». Новые фигуры речи (антитеза, прием контраста). Тема и поэтической идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворений. | Знать понятие темы и поэтической идеи стихотворения; уметь характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию. | 22.10. | ||
16. | А.С.Пушкин «Узник». «Туча», «Цветок». | 1 | Тема и поэтической идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворений. | Знать понятие темы и поэтической идеи стихотворения; уметь характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию. | 24.10. | ||
17. | А.С.Пушкин «Дубровский» Изображение русского барства. | 1 | А.С.Пушкин «Дубровский» История создания произведения. Сюжет, композиция, герои, идея произведения. Роман, повесть как жанры произведений. Русское барство. Два барина: Троекуров, Дубровский. | Знать понятия “сюжет” и “композиция”; роман как один из эпических жанров литературы, историческую подоплеку произведения; уметь составлять план событий, говорить о композиции романа. | 29.10. | ||
18. | Благородный разбойник- Владимир Дубровский. | 1 | Благородный разбойник Владимир Дубровский. Портрет литературного героя. | Знать определение портрета литературного героя; уметь характеризовать героя по плану. | 31.10. | ||
19. | Роль Маши Троекуровой в судьбе В.Дубровского. | 1 | Характеристика Маши Троекуровой | Уметь характеризовать героя по плану. | 14.11. | ||
20-21. | Изображение крестьянского бунта в произведении. | 1 | Изображение крестьян в произведении. | Знать содержание романа; уметь выбирать необходимые фрагменты для анализ произведения. | 19.11.-21.11. | ||
22. | р/р Изложение с элементом рассуждения: «Какие обстоятельства заставили Дубровского стать разбойником?» | 1 | Изложние с элемнтом рассуждения | Знать содержание произведения; уметь близко к тексту излагать текст, составлять простой план, создавать текст повествования с элементом рассуждения. | 26.11. | ||
23-24. | Вн/чт А.С.Пушкин «Станционный смотритель» | 2 | А.С.Пушкин «Станционный смотритель» Цикл «Повести Белкина». Своеобразие повестей. Тема «маленького человека» в повести. | Знать содержание текста, историю создания, художественные особенности повести, идейное содержание Уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов. | 28.11.-3.12. | ||
25. | Н.М.Языков «Песня», «Пловец». | 1 | Жизнь и творчество поэта. Тема и поэтической идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворений. | Уметь определять тему, идею поэтического произведения. | 5.12. | ||
26. | М.Ю.Лермонтов «Парус». | 1 | Страницы жизни и творчества поэта. «Парус». Тема, идея, композиция. | Знать понятие темы и поэтической идеи стихотворения; уметь характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию. | 10.12. | ||
27. | М.Ю. Лермонтов «Три пальмы». | 1 | Тема, идея, композиция стихотворения. | Знать понятие темы и поэтической идеи стихотворения; уметь характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию. | 12.12. | ||
28. | М.Ю.Лермонтов «Казачья колыбельная песня», «На севере диком», «Утёс». | 1 | Тема, идея, композиция стихотворений. | Знать понятие темы и поэтической идеи стихотворения; уметь характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию. | 17.12. | ||
29. | Теория литературы. Размеры стихосложения. | 1 | Двусложные размеры стихосложения (ямб, хорей) Трехсложные размеры (анапест, дактиль, амфибрахий). | Знать двусложные, трехсложные размеры размеры (ямб, хорей, анапест, дактиль, амфибрахий); уметь определять их самостоятельно | 19.12. | ||
30. | Анализ стихотворения. | 1 | Упрощенный план анализа стихотворения. | Знать план анализа стихотворений; уметь анализировать поэтический текст. | 24.12. | ||
31-32. | Н.В.Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». | 2 | Творчество Н.В.Гоголя. Повесть «Майская ночь, или Утопленница». Повесть как литературный жанр Сказочность повести. | Знать факты из жизни писателя, сюжет, систему образов; уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения, проводить сопоставительный анализ образов. | 26.12.-14.01. | ||
33. | вн/чт Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством». | 1 | Н.В.Гоголь «Ночь перед рождеством». | Знать содержание произведения; уметь определять тему и проблему изученного произведения, характеризовать героя и его поступки. | 16.01. | ||
34. | С.Т.Аксаков «Очерк зимнего дня». | 1 | Слово о писателе. «Очерк зимнего дня». Изменчивая картина зимнего дня. Особенности интонации. | Уметь определять тему и проблему изученного произведения, характеризовать героя и его поступки. | 21.01. | ||
35-36. | «О дом отеческий! О край, всегда любимый! Родные небеса!..» Мотивы родной природы в русской лирике. | Тема природы в творчестве поэтов 19 века. | 2 | В.А.Жуковский «Певец во стане русских воинов», Н.П.Огарёв «Дорога», А.К.Толстой «Колокольчики мои…»,А.А.Фет «Чудная картина»,И.З.Суриков «Степь». | Знать понятие темы и поэтической идеи стихотворения; уметь характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию, анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности. | 23.01.-28.01. | |
37. | р/р Русский пейзаж в поэзии и живописи. | 1 | Отзыв о понравившемся стихотворении. | Знать структуру написания отзыва; Уметь писать отзыв на заданную тему. | 30.01. | ||
38. | Смешное в жизни и литературе. | А.П.Чехов «Толстый и тонкий». | 1 | Творчество А.П.Чехова. Художественное своеобразие рассказа «Толстый и тонкий». Рассказ как жанр эпического произведения. | Знать содержание рассказа; уметь выявлять худ. своеобразие рассказов различать понятия сатира и юмор. | 4.02. | |
39. | О смешном в художественном произведении. | 1 | Юмор, сатира, комическое в произведении. | Знать определение понятий: юмор, сатира, комическое; уметь различать понятия сатира и юмор. | 6.02. | ||
40. | А.П.Чехов «Смерть чиновника», «Пересолил». | 1 | Своеобразие рассказов А.П.Чехова «Смерть чиновника», «Пересолил». | Знать определение понятий: рассказ, юмор, сатира, уметь выявлять худ. своеобразие рассказов, различать понятия сатира и юмор. | 11.02. | ||
41. | Вн/чт Рассказы А.П.Чехова. | 1 | Рассказы А.П.Чехова. Юмор и сатира как две разновидности комического эффекта в чеховских рассказах. Роль портрета, пейзажа, диалога, внутреннего монолога. | Знать содержание рассказов; уметь определять тему и проблему изученного произведения, характеризовать героя и его поступки. | 13.02. | ||
42-43. | Человек в ситуациях нравственного выбора. | 1. В.Г.Короленко «В дурном обществе». 2.Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья». | 2 | Творчество В.Г.Короленко. Повесть «В дурном обществе». Сочувственное отношение писателя к людям «подземелья», сохранившим человеческое достоинство. | Знать содержание текста, историю создания, художественные особенности повести; идейное содержание, понимать нравственный аспект рассказа; уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов. | 18.02.-20.02. | |
44. | Дружба в жизни героев, их нравственное взросление. | 1 | Дружба в жизни героев, их нравственное взросление. | Знать содержание текста, понимать нравственный аспект рассказа; уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов. | 25.02. | ||
45. | Утверждение добра и уважения к человеку в повести. | 1 | Утверждение добра и уважения к человеку в повести. | Знать содержание текста; уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения. | 27.02. | ||
46. | Р\Р Сочинение «Мой друг Вася» (рассказ от имени Валека). | 1 | Сочинение по произведению. | Уметь создавать текст на литературную тему. | 3.03. | ||
47-48. | Н.Д.Телешов «Домой». | 2 | Слово о писателе. Переживание осиротевшего мальчика и мотивы его поведения, человечность старика-каторжника | Знать и понимать нравственный аспект рассказа; уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения. | 5.03.-10.03. | ||
49. | Альфонс Доде «Маленький шпион». | 1 | Слово о писателе. Предательство героев. Трагические последствия от необдуманного поступка. | Знать содержание текста, идейное содержание, понимать нравственный аспект рассказа; уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов. | 12.03. | ||
50-51. | А.П.Платонов «Песчаная учительница». | 2 | Слово о писателе. «Песчаная учительница». Труд как нравственная основа жизни. | Знать содержание текста, понимать нравственный аспект рассказа; уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов. | 17.03.-19.03. | ||
52. | М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Настя и Митраша. | 1 | М.М.Пришвин «Кладовая солнца». Вера писателя в человека, в его доброту и мудрость по отношению к природе. | Знать содержание текста; уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения. | 2.04. | ||
53. | М.М.Пришвин «Кладовая солнца». История Травки. | 1 | Значение истории Травки для понимания идеи повести. | Уметь создавать текст на литературную тему. | 7.04. | ||
54. | Роль пейзажа в художественном изображении. | 1 | Роль пейзажа в художественном изображении. | Знать и понимать нравственный аспект рассказа; уметь выполнять художественный пересказ отдельных эпизодов, отстаивать свою точку зрения. | 9.04. | ||
55. | р/р Сочинение по произведению «Кладовая солнца». | 1 | Уметь создавать текст на литературную тему. | 14.04. | |||
56. | Движение весны. Страницы поэзии. | Тема весны в стихотворениях русских поэтов. | 1 | Красота родной природы. Проникновенный лиризм стихотворений | Знать понятие темы и поэтической идеи стихотворения; уметь характеризовать используемые в поэтическом тексте стилистические средства, фигуры речи; характеризовать композицию, анализировать лирическое произведение, находить языковые средства выразительности. | 16.04. | |
57. | М.М.Зощенко «Не надо врать». | 1 | Взаимоотношения автора и героя-повествователя; особенности языка и жанра | Знать особенности отношения автора к герою, особенности жанра; уметь характеризовать особенности языка рассказа. | 21.04. | ||
58. | М.М.Зощенко «Бедный Федя». | 1 | Взаимоотношения автора и героя-повествователя; особенности языка и жанра | Знать особенности отношения автора к герою, особенности жанра; уметь характеризовать особенности языка рассказа. | 23.04. | ||
59. | Ю.М.Нагибин «Старая черепаха». | 1 | Слово о писателе. «Первый подвиг» главного героя –Васи. Душевное состояние героя. | Знать проблематику произведения; уметь давать оценку действиям героя; раскрывать содержание, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы. | 28.04. | ||
60. | В.Г.Распутин «Уроки французского». | 1 | В.Г.Распутин «Уроки французского» Личность писателя, знакомство с содержанием рассказа; отражение в рассказе трудностей послевоенного времени; приемы характеристики героя; понятия посвящения, предисловия. | Знать факты биографии писателя; приемы характеристики героя; понятия “посвящение”, “предисловие”; прием антитезы; композицию рассказа; Уметь охарактеризовать героя рассказа; составлять устный портрет литературного героя. | 30.04. | ||
61. | Душевная щедрость учительницы, ее роль в жизни мальчика. | 1 | Роль учительницы в жизни главного героя | Уметь охарактеризовать героиню рассказа; составлять устный портрет литературного героя. | 5.05. | ||
62. | Смысл названия рассказа. | 1 | Нравственные уроки повести. Изображение человека в эпическом произведении. | Понимать нравственный аспект рассказа; уметь отстаивать свою точку зрения; проводить сопоставительный анализ образов. | 7.05. | ||
63. | р/р Сочинение по произведению «Уроки французского». | 1 | Сочинение по произведению «Уроки французского | Уметь создавать текст на литературную тему | 12.05. | ||
64. | Н.М.Рубцов «Детство», «Тихая моя родина», «Далекое» | 1 | Н.М.Рубцов «Детство», «Тихая моя родина», «Далекое» | Знать поэтический мир поэта; уметь выполнять частичный лингвистический анализ текста лирического произведения. | 14.05. | ||
65-66. | Джеймс Олдридж «Последний дюйм». | 2 | Сведения о жизни писателя. Исключительные обстоятельства, в которых испытываются мужество, воля, упорство, жизнестойкость героев. Отчуждение Бэна и Деви и путь его преодоления. Смысл названия рассказа | З н а т ь проблематику произведения. У м е т ь давать оценку действиям героя; раскрывать содержание, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, устно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности. | 19.05.-21.05. | ||
67. | Повторение изученного в 6 классе. | Подготовка к контрольной работе | 1 | Повторение материала , изученного за год. | Знать проблематику произведения; уметь давать оценку действиям героя; раскрывать содержание, самостоятельно делать выводы, строить рассуждения на нравственно-этические темы, устно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде; обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности | 26.05. | |
68. | Контрольная работа | 1 | Контрольная работа | Уметь давать оценку действиям героя; обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности | 28.05. | ||
69-70 | Резервные уроки |
Контроль за деятельностью обучающихся
предполагается осуществлять при помощи
устного опроса;
сочинений, изложений;
тестовых работ;
обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, анализ текста, публичное выступление).
Контрольные работы – 1
Сочинения – 3.
Изложения – 1.
Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе
Оценка устных ответов
При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:
знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;
умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;
понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;
знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;
умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;
уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.
При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:
Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.
Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов; хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускают 2-3 неточности в ответе.
Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.
Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.
Оценка сочинений
Сочинение – основная форма проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
С помощью сочинений проверяются:
умение раскрыть тему;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе отметки считаются отметками по литературе.
Содержание сочинения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений учитывается:
разнообразие словаря и грамматического строя речи;
стилевое единство и выразительность речи;
число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических:
Отметка | Основные критерии отметки | |
Содержание и речь | Грамотность | |
«5» | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочетов. | Допускается: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка. |
«4» | 1.Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличает единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки. |
«3» | 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические ошибки и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок, а также 4 грамматические ошибки. |
«2» | 1. Работа не соответствует теме. 2. Допущено много фактических неточностей. 3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. 5. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. | Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок. |
Примечание. 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую отметку за сочинение на один балл.
2. Первая отметка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
3. На оценку сочинения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях. Объем классных сочинений: в 6 классе — 1,0 — 1,5 страницы
Оценка тестовых работ
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %;
«4» - 78 – 89 %;
«3» - 60 – 77 %;
«2»- менее 59 %.
Оценка самостоятельных письменных работ
Оценка “5” ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка “4” ставится, если ученик
выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка “3” ставится, если ученик
правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка “2” ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка “3”;
или если правильно выполнил менее половины работы.
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (проверочная работа с выборочным ответом, комплексный анализ текста, публичное выступление) неконтрольного характера оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающих работ учитывается:
доля самостоятельности учащихся;
этапы выполнения работы;
объем работы;
четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Выведение итоговых оценок
За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все стороны подготовки ученика по литературе: усвоение теоретического материала, овладение умениями чтения и анализа художественного произведения, речевое развитие. Итоговая оценка не должна выводиться механически, как среднее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при её определении следует считать фактическую подготовленность ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки.
Методические пособия.
Литература. Тесты 5 – 8 классы. Москва, Дрофа, 2000
Литература 6 класс: Поурочные разработки. М.: Вако, 2006
М.Мещерякова Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь.. Москва, Рольф, 2001
Е.М. Мордес. Искать, пробовать, обучать. Нетрадиционные уроки по русскому языку и литературе. 5 – 11 классы. Волгоград, Учитель, 2002
Н.В.Охременко, О.В.Федина. Москва, Итоговые работы по литературе 5 – 11 класс. «Аквариум», 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно -тематическое планирование по литературе 8 класс (Учебник «Литература» для 8 класса.—Авторы Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева М.; Баласс. 2010)
Календарно-тематическое планирование...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 5 классе, 102 ч. («Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроковлитературы в 5 классе(«Литература, 5 класс. Учебник для общеобразовательных организация. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Кор...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе, 102 ч. ("Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. "Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин)
Календарно-тематическое планирование по литературе в 9 классе, 102 ч. (Учебник "Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлё...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. " Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование в 8 классе, 68 ч. («Литература, 8 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6 классе, 102 ч. ("Литература, 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч." Авторы: В. Я. Коровина, В. П...
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин и др.)
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 7 классе, 68 ч. («Литература, 7 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. « Авторы: В. Я. Коровина, В. П. Жу...
Календарно-тематическое планирование по литературе. Класс: 6
Календарно-тематическое планирование Предмет: литература Класс: 6...