Рабочая программа по лит-ре 5 кл
рабочая программа по литературе (5 класс) на тему

Фахритдинова, Ихтиярия, Зякариевна

 

Пояснительная записка
К тематическому планированию уроков литературы в 5 классе.
 
Рабочая программа составлена на основе Программы МО РФ для общеобразовательных школ «Литература 5-11 классы» (Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         Муниципальное образовательное учреждение  

Большечирклейская средняя общеобразовательная школа

МО «Николаевский район» Ульяновской области.

Рабочая программа

             по литературе  5 класс

Автор Г.С. Меркин. М. – «Русское слово»

                                                     Составитель:

                                                         Учитель русского языка и литературы

                                                          Второй квалификационной категории

                                                         МОУ Большечирклейская СОШ

                                                         Фахритдинова Ихтиярия Зякариевна

                                   2012-2013 учебный год

РАССМОТРЕНО               «СОГЛАСОВАНО»              «УТВЕРЖДАЮ»

на заседании МО

Руководитель МО               Зам.директора по УВР           Директор школы

________________               __________________             ________________

________________               __________________             ________________

                              Пояснительная записка

К тематическому планированию уроков литературы в 5 классе.

Рабочая программа составлена на основе Программы МО РФ для общеобразовательных школ «Литература 5-11 классы» (Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).

Современное школьное литературное образование выполняет важнейшие  культуросберегающие, развивающие и воспитательные функции, являясь неотъемлемой частью общего процесса духовного развития нации.

   Учебный план по литературе состоит из трех компонентов: федерального, регионального и школьного. Количество часов на предмет предусмотрено в соответствии с Федеральным базисным учебным  планом.

    Задачи изучения литературы представлены двумя категориями: воспитательной и образовательной. Формирование эстетического идеала, развитие эстетического вкуса, который, в свою очередь, служит верному и глубокому постижению прочитанного, содействует появлению прочного, устойчивого интереса к книге, воспитанию доброты, сердечности и сострадания как важнейших качеств развитой  личности.

      В круг образовательных задач  входит формирование умений творческого углубленного чтения, читательской самостоятельности, умений видеть текст и подтекст, особенности создания художественного образа, освоение предлагаемых произведений как искусства слова, формирование речевых умений – умений составить план и пересказать прочитанное, составить конспект статьи, умений прокомментировать прочитанное, объяснить слово, строку и рассказать об их роли в тексте, умений видеть писателя в контексте общей  культуры, истории мирового искусства.    

    Классное чтение призвано максимально заинтересовать школьников, вызвать желание продолжить чтение произведений данного писателя во внеурочное  время, стимулировать способность восхищаться хорошей и умной книгой, ее автором и героями.

     Художественные произведения, прочитанные во внеурочное время и обсужденные в классе, расширяют представления школьников о творчестве писателя , позволяют надеяться на серьезное, сознательное отношение к чтению. Домашнее чтение учащихся направляется списками рекомендованной литературы, обозначенной в программе и в учебниках.

      Важнейшими умениями в 5-9 классах являются следующие:

- умение правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительное чтение произведений или отрывков из них наизусть;

- осмысление и анализ изучаемого в школе или прочитанного  самостоятельно художественного произведения (сказка, стихотворение, глава повести пр.);

- умение определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров или жанровых образований (эпические и драматические тексты);

- умение обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- умение выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- умение составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- умение объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- умение владеть монологической и диалогической речью, подготовка сообщений, докладов, рефератов;

-  умение письменно отвечать на вопросы, писать сочинения на литературную и свободную темы.

- умение выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- умение высказывать собственное суждение об иллюстрациях.

Всего уроков -68 часов

Из них на внеклассное чтение – 6 часов.

На развитие речи – 2 часа + 3 домашнее сочинение.



Предварительный просмотр:

7

1

Сказки народов России. «Падчерица».

Бытовая сказка. Образы героев. Нравственная проблематика сказки. Композиция сказки.  (Этнокультурный компонент)

Основную идею сказки, содержание сказки.

Анализиро-вать иллюстрацию,

Выразительно читать, читать по ролям, пересказывать прочитанное

Иллюстрации презентация

учебник

Лексическая работа

Беседа, работа с иллюстрациями

Учитель

Взаимо-

Контроль

С.52-58 Пересказ

Ответить на вопросы

8

1

Внеклассное чтение. Сказки о животных. «Волк и лиса».

Русские народные сказки

Техника чтения

9

1

Из древнерусской литературы. «Повесть временных лет». «Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»

Исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской лит-ре, нравственная позиция автора

Жанры древнерусской литературы

Рассказать сюжет произведения

Диск с презентацией иллюстрации учебник

Беседа, выр. Чтение, работа с иллюстрациями

учитель

С.59-64 пересказ

10

1

Из басен народов мира. Эзоп.»Ворон и лисица», В.К.Тредиаковский «Ворон и лиса», А.П.Сумароков «Ворона и лиса». 

Композиция басни. Понятие «эзопов язык». Сравнение басен. Способы реализации одного сюжета. Понятие бродячего сюжета.  

 Мораль басни

Сюжет басен

Сравнивать басни друг с другом, выразительно читать

Портреты, иллюстрации диск с записью

Беседа , выр. Чтение, лексическая работа

Анализ басни

Учитель взаимоконтроль

С.68-71

11

1

Русские басни. И.А.Крылов. «Ворона и лиса», «Волк и ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под дубом»

Тематика басен. Сатирическое и нравоучитель-ное в басне

Биографию Крылова и его басни Мораль басни

Сюжет басен

выразительно читать, определять мораль басни

Портрет диск с записью иллюстрации в презентации

Слово учителя выр. Чтение, анализ басен

Учитель взаимо- контроль

Наизусть 1 басню (на выбор).

12

1

Русская басня в 20 веке. Басни А.С. Михалкова.

Тематика басен. Сатирическое и нравоучитель-ное в басне

Биографию Михалкова  и его басни Мораль басни

Сюжет басен

выразительно читать, определять мораль басни

Портрет диск с записью иллюстрации в презентации

Слово учителя выр. Чтение, анализ басен

Учитель взаимо- контроль

Выр. чтение

13

1

Из русской литературы 19 века. А.С.Пушкин. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Няне»

Детские впечатления поэта. А.С.Пушкин и Арина Родионовна.

Некоторые факты из жизни А.Р.Яковлевой, биографию Пушкина

выразительно читать, определять лирического героя

Портрет, презентация

Слово учителя, выр. Чтение, анализ стихотворения «Няне»

учитель

С. 93-101 читать

Сочинение о бабушке или о др. родном человеке

14, 15

2

А.С.Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». Ритм. Рифма.

Литературная сказка и ее отличие от народной. Понятие прозаической и стихотворной речи. Ритм, рифма.

Содержание сказки и его героев, тип сказки

Выр-но читать, работать с иллюстрациями

Портрет, презентация

Слово учителя, выр. Чтение, анализ сказки

учитель

Выр. Чтение сказки, наизусть отрывок

16

1

Внеклассное чтение. «Сказка о царе Салтане»

Выр-но читать, работать с иллюстрациями

иллюстрации

Выразит. чтение, анализ сказки

учитель

Подготовить пересказ

17

1

А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (Отрывок из поэмы)

Композиция сказки. Риторическое обращение. Выразитель-ные средства Фольклорные элементы

Содержание поэмы и его героев, композицию

Выр-но читать, работать с иллюстрациями

иллюстрации

Слово учителя, выр. Чтение, анализ поэмы

учитель

Подготовить пересказ

18

1

А.С. Пушкин «Зимняя дорога».

Выразитель-ные средства Фольклорные элементы

Смысл названия стихотворения, мотивы одиночества, печали, тоски в описании зимней дороги

Выр-но читать, работать с иллюстрациями

Иллюстрации

Диск с записью

Слово учителя, выр. Чтение, анализ стихотворения

Учитель взаимо-контроль

Выразит. читать, ответить на вопросы

19

1

Поэзия 19 века о родной природе: М.Ю.Лермонтов, Ф.Тютчев, А. Фет, Е. Баратынский.

Пейзажная лирика, звукопись, образ-пейзаж

Авторов и название стихотворений, их особенности

Выразительно читать, работать с иллюстрациями и таблицами

Таблица иллюстрации диск с записью презентация

Слово учителя, выр. Чтение, анализ стихотворения

Лексическая работа, работа с таблицами

Учитель

взаимоконтроль

Наизусть одно из стихов

20

1

Внеклассное чтение: Конкурс чтецов: «Поэты 19 века о природе»

Пейзажная лирика, звукопись, образ-пейзаж

Авторов и название стихотворений, их особенности

Выразительно читать, работать с иллюстрациями

иллюстрации диск с записью

Выразительное чтение стихов

Учитель взаимоконтроль

Выр. чтение

21

1

М.Ю. Лермонтов. Детские годы поэта. Стихотворение «Бородино»

Краткие сведения о поэте, взаимосвязь истории и литературы

Биографию поэта, содержание стихотворения значение Бородинского сражения в истории Отечт.

 войны

Работать с учебником, таблицей и иллюстрациями

Учебник  презентация иллюстрации

Слово учителя, выр. Чтение, анализ стихотворения

Лексическая работа, работа с таблицами

Учитель

взаимоконтроль

Наизусть  стихотво-

Рение

22

1

Средства художественной выразительности в стихотворении

Эпитет ,сравнение, метафора, (развитие представления о тропах), звукопись,

Ассонанс, аллитерация

содержание стихотворения значение Бородинского сражения в истории Отечт.

 войны

Работать с учебником таблицей и иллюстраци-ями

Учебник  презентация иллюстра-ции

Слово учителя, выр. Чтение, анализ стихотворения

Лексическая работа, работа с таблицами

Учитель

Взаимоконтроль

Подготов-ка к сочине-нию

23

1

Р/р Сочинение по картине Ф.А. Рубо  «Бородинская битва» на тему: «Путешествие на поле славы»

Развитие речи

Учитель

24

25

26

3

Н.В.Гоголь. «Ночь перед  рождеством»

Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и судьбе Гоголя. Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы , события повести. Суеверие злая сила, зло и добро в повести

Биографию писателя, содержание и композицию повести

Выразитель-но читать, выделять главное в повести, работать с таблицей и иллюстрациями

Презентацияпортрет

таблица

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа, работа с таблицами

Учитель

Взаимоконтроль

Прочитать повесть,

Ответить на вопросы, подгото-вить пересказ

27

28

29

3

И.С.Тургенев. «Муму».

Детские впечатления Тургенева. Спасское –Лутовиново в жизни писателя.

Рассказ, тема художественного произведения, художественная деталь

Биографию писателя, содержание рассказа «Муму», главных героев рассказа

Выразитель-но читать, выделять главное в рассказе, пересказывать содержание

Презентацияпортрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Прочитать «Муму», ответить на вопросы, подгото-вить пересказ

Подготовиться к сочине-нию

30

31

32

2

1

Р/Р Сочинение «Эпизод в рассказе И.С.Тургенева «Муму», который произвел на меня сильное впечатление»

Резервный урок.

Развитие речи

учитель

Дописать

33

1

Н.А.Некрасов «Тройка». Строфа.

Строфа, эпитет, сравнение, фольклорные элементы в произведении

Биографию поэта, название стиха и его содержание

Выразительно читать, работать с учебником

Диск с записью презентация

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Выр. чтение

34

1

Л.Н.Толстой «Кавказский  пленник»

Краткие сведения о Л.Н.Толстом. Литературная основа рассказа, его композиция

Биографию писателя, название произведения и его содержание

Выразительно читать, работать с учебником, работать с таблицей

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа, работа с таблицей

Учитель

Взаимоконтроль

Прочитать

«Кавказский

Пленник».

35

36

2

«Кавказский пленник» Две жизненные позиции (Жилин и Костылин);

Любовь как высшая нравственная основа отношений. Образ Дины. Роль Дины.

Сравнительная характеристика героев;

Роль Дины в повести

Содержание произведения и его героев

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Пересказ

Сочинение на тему «Над чем заставил задуматься меня рассказ «Кавказский пленник»?

37

1

Внеклассное чтение

По лит-ре 19 века

38

1

А.П.Чехов. «Злоумышленник»

Краткие сведения о писателе. Юмор, комическая ситуация, ирония, роль детали в создании худ. Образа, метафора, градация

Автора, название произведения

и его героев

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

пересказ

39

1

 А.П.Чехов «Пересолил»

Юмор, деталь, диалог.

Юмор, комическая ситуация, ирония, роль детали в создании худ. Образа, метафора, градация

Автора, название произведения

и его героев

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

пересказ

40

1

Из литературы 20 века. И.А.Бунин. «Густой зеленый ельник у дороги..»

Краткие сведения о писателе. Тема природы, приемы ее реализации

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Наизусть выучить

41

1

И. Бунин «В  деревне»

Слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажа. Выразительные средства создания образов

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Пересказ; прочитать «Подснежник» и пересказать

42

1

Л.Н. Андреев. «Петька на даче»

Краткие сведения о писателе. Основная тематика и проблематика рассказа. Природа в жизни мальчика

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

взаимоконтроль

пересказ

43

1

А.И.Куприн. Рассказ  «Золотой петух»

Краткие сведения о писателе. В мире художествен-ного слова Куприна. Особенности создания образа.

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

взаимоконтроль

пересказ

44

45

2

А.А.Блок. «Летний вечер»,

«Полный месяц встал над лугом»

Детские годы поэта в Шахматове. Красота природы и сопереживание ей.

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Выучить наизусть

46

47

2

С.А.Есенин. «Ты запой мне эту песню», «Поет зима - аукает», «Нивы сжаты, рощи голы»

Детство поэта. Единство человека и природы в поэзии Есенина. Прием олицетворения

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Выучить наизусть

(На выбор)

Выразит. чтение

48

49

2

А.П.Платонов. Рассказ «Никита»

Краткие сведения о писателе.  Мир глазами ребенка. Образ Никиты. Значение финала. Понятие фантастики

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Пересказ

Ответить на вопросы

Прочитать «Цветок на земле»

50

51

2

П.П.Бажов «Каменный цветок».

Краткие сведения о писателе. Человек труда в сказе Бажова.

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Пересказ

Ответить на вопросы

52

1

Н.Н.Носов «Три охотника»

Краткие сведения о писателе. Тема, система образов.

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Пересказ

Ответить на вопросы

53

54

55

3

В.П.Астафьев «Васюткино озеро»

Краткие сведения о писателе. Тема, система образов.

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Пересказ

Ответить на вопросы

56

1

Е.И.Носов. «Как патефон петуха от смерти спас»

Краткие сведения о писателе. Тема милосердия, добра и сострадания

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Пересказ

Ответить на вопросы

57

58

Родная природа в произведениях писателей 20 века. В.Ф.Боков, Н.М.Рубцов, Р.Г.Гамзатов, В.И.Белов «Весенняя ночь»

Пейзажная лирика, звукопись, образ-пейзаж

Авторов и название стихотворений, их особенности

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Выучить наизусть (1 на выбор)

59

1

В.Г.Распутин. «Век живи - век люби»

Краткие сведения о писателе. Смысл названия повести.

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Пересказ

Ответить на вопросы

60

1

Внеклассное чтение по литературе 20 века. Сказки Бажова П.П.

Учитель

Взаимоконтроль

Пересказ

Ответить на вопросы

61

1

Из зарубежной литературы.

Д.Дефо. «Робинзон Крузо»

Краткие сведения о писателе. Сюжетные линии, характеристика персонажей

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Пересказ

Ответить на вопросы

62

1

Х.К.Андерсен. «Соловей»

Краткие сведения о писателе. Искусство и природа.

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Пересказ

Ответить на вопросы

63

64

2

Марк Твен. «приключения Тома Сойера»

Краткие сведения о писателе. Автобиографические мотивы. Мир детства и мир взрослых

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Пересказ

Ответить на вопросы

65

1

Жозеф Рони Старший. «Борьба за огонь»

Краткие сведения о писателе. Человек и природа

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Пересказ

Ответить на вопросы

66

1

Джек Лондон. «Сказание о Кише»

Краткие сведения о писателе. Тема рассказа (развитие представлений)

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Пересказ

Ответить на вопросы

67

1

А.Линдгрен. «Приключения Эмиля из Леннеберга»

Краткие сведения о писателе. Основные мотивы произведения.

Автора, название произведения

и его содержание

Выразительно читать, пересказывать фрагменты, отвечать на вопросы

Диск с записью презентация портрет

Слово учителя, выр. Чтение,

Лексическая работа

Учитель

Взаимоконтроль

Пересказ

Ответить на вопросы

68.

1

Обобщение изученного. Викторина по прочитанным произведениям. Советы по чтению на лето.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПМ 01, 02, 03, 04, 05 Рабочая программа по бух-учету, по налогам, для специальности 080110 и рабочие программы по налогам и бух-учету для специальности 080114 и программа экзаменов для ПМ 01 и 02

Рабочие программы:ПМ 01 -Документирование хозяйственных операций и ведение бухгвалтерского учета имущества организацииПМ 02-Ведение бухучета источников формирования имущества, выполнения работ по инве...

Рабочая программа курса химии 8 класс, разработанная на основе Примерной программы основного общего образования по химии (авторская рабочая программа)

Рабочая программа курса химии 8 класс,разработанная на основеПримерной программы основного общего образования по химии,Программы курса химии для 8-9 классовобщеобразовательных учреждений (а...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...