Календарно-тематическое планирование. Литература 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме
Планирование уроков литературы в 5 классе по учебнику В.Я.Коровиной
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-tematicheskoe_planirov._po_literat._5_klass.doc | 129.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование по литературе 5 класс
№ урока | Система уроков (тема и цель уроков) | Кол-во часов | Дидактическая модель обучения | Педагогические средства, формы | Вид деятельности учащихся | Требования к уровню подготовки | Теория литературы | Дата |
1 | Введение. Роль книги в жизни человека и общества. Учебник литературы и работа с ним. Цель: познакомить с целями и задачами предмета, содержанием учебника-хрестоматии; дать понятие о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах | 1 | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, работа с книгой, опорные записи | Групповая: вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки. Индивидуальная: написать рассказ по пословице | Знать и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии. Уметь создавать связный текст на тему | Структура книги |
2 | Из УНТ. Малые жанры фольклора. Цель: обобщить знания об известных фольклорных жанрах. Показать жанровые особенности пословиц, поговорок, загадок, считалок | 1 | Репродуктивная | Рассказ с элементами беседы, выставка книг, посвящённых русскому фольклору, иллюстрации | Индивидуальная: сочинить загадку, частушку | Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора. Уметь создавать письменное оригинальное произведение | Фольклор Пословица Поговорка |
3-4 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки. Цель: расширить представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах; показать способы построения народной сказки. | 2 | Поисковая | Проблемные задания, иллюстрации И.Билибина, В.Васнецова, Т.Мавриной, И.Кузнецова | Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию | Знать жанровые особенности сказки; схему построения волшебной сказки. Уметь охарактеризовать героев сказки; отличать виды сказок | Волшебная сказка Зачин Постоянные эпитеты |
5-6 | «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. Образ главного героя и его моральные качества. Цель: совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки; совершенствовать навыки пересказа и речи | 2 | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций | Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки | Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды; строить рассказ о герое | Героическая сказка |
7 | Общее представление о древнерусской литературе. Цель: познакомить с жанрами древнерусской литературы, с чертами русских летописей, показать нравственные аспекты летописи | 1 | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, работа с текстом, беседа. | Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов | Знать жанры древнерусской литературы, уметь характеризовать стиль произведения древнерусской литературы | Летопись |
8 | Из литературы 18 века. М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру» Цель: познакомить учащихся с личностью М.В.Ломоносова и основными событиями его жизни; рассмотреть содержание и художественные особенности произведения; обучить навыкам выразительного чтения и анализа произведения | 1 | Урок-встреча. Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Беседа, выставка книг, иллюстраций | Групповая: творческое чтение, задания. Индивидуальная: сообщение о Ломоносове | Знать особенности поэтического произведения; иметь представление о месте М.В.Ломоносова в истории русской культуры и науки. |
9 | Басни. Жанровые особенности басни. Цель: познакомить с истоками басенного жанра | 1 | Объяснительно-иллюстративная | Лекция, беседа, выставка книг. | Групповая: инсценирование басни. Создание иллюстраций к басням с цитатами- комментариями | Знать русских и зарубежных баснописцев 18 века | Басня Аллегория Эзопов язык Олицетворение |
10 | Басни И.А.Крылова. Цель: дать понятие о басне; познакомить с языковым своеобразием басен Крылова | 1 | Объяснительно-иллюстративная | Лекция, беседа, иллюстрации к басням | Индивидуальная: выразительное чтение наизусть | Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль | Басня Аллегория Эзопов язык Олицетворение |
11 | В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка. Цель: познакомить с творчеством писателя, понятием «литературная сказка» | 1 | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с книгой | Индивидуальная: выразительное чтение сказки | Знать отличие литературной сказки от народной. Уметь приводить примеры антитезы | Антитеза Литературная сказка |
12 | В.А.Жуковский. Баллада «Кубок». Цель: познакомить с жанром баллады | 1 | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Рассказ, беседа, проблемные задания | Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций | Знать особенности жанра баллады. Уметь определять роль пейзажа в балладах | Баллада |
13 | А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила». Цель: пополнить, уточнить знания о биографии писателя; совершенствовать навыки выразительного чтения | 1 | Репродуктивная | Работа с книгой, тренинг | Групповая: сообщения о детских и лицейских годах А.С.Пушкина. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть Пролога | Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности. Уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила» | Метафора Эпитет Сравнение |
14 | А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Цель: познакомить с историей сюжета, центральными образами сказки | 1 | Объяснительно-иллюстративная | Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке | Коллективная: работа над терминами «ритм», « стихотворная и прозаическая речь». | Знать содержание сказки. Уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм. | Ритм Сравнение |
15 | Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители». Цель: расширить читательский кругозор учащихся; формировать умение анализировать художественный текст | 1 | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Рассказ учителя, работа с текстом, комментированное чтение, беседа | Коллективная: исследовательская работа по тексту. Индивидуальная: выразительное чтение | Знать особенности художественного мира Погорельского. Уметь анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям | Композиция |
16 – 17 | М.Ю.Лермонтов. «Бородино». Цель: познакомить со средствами художественной выразительности, с исторической основой стихотворения, композицией | 2 | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, работа с текстом, комментированное чтение, беседа, книги, иллюстрации, посвящённые Бородинской битве | Коллективная: Исследовательская работа по тексту. Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть | Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определить композицию произведения, давать характеристику его героев. | Метафора Эпитет Сравнение Олицетворение |
18 – 19 | Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повестях. Цель: познакомить с биографией и творчеством писателя; наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения | 2 | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, чтение текста произведения, комментирование | Групповая: работа с текстом; подготовить сообщение о трудных словах произведения. Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению | Знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести. Уметь характеризовать повествовательную манеру писателя, уметь доказывать, что «Заколдованное место» - это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль | Фантастическая повесть |
20 – 21 | Н.А.Некрасов. «На Волге». Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос». Цель: Познакомить с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения | 2 | Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая | Рассказ, связь с уроками истории, проблемные задания | Коллективная: работа с текстами произведений, частичный анализ. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть | Уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения | Эпитет Сравнение |
22 – 24 | И.С.Тургенев «Муму». Цель: познакомить с основными этапами жизни писателя. Познакомить с героями повести, работать над пониманием отношений героев. | 3 | Объяснительно-иллюстративная, проблемное изложение | Работа с текстом, беседа, проблемные задачи | Коллективная: составление цитатного плана рассказа. Групповая: выразительное чтение диалогов по лицам. Индивидуальная: сообщение по биографии И.С.Тургенева | Знать этапы жизни Тургенева; владеть понятием «сюжет». Уметь характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа. | Сюжет Идея Рассказ |
25. | А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации Цель: познакомить с понятием «юмор», отличием юмора от сатиры | 1 | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, работа с книгой, беседа | Групповая: инсценирование или чтение по ролям рассказа «Хирургия» | Знать отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова. | Юмор |
26 | Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Картины русской природы в изображении поэтов Цель: раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; работать над содержанием понятия «лирический герой»; учить выразительному чтению стихов | 1 | Исследовательская | Проведение анализа-исследования произведения, аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, работа со словарями. | Коллективная: комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования. Групповая: самостоятельный анализ-исследование стихов о природе. Индивидуальная: заучивание наизусть, выразительное чтение | Знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения. Уметь сравнивать стихи разных поэтов | Лирический герой |
27 | Поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе Цель: формировать навыки анализа поэтического произведения поэтов 19 века: Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Плещеева, А.В.Кольцова, Н.С.Никитина, А.Н. Майкова, А.С.Пушкина, И.З.Сурикова | 1 | Урок-концерт | Диалог, демонстрация | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов 19 века. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений | Знать /уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
28-31 | В.Г.Короленко «В дурном обществе». Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести. Цель: познакомить с главными героями повести. Ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести | 4 | Объяснительно-иллюстративная | Работа с главами повести, беседа | Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести. Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов: Васи и Валека, Сони и Маруси, судьи и Тыбуция. Индивидуальная: выразительное чтение заключительной сцены повести. | Знать/ Уметь, охарактеризовать героев повести. Давать оценку их поступкам. Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести | Портрет Пейзаж |
32-33 | А.П.Платонов «Никита». Душевный мир героя. Его отношения с природой Цель: познакомить с особым миром платоновских героев – с былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя. С представлением о жизни как борьбе добра и зла, страданием и счастьем, оптимистическим восприятием окружающего мира. | 2 | Репродуктивная | Работа с текстом, тренинг | Коллективная: беседа по вопросам. Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое | Воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев. Уметь разъяснять приёмы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы. | Фантастика |
34-35 | К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» Цель: познакомить с творчеством писателя. Раскрыть нравственное содержание рассказа, душевные качества героя. Показать романтическую настроенность произведений писателя | 2 | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, работа с книгой, беседа, иллюстрации | Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам. Групповая: сообщение о жизни и творчестве К.Паустовского, выразительное чтение отрывков | Знать содержание рассказов К. Паустовского. Знать черты романтизма, уметь выделять эти черты в произведении Уметь определять тему произведения, выделять проблемы. |
36-37 | В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро». Цель: познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; показать значение картин природы в рассказе. Совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки | 2 | Объяснительно-иллюстративная | Беседа, работа с текстом | Коллективная: обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам. Групповая: пересказ истории с глухарём, чтение по лицам отдельных эпизодов. Индивидуальная: подготовить сообщение о начале литературной деятельности писателя | Знать своеобразие творчества В.П.Астафьева. Уметь определять значение картин природы в рассказе, уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа | Автобиограф. рассказ |
38-39 | Русские поэты 20 века о Родине и родной природе . И.Бунин, А.Блок, С.Есенин, С.А.Клычков, Д.Б.Кедрин, А.А.Прокофьев, Н.М.Рубцов,Дон-Аминадо Цель: познакомить с творчеством поэтов 20 века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения | 2 | Исследовательская | Проведение Исследования-анализа произведения | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов 20 века. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
40-43 | Д.Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. Цель: познакомить с творчеством писателя, рассмотреть характер главного героя. Главную мысль произведения | 4 | Объяснительно-иллюстративная | Работа с книгой, беседа | Коллективная: прочитать роман Д.Дефо «Робинзон Крузо». Групповая: подготовить сообщения | Знать биографические сведения о Д.Дефо и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове. Уметь доказать, что роман Д.Дефо «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста. Уметь пересказывать эпизоды произведения |
44-47 | Х.К. Андерсен. «Снежная королева»: соотношение реального и фантастического в сказке. Цель: познакомить с биографией Х.К. Андерсена, своеобразием Андерсена-сказочника. Пополнить знания по сказкам Андерсена, совершенствовать навыки создания характеристики героев. Художественного пересказа, совершенствовать знания о жанровой и композиционной особенности сказки | 4 | Объяснительно-иллюстративная | Работа с книгой, рассказ, беседа | Коллективная: ответы на вопросы по произведению, дискуссия. Индивидуальная: подготовить портретную, сравнительную характеристику героев | Знать содержание сказки, жанровые и композиционные особенности сказки, уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию произведения. Владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев. |
48-50 | М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Неприятие героем фальши взрослого мира. Радость игры Цель: познакомить с биографией и творчеством писателя, совершенствовать умение словесного рисования | 3 | Объяснительно-иллюстративная | Работа с книгой, рассказ, беседа | Коллективная: беседа по вопросам. Индивидуальная: словесный портрет героев | Иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена. Уметь составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев |
51 | Д.Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Цель: познакомить с биографией и своеобразием творчества писателя; совершенствовать умение составлять цитатный план рассказа. Обратить внимание на специфику жанра «сказание» | 1 | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ, работа с текстом произведения, беседа | Коллективная: составление цитатного плана, беседа по вопросам. Групповая: 1- краткий пересказ; 2- пересказ от лица одного из персонажей; 3- пересказ близко к тексту одного из эпизодов | Знать биографию Д.Лондона, особенность его произведений. Уметь объяснить смысл рассказа, понимать и объяснять специфику жанра «сказание»; охарактеризовать образ героя. | Сказание |
52-53 | О. Генри. Рассказ «Дары волхвов». Смысл названия рассказа. Тема, сюжет, композиция рассказа. Цель: познакомиться с писателем О.Генри. раскрыть смысл названия рассказа. Показать мастерство писателя в построении сюжета и композиции рассказа | 2 | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, беседа, самостоятельная творческая деятельность | Коллективная: работа с учебником, чтение рассказа, беседа по вопросам. Индивидуальная: пересказ эпизодов. Развёрнутый письменный ответ на вопрос: Как проявляется душевная красота героев?» | Знать содержание рассказа. Уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы. | Композиция |
54-56 | Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста», К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете» | 3 | Исследовательская | Рассказ, работа с текстом произведения, беседа | Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов. Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений | Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение). |
57-59 | Писатели улыбаются. Саша Чёрный, Ю.Ким. | 3 | Объяснительно-иллюстративная | Рассказ учителя, беседа, самостоятельная творческая деятельность | Коллективная: работа с учебником, чтение рассказа, беседа по вопросам. Индивидуальная: пересказ эпизодов. | Знать содержание рассказа. Уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы. | Юмор |
60-67 | Уроки внеклассного чтения | 7 |
68 | Итоговый урок. Подведение итогов года. Рекомендация книг для летнего чтения. Цель: выявить уровень литературного развития учащихся. | Личностно-ориентированная педагогическая ситуация | Вхождение в контекст проблем ученика, диалог | Коллективная: беседа по вопросам. Индивидуальная: выступления, доказательные рассуждения | Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико- литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...
Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)
Календарно-тематическое поурочное планирование по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко
Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс
Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 классТематическое планирование рассчитано на 102 часа 3 ч...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс (ФГОС)
УУД, планируемые результаты обучения...
Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)
Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...