Календарно-тематическое планирование. Литература 5 класс
календарно-тематическое планирование по литературе (5 класс) по теме

Кобина Ирина Валерьевна

Планирование уроков литературы в 5 классе по учебнику В.Я.Коровиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarno-tematicheskoe_planirov._po_literat._5_klass.doc129.5 КБ

Предварительный просмотр:

Календарно-тематическое планирование по литературе    5 класс


урока

Система уроков

(тема и цель уроков)

Кол-во

часов

Дидактическая модель обучения

Педагогические средства, формы

Вид деятельности учащихся

Требования к уровню подготовки

Теория литературы

Дата

1

Введение. Роль книги в жизни человека и общества. Учебник литературы и работа с ним.

Цель: познакомить с целями и задачами предмета, содержанием учебника-хрестоматии; дать понятие о вымысле и художественном творчестве, о писателе и авторе, литературных жанрах

1

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой, опорные записи

Групповая: вспомнить загадки, считалки, игры, пословицы и поговорки.

Индивидуальная: написать рассказ по пословице

Знать  и понимать цели и задачи предмета, структуру учебника-хрестоматии.

Уметь создавать связный текст на тему

Структура книги

2

Из УНТ. Малые жанры фольклора.

Цель: обобщить знания об известных фольклорных жанрах. Показать жанровые особенности пословиц, поговорок, загадок, считалок

1

Репродуктивная

Рассказ с элементами беседы, выставка книг, посвящённых русскому фольклору, иллюстрации

Индивидуальная: сочинить загадку, частушку

Знать малые фольклорные жанры, их отличительные особенности; причины возникновения и цель создания малых жанров фольклора.

Уметь создавать письменное оригинальное произведение

Фольклор

Пословица

Поговорка

3-4

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Сказка «Царевна-лягушка». Образ Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки.

Цель: расширить представления о мире сказок, сказочных жанрах и элементах; показать способы построения народной сказки.

2

Поисковая

Проблемные задания, иллюстрации И.Билибина, В.Васнецова, Т.Мавриной, И.Кузнецова

Групповая: придумать сказку заданного вида, создать иллюстрацию

Знать жанровые особенности сказки; схему построения волшебной сказки.

Уметь охарактеризовать героев сказки; отличать виды сказок

Волшебная сказка

Зачин

Постоянные эпитеты

5-6

«Иван – крестьянский сын и чудо – юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. Образ главного героя и его моральные качества.

Цель: совершенствовать восприятие и понимание волшебной героической сказки; совершенствовать навыки пересказа и речи

2

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ, беседа, художественный пересказ, выставка книг, иллюстраций

Групповая: вспомнить любимые сказки, необычные присказки, концовки

Уметь пересказывать узловые сцены и эпизоды; строить рассказ о герое

Героическая сказка

7

Общее представление о древнерусской литературе.

Цель: познакомить с жанрами древнерусской литературы, с чертами русских летописей, показать нравственные аспекты летописи

1

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с текстом, беседа.

Групповая: составить план, словарик трудных (устаревших) слов

Знать жанры древнерусской литературы, уметь характеризовать стиль произведения древнерусской литературы

Летопись

8

Из литературы 18 века. М.В.Ломоносов «Случились вместе два астронома в пиру»

Цель: познакомить учащихся с личностью М.В.Ломоносова и основными событиями его жизни; рассмотреть содержание и художественные особенности произведения; обучить навыкам выразительного чтения и анализа произведения

1

Урок-встреча. Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Беседа, выставка книг, иллюстраций

Групповая: творческое чтение, задания.

Индивидуальная: сообщение о Ломоносове

Знать особенности поэтического произведения; иметь представление о месте М.В.Ломоносова в истории русской культуры и науки.

9

Басни. Жанровые особенности басни.

Цель: познакомить с истоками басенного жанра

1

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа, выставка книг.

Групповая: инсценирование басни. Создание иллюстраций к басням с цитатами- комментариями

Знать русских и зарубежных баснописцев 18 века

Басня

Аллегория

Эзопов язык

Олицетворение

10

Басни И.А.Крылова.

Цель: дать понятие о басне; познакомить с языковым своеобразием басен Крылова

1

Объяснительно-иллюстративная

Лекция, беседа,  иллюстрации к басням

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть

Знать специфику жанра басни, понимать аллегорию, уметь определять мораль

Басня

Аллегория

Эзопов язык

Олицетворение

11

В.А.Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка.

Цель: познакомить с творчеством писателя, понятием «литературная сказка»

1

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа с книгой

Индивидуальная: выразительное чтение сказки

Знать отличие литературной сказки от народной.

Уметь приводить примеры антитезы

Антитеза  

Литературная сказка

12

В.А.Жуковский. Баллада «Кубок».

Цель: познакомить с жанром баллады

1

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ, беседа, проблемные задания

Индивидуальная: выразительное чтение баллады, создание иллюстраций

Знать особенности жанра баллады.

Уметь определять роль пейзажа в балладах

Баллада

13

А.С.Пушкин. Пролог к поэме «Руслан и Людмила».

Цель: пополнить, уточнить знания о биографии писателя; совершенствовать навыки выразительного чтения

1

Репродуктивная

Работа с книгой, тренинг

Групповая: сообщения о детских и лицейских годах А.С.Пушкина.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть Пролога

Знать о лицейских и детских годах жизни писателя; знать поэтические средства художественной выразительности.

Уметь определять роль пролога в поэме «Руслан и Людмила»

Метафора

Эпитет

Сравнение

14

А.С.Пушкин  «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Цель: познакомить с историей сюжета, центральными образами сказки

1

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой, беседа, демонстрация репродукций к сказке

Коллективная: работа над терминами «ритм»,               « стихотворная и прозаическая речь».

Знать содержание сказки.

Уметь описывать и характеризовать центральные образы; уметь определять ритм.

Ритм

Сравнение

15

Антоний Погорельский. «Чёрная курица, или подземные жители».

Цель: расширить читательский кругозор учащихся; формировать умение анализировать художественный текст

1

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ учителя, работа с текстом, комментированное чтение, беседа

Коллективная: исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная: выразительное чтение

Знать особенности художественного мира Погорельского.

Уметь анализировать композицию произведения, давать характеристику его героям

Композиция

16 –

17

М.Ю.Лермонтов. «Бородино».

Цель: познакомить со средствами художественной  выразительности, с исторической основой стихотворения, композицией

2

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, работа с текстом, комментированное чтение, беседа, книги, иллюстрации, посвящённые Бородинской битве

Коллективная:

Исследовательская работа по тексту.

Индивидуальная: выразительное чтение стихотворения наизусть

Знать определения и уметь находить в тексте метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения; определить композицию произведения, давать характеристику его героев.

Метафора

Эпитет

Сравнение

Олицетворение

18 –

19

Н.В.Гоголь. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Заколдованное место». Реальность и фантастика в повестях.

Цель: познакомить с биографией и творчеством писателя; наблюдать над языком и фантастическим сюжетом произведения

2

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, чтение текста произведения, комментирование

Групповая: работа с текстом; подготовить сообщение о трудных словах произведения.

Индивидуальная: создать иллюстрацию, составить кроссворд по произведению

Знать особенности сюжета, фольклорные элементы повести.

Уметь характеризовать повествовательную манеру писателя, уметь доказывать, что «Заколдованное место» - это повесть одновременно и фантастическая, и комическая, и бытовая, приводить примеры из текста, подтверждающие эту мысль

Фантастическая повесть

20 –

21

Н.А.Некрасов. «На Волге». Поэтический образ русской женщины в отрывке из поэмы «Мороз, Красный нос».

Цель: Познакомить с творчеством поэта, особенностями языка и стиля; совершенствовать навыки выразительного чтения

2

Объяснительно-иллюстративная, частично поисковая

Рассказ, связь с уроками истории, проблемные задания

Коллективная: работа с текстами произведений, частичный анализ.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть

Уметь охарактеризовать особенность поэтики Некрасова; знать и уметь находить эпитеты, сравнения

Эпитет

Сравнение

22 –

24

И.С.Тургенев «Муму».

Цель: познакомить с основными этапами жизни писателя. Познакомить с героями повести, работать над пониманием отношений героев.

3

Объяснительно-иллюстративная, проблемное изложение

Работа с текстом, беседа, проблемные задачи

Коллективная: составление цитатного плана рассказа.

Групповая: выразительное чтение диалогов по лицам.

Индивидуальная: сообщение по биографии И.С.Тургенева

Знать этапы жизни Тургенева; владеть понятием «сюжет».

Уметь характеризовать литературного героя, сопоставлять поступки героев рассказа, делать выводы, рассуждать, формулировать свои впечатления от рассказа.

Сюжет

Идея

Рассказ

25.

А.П.Чехов. Рассказ «Хирургия». Осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации

Цель: познакомить с понятием «юмор», отличием юмора от сатиры

1

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой, беседа

Групповая: инсценирование или чтение по ролям рассказа «Хирургия»

Знать отличительные признаки юмора и сатиры; владеть навыком показывать роль предметной детали в рассказах Чехова.

Юмор

26

Ф.И. Тютчев и А.А. Фет. Картины русской природы в изображении поэтов

Цель: раскрыть роль пейзажа как средства создания настроения; работать над содержанием понятия «лирический герой»; учить выразительному чтению стихов

1

Исследовательская

Проведение анализа-исследования произведения, аналитическая беседа, выразительное чтение стихов, работа со словарями.

Коллективная: комментированное чтение отдельных стихотворений с элементами исследования.

Групповая: самостоятельный анализ-исследование стихов о природе.

Индивидуальная: заучивание наизусть, выразительное чтение

Знать особенности построения поэтического произведения, уметь выделять средства передачи настроения.

Уметь сравнивать стихи разных поэтов

Лирический герой

27

Поэты 19 века о Родине, родной природе и о себе

Цель: формировать навыки анализа поэтического произведения поэтов 19 века: Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.Н.Плещеева, А.В.Кольцова, Н.С.Никитина, А.Н. Майкова, А.С.Пушкина, И.З.Сурикова

1

Урок-концерт

Диалог,

демонстрация

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов 19 века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

Знать /уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму,  определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

28-31

В.Г.Короленко «В дурном обществе».

Гуманистический смысл произведения. Мир детей и мир взрослых. Контрасты судеб героев. Особенности портрета и пейзажа в повести.

Цель: познакомить с главными героями повести. Ролью портретов, пейзажа, сравнений в композиции повести

4

Объяснительно-иллюстративная

Работа с главами повести, беседа

Коллективная: составление плана повести, беседа по вопросам к повести.

Групповая: выразительное чтение в лицах, сопоставительный анализ образов: Васи и Валека, Сони и Маруси, судьи и Тыбуция.

Индивидуальная: выразительное чтение заключительной сцены повести.

Знать/ Уметь, охарактеризовать героев повести. Давать оценку их поступкам.

Определять и формулировать роль пейзажа, сравнений; знать композицию повести

Портрет

Пейзаж

32-33

А.П.Платонов «Никита». Душевный мир героя. Его отношения с природой

Цель: познакомить с особым миром платоновских героев – с былью и фантастикой, одухотворением природы в воображении героя. С представлением о жизни как борьбе добра и зла, страданием и счастьем, оптимистическим восприятием окружающего мира.

2

Репродуктивная

Работа с текстом,

тренинг

Коллективная: беседа по вопросам.

Групповая: выразительное чтение отрывка из рассказа или рассказ о главном герое

Воспринять и осмыслить особый мир платоновских героев.

Уметь разъяснять приёмы раскрытия характеров, своеобразие стилистики платоновской прозы.

Фантастика

34-35

К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб»

Цель: познакомить с творчеством писателя. Раскрыть нравственное содержание рассказа, душевные качества героя. Показать романтическую настроенность произведений писателя

2

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с книгой, беседа, иллюстрации

Коллективная: чтение рассказа. Беседа по вопросам.

Групповая: сообщение о жизни и творчестве К.Паустовского, выразительное чтение отрывков

Знать содержание рассказов К. Паустовского. Знать черты романтизма, уметь выделять эти черты в произведении

Уметь определять тему произведения, выделять проблемы.

36-37

В.П.Астафьев. Рассказ о писателе. Автобиографический рассказ «Васюткино озеро».

Цель: познакомить с личностью писателя и своеобразием его творчества; показать значение картин природы в рассказе. Совершенствовать умение характеризовать героя, его поступки

2

Объяснительно-иллюстративная

Беседа, работа с

текстом

Коллективная: обсуждение смысла названия рассказа, беседа по вопросам.

Групповая: пересказ истории с глухарём, чтение по лицам отдельных эпизодов.

Индивидуальная: подготовить сообщение о начале литературной деятельности писателя

Знать своеобразие творчества В.П.Астафьева.

Уметь определять значение картин природы в рассказе, уметь охарактеризовать героя, объяснить смысл названия рассказа

Автобиограф.

рассказ

38-39

Русские поэты 20 века о Родине и родной природе . И.Бунин, А.Блок, С.Есенин, С.А.Клычков,  Д.Б.Кедрин, А.А.Прокофьев, Н.М.Рубцов,Дон-Аминадо

Цель: познакомить с творчеством поэтов 20 века; совершенствовать умение анализировать лирическое произведение; совершенствовать навыки выразительного чтения

2

Исследовательская

Проведение

Исследования-анализа произведения

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов 20 века.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму,  определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

40-43

Д.Дефо. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.

Цель: познакомить с творчеством писателя, рассмотреть характер главного героя. Главную мысль произведения

4

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой,

беседа

Коллективная: прочитать роман Д.Дефо «Робинзон Крузо».

Групповая: подготовить сообщения

Знать биографические сведения о Д.Дефо и его творчестве, уметь охарактеризовать поведение и характер главного героя, его душевные и нравственные качества, которые помогли выжить на острове.

Уметь доказать, что роман Д.Дефо «Робинзон Крузо» - гимн неисчерпаемым возможностям человека, подтверждать примерами из текста. Уметь пересказывать эпизоды произведения

44-47

Х.К. Андерсен. «Снежная королева»: соотношение реального и фантастического в сказке.

Цель: познакомить с биографией Х.К. Андерсена, своеобразием Андерсена-сказочника. Пополнить знания по сказкам Андерсена, совершенствовать навыки создания характеристики героев. Художественного пересказа, совершенствовать знания о жанровой и композиционной особенности сказки

4

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой,

рассказ,

беседа

Коллективная: ответы на вопросы по произведению, дискуссия.

Индивидуальная: подготовить портретную, сравнительную характеристику героев

Знать содержание сказки, жанровые и композиционные особенности сказки, уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию произведения.

 Владеть навыком создания портретной и сравнительной характеристики героев.

48-50

М.Твен. «Приключения Тома Сойера». Неприятие героем фальши взрослого мира. Радость игры

Цель: познакомить с биографией и творчеством писателя, совершенствовать умение словесного рисования

3

Объяснительно-иллюстративная

Работа с книгой,

рассказ,

беседа

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: словесный портрет героев

Иметь представление о личности и творческой деятельности М. Твена.

Уметь составлять словесный портрет героев, оценивать и анализировать поступки героев

51

Д.Лондон. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа.

Цель: познакомить с биографией и своеобразием  творчества писателя; совершенствовать умение составлять цитатный план рассказа. Обратить внимание на специфику жанра «сказание»

1

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ, работа с текстом произведения, беседа

Коллективная: составление цитатного плана, беседа по вопросам.

Групповая:  1- краткий пересказ; 2- пересказ от лица одного из персонажей; 3- пересказ близко к тексту одного из эпизодов

Знать биографию Д.Лондона, особенность его произведений.

Уметь объяснить смысл рассказа, понимать и объяснять специфику жанра «сказание»; охарактеризовать образ героя.

Сказание

52-53

О. Генри. Рассказ «Дары волхвов». Смысл названия рассказа. Тема, сюжет, композиция рассказа.

Цель: познакомиться с писателем О.Генри. раскрыть смысл названия рассказа. Показать мастерство писателя в построении сюжета и композиции рассказа

2

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, беседа, самостоятельная творческая деятельность

Коллективная: работа с учебником, чтение рассказа, беседа по вопросам.

Индивидуальная: пересказ эпизодов.

Развёрнутый письменный ответ на вопрос: Как проявляется душевная красота героев?»

Знать содержание рассказа.

Уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы.

Композиция

54-56

Поэты о Великой Отечественной войне. А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста», К.М.Симонов «Майор привёз мальчишку на лафете»

3

Исследовательская

Рассказ, работа с текстом произведения, беседа

Групповая: подготовить сообщение о жизни и творчестве поэтов.

Индивидуальная: выразительное чтение наизусть и анализ стихотворений

Знать, уметь и владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму,  определять настроение, которым проникнуто стихотворение).

57-59

Писатели улыбаются. Саша Чёрный, Ю.Ким.

3

Объяснительно-иллюстративная

Рассказ учителя, беседа, самостоятельная творческая деятельность

Коллективная: работа с учебником, чтение рассказа, беседа по вопросам.

Индивидуальная: пересказ эпизодов.

Знать содержание рассказа.

Уметь выделять ключевые эпизоды, раскрывать композицию рассказа, выделять проблемы.

Юмор

60-67

Уроки внеклассного чтения

7

68

Итоговый урок. Подведение итогов года. Рекомендация книг для летнего чтения.

Цель: выявить уровень литературного развития учащихся.

Личностно-ориентированная педагогическая ситуация

Вхождение в контекст проблем ученика, диалог

Коллективная: беседа по вопросам.

Индивидуальная: выступления, доказательные рассуждения

Знать и уметь определять роды и жанры произведений; владеть теоретико- литературными понятиями из программы, которые помогают анализировать художественное произведение; уметь объяснять свою точку зрения по понравившимся произведениям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК «New Millennium English» 7 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование подготовлено к УМК «New Millennium English» для 7 класса, авторы: Н.Н.Деревянко, С.В.Жаворонкова, Л.В.Козятинская, Т.Р.Колоскова, Н.И.Куз...

Календарно-тематическое поурочное планирование к УМК “English-10-11” (10 класс); (серия УМК 5-11; Кузовлев В.П.)

Календарно-тематическое поурочное планирование  по УМК “English-10-11” (серия УМК 5-11) Авторы УМК: В.П. Кузовлев, Н.М. Лапа, Э.Ш. Перегудова, И.П. Костина, О.В. Дуванова, Е.В. Кузнецова, Ю.Н. Ба...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК «EnjoyEnglish – 5 класс» Авторы: М.З. Биболетова, Н.Н. Трубанева, О. А. Денисенко

Календарно-тематическое поурочное планирование к учебнику М.З. Биболетовой, Н.Н. Трубаневой, О. А. Денисенко "Английский с удовольствием" 5 класс с требованиями к уровню подготовки учащихся и язы...

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English” 10 класс

Календарно-тематическое поурочное планирование УМК “Английский с удовольствием” / “Enjoy English”  10 классТематическое  планирование  рассчитано  на  102 часа  3  ч...

Календарно-тематическое (поурочное) планирование по геометрии (профильный уровень) на 2014-2015 учебный год Класс: 10 Всего часов: 68 (2 часа в неделю) УМК: • Атанасян Л.С. Бутузов В.Ф. Кадомцев С.Б. и др. Геометрия, 10-11: учеб. для общеобразоват. учр

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ В результате изучения курса геометрии 10 ученик должен знать/понимать • существо понятия математического доказательства; примеры доказате...

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2015-2016 уч.г. (ФГОС)

Календарно-тематическое поурочное планирование по литературе 5 класс 2014-2015 уч.г. (ФГОС)...