Рабочая программа по литературе. 7 класс.
рабочая программа по литературе (7 класс) по теме

Гнездилова Ольга Николаевна

Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе и авторской программы литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Г.И.Беленький. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы.- М.: Мнемозина, 2009)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_lit-re._7_kl.doc195.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы по литературе и авторской программы литературе для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (Г.И.Беленький. Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-9 классы.- М.: Мнемозина, 2009)

Основными целями обучения в организации учебного процесса в 7 классе будут:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Данные цели обуславливают решение следующих задач:

  1. сформировать первоначальные умения анализа с целью углубления восприятия и осознания идейно-художественной специфики изучаемых произведений; совершенствовать навыки выразительного чтения;
  2. · формирование способности понимать и эстетически воспринимать произведения русской и зарубежной литературы;
  3.  обогащение духовного мира учащихся путем приобщения их к нравственным ценностям и художественному многообразию литературы
  4. использовать изучение литературы для повышения речевой культуры учащихся;
  5. воспитывать у учащихся гуманное отношение к людям разных национальностей;
  6. расширить кругозор учащихся через чтение произведений различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике.

      Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

       Цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

 Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе, способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, пересказывать кратко, выборочно, полно. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается  использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари.
    Главной задачей изучения литературы в 7 классе является расширение читательского кругозора учащихся, ознакомление учащихся с наиболее значительными произведениями для их возраста, подведение учащихся к определенному уровню начитанности, развитие их читательской самостоятельности. Особенное внимание уделяется на актуализацию патриотических чувств школьников.

Место предмета

    В соответствии с учебным планом школы на изучение русского языка в 7 классе выделено 2 часа в неделю (70 ч. в год).        

Учебно-тематический план

Содержание

Кол-во часов

В том числе развитие речи

Введение.

1

  1. 1. «Минувшее проходит предо мною…»

17

5

II. «Художник – голос своей эпохи»

19

6

III. Запечатленные мгновения

4

2

IV. «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком!»

17

4

V.  Содружество  искусств

3

1

VI. Перекличка эпох

5

2

VII.В мире фантастики и приключений. Тема будущего

4

Итого

70

20

Содержание тем учебного курса.

           Введение (1 ч.)

 Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

I «Минувшее проходит предо мною…»

(Писатели о прошлом нашей Родины)

(17 +5)

М. Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы. Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным (честь против бесчестия, человеческого достоинства против произвола и деспотизма). Сила и цельность характера Кирибеевича.

Поэма Лермонтова и устное народное творчество. Оценка персонажей поэмы с позиции народа (гусляры в поэме). Композиция поэмы, ее язык, ритмика.

А.К. Толстой.

Для чтения и бесед

«Василий Шибанов».  Три героя баллады. Роль главного героя.

Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь в Запорожской Сечи.

Для чтения и изучения

«Тарас Бульба». Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, ее нравы и обычаи. Любовь к Родине как источник формирования необыкновенных характеров. Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрий. Трагедия Тараса Бульбы. Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувства писателя. Повесть Гоголя и устное народное творчество.

Понятие о литературном характере.

А.С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.  

Для чтения и изучения

«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Исторический и личный конфликт в поэме. Трагические судьбы ее героев (Кочубея, Марии, Искры). Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев – Петра  I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства. Картины украинской природы. Композиция поэмы. Лиризм. Совершенство языка и стиха.

Поэма как  жанр.   Метафора.

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Человек на часах» -  «отчасти придворный, отчасти исторический анекдот». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей. Постников – лесковский герой-праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать, совестливость  как выражение  лучших черт  русского народного характера. Карьеризм, чинопочитание, предельный эгоизм, лицемерие и жестокость высокопоставленных лиц. Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования.

Для чтения и бесед

И.С. Никитин. «Русь»;  К.М. Симонов.   «Тарас Бульба».

Для самостоятельного чтения ( к разделу 1)

Н.В. Гоголь. «Миргород»; А.С. Пушкин. «Арап Петра Великого», «Пир Петра Великого», «Жених», «Вурдалак»; Н.С. Лесков. «Левша», «Тупейный художник»; Д.Б. Кедрин. «Зодчие»; А.К. Толстой. «Князь серебряный».

II. «Художник – голос своей эпохи»

(Писатели-классики о своем времени)

(19+6+1)

И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

Для чтения и изучения

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

Для чтения и бесед

«Стихотворения в прозе»: «Русский язык», «Два богача», «»Щи», «Как хороши, как свежи были розы…», «Памяти Ю.П. Вревской».

Н.А. Некрасов. Картины народной жизни в творчестве поэта.

Для чтения и изучения

«Железная дорога». Историческая основа стихотворения. Гнетущие картины подневольного труда. Мысль о величии народа, создателя всех духовных и материальных ценностей.  «Благородная привычка»  к труду как образец для подражания. Своеобразие композиции стихотворения: сочетание картин действительности и элементов фантастики, диалог-спор. Роль пейзажа. Значение эпиграфа в раскрытии идейного смысла стихотворения.

Для чтения и бесед

«Орина, мать солдатская», «В полном разгаре страда деревенская…»,  «Мороз, Красный нос» (отрывки).

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и изучения

«Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности. Приемы сказочного повествования. Условность, заостренная сатирическая форма повествования.  Гротеск.

Для чтения и бесед

«Дикий помещик».

А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

Для чтения и изучения

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина. Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

Для чтения и бесед

«На мельнице». 

«Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказа.

Для самостоятельного чтения ( к разделу II )

И.С. Тургенев.  «Записки охотника»; Н.А. Некрасов.  «С работы», «Калистрат», «Дедушка», «Русские женщины»; М.Е. Салтыков-Щедрин.  «Коняга»; А.П. Чехов. «Предложение» (шутка в одном действии), «Злоумышленник», «Репетитор», «Гриша», «Юбилей» (пьеса-шутка); Т.Г. Шевченко. «Завещание» и другие стихотворения.

III. Запечатленные мгновения

(Художественное время в лирике)

(4ч.+2ч.)

Для чтения и бесед

Ф.И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Как неожиданно и ярко…»; А.А. Фет. «Мотылек мальчику», «Сосны», «Осенняя роза; Я.П. Полонский. «Дорога», «Зимний путь».

IV. «Хочу, чтоб каждый из людей был человеком!»

(Тема становления личности)

(17+4)

Л.Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия).

Для чтения и бесед

«Детство» (главы из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадания  - важнейшее нравственное качество человека в понимании писателя.

Повествование от лица героя-рассказчика.

«Отрочество» ( главы из повести). Нравственный рост Николеньки Иртеньева. Мысль Толстого о самосовершенствовании и самовоспитании как основе становления личности. Особенности построения повести (рассказ от лица героя; изображение событий отрочества и оценка их взрослым рассказчиком).

Ф.М. Достоевский.  Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Мальчики» (главы из романа «Братья Карамазовы» в издании для детей). Сострадание, милосердие, деятельная любовь к ближнему как добрые начала в человеке. Обостренное восприятие писателем страданий, особенно ребенка (Илюшечка Снегирев). Коля Красоткин – рождающаяся сильная, незаурядная личность. Осуждение в нем самомнения и самолюбования.

Максим Горький. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Детство».  Автобиографическая основа повести. Активная ненависть писателя к «свинцовым мерзостям жизни».  «Яркое, здоровое, творческое в русской жизни» в изображении Горького. Влияние бабушки, Цыганка, Хорошего Дела на Алешу, на формирование его характера, отношение к дюдям. Мастерство писателя в воображении быта и человеческих характеров. Вера писателя в творческие силы народа.

Для самостоятельного чтения ( к разделу IV )

В.А. Солоухин. «Закон набата», «Моченые яблоки»; А.Г. Алексин.  «Мой брат играет на кларнете» (сборник повестей); А.М. Володин. «Старшая сестра»; И.А. Ефремов . «Лезвие бритвы»; В.А. Каверин. «Два капитана»; Л. Пантелеева, Г.Г. Белых.  «Республика Шкид»; Е.И. Носов.  «Потрава».

        

V.  Содружество  искусств

(Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии)

(3ч.+1ч)

Для чтения и бесед

С.П. Швырев. «Звуки»; К.Г. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками», «Исаак Левитан» (в сокращении); стихи русских поэтов об искусстве: А.А. Блок. «Я никогда не понимал…»; К.Д. Бальмонт. «Грусть»; К.М. Фофанов. «Художник», «Уснули и траы и волны…».

VI. Перекличка эпох

(5ч +2ч.)

Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа.

Для чтения и бесед

«Мещанин во дворянстве». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

И.А. Крылов. Крылов-драматург.

Для чтения и бесед

«Урок дочкам». Обзор содержания комедии (с чтением и анализом отдельных сцен).

Сходство и различия проблематики комедий Мольера и Крылова.

Комедия как литературный жанр.

VII. Фантастика. Тема будущего

(4ч.)

Для чтения и бесед

В.А. Рождественский.  «Над книгой».

А.Де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя.

Для чтения и бесед

«Маленький принц» (избранные страницы).

Иносказательный смысл сказочных историй. Истинные и мнимые ценности жизни.  «Взрослость» и «детскость» как критерии человечности. Смысл афоризмов в сказке: «Зорко одно лишь солнце», «ты всегда в ответе за тех, кого приручил».

Р. Бредбери.

Для чтения и бесед

«Каникулы», «Земляничное окошко»

Календарно-тематическое планирование.

№ урока

Дата

Тема урока

Литературоведческий материал:

Коррекция

1

Введение. Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

* худож. пространство, время;

* литературный род (эпос,

   лирика, драма);

*жанр (лирические, эпические,

  драматические);

2

М.Ю Лермонтов. Страницы жизни и творчества. Интерес Лермонтова к истории.  «Песня про царя Ивана Васильевича…»

*гипербола;

3,4

Картины быта 16 века, их значение для понимания характеров и идеи поэмы. Семейный уклад в доме Калашниковых. Образ Алёны Дмитриевны.

5

Кирибеевич и Калашников в «Песне…»

*антитеза;

6

 Р.р Письменный анализ сцены кулачного боя.(Обучение характеристике героя.)

7

А.К. Толстой. Баллада «Василий Шибанов». Три героя баллады. Роль заглавного героя.

*баллада (особенности жанра);

8

Н.В. Гоголь. Страницы биографии. Повесть «Тарас Бульба».Патриотический пафос повести.

9

10

Запорожская  Сечь, её обычаи и нравы.  

Р.р Обучение пересказу.


11,12

Р.р. Сравнительная характеристика. Остап и Андрий в повести.

*антитеза;

13

Тарас Бульба –главный  герой повести.

*характеристика литературного героя;

14

Рр Выборочное изложение «Казнь Остапа».

15

А.С. Пушкин. Поэма «Полтава». Исторический и личный конфликт в поэме. Картины  Полтавской битвы.

*эпиграф

16

Трагические судьбы героев поэмы.

17

Петр I и Карл XII – 2 полководца.

*тропы (метафора, олицетворение);

18

Изобразительно-выразительные средства языка. Метафора.

19

Н.С. Лесков. «Человек на часах». Нравственные проблемы рассказа.(Постников – лесковский герой – праведник. Его доброта, бескорыстие, способность сострадать как выражение лучших черт русского народа.)

20

И.С. Тургенев. Рассказ «Бирюк». Мастерство в изображении жизни народа. Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным.

21

Художественные особенности рассказа  «Бирюк». Роль пейзажа в рассказе.

22

23

И.С. Тургенев. Стихотворения в прозе. Особенности жанра.

Р.р.Конкурс на лучшее исполнение стихотворения И.С.Тургенева.

*стихотворения в прозе, их жанровое своеобразие;

24

Н.А. Некрасов. Стихотворение «Железная дорога». Историческая основа стихотворения.

*антитеза как основной прием композиции;

*фольклорные традиции в стихотворении;

25

Картины подневольного труда и утверждение мысли о величии народа-созидателя в стихотворении Н.А.Некрасова «Железная дорога».

26

Рр  Совершенствование умения  выразительного чтения.

27

«Долюшка женская» в стихах Н.А. Некрасова.

28

М.Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Знакомство с сатирической сказкой.

* сатирическая сказка;

29

Паразитизм генералов, трудолюбие и сметливость мужика, осуждение его покорности.

*сатира;

*ирония;

*юмор;

*гипербола;

*гротеск;

30

Р.р.  Письменный развернутый ответ на вопрос.

31

Сказка Салтыкова-Щедрина «Дикий помещик». Аллегория и сатира в сказке.

32

Р. р  Отзыв на прочитанное произведение.

33

А.П. Чехов. Рассказ «Хамелеон» - живая картина нравов. Смысл названия рассказа. Осмеяние трусости и угодничества..

34

Р.р. Ролевое чтение рассказа. «Говорящие фамилии» как средство юмористической характеристики.


35

А.П.Чехов «На мельнице». Анализ рассказа.

* «говорящие фамилии»;

36

Тестирование за первое полугодие.

37

Вн. чт . Мой любимый юмористический рассказ А.П. Чехова.

38

Р.р  Отзыв на прочитанное произведение..

39

Ф.И. Тютчев. Особенности лирики.

40

Р.р Изобразительно-выразительные средства языка.

*изобразительно-выразитель-ные средства (тропы), их функции в худож. речи;

41

Родная природа в стихотворениях А.А., Фета и  Я.П. Полонского

42

Л.Н. Толстой – автор повестей о становлении характера человека (автобиографическая трилогия.


*автобиографические произведения;

43

Л.Н. Толстой. «Детство» (отрывки из повести). Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева.

44

Взаимоотношения детей и взрослых..

45

Л.Н. Толстой. «Детство» . Мотивы общественного неравенства (Иленька Грап).

46

Л.Н. Толстой «Отрочество» (избранные главы). Нравственный рост Николеньки Иртеньева – основная тема повествования.

47

Л.Н. Толстой «Отрочество».  Мысли Толстого о громадных духовных возможностях человека как основе его самосовершенствования и самовоспитания.

48

Р.р  Подготовка к сочинению - рассуждению.

49

М.Ф. Достоевский. Судьба и творчество писателя. «Мальчики». Комментированное чтение.


50

М.Ф. Достоевский. «Мальчики». Герои и их характеры.

51

М.Ф. Достоевский. «Мальчики». Герои и их судьбы.

52

Р.р Пересказ от первого лица

53

М. Горький. Главы из повести «Детство». Смысл названия повести, ее автобиографический характер.

54

Жизнь Алеши в доме деда Каширина.

55

Р.р. Характеристика бабушки Акулины Ивановны .

*характеристика литературного героя;

56

Судьба деда Каширина.

57

Р.р Алеша Пешков – главный герой повести «Детство». Характеристика персонажа..

*характеристика литературного героя;

58

В. Солоухин. «Закон набата». «Моченые яблоки». Анализ рассказов.

59

К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

60

Своеобразие стихов А. А. Фета  и К.Д. Бальмонта .

*звукопись (ассонанс, аллитерация);

61

Р.р. Моё любимое стихотворение русских поэтов 20 века о природе и о Родине.

62

Ж.Б. Мольер. Страницы жизни драматурга. «Мещанин во дворянстве». Комментированное чтение.

*драматические произведения;

*комедия, ее жанровые

особенности;

63

Р.р Характеристика господина Журдена.

64

Тестирование за второе полугодие.

65

И.А. Крылов – драматург.Обзор содержания комедии «Урок дочкам».

66

Р.р Письменный развернутый ответ на вопрос.(Сходство и различие проблематики комедий Мольера и Крылова.)

67,68

Антуан  де Сент-Экзюпери. Поэт, мыслитель, пилот.  «Маленький принц».

69,70

Планирование летнего чтения.

Требования к уровню подготовки учащихся.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
      писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  4. выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  6. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  7. воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части.

Учебно-методический комплекс.

  1. Беленький Г.И. Литература. 7 класс.  Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях. - М.: Мнемозина, 2010.
  2. Беленький Г.И. Читаем, думаем, спорим: книга для самостоятельной работы  учащихсяся по литературе. 7 кл. – М.: Мнемозина, 2010
  3. Н.В. Егорова Поурочные разработки 7 класс. -  М.: Вако, 2010
  4. Мещерякова  М. И. Литература в таблицах и схемах. Теория. История. Словарь. -  Москва: Рольф, 2009.
  5. Программа  для общеобразовательных учреждений. Литература 5-11 классы. Под ред. Г.И. Беленького. 4-е изд., перераб. - М.:Мнемозина, 2009.    
  6. Снежневская М.А. Методические советы к учебнику-хрестоматии для 7 кл. "Литература. Начальный курс". – М.: Мнемозина, 2009

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....