Мои стихи
материал (литература) по теме

Толстова Валентина Ивановна

Мои стихи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stihi.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             

                       

                                          ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ВСЕЛЕННОЙ

             

             

 

С детства хочу я космонавтом стать,

Космические дали рассекать,

Побывать на Марсе и Луне,

А может быть, в ещё неведомой стране.

Хочу я невесомость испытать.

До самой яркой звёздочки рукой достать.

По Млечному Пути тихонечко пройти.

С Большой Медведицей нам будет по пути.

Помчимся с нею по просторам необъятным,

Заглянем в гости к знакам зодиака.

Дева нам поведала историю любви

К могучему, прекрасному стрельцу, о том, как счастливы они.

-А что за странное животное гуляет?

На поле травушку-муравушку щипает?

-Так это Козерог,-ответит мне Медведица.-

Не хочешь ли с ним ближе познакомиться?

А вон в тенёчке Овен отдыхает.

Смотри, какая шёлковая шёрсточка спадает...

-И рожки тоже необычные,

В бою, наверное, защитники отличные.

-Хоть есть у них рога-они животные миролюбивые,

В друзьях, в еде, в питье- во всём неприхотливые

А, кстати, видишь Рыбки золотые плещутся,

И с ними Водолей там тешится.

Смотри, как веселится, дёргает за хвостики

И создаёт искусственные штормики.

То вверх фонтан искрящийся взметнёт,

То с высоты сам в воду упадёт.

В песок зарылся осторожный Скорпион.

Здесь, в небе,вовсе не опасен он.

И Лев с Тельцом гуляют вместе.

Вот какие радостные вести!

Вон кто-то машет нам руками,

Как будто одинаковы телами.

-Да это Близнецы зовут нас в гости,

Чайком побаловать хотят для бодрости.

Мне всё понравилось: как здорово все знаки увидать,

Чтобы потом о них друзьям всем рассказать.

Ну а Медведице я говорю огромное спасибо,

Прощаюсь с ней и... просыпаюсь-вот так диво!

                                  ГЕРОИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ-ПОКОРИТЕЛИ КОСМОСА

 

Вселенная-загадка вечная и тайна для людей.

Все издавна стремились побывать в ней.

Все с завистью смотрели, смотрят на пернатых,

Как здорово парить меж облаков мохнатых.

Дедал с Икаром перья воском смазывали,

Искусственные крылышки налаживали,

Чтобы, надев их на руки, подняться в воздух,

Чрез море бесконечное лететь во весь дух.

И надо же: поднялись ведь на небо!

Но позабыл Икар, что солнце — это пекло.

Итог трагичен — воск растаял, сын погиб,

И проклял этот страшный день старик.

А Катерина из «Грозы" Островского

В небе видела спасение от гнёта деспотического,

Всё вопрошала, в небо устремляясь,

Руками взмахивала, гордо изгибаясь:

-Но почему мы не летаем так, как птицы?

Хотелось б ей в лебёдушку оборотиться,

Вспорхнуть скорее,  ввысь подняться,

И вольной волюшкою насладиться.

«Встала б я,- вздыхает,- на краю обрыва,

Расправила бы крылья,  полетела бы игриво

Всё выше, выше, только бы не жить в неволе,

И не вернуться к Кабанихе ненавистной боле»

А Уж и Сокол в «Песне...» Горького всё спорили:

Где лучше жить в ущелье, в небе ли?

Сокол утверждал, что лучше неба нет,

А Уж, хваля сырое место, возражал в ответ.

В литературе Сокол-птица гордая,

И в «Песне...» раненый, о небе всё мечтая,

Вдруг встрепенулся и, сверкнув очами,

Пошёл к обрыву он в надежде, что ещё взмахнёт крылами,

Что насладится он ещё полётом вольным

И поживёт хоть капельку в своей стихии,

Но рана слишком глубока, и покидают силы.

Герой как камень падает и разбивается о скалы.

Не гоже гордой птице пресмыкаться,

И лучше умереть, чем как Уж на камешках валяться.

Ведь мудрый Сокол знал, кончно, что умрёт,

Но всё же устремляется в последний свой полёт.

В «Войне и мире» у Толстого — небо

Символ вечности, чего-то неземного,

И беззащитны люди пред могуществом его,

Невозмутимо небо — мирозданья торжество.

Андрей Болконский раненый лежит и думает,

Что в мире всё меняется, а небо вечно, манит,

И человек — песчинка во Вселенной этой,

Которая бессильна пред стихией необъятной.

Наташа Ростова восхищалась звёздным небом,

Когда приехала в Отрадное и любовалась видом.

Казались звёздочки ей маленькими факелами,

То вдруг тускнеющими, то опять блистающими.

Конечно, небо так прекрасно и невозмутимо,

И всё происходящее с ним, порой, необъяснимо.

Оно морально возрождает, душу  красотою лечит.

Лишь стоит вверх взглянуть — оно нас теплотой осветит.  

                                                    КРАСКИ ОСЕНИ

В лес пожаловала осень золотая,

С собою прихватила краски разноцветные.

Осину и рябину красным цветом разукрасила,

А дуб и липу - светло-жёлтым.

Зелёные платьишки подарила ёлкам,

Соснам стройным кудри завила

Распустила ветви пихтам,

Орешнику румянца придала.

Берёзкам подарила сарафанчики,

Нитками ажурными вышитые.

И лиловые серёжки нацепила.

Жители лесные восторгаются: "До чего ж красивые!"

Стоит лесок весь разноцветный,

Всеми цветами радуги переливается.

А по земле палас из трав и листьев бархатный

От дуновений ветра расстилается.

          ВЕТЕРАНАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ               ПОСВЯЩАЕТСЯ...

О славные сыны Отчизны!

Вы выиграли этот бой.

Мы вас в пример берём отныне,

Вы победили в схватке роковой.

И голодны вы были, и холодны,

В огне горели, мёрзли в холода,

Но вы не потеряли силы воли

И лишь дружнее стали, как всегда.

Мы знаем, как вам трудно было,

И каждый миг вас поджидала смерть,

Когда вы выходили против танков смело

И против пуль густую сеть.

А те, кто не вернулись...вечная им слава!

Вы выполнили честно долг свой до конца,

Когда последнюю в себя вы пулю выпускали,

Лишь только не попасть бы в стан врага.

Спасибо вам за нашу жизнь на свете,

За нивы, горы и леса,

За мирный мир на всей планете,

За то, что столько лет свободно дышат небеса.

                                                             МЕЧТА

Я моряком хотел бы стать,

Морские волны рассекать.

На корабле большом, могучем,

Равняясь на маяк плавучий.

Я за штурвалом бы стоял

И красоту обозревал.

И зорко  бы смотрел вперёд

Вдруг попадётся кашалот

Он хвостиком своим махнёт

И наш корабль пошатнёт.

А может и перевернёт,

Тогда кораблик наш на дно нырнёт.

70-ЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ МОЕГО УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КОМИССАРОВА АРКАДИЯ АЛЕКСАНДРОВИЧА

                                       

В день 70-летнего юбилея

Позвольте вас поздравить Учитель дорогой!

Большой удачи Вам, крепкого здоровья

И никогда не стариться душой!

Всю жизнь вы посвятили детям,

Старались многому их научить.

И если удавалось, вы гордились этим

За это будем вечно вас любить.

Всегда опрятный, аккуратный

Вы, как Бог, входили в класс.

И слушали вас все заворожённо,

Не отводя ни на секунду глаз.

Поклон Вам низкий и громадное спасибо

За море знаний и добра,

За то, что научили разбираться в людях,

Ведь это стоило огромного труда.

Аркадий Александрович, живите долго!

И находитесь постоянно среди нас.

Продолжайте сеять доброе, вечное, разумное,

Мы очень, очень любим Вас!

                                                   СЫН-МАМЕ

Мама, ты у меня, словно солнце, одна,

Другой не сыскать на всём белом свете.

Добра, красива, умна и решительна,

Бездонные очи радушием светят.

Словно солнце, несёшь ты тепло и уют,

Пред тобой рассыпаются все мои горести.

Придёшь ты с работы и скажешь: "Мой друг,

Как хорошо, что с тобою мы вместе.

Огромное счастье, что ты есть у меня,

Не знаю, что бы я иначе делала.

Знай, что живу я лишь для тебя,

Видеть тебя б лишь счастливым хотела".

Я припаду к её нежным рукам.

"Спасибо за всё,-прошепчу с содроганием в голосе,-

Я тебя никому в обиду не дам,

Огорчения и неприятности развею все.

ОТЗЫВ НА КНИГУ С.С.Смирнова "БРЕСТСКАЯ КРЕПОСТЬ"

В тихой деревушке Альведино

Пестречинского района

Родился Пётр Михайлович Гаврилов-наш прославленный земляк

Герой Советского Союза.

В ранней юности был батраком,

Затем чернорабочим на заводе.

Пришлось ему бороться с Колчаком,

Деникиным, с повстанцами на Северном Кавказе.

Ещё он участник советско-финской войны,

Где стрелковым полком командовал сорок четвёртым

Весной сорок первого бойцы стали в Бресте нужны

Гаврилова переводят в крепость-он проявил себя бойцом надёжным.

В первые, самые страшные дни войны

Фашисты предпринимают штурм Брестской крепости,

Но силы воюющих неравны,

В результате - захват Восточного форта немцами.

У Гаврилова в подчинении четыреста солдат,

Два зенитных орудия, пушки и пулемёты.

Фашисты же предпринимают массу атак,

Используя танки и самолёты.

Противник отрезал от отряда Гаврилова роту,

Геройски дравшуюся в Западном форту,

Теперь весь отряд его был сосредоточен

В Восточном форту.

Фашисты наступали, окружили наших воинов, начали осаду,

Но неусыпно дежурили у четырёхствольного пулумёта бойцы.

Они автоматчиков немецких нарочно подпускали ближе, к саду

И открывали огонь в упор из всех четырёх стволов-храбрецы.

Двор словно выметало свинцовой метлой

Под страшным огнём неуёмного пулемёта.

Немногим гитлеровцам удавалось затаиться за стеной.

Сплошь был усеян трупами двор форта.

Несколько раз к крепости подходили  танки,

Но Гаврилов отдаёт добровольцам приказ:

Брать связки гранат и ползти вдоль подножия вала навстречу машинам,

Себя максимально беречь, спускаясь по возможности в лаз.

Танки взрывались один за другим, словно порох

Тогда немцы выслали в атаку множество самолётов

Против крошечной земляной "подковы",

Где прочно засела горсточка наших бойцов.

Всё ожесточённее становились бомбёжки

В форту закончились запасы пищи и воды,

А противник наседал, автоматчики рвались на гребень вышки,

Кидали оттуда гранаты, пускали слезоточивый дым

К счастью, в складах были противогазы.

Воины часами, не снимая масок, продолжали бой.

Отстреливались, отбивались гранатами, охраняли боеприпасы,

Моральный перевес удерживали за собой.

Тогда фашисты предъявили срочный ультиматум:

Сложить оружие, выдать Гаврилова и заместителя политрука

В противном случае грозили сносом укрепления, расстрелом гарнизона

Говорили, что  останется труха

Но не тут-то было- русские не выдают и не сдаются

Все заняли свои места у амбразур

Сначала появились самолёты, повсеместно залпы раздаются

Воронки от  бомбёжек напоминают один огромный бур

Гибли бойцы, засыпанные земляною массой

Загремели гранаты во дворике осевшего вала

Куда толпой вливались солдаты врага

И не слышалось очередей "заглохшего навсегда" пулемёта.

Сопротивление защитников было сломлено в рукопашном бою.

Автоматчики, обшаривая казематы, искали Гаврилова.

А он притаился и несколько дней один оставался в строю,

Отбивал многочисленные атаки противника.

И лишь когда что-то влетело в бойницу и ударилось об пол

Блеснуло пламя взрыва-Гаврилов потерял сознание

Фашисты захватили его в плен,

Привезли в лагерь, провели дознание.

Враги удивлялись доблести и мужеству советского солдата,

Приходили на героя посмотреть.

В знак уважения в отдельную комнату поместили

Велели пищу из офицерской кухни принести.

Во время вражеской неволи Пёпр Михайлович

Вёл себя как истинный советский гражданин.

Ничем не запятнал себя, был восстановлен в званье

Остался в памяти у всех как мужественный герой тех страшных годин.

ЭПОХА Н.А.Некрасова

Сын милый уезжает

В далёкие края.

У дома собралася

Вся его родня.

Мать больная плачет,

Узел теребя:

-Всё ли положила,

Всё ли собрала.

И отец печально

В сторону глядит:

-Опора был, вестимо,

Сноровкой  знаменит.

С кем теперь поедет

За дровами в лес,

Полюшко засеет,

Хлеб уберёт, овёс.

И родня рыдает,

Стоя у крыльца.

На судьбу серчает,

Молитву вереща.

Слёзы навернулись

На его глаза.

В сердце что-то колет

И болит душа.

Ведь если и вернётся,

То уж стариком.

Матушка не встретит,

Не проводит в дом.

                            МОЯ ПРАБАБУШКА

Бабушку зовут Шакаева Пелагея Ивановна.

Многое повидала в жизни она.

Помнит Ленина и Сталина.

Потеряла мужа на фронте она.

Моей бабушке 93 года.

Она ещё бодра, здорова,

Сама и шьёт, и гладит

Стирает и вкусные супы нам варит.

За мной пригляждывала в детстве

Над колыбелью пела песни мне,

Старалась играми различными занять

От плача громкого унять.

Общительна. Со всеми ладит,

И каждому совет подскажет-

Непринуждённо так, слегка,

А как иначе - век на свете прожила.

А значит, знает жизни толк,

Не раз бивал её судьбы злой рок.

Умеет в людях разбираться,

Определять: кто честный человек, а кто предатель.

В таком же духе воспитывает и меня:

-Не смей чужое брать, друзей не обижай ты зря,

Не лги, умей ты дружбой дорожить,

Тебе так легче будет жить.

Старших уважай, младших защищай.

Недостатки мелкие в людях прощай,

Умей ошибки свои признавать

И обиду горькую прощать.

Я понимаю, что бабушка права.

Не спорю я с ней никогда.

Стараюсь на ус всё намотать,

Бабушкины советы запоминать.

Я бабушку никогда не подведу,

Совсех сил стараться буду

Честным быть, трудолюбивым,

Смелым, ловким и умелым.

Чтобы бабушка гордилась мною,

Чтобы знала: я чего-то стою.

Никогда за меня бы не краснела,

Не шагала бы из-за меня по улице несмело.

.

                                  ЛЮБЛЮ ОТЧИЗНУ Я - МОЙ ТАТАРСТАН

Люблю Отчизну я-мой Татарстан!

Сердцу милый край, воспетый чудными поэтами,

Звонкоголосыми певцами и артистами,

Художниками облачённый в дивный стан.

Кремль белокаменный, как сердцевина города,

Мечети, церкви с куполами в высь,

Театры, вузы-наша гордость.

До боли всё здесь каждому так дорого.

Лучезарная Казань-столица наша!

Цвети всегда и только процветай!

Всем жителям ты силы придавай

Для творчества,как жизни чаша.

А я живу в Кокушкино и понимаю:

Здесь дорога мне каждая травинка.

Что ни шаг, то яркая картинка,

И на неё я с нежностью взираю.

Вот колокольчик в травке тихо грезит,

Ромашка пышная вся к солнцу устремилась,

Вон василёк мелькнул средь ржи и спрятался,

А дрок дорожкой жёлтой в гору лезет.

А сколько прелести в берёзке, что у дома!

Когда на ветках появляются листочки,

Резные клейкие виточки

Свисают ленточкой, как по веленью гнома.

Здесь сила волшебства- и не иначе!

Раз так притягивает прелестью своею!

И, проходя, все разговаривают с нею,

А некоторые, вспомнив что-то, плачут.

Невдалеке Ушня с извилистыми берегами,

С незабываемой природою вокруг.

Красою дивной, свежестью всех манит,

Как будто говорит: "Приди и помечтай!"

Родной мой уголок! Ты так мне дорог!

Я никогда не разлучусь с тобою!

Ты в сердце у меня, всегда со мною!

Так будь же, край мой, вечно молод!

         

СТИХОТВОРЕНИЕ ПО РОМАНУ Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"

            Нет на свете хуже порока,

        Чем по воле злобного рока

        Вынашивать теорию дерзкую        

        Превосходства над тварью мерзкою.

        Жизнь даётся каждому свыше,

        И никто не вправе её отнять.

        И если даже ты считаешь себя выше

        Всех людей, ты не должен человека убивать.

        -Ну и человек, противная старушка,

         Вша кровососущая,-скажешь ты.

        -От неё вокруг одно несчастье,

         Зло, наткнувшись на которое, рушатся мечты.

         Подумаешь, одна из тварей

         Погибнет, а скольких от себя освободит.

         Её богатство многих осчастливит,

         Надежду даст и к жизни возродит.

         Ведь были люди, для которых

         Не существовало никаких моральных норм.

         Они переступали через кровь обыкновенных

         Сотен, тысяч, видя в них лишь сор.

         Одно крошечное преступленьице

         Загладится тысячами добрых дел,

         Одна жизнь и тысячи спасённых

         От гниенья и разложенья тел.

         Ты знаешь, в заповедях сказано:

         «Не убей, возлюби ближнего своего»

         Когда решиться на поступок тебе надобно,

         Вспомни заповеди и не трогай никого.

         Будь добр и милосерден к окружающим,

         Не причиняй им никакого зла.

         Старайся поддержать любого словом ласковым,

         Жизнь и без этого так тяжела.

                     

Стихотворение по произведению В.Г.Короленко "Дети подземелья"

                           

                                                             А.М.Горький "На дне"

Подвал, похожий на пещеру

И потолок с отлипшей штукатуркой

Из квадратных окон свет струится тусклый

Всё напоминает доисторическую эру.

Кроватей нет, одни лишь нары,

Стол, две скамьи и табурет.

Хозяйство скудное, но здесь и этому все рады.

Главное-есть крыша, никто от холода не помрёт.

А обитают здесь, на дне, ночлежники

Различных социальных групп,

Отвергнутые жизнью странники,

Нашедшие здесь временный приют.

Здесь каждого не покидает вера

В беспроблемную будущую жизнь.

Смирение-лишь временная мера

Для подкрепления ушедших  сил.

Ведь человек рождается на свет свободным,

И никто невправе им повелевать

А если зло, насилие делается модным,

Значит общество необходимо поменять.

"Человек-это звучит гордо",-восклицает Сатин.

Он прав: куда бы не закинула судьба,

Надо сохранять душевное богатство,

Какой бы горькой жизненная правда не была.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

стихи для самых маленьких. цикл стихов: книжка малышка

стихи для самых маленьких -очаровательных малышей унесут вас в далекое детство, где вы вместе со своими малышами окажетесь во время прочтения стихов. Удачного путешествия![[{"type":"media","view_mode"...

Карачаево-Черкесия - моя малая Родина Классный час « Моя малая Родина» « Моя малая Родина» Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, стихах, танцах; научить выразительно читать стихи; воспитывать л

Карачаево-Черкесия - моя малая РодинаКлассный час« Моя малая Родина»  « Моя малая Родина»Цель: рассказать, показать, как люди разных национальностей воспевают родную землю в песнях, сти...

Легко ли стихи сочинять? (Чем отличаются стихи от прозы?)

Разработка урока для 5 класса по литературе "Легко ли стихи сочинять?( Чем отличаются стихи от прозы?)". В итоге дети должны научиться отличать стихи от прозы и развивать свои творческие способности, ...

Использование рифмовок, скороговорок и стихов при обучении чтению. Сборник рифмовок, скороговорок и стихов.

На первом году обучения английскому языку работе над чтением, выработке у детей навыков правильного произношения следует уделять серьезное внимание. Быстро и легко усвоить основные правила чтени...

Переводы стихов и песен с французского языка. Работа со стихами в 9-10 классах.

переводы некоторых стихов Верлена и других французских авторов....

Открытый   урок "Английская грамматика в песнях и стихах" с использованием нетрадиционных форм обучения, с элементами театрализованного представления, песнями и стихами.

Цель: активизация пройденного грамматического материалаЗадачи:образовательные:активизировать употребление в речи грамматического материала (The Present Simple Tense, The Past Simple Tense,The Future S...