Рабочая программа по литературе 9 класс
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Суслова Марина Валентиновна

 

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,  Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника: Литература. Начальный курс. 9 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 5-8 классах по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). Из   школьного компонента добавляется 35 часа. Всего 105 часа.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literature_9_klass_avtosohranennyy.doc336.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературе 9 класс учителя русского языка и литературы МБОУ «СОШ 3 45 г. Белгорода» Сусловой М. В.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 45 г. Белгорода»

рАССМОТРЕНО

Руководитель  МО учителей русского языка и литературы

________________ Петреченко И. С.

Протокол № 1 от

«____»________________2012 г.

Согласовано

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «СОШ № 45  г. Белгорода»

_________________ Шамрай В. М.


«____»_________________2012 г.

Утверждаю

 Директор МБОУ «СОШ № 45 г. Белгорода»        __________________Бугаёва Л. И.


Приказ № 295  от « 01 »  09  2012 г.

Рабочая программа по литературе

        (с элементами краеведения)

Название учебного предмета – литература

Ф.И.О. педагога, разработавшего и реализующего учебный предмет,  - Суслова Марина Валентиновна,

учитель высшей квалификационной категории

Класс (параллель), в котором изучается учебный курс – 9 … класс

Год составления программы – 2012 г.

        

                                                                                                                                                                                           Рассмотрено на заседании

                                                                                                                                                       педагогического совета школы

                                                                                                                                                       протокол № 1

                                                                                                                                            от «30» августа 2012 года

2. Пояснительная записка.

Рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,  Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009, учебника: Литература. Начальный курс. 9 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

В основной школе «Литература» относится к числу обязательных базовых общеобразовательных учебных предметов, т.е. является инвариантным предметом, обязательным для изучения в основной школе (с 5 по 9 классы). ФБУП для образовательных учреждений РФ отводит следующее количество часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература»: на этапе основного общего образования: в 5-8 классах по 70 часов (из расчета 2 учебных часа в неделю). Из   школьного компонента добавляется 35 часа. Всего 105 часа.

Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных ЗУН, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
  2. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
  3. освоение текстов художественных произведений  в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
  4. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

С 2001 года МБОУ СОШ № 45 является экспериментальной площадкой краеведческой направленности. В связи с этим на уроках учащимся предоставляется возможность познакомиться с наследием писателей и поэтов Белгородчины, при составлении программы был использован дидактический материал краеведческой направленности.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

Содержание стандарта может быть реализовано следующими видами усложняющейся учебной деятельности:

- рецептивная деятельность: чтение и полноценное восприятие художественного текста, заучивание наизусть (важна на всех этапах изучения литературы);

- репродуктивная деятельность: осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров, реалий (осуществляется в виде разного типа пересказов (близких к тексту, кратких, выборочных, с соответствующими лексико-стилистическими заданиями и изменением лица рассказчика); ответов на вопросы репродуктивного характера);

- продуктивная творческая деятельность: сочинение разных жанров, выразительное чтение художественных текстов, устное словесное рисование, инсценирование произведения, составление киносценария;

- поисковая деятельность: самостоятельный поиск ответа на проблемные вопросы, комментирование художественного произведения, установление ассоциативных связей с произведениями других видов искусства;

- исследовательская деятельность: анализ текста, сопоставление произведений художественной литературы и выявление в них общих и своеобразных черт.

Содержание литературного образования разбито на разделы, согласно основным вехам развития русской литературы.

Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Контрольные

работы

Развитие речи

Внеклассное чтение

Введение

1

Литература Древней Руси

3

2

Литература 18 в.

1

М.В.Ломоносов

2

Д.И.Фонвизин

2

А.Н.Радищев

2

Н.М.Карамзин

2

Литература 19 в. В.А.Жуковский

2

А.С.Грибоедов

7

2

А.С.Пушкин

15

2

2

1

М.Ю.Лермонтов

13

1

1

Н.В.Гоголь

8

1

1

А.Н.Островский

2

1

Н.А.Некрасов

2

1

1

Ф.М.Достоевский

2

Л.Н.Толстой

2

Литература 20 в. А.А.Блок

2

В.В.Маяковский

3

С.А.Есенин

3

2

2

М.А.Булгаков

3

М.А.Шолохов

2

А.И.Солженицын

2

1

1

Итого:

83

4

12

6

Программа предусматривает проведение 6 уроков внеклассного чтения:


п/п

Содержание

1.

«Маленькие трагедии». Нравственная проблематика, художественные особенности.

2

Н.В.Гоголь «Портрет». Проблематика, художественные особенности произведения.

3

Н.В.Гоголь «Портрет». Проблематика, художественные особенности произведения

4

«Пьесы жизни» А.Н.Островского. Островский – мастер языка.

5

Ф.М.Достоевский «Бедные люди». Тема «униженных и оскорбленных» в произведении.

6

Обзор современной прозы Кузбасса

Программа предусматривает работу по развитию речи:


п/п

Содержание

Кол-во часов

Подготовка к сочинению по поэме «Слово о полку Игореве»

2

Сочинение по комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

2

Контрольное сочинение по творчеству А.С.Пушкина.

2

Сочинение по творчеству М.Ю.Лермонтова.

1

Сочинение по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души»

1

 «Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Н.А.Некрасова»

Итоговое сочинение «А напоследок я скажу…»

1

Контрольное сочинение. Восприятие, истолкование, оценка стихотворения.

2

Итоговое сочинение «А напоследок я скажу…»

1

Выполнение практической части по литературе в программе соответствует нормам:

Класс

Кол-во часов

Кол-во классных сочинений

Внеклассное чтение

Развитие речи

Техника чтения

9 Б, В, Г

105

6

6

12

190-210

Обоснованность программы

9 класс - это  этап литературного образования, который можно считать переходным, так как именно в этот период формируется представление об основах историко-литературного  процесса.  9 класс готовит учеников к историко-литературному курсу старших  классов.  Теория литературы в 9 классе помогает проследить исторические изменения в поэтике литературных родов и жанров. Усложняются понятия о структуре произведения, о стихотворной речи, о национальном и индивидуальном началах в художественном стиле.

Не случайно при множествах проблем, общих для преподавания в средней школе, возникает одна особо важная: как привить любовь к чтению, как помочь осознать значимость литературы в обществе? Ведь, как справедливо отметил  В.Г. Белинский, «кто читает что-нибудь, уже гораздо выше того, кто ничего не читает». Учащиеся испытывают затруднения в определении тематики произведения, комплекса проблем, рассматриваемых в нем, системы авторских оценок и представлений об идеале, роли языковых средств выразительности, что в итоге приводит к неполному восприятию художественного текста. Ученики затрудняются в выявлении «сквозных тем», конструктивных проблем русской литературы, не научены рассматривать их в контексте мировой культуры. Обучение их этому позволит сформировать представления о непрерывности литературного процесса, способствует осознанию  нравственных ценностей; таких, как  справедливость, честь, совесть, доброта, любовь, дружба, патриотизм в качестве главных приоритетов культурного человека. В этой связи особо важное значение в курсе преподавания литературы является формирование читательской компетенции. Согласно государственному стандарту по литературе, под читательской компетенцией понимается формирование у учащихся потребности в чтении художественной литературы, широкого культурного кругозора, а также общих учебных умений, навыков и обобщенных способов деятельности, развитие познавательной, информационной, коммуникативной компетенции. Кроме того, особо значимым в условиях существования Единого Государственного Экзамена является формирование у ребенка представлений не только о фабуле произведения, но и о других его компонентах (проблема, идея, система авторских оценок, комплекс средств художественной выразительности, пейзаж, портрет, интерьер и др.).

Формы организации учебного процесса 

1. Работа в группах сменного состава;

2. КСО (коллективный способ обучения);

3. Работа в разноуровневых группах;

4. Фронтальные беседы;

5. Исследовательские работы:

Эти методы работы соответствуют личностно-ориентированному подходу в обучении.

Основные теоретико-литературные понятия

  1. Художественная литература как искусство слова.
  2. Контекст: литературный контекст, биографический контекст, исторический контекст, культурологический контекст.
  3. Художественный образ.
  4. Фольклор. Жанры фольклора.
  5. Литературные роды и жанры.
  6. Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
  7. Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой, художественное время и пространство (хронотоп), изображенный мир, интерьер, функции интерьера (обозначение места и времени действия, средство создания образа человека, форма присутствия автора, средство создания образа эпохи).
  8. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение, метонимия, синекдоха. Гипербола. Аллегория. Синтаксические фигуры: риторический вопрос, риторическое восклицание, пропуск, инверсия, анафора, эпифора, градация, парцелляция, умолчание.
  9. Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.

Основные виды деятельности по освоению литературных произведений

1. Дифференцированные практические задания, основанные на программном или дополнительном литературном материале, предполагающий целостный или выборочный его анализ.

2. Выразительное чтение, чтение по ролям.

3. Создание творческих и научных работ.

4. Создание ассоциативных цепочек и сравнительных анализов.

5. Заучивание наизусть.

6. Создание кластеров и синквейнов.

3. Требования к уровню подготовки учащихся

Основные учебные умения и  навыки обучающихся:

  1. использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа
  2. определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов
  3. самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера
  4. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели
  5. умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства  объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога
  6. выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)
  7. умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями
  8. владение навыками редактирования текста, создания собственного текста
  9. определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни
  10. умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды
  11. осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. образную природу словесного искусства;
    содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. основные теоретико-литературные понятия.

В результате изучения литературы ученик должен уметь:

  1. работать с книгой;
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. владеть различными видами пересказа;
    строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
    писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
  4. выявлять авторскую позицию, определять род и жанр литературного произведения, выделять и формулировать тему, идею, давать характеристику героев;
    выражать свое отношение к прочитанному;
  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  6. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  7. воспринимать и анализировать художественный текст, выделять его  смысловые части;
  8. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
    - создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
    - поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).

4. Учебно-методические средства обучения

  1. Реквизиты программы: Программы для  общеобразовательных учреждений. Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. – М.:Мнемозина, 2009. – 110с.,

Список литературы для учителя

  1. Анохина Г.М.  «Личностно развивающие педагогические технологии».- Воронеж,   2010г;
  2. Арисова О.А. Литература. 9-11 классы: развернутое тематическое планирование .-Волгоград: Учитель, 2009 г.-205с.
  3. Егорова Н.В.«Универсальные поурочные разработки по литературе», 9 класс.-М.:Изд. «ВАКО», 2009г
  4. Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.: Дрофа, 1998. – 464с.
  5. Королькова А.В. Словарь афоризмов русских писателей. – 2-е издание. – М.: Рус.яз. – Медиа, 2010.
  6. Лиманд Т.В. « С сочинением на «Ты». Пособие для абитуриентов и школьников.- М.: Изд. «Школьная пресса», 2011г;
  7.  Лиманд  Т.В.« С изложением на «Ты» Пособие для абитуриентов и школьников.- М.:Изд. «Школьная пресса» , 2011г;
  8. Литература.  9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в  двух частях»/ под редакцией Г.И.Беленького - М.: «Мнемозина», 2009г.
  9. «Методические советы к учебнику-практикуму  для  9 класса: Литература. Русская классика (избранные страницы)/ под редакцией Г.И. Беленького.-  М:    Мнемозина, 2010 г
  10. Программа для  общеобразовательных учреждений. Литература  5 – 11 классы/ под редакцией Г. И. Беленького. – 4-е изд., перереб. –М.: Мнемозина, 2009. – 110с.,
  11. Примерная программа по учебным предметам. П 76 литература. 5 – 9классы: проект. – М.: Просвещение, 2010. – 176с. – (Стандарты второго поколения);
  12. Поэзия серебряного века в школе: Книга для учителя / авт.-сост. Е.М. Болдырева, А.В. Леденев. – 2-изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2011. – 384сю: ил.,  16 л.цв. – (Писатель в школе)
  13. Семыкина Е.Н., Соломахина Л.П., Ширина Е.А., Половнева М.В. Открываем мир литературы. Белгород 2009;
  14. Компакт – диск №1  «Репетитор по литературе», изд. «Учитель», 2011г. 
  15. Читаем. Думаем. Спорим: Книга для самостоятельной работы учащихся по литературе: 9 класс/ Авт.-сост. Г. И. Беленький и др.; Под ред. Г. И. беленького. – М.: Просвещение; Учебная литература, 2010г.

Литература, рекомендованная для учащихся 

(работа учителя - словесника совместно с заведующей библиотекой -   тексты художественных произведений, включённых в обязательную программу):

  1. Основной учебник: «Литература.  9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений в  двух частях»/ под редакцией Г.И.Беленького - М.: «Мнемозина», 2009г.,
  1. Литература. Справочник. – научный редактор В. Я Линков (МГУ им. М. В. Ломоносова) –  М.: Филологическое общество «Слово», 2010;
  2. Русские писатели. Библиографический словарь А – Я в 2-х частях  Под редакцией П. А. Николаева – М.: «Просвещение»,2009;
  1. Варианты контрольно-проверочных тестов и заданий с ответами для единого государственного экзамена по литературе / Авт. – сост. Г.Ф. Сивокозова, О.А. Сидоркина. – Волгоград: Учитель, 2010. – 118с.
  1. «Раздаточный  материал по литературе 9 класс» Э. Л. Безносов.- М.: «Дрофа 2011г.
  2. Занимательные материалы по литературе. – Сост. Н. И. Ереенко. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 96с.;
  3. По страницам литературных произведений. Викторины.  5-11 классы. – Л. А. Курганова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 201с.;
  1. Литература в таблицах и схемах. Теория. История, Словарь. – М.: Айрис – пресс, 2006. – 224с.; Квятковский А.П. Школьный поэтический словарь. – М.: Дрофа, 1998. – 464с.
  2. Касаткина В.Н. Поэзия Жуковского. В помощь преподавателю, старшеклассникам и абитуриентам.  – 2-е изд. – М.: Изд-во МГУ, 2010.- 112с. – (Перечитывая классику)
  1. Королькова А.В. Словарь афоризмов русских писателей. – 2-е издание. – М.: Рус.яз
  2. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5 – 8 классы. – М.: Дрофа, 2010. – 176с.;
  3. Школьные олимпиады по литературе  М.М.Казбек – Казиева. – М.: - Айрис – пресс, 2011. – 192с.;
  4. Практикум по русскому языку. Культура речи. Учебное пособие. – СПб.: Изд. «Союз», 2011. – 128с.;
  5. Слово – образ - смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие / В.Ф. Чертов, Е.М. Виноградова, Е. А, Яблоков,  А.М. Антипова; под ред. В.Ф. Чертова. – М.: Дрофа, 2009. – 444, [4]с. – (Элективные курсы).

ГИА – 2010г «Экзамен в новой форме. Литература» ФИПИ

Список статей журнала «Литература в школе» и «Приложения к газете «Первое сентября» - «Литература»:

«Слово о полку Игореве»

  1. «Слово о полку Игореве» в кругу шедевров национальных литератур. – Л. – 2001. - № 22.
  2. Сценарий игры «Умники и умницы» по «Слову о полку Игореве». 9 класс. – Л. – 2002. - № 21.
  3. Как вникнуть в сущность «Слова о плъку Игореве». – М. - № 11.
  4. Метонимия в «Слове о полку Игореве». – М. - № 31.
  5. Рядом с историей (Древнерусская литература). – М. - № 73.

Литература XVIII века

  1. Уроки литературы в V –XI классах. М. В. Ломоносов. Г. Р. Державин. Д. И. Фонвизин. Ж.-Б. Мольер. Радищев. Карамзин. – М. - № 81.

Ломоносов М. В.

  1. Об изучении жизни и творчества М. В. Ломоносова. – М. - № 1.

Державин Г. Р.

  1. «Я любил чистосердечье…». – М. - № 81.
  2. В. Ф. Ходасевич о Державине. – М. - № 81.

Карамзин Н. М.

  1. «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина. – Л. – 2009. - № 2.
  2. «Подвиг честного человека». – М. - № 78.
  3. Изучение повести Карамзина «Бедная Лиза». – М. - № 78.
  4. Сентиментализм. – Л. – 2009. - № 16.

Жуковский В. А.

  1. «Любимец нежных муз» В. А. Жуковский. – ПЛШ. – 2010. - №1. – С. 8-11.
  2. Человек и природа в лирике В. А. Жуковского. – ПЛШ. – 2009. - № 1. – С. 12-14.
  3. Баллады Жуковского. – Л. – 2009. - № 30.
  4. Сравнительная характеристика элегии В. А. Жуковского «Море», стихотворений А. С. Пушкина «К морю» и Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное». – Л.– 2001. - № 36.

Грибоедов А. С.

  1. Грибоедов в воспоминаниях современников. – ПЛШ. – 2009. - № 6. – С. 2-5.
  2. А. С. Грибоедов. – С. 6-8.
  3. Размышления над жанром комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума». – С. 9-10.
  4. Заключительный урок по изучению «Горя от ума» А. С. Грибоедова. – С. 11- 13.
  5. Главные герои комедий Грибоедова «Горе от ума» и Мольера «Мизантроп». – Л. – 2010. - № 36.
  6. «Лучше всего можно узнать характеры их из сравнения…». (Чацкий и Молчалин). – Л. – 2010. - № 47.
  7. Сценическая жизнь «Горя от ума». – М. - № 10.
  8. Заметки на полях «Горя от ума». – М. - № 45.
  9. Идеи и образы комедии «Горе от ума». – М. - № 76.
  10. Уроки в V – XI классах. «Горе от ума». – М. - № 78.
  11. Лицо и гений Грибоедова. – М. - № 82.
  12. Уроки в V – XI классах. Грибоедов. «Горе от ума». – М. - № 82.

Пушкин А. С.

  1. Чувство природы в поэзии Пушкина. – ЛШ. – 2009 г. - № 1 – С. 12-13.
  2. «Евгений Онегин» как проблемный роман. – ЛШ. – 2009 г. - № 2. – С. 2-8.
  3. Автор и его герой. А. С. Пушкин. «Евгений Онегин». – С. 29-31.
  4. Повесть А. С. Пушкина «Пиковая дама». 8 класс. – С. 31-33.
  5. Композиционная роль сна Татьяны в романе «Евгений Онегин». – Л. – 2001. - № 10.
  6. Философская лирика Пушкина. Урок в 9 классе. – Л. – 2010. - № 14.
  7. Поэт и назначение поэзии. – Л. – 2009. - № 17.
  8. Тема поэзии у А. С. Пушкина. – Л. – 2009. - № 19.
  9. А. С. Пушкин. Лирика природы. Примерный план письменной работы. – Л. – 2010. - № 21.
  10. Пушкин: последнее поприще. – Л. – 2010. - № 34.
  11. Сравнительная характеристика элегии В. А. Жуковского «Море», стихотворений А. С. Пушкина «К морю» и Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное». – Л. – 2010. - № 36.
  12. Мастерство Пушкина в создании образа Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин». – Л. – 2009. - № 12.
  13. Ленский и Татьяна. – Л. – 2011. - № 18.
  14. Образ черного человека в трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» и в поэме Есенина «Черный человек». – Л. – 2009. - № 19.
  15. О языке стихотворения «Я помню чудное мгновенье…». – М. - № 27.
  16. Вопросительные предложения в романе «Евгений Онегин». – М. - № 61.
  17. Лирика Пушкина. – М. - № 69.
  18. Возвращение к литературе. Уроки в V – XI классах («Татьяны милый идеал»; Финал романа «Евгений Онегин» и его смысл. Роман «Евгений Онегин» в прочтении В. Г. Белинского). – М. - № 69.
  19. К познанию Пушкина. – М. - № 70.
  20. О Пушкине. – М. - № 72.
  21. Некоторые аспекты развития творческого зрения Пушкина. – М. - № 76.
  22. «В начале жизни школу помню я…» (лицейская и творческая жизнь Пушкина 1814 – 1815 годов). – М. - № 79.
  23. Начальное понятие о реализме (урок по лирике А. С. Пушкина в 9 классе). - М. - № 69 (5).
  24. Лексика стихотворной речи А. С. Пушкина. - М. - № 69 (12).

Лермонтов М. Ю.

  1. Чувство природы в поэзии Лермонтова. – ЛШ. – 2010 г. - №1 – С. 13-14.
  2. Одна цитата: тайна печоринского дневника. – С. 14-16.
  3. Смысл названия стихотворения «Смерть поэта». – С. 18-20.
  4. Икона русской природы: «Когда волнуется желтеющая нива…» М. Ю. Лермонтова. 9 класс. – С. 27-29.
  5. Тема поэта и поэзии. – Л. –2009- № 17.
  6. Фатализм Лермонтова. – Л. – 2010. - № 21.
  7. «Герой нашего времени». Почему он так непонятен? – Л. – 2001. - № 34.
  8. Степан Шевырев о Лермонтове. «Герой нашего времени». Стихотворения М. Лермонтова. – Л. – 2001. - № 39.
  9. О стихотворении 1839 года «Молитва». – Л. – 2001. - № 42.
  10. Лирика Лермонтова на уроке. – Л. – 2009. - № 24.
  11. Страсти голос благородный. – М. - № 22.
  12. Использование поэтических сравнений в прозе Лермонтова. – М. - № 27.
  13. По страницам лермонтовской поэзии. – М. - № 29.
  14. Любил ли Печорин княжну Мери? («Герой нашего времени»). – М. - № 69.
  15. О философской основе романа «Герой нашего времени». – М. - № 69.
  16. Венок Лермонтову. – М. - № 69.
  17. Поэзия тревожной мысли. – М. - № 70.
  18. М. Ю. Лермонтов. «Смерть поэта». - М. - № 69 (8).

Гоголь Н. В.

  1. Мир человека в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». – Л. – 2009. - № 12.
  2. Помещик Манилов – человек эпохи ампира. – Л. – 2010. - № 12.
  3. Система пластических образов в поэме «Мертвые души». – Л. – 2010. - № 12.
  4. Чичиков в гостях у Коробочки. Урок-исследование. – Л. – 2010. - № 12.
  5. Загадка эпилога «Шинели» Гоголя. – Л. – 2009. - № 9.
  6. Урок по повести Гоголя «Шинель». – Л. – 2009. - № 9.
  7. Чичиков. Герой нашего времени. – Л. – 2009. - № 19.

Некрасов Н. А.

  1. «Тройка» Некрасова. Рекомендуемая программа анализа. – Л. – 2010. - № 15.
  2. Н. А. Некрасов. – Л. – 2010. - № 35.
  3. Опыт прочтения стихотворения «В полном разгаре страда деревенская». – Л. – 2009. - № 36.
  4. Блок А. А.
  1. Тайна знакомой строки («Россия»). - М. - № 69 (3).

Булгаков М. А.

  1. «Клоп» Маяковского и «Собачье сердце» Булгакова в контексте времени. – М. - № 64.

Шолохов М. А.

  1. «Судьба человека». Стилистический анализ. – М. - № 52.

Солженицын А. И.

  1. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А. И. Солженицына («Захар-Калита», «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича»). – М. - № 3.
  2. Рассказ «Матренин двор». – М. - № 59.

  1. Мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
  2. мультимедийные продукты (презентации, тесты, плакаты, таблицы и прочее);
  3. наборы дидактических материалов, как в печатном, так и в электронном виде;
  4.  плакаты со справочными материалами;
  5. библиотека с электронной и печатной картотекой;
  6. каталоги всех материалов и пособий в электронном и печатном виде.

5. Содержание программы учебного курса

Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. (1ч)

Раздел 1. Литература Древней Руси.  «Слово о полку Игореве». (5ч)

Раздел 2. Литература 18 века  (9 ч)

  1. Общая характеристика литературы 18 века. Сведения о классицизме. (1ч)
  2.  М.В. Ломоносов. Сведения о жизни ученого и поэта. «Разговор с Анакреоном», «Ода 1747» (2ч)
  3. Д.И. Фонвизин. Сведения о жизни и творчестве.  «Недоросль».(2ч)
  4. А.Н. Радищев. Свободолюбивые идеи писателя. «Путешествие из Петербурга в Москву».(2ч)
  5. Г.Р. Державин. Сведения о жизни и творчестве. «Властителям и судиям», «Русские девушки», «Памятник» (2ч)
  6.  Н.М. Карамзин. Сведения о жизни и творчестве. «Бедная Лиза» (2ч)

Раздел 3.  Литература 19 века (74 ч)

  1. Романтизм и реализм в литературе первой половины 19 века (1ч)
  2. В.А.Жуковский - автор оригинальных баллад и стихотворений. Стремление «найти связь земного с небесным». «Море» (1ч)
  3. А.С.Грибоедов. Сведения о жизни и творчестве.   «Горе от ума» (9ч)
  4. А.С.Пушкин. Жизнь и творчество (основные вехи). Лирика. Роман «Евгений Онегин» (20ч)
  5. М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество (основные вехи). Лирика. «Герой нашего времени» (15ч)
  6. Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество (основные вехи). «Мертвые души», «Шинель» (10ч)
  7. А.Н.Островский «Свои люди- сочтемся» (3ч)
  8. Н.А. Некрасов .Место Некрасова в русской поэзии 19 века. «Размышления у парадного подъезда», «Давно-отвергнутый тобою…», «Письма», «Горящие письма» (6ч)
  9. Л.Н. Толстой как исследователь путей нравственного совершенствования человека. «Юность» (обзор) (2ч)
  10. Ф.М. Достоевский как писатель-психолог. «Белые ночи» (2ч)

Раздел 4. Литература 20 века. (14 ч)

  1. А.А.Блок. Сведения о жизни и творчестве.. Лирика (3ч)
  2. В.В.Маяковский. Сведения о жизни и творчестве. «Хорошее отношение к лошадям»,  «Необычайное приключение» (3ч)
  3. С.А. Есенин. Сведения о жизни и творчестве. Лирика: «Отговорила роща золотая…», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями..» (7ч)
  4. М.А.Булгаков. Сведения о жизни и творчестве. «Собачье сердце».(3ч)
  5. М.А. Шолохов. Сведения о жизни и творчестве. «Судьба человека» (2ч)
  6.  А.И. Солженицын. Сведения о жизни и творчестве. «Матренин двор» (2ч)

Введение. Начальные сведения об историческом развитии русской литературы. Способы выражения авторского сознания в художественном произведении.

I. Литература Древней Руси

Общая характеристика древнерусской литературы.

Для чтения и изучения

«Слово о полку Игореве».

II. Литература XVIII века

Общая характеристика литературы XVIII века. Сведения о классицизме.

М. В. ЛОМОНОСОВ. 

Для чтения и бесед

«Разговор с Анакреоном», «Ода 1747 года», духовные оды и другие произведения.

Д. И. ФОНВИЗИН.

Для чтения и бесед

«Недоросль».

А. Н. РАДИЩЕВ. 

Для чтения и бесед

«Путешествие из Петербурга в Москву» (фрагменты).

Г. Р. ДЕРЖАВИН.

Для чтения и бесед

«Властителям и судиям» (фрагменты), «Русские девушки», «Памятник».

И. М. КАРАМЗИН. 

Для чтения и бесед

«Бедная Лиза». Сентиментализм в литературе.

III. Литература XIX века

Романтизм и реализм в литературе первой половины XIX века

В. А. ЖУКОВСКИЙ. Сведения о жизни и творчестве с обобщением изученного («Светлана», «Перчатка», «Лесной царь»). Романтизм поэта. Жуковский-переводчик.

Для чтения и бесед

«Море».

А. С. ГРИБОЕДОВ.

Для чтения и изучения. «Горе от ума».

А. С. ПУШКИН. 

Для чтения и изучения

«К Чаадаеву», «К морю»,«Во глубине сибирских руд...», «19 октября» (1825 г.), «Анчар», «Пророк», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии...», «Я вас любил...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

«Евгений Онегин». Понятие о литературном типе.

Для чтения и бесед

«Пиковая дама». «Моцарт и Сальери».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ. 

Для чтения и изучения

«Смерть Поэта», «Когда волнуется желтеющая нива...», «Дума», «Поэт», «И скучно, и грустно...», «Молитва» («В минуту жизни трудную...»), «Расстались мы, но твой портрет...», «Нищий», «Прощай, немытая Россия...», «Нет, не тебя так пылко я люблю...», «Пророк», «Родина».

«Герой нашего времени».

Н. В. ГОГОЛЬ. 

Для чтения и изучения

«Мертвые души». «Шинель».

А. Н. ОСТРОВСКИЙ. 

Для чтения и бесед

«Свои люди — сочтемся».

Островский — мастер языка. Реализм Островского («пьесы жизни»).

Н. А. НЕКРАСОВ.

Для чтения и изучения

«Тройка», «Размышления у парадного подъезда».

Для чтения и бесед

«Давно — отвергнутый тобою...», «Письма», «Горящие письма». Понятие о лирическом герое.

Ф. М. ДОСТОЕВСКИЙ.

Для чтения и бесед

«Белые ночи».

Л. Н. ТОЛСТОЙ.

Для чтения и бесед

«Юность» (обзор). Особенности повествования от первого лица.

IV. Литература XX века

Литература великих и трагических лет.

А. А. БЛОК. 

Для чтения и изучения

«Россия», «О, я хочу безумно жить...», «Да. Так диктует вдохновенье...»; «Земное сердце стынет вновь...», «Сольвейг», «Утро в Москве», «Ты — как отзвук забытого гимна...».

В. В. МАЯКОВСКИЙ. 

Для чтения и изучения

«Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение...», «Разговор на одесском рейде...». Новаторство Маяковского в стихосложении.

Для чтения и бесед

 «Гимн ободу», «Подлиза» и другие стихотворения.

С. А. ЕСЕНИН. 

Для чтения и изучения

«С добрым утром!», «Я покинул родимый дом...», «Пороша», «Голубень», «Отговорила роща золотая...», «Собаке Качалова», «Низкий дом с голубыми ставнями...».

М. А. БУЛГАКОВ. 

Для чтения и бесед

«Собачье сердце» (обзор с разбором избранных глав, например: I, II, VI, VIII, эпилога).

М. А. ШОЛОХОВ. 

Для чтения и изучения

«Судьба человека».

А. И. СОЛЖЕНИЦЫН. 

Для чтения и бесед

«Матренин двор».

6. Календарно-тематический план

Программы для общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

Литература. Начальный курс. 9 класс.: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. /Под редакцией Г.И.Беленького. – М.: Мнемозина, 2009.

Всего: 105ч.

На изучение произведений: 84 ч.

Р.Р.: 11 ч.

Внеклассное чтение: 6 ч.

К. р.: 4 ч.

№ урока

Тема

Дата 9Б, 9В, 9Г

План

Дата 9Б, 9В, 9Г Факт

Материал учебника

Тип урока

Формы работы

Виды контроля

Домашнее задание

Введение (1 час)

1

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

Лекция с элементами беседы

Эвристическая беседа, слово учителя

Тестирование

Стр. 4-8, вопросы на стр. 8

Древнерусская литература (3 часа + 2Р= 5 часов)

2

«Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы.

Стр. 4-15 (2ч.)

Лекция

Эвристическая беседа, слово учителя

Тестирование

 стр. 10 (вопросы)

3

Сюжет и образная система «Слова»

Стр. 9-11

Урок анализа произведения

Чтение и комментирование

Чтение наизусть

Стр. 33-34 (вопросы 1-5)

Художественные особенности «Слова»

Стр. 14-16

Урок анализа произведения

Прослушивание аудиозаписей

Тестирование

Заполнить обобщающую таблицу

Подготовка к домашнему сочинению по «Слову о полку Игореве

Стр. 8-19

Урок развития речи

Составление планов сочинений, беседа

домашнее сочинение «Две битвы в «Слове…»

Русская литература 18 века (12 часов)

6

Классицизм в русском и зарубежном искусстве.

Стр. 29-35

Лекция

Конспектирование лекции, слушание

Тестирование

Стр. 35-40 , вопросы 1-5

7

М. В. Ломоносов. «Утреннее размышление о Божием Величестве».

Стр. 17-18 (2 ч.)

Урок анализа произведения

Слово учителя, комментированное чтение, пересказ

Учить отрывок гл. 22-23

8

М. В. Ломоносов. Прославление мира, науки, просвещения в произведениях Ломоносова. Ломоносов – реформатор языка и стихотворной речи.

Стр. 36-40

Лекция

Конспектирование лекции, слушание

Проверочная работа

Стр. 40-43 письменный ответ на вопрос «Заслуги Ломоносова»

9-10

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. "Недоросль". Сатирическая направленность комедии. Идеал человеческого достоинства, гражданского служения родине. Язык комедии. Элементы классицизма в комедии.

Стр. 44-51

Урок изучения нового материала.

Урок анализа произведения.

Семинар.

Слово учителя, комментированное чтение, пересказ

Стр. 67-68 (2 ч.)

Пересказ, выразительное чтение по ролям

11

А. Н. Радищев. Жизненный подвиг Радищева. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).

Стр. 31-51 (2 ч.)

Урок изучения нового материала

Слово учителя, комментированное чтение, пересказ

Стр. 52-55 (вопросы)

12

А. Н. Радищев Свободолюбивые идеи писателя.

Стр. 52-55

Урок анализа произведения

Слово учителя, комментированное чтение, пересказ

Проверочная работа

Стр. 55

Ответ на вопрос

13

Г. Р. Державин. Слово о поэте-философе. Обличение несправедливости в стихотворении «Властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

Урок изучения нового материала

Конспектирование лекции, слушание

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Властителям и судиям». Ответить на вопросы: «Против каких пороков выступает автор», «В чём видит долг автор

14

Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина.

Урок анализа произведения

Конспектирование лекции, слушание

Выучить наизусть стихотворение «Памятник».

15

Н. М. Карамзин. Понятие о сентиментализме.

Стр. 56-60

Урок изучения нового материала

Слово учителя, просмотр видеосюжета

Стр. 56-60 вопросы

16

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза» как произведение сентиментализма.

Стр. 52-66 (2 ч.)

Урок анализа произведения

Слово учителя, комментированное чтение, пересказ

Проверочная работа

Стр. 61-63

17

Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Романтическая лирика начала XIX века. В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).

Стр. 67-75

Урок изучения нового материала

Конспектирование лекции, слушание

Вопросы стр. 75

18

В. А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). Баллада «Светлана». Особенности жанра баллады. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады, фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

Стр. 75

Комбинированный урок

Эвристическая беседа,

конспектирование лекции

Выучить наизусть отрывок из баллады «Светлана».

Творчество Грибоедова (7 часа + 2 часа Р = 9 часов)

19

А. С. Грибоедов. «Горе от ума». Жизнь и судьба.

Стр. 76-85

Урок изучения нового материала

Слово учителя, слушание, беседа

Стр. 85 вопросы

20

Утро в доме Фамусова. Анализ первого действия комедии.

Стр. 86-90

Урок анализа произведения

Комментированное чтение эпизодов

Стр. 86-90 вопросы

21

Фамусов – Чацкий – София. Анализ второго действия комедии.  

Стр. 90-96

 Урок анализа произведения

Комментированное чтение эпизодов

Стр. 90-96 вопросы

22

София – Чацкий – Молчалин. Анализ третьего действия комедии.  

Стр. 96-99

Комбинированный урок

Эвристическая беседа

Стр. 96-99 вопросы

23

Прозрение героев. Анализ четвёртого действия комедии.  

Стр. 99-101

Урок анализа произведения

Эвристическая беседа

Стр. 101-103

24

Кто же Чацкий? Победитель или побеждённый. И. А. Гончаров «Мильон терзаний».

Стр. 102

Семинар

Защита сообщений

Письменный ответ на вопрос

25

Фамусовская Москва в комедии.

Стр. 106-112

Комбинированный урок

26Р

Язык комедии Грибоедова «Горе от ума»

Стр. 103

Урок анализа драмы

Обучение анализу эпизода

Тестирование

Собрать материал к сочинению

27Р

Сочинение по комедии Грибоедова «Горе от ума»

Стр. 104

Урок-практикум

Составление планов, эвристическая беседа

Подготовить сообщения по этапам биографии Пушкина

Творчество Пушкина ( 15 часов + 2 К. р. + 2 Р + 1 Вн. чт.= 20 часов)

28

А. С. Пушкин. Детские годы. Лицей.  Дружба и друзья в лирике Пушкина.

Стр. 113-132

Урок изучения биографии

Лекция учителя, конспектирование лекции

Выучить стихотворение «Чаадаеву»

29

Годы ссылки. Юг. Романтические поэмы «Цыганы».

Стр. 113-132

Урок анализа лирического произведения

Эвристическая беседа, практикум

Выучить стихотворение

30

Жизнь и творчество Пушкина в Михайловском. Анализ стихотворений «К морю», «Пророк».

Стр. 113-132

Урок анализа лирического произведения

Анализ стихотворений

Выучить стихотворение «Пророк»

31

Пушкин на свободе под надзором. Последние годы жизни. Анализ стихотворения «Анчар».

Стр. 133-138

Урок анализа лирического произведения

Анализ стихотворений

Выучить стихотворение «Анчар»

32

Адресаты любовной лирики Пушкина.

Стр. 138-142

Лекция

Конспектирование лекции, эвристическая беседа,

Тестирование

Выучить стихотворение «Я вас любил…»

33

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина.

Стр. 143-147

Практикум

Анализ стихотворений

Выучить стихотворение «Памятник»

34

К. р. Анализ стихотворения А. С. Пушкина.

Урок контроля

Анализ стихотворений

Проверочная работа

Чтение 1 главы «Евгений Онегин»

35

К. р. Анализ стихотворения А. С. Пушкина.

Урок контроля

Анализ стихотворений

Проверочная работа

Чтение 2 главы «Евгений Онегин»

36

А. С. Пушкин «Евгений Онегин». История создания.

Урок изучения нового материала

Лекция учителя, выступление

Ответы на вопросы

37

Один день Онегина (1 глава).

Урок изучения эпического произведения

Эвристическая беседа

Устный рассказ

38

Комментированное чтение 2-ой главы романа. Онегин и Ленский. Изображение поместного дворянства в романе. Татьяна и Ольга.

Комбинированный урок

Эвристическая беседа

Дочитать 3 главу романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», ответить на вопросы. Выучить наизусть письмо Татьяны Онегину.

39

Комментированное чтение 3-ей главы романа. Письмо Татьяны как выражение её чувств, движения её души. Глубина, значительность личности героини.

Урок изучения эпического произведения

Составление плана сравнительной характеристики

Дочитать 4 главу романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», ответить на вопросы.

40

Сюжет и композиция 4-ой главы. Исповедь Онегина.

Письмо Татьяны Онегину.

Урок изучения эпического произведения

Эвристическая беседа

Дочитать 5 главу романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», ответить на вопросы.

41

Комментированное чтение 5-ой главы романа. Завязка трагического конфликта.

Комбинированный урок

Эвристическая беседа

Дочитать 6 главу романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», ответить на вопросы.

42

Комментированное чтение 6-ой главы романа. Трагическая гибель Ленского. Торжество пошлости.

Комбинированный урок

Эвристическая беседа

Дочитать 7 главу романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», ответить на вопросы.

43

Комментированное чтение 7-ой главы романа. «Без Онегина».

Комбинированный урок

Защита сообщений

Тестирование

Подготовить рассказы об Онегине, Ленском, Татьяне Лариной.

44

Татьяна и Онегин в 8-ой главе.

Комбинированный урок

Составление плана сравнительной характеристики

Ответы на вопросы

45

Подготовка к сочинению по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Составление плана сочинения

Подбор материала

46

Сочинение по роману А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Дописать сочинение

47

Вн. чт. А. С. Пушкин «Медный всадник».

Стр. 69-82

Урок изучения эпического произведения

Рассказы-характеристики персонажей, анализ

Творчество Лермонтова (13 часов + 2Р = 15 часов)

48

М. Ю. Лермонтов. Судьба и личность поэта. Время Лермонтова. Стихотворение «Парус».

Стр. 160-162

Комбинированный урок

Лекция учителя с элементами анализа

Тестирование

Выучить лекцию

Выучить наизусть стихотворение «Парус».

49

Тема поэта и толпы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Смерть поэта», «Пророк», «Поэт».

Стр. 163-172

Урок анализа лирического произведения

Обучение анализу стихотворения

Выучить наизусть отрывок из стихотворения «Смерть поэта» со слов «А вы, надменные потомки…» до конца

50

Тема Родины и природы в лирике М. Ю. Лермонтова. «Когда волнуется желтеющая нива», «Родина», «Прощай, немытая Россия».

Стр. 181-185

Конференция

Устные анализы стихотворений

Тестирование

Выучить наизусть стихотворение «Родина».

51

Судьба Лермонтова и судьба его поколения. «Дума», «Как часто пёстрою толпою окружён».

Стр. 177-180

Практикум

Самостоятельный анализ стихотворений

Выучить по учебнику  стихотворение «Дума»

52

Тема любви в лирике М. Ю. Лермонтова. «Расстались мы, но твой портрет», «Молитва». Адресаты любовной лирики.

Стр. 173-176

Урок изучения лирического произведения

Эвристическая беседа

Выучить любовное стихотворение

53

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» - первый психологический роман в русской литературе.

Лекция

Конспектирование лекции учителя

Выучить лекцию

54

Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

Урок изучения произведения

Эвристическая беседа, анализ портрета

Проверочная работа

Прочитать повесть «Бэла», ответить на вопросы.

55

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия характера. «Тамань»

Урок изучения произведения

Эвристическая беседа

Прочитать повесть «Максим Максимыч», ответить на вопросы.

56

Повесть «Княжна Мери». Образная система. Анализ сцены дуэли.

Практикум

Работа в группах, устное выступление по вопросам

Письменный анализ сцены дуэли

57

Повесть «Фаталист»

Урок изучения произведения

Эвристическая беседа

Прочитать повесть «Фаталист», ответить на вопросы.

58

Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

Семинар

Устные выступления

Подготовка индивидуальных устных выступлений

59

Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

Семинар

Устные выступления

Конспект статьей В. Г. Белинского

60

Подготовка к сочинению по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Практикум

Составление плана сочинения

Подбор материала

Подготовить по учебнику сообщения о героях романа

61Р

Сочинение по творчеству М. Ю. Лермонтова

Урок развития речи

Дописать сочинение

62

Вн. чт. М. Ю. Лермонтов «Маскарад»

Урок изучения произведения

Сообщение о Н. В. Гоголе

Творчество Гоголя (8 часов + 1Р + 1 Вн. чт. = 10 часов)

63

Н. В. Гоголь: страницы жизни и творчества.

Стр. 186-190

Лекция

Лекция, сообщения учащихся

Тестирование

Стр. 186-190 (вопросы)

64

Поэма Гоголя «Мёртвые души». Обзор содержания.

Лекция

Конспектирование лекции

Чтение глав

65

Чичиков у Манилова. Анализ эпизода.

Урок изучения эпического произведения

Эвристическая беседа, оставление плана

Проверочная работа

Образы помещиков

66

Урок-практикум «Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»»

Практикум

Устные выступления, беседа по иллюстрациям

Тестирование

Образ города

67

Образ города в поэме «Мёртвые души»

Урок изучения эпического произведения

Рассказы-характеристики персонажей, анализ

Конспект статьи Белинского

68

Лирические отступления в поэме. Образ автора

Практикум

Работа в группах, устные выступления-защиты

Образ Чичикова

69

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой.

Урок изучения героя

Эвристическая беседа, пересказ

Рассказ о жизни Чичикова

70

Мёртвые и живые души.  Поэма в оценке Белинского

Лекция

Выступления, сообщения, эвристическая беседа, слово учителя

Составить план сочинения

71Р

Сочинение по поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души»

Урок развития речи

Стр.83-148

72

Вн. чт. Н. В. Гоголь «Невский проспект», «Шинель».

Стр.83-148

Островский «Бедность не порок»

Русская литература второй половины 19 века (4 часа)

73-74

А. Н. Островский «Бедность не порок». Особенности сюжета.

Стр. 202-205

Урок изучения драмы

Слово учителя. Эвристическая беседа

Проверочная по содержанию пьесы

Стр. 202-205

75

А. Н. Островский «Свои люди-сочтёмся!»

Стр. 149-205

(2 ч.)

Урок изучения комедии

Устные выступления учащихся, слово учителя

Стр. 149-205

(2 ч.)

76

Н. А. Некрасов.

77

78Р

79

Вн. чт.

80-81

Ф. М. Достоевский «Белые ночи». Тип петербургского мечтателя.

Семинар

Устные выступления учащихся, слово учителя

82-83

Л. Н. Толстой

Комбинированный урок

Конспектирование лекции, беседа

Проверочная работа

Выучить лекцию, подготовиться к выступлениям

Русская литература 20 века (21 час)

84

Русская литература 20 века. А. Блок

Эвристическая беседа

Ответы на проблемные вопросы

Булгаков «Собачье сердце»

85

А. Блок

86-87-88

В. В. Маяковский

89

С. Есенин

90

91

92

93

94

95

96-97-98

М. А. Булгаков. «Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество.

Беседа с элементами лекции

Ответы на проблемные вопросы, устные выступления, слово учителя

99-100

М. А. Шолохов. О писателе. «Судьба человека». Смысл названия рассказа.

Эвристическая беседа

Слово учителя, ответы на проблемные вопросы

101

102

103

А. И. Солженицын. Слово о писателе. «Матрёнин двор». Тема праведничества в рассказе

Эвристическая беседа

Слово учителя, ответы на проблемные вопросы

Подготовка рассказа по вопросам

104

А. И. Солженицин

105

Итоги. Задание на лето.

Итого: 105 часов

7. Средства контроля. Кодификатор проверяемых умений.

 Материалы для контрольных, самостоятельных и проверочных работ.

Контроль знаний, умений, навыков  осуществляется в соответствии с Положениями  МБОУ «СОШ № 45 г. Белгорода» о системе оценок, форм, порядке и периодичности  текущего контроля, промежуточной  и итоговой аттестации учащихся. Количество контрольных работ (текущих, итоговых и административных) определяется Инструктивно-методическим письмом  Департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области,  БелРИПКППС «О преподавании литературы   в 2012-2013 учебном году в общеобразовательных учреждения Белгородской области» , 2012г.

Виды и формы контроля:                                      

 -сочинение по изученному произведению;                                                                                                                                          

 -изложение с элементами сочинения;                                                                                                                          

 -тест;                                                                                                                                                                                                            

- развёрнутый ответ. 

Контроль за уровнем обучения

Формы контроля

Год

Контрольное развитие речи:

 классные сочинения


домашние сочинения


5

             

              1

                                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе Класс – 11 Ф (физико-математический профиль) .

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе    составлена на основе авторской педагогической разработки  комбинаторного типа " Программа " Литература для обучающихся 9-11 классов", авторы: Дёмина Н...

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО литературе Класс 10 Уровень базовый

Учебник: Ю.В. Лебедев. Литература.  10 класс, базовый уровень. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. М.: Просвещение, 2019 г...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе класс 11 уровень базовый

по  учебнику  «Русская литература ХХ века.11 класс» (ч.1,2) для общеобразовательных учебных заведений (авторы – В.П.Журавлев и др., М. «Просвещение», 2012г.)....