Тихая моя родина 7 класс
план-конспект урока по литературе (7 класс) по теме

Савинцева Наталья Аркадьевна

Интегрированный урок по теме "Тихая моя родина..." с использованием диалоговой технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tihaya_moya_rodina.rar18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русской литературе. 7 класс.

Тема: Тихая моя родина!..

Тип урока: интегрированный урок с использованием диалоговой технологии.

    Цели:

           1) повторить, углубить знания о творчестве Н. Рубцова; на основе стихотворения «Тихая моя родина» построить разговор о малой    родине;

          2) развивать навыки выразительного чтения, способствовать развитию устной речи, формировать первоначальные навыки анализа и рассуждения.

          3) научить видеть «тихую» красоту, воспитывать наблюдательность, любовь к  родной   природе;

        Оборудование и материалы: портрет Н Рубцова, фотографии, выставка его книг, репродукции картин И. Левитана; альбом, составленный из творческих работ учащихся (сочинения на тему «Мой любимый уголок природы»,  иллюстрации к сочинениям, работы по ИКН «Моя деревня», карта региона.).

Ход урока.

        I. Вступительное слово и организация урока.

        На сегодняшнем уроке мы повторим изученное на прошлом уроке стихотворение Н. Рубцова «Тихая моя родина» и поговорим о нашей родине. Какая она? Наш край такой, какой представил поэт, или другая?

        II. Повторение изученного на предыдущем уроке.

        2.1. Опрос учащихся: знание фактов биографии и творчества.

 1) Кто такой Н. Рубцов? Что запомнили из его биографии?

 2) Какие стихотворения написал поэт?

Учащиеся рассказывают несколько стихотворений, изученных на выбор. Среди них, учитывая возраст детей, могут быть «Ласточка», «Про зайца», «Родная деревня» и другие.

3) О чем эти стихотворения? Что их объединяет?

В этих стихотворениях - картины родной природы. Их герои - птицы, животные; в них - описание родной деревни. В стихотворении «Тихая моя родина» наиболее четко вырисовывается деревня, где вырос поэт.

 2.3. Чтение наизусть стихотворения «Тихая моя родина».

        2.4.  Разбор содержания стихотворения «Тихая родина».

         1) О чем это стихотворение? Передайте его содержание. (Лирический герой вернулся на родину после длительной разлуки. Он прогуливается по знакомым с детства местам).

        2)  Какие картины детства встают перед глазами поэта? Какие слова особенно важны? («Я ничего не забыл…».)

        Из воспоминаний складывается чувство родины, неподвластное времени.  

         3) Что изменилось на родине, что осталось таким же?

         4) Как относится поэт к родине? Обоснуйте свой ответ примерами из текста.

        5) Какие литературные приемы использует Рубцов для выражения чувства любви к родному краю? (Эпитеты – «тихая родина», сравнения –

        «словно ворона веселая…», повторы – тихо…тихо, метафоры – «с небом готовым упасть…»).

                         Лирический герой трепетно относится к своей родине. Все для него дорого: «ивы, река, тополя…», навевает воспоминания.

        Он узнает родные места и не узнает, его огорчают изменения. Но, несмотря на это, родина – уголок приюта и покоя, где становится легко и спокойно.

        

          2.5. Знакомство с картинами.

                 Перед нами выставлены репродукции картин И. Левитана («Березовая роща», «Золотая осень», «Март», «Весна – большая вода», «Тихая обитель»). Что общего можно найти между картинами И. Левитана и содержанием стихотворения «Тихая моя родина»?

        На картинах И. Левитана изображены картины родной природы. Все знакомо взору: березовая роща в свежих зеленых тонах, талые воды весной, борьба тепла и холода в марте. В них представлено разное время года, создающее настроение тишины, отдохновения от бурной тревожной жизни. Все узнаваемо – это все картины родины, так же как в стихотворении Н. Рубцова.

          III. Беседа о родине.

         3.1. Рассказ о малой родине.

         1) Что для Рубцова родина? (Село Николка).

 2) А что для вас родина?

 3) Какие слова являются однокоренными?

   ( Родина – род, родители, родиться, родной).

 4) Что бы вам хотелось рассказать о том месте, где вы родились?

  (Прослушать рассказы детей о своей деревне, поселке, где они родились, о доме, о родителях – примерные ответы подготовлены в рамках изучения предмета ИКН по теме «Моя малая родина»).

    Примечание: использовать карту Марий Эл.

  3.2. Сравнение со стихотворением.

  1) Какой предстает родина в стихотворении Н. Рубцова? ( Тихая).

 2) А что значит «тихая родина»? Как создается ощущение тишины,     покоя? (Путем повтора: «тихая родина», «тихо ответили жители», «тихо проехал обоз»).

 3) Рубцов назвал родину тихой. Какие определения мы можем подобрать для описания нашей родины? (Красивая, спокойная, приветливая и т.д.).

4) Можем ли мы назвать нашу родину тихой? Обоснуйте свой ответ. (Да, при этом можем заменить синонимами спокойная, кроткая, правильная, неизменная и т. д.).  

Тишина, успокоение – то, чем встречает лирического героя родной край. Здесь все просто,  естественно. Любовь к родной земле не требует громких слов. И сама природа родного края, пусть тиха и неприметна, но неповторима.

Думая о родной деревне, мы вспоминаем родителей, представляем наш сад, огород, низкие заборы. Мысленно оказываемся с друзьями в лесу, купаемся в речке, слышим журчание ручейка, пение птиц. И все это создает ощущение спокойствия, надежности и тишины. Наши творческие работы могут послужить доказательством наших суждений.

3.3. Выборочное знакомство с творческими работами.

 1) Доказать правильность суждений, используя сочинения на тему «Мой любимый уголок природы».

 Подготовленный ученик делает анализ сочинений своих одноклассников (нескольких, указанных учителем) и знакомит с результатами исследования. Началом сообщения может служить предложение: «Да, нашу родину мы можем назвать тихой».

 2) Ознакомление с рисунками к сочинению.

 Другой ученик знакомит с иллюстрациями к сочинениям, доказывая или опровергая заданный тезис.

  IV. Обобщение по теме.

  1) Какая родина «тихая»? Сравните родину, изображенную в стихотворении, и свою малую родину.

  2) Все ли нравится поэту на родине? А вас все устраивает дома?

  3) Несмотря на изменения, печалящие душу, как поэт относится к родине? ( Любит родину, призывает ее любить).

  4) А что значит любить родину?

        Любить – это значит жить и  беззаветно служить, беречь и преумножать красоту, ценить  каждый миг общения с родной землей, родителями, помнить, что великая родина начинается с осознания величия малой.

Наша родина – великая Россия. Это дом, деревня, село, где мы с вами выросли (живем). Всмотритесь в нее, она красива своей простотой, незатейливой  изысканностью. Она также достойна, чтобы писать пейзажи, посвящать стихотворения, сочинять музыку. И, как Рубцов, произнести: «Люблю я деревню (Николу…)» или «Тихая моя родина, я ничего не забыл».

  V. Выводы.

 1) Оценки за урок.

 2) Домашнее задание: выучить на выбор стихотворение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по творчеству Н.Рубцова "Тихая моя Родина"

Презентация подготовлена к уроку по чтению в коррекционной школе в 9 классе....

Урок по литературе в 7 классе "Тихая моя Родина"

Изображение природы в произведениях русских поэтов....

Открытый урок литературы 7 класс. "Тихая моя Родина".

Форма проведения: урок-мастерская. Педагогическая технология: личностно-ориентированное обучение. Тема: «Тихая моя Родина»...

Урок литературы в 7 классе Н.Рубцов "Тихая моя родина"

Материал содержит конспект урока "Малая родина" в стихотворении Н.Рубцова "Тихая моя родина". Презентация из 16 слайдов насыщена портретами поэта,  биографическими  сведе...

Урок литературы в 8 классе «Тихая моя родина»

Урок литературы в 8 классе  «Тихая моя родина»...

Тихая моя родина...(Сравнительный анализ лирических текстов Н.Рубцова и Юрия Велла.Концепт-малая родина.)

Тихая лирика - это лирика, выражающая любовь к родине. Родина в нашей картине мира. Концепт - малая родина. Сравнительный анализ лирических текстов Н.Рубцова и Ю.Велла: эмоциональное составляющее стих...