Твой ли поэт Маяковсткий?
методическая разработка (литература, 11 класс) по теме

Мостакова Наталья Владимировна

Литературная гостиная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon okna_rosta.ppt688 КБ
Microsoft Office document icon scenariy_mayakovskiy.doc167 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Окна РОСТА Окна сатиры Российского телеграфного агентства

Слайд 2

Окна РОСТА. Это — не только стихи. Это — протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов. Это — моя часть огромнейшей агитработы. Первые окна сатиры делались в одном экземпляре и вывешивались в витринах и дальнейшие размножались трафаретом.

Слайд 3

Диапазон тем огромен: Агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих Борьба с Врангелем Борьба с тифозной вошью Плакаты о сохранении старых газет Об электрификации

Слайд 4

Художники: Черемных, Лавинский, Левин, Брик, Моор, Нюренберг и др., трафаретчики: Шиман, Михайлов, Кушнер, Маяковский и многие еще, фотограф Никитин. Над текстом работали Грамен, О. Брик, Р. Райт, Вольпин, дальше почти все темы и тексты Маяковского. Многие из этих работ, рассчитанные на день, пройдя Третьяковскую галерею, выставки Берлина и Парижа, стали через десять лет вещами настоящего так называемого искусства.

Слайд 5

Любишь есть? Люби трудовую повинность несть!

Слайд 6

Каждый прогул- Радость врагу! А герой труда – Для буржуев удар!

Слайд 7

Хочешь побороть холод? Хочешь побороть голод? Хочешь есть? Хочешь пить? Спеши в образцовую группу ударного труда вступить!

Слайд 8

Если сеть профсоюзов крепим мы, Мы хозяйство крепим этим! Значит, профсоюзы – рельсы к коммуне, ими К коммуне помчим, как по железнодорожной сети!

Слайд 9

НЕБЫЛИЦА В ЛИЦАХ Всех я красных раскидаю, сяду я в правители. Битый шел Колчак к Китаю. Вы его не видели? Деньги белым дал не даром - быть Руси под Лигою! Мне таких не надо даром. Уходите с фигою! Питер бунтом взял эсер! Флот английский на море!! Что-то день сегодня сер в чрезвычайной камере?!

Слайд 10

Голой рукой нас не возьмешь! Деникина день сосчитан. Красная Армия — красный еж — верная наша защита. Голой рукой нас не возьмешь! Час Колчака сосчитан. Красная Армия — красный еж — лучшая наша защита. Голой рукой нас не возьмешь! Товарищи, все за оружие! Красная Армия — красный еж – железная сила содружия.

Слайд 11

Рабочий! Глупость беспартийную выкинь! Если хочешь жить с другими вразброд - всех по очереди словит Деникин, Всех сожрет генеральский рот. Если ж на зов партийной недели Придут миллионы с фабрик и с пашен - Рабочий быстро докажет на деле, Что коммунистам никто не страшен.

Слайд 12

Все обсуждают: "Ох да ах, да как, да советская власть не плоха ли?!" А доедем, - у измученного вола на рогах, первые заорут: "И мы пахали!!"



Предварительный просмотр:

Мой ли поэт Маяковский?



1-й ведущий.  
Неуважение ко всему русскому - характерная черта нынешнего времени. И хотя те, кто этим неуважением дирижирует оправдываются, что это мол СОВЕТСКОЕ, а не РУССКОЕ - это всего лишь маскировка. Ежегодно на телевидении отмечаются широко юбилеи Пастернака, Бродского, Аксенова, Бунина, но никогда - поэта Н.Некрасова, писателей А.Шолохова, М. Горького, А. Толстого, поэтов М. Лермонтова, В Маяковского, писателя и поэта Константина Симонова. Даже о Льве Толстом скоро совсем забудем!

Хотелось бы, чтобы сегодня каждый дал себе ответ на вопрос:

Мой ли поэт Маяковский?

А мне интересен Маяковский?

Не навязывать своё мнение или свои взгляды.

1-й чтец.

ПОСЛУШАЙТЕ! 

Послушайте!

Ведь, если звезды зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - кто-то хочет, чтобы они были?

Значит - кто-то называет эти плевочки

                         жемчужиной?

И, надрываясь

в метелях полуденной пыли,

врывается к богу,

боится, что опоздал,

плачет,

целует ему жилистую руку,

просит -

чтоб обязательно была звезда! -

клянется -

не перенесет эту беззвездную муку!

А после

ходит тревожный,

но спокойный наружно.

Говорит кому-то:

"Ведь теперь тебе ничего?

Не страшно?

Да?!"

Послушайте!

Ведь, если звезды

зажигают -

значит - это кому-нибудь нужно?

Значит - это необходимо,

чтобы каждый вечер

над крышами

загоралась хоть одна звезда?!

1914


2-й ведущий.  

А ВЫ МОГЛИ БЫ?

Я сразу смазал карту будня,

плеснувши краску из стакана;

я показал на блюде студня

косые скулы океана.

На чешуе жестяной рыбы

прочел я зовы новых губ.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

1913

1-й ведущий.  По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Его стихи и поэмы "весомо, грубо, зримо" навсегда вошли в историю XX в.

2-й ведущий.  Со смелостью новатора Маяковский вторгся в традиционную, систему стихосложения, выявил разговорный характер стиха, воспринимаемого прежде всего на слух, с голоса, в широкой аудитории. Это был крупнейший со времен Пушкина, новый шаг в развитии русской поэзии.

1-й ведущий.  Хорошо

 и целоваться,

и вино.

Но...
вино и поэзия,

 и если

ее

хоть раз

  по-настоящему

испили рты,

ее

не заменит

  никакое питье,

никакие пива,

никакие спирты.

Маяковский стремился создать поэзию "площадей и улиц", обращенную к широким массам.

2-й ведущий.  НАТЕ! 
Через час отсюда в чистый переулок
вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,
а я вам открыл столько стихов шкатулок,
я — бесценных слов мот и транжир.


(Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста
где-то недокушанных, недоеденных щей;
вот вы, женщина, на вас белила густо,
вы смотрите устрицей из раковин вещей.
Все вы на бабочку поэтиного сердца
взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.
Толпа озвереет, будет тереться,
ощетинит ножки стоглавая вошь).

А если сегодня мне, грубому гунну,
кривляться перед вами не захочется — и вот
я захохочу и радостно плюну,
плюну в лицо вам
я — бесценных слов транжир и мот.

1-й ведущий.  В первые годы советской власти в стране, по словам Маяковского, развелось "много дряни и ерунды". Чиновничество захлестнул бюрократизм, в учреждениях возник культ бумаги. Маяковский активно выступал против этого с помощью обличительной сатиры. Маяковский - один из самых интересных сатириков 20 столетия.

2-й и 3-й чтецы.

ОБЩЕЕ РУКОВОДСТВО
ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ
ПОДХАЛИМ 

                          В любом учреждении

                                                  есть подхалим.

Живут подхалимы,

  и неплохо им.

Подчас молодежи,

 на них глядя,

хочется

 устроиться —

 как устроился дядя.

Но как

в доверие к начальству влезть?

Ответственного

 не возьмешь на низкую лесть.

Например,

распахивать перед начальством

двери —

не к чему.

Начальство тебе не поверит,

не оценит

энергии

 излишнюю трату —

подумает,

что это

ты —

   по штату.

Или вот еще

 способ

очень грубый:

трубить

 начальству

  в пионерские трубы.

Еще рассердится:

— Чего, мол, ради

ежесекундные

праздники

у нас

   в отряде? —

Надо

   льстить

  умело и тонко.

Но откуда

тонкость

у подростка и ребенка?!

И мы,

желанием помочь палимы,

выпускаем

 «Руководство

для молодого подхалимы».

Например,

начальство

 делает доклад —

выкладывает канцелярской премудрости

клад.

Стакан

ко рту

поднесет рукой

и опять

 докладывает час-другой.

И вдруг

 вопль посредине доклада:

— Время

докладчику

ограничить надо! —

Тогда

    ты,

сотрясая здание,

требуй:

 — Слово

к порядку заседания!

Доклад —

звезда средь мрака и темени.

Требую

 продолжать

   без ограничения времени! —

И будь уверен —

за слова за эти

начальство запомнит тебя

   и заметит.

Узнав,

что у начальства

сочинения есть,

спеши

печатный отчетишко прочесть.

При встрече

 с начальством,

закатывая глазки,

скажи ему

голосом,

  полным ласки:

— Прочел отчет.

Не отчет, а роман!

У вас

   стихи бы

 вышли задарма!

Скажите,

не вы ли

автор «Антидюринга»?

Тоже

   написан

очень недурненько. —

Уверен будь —

за оценки за эти

и начальство

  оценит тебя

 и заметит.

Увидишь:

  начальство

едет пьяненький

в казенной машине

   и в дамской компанийке.

Пиши

в стенгазету,

возмущенный насквозь:

«Экономия экономии рознь.

Такую экономию —

высмейте смешком!

На что это похоже?!

Еле-еле

со службы

и на службу,

   таскаясь пешком,

начканц

волочит свои портфели».

И ты

  преуспеешь на жизненной сцене —

начальство

заметит тебя

и оценит.

А если

не хотите

быть подхалимой,

сами

   себе

не зажимайте рот:

увидев

безобразие,

не проходите мимо

и поступайте

   не по стиху,

а наоборот.

[1927]

4-й чтец

БУМАЖНЫЕ УЖАСЫ

        (ОЩУЩЕНИЯ ВЛАДИМИРА МАЯКОВСКОГО)

       

       Если б

                       в пальцах

                               держал

                                       земли бразды я,

       я бы

                   землю остановил на минуту:

                                               - Внемли!

       Слышишь,

                       перья скрипят

                                       механические и простые,

       как будто

                         зубы скрипят у земли? -

       Человечья гордость,

                               смирись и улягся!

       Человеки эти -

                               на кой они лях!

       Человек

                       постепенно

                                  становится кляксой

       на огромных

                          важных

                                  бумажных полях.

       По каморкам

                          ютятся

                                  людские тени.

       Человеку -

                          сажень.

                                  А бумажке?

                                               Лафа!

       Живет бумажка

                               во дворцах учреждений,

       разлеглась на столах,

                               кейфует в шкафах.

       Вырастает хвост

                               на сукно

                                       в магазине,

       без галош нога,

                               без перчаток лапа.

       А бумагам?

                         Корзина лежит на корзине,

       и для тела "дел" -

                                  миллионы папок.

       У вас

                       на езду

                               червонцы есть ли?

       Вы были в Мадриде?

                                  Не были там!

       А этим

                       бумажкам,

                               чтоб плыли

                                          и ездили,

       еще

                     возносят

                               новый почтамт!

       Стали

                       ножки-клипсы

                                       у бывших сильных,

       заменили

                       инструкции

                                  силу ума.

       Люди

                     медленно

                               сходят

                                       на должность посыльных,

       в услужении

                          у хозяев - бумаг.

       Бумажищи

                       в портфель

                                  умещаются еле,

       белозубую

                        обнажают кайму.

       Скоро

                       люди

                               на жительство

                                               влезут в портфели,

       а бумаги -

                          наши квартиры займут.

       Вижу

                       в будущем -

                                       не вымыслы мои:

       рупоры бумаг

                           орут об этом громко нам -

       будет

                    за столом

                               бумага

                                       пить ча_и_,

       человечек

                       под столом

                                  валяться скомканным,

       Бунтом встать бы,

                               развить огневые флаги,

       рвать зубами бумагу б,

                                       ядрами б выть...

       Пролетарий,

                          и дюйм

                               ненужной бумаги,

       как врага своего,

                               вконец ненавидь.

       

       [1927]

Презентация. Окна РОСТА (Окна сатиры Российского телеграфного агентства)

  1. Окна РОСТА.
  2. Это — не только стихи.
  3. Это — протокольная запись труднейшего трехлетия революционной борьбы, переданная пятнами красок и звоном лозунгов.
  4. Это — моя часть огромнейшей агитработы.
  5. Первые окна сатиры делались в одном экземпляре и вывешивались в витринах и дальнейшие размножались трафаретом.

Диапазон тем огромен:

  1. Агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих
  2. Борьба с Врангелем
  3. Борьба с тифозной вошью
  4. Плакаты о сохранении старых газет
  5. Об электрификации
  6. Художники: Черемных, Лавинский, Левин, Брик, Моор, Нюренберг и др., трафаретчики: Шиман, Михайлов, Кушнер, Маяковский и многие еще, фотограф Никитин.
  7. Над текстом работали Грамен, О. Брик, Р. Райт, Вольпин, дальше почти все темы и тексты Маяковского.
  8. Многие из этих работ, рассчитанные на день, пройдя Третьяковскую галерею, выставки Берлина и Парижа, стали через десять лет вещами настоящего так называемого искусства.

***

  1. Любишь есть? Люби трудовую повинность несть!

Каждый прогул-

Радость врагу!

А герой труда –

Для буржуев удар!

***

Хочешь побороть холод?

Хочешь побороть голод?

Хочешь есть?

Хочешь пить?

Спеши в образцовую группу ударного труда вступить!


Если сеть профсоюзов крепим мы,

Мы хозяйство крепим этим!

Значит, профсоюзы – рельсы к коммуне,

                               ими

К коммуне помчим,

   как

по железнодорожной сети!

 ***

НЕБЫЛИЦА В ЛИЦАХ

Всех я красных раскидаю,

    сяду я в правители.

Битый шел Колчак к Китаю.

Вы его не видели?

Деньги белым дал не даром -

быть Руси под Лигою!

Мне таких не надо даром.

Уходите с фигою!

Питер бунтом взял эсер!

Флот английский на море!!

Что-то день сегодня сер

в чрезвычайной камере?!


Голой рукой нас не возьмешь!
Деникина день сосчитан.
Красная Армия — красный еж —
верная наша защита.
Голой рукой нас не возьмешь!
Час Колчака сосчитан.
Красная Армия — красный еж —
лучшая наша защита.
Голой рукой нас не возьмешь!
Товарищи, все за оружие!
Красная Армия — красный еж –
железная сила содружия.


Рабочий!


Глупость беспартийную выкинь!


Если хочешь жить с другими вразброд -


всех по очереди словит Деникин,


Всех сожрет генеральский рот.


Если ж на зов партийной недели


Придут миллионы с фабрик и с пашен -


Рабочий быстро докажет на деле,


Что коммунистам никто не страшен.


Все обсуждают:


                       "Ох да ах,


                                       да как,


да советская власть не плоха ли?!"


А доедем, -


             у измученного вола на рогах,


первые заорут:


                                    "И мы пахали!!"


5-й чтец

КРАСАВИЦЫ

(Раздумье на открытии Grand Opera)

В смокинг вштопорен, побрит что надо.

По гранд

по опере

гуляю грандом. Смотрю

в антракте-

красавка на красавице

  Размяк характер -

все мне нравится.

    Талии-кубки.

Ногти - в глянце.

Крашеные губки

розой убиганятся

   Ретушь -

у глаза.

Оттеняет синь его.

Cпины

из газа

цвета лососиньего.

Упадая

с высоты, пол

метут

шлейфы.

От такой

красоты

сторонитесь, рефы.

Повернет -

в брильянтах уши

     Пошевелится шаля -

на грудинке

ряд жемчужин обнажают

шиншиля,

Платье -

пухом.

Не дыши.

Аж на старом

на морже

только файтолько да крепдешин,

только облако жоржет

    Брошки - блещут...

на тебе!-

с платья

с полуголого.

Эх,

к такому платью бы да еще бы...

голову,

1929

1-й ведущий.  В заключение можно сказать, что сатира в поэзии Маяковского была злободневна раньше и актуальна сегодня.

2-й ведущий.  Поэт весь был устремлен в будущее, в "завтра". Маяковский утвердил новый взгляд на поэта, на его роль в обществе как бойца. "Я хочу, чтоб к штыку приравняли перо", - требовал он.

1-й ведущий.  Маяковский мощно влиял на поэзию всего мира - у него учились Иоганнес Бехер и Луи Арагон, Назым Хикмет и Пабло Неруда. Поэзия Маяковского активно действует в нашей жизни и поныне. 

2-й ведущий.  Для создания литературного шедевра одного таланта мало. Талант должен угадать время. Талант и время нерасторжимы... - М. Арнолд

Маяковский это время угадал!


Н.В. ПИСЬМО ТАТЬЯНЕ ЯКОВЛЕВОЙ 


В поцелуе рук ли,

              губ ли,

в дрожи тела

         близких мне

красный

     цвет

        моих республик

тоже

    должен

          пламенеть.

Я не люблю

       парижскую любовь:

любую самочку

        шелками разукрасьте,

потягиваясь, задремлю,

          сказав -

                тубо -

собакам

     озверевшей страсти.

Ты одна мне

       ростом вровень,

стань же рядом

         с бровью брови,

дай

  про этот

      важный вечер

рассказать

      по-человечьи.

Пять часов,

       и с этих пор

стих

   людей

       дремучий бор,

вымер

   город заселенный,

слышу лишь

         свисточный спор

поездов до Барселоны.

В черном небе

      молний поступь,

гром

   ругней

      в небесной драме,-

не гроза,

      а это

         просто

ревность двигает горами.

Глупых слов

      не верь сырью,

не путайся

      этой тряски,-

я взнуздаю,

      я смирю

чувства

      отпрысков дворянских.

Страсти корь

      сойдет коростой,

но радость

      неиссыхаемая,

буду долго,

         буду просто

разговаривать стихами я.

Ревность,

      жены,

         слезы...

               ну их! -

вспухнут веки,

           впору Вию.

Я не сам,

       а я

          ревную

за Советскую Россию.

Видел

   на плечах заплаты,

их

  чахотка

      лижет вздохом.

Что же,

      мы не виноваты -

ста мильонам

         было плохо.

Мы

  теперь

      к таким нежны -

спортом

      выпрямишь не многих,-

вы и нам

      в Москве нужны

не хватает

      длинноногих.

Не тебе,

      в снега

            и в тиф

шедшей

    этими ногами,

здесь

   на ласки

         выдать их

в ужины

      с нефтяниками.

Ты не думай,

      щурясь просто

из-под выпрямленных дуг.

Иди сюда,

      иди на перекресток

моих больших

      и неуклюжих рук.

Не хочешь?

      Оставайся и зимуй,

и это

   оскорбление

         на общий счет нанижем.

Я все равно

         тебя

            когда-нибудь возьму -

одну

   или вдвоем с Парижем.

1928

Владимир Маяковский.
Навек любовью ранен.
Москва: Эксмо-Пресс, 1998.

И бог заплачет над моею книжкой!

Не слова - судороги, слипшиеся комом;

и побежит по небу с моими стихами под мышкой

и будет, задыхаясь, читать их своим знакомым.

1914

Есть мнения: (Право на самоопределение ХУДОЖНИКА).

1. что лирика Владимира Маяковского, чрезмерно наполнена политическими идеями и недостаточно романтична.

2. основную тематику поэзии составляли размышления о жизни нового, социалистического, общества.

3. настоящий художник не должен касаться в своих трудах политики, ибо это ухудшает его творчество с точки зрения духовного восприятия и порождает немалое число его противников, обладающих диаметрально противоположными взглядами на политическое устройство жизни общества. (Я думаю так, а если это кому-то не нравится, то я так думать не смею?)

4. произведения характеризуются своеобразием строк и присутствием большого числа неологизмов, что придает некоторую "пикантность" лирике и увеличивает эмоциональное воздействие на читателя

5. все произведения написаны новым, сложным для слуха, видом стиха - тоническим

6. творчество Владимира Маяковского с трудом воспринимается новым поколением россиян. (Четыре диска с песнями на стихи Маяковского, в исполнении различных групп)

7. лирика является способом воплощения романтического начала каждой личности, а в творчестве  Маяковского очевидным агитационное начало его поэзии, рассматриваемой как орудие борьбы за счастье.

8. произведения не могли оказать существенного воздействия на образованные слои общества, но в значительной степени влияли на настроения бескультурных граждан, в годы Октябрьской революции составлявших весомый слой нового общества.

9. автор сумел предугадать настроение толпы и принять его сторону, дабы не быть раздавленным.

10. И даже присутствие произведений о любви не может нейтрализовать резкую политическую направленность в творчестве Маяковского.

11. в его творчестве нашли отражение проблемы, интересующие человечество на всем протяжении его существования - любовь, дружба, смысл бытия.

12. именно это на протяжении многих десятилетий притягивает к Владимиру Маяковскому не одно поколение

13. он обладает энергетикой мыслей и действий, не отрицающих и силу разума.

14. Маяковский  создал ценные для русской культуры творения.

15. И я могу сказать только одно - это мой поэт!

Маяковский искренне считал революционный путь единственным, приводящим к светлому будущему.

Финал стихотворения “Я и Наполеон”:

Стихотворение “Лиличка (Вместо письма!)”, где Маяковский рассуждает о возможных способах ухода из жизни, написано в 1916 году. 1916 год - это год попытки самоубийства Маяковского ( по воспоминаниям Л.Ю. Брик). Но в стихотворении лирический герой не совершает последнего рокового шага - он остается жить: и тому есть объяснение - “твой взгляд”, который удерживает его на краю пропасти

И в пролет не брошусь,

и не выпью яда,

и курок не смогу над виском нажать.

Надо мною,

Кроме твоего взгляда,

Не властно лезвие ни одного ножа…


Люди!

Когда канонизируете имена

Погибших,

Меня известней, -

Помните:

Еще одного убила война -

Поэта самоубийство Большой Пресни…


Выступления

Маяковский Владимир Владимирович (1893 - 1930)


Биография

  1. Родился 19 июля 1893 в селе Багдади недалеко от Кутаисси (Грузия), в семье лесничего.
  2. В 1901-1906 учился в классической гимназии в Кутаисси.
  3. В 1906, после смерти отца с матерью и сестрами переехал в Москву.
  4. Учился в пятой гимназии, в 1908 - в подготовительном классе Строгановского училища, в 1911-1914 - в фигурном классе Московского училища живописи, ваяния и зодчества, из которого был исключен за участие в скандальных выступлениях футуристов.
  5. В 1908 Владимир Маяковский вступил в РСДРП(б), занялся пропагандой, работал в нелегальной типографии, был трижды арестован.
  6. В 1909 провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме, впоследствии называя это время началом стихотворной деятельности.
  7. 17 ноября 1912 Владимир Маяковский впервые выступил с публичным чтением стихов в Петербургском кафе-кабаре "Бродячая собака".
  8. Первая публикация стихов состоялась в 1912, в футуристическом сборнике "Пощечина общественному вкусу".
  9. В 1912-1913 было опубликовано около 30 стихотворений.
  10. В декабре 1913 в театре "Луна-парк" в Петербурге была поставлена трагедия "Владимир Маяковский", где он выступал в качестве режиссера и исполнителя главной роли.
  11. В 1913 состоялась первая работа в кино - сценарий фильма "Погоня за славой".
  12. В 1912-1913 в Петербурге познакомился с А.А. Блоком и В. Хлебниковым, в 1914 - с Максимом Горьким, в 1915 - с            И.Е. Репиным, с К.И. Чуковским.
  13. С 1915 по март 1919 Маяковский жил в Петрограде.
  14. С октября 1915 по октябрь 1917 проходил военную службу чертежником в Петроградской автомобильной школе.
  15. После Октябрьской революции работал в Наркомпросе.
  16. В ноябре 1918 в зале Театра музыкальной драмы (ныне Большой зал консерватории) была поставлена пьеса Маяковского "Мистерия-буфф" (режиссеры В.Э. Мейерхольд и Маяковский, художник К.С. Малевич).
  17. В 1919 вышло в свет первое собрание сочинений "Все сочиненное Владимиром Маяковским".
  18. В марте 1919 Владимир Маяковский переезжает в Москву, где работает в "Окнах РОСТА" (Российского телеграфного агентства) - рисует плакаты со стихотворными текстами агитационного характера (за 3 года было создано около 1100 "окон"), занимается промышленной и книжной графикой.
  19. Совершил множество поездок в США (в течение 3 месяцев в 1925), Германию, Францию, на Кубу.
  20. Маяковский возглавлял литературную группу ЛЕФ (Левый фронт искусств), а позднее - РЕФ (Революционный фронт искусств); в 1923 - 1925 редактировал журнал "ЛЕФ", а в 1927-1928 - "Новый ЛЕФ". Придя к выводу, что замкнутые группировки препятствуют нормальному творческому общению советских писателей, в феврале 1930 Маяковский вступил в РАПП (Российская Ассоциация пролетарских писателей), что вызвало осуждение со стороны его друзей.
  21. Отчуждение и общественная травля усугублялись личной драмой: ему упорно стали отказывать в выезде за границу, где должна была состояться встреча с той женщиной, с которой поэт намеревался связать свою жизнь.
  22. С апреля 1926 Маяковский жил преимущественно в Москве, в Гендриковом переулке (с 1935 - переулок Маяковского; с 1937 в доме находится Библиотека-музей Маяковского), д. 15/13, вместе с супругами Брик. Здесь бывали А.В. Луначарский, В.Э. Мейерхольд, С.М. Эйзенштейн, М.Е. Кольцов, И.Э. Бабель, В.Б. Шкловский. 1
  23. 4 апреля 1930 Владимир Маяковский погиб: по официальной версии - покончил жизнь самоубийством. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
  24. Во время поездки в США, Маяковский познакомился с американкой Элли Джонс, от которой у него осталась дочь Патриция, ставшая известной феминисткой, специалистом в области философии, социологии и семейной экономики, автором 15 книг (включая книгу "Маяковский на Манхэттене" (Mayakovsky in Manhattan) и преподавателем нью-йоркского колледжа Леман.
  25. Доктор наук Патриция Томпсон, утверждающая, что она унаследовала от отца бунтарский характер, считает себя "Маяковским в юбке". С 1990-х периодически приезжает в Россию.
  26. По сведениям Всесоюзной книжной палаты на 1 января 1973 года общий тираж книг Владимира Маяковского составлял 74 млн. 525 тыс.; его произведения были переведены на 56 языков народов СССР и на 42 иностранных языка.
  27. Произведения Маяковского-художника: портретные зарисовки, эскизы лубков, театральные работы, плакаты, книжная графика.


Работы Владимира Маяковского в кино

Сценарии к фильмам "Погоня за славой" (1913), "Барышня и хулиган" (по произведению "Учительница рабочих" Э. Д’Амичиса, 1918, снимался в главной роли), "Не для денег родившийся" (по "Мартину Идену" Дж. Лондона, 1918, снимался в главной роли), "Закованная фильмой" (1918, снимался в главной роли), "На фронт" (1920, агитфильм), "Дети" ("Трое", 1928), "Декабрюхов и Октябрюхов" (1928), "Слон и спичка" (1926 - 1927, не был поставлен), "Сердце кино" (1926 - 1927, не был поставлен), "Любовь Шкафолюбова" (1926 - 1927, не был поставлен), "Как поживаете?" (1926 - 1927, не был поставлен), "История одного нагана" (1926 - 1927, не был поставлен), "Товарищ Копытко" (1926 - 1927, не был поставлен; отдельные моменты были использовал в пьесе "Баня"), "Позабудь про камин" (1926 - 1927, не был поставлен; сценарий был переработан в комедию "Клоп").

Литературные произведения Владимира Маяковского

Стихотворения, поэмы, фельетоны, публицестические статьи, пьесы: "Владимир Маяковский" (1913, трагедия), "Штатская шрапнель" (ноябрь 1914, статья), "Война объявлена" (июль 1914), "Мама и убитый немцами вечер" (ноябрь 1914), "Облако в штанах"(1915 лирическая поэма), "Флейта-позвоночник" (1916, поэма), "Война и мир" (1916, отдельное издание - 1917, поэма), "Человек"(1916 - 1917, опубликована - 1918, поэма), "Мистерия-Буфф" (1918, 2-й вариант - 1921, пьеса), "Левый марш" (1918), "Хорошее отношение к лошадям" (1918), "150 000 000" (1919 - 1920, 1-е издание без имени автора, 1921, поэма), "Прозаседавшиеся" (1922), "Люблю" (1922), "Про это" (1923), "Владимир Ильич Ленин" (1924, поэма), "Париж" (1924 - 1925, цикл стихов), "Стихи об Америке" (1925 - 1926, цикл стихов), "Товарищу Нетте, пароходу и человеку" (1926), "Сергею Есенину" (1926), "Хорошо!" (1927, поэма), "Письмо Татьяне Яковлевой" (1928), "Помпадур" (1928), "Клоп" (1928, поставлена в 1929, пьеса), "Разговор с товарищем Лениным" (1929), "Стихи о советском паспорте" (1929), "Баня" (1929, поставлена в 1930, пьеса), "Во весь голос" (1930, поэма), стихи для детей, "Я сам" (автобиографическая повесть).


Музыка на стихи Маяковского

  1. Евгений Гузеев - Блэк энд уайт
    2. Запрещенные барабанщики - Отрывок из поэмы "Любить"
    3. Дочь Монро и Кеннеди - Мелкая философия на глубоких местах
    4. Дочь Монро и Кеннеди - Позвоночник
    5. Дочь Монро и Кеннеди - Маруся отравилась
    6. СестRICHки - Товарищ Иванов
    7. Ч.Ч. - Про это?
    8. Сансара - Письмо Татьяне Яковлевой
    9. Дельта Порт - Флейта-позвоночник
    10. Новая земля - Кадет
    11. Абвиотура - Санплакат
    12. Разные люди - Военно-морская любовь
    13. Лобо - Ночь
    14. Bolo-band - Несколько слов моей жене
    15. Оптимальный вариант - Париж
    16. ОКСи-РОКс - За женщиной
    17. Ворон Кухта - Уличное
    18. Мамульки BEND - Кибальчиш (будь сильным)
    19. Инки - Наш марш
    20. Последние танки в Париже - Вам!
    21. Облачный край - Штык, браунинг, бомба
    22. Катран - Отрывок из пьесы "Клоп"
    23. Ниже нуля - Ночь
    24. Женя Глюкк и группа прикрытия - Мужик и баба
    25. Зёрна - Мелкая философия на глубоких местах
    26. Мата Хари - Кофта-фата
    27. Фронт & Рейд - Лиличка!

Маяковский и музыка 

Название этого очерка на первый взгляд может показаться странным. Ведь сам Маяковский говорил: «У меня с музыкой давние контры». Однако это всего лишь скромность и нежелание показаться сентиментальным. Поэт всегда был очень чуток к музыке «хорошей и разной», более того, обладал безупречным музыкальным вкусом и слухом, и по результатам недавних исследований, проведённых с помощью новейших компьютерных технологий, оказался в числе самых «музыкальных» поэтов мира. Маяковский рос в семье, где постоянно музицировали, пели русские, украинские и грузинские песни. Сам поэт впоследствии нередко напевал арии из сочинений своих любимых композиторов Мусоргского и Бородина, песни Шуберта и даже многие свои стихи. Он гордился «Могучей кучкой», нашим балетом, знал русские народные песни и мировую классику. Знаменательно, что молодой поэт напомнил Репину Мусоргского: действительно, духовная и душевная связь поэта и композитора несомненна. В то же время Маяковский терпеть не мог пошлой мещанской музыки, заезженных опер. Известно его неприятие «Острова мёртвых» (самого спорного произведения Рахманинова), сдержанное отношение к музыке модного в Европе неоклассика Стравинского. 
Любовь к сонатам Скрябина сблизила поэта с архитектором, художником и музыкантом Б. Б. Малаховским, который играл Скрябина для Маяковского в своей квартире на набережной реки Ждановки, № 3. Однако любимейшим композитором поэта был Сергей Прокофьев, которого он рисовал (рисунок с дарственной надписью не сохранился). Они были очень близки — первый поэт и первый композитор ХХ века. Мне доводилось видеть в Музее Маяковского в Москве одну из его записных книжек с названиями лирических произведений Прокофьева, которые тот играл для поэта в Берлине в 1927 году. Маяковский специально заехал к нему, возвращаясь из Парижа. Маяковский оценил голос Лемешева, сравнив его с Собиновым (Леонидом Лоэнгринычем в стихотворении «Сергею Есенину»). Из многих иронических высказываний поэта вовсе не следует, что он не ценил своих оппонентов и противников. Маяковский был потрясён гением Шаляпина, а тот сказал ему: «Вы в своём деле тоже Шаляпин». Под влиянием поэта Шостакович написал музыку к пьесе «Клоп». Маяковский оценил музыку С. Каца к «Левому маршу» (другой вариант был создан Г. Эйслером и звучал в исполнении Э. Буша). В поэзии Маяковского очень много музыкальных тем. Там звучат русские народные и революционные мелодии, мотивы частушек и городских романсов, и, конечно, трагические ноты («Про это»). Постепенно его поэзия приобретает колокольное звучание, вызывая в памяти величавые образы древнерусской литературы и живописи. Д. Олдридж назвал поэзию Маяковского гимном. Русскую национальную основу этой поэзии лучше всех ощутил Г. Свиридов в знаменитой «Патетической оратории». Изумительное мелодическое богатство в поэмах Маяковского — начиная от «Облака в штанах» и «Человека». Все они представляют собой грандиозный, неповторимый сплав слова, цвета и звука. Колокольное звучание поэмы «Во весь голос» соседствует с доверительным «Неоконченным». Поэт мечтал о мире, в котором будет «много стихов и песен». Он тяготел к синтезу искусств, и в этом особенно близок нам сегодня.

Всё о Лиличке

Владимир Маяковский был готов к любви огромной, прекрасной и невероятной, любви, далекой от пошлости и обывательщины. И вот в таком состоянии готовности и желания огромной любви он встретил Лилю Брик, женщину необыкновенную и ослепительную. "Она умела быть грустной, женственной, капризной, гордой, пустой, непостоянной, влюбленной, умной и какой угодно", — вспоминал о ней Виктор Шкловский. Она умела сводить с ума мужчин — пожалуй, это и было ее главным призванием в жизни. И именно благодаря этому призванию она сумела прожить долгую и прекрасную, порой трудную, порой невозможную, — но всегда яркую и большей частью довольно благополучную жизнь. Она на много пережила своего трубадура поэтического рыцаря и щедрого любовника — Владимира Маяковского. 
Поэт Владимир Маяковский встретился с супругами Брик — Осипом Максимовичем и Лилей Юрьевной летом 1915 года, хотя с ним уже была знакома сестра Лилечки — Эльза. Судьба Лили и Эльзы — это особый роман. Ска жем, что детство их прошло в Москве, в семье юриста Ю. Кагана. Мать их окончила Московскую консерваторию по классу фортепиано. Обе росли прелестными, удивительными девочками, а повзрослев, проявили один и тот же бесспорный талант — талант абсолютной женственности, способной безоговорочно подчинять себе всех мужчин, встретившихся на пути. 
Однако Эльза первая влюбилась в Маяковского и не побоялась привести его в дом замужней старшей сестры Лили. Впрочем, брак ее с Осипом Бриком был в ту пору не столь уж крепким, каким казался со стороны. Нежная дружба еще связывала супругов, но что касается бешенства желаний и неукротимой страсти... В этом как раз и преуспел темпераментный молодой поэт, грубовато и прямо выражавший свои чувства и буквально умирающий без женской ласки и нежности. Лиля Юрьевна вспоминала о начале романа с поэтом: "Это было нападение. Володя не просто влюбился в меня, он напал на меня. Два с половиной года не было у меня спокойной минуты — буквально. Меня пугала его напористость, рост, его громада, неуемная, необузданная страсть. Любовь его была безмерна. Когда мы с ним познакомились, он сразу бросился бешено за мною ухаживать, а вокруг ходили мрачные мои поклонники. Я помню, он сказал: "Господи, как мне нравится, когда мучаются, ревнуют..." 

К слову сказать, ему пришлось потом и самому испытать эту мучительную ревность, уже по отношению к Лиле. Но пока... Лиля Юрьевна — единственная героиня в жизни и творчестве Маяковского. Начиная с 1915 года он посвящал ей все поэмы. А когда в 1928 году вышел первый том собрания его сочинений, посвящение гласило: Л.Ю.Б. 
Трудно сейчас, спустя столько времени, разобраться в сложном любовном треугольнике Володя — Лиля — Ося. Намного пережив обоих, Лиля Юрьевна позже пыталась сгладить в своих воспоминаниях острые углы отношений: "С 1915 года мои отношения с О.М. перешли в чисто дружеские, и эта любовь не могла омрачить ни мою с ним дружбу, ни дружбу Маяковского и Брика. За три прошедших года они стали необходимы друг другу — им было по пути и в искусстве, и в политике, и во всем. Все мы решили никогда не расставаться и прожили жизнь близкими друзьями". Они жили втроем в одной квартире, вернее, вчетвером, как писал Маяковский в поэме "Хорошо!":


"Двенадцать 
квадратных аршин жилья. 
Четверо 
в помещении — 
Лиля, 
Ося, 
я 
и собака 
Щеник". 

Жили как друзья? Или Лиля с Володей — как любовники, а с Осей — как друзья? Или все-таки Лиля с Осей — как с мужем, а с Володей — как с любовником? Андрей Вознесенский, разговорившись однажды с Лилей Юрьевной, услышал из ее уст признание, которое повергло его в шок. Вот что вспомнила на старости лет бывшая муза поэта: "Я любила заниматься любовью с Осей. Мы тогда запирали Володю на кухне. Он рвался, хотел к нам, царапался в дверь и плакал". Которое из воспоминаний более правдиво, судите сами. Одно бесспорно: Владимир Маяковский бешено ревновал Лилю и писал об этом в поэме "Флейта-позвоночник": "А я вместо этого до утра раннего в ужасе, что тебя любить увели, метался и крики в строчки выгранивал, уже наполовину сумасшедший ювелир". Все революционные увещевания о свободе любви в противовес буржуазно-мещанской семье, очень модные в ту пору, на практике оборачивались человеческими трагедиями. Владимир Владимирович сходил с ума от мысли о том, что любимая им женщина может принадлежать еще кому-либо: "Кроме любви твоей, мне нету солнца, а я и не знаю, где ты и с кем". Он писал ей это в 1916 году, в знаменитом стихотворении "Лиличка! Вместо письма". Кажется, ни один русский поэт не писал женщине такие страстные и обожающие строки, как Маяковский своей Лиле. Да, он переживал, ревновал, устраивал сцены. А вот у супругов Бриков, судя по воспоминаниям, не возникало ссор на почве ревности. Маяковский, несомненно, нужен был Брикам в это неспокойное время. Он помогал выжить — пролетарский поэт, партиец с 1908 года, глава ЛЕФа. Ося Брик между тем, стал теоретиком ЛЕФа и теоретиком пролетарского искусства. Иначе как бы они выжили? Маяковский был "прикрытием", пролетарским знаменем в квартире мелкобуржуазных Бриков, да к тому же еще и неплохим материальным подспорьем. Ведь в письмах к Лиле Брик поэт постоянно напоминает, чтобы она зашла в то или иное издательство или газету за его гонораром, и в письмах из-за границы он спрашивает, нужны ли ей деньги и что еще купить? Впрочем, и Брики немало сделали для поэта. Лиля вдохновляла его на творчество. Ося издавал его стихи и поэмы, пропагандировал их, подводил теоретическую базу под "футуризм". Брики ввели Маяковского в круг культурной элиты того времени, но любовь Маяковского к Лиле была слишком уж всерьез, слишком громадной, слишком требовательной и... собственнической. "Володя такой скучный, — жаловалась Лиля Юрьевна. — Он даже устраивает сцены ревности". Он не мог "подать" свои чувства с той степенью легкости и изящества, которые приняты среди воспитанных и интеллигентных людей. 26 октября 1921 года Маяковский писал: "Дорогой мой милый мой любимый мой обожаемый мой Лисик! Курьерам письма приходится сдавать распечатанными, поэтому ужасно неприятно чтоб посторонние читали что-нибудь нежное. Пользуюсь Винокуровской оказией, что б написать тебе настоящее письмо. Я скучаю, я тоскую по тебе — но как — я места себе не нахожу (сегодня особенно!) и думаю только о тебе. Я никуда не хожу, я слоняюсь из угла в угол, смотрю в твой пустой шкаф — целую твои карточки и твои кисячие подписи. Реву часто, реву и сейчас. Мне так — так не хочется, чтоб ты меня забыла! Ничего не может быть тоскливее жизни без тебя. Не забывай меня, я тебя люблю в миллион раз больше чем все остальные взятые вместе. Мне никого не интересно видеть ни с кем не хочется говорить кроме тебя. Радостнейший день в моей жизни будет — твой приезд. Люби меня детанька. Береги себя детик отдыхай — напиши не нужно ли чего? Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую Целую и Целую Твой 26/Х 21 г. Если ты ничего не будешь писать О СЕБЕ я с ума сойду. Не забывай Люби. Шлю тебе немного на духи. Кисит пришли сюда какие-нибудь свои вещицы (духи или что-нибудь) хочется думать каждый день что ты приедешь глядя на вещицы. Целую. Целую Твой ПИШИ много и подробно Твой Щенит" (Орфография и пунктуация — В. Маяковского). Однажды Лиле Брик приснился сон. Она сердится на Маяковского, что тот застрелился. Он ласково вложил ей в руку крошечный пистолет и сказал: «Все равно ты сделаешь то же самое». Она сделала это. 4 августа 1978 года выпила заранее спрятанные таблетки нембутала. Согласно желанию Лили Юрьевны прах ее был развеян 7 августа в поле под Звенигородом. Теперь на этом месте стоит камень, на котором выбиты буквы ЛЮБ.

Любовь в жизни Маяковского

Рассказывает Бенгт Янгфельд:

Парижская

Татьяна Яковлева - единственная измена Лиле в творчестве: ей Маяковский посвятил два «парижских» стихотворения (и потом за это очень оправдывался).

Рассказывает Бенгт Янгфельд: - Мы встретились с ней в начале восьмидесятых в Америке, куда она перебралась из Франции еще во время второй мировой. По силе характера, по манере поведения она очень напоминала Лилю. Она была когда-то отчаянно влюблена в Маяковского, шрам этой любви не зажил. В 1928 году она не решилась уехать с Маяковским из Парижа в Россию. Возможно, потому, что поэт постоянно говорил о Лиле (даже просил помочь выбрать машину ей в подарок), и надежды на устройство прочной семьи в Москве не было.

Американская

В записной книжке Маяковского сохранилась страничка: «В случае моей смерти прошу сообщить об этом Элли Джонс в Нью-Йорк». Когда он это писал, на свете были две Элли: российская эмигрантка и ее двухлетняя дочь, Элли Владимировна. От короткого «американского романа» остались страх и стремление скрыть произошедшее, спасти ребенка. Старшую Элли с маленькой дочкой не могли найти даже друзья Маяковского. О своем существовании дочь заявила только после смерти матери. В июле дочь приезжала в Москву на 110-летие поэта.

Одной из своих возлюбленных, Наталье Брюханенко, поэт признавался, что любит только Лилю: «Ко всем остальным я могу относиться только хорошо или очень хорошо, но любить я уж могу на втором месте».

Можно много рассказывать о возлюбленных великого поэта, коих было, мягко скажем, немало. Но время все равно расставляет всех по своим местам. И сегодня главной женщиной Маяковского, наверное, является его дочь. Да-да, у так и не женившегося поэта есть дочь — профессор Нью-Йоркского университета Патриция Томпсон. Ее мать Элли Джонс влюбилась в Маяковского в Москве на одном из поэтических вечеров в 1923 году. Правда, тогда Элли звали Елизаветой Петровной Зиберт. Через год она вышла замуж за англичанина Джона Джонса, уехала с ним в Америку и там в 1925 году и встретилась с поэтом. В результате той встречи родилась Патриция, видевшая отца всего раз в жизни — в 1928 году в Ницце. Русским языком Патриция не владеет, но стихи Маяковского очень любит, хоть и читает их в переводе.

Черноморская

Вероника Полонская знала Маяковского всего около года. Она не смогла расстаться ради него с мужем, знаменитым советским актером Михаилом Яншиным. Не могла и удержать поэта от самоубийства. Мы встретились у нее дома в Москве, во второй половине семидесятых. Это была женщина с мягким характером, во всем не похожая на уверенных в себе Брик и Яковлеву. Полонская оказалась с Маяковским на курорте, их «черноморский роман» не окончился и по возвращении в Москву. 

- Это мучительно... - говорила она мне. Ее честность ставили под сомнение, ее имя связывали только с его гибелью. Она приняла на себя всю тяжесть «последнего прости» Маяковского - и с ней жила.

В Париже Владимир Владимирович познакомился с Татьяной Яковлевой, влюбился в нее и предложил стать его женой. Признанная красавица, Яковлева работала манекенщицей в Доме моды Коко Шанель, ею был увлечен Федор Шаляпин. Можно много рассказывать о возлюбленных великого поэта, коих было, мягко скажем, немало. Но время все равно расставляет всех по своим местам. И сегодня главной женщиной Маяковского, наверное, является его дочь. Да-да, у так и не женившегося поэта есть дочь — профессор Нью-Йоркского университета Патриция Томпсон. Ее мать Элли Джонс влюбилась в Маяковского в Москве на одном из поэтических вечеров в 1923 году. Правда, тогда Элли звали Елизаветой Петровной Зиберт. Через год она вышла замуж за англичанина Джона Джонса, уехала с ним в Америку и там в 1925 году и встретилась с поэтом.
В результате той встречи родилась Патриция, видевшая отца всего раз в жизни — в 1928 году в Ницце. Русским языком Патриция не владеет, но стихи Маяковского очень любит, хоть и читает их в переводе.
 Став наследницей архива покойного поэта, Лиля Юрьевна уничтожила всю переписку Маяковского с другими женщинами. Да и имя Вероники Полонской, названной поэтом в посмертной записке членом своей семьи, тоже как-то затерялось в истории.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конкурс. Литературный бой "Твое оружие - твои знания", 8 класс.

Предлагаю урок, который можно провести как внеклассное мероприятие по литературе. Материал, по усмотрению учителя, может использоваться и в других классах....

«Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен»

Историко-литературная композиция с использованием ИКТ, посвящена Дню Победы над фашистской Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг....

Викторина "Твое здоровье- в твоих руках" (для 5-ых классов)

Викторина рассчитана для учащихся 5-ых классов. Занятие содержит интересные задания....

«Твоя жизнь – твой выбор»

Название: «Твоя жизнь – твой выбор» (Родительский всеобуч по профилактике употребления психоактивных веществ детьми и подростками)...

Твое здоровье в твоих руках

Викторины по теме "Здоровье"...

Интегрированное занятие "Твоя жизнь. Твои возможности. Твой выбор"

Занятие рассчитано на учащихся 8-11 классов. Его лучше проводить с небольшой группой детей, чтобы у каждого ребенка была возможность активно включиться в работу и обсуждения....