Программа по литературе.
рабочая программа по литературе (9 класс) по теме

Шпортюк Наталья Владимировна

Программа по литературе для учащихся 9 класса. В этой программе учтены все возрастные особенности детей, подготовка к экзаменам, сочинения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literatura_9_klass.doc419.5 КБ

Предварительный просмотр:

Раздел I. Пояснительная записка.

Статус документа

Настоящая программа по литературе для 9 класса создана на основе   примерной программы согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005г. № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана», Программой общеобразовательных учреждений по литературе для 5-11 классов (базовый уровень): В.Я. Коровина, В.П. Журавлев и др. Издательство  М. Просвещение, 2010, на основании нормативных и инструктивных методических документов Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Челябинской области, ЧИПКРО, МОУ СОШ р.п. Сулея: 1.Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы (распоряжение Правительства РФ от 07.02.2011 №163-р)

1.Федеральный компонент государственного стандарта общего образования по литературе (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 №1089)

2.«О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2011-2012 учебный год» (Приказ Министерства образования и науки Челябинской области от 16.06.2011 г. № 04-997)

3.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.12.2010 № 2080 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2011/2012 учебный год».

4. Методические рекомендации по преподаванию литературы в общеобразовательных учреждениях в 2011 -2012 учебном году (письмо  Министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011 года № 103/4275)

5.Учебный план МОУ СОШ р.п. Сулея  на 2011 -2012 учебный год.

6. «Об утверждении  положения о рабочих программах». Приказ МОУ СОШ р.п. Сулея № 22/1 от 1.12.2010 года.

7. Положение о рабочих программах.

Региональная специфика учебного предмета «Литература» заключается в осмыслении языка и литературы как средства культурной самореализации личности, в преподавании литературы как учебного предмета, обладающего огромным нравственным потенциалом, направленного не только на духовное освоение изучаемых произведений, но и на развитие читательской самостоятельности обучающихся. В этих целях использую Хрестоматию Литература России. Южный Урал/ Капитонова Н.А., Крохалева Т.Н. и др. включаю изучение материала диффузно (на 18 уроках).

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Структура документа

Рабочая  программа по литературе представляет собой целостный документ, включающий пять разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общая характеристика учебного предмета

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  1. воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
  2. развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
  3. освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
  4. овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.

Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.

В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры родной литературы.

Чтение произведение зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс.

Концентр 5-9 классов, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Программа 9 класса рассчитана на 3 часа в неделю.

Раздел II. Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Введение. Литература и ее роль в духовной жизни человека.

1

Из древнерусской литературы.

2

Из литературы XVIII века.

8

Из литературы XIX века.

57

Из литературы XX века.

24

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX- XX веков

3

Из зарубежной литературы.

6

Уроки итогового контроля

1

ИТОГО

102

Раздел III. Содержание тем учебного курса.

Введение

Литература и ее роль в духовной жизни человека.

Шедевры родной литературы. Формирование потребности общения с искусством, возникновение и развитие творческой читательской самостоятельности.

Теория литературы. Литература как искусство слова (углубление представлений).

 ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Беседа о древнерусской литературе. Самобытный характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров.

«Слово о полку Игореве». История открытия памятника, проблема авторства. Художественные особенности произведения. Значение «Слова...» для русской литературы последующих веков.

Теория литературы. Слово как жанр древнерусской литературы.

ИЗ  ЛИТЕРАТУРЫ  XVIII   ВЕКА

Характеристика русской литературы XVIII века.

Гражданский пафос русского классицизма.

Михаил Васильевич Ломоносов. Жизнь и творчество. Ученый, поэт, реформатор русского литературного языка и стиха.

 «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния», «Ода на день восшествия на Всероссийский престол  сея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны 1747 года». Прославление Родины, мира, науки и просвещения в произведениях Ломоносова.

Теория литературы. Ода как жанр лирической поэзии.

Гавриил Романович Державин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Властителям и судиям». Тема несправедливости сильных мира сего. «Высокий» слог и ораторские, декламационные интонации.

«Памятник». Традиции Горация. Мысль о бессмертии поэта. «Забавный русский слог» Державина и его особенности. Оценка в стихотворении собственного поэтического новаторства.

Александр Николаевич Радищев. Слово о писателе. «Путешествие   из   Петербурга   в   Москву».    (Обзор.) Широкое изображение российской действительности. Критика крепостничества. Автор и путешественник. Особенности повествования. Жанр путешествия и его содержательное наполнение. Черты сентиментализма в произведении. Теория   литературы. Жанр путешествия.

Николай Михайлович Карамзин. Слово о писателе.

Повесть «Бедная Лиза», стихотворение «Осень». Сентиментализм. Утверждение общечеловеческих ценностей в повести «Бедная Лиза». Главные герои повести. Внимание писателя к внутреннему миру героини. Новые черты русской литературы.

Теория литературы. Сентиментализм (начальные представления).

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XIX  ВЕКА

Беседа об авторах и произведениях, определивших лицо литературы XIX века. Поэзия, проза, драматургия XIX века в русской критике, публицистике, мемуарной литературе.

Василий Андреевич Жуковский. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Море». Романтический образ моря.

«Невыразимое». Границы выразимого. Возможности поэтического языка и трудности, встающие на пути поэта. Отношение романтика к слову.

«Светлана». Жанр баллады в творчестве Жуковского: сюжетность, фантастика, фольклорное начало, атмосфера тайны и символика сна, пугающий пейзаж, роковые предсказания и приметы, утренние и вечерние сумерки как граница ночи и дня, мотивы дороги и смерти. Баллада «Светлана» — пример преображения традиционной фантастической баллады. Нравственный мир героини как средоточие народного духа и христианской веры. Светлана — пленительный образ русской девушки, сохранившей веру в Бога и не поддавшейся губительным чарам.

Теория литературы. Баллада (развитие представлений).

Константин Николаевич Батюшков. Слово о поэте.

«Пробуждение», «Мой гений», «Есть наслаждение и в дикости лесов...». (Обзор.) Поэзия чувственных радостей и удовольствий. Романтическая мечта о счастье, о домашнем уюте, о наслаждении искусством, природой, любовью. Элегическая грусть о скоротечности жизни человека. Воспоминание как преодоление мыслей о смерти и разлуке. Лирический герой.

Теория литературы. Лирический герой (развитие представлений).

Евгений Абрамович Баратынский. Слово о поэте. (Обзор.)

«Разуверение», «Муза», «Мой дар убог...». Разочарование в жизни, в любви — отличительная черта лирики Баратынского как элегического поэта. Зависимость элегических настроений от высших роковых законов бытия. Своеобразие любовных и психологических элегий. Баратынский как представитель «поэзии мысли».

(Произведения Батюшкова и Баратынского предлагаются для самостоятельного прочтения учащимися по индивидуальным заданиям учителя).

Александр Сергеевич Грибоедов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Горе от ума». Обзор содержания. Картина нравов, галерея живых типов и острая сатира. Общечеловеческое звучание образов персонажей. Меткий афористический язык. Особенности композиции комедии. Критика о комедии (И. А. Гончаров. «Мильон терзаний»). Преодоление канонов классицизма в комедии.

Александр Сергеевич Пушкин. Жизнь и творчество. (Обзор.)

Стихотворения «Деревня», «К Чаадаеву», «К морю», «Пророк», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла...», «Я вас любил: любовь еще, быть может...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...».

Одухотворенность, чистота, чувство любви. Дружба и друзья в лирике Пушкина. Раздумья о смысле жизни, о поэзии...

Поэма «Цыганы». Герои поэмы. Мир европейский, цивилизованный и мир «естественный» — противоречие, невозможность гармонии. Индивидуалистический характер Алеко. Романтический колорит поэмы.

«Евгений Онегин». Обзор содержания. «Евгений Онегин» — роман в стихах. Творческая история. Образы главных героев. Основная сюжетная линия и лирические отступления.

Онегинская строфа. Структура текста. Россия в романе. Герои романа. Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Типическое и индивидуальное в судьбах Ленского и Онегина. Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Пушкинский роман в зеркале критики (прижизненная критика — В. Г. Белинский, Д. И. Писарев; «органическая» критика — А. А. Григорьев; «почвенники» — Ф. М. Достоевский; философская критика начала XX века; писательские оценки).

«Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства». Трагедийное начало «Моцарта и Сальери». Два типа мировосприятия, олицетворенные в двух персонажах пьесы. Отражение их нравственных позиций в сфере творчества.

Теория литературы. Роман в стихах (начальные представления). Реализм (развитие понятия). Трагедия как жанр драмы (развитие понятия).

Михаил Юрьевич Лермонтов. Жизнь и творчество. (Обзор.)

«Герой нашего времени». Обзор содержания. «Герой нашего времени» — первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Главные и второстепенные герои.

Особенности композиции. Печорин — «самый любопытный предмет своих наблюдений» (В. Г. Белинский).

Печорин и Максим Максимыч. Печорин и доктор Вер-нер. Печорин и Грушницкий. Печорин и Вера. Печорин и Мери. Печорин и «ундина». Повесть «Фаталист» и ее философско-композиционное значение. Споры о романтизме и реализме романа. Поэзия Лермонтова и «Герой нашего времени» в критике В. Г. Белинского.

Основные мотивы лирики. «Смерть Поэта», «Парус», «И скучно и грустно», «Дума», «Поэт», «Родина», «Пророк», «Нет, не тебя так пылко я люблю...». Пафос вольности, чувство одиночества, тема любви, поэта и поэзии.

Теория литературы. Понятие о романтизме (закрепление понятия). Психологизм художественной литературы (начальные представления). Психологический роман (начальные представления).

Николай Васильевич Гоголь. Жизнь и творчество. (Обзор)

«Мертвые души» — история создания. Смысл названия поэмы. Система образов. Мертвые и живые души. Чичиков — «приобретатель», новый герой эпохи.

Поэма о величии России. Первоначальный замысел и идея Гоголя. Соотношение с «Божественной комедией» Данте, с плутовским романом, романом-путешествием. Жанровое своеобразие произведения. Причины незавершенности поэмы. Чичиков как антигерой. Эволюция Чичикова и Плюшкина в замысле поэмы. Эволюция образа автора — от сатирика к пророку и проповеднику. Поэма в оценках Белинского. Ответ Гоголя на критику Белинского.

Теория литературы. Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе. Понятие о комическом и его видах: сатире, юморе, иронии, сарказме. Характер комического изображения в соответствии с тоном речи: обличительный пафос, сатирический или саркастический смех, ироническая насмешка, издевка, беззлобное комикование, дружеский смех (развитие представлений).

Александр  Николаевич Островский.  Слово о писателе.

«Бедность не порок». Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада. Любовь в патриархальном мире. Любовь Гордеевна   и   приказчик   Митя   —   положительные   герои пьесы. Особенности сюжета. Победа любви — воскрешение патриархальности, воплощение истины, благодати, красоты.

Теория  литературы. Комедия как жанр драматургии (развитие понятия).

Федор Михайлович Достоевский. Слово о писателе.

«Белые ночи». Тип «петербургского мечтателя» — жадного к жизни и одновременно нежного, доброго, несчастного, склонного к несбыточным фантазиям. Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.

Теория   литературы. Повесть (развитие понятия).

Лев Николаевич Толстой. Слово о писателе.

«Юность». Обзор содержания автобиографической трилогии. Формирование личности юного героя повести, его стремление к нравственному обновлению. Духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками: самолюбованием, тщеславием, скептицизмом. Возрождение веры в победу добра, в возможность счастья. Особенности поэтики Л. Толстого: психологизм («диалектика души»), чистота нравственного чувства, внутренний монолог как форма раскрытия психологии героя.

Антон Павлович Чехов. Слово о писателе.

«Тоска», «Смерть чиновника». Истинные и ложные ценности героев рассказа.

«Смерть чиновника». Эволюция образа маленького человека в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к маленькому человеку. Боль и негодование автора. «Тоска». Тема одиночества человека в многолюдном городе.

Теория литературы. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа.

 Из поэзии XIX века

Беседы о Н. А. Некрасове, Ф. И. Тютчеве, А. А. Фете и других поэтах (по выбору учителя и учащихся). Многообразие талантов. Эмоциональное богатство русской поэзии. Обзор с включением ряда произведений.

Теория литературы. Развитие представлений о видах (жанрах) лирических произведений.

ИЗ   РУССКОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ  XX  ВЕКА

Богатство и разнообразие жанров и направлений русской литературы XX века.

Из  русской  прозы   XX века

Беседа о разнообразии видов и жанров прозаических произведений XX века, о ведущих прозаиках России.

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.

Рассказ «Темные аллеи». Печальная история любви людей из разных социальных слоев. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы. Лиризм повествования.

Михаил Афанасьевич Булгаков.  Слово о писателе.

Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов произведения. Умственная, нравственная, духовная недоразвитость — основа живучести «шариковщины», «швондерства». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Теория литературы. Художественная условность, фантастика, сатира (развитие понятий).

Михаил Александрович Шолохов.  Слово о писателе.

Рассказ «Судьба человека». Смысл названия рассказа. Судьба Родины и судьба человека. Композиция рассказа. Образ Андрея Соколова, простого человека, воина и труженика. Автор и рассказчик в произведении. Сказовая манера повествования. Значение картины весенней природы для раскрытия идеи рассказа. Широта типизации.

Теория литературы. Реализм в художественной литературе. Реалистическая типизация (углубление понятия).

Александр Исаевич Солженицын.  Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини. Жизненная основа притчи.

Теория   литературы. Притча (углубление понятия).

Из русской  поэзии XX века

Общий обзор и изучение одной из монографических тем (по выбору учителя). Поэзия Серебряного века. Многообразие направлений, жанров, видов лирической поэзии. Вершинные явления русской поэзии XX века.

Штрихи  к портретам

Александр Александрович Блок. Слово о поэте.

«Ветер принес издалека...», «Заклятие огнем и мраком», «Как тяжело ходить среди людей...», «О доблестях, о подвигах, о славе...». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Трагедия поэта в «страшном мире». Глубокое, проникновенное чувство Родины. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

Сергей Александрович Есенин. Слово о поэте.

«Вот уж вечер...», «Той ты, Русь моя родная...», «Край ты мой заброшенный...», «Разбуди меня завтра рано...», «Отговорила роща золотая...». Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа произведений поэта. Сквозные образы в лирике Есенина. Тема России — главная в есенинской поэзии.

Владимир Владимирович Маяковский. Слово о поэте.

«Послушайте!» и другие стихотворения по выбору учителя и учащихся. Новаторство Маяковского-поэта. Своеобразие стиха, ритма, словотворчества. Маяковский о труде поэта.

Марина Ивановна Цветаева. Слово о поэте. «Идешь,   на  меня  похожий...»,   «Бабушке»,   «Мне  нравится,  что вы больны не мной...»,  «С большою нежностью — потому...», «Откуда такая нежность?..», «Стихи о Москве». Стихотворения о поэзии, о любви. Особенности поэтики Цветаевой. Традиции и новаторство в творческих поисках поэта.

Николай Алексеевич Заболоцкий. Слово о поэте.

«Я не ищу гармонии в природе...», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст». Стихотворения о человеке и природе. Философская глубина обобщений поэта-мыслителя.

Анна Андреевна Ахматова.  Слово о поэте.

Стихотворные произведения из книг «Четки», «Белая стая», «Вечер», «Подорожник», «АИИО И0М1Ш», «Тростник», «Бег времени». Трагические интонации в любовной лирике Ахматовой. Стихотворения о любви, о поэте и поэзии. Особенности поэтики ахматовских стихотворений.

Борис Леонидович Пастернак.  Слово о поэте.

«Красавица моя, вся стать...», «Перемена», «Весна в лесу», «Любить иных тяжелый крест...». Философская глубина лирики Б. Пастернака. Одухотворенная предметность пастернаковской поэзии. Приобщение вечных тем к современности в стихах о природе и любви.

Александр Трифонович Твардовский. Слово о поэте.

«Урожай», «Родное», «Весенние строчки», «Матери», «Страна Муравия» (отрывки из поэмы). Стихотворения о Родине, о природе. Интонация и стиль стихотворений.

Теория литературы. Силлаботоническая и тоническая системы стихосложения. Виды рифм. Способы рифмовки (углубление представлений).

Песни  и  романсы на стихи  поэтов XIX—XX веков

Н. Языков. «Пловец» («Нелюдимо наше море...»); В. Соллогуб. «Серенада» («Закинув плащ, с гитарой под рукой...»); Н. Некрасов. «Тройка» («Что ты жадно глядишь на дорогу...»); А. Вертинский. «Доченьки»; Н. Заболоцкий. «В этой роще березовой...». Романсы и песни как синтетический жанр, посредством словесного и музыкального искусства выражающий переживания, мысли, настроения человека.

ИЗ  ЗАРУБЕЖНОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

Античная лирика

Гай Валерий Катулл. Слово о поэте.

«Нет, ни одна средь женщин...», «Нет, не надейся приязнь заслужить...». Любовь как выражение глубокого чувства, духовных взлетов и падений молодого римлянина. Целомудренность, сжатость и тщательная проверка чувств разумом. Пушкин как переводчик Катулла {«Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте.

«Я воздвиг памятник...». Поэтическое творчество в системе человеческого бытия. Мысль о поэтических заслугах — знакомство римлян с греческими лириками. Традиции горацианской оды в творчестве Державина и Пушкина.

Данте Алигьери. Слово о поэте.

«Божественная комедия» (фрагменты). Множественность смыслов поэмы: буквальный (изображение загробного мира), аллегорический (движение идеи бытия от мрака к свету, от страданий к радости, от заблуждений к истине, идея восхождения души к духовным высотам через познание мира), моральный (идея воздаяния в загробном мире за земные дела), мистический (интуитивное постижение божественной идеи через восприятие красоты поэзии как божественного языка, хотя и сотворенного земным человеком, разумом поэта). Универсально-философский характер поэмы.

Уильям Шекспир. Краткие сведения о жизни и творчестве Шекспира. Характеристики гуманизма эпохи Возрождения.

«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: монологи Гамлета из сцены пятой  (1-й акт), сцены первой (3-й акт),  сцены четвертой

 (4-й акт). «Гамлет» — «пьеса на все века» (А. Аникст). Общечеловеческое значение героев Шекспира. Образ Гамлета, гуманиста эпохи Возрождения. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века». Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философская глубина трагедии «Гамлет». Гамлет как вечный образ мировой литературы. Шекспир и русская литература.

Теория литературы. Трагедия как драматический жанр (углубление понятия).

Иоганн Вольфганг Гете. Краткие сведения о жизни и творчестве Гете. Характеристика особенностей эпохи Просвещения.

«Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен по выбору учителя, например: «Пролог на небесах», «У городских ворот», «Кабинет Фауста», «Сад», «Ночь. Улица перед домом Гретхен», «Тюрьма», последний монолог Фауста из второй части трагедии).

«Фауст» — философская трагедия эпохи Просвещения. Сюжет и композиция трагедии. Борьба добра и зла в мире как движущая сила его развития, динамики бытия. Противостояние творческой личности Фауста и неверия, духа сомнения Мефистофеля. Поиски Фаустом справедливости и разумного смысла жизни человечества. «Пролог на небесах» — ключ к основной идее трагедии. Смысл противопоставления Фауста и Вагнера, творчества и схоластической рутины. Трагизм любви Фауста и Гретхен.

Итоговый смысл великой трагедии — «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за них на бой». Особенности жанра трагедии «Фауст»: сочетание в ней реальности и элементов условности и фантастики. Фауст как вечный образ мировой литературы. Гете и русская литература.

Теория литературы. Философско-драматическая поэма.

Список произведений для заучивания наизусть.

Слово о полку Игореве (Вступление или «Плач Ярославны»).

М.В. Ломоносов. Вечерние размышления о Божием величие при случае великого северного сияния (отрывок).

Г.Р. Державин. Властителям и судиям. Памятник. (на выбор).

Н.М. Карамзин. Осень.

А.С. Грибоедов. Горе от ума (один из монологов Чацкого).

А.С. Пушкин. К Чаадаеву. Анчар. Мадонна. Пророк. «Я вас любил…»

«Евгений Онегин» (отрывок)

М.Ю. Лермонтов. Смерть поэта. «И скучно и грустно…». Родина. Пророк. молитва.

А.А. Блок. «Ветер принес издалека…», «Ушла. Но гиацинты ждали», «О доблестях, о подвигах, о славе…» (по выбору)

С.А. Есенин. «Край ты мой заброшенный…», «Гой, ты, Русь моя родная…», «Разбуди меня завтра рано», «Отговорила роща золотая» (по выбору)

В.В. Маяковский. Люблю (отрывок).

М.И. Цветаева. «Идешь на меня похожий…», «Мне нравится, что вы больны не мной…». Стихи о Москве. Стихи Блоку. Из циклов «Ахматовой», «Родина» (по выбору).

Н.А. Заболоцкий. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана…». О красоте человеческих лиц. Можжевеловый куст. Завещание. (по выбору).

А.А. Ахматова. Сероглазый король. Молитва. «Не с теми я, кто бросил землю…»»Что ты бродишь, неприкаянный…», Муза, «И упало каменное слово…» (по выбору).

А.Т. Твардовский. Весенние строчки. «Земля! От влаги снеговой…» (Страна Муравия). «Я убит подо Ржевом…» (отрывок)

Список литературы для самостоятельного чтения.

Слово о полку Игореве. Повесть временных лет.

Д. И. Фонвизин. Бригадир.

Стихотворения М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, К. Ф. Рылеева, К. Н. Батюшкова, Е. А. Баратынского.

А. Н. Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву.

Н. М. Карамзин. История государства Российского.

А. С. Пушкин. Стихотворения. Борис Годунов. Маленькие трагедии.

М. Ю. Лермонтов. Стихотворения.

Н. В. Гоголь. Петербургские повести.

А. Н. Островский. Пьесы.

Стихотворения Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. Н. Майкова, Я. П. Полонского.

И. С. Тургенев. Ася. Первая любовь. Стихотворения.

Л. Н. Толстой. Отрочество. Юность.

Ф. М. Достоевский. Белые ночи.

А. П. Чехов. Рассказы. Водевили.

И. А. Бунин. Рассказы. Стихотворения. Жизнь Арсеньева.

М. Горький. Мои университеты.

Стихотворения А. А. Блока, С. А. Есенина, В. В. Маяковского, М. И. Цветаевой, А. А. Ахматовой, Н. А. Заболоцкого, А. Т. Твардовского, Н. М. Рубцова, Е. А. Евтушенко, А. А. Вознесенского, Б. А. Слуцкого, И. А. Бродского и др.

М. А. Булгаков. Рассказы.

Повести и рассказы Н. С. Лескова, В. В. Гаршина, Г. И. Успенского, М. А. Шолохова, Ю. В. Трифонова, В. П. Астафьева.

Исторические произведения А. Н. Толстого, Ю. Н. Тынянова, М. Алданова, М. А. Осоргина, К. Г. Паустовского  и др.

Сатирические произведения А. Т. Аверченко, Тэффи, М. М. Зощенко, И. Ильфа и Е. Петрова, Ф. Искандера  и др.

Научная фантастика А. Р. Беляева, И. А. Ефремова, братьев Стругацких, К. Булычева    и др.

Пьесы А. В. Вампилова, В. С. Розова.

Повести о Великой Отечественной войне Г. Я. Бакланова, Ю. В. Бондарева, В. В. Быкова и др.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Комедии и трагедии. Ж.-Б. Мольер. Комедии.

ДЖ. Г. Байрон. Стихотворения

О.де Бальзак. Отец Горио. Евгения Гранде.

Раздел IV. Требования к уровню подготовки выпускников.

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;
  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);
  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;
  4. историко-культурный контекст изучаемых произведений;
  5. основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  1. работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);
  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;
  3. выявлять авторскую позицию;
  4. выражать свое отношение к прочитанному;
  1. сопоставлять литературные произведения;
  2. выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
  3. характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
  4. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
  5. владеть различными видами пересказа;
  6. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
  7. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
  8. писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

Учебники

Учебные пособия

Методические пособия

Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И.. Литература 9 класс: учебник: в 2-х частях. М. Просвещение 2010.

Коровина В.Я., Коровин В.И., Збарский  И.С.Читаем, думаем, спорим… 9 класс. М. Просвещение. 2010

Золотарева И.В., Егорова Н.В.. Универсальные поурочные разработки по литературе. 9 класс М. Вако 2011


п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока.

Характеристика деятельности учащихся


или виды учебной деятельности

Виды

контроля,

измерители

Планируемые

результаты освоения материала

Домашнее задание

Дата по плану

Дата факти-ческая

1

Введение. 

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека.

1

Усвоение новых знаний

Чтение и анализ высказывания историка Ключевского: «Человек – главный предмет искусства..»

- Ответ на основной вопрос: «Согласны ли вы с мнением Ключевского, что литература дает понимание себя»?

Знать образную природу словесного искусства, роль литературы в общественной и культурной жизни.

Уметь аргументировано отвечать на поставленные вопросы, строить монологическое высказывание.

Пересказ статьи «Древнерусская литература», с.4-6

Литература Древней Руси 2ч.

2

Литература Древней Руси. Самобытный характер древнерусской литературы

1

Усвоение новых знаний

Характеристика этапов развития древнерусской литературы.

Характеристика этапов развития древнерусской литературы. План.

Знать жанры литературы Древней Руси, ее самобытный характер.

Уметь характеризовать данный период развития литературы.

1.Дочитать«Слово…»2.подготовить на выразит. Чт. Понравившийся отрывок.

3

Художественные особенности «Слова о полку Игореве» - величайший памятник.

Подготовка к домашнему сочинению По «Слову…»

 древнерусской литературы

1



Усвоение новых знаний

Составление плана «Слова…».

Сопоставление с летописным источником: сходства и различия

Знать историческую основу «Слова», историю открытия памятника, основные версии авторства «Слова», особенности жанра. 

Написать дом. соч. на одну из тем:

-образ русской земли на страницах «Слова»

-Плач Ярославны в переводе Жуковского и Заболоцкого (сопоставительный анализ»

-какой эпизод «Слова» оказался наиболее интересен для вас и почему?

Русская литература ХVIII века 8ч.       

4

Классицизм в русской и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы  ХVIII века

1

Усвоение новых знаний

Чтение статьи учебника, составление тезисного плана или выписок (на выбор).

Викторина по материалам статьи.

Знать основные черты классицизма как литературного направления.

Уметь сопоставлять исторические факты и литературные традиции

Вопросы по теме «Классицизм» (с. 35-36)

5

М.В. Ломоносов – ученый, поэт, реформатор русского  языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния».

1

Усвоение новых знаний

Ответы на основные вопросы: какие приметы классицизма можно отметить в оде?    Какие строки привлекли внимание в оде и почему?

Пересказ прочитанной статьи о поэте, ученом и реформаторе русского литературного языка.

Знать биографию М.В. Ломоносова, теорию 3 штилей, теорию стихосложения, особенности жанра оды.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств..

Читать «Оду на день восшествия…», отметить непонятные слова, выучить тему в тетрадях

6

М.В. Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…». Жанр оды.

1

Усвоение новых знаний

Нахождение метафор как ведущего художественного изобразительного средства языка в оде.


Ответ на проблемный вопрос: можете ли вы согласиться с тем, что в оде есть черты, которые выводят ее за пределы классицизма? Определение авторской позиции, композиционных ее частей, идейного содержания.

Знать содержание оды, его особенность и форму.

Умение назвать отличительные черты жанра оды, привести примеры прославления родины. Мира, жизни и просвещения в оде.

Отрывок из «Вечернего размышления…» наизусть.

7

Г.Р. Державин: поэт и гражданин. Обличение несправедливой власти в произведениях (ода «Властителям и судиям»).

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р.Державина. (Стихотворение «Памятник»).

1

Усвоение новых знаний

Усвоение новых знаний

Пересказ статьи учебника о Державине. Выразительное чтение оды «Властителям и судиям». Анализ оды.

Выразительно читают «Памятник».

Ответ на проблемный вопрос: почему автора волнует позиция власти, ее отношения к народу и положение народа?


Ответы на вопросы на уровне восприятия и понимания произведения.

Знать новаторство Державина, жанр гневная ода, особенности раскрытия темы пота и поэзии, власти.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его принадлежности к классицизму, жанра,  темы, идеи, композиции.

Знать, какую роль отводит поэту и поэзии.

Уметь воспринимать и анализировать поэтический текст.

Прочитать «Властителям и судьям», ответить: В чём пафос стих-я? Против каких пороков выступает автор? В чём видит свой долг автор «Властителей и судей»?

Выучить одно из стих-ий Державина наизусть

8

А.Н. Радищев. Главы «Путешествия из Петербурга в Москву» («Чудово», «Пешки», «Спасская Полесть»),

Особенности повествования, жанра путешествия и его содержательного наполнения.

1

Усвоение новых знаний

Кратко сообщают черты классицизма и сентиментализма в прочитанных главах, особенности жанра путешествия

Сообщение о фактах из жизни и биографии А.Н.Радищева. пересказывают, комментируя главы «Путешествия…», определяют тему, идею произведения, авторскую позицию. Отвечают на проблемный вопрос: почему А.С.Пушкин назвал Радищева «врагом рабства»?

Знать взгляды Радищева на крепостное право, на самодержавие.
Уметь формулировать идею, проблематику изучаемого произведения,  находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств, выявлять авторскую позицию.

Ответить устно: «Что сближает Фонвизина и Радищева и что их разделяет»?

Анализ стих-я «Ты хочешь знать: кто я? Что я? Куда я еду?».

9

А.Н. Радищев. Особенности повествования в  «Путешествии…» Жанр путешествия и его содержательное наполнение (Глава «Любани»). Обличительный пафос произведения.

1

Усвоение новых знаний

беседа на восприятие и понимание идеи.  

Сжатый пересказ главы «Любани»,


Знать черты сентиментализма, особенности жанра путешествия, идею произведения

Уметь сжато пересказывать текст с сохранением его художественных особенностей.

Пересказ любой главы

10

Н.М. Карамзин – писатель и историк. Сентиментализм как литературное направление.

1

Усвоение новых знаний

Работа со словарем: сентиментализм.

Сообщение о писателе.


Знать биографию Карамзина, его заслуги как историка, журналиста, писателя, новаторский характер его литературного творчества, признаки сентиментализма.

Уметь строить монологическое высказывание, работать с литературоведческим словарем.

Прочитать повесть Карамзина «Бедная Лиза».

11

 Н.М. Карамзин «Осень», «Бедная Лиза» - произведения сентиментализма.

(Новые черты русской литературы. Внимание к внутренней жизни человека)

Р.р. Подготовка к сочинению «Литература 18 века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

1

Усвоение новых знаний

Урок развития речи

Анализируют стихотворение «Осень».

Коротко пересказывают содержание повести «Бедная Лиза», отвечают на вопросы (монологические ответы), в том числе и на проблемный вопрос: почему ускользает от человека счастье?

Знать содержание произведения.

Уметь коротко пересказывать содержание произведения формулировать его идею, находить черты сентиментализма в произведении, давать характеристику героев, характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств , выявлять авторскую позицию.

Выбрать для выразит. Чт. одно из стихотворений

Написать сочинение


Из русской литературы ХIХ века (57 ч.)

12

Общая характеристика русской и мировой литературы 19 века. Понятие о романтизме и реализме.

1

Усвоение новых знаний

Читают статью «Шедевры русской литературы, «Романтизм»,

Развернуто отвечают на вопросы: Как вы понимаете слова Салтыкова-щедрина, что литература – «сокращенная вселенная»?

Знать общую характеристику русской литературы, отличительные черты романтизма, центральные темы русской литературы.

Уметь давать развернутый ответ на вопрос.

Пересказ вступительной статьи

13


Романтическая лирика начала 19 века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море», «Невыразимое» - границы выразимого в слове и чувстве.

1

Усвоение новых знаний

Кратко рассказывают о жизни и творчестве В.А. Жуковского, составляют таблицу или план.

Выразительно читают стихотворения «Море», «Невыразимое», отвечают на вопросы на уровне восприятия и понимания: какой символический смысл имеет образ моря? Что в человеке и в природе, по мысли поэта,  «невыразимо» в стихах?

Знать основные черты романтизма как литературного направления

 теоретико-литературные понятия элегия, баллада, лирический герой.
Уметь выразительно читать стихотворение. анализировать его с точки зрения принадлежности к романтизму, с точки зрения жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

Выразит. Чт. Стих-я на выбор

14

В.А. Жуковский. Баллада «Светлана». Особенности жанра. (Нравственный мир героини баллады.)

1

Усвоение новых знаний

Читают статью учебника «Жанр баллады у Жуковского» и балладу «Светлана»,

отвечают на вопросы, в том числе и основной: «Почему поэт утверждает, что «главное – вера в провиденье?»

Знать жанровые особенности баллады, сюжет произведения.

Уметь воспринимать романтический характер баллады и анализировать художественное произведение.

Выучить отрывок из баллады «Светлана»

А.С. Грибоедов «Горе от ума»  

15

А.С. Грибоедов Жизнь и творчество.  «К вам Александр Андреи Чацкий». Первые страницы комедии.

1

Усвоение новых знаний

Чтение статьи учебника о Грибоедове, воспоминаний современников о писателе

Составление таблицы. Развернутое устное монологическое высказывание «Портрет писателя».

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С. Грибоедова.
Уметь создавать хронологическую канву прочитанного.

Пересказ биографии писателя, читать 1 и 2 действие, вспомнить основные правила классицизма

16

А.Н. Грибоедов «Горе от ума».  Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии.

1

Усвоение новых знаний

Выявление специфики жанра комедии: работа со словарем (комедия, конфликт, интрига, сюжет) для понимания природы общественной комедии, «условности разговорного стиха».

Краткий пересказ сюжета 1 действия. Выразительное чтение монологов с комментариями, восприятием и анализом (по плану).


Знать особенности комедии как жанра,
теоретико-литературные понятия
экспозиция, завязка,
конфликт.
Уметь выразительно читать произведение, отвечать на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста, выявлять внешний конфликт, черты классицизма и реализма, видеть афористичность речи, определять стих комедии.

Дочитать пьесу, начать составлять таблицу стр.85 (разр.)

17

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума»

1

Усвоение новых знаний

Ученики повторяют значение терминов «экспозиция», «завязка», «внесценический персонаж», «развитие действия». Составляют словарь толкований слов: фагот, карбонарий, хрипун, пономарь, разумник, слов просторечной лексики.

Чтение наизусть монологов Чацкого и Фамусова. Сопоставительный анализ монологов (по плану). Отвечают на вопросы: какие черты «века нынешнего» и «века минувшего» изображаются в споре Чацкого и Фамусова? Какие стороны московской жизни привлекают и отталкивают героев?

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.
Уметь определять проблематику пьесы, идейное содержание,  внутренний конфликт, давать характеристику персонажей, в том числе речевую.

Прочитать 3 действие, выучить монолог Чацкого или один монолог  Фамусова

18

Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума» (продолжение)

1

Усвоение новых знаний

Устные сочинения на основе кратких характеристик персонажей через речь, жесты, авторские ремарки, оценочные эпитеты.  

Выразительное чтение монологов и комментирование. Развернутый ответ на вопрос: кто из московских аристократов явился на бал в дом Фамусова, каковы их взгляды на службу. крепостное право, воспитание и образование, подражание иностранному? Анализ диалогов Чацкого и Софьи, Чацкого и Молчалина, сцены бала.

Знать понятия проблематика, идейное содержание, система образов, внутренний конфликт.

Уметь давать характеристику данных персонажей, в том числе речевую, делать их сравнительную характеристику с Чацким,  выявлять авторскую позицию.

Выписать из текста 10 крылатых выражений

19

Чацкий в системе образов комедии.

1

Усвоение новых знаний

Повторяют определение «развязка действия», «открытый финал».

Цитатные рассказы об одном из героев: Чацком, Молчалине, Софье, Фамусове. Выразительное чтение наизусть монолога Чацкого.  

Знать текст комедии, определение развязки действия, открытого финала.

Подготовка к зачёту по пьесе

20

Общечеловеческое звучание образов персонажей.

1

Усвоение новых знаний

Развернутый ответ на вопрос: как понимают ум представители барской Москвы и Чацкий? В чем горе, которое приносит Чацкому ум? В чем драма Софьи, Чацкого? Почему критики называют финал комедии открытым?

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал о персонажах пьесы, подбирать цитаты

Сбор материала для сочинения, подготовиться к тесту

21

Р.р. Язык комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии.

1

Урок развития речи

Анализ эпизодов драматического произведения

Тест

Умение анализировать эпизоды драматического произведения 

22

Р.р. И.А.Гончаров «Мильон терзаний». Работа с критической литературой. Подготовка к домашнему сочинению по комедии

1

Урок развития речи

Чтение статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»,

запись основных положений (конспект или план-конспект)


Знать основные положения статьи. 

Уметь давать характеристику  персонажа, в том числе речевую, отбирать материал из статьи И.А. Гончарова «Мильон терзаний»  и из заметок А.С. Пушкина о Чацком.

Написать дом. сочинение

А.С.Пушкин

23

 А.С.Пушкин. Жизнь и творчество. Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве А.С.Пушкина

1

Ответ на вопрос: что вы знаете о трагических обстоятельствах жизни А.С.Пушкина?

Пересказывают статью учебника (сжато), презентуют информационный проект с комментариями и обоснованными суждениями.

Знать основные этапы жизненного и творческого пути  А.С.Пушкина, основные черты реализма как литературного направления

Уметь создавать презентацию информационного проекта.

Пересказ биографии А.С.Пушкина

24

Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы и власти в лирике Пушкина. «К морю», «Анчар».

1

Усвоение новых знаний

Пересказ статьи учебника «Вольнолюбивая лирика А.С.Пушкина»,

выразительное чтение стихотворений «К морю», «Чаадаеву» (наизусть), «Анчар». Развернутый ответ на вопрос: почему тема свободы была так важна для поэта? Что объединяет эти стихотворения, какие мотивы?

Знать: свобода в лирике поэта как политический, философский, нравственный идеал. Основы стихосложения.
Уметь анализировать стихотворное произведение с  точки зрения  его жанра,  темы, идеи, композиции,  изобразительно-выразительных средств.

1 стих-е наизусть с анализом

25

Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С.Пушкина. «На холмах Грузии …», «Я вас любил;…».

 

1

Усвоение новых знаний

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений.

Сообщение о любовных адресатах А.С.Пушкина, выразительное чтение стихотворений. Ответ на вопрос: почему же лирический герой не отрекается от любви, а воспевает ее?»


Знать адресатов любовной лирики.

Понимать образно-стилистическое богатство любовной лирики.                

Уметь выразительно читать ст-ия, комментировать их, давать развернутые ответы на вопросы.

Письменный анализ одного из стих-ий о любви

26

Тема поэта и поэзии ( «Я памятник…», «Пророк». Обучение анализу одного стихотворения

1

Усвоение новых знаний

Ответы на вопросы,

Ответы на вопросы, в том числе и проблемные

Знать взгляды поэта на назначение поэта и поэзии.
Уметь анализировать стихотворное произведение с точки зрения его жанра,  темы, идеи, композиции, изобразительно-выразительных средств.

«Я памятник себе воздвиг…» наизусть

27

Контрольная работа

Урок контроля по романтической лирике начала ХIХ века.

1

Урок контроля

Выполнение теста

Тестовые задания: «Методические рекомендации…»

Знать содержание произведений.

Уметь находить объяснение фактам, выбирать ответ, давать ответ на вопрос

Знать текст «Цыганы»

28

А.С. Пушкин «Цыганы» как

романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

1

Усвоение новых знаний

комментарий текста.

Характеристика героев,

Знать признаки романтизма, сюжет поэмы, отличительные жанровые признаки, идейно-художественные особенности.

Уметь комментировать текст, находить признаки романтизма и реализма, давать сопоставительную характеристику.

Прочитать «Евгений Онегин»

29

Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа.

 1

Усвоение новых знаний

Ответы на вопросы

Знать теоретико-литературные определения, жанровые особенности стихотворного романа, композицию онегинской строфы.

Уметь выделять смысловые части текста


Прочитать статью «Реализм»; задание по рядам: Мой представление о:

А)Ленском

Б)Татьяне

В)Онегине

30

Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского.

1

Усвоение новых знаний

Ответы на вопросы

Ответы на проблемные вопросы

Знать содержание глав романа, понимать типическое и индивидуальное в героях.

Уметь давать характеристику литературному герою.

31

Татьяна и Ольга Ларины. Татьяна – нравственный идеал Пушкина

1

Усвоение новых знаний

Сравнительная характеристика:

монологический ответ с цитированием.  

Знать авторское отношение к героиням, оценку Татьяны Белинским.

Уметь давать характеристику героя произведения

Характеристика дочерей Лариных

32

Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем.

1

Усвоение новых знаний

Ответы на вопросы.

Ответы на вопросы.

Знать текст художественного произведения.

Уметь логично в соответствии с планом изложить материал, соблюдая композицию сочинения

Выучить одно из писем











33

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни».

1

Усвоение новых знаний

Ответить на вопрос

Ответить на вопрос, почему без анализа лирических отступлений романа невозможно понять произведение.

Знать идею произведения, лирические отступления в романе, авторскую позицию.

Уметь различать образ автора и героя

Ответить устно на вопрос 5 – устно(об иллюстрации к роману)

34

Пушкинская эпоха в романе. «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа.

1

Семинар

Сбор материала для сочинения

35

Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала 20 века. Подготовка к сочинению

1

Урок развития речи

Написать сочинение

36

«Моцарт и Сольери» - проблема «гения и злодейства»

1

Усвоение новых знаний

Ответы-рассуждения

Ответы-рассуждения по поднятым проблемам

Знать содержание трагедии,  уметь определять основную проблему: талант, труд.  Вдохновение

Уметь писать рассуждать по поднятым в произведении проблема.

Прочитать до конца

М.Ю.Лермон-тов

37

Лирика М.Ю. Лермонтова. Жизнь и творчество.

Мотивы вольности и одиночества в лирике Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно и грусно».

1

Усвоение новых знаний

Выразительное чтение стихотворений,

ответы на вопросы

Знать основные факты жизни и творческого пути поэта, основные тропы, уметь находить их в тексте

Выучить одно из лирических стих-ий Лермонтова

38

Образ поэта – пророка в творчестве М,Ю. Лермонтова.

«Смерть поэта», «Поэт», «Пророк», «Я жить хочу…», «Есть речи -…»

1

Практикум

Ответ на вопрос: «Согласны ли вы, что лермонтовский пророк начинается там, где пушкинский пророк заканчивается?»

Анализ стихотворений на тему поэта и поэзии.

Знать основные мотивы лирики поэта.

Уметь анализировать стихотворения по вопросам.

Выразит. Чт. «Смерть поэта»

39

Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя…», «Расстались мы,…», «Нищий».

1

Практикум

Анализ любовной лирики

Выразительное чтение  стихотворений.

Знать адресатов любовной лирики.

Уметь анализировать текст на лексическом уровне  

Выучить одно стих-е наизусть

40

Эпоха безвременья в лирике поэта. «Дума», «Предсказание» «Родина».

1

Усвоение новых знаний

Анализ стихотворений

Выразительное чтение  стихотворного текста.. Ответ на вопрос, можно ли назвать лирику поэта поэтическим дневником.

Знать основные признаки эпохи.

Уметь выделять смысловые части текста

Из сборника стих-ий подобрать стих-я, где ведущей яв-ся тема Родины

41

М.Ю.Лермонтов. Роман «Герой нашего времени».

Обзор содержания. Сложность композиции. Первый психологический роман.

1

Усвоение новых знаний

Ответ на вопрос (на основе первичного восприятии): какова основная проблема романа?

Викторина по тексту романа.

Знать понятия роман, психологический роман, содержание романа.

Уметь характеризовать особенности сюжета и композиции

Подготовить к комментированному чтению повести «Княжна Мери»

42

Печорин как представитель «портрета поколения».

1

Усвоение новых знаний

Устное словесное рисование.

Ответ на вопрос: как в портрете Печорина угадывается противоречивость его характера.

Знать текст повести «Бэла».

Уметь сопоставлять эпизоды романа и характеризовать персонажей

Прочитать комментарий к главе «Тамань»

43

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

1

Усвоение новых знаний

Ответы на  вопросы

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

Знать содержание «Журнала Печорина».

Ответить на вопросы

44

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

1

Усвоение новых знаний

Ответы на  вопросы

Ответы на проблемные вопросы, монологические высказывания.

Знать содержание «Журнала Печорина».

Ответить на вопросы

45

Печорин в системе  мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина.

1

Усвоение новых знаний

Ответы на  вопросы

монологические высказывания.

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Характеристика образа Печорина записать

46

Печорин в системе  женских образов романа. Любовь в жизни Печорина.

1

Усвоение новых знаний

Ответы на  вопросы

монологические высказывания.

Уметь представлять психологический портрет героя в системе образов.

Характеристика образа Печорина записать

47

Споры о романтизме и реализме в романе. Роман в оценке В.Г. Белинского.

Подготовка к сочинению

1

Усвоение новых знаний

Ответы на  вопросы

Развернутый ответ на вопрос: «Как проявляется романтическое и реалистическое в романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»..

Знать понятия реализм и романтизм, оценку романа «Герой нашего времени» В.Г.Белинским

Уметь выявлять элементы реализма и романтизма в романе, сопоставлять их.

краткий конспект статьи В.Г.Белинского

48





Контрольная работа

по лирике М.Ю Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1


Урок контроля


контрольная работа

тестовые задания: уровни А, В, С

Повторить биографию Гоголя

Н.В. Гоголь

49

50

Н.В.Гоголь. Страницы жизни и творчества. Проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород».

1

Усвоение новых знаний

Сообщение о жизни и творчестве писателя на основе прочитанной статьи,

презентация.

Мини-исследование «памятники Н.В.Гоголю»

Знать  страницы жизни и творчества, проблематика и поэтика первых сборников «Вечера …», «Миргород». Гоголя

Уметь выделять главное.

Читать «Мёртвые души»

51

52

Система образов  поэмы «Мёртвые души». Замысел, история создания. Особенности жанра и композиции. Обзор содержания. Смысл названия.

1

Усвоение новых знаний

Объяснение смысла названия

Объяснение смысла названия на основе прочитанного текста, жанра произведения.

Знать историю создания поэмы, композиционные особенности, жанровое своеобразие.

Уметь воспринимать художественное произведение в контексте эпох.

Характеристика Коробочки, Ноздрёва, Собакевича (по вариантам) по плану

(стр.183 разраб.)

53

Система образов  поэмы «Мёртвые души». Обучение анализу эпизода

1

Усвоение новых знаний

Анализ эпизода

Оценивание анализа эпизода

Умение выполнять анализ эпизода

Худ. деталь и её роль в создании образа Плюшкина

54

Образ города в поэме «Мёртвые души»

1

Беседа

Найти образ города в поэме

55

Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа. «Мёртвые» и «живые» души. Образ автора.

1

Усвоение новых знаний

Характеристика города и героев

Характеристика города и героев литературного произведения.

Знать содержание поэмы, представителей помещичьей  Руси Манилов, Коробочка, Собакевич и Чичиков.

Написать хракт-ку Чичикова

56

«Мёртвые души»-поэма о величии России. Мёртвые и живые души. Эволюция образа автора.

1

Семинар

Анализ произведения

Оценивание дом. задания

Уметь анализировать эпизод, характеризовать образ города, персонажей поэмы, определять позицию автора.

Сбор материала для сочинения

57

Р.р. Поэма в оценке Белинского. Подготовка к сочинению.

1

Урок развития речи

сочинение

Знать текст произведения, лирические отступления в нем, понятиие   чичиковщина

Понимать роль главного героя в системе образов. Уметь характеризовать Чичикова и других героев в системе образов, использовать в характеристике критические замечания литературоведов.

Написать сочинение

Русская литература второй половины ХIХ века

58

А.Н.Островский. Слово о писателе. «Бедность не порок».

Особенности сюжета.

1

Усвоение новых знаний

Характеристика героев.

Рассказ о писателе на основе прочитанного.

Знать творческую биографию писателя, содержание произведения.

Прочитать страницы пьесы, помещённые в учебнике

59

Патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев. Комедия как жанр драматургии.

1

Закрепление нового материала

Чтение эпизодов

Оценивание ответов учащихся

Понимать патриархальный мир в пьесе, любовь и её влияние на героев, уметь характеризовать героев.

Ответить на вопрос «Народные песни в пьесе: их роль»

60

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе. «Белые ночи».

1

Усвоение новых знаний

Ответы на вопросы

Рассказ о писателе на основе прочитанного.

Знать содержание, уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Составить рассказ 2Мой представление о главном герое повести «Белые ночи»

61

Тип «петербургского мечтателя», черты его внутреннего мира.

1

Усвоение новых знаний

Характеристика героев

Характеристика внутреннего мира героя.

Уметь определять элементы сентиментализма в повести, анализировать произведение, выделять проблему.

Написать харак-ку героев

62

Роль истории Настеньки в повести «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести.

1

Беседа

Ответы на вопросы

Оценивание ответов учащихся

уметь характеризовать изобразительно-выразительные средства

Прочитать статью о Л.Н. Толстом, читать «Юность»

63

Л.Н. Толстой. Слово о писателе. «Юность». Обзор содержания трилогии. Формирование личности героя повести.

1







Урок внеклассного чтения






определение черт личности героя

Рассказ о писателе,

Знать особенности автобиографического произведения, содержание произведения,   о трех периодах жизни человека в трилогии

Уметь характеризовать внутренний мир героя через внешние проявления.

Прочитать «Смерть чиновника»






64

А.П. Чехов. Слово о писателе. В мастерской художника. «Смерть чиновника».

1

лекция

 Анализ рассказов: монологические ответы.

Знать творческую биографию писателя, содержание рассказа, индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..

Прочитать «Тоска»

65

А.П. Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе.

1

Беседа

Ответы на вопросы

Оценивание ответов учащихся

индивидуальную особенность рассказов писателя, эволюцию образа «маленького человека»..

Сбор материала для сочинения.

66

РР Подготовка к сочинению – ответу на проблемный вопрос «В чём особенность изображения внутреннего мира героев русской литературы второй половины ХIХ века?  ( На примере одного-двух произведений).

1

Урок развития речи

сочинение

Знать содержание произведений, проблемы, которые поднимают в них авторы.

Уметь создавать  письменное сочинение

Написать сочинение

67

Поэзия второй половины ХIХ века. Н.А.Некрасов, Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.

1

Урок внеклассного чтения

Анализ  поэтических произведений

Анализ  поэтических произведений поэзии  Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчева

Знать представителей русской поэзии второй половины ХIХ века: Н.А. Некрасов, Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

Повторить стих-я Некрасова и его предшественников

68

Многообразие жанров, эмоциональное богатство.

1

Практикум

Анализ  поэтических произведений

Анализ  поэтических произведений поэзии  А.А. Фета.

Уметь анализировать поэтические произведения

Проанализировать одно из стихотворений А.А. Фета

Русская литература ХХ века.

(24 ч.)

 Проза.

69

Русская литература ХХ века. Многообразие жанров и направлений.

1

Усвоение новых знаний

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ в.

Сообщение об особенностях русской литературы ХХ века, жанры, литературные направления..

Знать особенности русской литературы ХХ века.

Иметь представление о многообразии жанров и литерных направлений.

Прочитать статью о И.А.Бунине, рассказ «Тёмные аллеи»

70

И.А. Бунин. Слово о писателе.

«Тёмные аллеи». «Поэзия» и «проза» русской усадьбы.

1

Усвоение новых знаний

монологические ответы..

Анализ рассказа:

Знать о жизни и творчестве писателя, рассказ «Тёмные аллеи».

Прочитать одну новеллу из сборника «Тёмные аллеи» и дать письменный анализ

71

Мастерство Бунина в рассказе «Тёмные аллеи». Лиризм повествования

1

Практикум

Ответы на вопросы

Оценивание ответов учащихся

Уметь анализировать произведение

Аналитический пересказ статьи о М. Булгакове

72


М.А. Булгаков. Слово о писателе.

«Собачье сердце» как социально-философская сатира на современное общество. Система образов.

1

Усвоение новых знаний

Анализ с раскрытием художественного своеобразия произведения, его нравственной проблематики.

Знать основные сведения о жизни и творчестве писателя. Знать содержание повести, особенности булгаковской сатиры, понятие шариковщины.

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа. Уметь определять нравственную проблематику повести

Письменно ответить:

-Почему действие повести происходит в Москве?

73

Поэтика повести М.А. Булгакова «Собачье сердце». Гуманистическая позиция автора. Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира.

1

Практикум

Ответы на вопросы

Оценивание ответов учащихся

Уметь анализировать произведение

-как история калабуховского дома показывает процессы, происходящие в России?

74



75

М.А. Шолохов. Слово о писателе. «Судьба человека».


Образ главного героя.

1



1

Усвоение новых знаний


Усвоение новых знаний

монологические ответы.

Анализ рассказа:

Знать особенности композиции рассказа «Судьба человека».

Уметь характеризовать образ главного героя

Написать мини-сочинение «Война в судьбе ребёнка» (о Ванюшке)

Характеристика главного героя

76

Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека». Судьба человека и судьба Родины.

1

Усвоение новых знаний

Подготовить стих-я о Родине

77

А.И. Солженицын. Слово о писателе.

«Матрёнин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика.

1



Усвоение новых знаний

Рассказ о писателе с презентацией.

Анализ рассказа с элементами художественного пересказа и акцентом на художественном своеобразии.

Знать автобиографическую основу рассказа «Матренин двор».

Уметь раскрывать художественное своеобразие рассказа

Пересказ

78

Тема «праведничества» в рассказе. Образ праведницы, трагизм её судьбы.

1

Усвоение новых знаний

Ответ на вопрос: как вы понимаете заключительную фразу произведения7

Объяснение смысла «праведничества»  в рассказе с опорой на текст произведения и поднятые писателем проблемы.

Знать текст произведения, понятие «праведничество», уметь объяснять смысл праведничества в рассказе, поднятые писателем проблемы.

Подбор материала для сочинения

79

Р.р. Контрольная работа Сочинение по произведениям (1-2, на выбор) второй половины ХIХ и ХХ века.

1

1

Урок контроля

сочинение

Знать основные факты из жизни и творчества писателя. Знать проблематику и идейное содержание произведения

Русская литература ХХ века. Поэзия.

80

Русская поэзия Серебряного века.

1

Усвоение новых знаний

Знать содержание теоретико-литературных терминов. Уметь выделять главное и значимое в учебном материале 

Уметь конспектировать лекцию

Пересказ статьи в учебнике

81

А.А.Блок. Слово о поэте. Образы и ритмы поэта.

1

Усвоение новых знаний

Сообщение о словотворчестве поэта на основе прочитанной статьи, выразительное чтение стихотворений.

Знать основные факты биографии поэта.

Уметь выразительно читать наизусть стихотворения А. Блока

Одно стих-е Блока наизусть

82

С.А. Есенин. Народно-песенная основа лирики поэта. Тема Родины.

1

Размышления о жизни, природе, человеке.

Выразительное чтение стихотворений

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Знать основные события творческой биографии поэта, его программные произведения.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Выразит. Чт. Стих-я

83

С.А. Есенин.

Размышления о жизни, природе, человеке.

1

Размышления о жизни, природе, человеке.

Выразительное чтение стихотворений

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Уметь анализировать поэтический текст, выделяя тропы и стилистические приемы

Выразит. Чт. Стих-я

84

В.В. Маяковский. Новаторство поэзии. Своеобразие стиха, ритма, интонаций.

1

Усвоение новых знаний

Сообщение о словотворчестве поэта

выразительное чтение стихотворений наизусть.

Знать отдельные факты биографии поэта. Своеобразие ритма, интонации.

Пересказ о Маяковском

85

Маяковский о труде поэта. Словотворчество поэта.

1

Практикум

выразительное чтение стихотворений

Уметь выразительно читать стихотворения Маяковского.

Подготовить сообщение о М. Цветаевой

86

М.И. Цветаева. Особенности поэтики. Стихи о поэзии, о любви, жизни и смерти.

1

Усвоение новых знаний

Выразительное чтение стихотворений наизусть

Выразительное чтение стихотворений наизусть и их анализ.

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

1 стих-е подготовить на аналитическое чтение

87



88

Н.А. Заболоцкий. Философский характер лирики поэта.

Тема гармонии с природой, любви и смерти.

1



1

Усвоение новых знаний

Выразительное чтение стихотворений наизусть

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Выучить наизусть понравившееся стих-е Заболоцкого

89

А.А. Ахматова. Слово о поэте. Трагические интонации в любовной лирике.

1

Усвоение новых знаний

Сообщение о поэтессе с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Знать факты биографии поэтессы. Особенности новаторства, традиций, тематику стихотворений, трагические интонации в любовной лирике,

отношение к поэту и поэзии.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Дать краткую поэтическую характеристику Ахматовой

90

А.А. Ахматова. Тема поэта и поэзии. Особенности поэтики.

1

Усвоение новых знаний

Выразительное чтение стихотворений

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Приготовить сообщение о Б.Л. Пастернаке

91

Б.Л. Пастернак. Философская глубина лирики поэта. Вечность и современность.

2

Усвоение новых знаний

Сообщение о поэте с презентацией.

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, их философский характер.

Уметь выразительно читать и анализировать стихотворения.

Приготовить сообщение о  А.Т. Твардовском

92

А.Т.Твардовский. Слово о поэте. Раздумья о Родине и природе в лирике поэта.

«Урожай», «Весенние строчки»

1

Усвоение новых знаний





Сообщение о поэте с презентацией «К юбилею поэта».

Выразительное чтение стихотворений и их анализ.

Знать факты биографии поэта. тематику стихотворений, особенности творческого метода поэта.

Уметь выразительно читать, пересказывать и анализировать стихотворения.

Выразит. чт. Стих-я

93

Песни и романсы на стихи русских потов 19-20 веков

1

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение стихотворений

Выразительное чтение стихотворений

Умение исполнять песни и романсы

Приготовить для исполнение песню

94

Песни и романсы на стихи русских потов 19-20 веков

1

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение стихотворений

Выразительное чтение стихотворений

Умение исполнять песни и романсы

Подготовиться к зачётному уроку

95

 Зачётное занятие по русской лирике 20 века.

1

Урок контроля

контрольная работа

Уметь анализировать произведение русской лирики ХХ века.

Прочитать Катулла и Горация

Из зарубежной литературы (6ч.)

96

Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не найдётся приязнь заслужить…». Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…».

1

Урок внеклассного чтения

Выразительное чтение стихотворений

Выразительное чтение стихотворений

Подготовить сообщение по творчеству Д.Алигьери

97

Данте Алигьери. «Божественная комедия» (обзор, фрагменты).

Множественность смыслов и её философский характер.

1

Усвоение новых знаний

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы

Иметь представление о творчестве Данте,  о героях произведения и знать содержание 1-3 песен «Ада».

Уметь выразительно читать текст песен, определять их аллегорический характер.

Прочитать «Гамлет»

98

У. Шекспир. «Гамлет». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Гуманизм общечеловеческое значение героев.

(Гамлет и его одиночество в конфликте с реальным миром.).

1

Усвоение новых знаний

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы

Знать основные факты из жизни Шекспира, содержание трагедии «Гамлет». Иметь представление о героях трагедии. 

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

Анализ эпизода

99

Трагизм любви  Гамлета и Офелии. Философский характер трагедии. Гамлет как вечный образ мировой литературы.

1

Урок внеклассного чтения

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы

Уметь участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения

Прочитать «Фауст»

100

И.-В. Гёте. «Фауст». (Обзор с чтением отдельных сцен).

Философская трагедия. Особенности жанра. Идейный смысл трагедии.

(Противопоставление добра и зла. Поиски справедливости и смысла жизни.

1

Усвоение новых знаний

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы

Знать основные факты из жизни Гете, содержание отдельных сцен.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

101

 Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Фауст  как вечный образ мировой литературы).

1

Урок внеклассного чтения

Ответы на вопросы

Ответы на вопросы.

Уметь раскрывать

мотивы поступков героев

102

Итоговые занятия по курсу 9 класса.

Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Урок повторения и обобщения

Ответы на вопросы.

Тестирование.

Ответы на вопросы.

Тестирование

Ответы на вопросы (по уровням)

Задание на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл . Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

Рабочая программа по предмету «Литература. 6 класс» на основе программы по литературе В. Я. Коровиной

Настоящая рабочая программа по  литературе  для VI класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стра...

Рабочая программа по предмету «Литература. 5 класс» на основе программы по литературе Г. С. Меркина

Настоящая рабочая программа по литературе для V класса рассчитана на изучение литературы на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучени...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе на 2014 – 2015 учебный год 6 класс (2 часа в неделю, за год 68 часов) Учебно-методический комплект: Планирование составлено на основе общеобразовательной программы Литература. 5 – 11 классы// Под

Настоящая программа по литературе для 6 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования ...

Рабочая программа по литературе для 5–9 классов на основе авторской программы В.Я.Коровиной и др. (Рабочие программы. Литература. 5-9 классы. Предметная линия учебников под редакцией В.Я.Коровиной)

Рабочая учебная  программа по литературе  для основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по л...